13 июня 2019 13.06.19 25 3111

Observation (2019) или мечта для гиков научной фантастики, космоса и компьютерных технологий.

+28

Всем доброго времени суток! :) Прежде всего хочу сказать спасибо коллективу StopGame, потому что без их обзора я бы пропустил «Observation», то есть лишился бы маленького геймерского счастья. Также предупреждаю, что дальше будет много. Хоть я и достаточно активный геймер, но про игры пишу редко и тут меня прорвало. Всё! Я предупредил. Ключ на старт. Поехали!

Плюсы!

«Observation» — это игра по мотивам признанной классики «Золотого века» научной фантастики «Космической одиссеи» Артура Кларка. Другими словами адвенчура от студии No Code встаёт в ряды игр, наполнение которых совершенно открыто и прямо заявляет об источниках вдохновения. Балансируя на грани обвинений в бессовестном плагиате, эти игры всё равно делают своё дело, демонстрируя оригинальность, интригу и драматизм, какие не снились иным самостоятельным проектам.

Поэтому, если вы хотя бы раз читали роман и смотрели фильм Стэнли Кубрика, если с восторгом впитывали всё, что было связано с загадкой древних монолитов, восхищались происходившей от них фантасмагорией, если вы наслаждались описанием полёта двух астронавтов к Сатурну, а затем с интересом и напряжением наблюдали за их общением и работой с бортовым компьютером HAL9000, если вы в принципе космический и компьютерный гик по жизни, если сейчас вы киваете головой, значит вам ни в коем случае нельзя пройти мимо!

Если же говорить о разнице между игрой с романом и фильмом, суть будет в том, что творения Кларка и Кубрика поражали и до сих пор поражают размахом во времени и пространстве, а вот «Observation» хоть и посматривает в космическую бездну, но по сути своей выдаёт камерный и во всех смыслах герметичный сюжет.

2026 год. Вокруг Земли вращается орбитальный комплекс НКС, представляющий собой продвинутый аналог современной Международной космической станции с экипажем из разных стран. В один из дней происходит нечто — непонятный, загадочный и странный инцидент, после которого из шести человек экипажа в живых остаётся одна-единственная женщина-астронавт, доктор Эмма Фишер. Очнувшись, Эмма пытается реанимировать системы станции и в том числе бортовой искусственный интеллект, функционирующий под условным обозначением S.A.M. Разобравшись с первыми из свалившихся на её голову проблем, Эмма с ужасом осознаёт, что станция чёрт его знаем каким образом переместилась с орбиты Земли на орбиту… Сатурна.
Полтора миллиарда, без малого полтора миллиарда километров от Солнца и Земли! Что ей теперь делать и как ей быть?

— Геймплей. Один знаток игровых искусств на неважно каком сайте разочаровался в «Observation», потому что большая часть геймплея — это управление сервомоторами камер наблюдения, а также манипуляции с их зумом ради доступа к разного рода панелям управления, ноутбукам и документам. Скучища! Что ж, на вкус и цвет товарищей нет. ¯\_(ツ)_/¯ Поэтому идея, ставшая для одного человека тоской зелёной, в глазах другого превращается пусть и не в уникальный, но оригинальный и нестандартный подход. Да, мне понравилось взаимодействовать с миром игры через расставленные тут и там камеры. С моего угла зрения такой подход даёт плюс к атмосферности, позволяя игроку представить себя в образе нестандартного протагониста — HAL9000, то есть, простите, с S.A.M.а :)

Вот и весь чудесный геймплей? Нет. Как только вы одолеете завязку, S.A.M. и вместе с ним игрок получает свободный доступ к фирменному дрону в виде сферы на пневматической тяге. Да здравствует свобода! Теперь мы, наконец-то, может размять конечности, чтобы добраться туда, куда не ступала нога человека!

Нет, конечно, нет. Совсем я в другую степь пошёл и улетел. На самом деле возможность переключения с намертво привинченных настенных камер в сферу создаёт своеобразную иллюзию прибытия на станцию живого астронавта, человека, который будет летать из отсека в отсек, чтобы в меру сил содействовать Эмме Фишер. В тоже время интерфейс сферы специально оформлен таким образом, чтобы игрок не забывал об электронной природе протагониста.

С другой стороны, если говорить о личных впечатлениях, мне казалось, что я не бортовой компьютер, а парализованный астронавт. Вот Эмма Фишер пришла в себя, а потом спасла мне жизнь. Всё хорошо, но во время инцидента я получил опасные травмы и поэтому вынужден работать через дрона. Вы ведь наверняка знаете, как современные солдаты инженерных войск, сапёры, спасатели и астронавты управляются с роботом через пульт, на котором порой могут быть примерно (ну очень примерно, то есть не надо придираться) такие же стики, как на геймпаде? Вот оно самое и иначе не скажешь!

Продолжая тему личных впечатлений хочу сказать, что обычные полёты сферы по отсекам — это хорошо, но самый смак в представленной по сюжету возможности выхода в открытый космос для внешнего осмотра повреждений и кое-каких ремонтных работ. Вот оно счастье как оно есть! :)

Ах да, нельзя так просто взять и промолчать про стелс! Да-да, вы не ослышались, в «Observation», благодаря тем самым сферам, есть стелс, который сразу же напомнит кое-что из Action-RPG «Deus Ex: Human Revolution» с сиквелом «Mankind Divided».

— Головоломки.

Какая адвенчура без головоломок? Без множества головоломок! И да, я говорю про множество, потому что в «Observation» таких маленьких задачек, действительно, хоть отбавляй. С одной стороны всё проще пареной репы и даже элементарно, с другой же стороны получается так, что мы получаем приказ сделать то и сделать это, вот только мы понятия не имеем что искать и куда же всё-таки тыкать. =\

Потому что S.A.M., за которого мы играем, запрограммирован и в курсе, а вот игрок, который только что включил игру и с элементарным справиться не может, потому что смотрит на простейший интерфейс, как баран на новые ворота. И нет, я никого сейчас не оскорбляю, потому что сам несколько раз смотрел на экран, тряс головой, думал, вздыхал и открывал Google, а потом хлопал себе по лбу, потому что всё было так просто, как только может быть вообще, а я и не допёр!

Неоднозначно вышло, верно? И всё же я продолжаю писать о плюсах «Observation», а о минусах пока не говорил. Почему? Потому что разработчики и вправду потрудились на славу, чтобы игрок мог придираться к сценарию, к каким-нибудь текстурам, к анимации и к спецэффектам, но только не к однообразию головоломок! И это уже не просто плюс, а в свете известных геймерам тенденций настоящий плюсище!

Ролевой отыгрыш.

Да, здесь есть отыгрыш. Пусть даже сюжет абсолютно линейный и никаких вам моральных дилемм. Выбора нет, но, если внимательно посмотреть по сторонам стационарная камера и сфера обязательно заметит расставленные и раскиданные тут и там интерактивные ноутбуки, документы и обыкновенные записки.

Естественно, никто нам не мешает пойти прямой дорогой от точки А до точки Б, забив на любопытство. Потому что игра не зацепила, а ещё, потому что мы вообще-то играем не за человека, а за машину, за компьютер, искусственный интеллект. Можно же хотя бы тут не трогать тему осознания компьютером себя с последующим возникновением чувств?

Нет, нельзя :) И это даже не спойлер, потому что, как мы все знаем, ставший прототипом для S.A.M.а HAL9000 осознал себя и вышло то, что вышло. Поскольку топорный копипасты в «Observation» нет, могу вас успокоить, что цель игры не в том, чтоб прокричать «СР! УВЧ!». Но осознание, действительно, имеет место быть.

Есть тут люди, которые хоть раз имели дело с MemTest или MHDD?)

Впрочем, любопытство сидящего перед экраном игрока запросто можно объяснить проблемой, про которую мы узнаём буквально в самом начале сюжета. Суть в том, что S.A.M. потерял память, вернее, немаленький такой объём хранимых на жёстком диске файлов. Поэтому, если вы не одобряете идею осознания искусственного интеллекта, можете спокойно исследовать станцию в рамках относительного логичного сбора информации для дознании о природе аномального инцидента. Потому что оно того стоит и, действительно, проясняет белые пятна.

И вот, ребята, серьёзно, вам мало? Я понимаю, что прохождение того же «Pray» и «Alien: Isolation» даёт динамику, экшен и азарт, но, блин… No Code создали интригующий и атмосферный космотриллер на основе культовой научной фантастики. В меру сил не поленились реалистично воссоздать строение и помещения международной космической станции, а потом правдоподобно заполнить её информацией и системами с упрощенным от реального, характерным, консервативным интерфейсом.

Также я повторюсь о том, что нам дали возможность поработать в безвоздушном пространстве. И всё это смешано не столько с банальным страхом, сколько с незабываемым священным трепетом, который возникает при контакте с тайной! Я не скажу, что игра хороша, потому что она шикарна! Она шикарна и в тоже время я не буду называть её шедевром, потому что вижу и осознаю минусы, о которых мы сейчас и поговорим.

Минусы!

Сюжет, вернее, развязка и финал. Вот открыли мы книгу, включили фильм, запустили игру и… Сидим с открытым ртом, да горящими глазами, потому что автор, съёмочная группа, разработчики сотворили нечто, от чего нельзя оторваться. Оно должно быть идеальным и войти в анналы, но мир жесток, а жизнь — коварная злодейка. А почему? Потому что развязка и финал настолько несуразны и пусты, насколько это в принципе возможно.

Не-ет, я сейчас не про «Observation», потому я не могу назвать развязку слитой. Зато я могу точно сказать, что разработчики свернули не туда. По крайней мере, я так вижу. Потому что, узнав в игре фантастику Артура Кларка, я приготовился к тому, что так и будет до конца. Что ж делать, сглупил и каюсь. Каюсь, потому что в одном из первых миссий игра сама мне толсто, даже жирно намекала на поворот, который позже стал пренеприятнейшим сюрпризом. Буквально вмиг станция преобразилась, стала мерзкой и… Вроде бы всё хорошо и кошки на душе скребут, но скучно. Скучно, потому что сценарист с дизайнером решили отдохнуть, потыкав мне в лицо дешевыми клише =\

Не знаю говорить мне о халтуре или нет, но лично мне было неприятно, когда я открыл душу классике, а сценарий взял, да развернулся в сторону смеси из «Секретных материалов» (при всей моей симпатии к франшизе) и пары космохорроров, названия которых я, конечно, не скажу, потому что это будет жуткий спойлер. И вот зачем, No Code, зачем? =\

Так, значит, всё плохо? Нет, потому что развязку спасает коротенький финал. Финал, в котором вернулось всё то, за что я полюбил игру. Другими словами, если ранее вы испытали те же чувства, что и я, не поленитесь добраться до возвращения в сюжет Артура Кларка, который в финале (на мой взгляд) будет смешан с «Миссией на Марс».

Финал хорош, но эпилог… Вот скажите мне, как вы относитесь к историям, где всё понятно, но ничего не понятно? Это, действительно, важно, потому что как в целом, так и финале «Observation» оставляет множество вопросов без ответов, чтобы игрок сам заполнил белые пятна своим воображением. Вообще, я не против такого подхода. При случае я даже защищаю подобные книги, фильмы и игры от атак читателей, зрителей и геймеров, которые считают, что хороший сценарий обязательно должен расставить все точки над I. Я защищаю их, потому что загадки и тайны — это здорово! Но порой даже мне хочется крупиночку пояснений о том, что, собственно, случилось.

Вот в «Observstion» именно так и случилось. Я попросту не понял, чего же мы добились? Контакта со сверхцивилизацией или экспансии её на Землю? о_О Мы за добро вообще или фантастику как таковую опять смешали с космоужасом ради перерождения протагониста в авангард ассимиляции низших форм жизни? Вот так вот двадцать первый век переосмыслил Кларка или я дурак, потому что не понял прогрессивной мысли со странным привкусом трансгуманизма?

Перебор с эффектом «Ух ты!».

Продвигаемся мы по сюжету, реанимируем станцию и вдруг свет гаснет. Затем пугающий мрак озаряется неестественным и нестерпимо ярким светом, из которого возникает непроницаемой чёрный шестигранник. Оно свистит, оно скрипит, поражает нас гулом, а потом тестирует нашу память и разум демонстрацией странных знаков.

Ух ты! И никак иначе. Особенно, если сработала ностальгия по «Космической одиссее»! И второй раз всё шикарно и даже в третий, а вот потом беда… Потому что инопланетный гость прогнулся под волю сценаристов. Был феномен, стал чёртов скример. =\ Зачем? Естественно, чтобы испугать. Так ведь не страшно! Какой, блин, страх, когда с начала развития событий, то есть до перехода на космохоррор, сценарий устроил игроку не меньше трёх свиданий с гексаграммой? Всё! Не знаю кому как, но для меня эффект внезапности ушёл коту под хвост, а былой восторг и даже трепет стали пшиком. Потому что я не боюсь того, к чему привык.

Игровая условность.

Последний пункт. Почти финиш. И говорить-то почти уже не о чем, но есть кое-что, одна-единственная мелочь, пустячок, который, к сожалению, настолько явный, что хоть бесись, хоть смейся.

Всем геймерам известно, что независимо от эпичности сюжетных событий, независимо от масштаба и уровня нависшей над городом, над миром или чьей-то жизнью ужаснейшей угрозы, не во всех, но во многих игровых жанрах протагонист, а вместе с ним игрок имеет неограниченное, бесконечное время на всё про всё. И пусть весь мир подождёт!

Вот и в «Observation» тоже самое. В основном мы этого не замечаем, потому что с самого начала обстановка держит игрока в напряжении и в тоже время мы проникаемся космическим покоем, чтобы спокойно и без спешки, досконально и тщательно изучить все стены и углы в лабиринте интернациональных отсеков. ОК, так в чём проблема? Проблема в одной-единственной сцене, после которой развязка переходит в финал. Апогей интриги! По крайней мере, одной из интриг. Вся станция трещит по швам, на кону вопрос жизни и смерти! И поэтому Эмма велит нам кое-кому помешать. Вот он экшен! Драма, триллер, ужас! Потому что дизайнер с режиссёром расстарались и всё-таки добились, чтобы набившие оскомину клише сработали и сцена пробрала бы до мурашек.

В общем, мы должны действовать быстро, а иначе провал и Game Over. А там наверняка ещё и стимул в виде таймера обратного отсчёта предусмотрен? Верно? Нет. Потому что S.A.M. у нас компьютер, а вот за клавиатурой с мышью или за геймпадом обычный человек, тот самый геймер, который всенепременно должен победить!

Поэтому вы не волнуйтесь, не обращайте внимание на антагониста и спецэффекты, пройдите на кухню, перекусите, прогуляйтесь, можете даже вздремнуть, чтобы сесть потом у монитора и показать, наконец, кому надо кузькину мать! Антагонист, кстати, тоже время даром терять не будет и дух переведёт. Орать будет благим матом и о пощаде молить, но это не важно, потому что и ежу ясно, что он тоже отдохнул на славу. Да, я придираюсь! Потому что не могу молчать, когда атмосфера триллера рассыпается в форменную глупость, а игрока пробивает на смех.

Всё! Выплеснул душу :) И даже попытался быть объективным, когда на самом деле меня до сих пор подмывает назвать свою же критику чепухой, потому что в моих глазах игра практически идеальна!


Observation

Платформы
PC | PS4 | XONE
Жанр
Дата выхода
21 мая 2019
268
3.8
140 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Не-не-не, я имею в виде не скриншоты, а тэг gallery. С его помощью в блоге можно красиво упорядочить картинки, не пользуясь спойлерами :)
Парень сделай галерею картинок, вытащи сами картинки из под спойлера и поставь ищображение на превью, с виду кажется будто это очередной вброс школьников про КС, майнкрафт и прочее.
Ребят, а с хрена ли такой рейтинг? Пост есть (хотя зачем-то скрыт под спойлером), текст объёмный (хотя картинки для корейцев с лупой сделаны), плюс паря реально старался и писал объёмный текст сам. Тафак?!

Либо поясните, либо восстановите рейтинг чуваку. Прикола не поняль
Сейчас поправлю! Но обилие картинок немного раздражает -_-
Мне, например, привычней когда идёт одна картинка и после неё текст. Если несколько сразу, то под спойлером
Школьник ушёл, взрослый человек с галереей пришёл, ибо всё для вас)
Там не в комментариях, а именно в самой теме есть сам тег (инструкция по сути) и пример итогового результата)
Спасибо) А то сижу, чешу голову, потому что тот же самый материал в моём блоге хоть и вызвал споры, но всё же набрал достаточно плюсов.

Картинки поправил. Не ожидал, что здесь такие маленькие миниатюры. Буду знать. Спойлер убрал. Хоть я к нему и привык, потому что поначалу получал щелбаны к раз за отсутствие спойлера.
Обсуждение качества блога, а про игру никто толком ничего и не написал. Хоть я моленько поною, хотя я на удивление почти во всем согласен с автором. Да, до последнего акта — все отлично (хотя твист с злодеем показался каким то кривоватым), кусок из секретных материалов — крайне средненький.
Разве что скажу, что прям совсем финал — все же не из тех финалов, где ты посидел, подумал, как то сопоставил факты и хоть какую то идею придумал. Нет, к сожалению как по мне сам финал скорее из тех плохих, которые пытаются в недосказанность — но не знают как это сделать. В итоге просто куча совершенно бессвязных событий, которые совершенно не ясно к чему привели, как мы к ним пришли и для чего они были нужны. И при этом совершенно нет чувства что за этим стоит какая то идея как в той же Одисее, где после прочтения тоже оставались вопросы, но и было стойкое чувство, что оно вроде как то так и надо. Тут же — нет. Тут четкое чувство, что была идея сделать игру про ИИ и космос, были источники вдохновения — но совершенно не было идеи какую под это все сделать историю и к чему она ведет. Хорошая недосказанность получается когда автор знает смысл всех событий, тут же — что то я не уверен что связно и интересно это может объяснить и сам сценарист.
Ну и плюс да сцена где надо убить капитана — просто ужасно срежесирована. Сделать 3 двери, каждую из которых надо закрыть в довольно длинной миниигре — и при этом делать вид, что злодей крайне боится и напуган — ну крайне такое. 100 раз он мог выйти в любую открытую дверь, но он стоит как дурак опершись на стенку и чего то бормочет. Такой абсурд полностью разрушает атмосферу, а дальнейший кусок с щупальцами — ее добивает.
В общем грустно, у игры был прям шанс стать одной из лучших в жанре, но увы, как говорилось в одном старом ролике — хороший финал способен превратить просто хорошую игру — в отличную. Но так же и тут — слитая финальная глава убивает все впечатление об в общем то хорошей игре(
Чот я тоже вчера весь день озадаченно ходил и смотрел на минусы, и сегодня картина не изменилась. Мистическая странь какая-то, ведь тема-то нормальная!
Я думаю, что наминусовали, когда тема под спойлером была скрыта. Думали, что это просто автор ролик с ютуба прикрепил, наверное. А когда минусы уже есть, стали не глядя минусовать.
Вот оно как оказывается… Я просто ещё раз повторюсь, что в блогах спойлер, как пусть не микроскопические, но относительно небольшие картинки, потому что в противном случае раздаются голоса: «Чего ты мне в лицо своей „простынёй“ на весь экран тычешь?»
-3 всяко лучше, чем — -7 или -8 :) Авось, потом ещё выправимся)
То есть текст после одного-двух абзацев под спойлер не надо, потому что неправильно поймут, а вот большие картинки или их последовательность наоборот надо желательно? ОК, могу поправить =\ Тем более что я видел эту опцию, когда грузил скриншоты.

Обилие картинок, потому что я хоть и выкладываю на нескольких блогах обзоры как на фильмы, так и на книги, но всё равно по жизни визуал. То есть мне легче увидеть, чем услышать и прочитать. Да и люди сейчас в основном не любят тексты без картинок, то есть периодическая вставка изображение — это визуальное дополнение к сказанному в тексте и средство привлечения и удержания внимания. Собственно, посмотрел здесь другие блоги и там тоже картинок более чем.
В общем, буду делать, как в статьях ВКонтакте. Если картинка одна-единственная или их две, оставляю прямо в тексте. Если что-то надо проиллюстрировать тремя или более изображениями, делаю карусель, то есть по сути в тексте остаётся одна картинки с возможностью переключения на другие. А тут будет спойлер. ОК.
Хм, почитаю тот текст ещё разок, постараюсь освоиться.
А всего то надо было сделать чтоб во время решения/подключения к устройствам замедлялось время. Ну или хотя бы в этой сцене. Или даже задачка до, которая бы активировала супер скорость S.A.M.
И в сцене с капитаном он бы реально стремился к шлюзам, а мы по быстрому их закрывали
Спойлер просто был довольно незаметным т.к. до него текст был не несколькими строками. Лучше используй его для художественных целей или если картинок и видео неприлично много подряд идёт. Хотя даже так в бологах гдет светилась обучалка, как сделать несколько картинок в одной строке, с возможностью их листать. Тоже варик)

Что там раньше со спойлерами за щелбаны были я не знаю, но сейчас даже имея видео версию и текстовую, народ охотно принимает всё без спойлеров или сразу всё со спойлерами. Хотя, имхо, без них краше. От силы их использую для ремарок, которые в основном тексте смотрелись бы инородно =3
Все же прикрепи для блога шапку.
Читай также