Среднестатистический ценитель жанра многопользовательских боевиков от первого или третьего лица куда больше любит стрелять, чем махать мечом или топором. Шутеры, особенно мультиплеерные, заметно популярнее слэшеров, среди которых сейчас не найти по-настоящему народной игры.
И ведь не скажешь, что сетевые слэшеры совсем не ценят: можно вспомнить For Honor от Ubisoft, Chivalry: Medieval Warfare от Torn Banner Studios или War of the Roses и War of the Vikings — детища Fatshark. А отдельные любители до сих пор рубятся в мультиплеер Mount & Blade: Warband (надо же чем-то себя занять в многолетний период ожидания Bannerlord). Теперь этот список пополнился игрой под замысловатым названием Mordhau от словенской студии Triternion.
Фехтование для самых маленьких
В отдельных играх обучение, особенно если его нельзя пропустить, весьма раздражает. Я и сам знаю, какие кнопки тут нажимать, пустите скорее пострелять, а не рассказывайте, как надо пользоваться комбинацией WASD для перемещения. Но в Mordhau проходить мимо обучающей миссии строго не рекомендуется, причём дело даже не в том, что за её завершение дают солидную сумму внутриигровой валюты, которая ещё пригодится. Управление и боевая система здесь весьма оригинальны, если не сказать больше — именно на них строится весь геймплей. Без знания основ соваться даже в битву против ботов не стоит.
Вроде бы всё просто — шесть направлений режущего удара, колющая атака с двух сторон и блок. Суть знакома всем, кто сражался в подобных развлечениях: выбираем поворотом камеры сторону замаха, жмём левую кнопку мыши и смотрим, как клинок вонзается в противника. Но не тут-то было: оппонент может отбить удар с помощью блока, парировать атаку встречным ударом или вовсе увернуться, избежав урона. Приходится предугадывать действия врага, ускорять или замедлять взмах с помощью движений мышки, изменять направление атаки и использовать хитрости вроде пинка. Даже тренировочный бой с ИИ-инструктором ясно даёт понять, что побеждает в одиночных противостояниях тот, кто окажется умнее соперника, — «заспамить» врага градом одинаковых ударов получается далеко не всегда.
Нет предела совершенству
И это только верхушка айсберга — фехтование здесь заметно реалистичнее и глубже, чем можно подумать. У игры существует целый набор специализированных терминов, описывающих разнообразие боевой системы. Удачно заблокированный удар позволяет выполнить «рипост» — быструю контратаку. Изменение движения клинка во время взмаха называется «морфом», а «драг» и «аксель» — те самые замедления и ускорения рубящей атаки соответственно. Можно выполнять комбо — для этого необходимо начать новый выпад сразу после предыдущего, не забыв о времени нанесения удара — противник вполне может успеть отреагировать.
После первых битв и безуспешных попыток разобраться во всех этих очевидных и неочевидных тонкостях может сложиться впечатление, что Mordhau — это игра для настоящих… профессионалов, которые всё свободное время посвящают тренировкам, в одиночку справляются с целой толпой врагов, а погибают лишь от подлых ударов в спину. Это верно лишь отчасти: да, здесь почти неограниченные возможности для саморазвития, дуэли мастеров клинка вызывают восхищение, а стать таким же экспертом без комплексной теоретической и практической подготовки нереально, но, как ни парадоксально, даже низкий «скилл» (уж поверьте, я знаю, о чём говорю) не мешает получать удовольствие от сражений.
Кровавое веселье
В Mordhau есть несколько режимов, позволяющих найти себе занятие по душе: дуэли, свалка «Каждый сам за себя», командные сражения, кооперативные бои против волн ИИ и вездесущая «Королевская битва». Но самый весёлый и лучше всего раскрывающий суть игры — это режим «Линия фронта», представляющий собой противостояние двух команд (до 32 бойцов в каждой) за контроль над ключевыми точками.
Карты в этом режиме достаточно большие, но основные события, как правило, происходят на довольно узких участках фронта, что создаёт эффект масштабного и непредсказуемого действа, которое не прекращается ни на мгновение. Вот рыцарь в тяжёлом доспехе отбивается сразу от трёх противников, отважно орудуя двуручным мечом, но в конце концов падает, сражённый метким выстрелом из лука. Кто-то хочет дотянуться до врага, даже оставшись без ноги. Полуголый здоровяк с диким криком ловко уходит от ударов и сносит головы одну за другой. Всадник пытается насадить кого-то на пику, но не успевает уйти от меткого выпада и падает, разбрызгивая кровь…
Всё это сопровождается звуками ударов, боевыми кличами и шуточками бойцов, топотом копыт и грохотом пущенных из катапульт снарядов. Каждый бой — самый настоящий средневековый экшен с изрядной долей чёрного юмора. Ощущения непередаваемые, особенно если не отключать «кровавость» в настройках: отрубленные конечности, багряные лужи под ногами и изувеченные тела — жутко, но дико весело.
Сражение то разбивается на отдельные дуэли, то скатывается в беспорядочную свалку, а если попробовать мыслить тактически, то можно найти способы и для хитроумных манёвров, тыловых обходов и попыток заманить врага в ловушку ложным отступлением. У слаженной команды куда больше шансов одержать верх, но пока складывается ощущение, что победа в матче никому и не нужна — куда интереснее сам процесс.
Когда уж тут жалеть о том, что твои умения не позволяют быть в числе лучших? Побыстрее бы возродиться и бежать в самую гущу битвы, подыскивая очередную цель для смертельного удара, — снова и снова.
Каждому своё
Сложно понять, чего в Mordhau больше — той самой безрассудной, но увлекательной рубки стенка на стенку или тщательно выверенных поединков, чья механика будто предназначена для серьёзных соревновательных дисциплин. Дело не ограничивается лишь реализацией фехтования — есть здесь над чем поразмыслить и вне боя.
Взять, например, кастомизацию экипировки. В наличии несколько видов брони, влияющих на защиту и скорость передвижения, каждое оружие уникально и обладает подробнейшими параметрами, такими как длина взмаха, урон, скорость атаки… Можно пользоваться уже готовыми настройками персонажей, но ничто не мешает потратить время на создание собственного билда, подобрав оружие и броню под желаемый стиль боя. Здесь может помочь и система пассивных навыков, коих в игре насчитывается два десятка. И опять же, юмор разработчиков никуда не делся: как вам талант «Крестьянин», позволяющий использовать в качестве снаряжения предметы быта и гражданскую одежду?
К слову, экипировка позволяет не только защитить тело, но и выделиться на поле боя — возможностей кастомизации внешнего вида достаточно для того, чтобы создать узнаваемый образ. Если вы хороший боец, то это отличный способ внести панику в ряды врага: после пары эффектных побед в ярком наряде вас запомнят — и наверняка будут держаться подальше от «того худого парня в соломенной шляпе».
И пусть вас не пугают те небольшие шероховатости, без которых всё-таки не обошлось. Игра отлично оптимизирована, и в ней есть всё, что позволяет получать удовольствие от процесса с самого начала, не дожидаясь исправления всех багов. Если разработчики будут добавлять контент в виде новых режимов или наборов экипировки и проводить официальные турниры, правя баланс для соревновательного игрока, то Mordhau ждёт светлое будущее.
Плюсы: отличная оптимизация; безумно весёлые сражения, доступные даже для новичков; проработанная механика фехтования, позволяющая совершенствовать своё мастерство.
Минусы: хочется более оперативного исправления багов и недоработок.
Лучшие комментарии
Но пока фаново играется всем.
Конечно, достаточно посмотреть как Кулаков тащил на стриме. Приятно было смотреть.
Хммм. Что-то тут не так!
Какого чёрта?
Эта игра работает лучше, чем говно от больших студий на и задолго после релиза, а косяки чинятся достаточно оперативно для такой цены и для такой маленькой студии. В остальном эта игра просто потрясающая — мультиплеерный easy to learn, hard to master как он есть, с огромной кучей возможностей не только для кастомизации персонажа, но и для развития личного скилла.
Это одна из самых тупых вещей, которые можно было поставить в претензию соревновательному сетевому экшну. Без обид, но это реально чушь.
Возможно, это просто притянутая за уши проблема?
Но сразу скажу, боевка тут сложнее чиварли и разницу в уровне владения ею ты ощутишь моментально, а пока сам не разберешься будешь дохнуть по кд.