27 октября 2016 27.10.16 8 5910

Shogun: Total War [Обзор игры]


Коннитива, юные самураи. Взгляните в свою душу и скажите мне, не посещала ли вас мысль о том, чтобы стать правителем великой страны восходящего солнца? И те, кто признаются в столь крамольной мысли, пусть не спешат применять оружие, данное вам недрами родной земли, в качестве орудия собственного убийства. Я поведаю вам поучительную историю об одной войне, великой войне… Тотальной войне.


Война — это великое дело государства, основа жизни и смерти, путь к выживанию или гибели. Это нужно тщательно взвесить и обдумать.
Сунь Цзы



В XV- XVI век для Японии стал смутным временем, периодом, когда все воевали со всеми, эпохой воюющих провинций. А в веке XXI гайдзины из варварской Англии на основе этих событий выстроили свою игру — Shogun: Total war — c большим уважением к учению Сунь Цзы. Компания Creative Assembly на момент выхода этой игры существовала уже 13 лет и в символичное 13 июня 2000 года, к ним пришел первый, действительно громкий успех.

Ныне штат компании самую малость увеличился.



Они были далеко не новичками в индустрии, но специализировались большей частью на спортивных симуляторах. И в то время, когда индустрию сотрясала мода на RTS, а на поле глобальных стратегий начинала господствовать пресловутая Sid Meier’s Civilization, в игру вступили британцы. Казалось бы, что может быть проще — взять лучшее от обеих концепций, приправить интересным сеттингом и готов шедевр?
Но как показала практика — этим приёмом успешно удаётся пользоваться лишь Creative Assembly. Попридержим же пока коней, так как это всё сейчас. А на тот момент это был большой успех не шибко большой студии, будущее было обеспеченно, но весьма туманно. И чем же захватила людей первая игра из ставшей на данный момент культовой серии Total War? На этот вопрос я постараюсь вам ответить в следующих абзацах.

Война любит победу и не любит продолжительности.
Сунь Цзы



Как говорится, театр кабуки начинается с вешалки, а любая игра начинается с первого впечатления, на которое влияет техническое исполнение проекта, стилистика и количество чистого графония в картинке. Так вот, что касается технических моментов — то игра работает вполне исправно на современных системах (в смысле на семерке, за более крутые версии окон я не ручаюсь) лишь изредка выдавая графические артефакты в меню. Сама графика по стандартам 2000 года достаточно хороша, тем более что в те времена от стратегий и не требовали передовой, сжигающей видеокарты, картинки. Из-за стилистики же, человека, который хоть сколько-нибудь увлекается культурой Японии того времени, вероятно, приходилось откачивать от восторженного обморока. Англичане с похвальной внимательностью подошли к деталям во всём — от главного меню и заканчивая фигурками на глобальной карте.

От виртуальной доски с фигурками веет ламповостью.



Самая лучшая война — разбить замыслы противника; на следующем месте — разбить его союзы; на следующем месте — разбить его войска. Самое худшее — осаждать крепости.
Сунь Цзы



На глобальную карту мы попадаем, если выберем режим кампании, и игроку предоставляется возможность возглавить один из великих кланов Японии эпохи Сэнгоку Дзидай в самый ёё расцвет — 1530 год. Также присутствовал режим исторических сражений, где вы могли выбрать сторону, за которую хотите сражаться и провести исторически достоверное (точнее сказать, достоверно лишь положение сил на начало битвы) сражение. И также есть небольшие кампании полководцев, которые представляют из себя те же исторические сражения, только знаковые для конкретного полководца и победа в сражении открывает доступ к следующей знаковой битве. Настоящая отдушина для тех, кому словосочетания «битва при Микатагахаре» и «битва при Нагасино» не пустой звук. И всё же, какими бы не были интересными и увлекательными исторические сражения, главным режимом всегда считалась кампания на глобальной карте.
Есть ли разница, какой клан выбрать для боёв на глобальной карте? Определенно да. Каждый клан специализируется на определенном виде юнитов — это выражается в том, что затраты на его наём будут уменьшены, но это скорее приятный бонус, чем существенное преимущество. Что более важно, так это расположение ваших владений относительно соседей. Разумеется, проще будет начать экспансию на всю территорию страны Ямато, если с соседями у вас граничат две территории, чем оказаться вжатым в побережье Тихого океана, в окружении пяти разных фракций, которые не прочь расширить свои владения за счет ваших территорий. Тут бы стоило начать разговор про дипломатию, но особо сказать про неё и нечего: заключенный союз нисколько не помешает союзнику на следующий же ход послать войска на вашу столицу — увы, реалии политики того времени. Ну, или сосредоточенность разработчиков на решении всех разногласий силовыми методами. Выбирайте то оправдание, которое вам больше по душе. Тем не менее, если ваши союзники начнут войну между собой, вам предложат выбор — кого из них поддержать, а с кем расторгнуть союз.

Сама карта поделена на 60 провинций, которые можно и нужно захватывать. В начале кампании у игрока около 5-6 провинций с небольшим гарнизоном. Каждая провинция имеет свои особенности: в одной удобные для земледелия равнины, в другой горы, полные руды и серебра, а некоторые и вовсе уникальны и позволяют нанимать каких-то юнитов на более выгодных условиях. Действия на глобальной карте делает последовательно каждая фракция в свой ход. За один ход можно передвинуть армию или отряд в одну из соседних провинций (при условии, что в провинции нет порта, а если он есть, то отряд можно перемещать в другую принадлежащую вам провинцию с портом), выстроить очередь найма и строительства, да и собственно всё, если не считать сражений, которые будут проходить уже в реалтайме. Также у провинций есть такая характеристика как лояльность, на которую влияет количество времени, проведенного под вашей гегемонией, урожай в этом году, наличие вражеского священника противоположной секты (об этом чуть дальше), наличие гарнизона и дозорных башен и, само собой, налоги. Любое значение лояльности выше 100 считается нормой и поддержание подобного уровня лояльности в большинстве случаев не вызывает особых проблем. Если же проблемы возникнут, всегда можно понизить налоги или привести в недовольную провинцию несколько военных отрядов.

C нами пришли заключать перемирие, если нам не понравятся условия — восвояси может отправиться лишь его голова.



Экономическая модель тут тоже пронизана духом того времени. Валютой Японских островов в игре (как и в реалиях того времени) является коку — количество риса, потребляемое одним взрослым человеком в течении года; численно равна примерно 180.39 литра.
В среднем фермы дают 200-250 коку в год, конкретные числа зависят от географического местоположения провинции. Их можно улучшать вплоть до двукратного прироста прибыли. Так как один ход в игре равен одному сезону, то снять все сливки со своего подсобного хозяйства вам позволят лишь зимой, то есть раз в 4 хода, еще и с модификаторами в духе — хороший или плохой урожай. Также в горных районах можно строить шахты, дающие от 400 коку в год; в прибрежных районах доход можно увеличить за счет портов, которые приносят в вашу казну по 200 коку в год. И так же как радость фермерам портит неурожайный год, нарушить торговлю в порту может цунами, а работе шахт может помешать землетрясение и, понятное дело, снизить ваш доход.

В целом это все активности, которыми можно заниматься на глобальной карте. Но стоит упомянуть и о прибытии европейцев в эту чудную страну. В 1545 году (через 60 ходов после начала кампании) к нам приплывут португальцы и предложат свою помощь в обмен на принятие христианства. Эта варварская религия позволяет меньше страдать от буддистских фанатиков противника, но и самому уже не получится их использовать в полную силу. Но что самое важное — дружба с португальцами позволяет вам нанимать юнитов, вооруженных огнестрельным оружием. Так что при большом желании вы, мои юные инквизиторы и крестоносцы, можете устроить небольшую религиозную войну. В 1560 году к нам приплывают голландцы и предлагают свои услуги, при этом не навязывая своих религиозных взглядов, просто торговля и та же самая возможность нанимать огнестрельных юнитов, даром что на 15 игровых лет позже.

Управлять многими — то же, что управлять немногими. Дело в организации.
Сунь Цзы



Помимо войск по карте можно перемещать ваших агентов, которые порой могут существенно повлиять на положение дел на карте.
Эмиcсары — обычные дипломаты, которые помогают вам заключать союзы с другими даймё.
Синоби — разведчики, которые к тому же понижают лояльность населения провинции к противнику и повышают его лояльность к вам.
Ниндзя — наёмные убийцы, японский СМЕРШ и вообще очень полезные ребята. Могут убить вражеских агентов, а то и правителя, если повезёт.
Гейши — ультимативные ниноби или синдзя, проще говоря, они совмещают функции двух предыдущих агентов.
Священник-католик – агент, нанять которого можно после деловых сношений с португальцами, в целом аналогичен синоби, только вражеских агентов не раскрывает.

Если же говорить об армии, то её костяк составляют копейщики и лучники. Первые наиболее эффективны против конницы, вторые против пехоты. Дальше, разумеется, простая пехота — так сказать штурмовики, которые будут вгрызаться в ряды противника. И отдельно стоят мушкетеры, которые появляются в вашем распоряжении после договора с заморскими посланниками. Являют собой грозную боевую силу, но вряд ли заставят вас совершенно отказаться от лучников в своих рядах.
Конница представлена кавалеристом и конным лучником. Кавалеристы позволяют совершать лихие наскоки на фланги противника, а конные лучники позволяют измотать противника и быстро переместиться в то место, где необходима их помощь.

Всё-таки тактические сражения — это самая вкусная часть игры. Многосотенные армии в масштабах небольших Японских островов смотрятся внушительно, сходятся на достаточно разнообразных картах. Тут вам и переправы, и холмы, и битвы в чистом поле и нападения через лесные массивы. Что примечательно, на битву ландшафт влияет так же как и грамотное командование войсками — лучники с холмов стреляют точнее и дальше, в лесах можно делать засады да и конница в них вязнет, как в болоте. Не остались в стороне и погодные условия. Они тут есть и тоже влияют на эффективность вашей армии: в ветреную погоду стрелы летят менее точно, а в дождь отряды медленнее передвигаются, но что более важно — сыреет порох, делая мушкетеров практически бесполезными в сражении.
Также в каждой провинции может быть построен замок, и если после победы над гарнизоном провинции у вас нет времени ждать несколько ходов, пока осажденные в замке воины сдадутся — можно просто взять и пойти на штурм.

Самый радостный момент битвы.


У каждой армии обязательно есть командующий. Если ею командует генерал из вашего клана, то ваши шансы на победу зачастую выше, чем под предводительство заурядного генерала. Если командующий гибнет на поле боя — у войска сильно падает такой параметр как мораль, и оно зачастую сразу же бросается в бегство. Сам же генерал вдохновляет солдат своим присутствием и его отряд имеет некоторые бонусы по характеристикам. С каждой выигранной битвой его умения улучшаются, что показывается посредством звёздочек, и он эффективнее влияет на подшефные ему войска. Ежели он будет постоянно терпеть поражения, есть шанс что, не вынеся такого позора он совершит ритуальное самоубийство — сэппуку.


Тот, кто знает, когда он может сражаться, а когда не может, будет победителем.
Сунь Цзы



В 2001 году, компания, окрыленная успехом своего детища, выпустила дополнение под названием Shogun: Total War — The Mongol Invasion, представляющее собой расширенное издание оригинальной игры с десятком новых видов войск и новой кампанией «Нашествие монголов», основанной на попытке захвата Японских островов монголами в XIII веке (кстати, именно в то время появилось знакомое нынче многим слово — «камикадзе»- божественный ветер). Особенностью этой кампании было то, что вся Япония принадлежит клану Ходжо, а Монголы наступают с моря. При игре за монголов вы начинаете с высадки на одну провинцию большой армией, и дальше ваша армия пополняется лишь от ваших успешных действий. Играя за монголов, вам не позволяют строить на захваченных территориях ничего, кроме сторожевых сооружений.
24 августа того же года выходит Shogun: Total War — The Warlord Edition, которая представляет из себя улучшенный и доработанный сборник из оригинальной игры и дополнения. Со временем выйдет и Gold Edition, но оно, в целом, не отличается от Warlord(a) ничем, кроме мелких правок. И в Gold Edition отсутствует открывающая заставка из фильма Акиры Куросавы Ран .

Музыка — источник радости мудрых людей, она способна вызвать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи.
Сунь Цзы



Работа над этой игрой принесла свою славу и композитору — Джеффу ван Дайку(Jeff van Dyck), который вложил часть своей души в её звучание. Британские академики это вполне оценили и в 2001 году присудили игре премию BAFTA за лучшее музыкальное сопровождение.


Лауреат собственной персоной и золотая маска премии справа на столе.





Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, — мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, — мой друг; тот, кто мне льстит, — мой враг.
Сунь Цзы


Так что же можно сказать об этой игре? Она просто-напросто замечательная. Можно сказать, что Creative Assembly породили собственный жанр стратегий и то, что им удаётся здравствовать до сих пор — явное доказательство, что они не растеряли задор небольшой и амбициозной студии. Можно ли в неё играть сегодня? Определенно да, и тем более, можно получить толику удовольствия. Последующие игры студии очевидно глубже, но и у первого Сёгуна есть своё очарование. Так что всем любителям стратегий рекомендую приобщиться. Тем более тем, кто видел лишь поздние части серии.



Спасибо тем, кто прочел, пишите, что вы думаете об идее создания серии обзоров по старым стратегиям, строго критикуйте, и до новых встреч на страницах Stopgame.ru.

Обзор Total Overdose
Обзор Heavy Metal: F.A.K.K.2
Обзор Panzer Elite Action
Обзор Cold Fear

Берсерк. Путь сквозь годы.
Бурные волны Соляриса
Пасторальные пейзажи, пространные рассуждения, Самара-городок и глубины этой самой страны
Обзор Knights of the Temple: Infernal Crusade
Обзор Harry Potter: Quidditch World Cup
Обзор The Matrix: Path of Neo
Обзор Stranglehold
Обзор Dark Messiah of Might and Magic
Обзор Nox
Обзор Vampire: The Masquerade — Bloodlines
Обзор Enclave
Весь комикс из Max Payne
Max Payne


Лучшие комментарии

Читайте также