26 марта 2020 26.03.20 49 41K

Persona 5 Royal: Обзор

Играл на Sony PlayStation 4

Оригинальная Persona 5 вышла три года назад и по-прежнему считается одной из лучших игр на PlayStation 4. Красивая, стильная, увлекательная, масштабная – как её только не называли, и все эти характеристики были и остаются справедливыми. Без изъянов, конечно, не обошлось, и по старой традиции Atlus решила исправить недочёты в дополненной версии. К счастью, в этот раз вечным пленником портативной консоли переиздание не станет – как и оригинал, Persona 5 Royal доступна на PS4. При этом сохранения из старой игры не перенести, да и сниженную цену её обладатели не увидят – платить нужно как за новинку. Всё потому, что мелких и крупных изменений тут запредельно много, и в виде загружаемого дополнения предложить всё это было бы невозможно.

 

Снова в школу

В основе своей Persona 5 Royal остаётся той же игрой. Подростки, совмещающие учёбу и личную жизнь, обнаруживают, что способны с помощью загадочного приложения на смартфоне проникать в подсознание людей. Охотятся ребята в основном на негодяев, а себя называют «Призрачными похитителями сердец» – у каждого подлеца (хотя целями тут не всегда становятся злодеи) настолько извращённое представление о реальности, что в глубине души он видит себя в замке или другой роскошной постройке. Подобные локации называются дворцами, и в глубине каждого из них есть оберегаемое виновниками сокровище, после похищения которого цель в реальном мире внезапно подобреет и чуть ли не публично за всё извинится.

В Persona 5 очень много разнообразных элементов, которые прекрасно сочетаются в долгой, засасывающей в себя игре. Тут и на уроках надо сидеть, слушая учителей и отвечая на вопросы (лекции и экзамены, кстати, в Royal совершенно другие). И развлекаться после школы с друзьями – либо откликаться на их просьбы, либо брать инициативу в свои руки и приглашать их на свидания или просто ходить в кинотеатр и забегаловки. И зарабатывать деньги, продавая трофеи из дворцов или работая в цветочном или продуктовом магазине. И посещать параллельный мир, сражаясь там с противниками и улучшая характеристики.

Иногда персонажи решают обратиться к школьному психологу. За их беседами мы наблюдаем со стороны.
Иногда персонажи решают обратиться к школьному психологу. За их беседами мы наблюдаем со стороны.

Чем дольше играешь, тем больше становится вариантов и тем труднее выбирать, на что потратить день или вечер. Однако если раньше это действительно было проблемой, то в Royal свободного времени значительно больше. Одна из главных претензий к оригиналу была связана с котом Морганой – дескать, слишком часто этот персонаж вынуждал игрока ложиться спать и терять целый вечер. Теперь же кот просто запрещает покидать пределы кафе, где живёт протагонист, а внутри здания можно улучшать хоть какие-то характеристики. Варить кофе ради очков доброты, мастерить отмычки, заниматься учёбой, смотреть DVD. Диски, кстати, не покупаешь по отдельности, а лишь отдаёшь небольшую сумму за годовой абонемент – больше никаких штрафов за позднее возвращение фильма в магазин.

В то же время стало больше и развлечений. В Royal есть новая локация (Китидзёдзи) с джазовым баром, дартсом, бильярдом и храмом для медитации – всё это позволяет улучшить разнообразные характеристики. В местном «секон-хенде можно продавать грязную броню, которую постоянно забываешь сдать в стирку, и получать за неё очки для покупки ценных расходных предметов. А местный продавец аксессуаров предлагает отличные ожерелья, усиливающие атаки при использовании тех или иных приёмов во дворцах.

Район Китидзёдзи – самый крупный в игре.
Район Китидзёдзи – самый крупный в игре.

Новые и старые друзья

Самое важное нововведение – совершенно новый семестр со своим сюжетом и дворцом, и этот бонусный эпизод оказывается одним из лучших в игре. Специально ради него в Royal ввели двух дополнительных персонажей: школьного психолога Маруки (появляется он, конечно, после первого дворца – игравшим в оригинал причины понятны) и очаровательную ученицу Касуми, увлекающуюся гимнастикой. У обоих героев, как и у остальных товарищей и напарников, есть уровни близости с протагонистом. Однако они не только даруют игроку новые способности, но и каждый раз повышают показатели на пять единиц: Маруки – ману, а Касуми – здоровье.

И Маруки, и Касуми вписались в историю отлично. Первый вызывает к себе учеников для задушевных разговоров, а с протагонистом обсуждает психологию, пытаясь лучше разобраться в том, как устроено человеческое сердце. Вторая при каждой встрече умиляет своей непосредственностью и приглашает героя в самые разные места, а иногда и вовсе попадается за пределами запланированных встреч. Диалоги с ней каждый раз вызывают улыбку, но всё же жаль, что играбельным персонажем она становится так поздно.

Касуми может говорить о гимнастике бесконечно, но всё же переключается и на другие темы.
Касуми может говорить о гимнастике бесконечно, но всё же переключается и на другие темы.

Оба новичка играют большую роль в бонусном семестре, так что для получения доступа к нему отношения с Касуми должны достичь пятого уровня, а с Маруки – девятого. Плюс необходим восьмой уровень с Акети, процесс близкого знакомства с которым изменился. Если условия не выполнены, игра закончится на том же месте, что и оригинал. Об этом ни разу не предупреждают, из-за чего можно оказаться в неприятной ситуации, когда потратил на игру кучу времени и лишился возможности оценить дополнительную сюжетную линию. С другой стороны, времени на всё это достаточно много, да и намеренно игнорировать новых героев вряд ли кто-то станет, особенно когда они постоянно напоминают о себе SMS-ками.

Заведения, предлагающие работу с частичной занятостью, теперь сообщают об особенно загруженных сменах и дают за них больше денег и бонусов к характеристикам. Друзья, с которыми проводишь время, звонят после встречи и обсуждают прошедший день – если нормально им отвечать, следующее повышение ранга получишь раньше и не придётся приглашать их лишний раз просто так. Это одно из многих нововведений, делающих персонажей ещё более живыми: в Royal нарисовали больше портретов в диалогах, благодаря чему эмоции передаются значительно лучше, а иногда нам показывают сцены со встречами героев без участия протагониста.

Третье семя воли всегда охраняется крепким противником, к бою с которым лучше подготовиться.
Третье семя воли всегда охраняется крепким противником, к бою с которым лучше подготовиться.

Дворцовые тайны

Многочисленные нововведения бросаются в глаза и за пределами школьной жизни. Боссы в дворцах обзавелись новыми механиками или даже фазами боя, благодаря чему сражения с ними более захватывающие. Дизайн самих дворцов тоже частично изменили – теперь у главного героя с самого начала есть крюк, позволяющий цепляться аки Человек-паук за некоторые поверхности. Слишком большую свободу это не даёт, зато исследовать локации интереснее. Вдобавок в каждом дворце теперь спрятаны семена воли, о которых при приближении предупреждает Моргана. Собираете все три штуки и получаете аксессуар, плюс каждое семя при его нахождении восстанавливает часть маны.

Вообще, такого дефицита маны, какой был раньше, теперь не испытываешь, и проходить дворцы за один забег стало значительно легче. Поскольку Моргана реже заставляет спать по ночам, появляется свободное время для варки кофе, а во дворцах этот напиток восстанавливает аж 30 единиц маны. По мере прохождения разблокируешь мощнейшие атаки, названные Showtime, – возможность их использовать появляется случайно, и при этом никакие ресурсы на них не затрачиваются. Это уморительно смешные сценки с участием двух героев, причём в команде достаточно иметь лишь одного из них – опция всё равно будет появляться.

Ролики Showtime-атак можно пропускать, но даже в двадцатый раз они поднимают настроение.

Передача эстафеты (baton pass) здесь устроена иначе – теперь доступ к ней есть сразу у каждого героя. Основа осталась той же: если персонаж нашёл слабость у врага и оглушил его, герой получает ещё один ход и может передать его напарнику. В Royal при этом не только происходит постоянное увеличение урона, но и восстанавливаются здоровье и мана, а последний получатель и вовсе сможет использовать любой приём «бесплатно». За счёт этого пошаговые сражения становятся более яркими, но и это не предел – если играть с друзьями в дартс в Китидзёдзи, можно усилить бонусы за эстафеты, что сделает команду ещё опаснее. Да и сам дартс получился забавной мини-игрой, в которой кидать дротики нужно с помощью гироскопа DualShock 4.

Бои стали увлекательнее не только благодаря этому. Патроны теперь восстанавливаются после каждого поединка, что делает огнестрельное оружие куда полезнее. Если у побеждённого противника хочется забрать персону путём переговоров, Моргана подскажет, какой должен быть тон беседы, – больше никаких «угадаек». А среди врагов встречаются disaster shadows – оппоненты, которые совершают контратаку после каждого вашего удара и взрываются в случае смерти, нанося большой урон всем своим товарищам. Заодно они оставляют после себя всякие ценные предметы.

Если противник может взорваться, имеет смысл подумать над тактикой.

И многое, многое другое

Помимо дворцов редизайну подверглась и многоэтажная локация Mementos, где герои (в свободное время) пытаются проучить людей, преступления которых меркнут на фоне злодеяний сюжетных негодяев. В обновлённой Mementos появился новый персонаж – загадочный мальчик Джозе, открывший собственный магазин.

Исследуя локацию, протагонист собирает цветы и может обменять их на зелья, оружие, броню и прочие полезные вещи. А расставленные на каждом этаже печати, если их активировать, позволяют увеличить количество получаемых денег, предметов или опыта в пределах Mementos. Так что поездки по разным этажам становятся менее утомительными и занудными.

Джозе также встречается в Thieves Den, собственном дворце главного героя. Это ещё одна совершенно новая локация, посетить которую можно в любой свободный день в главном меню. В этом просторном зале есть обвешанные концепт-артами и скриншотами стены (всё удаётся приблизить и внимательно рассмотреть), стоит проигрыватель с музыкой (а новых композиций тут почти три десятка), в кинотеатре позволяют перезапустить ролики, на постаментах можно размещать украшения, статуи и прочие элементы декора, которые посещающие зал персонажи обязательно прокомментируют. Там же с виртуальными друзьями предлагается сыграть в карточную игру Tycoon, увлекающую похлеще основной истории. С Thieves Den, кстати, связаны многочисленные внутриигровые достижения вроде получения 30 персон или сотни побеждённых «огнестрелом» врагов.

Аксессуары, полученные за поиск семян воли, Джозе сделает чрезвычайно полезными.
Аксессуары, полученные за поиск семян воли, Джозе сделает чрезвычайно полезными.

В Velvet Room, где протагонист жертвует старыми персонами ради новых, тоже полно изменений. Отныне там периодически запускается тревога, во время которой можно получить более мощные персоны, чем в обычные дни. Там же проводятся испытания с редкими наградами, где сражаешься с разными противниками. У персон теперь есть черты характера (traits) – пассивные эффекты, переносящиеся при слиянии. А с надсмотрщицами Каролиной и Джустиной есть новые забавные сценки, где вместе с главным героем они посещают локации в реальном мире и пытаются разобраться в человеческой психологии.

Всё это и многое другое, очевидно, в DLC не предложить, да и быстро становится понятно, почему старые сохранения не поддерживаются. Можно долго спорить о выбранном Atlus направлении и «неэтичности» выпуска таких изданий за полную цену спустя несколько лет, но в Persona 5 Royal достаточно нововведений, чтобы издание могло заинтересовать даже проходивших оригинал. В основе своей это по-прежнему невероятная игра, в которой даже спустя сотню часов надеешься, что финал увидишь не скоро. А в Royal и контента больше, и геймплей обновился, и новые персоны есть – и без того восхитительная JRPG стала ещё лучше, закрепив за собой статус одной из лучших игр поколения.

Плюсы: по-прежнему одна из лучших игр поколения; новые герои отлично вписались в историю; более 20 часов нового контента; изменения в расписании позволяют быстрее улучшить отношения и характеристики; нововведения в боевой системе делают сражения интереснее; режим Thieves Den и связанная с ним мини-игра придутся по душе фанатам; изменения в Mementos понравятся тем, кто считал эту часть игры не самой увлекательной; платиновый трофей получить значительно проще, чем в оригинальной Persona 5; множество других качественных изменений.

Минусы: дополнительный семестр не разблокируется, если не проводить время с новыми героями, и об этом нигде не предупреждают.

Оценка игры
Выбор Stopgame

Поддержи Стопгейм!

Persona 5 Royal

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
31 октября 2019
1.5K
4.6
640 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Persona 5 игра такая, за 2 часа её понять ну вот никак нельзя, так как в среднем на неё уходит 100 — 120 часов. Я так скажу, в моём прохождение игра прекратила меня обучать только на 20-м часу игры, так что вот. Игра огромная и она требует огромное кол-во часов, а не пятиминутного взгляда.
Работу то никто не отменял ). Плюс, несмотря на кучу переехавших на осень игр, весна все же не пустует: тут тебе и DOOM Eternal и Resident Evil 3, Gears Tactics под конец апреля, Элли и ее боевые ножницы в конце мая… И это все не считая бэклога, в котором уже 1,5 года Yakuza 6 ждет своего часа…
Очень странное мнение ты слышал… прям очень странное. Рояль правит много косяков ванилы, не все, но большинство. А так: больше игра, больше сюжета, больше геймплея, лучше раскрыты персонажи, которым в ваниле тупо времени не хватило.
А по Scramble никаких материалов не планируется? Интересно, что же это за зверь такой.
графика была на уровне пс3 или даже пс2 похоже


1- кое кто видать не в курсе как выглядели игры на ПС2. в одной модельке джокера полигонов больше чем в целом городе условной ГТА: СА. про текстуры и эффекты я вообще молчу
2 — ты, возможно, удивишься, но П5 ВЫХОДИЛА НА ПС3! естественно графика будет как на пс3, блжт
«Оба новичка играют большую роль в бонусном семестре, так что для получения доступа к нему отношения с Касуми должны достичь пятого уровня, а с Маруки – девятого. Плюс необходим восьмой уровень с Акети, процесс близкого знакомства с которым изменился. Если условия не выполнены, игра закончится на том же месте, что и оригинал. Об этом ни разу не предупреждают, из-за чего можно оказаться в неприятной ситуации, когда потратил на игру кучу времени и лишился возможности оценить дополнительную сюжетную линию.»
За это спасибо. Буду иметь в виду.
Зачем играть в оригинал, когда есть расширенная версия?

Я конечно некропостер, но просто прифигел от такого размашистого текста. Ну, т.е. первые две персоны относились к серии Shin megami tensei и поэтому имели такую угнетающую атмосферу и серьезный сюжет. Потом Персона стала отдельным брендом про школьников. Но что самое важное, что серия Shin Megami Tensei со своей гнетущей и серьезной атмосферой продолжила существовать и игры по ней выходят параллельно с Персоной. Возможно ты играл не в те игры все это время)))

Кстати о платине, не стал этому отдельный абзац посвящать. Она тут в разы проще, чем в оригинале. Максимальный ранг нужен только у одного конфиданта, многие ачивки это просто сделать что-то один раз. Практически никакого гринда, все вроде как получается за одно прохождение без особых напрягов.
Ну вот да, согласен. Привык, что пройденные мной JRPG стараются за шкирку швырнуть в события, сразу увлечь (исключение — YS VIII). А тут погружение в будни. Вот и запнулся о долгую раскачку. Думаю, неделька-три и смогу снова попробовать =)
Ну да, все Persona, начиная с третьей, очень медленно разгоняются и тут уже кому как. Кстати, забавно, но когда ты уже проникся персонажами, историей и геймплеем, то ты наоборот начинаешь молиться разработчикам, чтобы они сохраняли такой медленный темп, чтобы подольше остаться в мире игры. Ну, по крайней мере у меня так было.

А ты, если возьмёшься за P5, будешь ванильную версию добивать или свежий Рояль возьмёшь? Так как Рояль, как минимум, добавляет двух новых, неплохих, персонажей и расширяет личную историю и драму антагониста. Про +20 часов дополнительного контента я вообще молчу.
Я бы не сказал что упростили (смотрел прохождения на яп версии дворцов). У всех боссов появилась по ещё одной фазе, очень усложнили первый и второй за счет перетасовки демонов (теперь нельзя получить веселые нагиб приемчики слишком рано). Все баффы на голду и тд больше для казуалов, после 1 похода в мементос всё также число денег можно устремить в любое нравящееся значение.

Showtime (aka Unison attack) не прокает прям настолько часто, да и урона тоже там прям не дофигилион. Плюсом открываются они достаточно поздновато, так что к тому моменту ты уже имеешь арсенал для полома любой SMT-like игры.
Опять покупать… А я и не против.
Вопрос к знатокам: Можно спокойно вливаться с персоны 5 рояль, если не играл п5? А то слышал мнения якобы ванила лучше
Я за ванильную возьмусь: мне тяжело очень большие игры осваивать. Исключение есть одно, и это Xenoblade Chronicles 2.
Так что я пока хочу понять, чем она хороша и насколько сможет меня увлечь)
Я жуткий фанат хс2) игра, которая влюбила в себя и вернула интерес ко всему японскому))
Так что надеюсь на п5)))
В итоге с одной стороны заманчивое предложение в виде обновленной и улучшенной Persona 5, которая не без недостатков, но понравилась, и даже хочется вроде пройти эту улучшенную версию. А с другой стороны P5 съела 140 часов моей жизни и с учетом всего нового контента P5R съест от 160 часов. Где найти столько времени???
Сейчас же как раз карантин, идеальный момент для нее.
Я чот в декабре P5 купил, начал проходить, но на моменте знакомства с миром, а это первые два часа игры, вроде как несколько «дней» подряд ленивого повествования, меня переехало поездом из Atelier Ryza, из-за чего интерес к P5 резко угас. Пока не могу восстановить его. Для меня это большой минус.

Пока не могу понять восторгов от игры, которая меня пока что если и удивила и постаралась увлечь, то только приятной музыкой под прыжки в казино в самом начале. Надо поиграть в нее подольше, по-хорошему.
Отвечу сам, как раз вышел ролик на эту тему
Читай также