Rune II — это дитя любви. По крайней мере, так утверждали её разработчики, Human Head Studios. Оттого особенно иронично, что на следующий день после релиза игры студия закрылась, а её сотрудники перебрались под крышу Bethesda. Видимо, любовь была не так уж и сильна.
Никто из Human Head Studios прямо не говорил, что упразднение студии как-то связано с низким качеством её последнего проекта, но, видят боги, как же сложно удержаться, чтобы не сложить два этих факта. Да, я не буду хранить интригу и сразу скажу, что Rune II вышла очень слабой и сырой и на неё лучше не тратить время. Хотите подробностей? Тогда читайте обзор.
Бойтесь своих желаний
Говорить о Rune II невозможно без краткой истории её разработки и упоминания оригинального слэшера. Американская компания Human Head Studios продержалась в игровой индустрии больше 20 лет. За это время она создала с десяток игр, но остаться в народной памяти удалось, пожалуй, только благодаря шутеру Prey 2006-го года и выпущенной в конце 2000-го Rune. Из приметных проектов у студии была ещё The Quiet Man, но в приличном обществе о ней предпочитают молчать.
В своё время Rune, как и Blade of Darkness, стала культовым экшеном от третьего лица, позволявшим кромсать врагов направо и налево. В созданной по мотивам скандинавских мифов «Руне» мы, как это часто бывает, должны были спасти мир. Делать это приходилось в роли викинга по имени Рагнар. Молодой воин мог сражаться как разнообразным холодным оружием, так и вражескими конечностями, а когда нужно было поправить здоровье, он подбирал ничего не подозревающих ящериц и смачно их жевал. А ещё в игре, помимо продолжительной сюжетной компании, имелось несколько мультиплеерных режимов.
Оригинальная Rune была из тех игр, к которой хотелось продолжения или ремейка. Впрочем, к какой более-менее популярной игре начала 2000-х фанаты сейчас не хотели бы сиквела? Долгие годы Human Head Studios никак не реагировала на эти желания, но в 2017-м вдруг разродилась анонсом Rune: Ragnarok. Это было весьма неожиданно, но игроки восприняли новость радостно: ещё бы, представьте старую добрую «Руну» в одном ряду, например, с последней God of War.
Однако после того, как все взглянули на первые геймплейные кадры, воодушевление быстро сменилось разочарованием. Кривая «боёвка», дёрганые анимации, устаревшая графика — не этого ждали фанаты от продолжения «Руны». Они хотели увидеть сюжетно проработанное линейное приключение, но разработчики заговорили об открытом мире, мультиплеерных сессиях, крафте, строительстве, элементах выживания и раннем доступе.
Вместо того чтобы сконцентрироваться на сюжете или боевой системе игры, Human Head решила, что куда важнее изменить её название, и в 2018-м избавилась от подзаголовка Ragnarok. Проект окрестили просто «Руной». Чехарда с названиями на этом не закончилась: в мае 2019-го к Rune добавилась римская двойка. Все, видимо, должны были понять, что это не просто ремейк, а полноценное продолжение серии. Игра стала временным эксклюзивом магазина Epic Games, а анонсированный ранний доступ в Steam так и не был запущен. Возможно, если бы критика обрушилась на игру годом раньше, разработчики сумели бы скорректировать итоговый результат. Хотя кого я обманываю — они наверняка сами прекрасно понимали, что ничьих надежд «Руна» уже не оправдает.
Повторение одного и того же
Впервые запустив Rune II, я с удивлением отметила, что её версия была обозначена цифрами 0.0.9. И это при том, что она уже день как вышла. Однако, как вы понимаете, это было далеко не последнее, чем игра сумела меня поразить. Следующий удар нанесли оптимизация и графика. Я перепробовала игру на разном железе, ознакомилась с чужими отзывами и пришла к печальному выводу, что Rune II тормозит практически у всех и при этом выглядит сильно устаревшей даже на высоких настройках графики. Про низкие я вообще молчу: кажется, оригинальная «Руна» смотрелась куда детальнее и по крайней мере не нагружала видеокарту.
В самом начале игра любезно предлагает определиться с режимом — мультиплеер или одиночное прохождение — и создать своего аватара. Не рассчитывайте на простор для самовыражения, редактор тут скудный: персонажу можно выбрать лишь пол, причёску, татуировки и цвет кожи и волос.
Новоявленный викинг оказывается на одном из островов Мидгарда. В углу экрана начинает тикать таймер: в среднем у нас есть полтора часа. Полтора часа до того, как начнётся Рагнарёк и битва с Локи, после поражения в которой таймер перезапустит свой отсчёт. Я уже говорила вам, что такое безумие?
Проиграть в битве с главным обманщиком из скандинавских мифов очень просто: достаточно не иметь при себе легендарного оружия. Чтобы создать подходящий для убийства Локи меч, нужно найти его рецепт, как следует прокачаться и собрать кучу редких ингредиентов. Если же атаковать бога простым оружием и успешно сносить ему шкалу здоровья, он всё равно рано или поздно скажет, что устал возиться с вами и отправит обратно в Мидгард. На архипелаге меж тем настанет другой Век — так пафосно здесь зовутся те полтора часа до встречи с Локи.
Эпохи немного отличаются друг от друга. Так, в Веке мороза герой время от времени может начать замерзать, если не найдёт, где согреться, а в Веке ночи почти всегда темно. Но я бы не сказала, что эти изменения сильно влияют на игровой процесс. Века даже не всегда соответствуют своему описанию. Век возрождения подаётся как безопасный период, в котором Локи нас не побеспокоит, но на деле он всё равно то и дело будет обрушивать на игрока метеоритный град.
Таймер тикает постоянно, даже в однопользовательской игре нельзя поставить его на паузу. Чем же предлагается скрасить время в ожидании бога? В первую очередь — сбором артефактов, которые могут его ослабить. В финальной битве найденные артефакты также являются этакими дополнительными жизнями, позволяющими продолжить сражение, если Локи или его прихвостни вас одолеют. Хотя какой в этом смысл? Игра всё равно откатится к началу, если вы не владеете легендарным оружием.
Артефакты отмечены на карте и разбросаны по островам, между которыми можно плавать на самодельном плоту и драккаре, а если территория уже была посещена ранее, то на местные Врата Бивёрста можно перенестись телепортом. Почти всегда, чтобы забрать себе заветный предмет, нужно одолеть мини-босса. Получив ценную вещицу, герой должен отнести её к одним из Врат. При этом по какой-то необъяснимой причине быстрым перемещением между островами станет нельзя пользоваться. Вернее, можно, но тогда все собранные артефакты исчезнут.
Бег по кругу
Сюжет — не самая сильная сторона Rune II. У нас есть злодей Локи, вознамерившийся уничтожить мир, и главный герой, которого воскресил Хеймдалль, чтобы он остановил бога-обманщика. По мере прохождения можно наткнуться на обелиски с фрагментами скандинавских легенд, но чувствуется, что поставлены они лишь для галочки, чтобы можно было потом сказать, что у игры есть прочный мифологический фундамент.
Ещё одна привязка к мифам — возможность присягнуть на верность одному из богов: Одину, Тору или, внезапно, Хель, которая, по преданиям древних скандинавов, во время Рагнарёка должна была повести армию мертвецов на штурм Асгарда, а не против Локи. Божества наделяют игрока уникальной магией, которую можно «кастовать» при накоплении специального счётчика. А ещё каждый из асов и их извечная противница немного меняют численные характеристики персонажа.
На игрока в Rune II обрушивается огромное количество предметов, по большей части бесполезных: оружие, броня, расходники, части тел поверженных врагов… Простые ресурсы вроде дерева и руды добываются очевидным путём: побей ствол — получи доски. Для более редких придётся повозиться. Инвентарь очень быстро окажется захламлён кучей вещей, большая часть которых — одинаковое снаряжение или оружие.
Внутри каждой избы есть хранилище для предметов, работающее по принципу ящиков из Resident Evil: общее содержимое для любого сундука. Снаряжение в хранилище не портится после смерти, в отличие от того, что находится при герое. Хоть с воскрешением весь скарб и остаётся у персонажа, все доспехи и оружие в инвентаре понемногу теряют прочность, и их приходится чинить.
Ну и раз уж речь зашла о смерти, самое время поговорить о том, что ей предшествует, а именно о боевой системе. Она даже похожа на оригинальную: знай себе топчись вокруг врага, кликай мышкой, руби мечом или топором. Наведение на цель, правда, не подвезли — придётся кружиться самостоятельно, контролируя своё положение относительно врага. Уклоняться от атак герой тоже не умеет — тут нет никаких кувырков, подкатов и прочих недостойных викинга приёмчиков.
Каждый остров населяют враждебные существа. Поначалу игроку будут встречаться лишь люди и дикие звери вроде волков и кабанов, но чем дальше от центра Мидгарда он отплывёт, тем более фантастические твари будут ему попадаться. Дварфы, великаны, огненные големы, драугры и прочие ожившие мертвецы любят появляться прямо из воздуха целыми отрядами, что, наверное, ещё раз должно подчеркнуть мифологичность происходящего.
Автоматически шкала здоровья восстанавливается только в доме — в остальное время лечиться викингу придётся чем бог послал: мясом, которое ещё нужно жарить на костре, кружками мёда и ящерицами. На этом моменте игроки в оригинальную Rune могли бы пустить ностальгическую слезу. А потом смахнуть её отрубленной конечностью врага, потому что во второй «Руне», как и в первой, можно сражаться останками противников.
Выше я уже отмечала, что Rune II предлагает ещё и мультиплеерный режим. Как известно, любая игра становится лучше в кооперативе. Ну, почти любая. В нашем случае совместное прохождение не особо скрашивает рутинный сбор артефактов и попытки убийства Локи. Прокачка из однопользовательской игры не переходит в мультиплеер, и для каждого сервера утомительный гринд придётся начинать заново.
Кстати, спустя всего две недели после релиза все мои попытки поиграть с живыми людьми провалились: на серверах не было ни души ни в кооперативе, ни в Deathmatch.
Rune II водит игрока кругами, заставляя выполнять одни и те же действия цикл за циклом. Всё это в итоге делается ради прокачки и сбора редких ингредиентов для создания уникального оружия, с помощью которого можно победить финального босса. Зачем вообще делать проработанное, цельное приключение с сюжетом и разнообразными локациями, если можно раз за разом отправлять игрока в полумёртвый открытый мир, давая ему одинаковые задания по поиску артефактов? Пускай игрок сам резвится в «песочнице». Только вот хватит ли ему терпения и интереса кучу раз повторять одно и то же?
После закрытия Human Head Studios все беды Rune II перешли на издателя, Ragnarok Game, и сейчас, по словам ответственных за игру людей, ведутся переговоры с командами разработчиков, которые могли бы помочь с дальнейшей поддержкой и обновлением экшена. Пока что жалобы игроков на технические неполадки решаются любимым для создателей Rune II путём наименьших трудозатрат. Системные требования меняются на ходу после релиза, а на днях из списка поддерживаемых ОС была убрана Windows 7, потому что у игры с ней есть определённые трудности и самый простой вариант — это, конечно же, сделать вид, будто проблемных мест никогда и не было. Очевидно, что сейчас второй «Руной» некому заниматься всерьёз, и большой вопрос, настанет ли вообще для неё Век перерождения.
Плюсы: отсылки к оригинальной «Руне».
Минусы: устаревшая графика; плохая оптимизация; скучный и однообразный игровой процесс; общая сырость и недоделанность; сомнительные надежды на дальнейшее развитие игры.
Лучшие комментарии
: Р
Кате конечно спасибо за обзор, но мне кажется мысль «играть не стоит» должна была зародиться сама собой уже после первого же геймплейного трейлера, особенно если присовокупить к этому знание о жанре этой игры.
А теперь поговорим о сильных сторонах…
Ах, да…
Настолько тонкий юмор что я даже порезался об него)
Они на запуске вроде как обещали, что там будут «самые лучшие» продукты. Впрочем, по итогу это оказалось очередным «индюшачьим загоном», где самые простые игры для самых неприхотливых игроков раздают за бесплатно каждую неделю. А с Rune II так вообще…
Такой «проект» для EGS — это сильный удар, особенно если на него делался хоть какой-то упор. Да и в принципе его присутствие убивает изначальный смысл существования EGS: быть «элитным» аналогом Steam, где отстоя нет и быть не может. Получилось как получилось.
Но тут явно не тот случай.
Вот это мне реально любопытно.
Но ответов не будет, потому что а) NDA и б) партнёров ругать нельзя, тем более если ты им денег за эксклюзивность дал.
Хотя Эпиков тут скорее кинули. Уверен, что релизная версия не сильно отличается о того, что показывали Эпикам на презентации. Просто игру обещали довести до ума, а в итоге Хуман Хеды как-то быстро свалили к Бесезде.
Выглядит любопытно и приятно, но, как я по видосу поняла, там тоже свои проблемы имеются(
Надо будет не забыть про неё к моменту релиза.