Просматривая список январских релизов, я поначалу не обратил особого внимания на Dark Fall: Ghost Vigil, но потом что-то ёкнуло, вспомнилось. Неужели та самая Dark Fall от Джонатана Боакса (Jonathan Boakes), продолжение серии, о которой я писал ещё на заре своей игрожурской деятельности? Я словно увидел призраков из далёкого прошлого (а первая Dark Fall вышла аж в 2002 году!), но эти привидения не пугали, а радовали, словно встреча со старыми друзьями…
В заросшем парке стоит старинный дом
Действительно, первая Dark Fall: The Journal за авторством британца Джонатана Боакса вышла в самом начале этого века и установила моду на атмосферные независимые хоррор-квесты — это были не нынешние (в большинстве своём) поделки, а действительно пугающие, талантливые игры. При не самых, мягко говоря, больших бюджетах, используя схему перемещения по стрелочкам между статичными картинками, они умудрялись не на шутку пугать и щекотать нервы не столько скримерами, сколько шорохами, звуками, звенящим в воздухе напряжением — в общем, атмосферой и проработкой темы.
При этом Боакс по большому счёту делал вариации одной и той же игры — про исследование очередного проклятого старого дома или, например, заброшенного отеля, наполненного призраками. А их действие чаще всего разворачивалось в его родном графстве Корнуолл, на родине короля Артура, которая буквально пропитана кельтскими легендами, волшебством и мистикой.
Забиты окна, и мрак царит извечно в нём
В Dark Fall: The Journal мы исследовали привокзальный отель города Довертон, наполненный привидениями и звуками, от которых можно запросто поседеть. Людей там не было вовсе — только привидения. Но Боакс умудрялся пугать буквально видом пустой комнаты. В Dark Fall: Lights Out (2004) мы уже расследовали загадочное исчезновение маяка в местечке Тревортон. А пять лет спустя в Dark Fall: Lost Souls вернулись туда, куда без роты священников лучше не соваться: в зловещий отель в Довертоне, где в роли пожилого инспектора полиции принимали на мобильный телефон пугающие SMS от мёртвой девочки.
Перед этим, в 2008 году, Боакс ещё выпустил шикарную The Lost Crown: A Ghost-hunting Adventure — снова Корнуолл, снова в центре внимания призраки и духи, но на этот раз вокруг куда больше живых людей, в том числе профессиональных охотников за привидениями, вооружённых кучей навороченных гаджетов. И в этом смысле новая Dark Fall: Ghost Vigil, столь неожиданно появившаяся через 11 лет после выхода третьей части серии, больше всего похожа именно на The Lost Crown.
Мне больно видеть белый свет, мне лучше в полной темноте
Дело в том, что в Dark Fall: Ghost Vigil мы выступаем в роли новичка в Оксфордской паранормальной группе — любительском, но очень профессионально оснащённом объединении энтузиастов, которые верят в духов. Для их поиска они выбрали идеальное место — заброшенное поместье Харвуд, которое было построено ещё в 1747 году для лорда Харвуда и его семьи. Естественно, в этой семье потом произошла трагедия, после чего сменилось множество владельцев — они все словно хотели как можно скорее съехать отсюда. Вы уже догадываетесь почему… Потом там были гостиница, роддом и, наконец, детский приют, также давно закрывшийся.
Нам, как новичку, сразу по прибытии выдают множество гаджетов и устраивают разные тесты, испытания. Нужно, например, обходить всю территорию со специальным диктофоном и записывать паранормальные звуки, а потом с помощью специальной программы на планшете расшифровывать их, пытаясь угадать сквозь шорохи и шумы, какие же фразы там произносятся. Или наблюдать за фантомами и аномалиями через камеры и мониторы, определяя, где там вдруг неожиданно сквозь помехи мелькают странные фигуры или летают светящиеся сферы, где слышны шорохи и крики.
Естественно, это далеко не все инструменты для увлекательного проведения досуга в обществе привидений. Есть ещё особый радиоприемник, принимающий странные голоса и звуки, детектор, указывающий на электромагнитную и паранормальную активность, сканер, позволяющий в ультрафиолете увидеть, например, отпечаток детских ладошек на стене или какие-то надписи. Также с призраками можно общаться с помощью особой доски, задавая им вопросы типа «Кто здесь?», «Что случилось?» и «Вы живы или нет?».
И всё это, конечно, дополняется камерой с режимом ночного видения и классическим фонариком — кругом не то чтобы кромешная тьма, но и, прямо скажу, не Невский проспект днём июньским днём. А призраки, как известно, любят скрываться в тени.
Но тут же раздался ужасный голос во мгле
Чем дальше, тем сложнее и интереснее. История получилась, может, и не такой жуткой, как в Dark Fall: Lost Souls, где мы искали разноцветные детские глазки под окровавленной, истыканной ножницами кроватью, но тоже по-своему сильной. Скажу лишь, что в какой-то момент помощь уже понадобится не нам, а другим членам группы.
Боакс, как всегда, отлично работает с текстами и деталями. Все эти многочисленные фотографии, детские рисунки, аудиозаписи, стихи, старые книги с иллюстрациями и так далее и тому подобное — всё работает на то, чтобы мы поверили в историю, которая всё дальше и больше раскрывается в своих не самых приятных подробностях.
Да, пугают нас тут, может, и не так настойчиво, как в прошлых выпусках Dark Fall — меньше скримеров и таких валидольных моментов, когда, например, мёртвая девочка вдруг появляется прямо у вас за спиной. Но всё равно постоянно чувствуется напряжение, тот самый хичкоковский саспенс — особенно когда вы общаетесь с призраками, прослушиваете страшные детские рассказы на стареньком магнитофоне, выуживаете из диктофона фразы вроде «Томас останется с нами» или, например, задаёте фантомам вопросы.
То есть, как и всегда в серии, огромное значение имеет шикарная работа со звуком. Завывание ветра, дополненное странными голосами, плачем и вскриками, будет сопровождать вас всю игру. И вот после того, как вы с камерой и диктофоном покачаетесь на качельках на местной детской площадке, слушая завывания и далёкие детские голоса из прошлого, уверен, к качелькам реальным сможете подойти не сразу — даже если нужно выгулять брата, сестру или своего ребёнка.
Мне слишком тесно взаперти?
Радует и разнообразие пазлов. Это при том, что вся игра проходит в поместье Харвудов и нам постоянно приходится посещать одни и те же места. Тесно ли в них? Кому-то может показаться, что да, но на самом деле именно разнообразие загадок не даёт заскучать. Если, например, в начале мы просто слушаем, записываем и расшифровываем голоса, то позже придётся ещё использовать разные фильтры, чтобы понять, о чём идёт речь. Или вылавливать ключевые слова, которые говорят призраки. Или искать фантомы на фотографиях. Потом добавятся даже дроны с видеокамерами.
При этом, несмотря на наличие множества современных гаджетов, по своей механике Dark Fall: Ghost Vigil остаётся классическим квестом с перемещением по стрелочкам и видом от первого лица. Поэтому тут много и классических упражнений — сбор предметов и их применение в правильных местах, поиск кодов к замкам, правильное расположение рун, алхимические экзерсисы с колбочками. Придётся и садовником, смешивающим семена, побыть, и на пианино поиграть, чтобы запомнить и повторить нужную мелодию. Подсказки при этом можно найти в старых книгах и стихах и даже в координатах расположения планет Солнечной системы.
Так как события разворачиваются в бывшем детском приюте, многие загадки задействуют игрушки. И если в самом начале есть лишь простенькое мемо, то потом придётся бросать кубики в настолке (не Dungeons & Dragons, но всё же), где после вашего хода всю комнату вдруг может охватить огонь. В такие моменты даже без заполонивших голову голосов становится страшно.
Dark Fall: Ghost Vigil — один из самых неожиданных и главных релизов января. Это, если хотите, почти триумфальное возвращение корифея классических инди-хорроров, который устраивает этакий мастер-класс своим молодым коллегам и показывает, как можно дёшево (если говорить именно о бюджете), но очень качественно и атмосферно не пугать, а, скорее, погружать публику в нервную, напряжённую атмосферу сказки про проклятый старый дом. Очень хочется, чтобы Джонатан Боакс и его Darkling Room на этом не останавливались.
Плюсы: интересная история; нервная и пугающая атмосфера; увлекательный геймплей, построенный как на решении классических пазлов, так и на использовании множества гаджетов; шикарная работа со звуком.
Минусы: всё действие разворачивается в одних и тех же декорациях; не всегда понятно, чего от нас хотят авторы.
Лучшие комментарии
Знай — это обзор Волошина.
atomgribТащемта у них есть канал на ютубе, где есть видео их будущих проектов. Там даже есть что-то напоминающее тихий холм. Другое дело, что неизвестно, когда выйдет. Вторая часть Lost Crown уже сколько лет переносится на следующий год, а должна была выйти давным-давно.
Еще к Lost Crown выходил небольшой аддон на хэллоуин, который есть в стиме. Для меня как раз сюрприз в том, что вышла новая часть Дарк Фолл, а не Lost Crown.
В целом, мне игра не понравилась. Тут стоило бы вспомнить такую игру как Barrow Hill, у которой хотя бы была конкретная цель. Как и у потерянной короны. А что серия Dark Fall. Понятие «исследование» довольно размыто. Ты просто должен угадать, что от тебя хочет автор, а не решить какую-то конкретную задачу. При этом твои понятия «поиски приведений» могут сильно отличаться от понятий автора, но подсказок он тебе никаких не даст.
Атмосферно — да. Но в плане прогресса дизайнерской мысли Боакс так и остался в нулевых. Хотя и по меркам нулевых он был довольно пресным.
Я говорил в контексте, что тебе не нужно гадать, что там задумал автор, какие действия ты должен сделать, чтобы сюжет стриггерился.
То что все «исследования» строго заскриптованы. И все продвижение по игре строго заскриптовано на них. Тебе не нужно «исследовать», тебе нужно догадаться, что хотел автор.
Шорох стала культовой ровно благодаря одному единственному моменту, генерирующему кирпичи, без него это был бы просто рядовой атмосферненький квест.
Но плюсы классических квестов, что логика решения паззлов в них универсальна. Все решения на бытовом уровне понятны игроку (и то не всегда). Тут же мы охотники за приведениями, в быту такого нет, а значит здесь довольно богатый простор для воображения игрока. И вот тут и проблема, воображение у тебя богатое, но разработчику плевать на него и ты должен делать ровно то, что он задумал. Но подсказок, что он задумал, он тебе, конечно, не даст.
Тут всплывают в голове флешбеки из утерянной короны, когда у гг куча предметов в инвентаре, некоторые из которых ни разу не использовались за все прохождение, которые ты и так и сяк комбинируешь-применяешь, но гг ни одного лишнего слова не скажет, кроме как «that's not right».