Heretic, Hexen, Wolfenstein 3D, Quake, Duke Nukem 3D — в эти хиты прошлого я играл в конце 90-х в редакциях петербургских газет. В свободное, а зачастую и в рабочее время. Потом было дикое увлечение Quake III Arena и Unreal Tournament, годы спустя — Painkiller, Doom 3, DOOM, а далее мои мышечные рефлексы (стрейф, выстрел, снова стрейф, нажать кнопку, добежать до аптечки, подпрыгнуть и выстрелить гаду под ноги!) ушли в глубокую спячку. Сплошные RPG, стратегии, квесты… Но увидев скриншоты и прочитав описание Amid Evil, я почувствовал, как в душе, в той её области, что отвечает за ностальгию, что-то шевельнулось, и попросил игру на обзор. Но запускал её не без скепсиса: ну какой мне сейчас ретрошутер? Мне же ещё Super Neptunia RPG смотреть надо!
Те, кто уже играл в Amid Evil, легко могут представить дальнейшее. Очнулся я часа через два, глядя на тушу первого поверженного босса, сжимая в дрожащих руках дымящийся от выстрелов посох, с пятью единицами здоровья и одним только немым вопросом: какая, нафиг, «Нептуния»?
Реконструкторы
Конечно, для тех, кто следил за жанром, нынешний успех Amid Evil, имеющей в Steam почти 100 % положительных рецензий, не стал неожиданностью. Её авторы уже делали популярный мод Return of the Triad для Rise of the Triad (шутер 1994 года от 3D Realms), а потом продюсировали тоже крайне положительно оценённый в Steam ретро-FPS DUSK.
Но даже они наверняка поразились, насколько мощной вышла игра. Хотя казалось бы, чего проще — берёшь знакомые формулы Heretic и Hexen, всю эту фэнтезийную тематику, топоры, мечи и посохи, специально делаешь монстров как можно более «пиксельными» — и вуаля, ностальгическое «мясное» рагу для старичков готово!
Однако авторы куда более основательно подошли к разработке. Они придумали семь действительно разных миров. Туда через порталы, расположенные в хаб-локации, отправляется наш Чемпион, единственный за многие годы смертный, который прошёл испытание Чёрным лабиринтом, заполучил священный топор в свои натруженные руки и теперь готов спасать всех от сил зла. В каждом из этих миров — своя атмосфера, дизайн, архитектура и уникальные враги.
Клуб путешественников по мирам
Вы можете бегать по классическому замку, отстреливать летающих какодемонов (пусть и называются они тут иначе), периодически прыгать в воду с моста, подниматься по высоким ступеням в центр зала, где ждёт встреча с боссом, опускаться на платформах с открытых площадок, где над стенами замка висит луна, в тёмные казематы. И в целом чувствовать себя привычно — кругом знакомое «еретическое» Средневековье.
Но уже в следующем мире вы можете оказаться на странных, висящих в пустоте островах-замках — они украшены разноцветными витражами и соединены длинными мостами. А среди врагов тут появляются пауки, змеи и очень прыткие самураи, которые, в отличие от своих аналогов из других измерений, умеют кувыркаться, уходя от атаки.
Разный цвет боли
Разработчики реализовали в Amid Evil действительно крутое оружие. Помимо уже упомянутого топора есть классический для таких игр посох, стреляющий зарядами магии; меч, которым не рубят, а кидаются во врагов; трезубец, атакующий молниями; булава, из которой вылетают и больно ранят осколки звёзд.
Да, у каждого оружия есть интересная история. Например, местный аналог ракетницы, согласно описанию, на самом деле стреляет во врагов… планетами, которые выдёргивает из их измерений и уменьшает до размеров снаряда. Есть и своя BFG — большая причудливая пушка, палящая огромными сферами, которые разряжаются во всех вокруг.
Так вот, как и в Heretic, у каждого оружия в Amid Evil помимо основной есть ещё усиленная версия. Дело в том, что всю дорогу мы собираем души поверженных врагов. А когда их накопится достаточно, появится возможность включить местный режим ярости. И вот в нём оружие меняет свои свойства. Топор превращается почти что в бензопилу, посох заливает врагов водой, заряженное лезвие меча начинает рикошетить от стен и врагов, ракетница стреляет уже не планетами, а солнцем. А аналог BFG (называется The Aeturnum) засасывает противников в настоящую чёрную дыру.
Для каждого оружия нужно собирать свои заряды (фактически боеприпасы) разного цвета, и каждое особенно пригодится в своих ситуациях. Есть, понятно, более мощное — но и зарядов для него меньше. У каждого из вас появятся свои любимчики (для меня это меч), но сказать, что какое-то оружие в Amid Evil откровенно лишнее, нельзя. А вот арбалета из Heretic действительно не хватает.
Из коридоров на арены
Я часто вспоминаю Heretic, и это легко объяснить. Amid Evil, как ретрошутер про фэнтези, Средневековье, сражения с участием топоров/ посохов и про главного героя, которого когда-то назвали еретиком, понятно куда метит. Тут, как я уже сказал, и с оружием ситуация похожая, и со сбором разноцветной «маны» — некоторые заряды, валяющиеся на уровнях, даже чисто внешне похожи на то, что мы видели в игре 1994 года.
Но чисто по динамике и строению уровней это уже больше похоже на первые Quake и DOOM 2016 года. То есть «еретических» коридоров тут практически нет — вместо них арены, много открытых пространств, где больше динамики, простора и вертикального геймплея. В Amid Evil мы постоянно катаемся на платформах вверх-вниз, забираемся по длинным ветвящимся лестницам под самый потолок, по пути расстреливая из посоха вылезающих отовсюду врагов, а оттуда где-то можно и вниз спрыгнуть — в воду, чтобы на дне найти новые сферы здоровья и заряды.
И сама игра, несмотря на то что враги и все объекты специально обтянуты вызывающе «пиксельными» текстурами, в динамике выглядит шикарно — красиво, стильно и достаточно современно: тут есть крутые эффекты, краски, внимание к деталям, интересная архитектура и захватывающие порой виды. Это и неудивительно, ведь сделана Amid Evil на Unreal Engine 4.
По волнам памяти
Из такого сочетания «олдскула» и современности получается игра, которая, уверен, увлечёт даже тех, кто слыхом не слыхивал о Heretic и Hexen. Глотая ностальгическую слезу, мы бегаем, сражаемся, стрейфимся, собираем золотые и серебряные ключи от ворот, сферы здоровья, заряды, усиления (вроде увеличенного здоровья, невидимости, неуязвимости или возможности летать), преодолеваем ловушки, копим души и грамотно используем режим ярости. Последний особенно полезен в драках с боссами, которые тут очень колоритные и со своими особенностями.
Всё при этом динамично, красиво и где-то даже современно: графика не режет глаз, как в той же DUSK, — наоборот, постоянно хочется делать скриншоты. Хотя чаще всего некогда: враги даже на нормальном уровне сложности дают прикурить. Ну а по результатам прохождения каждого уровня нам в старых добрых традициях выдают статистику, заставляя ломать голову: где же я пропустил ещё один секрет?..
Amid Evil — это портал в прошлое. Как герой проходит через порталы в разные миры, чтобы победить зло, так и мы сами проходим через игру, чтобы вернуться в 20 лет, когда деревья были большими, каждая новая игра удивляла, когда ты ещё грезил планами покорить мир, а вечерами после работы задерживался, смотрел, как редактор расстреливает какодемонов за рабочим компом, и ждал своей очереди. И даже если этот портал лично вас так далеко не заведёт, всё равно советую попробовать игру — это лучший на сегодня ретробоевик, который способен передать дух «мясных» шутеров, не ранив ваше чувство прекрасного.
Плюсы: захватывающий геймплей на стыке Heretic, Hexen и Quake; отлично передан дух «олдскульных» шутеров; разнообразные локации, враги и оружие; хороший баланс сложности; отличный дизайн уровней; красивая картинка; мощное музыкальное и звуковое сопровождение.
Минусы: хотелось бы больше вариантов оружия и усилений.
Лучшие комментарии
Буквально недавно вспоминал Heretic и пускал ностальгическую слезу.
оружие на пол экрана в выстералми фейрверками особо «изумительны»
Вообще ваши рецензии напоминают мне старый лки и немножко олд олд игроманию. Ностальгия в кровь. Спасибо х).
Со времен Serious Sam (вот он для меня прям любимый мясной шутан) я так не залипал…