Пожалуй с атмосферой тут все в полном порядке. Я ознакомился с игрой аж в 2024ом благодаря гейм войсу!!! Шикарнейшая локализация и именно она во многом эту атмосферу создает, всем рекомендую! намного лучше оригинала. И именно это сподвигло меня все таки пройти игру. На релизе я ее тупо дропнул через 1,5 часа, и удивительно, что она с легкостью проходит проверку временем. Есть конечно и откровенно бесячие моменты с поиском кодов (просто не ненавижу это в играх) или пару моментов где испытывают на прочность твои глаза, но дизайн уровней и работа художников - мое почтение.
Отзывы
Очень увлекательная история, я ждал такого же от киберпанка 2077, но он для меня слишком "пластиковый" и "кислотный", я почитал другие отзывы, и согласен с тем что если подряд много играть начинает будто бы укачивать, с спецэффектами намудрили сильно, не рекомендую играть больше 3 часов подряд, тем более арт-тайл и саунд-дизайн в какое то предкоматозное состояние вводят, может как раз таки и из за этого чувство "укачивания", ещё в игре прям некомфортно, и страшно не от монстров, а по большей части из за какой то пустоты, людей ты за всю игру почти не встречаешь, а тех что встречаешь, ну... мягко сказать они выглядят они нездорово, и пугающе, в общем, я пришел к ней из за любви к SOMA (хотя общего у них мало кроме темы сознания), и проект мне понравился, однозначно рекомендую к прохождению людям для которых слово атмосфера имеет не последнее значение
Observer (психологический хоррор; Windows, macOS, Linux, PlayStation 4, XBOX ONE, Nintendo Switch, PlayStation 5, XBOX Series X; 2017; Республика Польша) - отличный хоррор - квест с великолепно переданной атмосферой и философией киберпанка с отсылками на Blade Runner. Но, к сожалению, не без недостатков
Однако, для начала, надо отметить одно из главных достоинств - это визуальная составляющая. Игра даже в своей версии от 2017 - ого года выглядит очень и очень хорошо, и тут не отвязаться одним лишь движком - тут огромную роль играет работа визуальных дизайнеров, которые просто великолепно передали ретро - футуризм и киберпанк образца 80 - х - с совмещением ламповых компьютеров и голографических технологий, трансгуманизма с высокими технологиями и архитектурой рушащегося наследия социализма, а при помощи визуала просто проникаешься безнадежностью и жутью жизни людей из класса С. Также, на все это играет и саундтрек, который пусть и появляется достаточно редко и скорее настроен на создание атмосферы, поэтому нельзя назвать его самостоятельным, но справляется он со своей задачей на все сто
Но вот тут вскрывается первая проблема - это оптимизация. А все дело в том, что на моей PS4 она работает просто отвратительно, особенно (нет, не так: ОСОБЕННО) на первом этаже или на """свежем""" воздухе, где кол - во кадров в секунде порой падает до состояния слайд - шоу. И я уже не говорю про периодические фризы, из - за которых приходится перезапускать игру, что с местной системой сохранений может отправить вас эдак минут на двадцать назад. Однако, в закрытых помещениях все работает более - менее, но я просто понять не могу, как же так вышло - ведь их предыдущая игра, Layers of Fear, все работало нормально, да и в том же сиквеле слоев все ок. И ведь даже на консоль все не спишешь, она у меня явно не горелая, пусть и иногда выдает траблы, но не фатальные
Сюжет происходит в не самом далеком, но и не близком будущем - в 2084 году, в Пятой Польской Республике. После глобальной войны, в которой не победил никто, на пик вышла корпорация "Chiron", которая заняла власть над обществом и подмяла под себя все производство техники и прочих благ. Жители строго поделены на классы - в классе А находятся исключительно высокопоставленные работники корпорации и прочая элита, в классе В - полиция и прочий средний класс и высоко - средняя прослойка пролетариата, в классе С - опустившиеся наркоманы, шизы, сектанты, зеки. Существуют, конечно, лифты, но далеко не все могут по ним подняться, в то время как опуститься может каждый. И вот во всем этом есть так называемые "наблюдатели" - работники полиции, которые могут проникать в сознание подозреваемых, жертв и преступников. К ним и принадлежит главный герой по имени Дэниэль Лазарский. В самом начале ему поступает звонок от сына, который какое - то время назад сбежал от него, в котором он просит ни за что не искать его. Но нашего наблюдателя - сыщика слова не останавливают, а наоборот. Вот он и отправляется в дом в трущобах класса С на поиски своего чада, однако дом попадает под блокировку, и в здании тем временем начинают происходить убийства с странным подчерком
Сюжет тут крайне интересен, как основная ветка захватывает, так и сам мир и процесс расследования. Пусть и полноценных допросов и диалогов с персонажами тут нет, но есть разговоры через домофоны, каждый из которых выходит интересным и атмосферным за счет самих персонажей, каждый из которых, что называется, "один краше другого". Да, тут явно видна бюджетность игры, но, в каком - то роде, это даже играет на пользу
Геймплей делится на два сегмента. Первый - это исследование здания и расследование. Во время оного надо допрашивать людей через вышеупомянутые домофоны, смотреть записи на компьютере, а также сканировать те или иные объекты одним из двух видов особого зрения (по факту их тут три, но третий - это простой режим ночного виденья) - либо настроенным на технологию, либо на биологию. Процесс самого сканирования, с одной стороны, может показаться душноватым, но это перевешивает ощущение процесса расследования при помощи кибер - технологий. Второй же - это нейродопрос, во время которого мы как раз подключаемся к людям. И там игра превращается в Layers of Fear на стероидах и ЛСД - в отличие от той игры, где воздействие идет на уровне давления паранойей, тут игра прямо атакует всякими глитчами и прочими визуальными образами и аудио, что давит на игрока и создают ощущение шизы. А под конец еще и добавляется паранойя с полным непониманием того, где заканчивается иллюзия и бред героя и начинается реальность, потому что психика Дэна начинает давать сбой
И именно в этих нейродопросах появляется второй прямо крупный минус - это то, что авторы решили сюда запихнуть тупого здоровенного ваншотающего монстра на UE4, от которого нужно душно и уныло стелсить. Он не то что пугает, а просто надоедает, бесит и вызывает желание бросить прохождение. Убери его - и игра не то чтобы испортилась бы, она бы только краше стала. И, что самое забавное - в Layers of Fear 2 есть безопасный режим, хотя там сегменты с погонями быстрые и простые, а тут его НЕТ, так что даже так не сбежишь от образцового монстра на Юни..ой, то есть, на Анриале
Но, несмотря на оптимизацию и монстра на Анриале, а также на ощущение бюджетности ее, я настоятельно советую ознакомиться с ней любителям психологических хорроров и ОСОБЕННО любителям ретро - футуризма и киберпанка
Игры с разумом уровня максимального погружения. Именно так можно описать первые эмоции и первые часы игры. Атмосфера ощущается даже на физическом уровне. Тебе не просто интересно/крипово/страшно/не понятно/тревожно, ты ощущаешь от части это воздействие событий на разум персонажа и как будто бы даже на самого себя. Не последней составляющей держащей тебя атмосферы является звуковое сопровождение. Тревожный эмбиент, скрежет металла, крики, плач, шум дождя, различные футуристичные звуки - все это крайне уместно. Тебе страшно, но и жутко интересно.
Выключая игру в один день, я ощущала, что мне нужен денек на передышку, но тем не менее на следующий день садилась и с огромным интересном продолжала это фантасмагоричное путешествие в неизведанные границы разума. Очень хвалю работу дизайнеров по окружению. Чувствуется как тщательно проработаны локации. Находясь в какой либо комнате, тебе хочется ее исследовать, изучать персонажа живущего здесь по предметам в этой комнате. Очень притягательно выставлен свет в каждой локации, ты погружаешься в атмосферу киберпанка по самые уши.
Что касаемо сюжета. Завязка на первый взгляд простая, сеттинг понятный и все как будто складывается в осознание, что ты точно знаешь, что именно ждать от игры. Но здесь совсем не все так просто. Некоторые сюжетные повороты мне были совсем не понятны, от некоторых я была застигнута врасплох и хотелось поставить игру на паузу и дать себе время что-либо осмыслить.
Наличие побочных квестов или историй, назовем их так - придавало игре наполненность и раскрывало сюжет все больше и больше.
Жаль, что некоторые из них я пропустила при первом прохождении. При втором обязательно исправлю)
Да, игру хочется проходить второй раз, чтобы узнать по больше о персонажах и обо всей истории и снова вернуться в этот "забытый богом город".
Когда доходишь до финала, понимаешь к чему были все эти путешествия на отдаленные уголки разума, к чему было сделано именно вот так, а не так.
Почему зло - это не то, что кажется злом на первый взгляд. Финал порадовал, точнее даже возможность его выбора. Хоррор - детектив, так бы я охарактеризовала сюжет.
Что касаемо линейности игры. Да она абсолютна линейна, за исключением выбора в финале. Но ты никогда не ощущаешь себя в безопасности, ты не знаешь что появится в следующую секунду перед твоими глазами.
Это будет картинная галерея, детская пиксельная игра или старый подвал-операционная. А может это будет "комната для утех"?
Сначала ты не понимаешь к чему такая постоянная смена локаций, даже иногда слишком быстрая, клиповая. Но потом ты проникаешься, ты все начинаешь понимать, но ощущение поджидающего тебя ужаса никуда не пропадает.
Отдельно было приятно увидеть/услышать в главном герое и в конечном итоге узнать человека, приближенного к жанру киберпанка. Рутгер Хауэр, игравший в Бегущем по лезвию появился и здесь, в качестве главного героя.
Голос Даниэля Лазарски и его внешний вид помогали понять персонажа и почувствовать его "живым".
Ну и поговорим наконец про минусы. Обещаю, буду более кратка)
Самый наверное наименьший это некоторые механики, к которым лично мне было чуть-чуть сложно привыкнуть. Открывание дверей и переключение между режимами сканирования можно было бы отнести и скорее всего многие относят к особенностям игры. Так и есть наверное, просто я думаю было именно непривычно лично мне, первую половину игры точно, но а двери меня все таки наверное бесили до конца))
Во вторых, присутствие определенной повторяющейся затянутости в некоторых уровнях. Иногда и правда возникала мысль - "ну когда это закончится? давайте дальше!" Их было совсем не много, но все же они были.
Казалось, нас невольно задерживают зачем-то на этих уровнях.
И последний, наверное самый весомый для меня - прятки от монстра.
Да, я понимаю, что это хоррор и хоррор в своем жанре должен следовать определенным канонам. Но мне, как думаю и многим показалось, что здесь это не совсем уместно. Особенно в самом конце игры.
Хотя наверное можно и понять создателей, ведь они выстраивают пугающую/тревожную атмосферу вокруг тебя и в момент пряток выкручивают твои ощущения ужаса/тревоги/страха до максимума.
Они так планировали, я думаю)
Но если один раз это еще как-то может быть уместно, но второй третий и т д ты не воспринимаешь уже особо в серьез. Да они не сложные, эти прятки, но все же не уместные.
В целом игра мне очень даже зашла, второй раз ее хочется проходить)
Но некоторые минусы при первом прохождении все же оставили свой осадок.
Советую после прохождения Observer пройти Transference, кому конечно игра зайдет)
Мне очень понравилось когда в конце нам дали осознать, что монстр это мы, главный персонаж.
Получается, что все это время мы бегали сами от себя.
Просто так глядя на монстра ты не осознаешь схожести с Даниэлем, но когда появляется перед зеркалом монстр и сменяется на наше отражение, ты все осознаешь (ну и сюжет конечно же нас тоже к этому подводит). И даже, скорее всего, ты и понимаешь для чего нужны были эти злосчастные прятки))
Ну и тема которая поднимается по итогу в игре очень волнующая
А про оцифровку сознания. Да, как бы тебе не казалось, что ты понимаешь сюжет игры в процессе, дойдя до концовки все карты раскрываются таким образом. Да, может кто-то и в процессе уже все понял, но для меня не было все супер очевидно.
Ровно перед Observer я прошла игру Transference, как я считаю недооцененную игру. Там главной темой тоже была оцифровка сознания и тоже связанная с семьей. Отличается сеттинг кстати.
Было интересно сравнить то как подается эта тема в двух вроде одинаковых, но таких разных играх.
Здесь все-таки мне как будто бы показалось, что тему не раскрыли до конца. Возможно это лишь только мне так показалось, так как для меня данная тема была сконцентрирована лишь в конце игры.
Интересно рассуждать после прохождения - а хорошо это или все таки плохо?
У каждого я думаю найдется своя правда)
Если мое мнение здесь уместно, я бы сказала - все зависит от ситуации и от того в каком мире мы будем находится при поднятии важности этого вопроса.
Извечный вопрос - "а что после? неужели полное забвение?" каждый воспринимает по своему и с учетом своего жизненного опыта. Но у каждого я думаю уже есть сформировавшийся ответ в голове)
Я бы сказала так - при располагающих этому условиях и обеспеченной безопасности на каждом этапе, я думаю это станет уместно в каком-либо нашем будущем)
В этой игре отлично сделано всё. Графика хороша, сюжет интересный и местами запутанный, атмосфера это вообще что-то с чем-то, один из лучших хорроров за последние годы.
Аттракционы в мозгах киберпсихов, сайлент-хилл 2077, галлюцинации и тяжелые наркотики.