Читаешь историческую литературу или смотришь фильмы и думаешь "да как так можно, заставлять детей жениться на неизвестно ком, отправлять за тридевять земель неизвестно куда для заключения союзов, что за звери", играешь в CKIII "такс, младшему уже год, а мы еще не нашли выгодную партию, надо ускориться". В том числе и потому что чуть увлечешься какими-то другими вопросами - ему уже 18 лет и у него 10 детей от кузины 🤦♀️.
А вообще игра классная и увлекающая, считаю, понравится и тем кто данный жанр не любит, если дать ей чуть-чуть времени. :-)
Отзывы
Первый раз, когда друг позвал в неё играть, эта игра меня отталкивала всем - не хотел учить новые механики, не хотел снова терять сотни часов в одной игре, + я и так тогда играл в стратегию ( HOI4). Но спустя полгода, когда мы снова в неё зашли, как же меня затянуло... Всё стало резко интересно изучать и использовать на практике. Я быстро забыл про HOI4 и другие дела. Когда получалось собраться мы проводили в коопе кучу часов напролет, было круто. Потом я создал одиночную игру и на моё удивление это было еще интересней, по большей части из-за того, что там не было лагов и не надо было искать момента когда оба сможем зайти. По итогу, потом, после 50 часов в коопе, я провёл тут еще 200+ часов в одиночке... Сейчас на время я перестал играть и жду DLC с обновлением Византии)
Советую каждому, у кого есть куча времени на игры и любит стратегии - вы кайфанете.
Мало того, что эта просто шикарная подробная стратегия про свою семью, целый мир и его переплетения. Даже если через сотни часов это надоест - можно превртить эту игру в Варкрафт, ТЕС, Вестеросу или ещё бог знает какую вашу любимую вселенную и пропасть ещё на сотни часов!
Ну правда, пофигу, что нету тут ещё многого из предыдущей части - опять же модеры это уже переплюнули давно. Это очешуенная игра сама, и очешуенная основа для целых игр-модов, не уступающих оригиналу и даже где-то его превосходящего.
Вассал моего вассала восстал против вассала сверг его стал моим вассалом позвал других вассалов свергнуть меня вассалы пришли и сделали вассалом меня а потом вассалы куда то делись а это развал страны. КРЧ КАЕФ
Однажды наткнувшись на стрим с Кулаковым, Милязевым и Гусейновым ещё по crusader kings 2 agot был дико заинтересован что же там получится сделать с Вестеросом, какие ещё есть в этом моде приключения
В итоге ск2 решил всë-таки не покупать, там и цена со всеми длс больше и интерфейс не позволяет наслаждаться процессом
В ск3 же погружение в персонажа (казалось бы в стратегии) ощущается как в привычных рпг. Двор состоит из таких же персонажей у которых есть своя жизнь. Весь мир (на самом деле только Европа, северная Африка, Средняя азия и Индия) вокруг развивается и нпс на самом деле живут своей жизнью. Вот неровно дышу к таким играм где есть не процедурный мир, а генератор событий. Всё происходит и без действий игрока (как например в космических рейнджерах)
Короче, это стратегия стратегий в которые мне посчастливилось погрузиться с головой и даже глубже
Я слишком синтементальный. Смерть первого персонажа, который добивался всего тяжелым трудом и оставил второму персонажу очень много крючков к величию - я воспринял тяжело. Его жизнь оборвалась так резко...в 47 лет. Думал, что так отлично уже не выйдет...Но ошибся. Ее сын оказался настоящим королем. У меня вышло стать великим за него (по моему собственному пониманию). Он организовал королевство, принял феодализм, завоевал три королевства и умер аж в 70 лет пережив двух жен. Его смерть стала меньшим ударом, но после нее осталась пустота внутри. Его было интересно отыгрывать, он сильнее по навыкам, приобрел больше и сдружился со многими правителями. Страх, что остальные не повторят его судьбу был большим. И так и вышло.
Согласно праву наследованию - его дочь должна была стать монархом и стала. И тут началась катовасия...бесконечные междуусобицы, потеря величия, приближающийся крах дома, необходимость заново выбирать придворных, что крайне неудобно из-за отношений со старыми и их вассалитета. Это удалось починить, пойти где-то на уступки, вернуться к границам прошлого монарха, но следующий правитель повторил судьбу. Снова между усобицы, снова необходимость настраивать отношения. Пришлось действовать коварно, но в итоге - коварство постигло королеву в 40 лет. Каждый следующий монарх жил все меньше и меньше, земель оставалось все меньше и меньше.
Так я и решил начать новую игру, но в итоге - таких эмоций взлета и падений уже не было. Знакомые ситуации, неудовлетворение положением, понимание, что все закончится тем же рано или поздно - да, попадалось что-то новое, но в итоге - бесконечная череда союзов, подлостей, войн и провалов. Эта игра могла быть бесконечной, наверное, и была бы таковой, если бы я не хотел заниматься другими вещами и играть в другие игры, все-таки мне уже не 15 лет, я чую угрозу от таких игр. У нее огромное количество положительных сторон, но она как водоворот. Окажешься в нем и тебе конец. Утонешь в династиях, междоусобицах и войнах, в эмоциях. Коварная игра, которая окажется большим, чем от нее ожидаешь. Это одновременно и RPG и стратегия, причем оба жанра проработаны достаточно хорошо. Но я для себя решил...Одна династия и все. Остальное уже просто знакомство с механиками. Я быстро устал, но скорее от понимания того, что это игра - огромна, с невероятно большим арсеналом ситуаций, механик.
В классических стратегиях с историческим сеттингом обычно мы управляем именно что определённой территорией или отдельно взятым правителем, а не правящей семьёй. Например, в Europe 4 правители - лишь постоянно сменяющиеся имена в небольшой строчке, пусть и с бонусами. Это, конечно, имеет определённый смысл - можно сохранить историчную последовательность глав государств. И у таких игр существует верная и стабильная фанбаза.
Но как привлечь новых игроков? Может быть, дать возможность перевоплотиться в грозного патриарха/матриарха собственной правящей семьи? А затем и взрастить наследника - "сына маминой подруги" (или же "позор родителей", как ты)?
Эту идею развивали уже давно. По такому пути, например, шла популярная серия Tropico - в пятой игре нам дали возможность создать правящую династию. Впрочем, наследование тут, скорее, приятный бонус к основной части игры - к управлению банановой республикой. С совершенно другой стороны подошли разработчики серии Sims, создав The Sims Medieval. Однако тут уже именно элементы стратегии были небольшим бонусом к всё тому же simулятору жизни.
Но была та серия, которая искала идеальный баланс. Это - Crusader Kings. Из раза в раз, создатели всё больше акцентировали внимание на мировоззрение средневекового человека, его месте в вассально-сеньориальной системе, да и просто - на его быте. И в 2020 году свет увидела Crusader Kings III
На дворе - Средневековье. Феодализм. Есть национальные идеи, культуры, но вот понятие патриотизма крайне относительно. Зато есть семья. "Зачем ты прожил, если некому подать стакан воды?!". Сейчас эта фраза звучит карикатурно, но ты должен стереть своё современное сознание, чтобы стать средневековым человеком!
В начале игры ты выбираешь на карте либо настоящую историческую личность с доменом не ниже графства, либо создаёшь родоначальника династии для этой территориальной единицы. Создание персонажа крайне детально и удобно. На мой вкус, лучше, чем в любой из игр серии Sims. Уточни возраст, а на оставшиеся баллы набирай свойства и черты. И твоя внешность, и твои свойства частично передадутся наследникам. Впрочем, генетика - штука беспощадная, потому может злобно отыграться.
Процесс игры крайне увлекателен и вариативен. Захватить территорию сталью, или золотом? Может быть, вступить в династический брак, чтобы будущий сын имел право на титул? Не, долго, хочу землю уже сейчас! Потому, спланирую убийство родственников в очереди наследования!
И вот, убийство удалось. Потеряв сыночка, уровень стресса его родителей увеличиться, и может привести к безвременной кончине. Рано ты радуешься, безвременная кончина может настигнуть и тебя! Стресс, рак, заражение крови, неудачное лечение, лишняя выпивка, отравленная выпивка, самоубийство, а то и слишком смешная шутка!
Так как игра про семью, изначальная территория владения со временем теряет особое значения. За сто лет семья может полностью потерять родной домен в Ирландии, зато удачно устроиться на итальянском сапоге. Династия живёт и процветает, вот что важно!
Но слишком много детей и сильных родственников - тоже проблема. Если у вас форма предполагает разделение, то все нажитые вами территории окажутся раздроблены после смерти. И уже ваш наследник-игрок с горечью будет смотреть, как осколки его братьев присоединяются к другим государствам. Впрочем, вы можете успеть захватить эти осколки, или переубивать братьев!
Получив горький опыт, ты будешь более холоден в браке. Часть сыновей отправишь в монастырь или лишишь наследства. Второе, впрочем, доступно лишь главе династии. Если твой родственник - король соседней более крупной страны, решил создать новую ветвь, то есть риск потерять титул главы династии и соответствующие "плюшки".
Не стоит не забывать развивать некоторые территории и саму культуру, иначе многие возможности будут недоступны вам. У "них" с высоким средневековьем эффективные профессиональные войска, а "ты" по прежнему с лёгкими пехотинцами!
Но всё, я уже ухожу в детали. А как иначе? Тут всё интересно! Умилительные квесты с кошкой (лишь бы не "кОтопульта"!), собачкой или лошадкой. Паломничества, охоты и пиры. Собственная шизовая культура или религия. Попытка соблазнения вас какой-то старухой. Внезапное вожделение, при виде родственницы: бабушки, мамы, сестры, дочери, внучки?
Ну и когда останется время на развитие государства с такими-то заботами? Не волнуйтесь, проблемы сами напомнят о себе при очередном бунте крестьян, войне твоих же вассалов против тирании, или набеге варваров. Соседи обязательно найдут нужную бумажку и начнут борьбу за твои территории или артефакт. Некогда выгодный династический брак приведёт к угрозе потери титулов спустя пару поколений (или раньше).
Погрузись в семейные дрязги и феодальные проблемы вместе с Crusader Kings III. На настоящую жизнь, к сожалению, времени у тебя больше не будет. Впрочем, зачем нужна семья в настоящей жизни, если ты патриарх святой династии?
9 из 10
Даже её заметил, что прошло больше 3х лет. Просто живёшь там, а не играешь.
Очень скептично и лениво установил данную игру, так как не люблю игры на падобие "evropе universalis" мог наделать ошибок, ну моему удивлению нет придела игра весит очень не много а даёт как самая элитная проститутка по низким ценам!! Игра не про войну хоть её и много, Грамотная дипломатия, высокая плодовитость, образование, выгодные связи это игра настолько глубокая песочница что я походу вырыл карьер.
После обзора решился играть. Купил новенький ноутбук, скачал, установил и... И не понял куда делось все свободное время.
Да, я один из этих... Любитель контурных карт.
Никому не верьте, верьте мне: это не стратегия, это - ролевая песочница. Причём одна из лучших. Просто ваш персонаж может помереть (обязательно помрёт), и хорошо бы ему до этого завести детей для продолжения геймплея.
А ещё моды тут не хуже, чем у «Скайрима» (про «Скайрим» тоже есть).