Очередная ретро-игра нинтендо пройдена.
Первое, что бросается во внимание - необычное окружение и атмосфера. Графика хоть и простая, а музыка восьмибитная, но вместе они хорошо передают ощущение, что ты сейчас на враждебной планете, где помощи ждать неоткуда.
Левел дизайн хоть и скудноват, часто комнаты повторяются, но в игре есть несколько «биомов» со своим запоминающимся визуальным стилем и даже комнаты с уникальным дизайном, увидев которые в отрыве от игры, ты сразу поймешь, что перед тобой. Когда получив новую способность ты возвращаешься на старые локации, то всегда четко понимаешь, в какой части мира ты находишься. Но при этом, из-за одинаковых комнат, точно сказать в какой части конкретной локации ты сейчас, сложно.
И все бы было отлично с уровнями, если бы не одно «но» - секретные проходы. Они никак не обозначены, узнать визуально или способностями о их существовании нельзя, остается только тыкаться наугад в каждую стенку в надежде найти узкую дыру, куда пролезет морфосфера Самус. Может быть это было бы интересным исследованием на другой консоли, где есть сохранения (уже в следующей части на game boy они появились), но metroid вышла на NES, поэтому играйте как хотите.
Конечно, сейчас никто на NES в Metroid не играет, все играют на эмуляторах, в которых эти самые сохранения есть хоть в любую секунду. Вот только удовольствие такое исследование мне не приносило. Слишком современный геймер привык к удобству. Поэтому записываю секретные проходы в минус.
Я уже упомянул, что еще на атмосферу хорошо влияет местная музыка. После приземления на планету играет довольно веселая и героическая мелодия, которая вселяет в тебя решимость закончить эту миссию успешно, ведь с ней можешь справиться только ты - Самус Аран. Но чем дальше в недра ты будешь спускаться, тем напряженнее будет становиться музыка. И вот ты уже начинаешь понимать, что эта миссия легко может провалиться, когда по ушам начинают бить резкие хаотичные звуки глубин планеты Зебес. Музыка запоминается, музыка узнается, и после прохождения мне хочется послушать ее еще раз.
Конечно саундтрек влияет на страх проиграть и провалить миссию косвенно. Напрямую же на это влияют противники, которые заполонили все пещеры планеты. Они интересные и достаточно разнообразные, у разных существ разные паттерны поведения, под которые придется придумывать разные стратегии. Некоторые противники могут вести себя одинаково, но тогда они обязательно будут находиться в другой локации и выглядеть будут по другому. Для 86го это крутой уровень исполнения.
С таким большим количеством разных врагов Самус должна как то успешно справляться, без хорошего управления тут никуда. И оно в этой игре хорошее! Героиня четко действует так, как ты нажимаешь, стреляет в нужную сторону, прыгает туда, куда ты укажешь и скручивается в морфосферу по сигналу. Редко случаются ситуации, что ты не понимаешь, как это произошло и как туда вообще запрыгнуть. Для успеха всего лишь нужно понять, что возможны два вида прыжка - обычный и с вращением и инерцией.
И чем дальше игра, тем интереснее становится, все таки мы играем в метроидванию, хотя на момент выхода и не существовало такого жанра. Прогрессия персонажа очень хорошо передана. С каждой новой способностью игрок ощущает, как ему легче справляться с врагами. А финальный забег до последней локации - это сплошное удовольствие и аннигиляция всего живого, что раньше тебя смело обижать.
И моё почтение разработчикам, что смогли на этом фоне геймплейно показать опасность метроидов, которые способны уничтожить галактику. Когда ты входишь в последний коридор перед финальным боссом, забудь всё, что умел раньше. Для метроидов нужен не только новый способ с ними справляться, но еще и не самая лучшая пушка, которую ты недавно подобрал. Придется возвращаться и искать оружие, которым ты пользовался пол игры и сменил на более мощное, чтобы победить одного из боссов. Вот и попробуй додумайся до такого, и если додумался, то вспомни, где подбирал ту самую пушку. Однозначный лайк за изобретательность.
Вот только есть у игры существенный минус, который сильно портит впечатление - оптимизация. Больше 4 врагов на экране? Привет низкий фпс. Всю игру меня это не напрягало и не мешало играть. И я бы не писал об этом, как об огромном минусе, если бы не финальный босс. Бой и так сложный, а если ты недостаточно прокачен, то его вообще невозможно пройти, так еще и кадры отсутствуют и это превращается в духоту.
После такого требуется достойная награда и такая есть в Metroid. Традиционно во всех играх серии за скоростное прохождение в конце игроку показывают Самус без своего силового костюма. Разработчики постарались и нарисовали приличную модельку героини, особенно на контрасте с принцессой из Марио, которая выглядит как гигачад с этой челюстью или Зельдой, которая просто кубик в одну клетку размером. Так что да, Метроид, я простил тебе оптимизацию! (Забавный факт: разработчики во всех мануалах к игре упоминали имя Самус Аран, но не называли её пол. Каково же было удивление игрока, который осилил игру и увидел Самус хотя бы без шлема)
Для того времени это супер игра, которую я прошел не без удовольствия даже сейчас, в 2025ом, и даже немного удивился ее качеству. Не даром Metroid является одной из самых популярных франшиз Nintendo.