Жанр beat ’em up, который долгое время был жутко популярен на игровых автоматах, на консолях и компьютерах прижился с трудом. За последние годы самыми заметными играми в духе Streets of Rage стали Double Dragon: Neon да Scott Pilgrim vs. the World: The Game, но им уже сто лет в обед, вторую вообще пять лет как невозможно нигде купить. Понемногу жанр вроде бы начинает воскресать — скоро мы получим Streets of Rage 4, которая выглядит в трейлерах вполне неплохо, а пока наряжаемся в костюмы школьниц и спасаем бойфрендов в River City Girls.
Сила любви
Спасать предстоит Кунио и Рики — персонажей из River City Ransom, превратившихся в Алекса и Райана в английской версии той игры. В River City Girls на Западе имена оставили те же, что и в Японии, из-за чего поначалу у проходивших старые части серии (в том числе относительно недавнюю Underground) может возникнуть путаница. Но всё очень просто: ставшие здесь протагонистками Киоко и Мисако — девушки тех бессменных героев, которые на сей раз оказались похищены неизвестными людьми.
Несмотря на простенькую завязку, история получилась увлекательной благодаря отличному юмору и шикарным персонажам — даже продавцы в магазинах, с которыми вы перекидываетесь парой фраз, могут быть харизматичными и прекрасно нарисованными героями. Девчонки постоянно общаются друг с другом, вспоминают бойфрендов и какие-то события из своей жизни, диалоги со второстепенными персонажами и боссами полны хороших шуток. Нет перебора с остротами и нет откровенной пошлости — та самая золотая середина, которую любящим хохмить разработчикам не всегда удаётся отыскать.
То же можно сказать и об игровом процессе, хоть и с некоторыми оговорками. River City Girls — не классический beat ’em up с линейными переходами от одного экрана к другому, а такое приключение в «открытом мире», с картой, развилками во многих «комнатах», возможностью быстрого перемещения из одной зоны в другую и даже крошечными элементами метроидвании. Иногда при попадании в новую локацию не можешь воспользоваться некоторыми переходами или войти в двери, но после выполнения задания или победы над кем-то эти замки исчезают. От новых умений или гаджетов в инвентаре это не зависит — нужно лишь проходить сюжет.
Однако это не значит, что список доступных приёмов увеличиваться не будет. Если начинаешь прохождение с очень скудным набором способностей, состоящим лишь из лёгкого и тяжёлого ударов, то впоследствии возможностей разблокируется всё больше. За завершение квестов и победу над каждым противником выдаются очки опыта, и выбранная героиня получает новые уровни. А вместе с ними не только улучшаются её характеристики (в том числе сила, ловкость, удача и так далее), но и становятся доступны комбинации ударов — какие-то выдаются сразу же, другие нужно покупать в специальном додзё за выпадающую из поверженных врагов валюту.
Испорченный макияж
В River City Girls нет оценок за прохождение уровней и прочих элементов, вдохновляющих на красивое исполнение каждой драки, — когда вы выходите на улицу или посещаете какое-то здание, видя слева и справа медленно идущих в вашу сторону врагов, начинается самый обычный beat ’em up. Победили всех и можете двигаться дальше. В некоторых случаях можно ни с кем не сражаться и просто пробежать до следующей двери, но если вас запирают в комнате (по краям экрана появляются цепи с замком), то нужно просто одолеть каждого врага.
И увлекательность этих драк зависит исключительно от вас. Если нет желания изучать приёмы, можно использовать обычные удары, но тогда сражения осточертеют задолго до концовки. Поэтому лучше почаще посещать додзё и покупать приёмы: тут и всякие удары ногами есть, и апперкоты, и прыжки «бомбочкой», и пинки. Всё зависит от вас, но мне было очень интересно использовать разные комбинации в зависимости от ситуации и призывать помощников для эффектных добиваний. Когда на экране остаётся один противник, он начинает молить вас о пощаде, и его можно завербовать — при нажатии на L1 он ненадолго появится и окажет поддержку или вообще примет удар на себя.
На геймплей влияют и аксессуары, которые выдаются за задания и покупаются в магазинах. Их очень много — от набора для макияжа и накладных ресниц до бижутерии и лифчиков. Правда, внешний вид героинь они никак не меняют. Зато могут оказаться полезными благодаря бонусам: с одними наносишь чуть больше урона определённой категории врагов, с другими увеличиваешь прочность разбросанного на уровнях оружия, третьи восстанавливают здоровье или дают крошечный шанс победить противника одним ударом. Улучшения зачастую незначительные, но всё равно порой не так-то просто определиться с тем, что поставить в два доступных слота.
Благодаря всему этому великолепию в River City Girls хочет проводить как можно больше времени, а её недочёты кажутся незначительными на фоне множества достоинств. Ради сюжетных и побочных заданий иногда приходится возвращаться в уже изученные зоны и вновь сражаться с противниками, если вас запрут с ними в одной комнате. Хотя я бы не назвал это серьёзным недостатком — пару раз это подпортит впечатление, но победить их не составит труда. С управлением могут быть небольшие проблемы: кнопка удара и кнопка для перехода в соседнюю локацию — это один и тот же «Квадрат» на геймпаде, и во время боя порой невольно покидаешь локацию, пытаясь побить хулигана. Но из-за этого снижать оценку тоже было бы глупо.
Красота во всём
Оторваться от игры не даёт не только отличный геймплей, в котором сочетается всё, что хочешь видеть в современном beat ’em up, но и шикарное оформление — как визуальное, так и музыкальное. Встречи с «боссами» сопровождаются отличными анимешными роликами (вступительный особенно прекрасен), локации пестрят деталями, всевозможных анимаций — бесчисленное множество, даже интерфейс хочется хвалить. Другого от студии WayForward и не ждали — даже на скриншоты из её игр смотреть приятно. А музыку вы непременно пойдёте искать отдельно: тут и восьмибитные треки, и отлично звучащая «попса» с чудесным вокалом и запоминающимися мелодиями, заставляющими вспомнить The World Ends with You.
Сражения с боссами тоже замечательные — их здесь шесть штук (хотя, судя по трофеям, где-то есть ещё один), и все получились отменными. Драки с ними поделены на фазы: отняли одну треть здоровья — можете готовиться к новым выкрутасам, вроде повышенной скорости или появления более мощных способностей. Какие-то из них слабее, какие-то сильнее, но нет ни одного скучного поединка, и эти моменты становятся одними из лучших эпизодов игры.
Наверное, главным упущением стало отсутствие онлайн-кооператива, который до сих пор остаётся редкостью в подобных играх. При прохождении в одиночку особых проблем не возникнет, а если постоянно закупаться в магазинах «аптечками» (здесь это всякие бургеры, ягоды и булочки с молоком), то и вовсе погибнуть на боссах будет сложно. Однако в тандеме с товарищем прохождение, конечно, окажется ещё веселее — удастся комбинировать атаки и постоянно помогать друг другу. Вот и остаётся полагаться на Share Play на PlayStation 4, а на остальных платформах искать кого-то, кто готов поиграть перед одним экраном.
После забавной концовки предлагается выбор: либо запустить «Новую игру +» с повышенным уровнем сложности, либо продолжить путешествие по городу Ривер для зачистки всего, что осталось нетронутым. Это и выполнение побочных заданий, и покупка всех предметов (их много, и в магазинах до приобретения не пишут, какие у них эффекты), и вербовка каждого противника — их 12 типов, у каждого есть по несколько расцветок: одних только якудза шесть видов, не говоря уже об обычных школьниках.
Вернуться в мир River City Girls ещё раз захочется сразу же — либо чтобы изучить неизученное, либо чтобы повторить забег. Наконец-то спустя столько лет мы получили beat ’em up, в котором на высоком уровне сделано практически всё — от графики и музыки до разнообразных возможностей в игровом процессе. Тем, кто ищет веселое кооперативное развлечение, пропускать игру точно не рекомендуется, да и вообще для любителей качественного инди это замечательный подарок. Ещё бы онлайн сюда добавили — и цены бы игре не было.
Плюсы: великолепное визуальное оформление, сочетающее несколько стилей; хороший юмор; большое количество приёмов и возможностей, делающих драки менее однообразными; пёстрые локации с коллекционными предметами и побочными заданиями, благодаря которым прохождение можно растянуть; прекрасный саундтрек.
Минусы: порой приходится возвращаться в старые локации и опять с кем-то драться; отсутствие онлайн-кооператива.
Лучшие комментарии
То есть как в Streets of Rage, Scott Pilgrim, River City Ransom и других битемапах?
В миллиарде игорей деши/беги биндятся на даблклик. Какая с этим проблема может возникнуть?
Единственное, что вот меня калит, это расположение блока на клавиатуре (управление то поменять нельзя), из-за чего им приходится чаще всего не пользоваться. Но это всё такие придирки, такие условности, с которыми можно смириться на раз-два.
Пробовали с другом проходить Rescue-Palooza и Overcooked (я стримил). Играть, конечно, можно, но лаг у друга был очень существенный, а иногда лагать начинает так, что даже играть нельзя. Соответственно это даже близко не стоит с нормально реализованном кооперативом.
А то вспоминаю южный парк и «Гостинная умирает».
Из не самых очевидных минусов зажатия — ускоренный износ передающих резинок геймпада. Проверено лично еще во времена SEGA на таких играх как Weaponlord и Primal Rage. В обеих для спецприемов нужно не вводить «направление+удар», а зажать кнопку удара, после чего прожимать направление; резинки улетали только в путь.
Предвидя рассказы о «играешь на мусоре» — сейчас играю в fighting/beat'em'up на Hori Fighting Commander, а раньше это были Dualshock 3/4, так что не мусор.
D-pool