339 193 203 214

Crusader Kings III

Рейтинг игры

4.3 584
0.5
1
1.5
2
2.5
3
3.5
4
4.5
5

Оценка редакции

Crusader Kings III

Отзывы

+2
Я просто хотел попробовать мод по игре престолов

Однажды наткнувшись на стрим с Кулаковым, Милязевым и Гусейновым ещё по crusader kings 2 agot был дико заинтересован что же там получится сделать с Вестеросом, какие ещё есть в этом моде приключения

В итоге ск2 решил всë-таки не покупать, там и цена со всеми длс больше и интерфейс не позволяет наслаждаться процессом

В ск3 же погружение в персонажа (казалось бы в стратегии) ощущается как в привычных рпг. Двор состоит из таких же персонажей у которых есть своя жизнь. Весь мир (на самом деле только Европа, северная Африка, Средняя азия и Индия) вокруг развивается и нпс на самом деле живут своей жизнью. Вот неровно дышу к таким играм где есть не процедурный мир, а генератор событий. Всё происходит и без действий игрока (как например в космических рейнджерах) 

Короче, это стратегия стратегий в которые мне посчастливилось погрузиться с головой и даже глубже

7 октября 2023

+6
Одна династия на жизнь

Я слишком синтементальный. Смерть первого персонажа, который добивался всего тяжелым трудом и оставил второму персонажу очень много крючков к величию - я воспринял тяжело. Его жизнь оборвалась так резко...в 47 лет. Думал, что так отлично уже не выйдет...Но ошибся. Ее сын оказался настоящим королем. У меня вышло стать великим за него (по моему собственному пониманию). Он организовал королевство, принял феодализм, завоевал три королевства и умер аж в 70 лет пережив двух жен. Его смерть стала меньшим ударом, но после нее осталась пустота внутри. Его было интересно отыгрывать, он сильнее по навыкам, приобрел больше и сдружился со многими правителями. Страх, что остальные не повторят его судьбу был большим. И так и вышло. 

Согласно праву наследованию - его дочь должна была стать монархом и стала. И тут началась катовасия...бесконечные междуусобицы, потеря величия, приближающийся крах дома, необходимость заново выбирать придворных, что крайне неудобно из-за отношений со старыми и их вассалитета. Это удалось починить, пойти где-то на уступки, вернуться к границам прошлого монарха, но следующий правитель повторил судьбу. Снова между усобицы, снова необходимость настраивать отношения. Пришлось действовать коварно, но в итоге - коварство постигло королеву в 40 лет. Каждый следующий монарх жил все меньше и меньше, земель оставалось все меньше и меньше.

Так я и решил начать новую игру, но в итоге - таких эмоций взлета и падений уже не было. Знакомые ситуации, неудовлетворение положением, понимание, что все закончится тем же рано или поздно - да, попадалось что-то новое, но в итоге - бесконечная череда союзов, подлостей, войн и провалов. Эта игра могла быть бесконечной, наверное, и была бы таковой, если бы я не хотел заниматься другими вещами и играть в другие игры, все-таки мне уже не 15 лет, я чую угрозу от таких игр. У нее огромное количество положительных сторон, но она как водоворот. Окажешься в нем и тебе конец. Утонешь в династиях, междоусобицах и войнах, в эмоциях. Коварная игра, которая окажется большим, чем от нее ожидаешь. Это одновременно и RPG и стратегия, причем оба жанра проработаны достаточно хорошо. Но я для себя решил...Одна династия и все. Остальное уже просто знакомство с механиками. Я быстро устал, но скорее от понимания того, что это игра - огромна, с невероятно большим арсеналом ситуаций, механик.

RPG. Удивительно, что стратегию можно похвалить за это...Ты создаешь персонажа или берешь имеющегося, смотришь на его статы, образование - отыгрываешь его, а следующего, после его смерти, нужно отыгрывать уже иначе, чтобы было удобнее и выгоднее. В итоге - каждый монарх, император или вассал - это новая уникальная жизнь, потому что все достижения, кроме достижений династии - сбрасываются. Нужны новые знакомства, новые планы по достижению своих целей и новые пути. К тому же, будучи лидером области, за которую вы в ответе - всегда возникают ситуации, ставящие перед выбором. Как поступать? По совести, с выгодой или коварно? Какому вассалу "подлизать", а с кем стать соперниками? Множество испытаний и ситуаций выпадает на долю монарха, чье сердечко может не выдержать из-за стресса. Количество механик, в которых бы, казалось, человек должен запутаться, но на самом деле все более менее просто и уже после четырех часов игры становится все понятно. Много показателей, за которыми надо следить, много решений, которые нужно принимать, возможностей для монарха как жить и действовать бесчетное количество от "записей в дневнике" до "паломничества". Множество цифр, показателей, которые влияют на твои успехи от шпионажа до отношений с персонажами. Тебя убить может все, произойти все что угодно. Изучать все это интересно и залипательно. Ведь на жизнь монарха и династии влияет все - местоположение, религия, культура, соседи, форма правления, достижения, армии - а у каждой державы они разные и образуют разные комбинации. Что разрешено в Священной Римской Империи недопустимо в Литве и наоборотв. Начиная в Испании вы сразу втянуты в междоусобицу. Можно годы потратить на сбор различных ситуаций. Творческое коммьюнити, сравнимое с Цивилизацией. Если не хочется покупать дополнение - можно настроить моды, коих тысячи и они довольно качественные. Сюжета тут нет. Игра и ВЫ создаете сюжет. Это похвала близка к RPG, но в данном случае я сейчас акцентирую уже внимание на опыте, который вы получите в этой игре. Ориентироваться на карте тяжело. Когда тебе надо кого-то найти тяжко разобраться в этом огромном количестве графств и городов, ибо семей тут тысячи. К тому же, если всплывает сообщение "Ваш сосед выиграл войну против "Фракция тирании"" или около того - понять где это происходило очень сложно. Однажды меня позвали на войну против такого то человека - он находился за три девять земель, но когда я пришел к нему - оказывается воевали даже не против него. Вернее, против него, но за другую область. Очень просто запутаться. В основном из-за странных названий и формулировок. Необходимость постоянно, с каждым новым монархом, выстраивать коммуникацию заново - очень утомляет лично меня. С точки зрения реализма - это правильный ход, да и это не лишняя механика или плохая - просто я не люблю повторение одних и тех же действий. Один монарх может прожить 70 лет и этого он избежит, а потом за двадцать лет сменяться трое, как у меня - и постоянно варится в этом утомляет. Вассалы раздражают. Они отнимают земли при наследовании, они отнимают влияние, они своевольничают. В какой-то момент ты понимаешь, что самый простой способ взаимодействия с союзниками - война. Потому что получить их территории ради прогресса своей империи без нее - это крайне долгий процесс.
28 апреля 2023

0
История семьи, а не территории

 В классических стратегиях с историческим сеттингом обычно мы управляем именно что определённой территорией или отдельно взятым правителем, а не правящей семьёй. Например, в  Europe 4 правители - лишь постоянно сменяющиеся имена в небольшой строчке, пусть и с бонусами. Это, конечно, имеет определённый смысл - можно сохранить историчную последовательность глав государств. И у таких игр существует верная и стабильная фанбаза.

 Но как привлечь новых игроков? Может быть, дать возможность перевоплотиться в грозного патриарха/матриарха собственной правящей семьи? А затем и взрастить наследника - "сына маминой подруги" (или же "позор родителей", как ты)?

 Эту идею развивали уже давно. По такому пути, например, шла популярная серия Tropico - в  пятой игре нам дали возможность создать правящую династию. Впрочем, наследование тут, скорее, приятный бонус к основной части игры - к управлению банановой республикой. С совершенно другой стороны подошли разработчики серии Sims, создав  The Sims Medieval. Однако тут уже именно элементы стратегии были небольшим бонусом к всё тому же simулятору жизни.

 Но была та серия, которая искала идеальный баланс. Это - Crusader Kings. Из раза в раз, создатели всё больше акцентировали внимание на мировоззрение средневекового человека, его месте в вассально-сеньориальной системе, да и просто - на его быте. И в 2020 году свет увидела Crusader Kings III

 На дворе - Средневековье. Феодализм. Есть национальные идеи, культуры, но вот понятие патриотизма крайне относительно. Зато есть семья. "Зачем ты прожил, если некому подать стакан воды?!". Сейчас эта фраза звучит карикатурно, но ты должен стереть своё современное сознание, чтобы стать средневековым человеком!

 В начале игры ты выбираешь на карте либо настоящую историческую личность с доменом не ниже графства, либо создаёшь родоначальника династии для этой территориальной единицы. Создание персонажа крайне детально и удобно. На мой вкус, лучше, чем в любой из игр серии Sims. Уточни возраст, а на оставшиеся баллы набирай свойства и черты. И твоя внешность, и твои свойства частично передадутся наследникам. Впрочем, генетика - штука беспощадная, потому может злобно отыграться.

 Процесс игры крайне увлекателен и вариативен. Захватить территорию сталью, или золотом? Может быть, вступить в династический брак, чтобы будущий сын имел право на титул? Не, долго, хочу землю уже сейчас! Потому, спланирую убийство родственников в очереди наследования!

 И вот, убийство удалось. Потеряв сыночка, уровень стресса его родителей увеличиться, и может привести к безвременной кончине. Рано ты радуешься, безвременная кончина может настигнуть и тебя! Стресс, рак, заражение крови, неудачное лечение, лишняя выпивка, отравленная выпивка, самоубийство, а то и слишком смешная шутка!

 Так как игра про семью, изначальная территория владения со временем теряет особое значения. За сто лет семья может полностью потерять родной домен в Ирландии, зато удачно устроиться на итальянском сапоге. Династия живёт и процветает, вот что важно!

 Но слишком много детей и сильных родственников - тоже проблема. Если у вас форма предполагает разделение, то все нажитые вами территории окажутся раздроблены после смерти. И уже ваш наследник-игрок с горечью будет смотреть, как осколки его братьев присоединяются к другим государствам. Впрочем, вы можете успеть захватить эти осколки, или переубивать братьев!

 Получив горький опыт, ты будешь более холоден в браке. Часть сыновей отправишь в монастырь или лишишь наследства. Второе, впрочем, доступно лишь главе династии. Если твой родственник - король соседней более крупной страны, решил создать новую ветвь, то есть риск потерять титул главы династии и соответствующие "плюшки".

 Не стоит не забывать развивать некоторые территории и саму культуру, иначе многие возможности будут недоступны вам. У "них" с высоким средневековьем эффективные профессиональные войска, а "ты" по прежнему с лёгкими пехотинцами! 

 Но всё, я уже ухожу в детали. А как иначе? Тут всё интересно! Умилительные квесты с кошкой (лишь бы не "кОтопульта"!), собачкой или лошадкой. Паломничества, охоты и пиры. Собственная шизовая культура или религия. Попытка соблазнения вас какой-то старухой. Внезапное вожделение, при виде родственницы: бабушки, мамы, сестры, дочери, внучки? 

  Ну и когда останется время на развитие государства с такими-то заботами? Не волнуйтесь, проблемы сами напомнят о себе при очередном бунте крестьян, войне твоих же вассалов против тирании, или набеге варваров. Соседи обязательно найдут нужную бумажку и начнут борьбу за твои территории или артефакт. Некогда выгодный династический брак приведёт к угрозе потери титулов спустя пару поколений (или раньше).

 Погрузись в семейные дрязги и феодальные проблемы вместе с Crusader Kings III. На настоящую жизнь, к сожалению, времени у тебя больше не будет. Впрочем, зачем нужна семья в настоящей жизни, если ты патриарх святой династии?

9 из 10

Большая и подробная карта (но есть с ней же минус...)Множество забавных ситуацийМножество криповых ситуацийОтличный редактор создания основателя династии и работающая генетикаВозможность взращивать наследниковСвой котик, собачка или лошадка с соответствующими квестамиБольшое разнообразие религиозных ответвленийВозможность создать собственную шизовую культуру или религиюТрогательные воспоминания об умерших детях, об рано покинувшем отце. Один из придворных может устроить рассказ о твоих предках до прапрапрадедаКвест с пиром, охотой и паломничеством. Приёмы в тронном зале. Ну и сам настраиваемый тронный зал.Изменение одежды связи с переездом персонажа в страну с другой культурой/религией. Персонаж автоматически в доспехах, если возглавляет войска. Отображаются потерянные конечности, травмы и последствия болезней.Логика союзников во время войны. Могут бросить осаду за пару дней до её завершения ради битвы, на которую не успеют.Многие исторические названия создатели намудрилиМалолетний вассал может воевать против тебя, оставаясь твоим подопечнымМематичные ситуации из-за нарушения логики. Женщина жалуется на неверность своего мужа, ведь это бездуховно. Вот только эта женщина - моя любовница, и именно я устроил её фиктивный бракТвоя вторая половинка не понимает, что у вас династический брак по расчёту и всё время просит внимания/побрякушки (или это не минус?)
22 марта 2023

+1
Игра длиною в жизнь

Даже её заметил, что прошло больше 3х лет. Просто живёшь там, а не играешь. 

Можно собрать гаремМожно навалять всем, но скорее всего наваляют тебеИзучаешь географиюМощнейшие моды на любой вкусМедленно выходят допы
19 марта 2023

+2
Хренасе я детей наделал!

Очень скептично и лениво установил данную игру, так как не люблю игры на падобие "evropе universalis" мог наделать ошибок, ну моему удивлению нет придела игра весит очень не много а даёт как самая элитная проститутка по низким ценам!! Игра не про войну хоть её и много, Грамотная дипломатия, высокая плодовитость, образование, выгодные связи это игра настолько глубокая песочница что я походу вырыл карьер. 

ДинастииВременные событияУмный ИИБогатый ход событийБольшое количе тво религий где можно наделать пастулаты Дипломатия, интриги, раследованияДля домашних феодаловНет красивой боевики солдатНет сюжета
9 февраля 2023

+4
Не лезь дебил! Оно тебя сожрет!

После обзора решился играть. Купил новенький ноутбук, скачал, установил и... И не понял куда делось все свободное время.

Да, я один из этих... Любитель контурных карт.

Отличная графикаПроработкаИнтересные ситуацииРеиграбельностьИсторичностьМожно отыграть определенную роль правителяМало контента без DLCВассалы опять восстали
29 ноября 2022

+36

Никому не верьте, верьте мне: это не стратегия, это - ролевая песочница. Причём одна из лучших. Просто ваш персонаж может помереть (обязательно помрёт), и хорошо бы ему до этого завести детей для продолжения геймплея.

А ещё моды тут не хуже, чем у «Скайрима» (про «Скайрим» тоже есть).

Можно выводить замечательных людейМожно выводить ужасных людей