Black Ops 4 стала первой Call of Duty за последние годы, в которой мне хочется проводить время, зарабатывая престижи и разблокируя камуфляжи для оружия. Но то, как Treyarch и Activision подходят к монетизации, вызывает всё больше вопросов. Сначала оказалось, что игра не избавится от сезонного абонемента, хотя все конкуренты уже перешли на бесплатную поддержку после релиза. Потом пользователи заметили среди бонусов за Deluxe-издание 2 400 единиц виртуальной валюты — то есть микротранзакции в шутере всё равно будут. Впоследствии их действительно ввели, и всё оказалось хуже, чем многие могли себе представить.
Из одного ада в другой
До недавних пор в играх были жутко популярны лутбоксы, ящики со случайными наградами. Зачем продавать предметы отдельно, если можно предоставить игроку шанс выпадения желаемого приза, предложив ему потратить куда большую сумму? Благодаря жадности Electronic Arts и возмущениям фанатов Star Wars, со временем лутбоксы стали менее привлекательными для издателей. Часть компаний обратила внимание на Fortnite Battle Royale с её боевым пропуском — его аналог появился и в Rocket League, и в Paladins, и в Black Ops 4.
Суть всех этих пропусков очень проста: играя, вы зарабатываете не только уровни аккаунта, но и отдельные уровни этого самого пропуска. Обычно он поделён на несколько десятков этапов, за каждый из которых выдаются всевозможные награды — в Fortnite это танцы, костюмы, дельтапланы, кирки и прочие косметические безделушки. Пропуск активен в течение двух или трёх месяцев, после чего получить награды из него невозможно и нужно покупать новый. В Fortnite прелесть этой системы в том, что среди наград есть виртуальная валюта, и с её помощью удаётся накопить достаточно денег для покупки следующего пропуска. Потратившись на него единожды, в дальнейшем платить не придётся вообще.
В Black Ops 4 пропуск сделали абсолютно бесплатным для всех обладателей игры, но что же могло пойти не так? Как оказалось, добраться даже до сотого этапа из двухсот сможет лишь малая часть аудитории. На первых порах приходилось завершать около восьми или даже десяти мультиплеерных матчей, чтобы заработать единственный этап. На всё про всё давалось примерно 50 дней, и, глядя на таймер в главном меню, хотелось лишь опустить руки и продолжать играть ради самого геймплея, не задумываясь о наградах.
Впоследствии Treyarch ускорила процесс набора этапов, но ситуация не сильно изменилась. Скорость заметно выросла лишь во время выходных удвоенного опыта, однако спустя пару дней всё вернулось на круги своя. Увидев недовольство сообщества на Reddit, разработчики решили подсластить пилюлю и ввели ежедневный пропуск этапов — если одержать победу в любом из режимов, один этап «подарят» бесплатно, и этим можно воспользоваться один раз в сутки. Жаль, что добавили эту особенность так поздно, — до конца сезона осталось около 20 дней, и этого явно недостаточно для большинства игроков.
В Fortnite, которой явно вдохновлялись создатели этой системы, к игроку относятся гораздо дружелюбнее. Каждую неделю в ней появляются новые испытания, за завершение которых можно получить пять этапов и еще один дополнительный за поиск скрытого значка на карте. В результате с помощью этих заданий зарабатываешь 60 этапов из 100, а остальные удаётся получить за счёт повышения уровня игрока и выполнения ежедневных заданий — то есть проводя время в матчах. Поэтому даже тот, кто начнёт играть за неделю до конца сезона, разблокирует больше половины наград. В Black Ops 4 же он кое-как доковыляет лишь до 10-го этапа.
Танцы-шманцы
Стоит ли «гринд» того? Едва ли. Копируя боевой пропуск из Fortnite, Treyarch решила взять оттуда и все типы наград, поэтому в шутере о недалёком будущем предстоит выбирать для своих персонажей танцы и граффити, перемешанные в пропуске с бесполезными аватарами и эмблемами. Хотя нет, эмблемы хотя бы видно во время поиска матча, а вот танцы и граффити сюда вообще никак не вписываются. Я провёл в игре немало времени, но до сих пор не увидел ни одного человека, который включил бы в мультиплеерном матче эмоцию. Там попросту некогда этим заниматься. В «Затмении» (здешней «Королевской битве») игроки не танцуют даже в стартовом лобби, а хардкорные фанаты режима просят убрать оттуда эти эмоции и позволить им переключаться той же кнопкой между аптечками, что будет куда полезнее.
Среди всего этого мусора есть всего пять более-менее интересных призов: четыре уникальных камуфляжа для оружия и облик Джейсона Хадсона для «Затмения», который выпадает аж на 199-м этапе пропуска. Добраться до него реально, если чуть ли не каждый день запускать Black Ops 4, просиживая в игре четыре или пять часов в сутки. Можно забыть о Red Dead Redemption 2, Assassin’s Creed: Odyssey и прочих осенних релизах — всё свободное время нужно посвящать Call of Duty. С одной стороны, логично, что издатель не хочет видеть отток аудитории, но с другой — Activision явно подталкивает людей к покупке рангов за деньги.
А удовольствие это не из дешёвых. К примеру, игроку с 46-м этапом придётся заплатить за доступ к 200-му 15 500 очков CoD. Самый выгодный вариант — купить 13 000 очков за 6 499 рублей и ещё 2 400 очков за 1 349 руб., добив остальные этапы в матчах. Итого — 7 848 рублей в игре за 3 999 руб. Опоздавшим нужно будет отдать ещё больше денег. Никаких возможностей заработать эти очки не предусмотрено — это исключительно платная валюта. Жуткие цены, но аудиторию Call of Duty, судя по всему, разгневать не так легко, как поклонников «Звёздных войн».
Ещё одна дурацкая особенность пропуска связана с костюмами и раскрасками. В той же Fortnite костюм вы покупаете (или получаете) вместе с моделью персонажа. В Black Ops 4 же каждый облик доступен лишь для одного героя. Мне повезло, что в основном я выбираю в матчах Сераф и первые два костюма в пропуске были для неё, но многим другим придётся очень долго играть, чтобы разблокировать вещи для остальных бойцов. Хотя вряд ли стоит обращать внимание на эти костюмы — если в какой-нибудь Overwatch они могут полностью изменить внешний вид, то тут все скорее напоминают разукрашенных клоунов.
Нужно больше золота
Можно подумать, что такие посредственные костюмы положили лишь в бесплатный боевой пропуск — вряд ли Activision стала бы просто так отдавать качественные вещи. Но нет, отдельные платные облики тоже выглядят плохо. Раздел с ними называется «Магазин Блек-Джека», и там, прямо как в Fortnite, есть разные категории вещей, разбросанные по разделам «Актуальные предметы» и «Предметы дня». Комплекты за 900 очков включают в себя костюм, наклейку и боевую раскраску, обычные костюмы стоят 600 очков, но они смотрятся так же убого, как и хлам в пропуске. Возможно, когда-нибудь художники действительно постараются, и цена в почти 600 рублей будет оправданной.
Но и это ещё не всё, разработчики предлагают ещё больше возможностей отдать им лишние деньги. Рядом с обычным пропуском продаются «Особые приказы», наборы, включающие в себя аж 10 вещей. Это и эмблемы, и граффити, и жесты, и костюм с раскраской. Проблема тут та же, что и с остальными товарами, — нет никакого желания на это тратиться. Если в Overwatch хочется собрать всю коллекцию для любимых персонажей, а в Fortnite клёвые и детализированные облики сразу бросаются в глаза, то в Black Ops 4 ничего такого не происходит.
Возможно, дело в визуальном стиле. Самые успешные в этом плане игры, фанаты которых суммарно тратят миллионы на «косметику», похожи на мультфильмы с непропорциональными лицами, забавной анимацией и сексапильными женскими персонажами. В Black Ops 4 же герои — обычные наёмники с унылыми рожами и, что ни говори, скучным дизайном. Девушка с розовыми волосами, лысый мужик, чернокожий парень, мужчина с ирокезом — у них так мало отличительных черт, что порой забываешь, у кого из них какие способности. И когда новые костюмы оказываются лишь перекрашенными версиями старых, это никак не стимулирует игрока просиживать штаны в надежде добраться до финального этапа пропуска.
Не исключено, что на это не пришлось бы обращать внимание, если бы монетизация была адекватной. Но этапы зарабатываются так медленно, а достойных предметов в пропуске так мало, что становится жутко обидно — игра-то по большей части хорошая, лучшая Call of Duty за последние годы, но жадность Activision (или Treyarch, вдруг мы зря Бобби Котика во всём виним?) всё портит. То ли система была добавлена в последний момент, из-за чего Black Ops 4 буквально вынуждает вливать в неё огромное количество денег, то ли так и должно быть.
Лучшие комментарии
TuaregТам фритуплей, DLC, подписка, сезоны(компендиум), лутбоксы и покупка вещей есть.
Лутбоксы делятся на подвиды — бесплатные с платным ключом, платные и сезонные с задротсвом. Также дополнительная покупка уровней у компендиума.
Платный матчмейкинг по ролям.
Платные режимы игры.
Платные билеты для отдельного режима.
Про то, что там продается от курьера до персональной статуи лучше вообще молчать.
Думаю все равно, что-то забыл. =)
И при всем этом умудряется оставаться нормальной игрой. =)
PS Бобби Котик, надеюсь ты это не прочел. =)
А с другой — игра достаточно быстрая что бы я ориентировался только по силуэту противника, разглядеть какого цвета у него лицо или пушка я просто не успеваю.
Единственное где я могу разглядеть такой облик — это перед стартом матча когда все выбирают оперативника.
Поэтому лично мне на такую монетизацию пофиг.
Вопрос конечно что будет в сезоннике, но это пока не понятно.
Что касается скинов, я повторюсь, их делают не для того чтобы у тебя был выбрать брать или нет. Единственный выбор, который оставляют за игроком в таких играх — что из предложенного ты хочешь взять.
Система доната сама по себе отвратительна, не важно насколько балансирована игра. Об этом и статья.
И «людей-сорок», как ты выразился, намного больше чем простых игроков, которым мало что нужно в игре, кроме геймплея.
Кому интересно, вот ссылочка на соответствующее видео (видео на английском):
Я видел крупные подачки на твиче и открытие крупного количества лутбоксов, и задоначенные на все 100% акки, но тут речь немного о другом. О том что нужно достать из каждого игрока.
Gordey SvobodinЧто, простите?