13 марта 13 мар. 80 5731

Голливудская музыка в играх — тупиковый путь, считает композитор Final Fantasy

Главный композитор серии Final Fantasy Нобуо Уэмацу (Nobuo Uematsu) дал интервью изданию NewsPeak и немного поговорил об истории музыки в видеоиграх — в том числе о том, почему современные саундтреки могут зайти в тупик.

По мнению Уэмацу, в восьмибитных играх музыка «играла роль кислорода» — она оживляла персонажей и сюжеты, так как спрайты ещё не позволяли передавать широкую гамму эмоций, а озвучки у героев не было вообще. Впрочем, музыке тоже мешали технические ограничения:

На SNES увеличилась вместимость носителей, и я смог использовать сэмплы, скажем, скрипки или флейты, а затем сжимать их снова и снова. Но во времена SNES я всё равно беспокоился, что мне не хватит памяти в картридже.

Нобуо Уэмацу

На первой PlayStation стали использовать диски, что в целом решило проблему с вместимостью, но нарисовалась другая — скорость чтения:

Теперь можно было стримить музыку с диска, то есть взять именно то, что я сделал в студии, и воспроизвести в игре. Однако если я делал именно так, то приходилось ждать долгую загрузку. Думаю, фанаты бы жаловались, если бы они врывались в бой, а затем сидели бы и смотрели на экран загрузки.

Нобуо Уэмацу

Так что на первой PlayStation музыку ещё приходилось сжимать и сокращать, чтобы уменьшать время загрузки.

По словам Уэмацу, настоящая музыкальная свобода для него началась с PlayStation 2 и Final Fantasy X:

Это период, где мы могли делать, в общем-то, что угодно. Игровые консоли развились, мне стало легче выражать в игровой музыке разные жанры — вроде рока, джаза и так далее.

Нобуо Уэмацу

Но в последнее время музыка в играх поскучнела, считает Уэмацу. Возможно, из-за того, что руководителей игр и продюсеров устраивает саундтрек как в фильмах. Но Уэмацу уверен, что если ориентироваться на Голливуд, то музыка в играх «не сможет развиваться дальше»: мол, игровым композиторам нужно давать свободу в стилях, позволять им активнее применять личные знания и умения — так саундтреки станут интереснее.

Наконец, Уэмацу говорит, что ИИ для сочинения саундтреков не сгодится. По его словам, задача музыки — налаживать эмпатию между композитором и слушателем. И хорошей музыке требуется «достигать самых дальних глубин души композитора, где он сможет найти свои собственные уникальные черты и выразить их» в музыке.

Последняя заметная работа Уэмацу — главная тема для Final Fantasy VII: Rebirth. Однако композитор считает, что уже стар, поэтому полноценных саундтреков для игр уже не напишет — только отдельные композиции.


Поддержи Стопгейм!

Лучшие комментарии

Ну не, не совсем так – ту самую «кинематографичность» просто нужно правильно реализовывать, как и все элементы игры. В Wolfenstein The New Order и The New Colossus она реализована хорошо – люди эти игры любят, в том числе и за их кинематографичность 

Можно сказать и в тему. Его слова подчеркивают, что Голливудские композиторы не рассматривают видеоигры как что-то серьёзное. Возможно благодаря этому мы видим бОльшую палитру саундтреков, т.к. их пишут новые композиторы, которые не соблюдают голливудские традиции.

Как музыкант-любитель могу смело заявить, что самое главное в музыке — чтобы тебе было что сказать. Желание генерировать контент, чтобы не идти на завод, не относится к потребности что-то выразить. А жанр — это просто инструмент доноса мысли. 

Это вообще древнейший конфликт искусства: делать как надо и как хочется, потому что попытка совместить любовь и заработок всегда порождает проституцию. 

Очевидно, что бладборн к этому шаблону никакого отношения не имеет.

Бедолага, картинка прикольная, но в данном контексте очень не к месту:D

А в каких недавних релизах фонк играет? 

Вот именно – переизбыток. Игры Sony недаром имеют образ «дорогого кинца от третьего лица со стелсом в кустах» (почему я дилогию Wolfenstein и взял, а не игры Sony), т.к они похожи друг на друга и упор в них (при продвижении) делается на постановку, чем их и продают. В играх эпохи PS3 тоже была нормальная постановка, но игры были разными, а потому вопросов к ним не было.

В погоне за кинематографичностью люди стали забывать, что они так-то игры делают, а не кино снимают. Что, в результате, приводит к появлению игр, главное достоинство которых, сюжет и дорого-богато срежиссированные катсцены, а геймплей в лучшем случае на троечку. Я, в свою очередь, к подобным тенденциям отношусь крайне негативно, потому что в играх самое главное геймплей и интерактивность — то чего ни в одном другом медиа нет и никогда не будет. Однако вместо того, чтобы развивать именно эти отличительные признаки, происходит стыдливое открещивание от них, с пренебрежительным отношением к играм как к недоискусству. Как у тебя выше с «шутерами для школоты с комплексом неполноценности», хотя может, с геймплейной точки зрения это были шедевры? И это ещё полируется сверху невероятным надрачиванием на кино, подающимся сейчас, как чуть ли не величайшая форма искусства.

многогранным искусством.

Сэр, играм не нужно быть кином с нажимабельными кнопочками, чтобы быть искусством, более того — это противопоказано, ибо нивелирует собственно уникальность (и вообще какую-либо идентичность) игр как развлечения интерактивного

шутером для школоты с комплексом неполноценности

Для резких заявлений требуются серьёзные доказательства

Вспомните те же игры от Биоваров: у Масс Эффекта, СВТОР, и, частично, первой Эры дракона было очень много ультра пафосных, по-киношному эпичных сцен. И это шло им в плюс. 

Не даром говорят: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». По-мимо интересных механик игре нужна и красивая обёртка.

Давно устал от голливудоподобных симфонических пассажей и топлю за музыкальное жанровое и инструментальное разнообразие. Это во всех моих блогах сквозит в тексте. Для меня музыка — это почти 50% атмосферы игры. 

Ну так у циммера в играх как раз «голливудская» музыка, не? Циммер настолько одинаково пишет, что узнаётся с первых аккордов практически. Я не говорю, что пишет плохо. Классно, эпично. Но фокус в том, что саундтрэк Крайзиса можно перепутать иногда с Интерстелларом и Началом.

Таким как ты я всегда говорю. Читайте книги! Ни одна игра за всю историю существования игроиндустрии по своим идеям, сюжетам и смыслам даже близко не подошла к шедеврам мировой литературы.

А игра. НЕОЖИДАННО! Это ИГРА. И я запускаю игры — опять же, неожиданно! — когда я хочу ПОИГРАТЬ.

Вот так я и делаю, странный я человек. Хочу сюжетов и идей — читаю и смотрю кинцо.

Хочу поиграть — запускаю игры.

Сюжет и история в играх всегда был и будет фоновой составляющей. Когда он хороший — это плюс игре. Когда сюжета нет — ну и похрен, если игра геймплейно хороша.

а есть интерактивное кино. Проблемы?

Никаких проблем, когда интерактивное кино — это интерактивное кино. Как Детройт. Как валькин дед. Это, и правда, не игры. Это именно что интерактивная история. Достойные своего места произведения (пусть лично я в такое и не люблю сидеть)

Когда же оно все-таки начинает выдавать себя за игру — как God of War, с необходимым, но посредственным геймплеем — вот тогда и начинаются проблемы.

И я с ним абсолютно согласен. Сейчас в кино очень много «фоновой»-музыки, которая есть, чтобы просто заполнить пространство, порой даже настроение не задаёт. А что в итоге можно будет добавить в плейлист? Если повезёт, то заглавную тему фильма.
Исключением являются такие фильмы, как форсаж, шаг вперёд и т.п., где саундтрек — это прям купленные или специально заказанные песни.

В играх сейчас тоже такое встречается, но благо всё ещё много годного личного саундтрека. Ближайшие (для меня): DMCV, DOOM, про всякие пиксельные игры я вообще молчу, зачастую там всегда неплохой OST.

Меня лично (не знаю как вас) напрягают две вещи:
— в трейлерах (фильмов и игр) играет какой-нибудь ремикс уже известной темы, вместо уникальной композиции;
— из больших игр всё сложнее извлекать композиции, которые можно слушать отдельно. (Мой пример: Uncharted, Horizon Zero dawn, Last of US — кроме заглавных тем ничего шибко-то и не запоминается. Можно было ещё добавить GOW, но там отпечатались две темы: тема Кратоса и тема Бальдура; а если вспомнить ЧП, то кроме основной темы была отличная композиция на битве с Осьминогом (опять, это финальный бой, грех было зафейлить ост).

Я уж не буду говорить о том, что до сих пор слушаю музыку из Felix The Cat, Top Gear 2, Comix Zone, Contra HardCorps, The adventure of Batman & Robin, Batman (NES Sunsoft). — это уникальные композиции, их вообще ни с чем не перепутаешь.

У Microsoft тоже с разнообразием всё окей. Да, игры не столь однозначны в плане качества, но тем не менее – они разнообразные, это факт. 

Halo – шутер от первого лица, Grounded – выживач, Hi-Fi Rush – ритм-слэшер, Starfield – RPG, Forza – две линейки разных гоночных игр, Age of Empires – стратегия в реальном времени, Gears – шутер от третьего лица и т.д; и это не все их игры

Ну про «киношность» современной игровой музыки, полностью соглашусь. Она просто скучная и «фоновая». Раньше как было. Композитору говорят. У нас есть синий ёжик, он бежит по локации «завод» напиши под это музыку (буквально композитор соника про это расказывал что он тупо по скрину музыку писалXD) И у композитора полная свобода. Сегодня же, музыка в играх не должна отвлекать ибо игры куда комплекснее стали, и стали её писать как для кино. Фоновая, подходить под сцену, но не мешать игроку, ибо там сюжет сложнее появился и диалоги и озвучка и графика дорогая и всё всё. В итоге музыка ушла далеко на задний план, а раньше она долбила тебе в лицо, она по сути была на переднем плане от сюда и миллионы цепляющих именно мотивами трэков на сеге/денди. Печально, но для меня «игровая» музыка вымерла в ааа сегменте сегодня. В плэйлисте из новых игр чаще поселяется музыка из инди игр, чем из очередного Человека Паука или Хорайзона с Гадоваром.

Чет не уверен насчет этого, мало того что люди семплы часто юзают одни и те же в саундтреках, всякие звуковые эффекты и т.п, так иногда я даже слышал как в саундтреки вставляли целые мелодии или отсылки на уже существующие песни, а то и целые звуковые фрагменты вроде цитат из фильмов и т.п. И что-то ни за кем юристы не бегали. Яркий пример — саундтреки Пейдея, где тему Первого Мирового Банка в первой части (и ремейк этого трека во второй) явно срисовывали с темы банка в фильме Схватка (коим Пейдей и вдохновлялся), или музыка для ограбления Бешеные Псы например, где явно в обоих треках для ограбления цитировали музыкально треки из фильма, или например когда была коллаборация с Лицом со Шрамом, там тоже в саундтреке крайне явно цитировали тему Тони Монтаны за авторством Джорджо Мородера. И никому ни за что не прилетело. А в игре Deadbolt в одном из треков прямо вставили аудиосэмпл из какого-то старого фильма (я не помню название фильма, но фильм тоже достаточно известный).

Читай также