10 декабря 2019 10.12.19 38 70K

MechWarrior 5: Mercenaries: О ценности меха — лучшие игры про боевых роботов

10 декабря выходит MechWarrior 5: Mercenaries, долгожданная новая игра по вселенной BattleTech. Согласитесь, это отличный повод вспомнить лучшие развлечения про то, как бледные и не спящие по ночам геймеры, сидя у себя дома за голубыми экранами, с упоением управляют огромными боевыми роботами.

MechWarrior 4: Mercenaries, 2002 год

Настольную вселенную BattleTech придумала и запустила корпорация FASA в 1984 году. А уже в 1989 году появилась первая компьютерная игра по мотивам — MechWarrior, которая во многом определила основную направленность всей серии. А именно — упор на детальную проработку мехов, которых можно апгрейдить и настраивать, достаточно реалистичная симуляция физики боевых машин, полноценная и местами даже драматичная сюжетная линия — да ещё и с моральными дилеммами. Плюс, конечно, наёмники, управление целым боевым звеном и почти полная свобода, позволяющая вольно путешествовать между планетами Внутренней Сферы, заключать контракты с пятью основными фракциями (Великими Домами), нанимать пилотов, настраивать и покупать новых мехов.

Всё это так или иначе присутствовало и в других выпусках серии, среди которых наиболее популярной и коммерчески успешной до сего дня (а про результаты пятой части мы пока ещё ничего не знаем) стала четвёртая часть. Она вышла изначально в 2000 году под названием MechWarrior 4: Vengeance и помимо «сингла» с сюжетом на три десятка миссий предложила лихой мультиплеер с «десматчем», захватом флага и «Королём горы». Впервые после второй части тут разрешили играть за наемное подразделение, выбирая между Gray Death Legion, Kell Hounds, Wolf's Dragoons и Northwind Highlanders, что влияло на баланс. Выбор был и в сюжете, рассказывающем о противостоянии двух наследных домов: работая на одних, мы портили отношения с другими. Это приводило к разным концовкам.

Через два года игра обновилась до лучшей версии себя и стала называться MechWarrior 4: Mercenaries — в нее добавили новые миссии, мехов и новые возможности по управлению звеном.

На E3 в 2000 году MechWarrior 4: Vengeance критики назвали лучшим симулятором.
На E3 в 2000 году MechWarrior 4: Vengeance критики назвали лучшим симулятором.

MechWarrior Online, 2013 год

MechWarrior 4: Mercenaries получилась отличной и собирала награды от игровых СМИ, но именно после выхода четвёртой части серия практически умерла — или, как теперь оказалось, впала в продолжительную кому. Работы над пятой частью велись почти год, но потом они были на долгие годы остановлены. И только усилия фанатов, ваявших любительские сетевые дополнения к MW4 (например, NBT HardCore, приближавшее игру к настольному оригиналу), поддерживали жизнь в этом обесточенном железном теле.

Во многом всё объясняется тем, что компания FASA как раз на рубеже тысячелетий (а именно в 2001 году) продала права на свои системы BattleTech и Shadowrun компании WizKids. Долго и спокойно смотреть на начавшуюся чехарду с правами Джордан Уайзман (Jordan Weisman), создатель вселенной Battletech и основатель FASA Corporation, не смог. Через какое-то время он вместе с президентом Piranha Games начал разрабатывать идею онлайновой игры по вселенной BattleTech. Анонсировали MechWarrior Online в 2009-м, к 25-летию франшизы, а вышла она в 2013 году.

Несмотря на то что это достаточно сложная игра и по техническому исполнению, и по порогу вхождения в неё, она сумела завоевать популярность и найти свою публику. Основное блюдо в MechWarrior Online — это командные сражения 12 на 12 на огромных картах, где нужно уничтожить всех оппонентов или захватить вражескую базу. Хотя есть и дуэли один на один или два на два. При этом огромное значение имеют командная тактика, а также ваши собственные мозги.

«Я его слепила из того, что было».
«Я его слепила из того, что было».

Это неторопливый шутер про громоздких мехов, в котором нужно постоянно держать в голове массу нюансов: скорость и инерцию при перемещении, расстояние до цели, уровень перегрева, тип местности (на снегу охлаждаемся быстрее), возможность развернуть корпус против направления движения и использовать оружие, закреплённое на руках. Плюс, конечно, внимание уделено кастомизации боевых машин в ангаре. Из других очевидных плюсов — каноничные для вселенной сюжетные события и тактильные ощущения от пилотирования, когда, сидя в кабине, ты буквально кожей чувствуешь тяжесть и мощь своего меха.

Да, в MechWarrior Online есть «донат», но если ваши руки растут из нужного места, то играть и побеждать получится и без особых потерь для кошелька.

В таких условиях и перегрев не страшен.
В таких условиях и перегрев не страшен.

BattleTech, 2018 год

Всё тот же Джордан Уайзман, отец-основатель BattleTech, сейчас возглавляет студию Harebrained Schemes. А та в 2012 году выпустила Shadowrun Returns — тактическую RPG по правилам Shadowrun. А спустя несколько лет по такой же схеме Уайзман со товарищи решили перенести в виртуальную реальность и мир BattleTech. Одноимённая тактика с сильным ролевым уклоном, вышедшая в 2018 году, стала первой за долгие годы игрой по этой вселенной.

Подробнее я рассказывал о ней вот тут. Если коротко, это фирменное для BattleTech сочетание очень подробной, богатой на детали тактики (на месте и перегрев, и учёт типа местности, и точечная система повреждений), многочасовых бдений в ангаре и достаточно интересного сюжета. На месте и путешествия между планетами, и наём/прокачка пилотов, и работа в качестве наёмников на разные Великие Дома. Несмотря на некоторые недостатки, игра в целом получилась отличной. А лучшее подтверждение тому — постоянный выпуск дополнений, последнее из которых (BattleTech: Heavy Metal) вышло совсем недавно, в ноябре. Ждём и полноценного продолжения.

Бои в BattleTech действительно тактические.
Бои в BattleTech действительно тактические.

MechCommander 2, 2001 год

Незадолго до того, как FASA продала свои права на вселенную BattleTech, а Microsoft заморозила выпуск игр по ней, вышла ещё одна крутая вещь — тактическая стратегия MechCommander 2. Это было продолжение классической RTS от компании MicroProse, выпущенной в 1999 году.

Как и в первой части, в сиквеле мы берём на себя роль командира отряда наёмников, пилотов мехов. А сюжет, как обычно, закручен вокруг противостояния между разными Великими Домами — на этот раз на планете Карвер V. Три кампании, включающие более 20 миссий, растягивают прохождение надолго, ведь перед каждым заданием по поиску, уничтожению, сопровождению или защите (классика жанра!) мы должны сидеть в ангаре и правильно формировать отряды, подбирая нужного пилота к нужному меху, устанавливая новое оружие и модули. При этом, как водится, нужно учитывать ограничения на общий вес машин и даже на уровень тепловыделения оружия у каждой из них. Интересно, что более крутые мехи встречаются у противников, но их можно захватить только в качестве трофеев.

Для успеха приходится думать и о прокачке пилотов и о необходимости выполнять необязательные миссии, приносящие бонусные награды. Время прохождения некоторых заданий ограничено по времени. В общем, геймлейно игра мало изменилась по сравнению с первой частью, а вот по уровню графики выросла на голову. Благодаря этому, как писали тогда критики, она оказалась даже больше похожа на MechWarrior, чем на MechCommander, — если говорить точнее, здесь объединились эти серии.

У каждого из пилотов тут есть четыре уровня мастерства, вплоть до аса.
У каждого из пилотов тут есть четыре уровня мастерства, вплоть до аса.

Supreme Commander, 2007 год

Это тоже стратегия в реальном времени про роботов, но совершенно другого, исполинского масштаба. Крис Тейлор (Chris Taylor) взял за основу свою же Тotal Annihilation с её эпическими сражениями и перенёс место действия в оригинальный сеттинг.

В Supreme Commander между собой сражаются фракции людей, роботов-симбионтов и религиозных фанатиков. У каждой — свои миссии, кампании, задачи, юниты и особенности. Но всех объединяет главная «фишка» игры — масштаб, необходимость вести сражения в воздухе, на суше и на воде практически одновременно, управляя не отрядами, а целыми армиями сухопутной, воздушной, морской и стационарной техники. Плюс не забываем о притоке ресурсов, о необходимости налаживать автоматический выпуск подкреплений, прокачивать свои войска, захватывать чужие территории и оборонять свои.

В такой ситуации нужно мыслить больше не тактически, а на уровне глобальной стратегии, поэтому динамика сражений тут совсем другая, если сравнивать с MechCommander. Специально для фанатов роботов отметим, что размеры юнитов в Supreme Commander весьма реалистичны, поэтому огромные шагающие машины тут могут запросто раздавить более мелкие.

Чувствуете масштаб? Зачем такой махине подкрепления?
Чувствуете масштаб? Зачем такой махине подкрепления?

Серия Armored Core

Японцы из FromSoftware у себя на родине известны не только благодаря Dark Souls и иже с ними, но и благодаря серии симуляторов роботов Armored Core. Это те же MechWarrior, но ускоренные в разы и с неизбежным уклоном в аниме. В плане конструктора роботов в Armored Core всё очень хардкорно и подробно: в ангаре можно часами выбирать, какие ноги и шасси куда пристроить, какое оружие и систему прицеливания выбрать, как настроить не только своего меха, но и напарников/наёмников. И как все ваши пожелания уложить в лимит на вес и расход энергии у каждой машины.

Новые модули, оружие и прочее снаряжение можно получать в качестве трофеев или покупать в магазине по мере того, как мы побеждаем, завоёвываем новые территории и повышаем свой ранг. Но вот в сражениях всё куда динамичнее — мехи в Armored Core не такие неповоротливые, как в MechWarrior, поэтому происходящее больше напоминает яркий и динамичный шутер от третьего лица. Однако в боях, как вы уже поняли, решают не только «скилл» игрока, но и техника, то, грамотно ли он провёл подготовку перед сражением.

Серия существует с лохматого 1997 года, и долгое время классикой считалась третья часть. Но и пятая, и её продолжение Armored Core: Verdict Day, вышедшее в 2013 году, тоже хороши. Да, там есть свои проблемы — устаревшая графика и однообразные задания. Но именно пятая часть стала более доступной для обычных геймеров — убрала некоторые слишком тонкие настройки и понизила порог вхождения, всё равно оставшись сложной игрой, требующей вдумчивого подхода. К тому же тут сделан особый упор на мультиплеере — можно в отряде с другими игроками выполнять контракты. А в Armored Core: Verdict Day есть и режим свободных битв, где между собой выясняют отношения именно пользователи.

Уже по этой суровой, серой картинке понятно, что в Armored Core нас ждёт сплошной хардкор.
Уже по этой суровой, серой картинке понятно, что в Armored Core нас ждёт сплошной хардкор.

Zone of the Enders: The 2nd Runner, 2003 год

Ещё более динамичные сражения между боевыми роботами можно было в своё время увидеть в научно-фантастическом экшене Zone of the Enders. Первая часть вышла в 2001 году, но лучшей считается сиквел 2003 года Zone of the Enders: The 2nd Runner, пусть он и не такой нелинейный. Продюсировал его сам Хидео Кодзима (Hideo Kojima), а директором был его коллега и соавтор Metal Gear Solid 3: Snake Eater Сюё Мурата (Shuyo Murata). С такими создателями игра, как вы понимаете, не могла получиться проходной — в том числе благодаря тому, что сражения между роботами (а точнее, орбитальными фреймами) стали интереснее, сложнее и зрелищнее. В боях тут разрешают атаковать нескольких врагов одновременно и взаимодействовать с окружающей средой, хватая предметы и используя их в качестве оружия. Прокачка своего фрейма, возможность собирать дополнительное оружие, побеждая боссов, дуэли как с ботами, так и с другими игроками — всё это тоже привлекало.

У игры появилась своя преданная аудитория, ждавшая продолжения банкета. Кодзима одно время грозился, но потом ушёл из Konami. А та в прошлом году выпустила Zone the Enders: The 2nd Runner MARS, ремейк для современных консолей и шлемов виртуальной реальности. Помимо новой графики и прочих современных чудо-технологий, переиздание может похвастаться более удобным управлением, позволяющим быстро выбирать оружие; появлением самого простого уровня сложности для тех, кому нужен только сюжет; тренировочными модулями и мини-картой.

Даже мехи в игре от Кодзимы выглядят какими-то человечными, что ли, эмоциональными и живыми.
Даже мехи в игре от Кодзимы выглядят какими-то человечными, что ли, эмоциональными и живыми.

Front Mission 3, 1999 год

Front Mission — это серия японских тактических RPG от G-Craft и Squaresoft (будущая Square Enix), существующая аж с 1995 года. Действие в них разворачивается в будущем, где между собой воюют причудливо названные аналоги США, Китая и России (Республика Зафтра). При этом, что неудивительно для японцев, сюжету уделяется много внимания. Например, во Front Mission 3, считающейся эталонной для серии, нам дают возможность взглянуть на историю противостояния USN (Соединённых Штатов Нации) и Народной Республики Да Хань Чжун с двух разных сторон: так, в миссии за одного героя мы должны захватить передвижную крепость, а в другой — наоборот, защищать её от партизан.

Но главное в классических играх серии — это, конечно, же сами боевые роботы, которые участвуют в пошаговых сражениях. Правда, называют их тут не мехами, а ванцерами. Но точно так же эти боевые машины поддаются точечной настройке и кастомизации перед боем: можно менять запчасти, оружие, давать расходники, чтобы потом передвигать четырёх своих ванцеров по клеточкам, спасать союзников, атаковать врагов и уничтожать боссов.

Front Mission 3 имела большой успех, и серия после неё просуществовала достаточно долго. Классические тактические RPG закончились в 2008 году выпуском на Nintendo DS Front Mission 2089: Border of Madness. А потом, кажется, началась агония. Через два года вышел прохладно встреченный шутер Front Mission Evolved, чем-то похожий на Lost Planet, а еще спустя девять лет Square Enix зачем-то оживила зомби и выпустила кошмарную помесь шутера и «выживача» Left Alive.

Будут ли новые выпуски Front Mission — большой вопрос.
Будут ли новые выпуски Front Mission — большой вопрос.

Titanfall 2, 2016 год

Именно Titanfall в 2014 году произвела определённую если не революцию, то уж точно взрывную волну в жанре сетевых боевиков AAA-класса — авторы серии Call of Duty: Modern Warfare ввели в игру больших боевых роботов. Игроки в роли пилотов в основном бегают, стреляют и делают друг другу больно — примерно как в Battlefield или той же Call of Duty, только с поправкой на возможности реактивного ранца. И лишь через какое-то время могут вызвать своего меха, или титана. Некоторые возможности вертикального геймплея позаимствовали авторы последующих выпусков Call of Duty, но сама Titanfall сверхпопулярности не достигла.

Попытка номер два случилась в 2016 году. В сиквеле появилась полноценная сюжетная кампания, добавились новые гаджеты вроде крюка-кошки. Также нам позволили свободно настраивать и экипировать своего пилота — можно выбирать множество разных видов оружия, усилений и суперумений. А главное, вместо трёх титанов в сиквеле доступны сразу шесть, и каждый отличается экипировкой и фирменным стилем боя. Однако неудачная дата релиза, аккурат между новыми Battlefield и Call of Duty, а также ряд других нюансов (в том числе более высокий порог вхождения по сравнению с конкурентами) привели к тому, что Titanfall 2 продавалась хуже, чем планировалось. Это тем более обидно, что игра-то шикарная, просто она оказалась не совсем для всех и появилась не совсем в то время.

С помощью особых ножей в Titanfall 2 можно быстро взламывать не только людей, но и технику.
С помощью особых ножей в Titanfall 2 можно быстро взламывать не только людей, но и технику.

Серия SD Gundam G Generation

Gundam — это одна из самых популярных, культовых, древних и при этом всё ещё существующих аниме-франшиз в Японии. Mobile Suit Gundam оказал революционное влияние на произведения о мехах.

Да, Gundam посвящён огромным боевым роботам, которых тут называют мобильным оружием. Последнее подразделяется на негуманоидную летающую мобильную броню (mobile armor) и гуманоидных мобильных воинов (mobile suit). И те, и другие пилотируются из кабины и не являются бессмертными: запас энергии и боеприпасов у них ограничен, а в случае уничтожения меха гибнет и пилот. Именно к мобильным воинам относятся титульные «гандамы» — самые продвинутые в технологическом плане мехи, вокруг которых и закручены все основные истории.

Ну а центральной темой таких сюжетов, как правило, являются ужасы войны и то, как они влияют на психику персонажей. Герои тут олицетворяют собой разные философские и политические позиции, но не превращаются в ходячие лозунги: напротив, они показываются очень живыми, да ещё и зачастую взрослеют и меняются на глазах у зрителей.

Mobile Suit Gundam в своё время, кажется, смотрели все.
Mobile Suit Gundam в своё время, кажется, смотрели все.

Естественно, по Gundam вышли и продолжают выходить тучи игр. И едва ли не лучшей среди них является серия тактических RPG SD Gundam G Generation. Независимо от того, в какую эпоху происходят события, кто является героем, это почти каждый раз отличные пошаговые тактики, предлагающие увлекательные истории и массу возможностей для менеджмента и прокачки.

Совсем недавно в Steam вышла SD Gundam G Generation Cross Rays, тут же ставшая одной из самых популярных в разделе ролевых игр. Здесь четыре эпохи слились воедино, поэтому свой отряд SD Gundams можно собирать из персонажей Mobile Suit Gundam Wing, SEED, 00 и Iron-Blooded Orphans (что бы это ни значило для тех, кто не в курсе). Также появилась куча новых мехов и добавилась механика Ability GET — в ходе боя появляются особые персонажи (Ability Holders), уничтожение которых даёт нам уникальные способности.

Один за всех и все за одного?
Один за всех и все за одного?

Iron Brigade, 2011 год

Устали от японщины? А вот вам игра про роботов от самого что ни на есть американского американца — Тима Шейфера (Tim Schafer) и его Double Fine Productions. Это динамичная и, естественно, ироничная смесь из шутера от третьего лица и tower defense. Здесь мы в сеттинге альтернативной Первой мировой сражаемся на полях Африки, Европы и на тихоокеанском фронте против телевизионных монстров, приверженцев моновидения (после гибели из них сыплются… кинескопы). В общем, привычная для Шейфера сюрреалистичная ирония, причём подаётся сюжет в стиле фильмов категории B.

Чтобы выстоять и защитить важные объекты, мы перемещаемся на своём мехе (он тут называется механизированной траншеей), палим по врагам, периодически ставим турели и другие укрепления. Траншею можно всячески апгрейдить и делать сильнее, но чем мощнее робот, тем слабее будут укрепления, ведь ресурсы небезграничны. Зато возможностей и деталей для кастомизации и настройки меха просто уйма (новые открываются по мере прохождения миссий и набора уровней).

Важно, что тут царит полная творческая свобода — какие модули корпуса и как использовать, какое выбрать оружие, в какой цвет покрасить свою любимую траншею и так далее. Также в перерыве между миссиями мы прокачиваем свою экипировку. Особенно выгодно и весело Iron Brigade смотрелась в кооперативе на четверых, где нужно думать и о специализации своего меха.

Даже по дизайну врагов чувствуется, что это игра от Double Fine Productions.
Даже по дизайну врагов чувствуется, что это игра от Double Fine Productions.

Hawken, серии Transformers и Sakura Wars, Strike Suit Zero, Brigador — хороших игр про боевых роботов много, и понятно, что я назвал далеко не все. Но, уверен, вы меня, если что, поправите и предложите свои варианты в комментариях.


Поддержи Стопгейм!

MechWarrior 5: Mercenaries

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
10 декабря 2019
93
3.5
41 оценка
Моя оценка

Лучшие комментарии

Фронт Мишшен 3 была игрой, которая продавала консоль. Для меня, разумеется. Больше ста часов прохождения, две абсолютно различные ветки сюжета — для своего времени это было уникально. Красочности тактическим сражениям добавляла система суперприемов, которые активировались благодаря каким-то деталям. Так что ты мог часами ковырять своего ванзера не только ради условных +3 брони, но в большей степени для убермощного приема. До сих пор помню, как Маркус с рукой от Ленге, дающей ЩИТАТАК 3 выносил просто все, мать его, живое на своем пути. Там такая адуха творилась. Конечно, сейчас эти спецэффекты вряд ли бы вызвали особую эйфорию, сто лет прошло. Но тогда…
Лучшая игра всех времен и народов в своем жанре для меня.
До сих помню, что если у ванзера было 2 милишных кастета, была возможность нехерово так мудохнуть вражину) Блин, там даже свой интернет в игре был, в котором можно было ковыряться дай бог.! А на минуточку, это 99 год!
Для меня единственной игрой «про роботов» как надо — были и будут Front Mission 3 и Armored Core. Прекрасная рпг с кучей вариативности и AC, в которую мы с другом залипали на splitscrine чтобы узнать — чей мех круче. Я чаще налегал на ноги-кузнечики, мобильность и энергооружие, а друг — гусеницы и ракеты)
«Роботы — это не только ценный мех, но и три-четыре центнЕра диетическаго, легкоусваимоимого машинного масла.»
А как же серия TRPG Super Robot Wars/Taisen? Да, там анимушные боевые роботы. Но это ж просто рай для любителей подобного, считая какая там солянка и насколько качественно всё сделано в отношении пафоса и визуала в целом. История тоже ничего, хоть и без бутылки водки в ней не разберёшься.
Инто зе брич из недавних и единственная в которую я играл)
ну разочарование от третьей части как-то отбило желание, хотя первая да, крутая была
Я недавно джойстик купил, хочу пере пройти на эмулятор. Графа старенькая, но остальное на уровне. Пора опять спасти сестру)
Из ещё не вышедшего в инди-секторе ещё бы отметил Dual Gear (духовный наследник Front Mission) и M.A.S.S. Builder. Из вышедшего опять же в инди-сегменте, порекомендовал ознакомиться с Strike Suit Zero/Infinite и Project Nimbus — неплохие вещи. Ну и какой материал про мехов без упоминания 40-кнопочного контроллера в Steel Battalion для оригинального Xbox.
Думал тут про Hairworks, а нет, тут про MechWarrior 0_о
Побежал смотреть Евангелион… аж сердце защемило '-(
Есть еще мод на Crysis Warhead — Mechwarrior: Living Legends, появившийся между MW4 и MW Online. И он по своему прекрасен)
Хех, для меня одной из первых игр по BattleTech стала именно вторая часть, сразу же познакомившая с кланами. Четвертую люблю, но только Vengeance. Всегда ставил ее выше, чем Mercenaries
А уже в 1989 году появилась первая компьютерная игра по мотивам — MechWarriorА уже в 1989 году появилась первая компьютерная игра по мотивам — MechWarrior

Я извиняюсь, но как же BattleTech: The Crescent Hawk's Inception 1988 года выпуска?

И где Gun Metal и Battle Engine: Aquila? Классика же.
Есть еще неплохой мультиплеерный проект Hawken, нравился больше Мехварриора из за динамики сражений, и сеттинга грязного постапокалипсиса.
я как-то пытался приобщится к серии MechWarrior, и честно говоря не понял в чём прикол; судя по рассказам, думал что это какой-то Ил-2 Штурмовик от мира боевых роботов, а на деле оказался боевичёк с парой нюансов, и на этом фоне дилогия MechAssault намного лучше выглядит
Всем кому интересна FM3, предлагаю вступить в группу фанатов в VK — m.vk.com/frontmission_3
В группе есть помощь с игрой, настройкой эмулятора, куча полезной информации и секретов, видео со стримов, арты и даже бумажные модели ванзеров. Присоединяйтесь!)))
Огромное спасибо автору за материал, во время прочтения, ребенок во мне на столько раз радовался что уже хочется поиграть что то из жанра.
Читай также