1532 24 1162 131

Resident Evil 4

Рейтинг игры

4.5 1890
0.5
1
1.5
2
2.5
3
3.5
4
4.5
5
Resident Evil 4
Все отзывы к игре
16 декабря 2023
-1

Отринуть старое

Пафосный брифинг о произошедших событиях, коричневый фильтр, фолковые гитары, перерастающие в мрачный эмбиент, запах придорожной мочи и задумчивое лицо самого сексуального из наших полицейских - затянувшаяся поездка с ходу демонстрирует серьёзный тон нового дела с обещанием по-настоящему киношного экспириенса. Новое направление очерчено - время ознакомиться с задачей.

Отставить! ознакомление с задачей откладывается на неопределённый срок. Сперва необходимо сообщить о произошедших изменениях. Решать задачу мирового масштаба теперь предстоит не иначе как из-за крепкого мужского плеча. Да, может, кожаная куртка Леона Кеннеди не внушает так, как изометрический вуайеризм, но и у нового положения есть свои плюсы. Не бойтесь пробовать и вы быстро разберётесь, что к чему!

Извлечённый из карманного кейса для простых полицейских базовый пистолет демонстрирует следующее изменение: автоприцела больше нет и выцеливать неприятелей предстоит ручками. А вы что хотели? Полиция нового поколения требовательна к профессиональным навыкам своих бойцов. Первые же враги способны ввести в лёгкое недоумение: агрессивные гражданские, которые, в отличие от зомби, обладают коллективным разумом и способны сбиваться в стаи, демонстрируя нам принцип действия мажоритарной тирании. Но массовая угроза мнимая, ведь Леон ответственно подошёл к обучению в академии, а поэтому скорость боевых действий у него выше, чем у Криса, Джилл и вообще всех оперативников элитного подразделения. К тому же академия, по всей видимости, что-то утаивала от ветеранов борьбы с Амбреллой, потому что испанским селянам можно не только взрывать головы, но и отсекать конечности: выстрел в руку - выбивает оружие, в ногу - подкашивает ходячий байохазард. И всё это с сочным импактом, который до сих пор каким-то чудом умудряется доставлять: отлетающие куски плоти, звуки оружия и время на отдачу не могут не радовать эстетов-милитаристов.

Итак, Mr. Kennedy научился зрелищно расправляться с угрозой, но что там в плане боевой эффективности? Увы, здесь лучший оперативник Енотограда сдаёт позиции. Отрапортую три основные проблемы:

1. Тактический смысл отстрела конечностей сведён к минимуму: выстрелы по рукам и ногам - не больше, чем повод продемонстрировать новые возможности, но никакой пользы от лежачих сельских жителей нет. Отстрел голов всё ещё превалирует над прочими способами устранения угрозы. К тому же выцеливание в плотном потоке врагов что-то кроме их центрального нерва неоправданно трудозатратно.

2. По последним данным, Кеннеди на службе пристращался к, так называемым, "зелёная трава смешать с красная трава", из-за чего теперь его руки находятся в беспрестанном треморе. Нередко возникают случаи, когда точно наведённый лазерный прицел сбивается сам по себе, хотя прицеливание было осуществлено правильно и по последним стандартам нашего отдела. Рано приобретённая болезнь Паркинсона особенно отчётливо проявляет себя во время тира, когда главный герой забивает на Цири и идёт играть... (нерелевантные данные, текст предлагается к удалению).

3. Вынужден с прискорбием констатировать болезненную зависимость оперативника от QTE. Она возникает совершенно внезапно и имеет привычку хотя бы раз откатывать бойца к печатной машинке. Простите за сниженный тон в отчёте, но это, блин, реально бесит!

Из положительных сторон, боевая единица Leonhelprule34 способна использовать системы комплексного поражения: гранаты и дробовики эффективно действуют по плотной вражеской области, а снайперские винтовки пробивают головы последовательно стоящих неприятелей. Помните! узкие продолговатые коридоры - ваши друзья.

И вот оперативник успешно проходит один сегмент за другим: подвесные мосты, строительные леса, подземные бункеры - это место - настоящая полоса препятствий с самым эклектичным дизайном из мира тёмного фэнтези. С одной стороны, разнообразие подкрепляет позитивную мотивацию оперативника заниматься "самой грязной работой" - поиском президентской дочери. Но с другой, сложно оценить риски отдельных локаций. Так, к примеру, обычный сарай внезапно выявил ещё одну особенность организма Леона: у него слабый и биполярный иммунитет. Получаемый урон непрозрачно неравномерен в разных ситуациях. Расправиться с двумя бензопильными лесорубами бывает проще, чем выдержать удар одного Лас Плагас. Такие случайно возникающие ваншоты склоняют пересмотреть рацион питания бойца: рыбу и яйца предлагается заменить на полноценные блюда из Восточной Европы. Мы уже нашли одного странного поставщика, который пообещал изысканную и полезную кухню.

Общество потребления диктует необходимость актуализации системы удовлетворения потребностей, поэтому для наших бойцов был создан милитари-шопинг. Костюм каслванского вампира или Сейлор Мун на дочке мёртвого отца непозволительны на службе, но вот приобретать пушки у торговца - совсем иное дело. Наш засланный в Испанию трейдер (его готический внешний вид "последователя Кроули" - не более чем умелый камуфляж, созданный подразделением Umbrelladesign) готов за местную валюту выдать самое современное вооружение, улучшить имеющееся снаряжение, а также расширить до невиданных пределов карманы кожаной куртки, чтобы в неё можно было поместить 8 рпг и дочку президента.

Кстати о ней, история знает неединичные примеры напарников, с которыми не только получалось установить эмоциональную связь, но и которые могли обеспечить боевую поддержку:  Аликс,  Мона,  Билли Коэн,  Элли,  Элизабет,  Шестая. Даже Фара из  арабских сказок, имеющая привычку преждевременно отправляться к Аллаху, полезна в бою и играет важную роль в истории. Так вот, Эшли - не тот случай. Приготовьтесь к тому, что прятать президентскую дочурку в мусорном контейнере - основа успеха операции.

Но вернёмся к инвентарю, прежде чем что-то в него положить, необходимо пройти местную головоломку-тетрис. Не представляю, кому в голову пришла эта идиотская идея с аутистичным залипанием на своё снаряжение. Большинство моих оперативников успешно деградируют и без этой мини-игры, но, вроде как, людям это нравится, а над чужими желаниями я не властен. Хотя кое-что устойчиво вызывает моё раздражение: почему так и не появилось возможности засунуть Эшли в инвентарь? По словам наших бойцов, приоритет свободного места отдаётся более значимым вещам. Президентская дочь не влезает в инвентарь, так как место уже занято тактически необходимым десятком яиц и переносным рыбным магазином. Что ж, как рыболов-любитель не могу не оценить это оправданное решение.

На этом остановлю поток креативного ролплея и расскажу о своём опыте игры в четвёрку.

Как стойкий фанат первых частей я бы мог тривиально расписать, что четвёртая Обитель "больше не хоррор", "больше не Резидент", "больше не выживач", и весь этот старпёрский трёп в какой-то мере будет отражать действительность. Запутанный левел-дизайн, продуманное исследование, менеджмент малочисленных ресурсов, ценность каждого убийства и каждой находки - всё это Resident Evil 4 отправила в топку. С одной стороны, я рад, что Capcom в какой-то момент перестали насиловать выдроченную концепцию: как-никак, к началу миллениума вышло уже шесть подобных игр. Но с другой, а смогла ли серия дать что-то кроме классики survival horror?

Но перед этим ещё поною.

У игры слабый графон. После Халф-лайфа, Макса Пейна или Сайлент Хилла от местной картинки вытекают глаза. Притом что Обитель не может порадовать ни навороченной физикой, ни открытыми пространствами, ни хотя бы стилистически выверенным арт-дизайном. Это крайне линейная, заскриптованная игра. Почему нельзя было сделать картинку лучше? То, что смотрелось хорошо в 2002-ом и в отдалённых ракурсах затемнённых помещений ( ремейк и  зиро), в 2005 вызывает только недоумение. А пнгшные задники натурально способны убить чувство прекрасного.

Сюжет здесь - это п#здец. Либо игнорировать, либо угорать. Об атмосферности, вовлечённости и серьёзном отношении речь не идёт. Да, истории двойки или ремейка тоже не блещут оригинальностью или глубиной, но они были достаточно правдоподобными, чтобы я хотя бы мог нафантазировать интересных нарративов в своей голове. Ведь аудиовизуальные триггеры в купе с лором работают. Но не в этой части.

А вот с музыкой и звуками всё очень хорошо. Я очень люблю атмосферные, обволакивающие мраком композиции второй и особенно третьей части. С учётом смены курса, иной стилизации и одной большой лорной дыры вообще не ждал хорошего музыкального сопровождения. Был рад ошибиться. Тема Вескера в Мерсенариес - секас.

https://www.youtube.com/watch?v=O79Ek-WuaGo

Теперь к теме. Чем же обусловлено позитивное отношение к игре?

Во-первых, RE4 - захватывающее разнообразием приключение. У четвёртой Резьбы больше общего с Uncharted или Half Life, чем с сурвайвл-хоррорами. Игра радует отдельными моментами и общим креативом геймплейных эпизодов, но не цельным опытом исследования и выживания. Во-вторых, костяк фан-базы четвёртой части составляют в основном те, кто не был до этого знаком с истоками. Да, это диванная статистика, но отнюдь не лишённая смысла. Игры с первой плойки закончились к концу прошлого века, а все новые - Code Veronica, Zero, ремейк оригинала - долгое время оставались эксклюзивами (на Веронику Capcom просто забила болт), RE4 вышла на пеку в 2007 году и только лишь к концу нулевых обрела популярность у российских игроков (тогда же гремела парадоксально более популярная пятая часть). Понятно, что тогдашним школьникам, росшим на эпохе ps3, вообще не было дела до пикселей десятилетней давности. Ты же тоже убеждён, что Вайс Сити или Сан Андреас лучше, чем первые две части GTA, хотя наверняка в них даже не играл? Таким образом, фактор времени сыграл ключевую роль в формировании представления у массовой общественности о том, что такое Resident Evil.

Про влияние на индустрию все и так всё знают: четвёрка популяризировала увесистый пак геймдизайнерских тропов. Взгляд из-за плеча, динамическая сложность, прокачка через ресурсы, направленный прицел, богомерзкий QTE. И даже целые игры были вдохновлены проектом Миками: Ластуха, Алан, Мёртвокосмос - наиболее наглядные примеры. Меня больше удивляет находить четвёртый Резак там, где даже не собирался искать. Как тебе одна из локаций в новом Робокопе?

И не говори, что не словил флешбек в дизайн уровней четвёрки
И не говори, что не словил флешбек в дизайн уровней четвёрки

Что же в итоге?

Вне зависимости от субъективного отношения RE4 - важная часть общей видеоигровой истории. Её статусность и влияние - социокультурное достояние. И я понимаю тех, кому эта игра приносит радость (сам получал удовольствие от приключения Лёни в деревне). Но в то же время трезвым взглядом сложно отрицать всю ту концептуально шаткую конструкцию, собранную из сырых разрозненных идей без чувства меры и вкуса. Я останусь приверженцем ретроградской позиции "раньше было лучше".

Разнообразие и креативность игровых ситуацийОригинальные геймплейные решенияБольшая продолжительностьКайфовая стрельба и элементы расчленёнкиМузыка и саунд-дизайнКачественная постановка и озвучаниеМожно пройти на телефоне (что я успешно и сделал через эмуль NGC, из потока вырывали только встречи с Краузером и внезапные QTE)Идиотский сюжетУправление на любой системе приносит больОтсутствие концептуальной идентичности и идейной целостностиРазвитие механик в ущерб геймдизайнуСлабая графикаЭшли и QTE

Лучшие комментарии