Привет всем! Сегодня всемирный День Сна, и поэтому я хочу поговорить о том, какие сны бывали у героев видеоигр. Вообще собрать материал и рассказать о сновидениях персонажей игр я хотела больше полугода назад, ещё летом, но тогда не было подходящего повода. Посмотрев, что День Сна отмечают аж в марте, я подумала, как же долго ждать, и отложила тему в долгий ящик. Время, однако, пролетело очень быстро и этот день наконец настал. Что из всей этой идеи вышло, смотрите в ближайшие несколько минут или читайте в тексте ниже.
Сон в играх может не только восстанавливать силы, как это бывает в некоторых RPG, но может и показать то, что творится на душе у героя, обнажить его страхи и тревоги, или даже нести некую пророческую роль. Подобные эпизоды со сновидениями в играх сближают их со снами в литературе (достаточно популярным художественным приёмом, между прочим). Однако, у игровых снов, конечно, есть свои нюансы. Но не буду надоедать теорией, а перейду лучше к конкретным примерам.
Во время отдыха отряда в Baldur's Gate периодически возникают сны. Поданы они как небольшие рассказы, сложенные хорошим таким книжным слогом, ну и как водится, наполненные образами и символами. Сны эти обычно весьма тревожны, но зато каждый раз после них наш протагонист наделяется полезной способностью, например, лечением ран.
В Dragon Age: Origins из-за влияния выпитой крови порождений тьмы Серым Стражам, в том числе и главному герою, снятся кошмары
В обеих этих RPG от BioWare названные мной сны показаны как эпизоды-ролики и в них нельзя принять участие, но в том же Dragon Age есть одно сновидение, в котором можно и нужно активно действовать.
Происходит оно во время сюжетного квеста «Заблудившиеся в снах», который уже своим названием намекает, что нас ожидают долгие похождения в мире иллюзий, затронувшие, кстати, не только героя, но и его сопартийцев. Суть квеста такова: мы попадаем в Тень, которую населяют демоны, должны пройти через множество иллюзий и победить самого главного из них — Демона Праздности — чтобы проснуться.
Как по мне — это один из самых нудных эпизодов в игре, но есть в нём и свои интересные находки. Во сне Серый Страж может превращаться в четырёх разных существ, что помогает ему добраться до цели. Таким образом, можно заметить, что сновидения в играх отличается наличием таких элементов, которых просто не встретить в игре. Сны также нередко наполнены важными для раскрытия характера героя и сюжета символами и персонажами.
В эту группу отлично вписываются кошмары Макса Пейна, вызванные Валькирином. В первой части подсознание героя рисовало длинные коридоры, кровавые нити в пустоте и тот день, когда были убиты жена и дочка Макса. В своих снах он видел себя, убивающего семью, что можно расценивать как острое чувство вины за то, что не успел спасти их, или же голос правды и настоящие воспоминания, которые его сознание активно подавляло.
Во второй игре серии кошмары (и коридоры в них) никуда не делись, но стали показываться с этаким эффектом «пьяного фильтра». Акцент снов в этот раз сместился с убитой семьи на возлюбленную Макса — Мону, но градус сюрреализма кошмары не потеряли,
Не сон, конечно, а скорее галлюцинации происходят и с Бэтменом. Но так как их принято считать сноподобными явлениями, они вполне подойдут под мою сегодняшнюю тему. В Arkham Asylum Пугало с помощью газа, а в Arkham City Безумный Шляпник гипнозом пытаются подчинить разум героя и в идеале уничтожить его. Однако, одурманенный Бэтмен (не без нашего участия) находит силы сопротивляться. Галлюцинации галлюцинациями, но по самой идее всё это напоминает самый обыкновенный кошмар.
Градус бредовости имеется и в кошмарном сне из игры Oni. После того как главная героиня Коноко узнала правду о своем происхождении и осталась одна против целого мира, ей снится сон, в котором она встречает миниатюрных штурмовиков, летающую по воздуху подругу и сражается поочерёдно со своим главным врагом, бывшим начальником, а под самый конец сна — со своим двойником.
По этим встречам можно понять душевные терзания Коноко, её взгляд на себя и окружающих. Во сне она выясняет отношения с теми, кто её передал, обидел и пытается понять кто она на самом деле — марионетка в руках спецслужб или нечто большее?
Иногда в играх бывают и сновидения, которые не несут никакой особой смысловой и психологической нагрузки. Например, в Бастионе сны — местный аналог арены испытаний. Попасть туда можно взаимодействуя со специальными вещами (курительной трубкой, спальным мешком). Засыпая, герой переносится в место, где должен противостоять двадцати волнам врагов.
Параллельно Рассказчик в свойственной ему манере ведает нам историю одного из персонажей. Сны в Бастионе ещё примечательны тем, что цветовая гамма в них отличается от остальной игры, она более блёклая. Такое решение можно заметить, кстати, и в некоторых других играх, например, в квесте-сновидении из Dragon Age: Origins изображение показано через бежевый фильтр.
Во всех перечисленных выше играх сны играли эпизодическую роль, теперь пришла пора поговорить о цельных снах-сюжетах, хоть такое бывает довольно редко. Представьте, вся игра — это одно большое сновидение. Так было, к примеру, в Child of Light.
Во вступительном ролике рассказывается, что главная героиня игры засыпает беспробудным сном и попадает в королевство Лемурия, которое она должна спасти, хотя девочка изначально ставит перед собой цель именно проснуться. Что интересно, героиню зовут Аврора, точно так же, как и диснеевскую Спящую Красавицу.
Еще один спящий герой, вернее, антигерой — колдун Варлок, сновидения которого создали основной конфликт в игре Abyss Odyssey. Все эти причудливые монстры — гигантские петухи с копьями, женщины-олени, полулюди-полуцапли в смирительных рубашках — ничто иное как порождения спящего ума Чернокнижника, победить которого должны наши протагонисты.
Вся эта идея со сном кого-то очень напоминает мне эпизод из «Алисы в Зазеркалье», когда девочка находит Чёрного Короля, который якобы видит сон про весь мир, и если его разбудить, то всё, включая саму Алису, исчезнет.
– Ему снится сон! – сказал Траляля. – И как по твоему, кто ему снится?!
– Не знаю, – ответила Алиса. – Этого никто сказать не может.
– Ему снишься ты! – закричал Траляля и радостно захлопал в ладоши. – Если б он не видел тебя во сне, где бы, интересно, ты была?
– Там, где я и есть, конечно, – сказала Алиса.
– А вот и ошибаешься! – возразил с презрением Траляля. – Тебя бы тогда, вообще нигде не было! Ты просто снишься ему во сне.
Ну и конечно, говоря о видящих сны, невозможно не провести параллель с самой Алисой, ведь её похождения по собственным грёзам уже давно стали классикой мировой литературы. В играх про эту девушку события происходят в тех же выдуманных Стране Чудес и Зазеркалье. И все её падения-переходы в эти 2 мира (слитые в играх в один) наверняка не что иное, как метафора засыпания, словно прыжок в кроличью нору в первоисточнике.
Сон, как способ попасть в другой мир, показан и в серии Dreamfall, и тут даже само название намекает на это. Зои Кастильо обладает способностью, засыпая в своём родном мире Старке, появляться в фэнтезийной Аркадии. Этот мир нельзя назвать сновидением в полном смысле этого слова, ведь там живут своей собственной жизнью люди и прочие существа, поэтому сон тут выступает именно в роли способа перехода из одного мира в другой.
Помимо этих двух миров существует ещё один — имеющий непосредственное отношение к сегодняшней теме — Мир Снов, именно там оказываются люди, которые подверглись сильному влиянию Дримера, аппарата по вызову снов «на заказ».
Кроме всего прочего, сон — сюжетообразующий элемент нескольких частей серии Silent Hill. Первая и третья части работают по одинаковой схеме: герою снится жуткий сон, он в нём умирает, просыпается, но потом оказывается затянутым в не менее неприятную историю. Что примечательно, после прохождения, начиная новую игру+ герои — Гарри и Хизер — просыпаются сразу без всякого сна с умиранием, создается впечатление, что все предыдущее события в прохождении были лишь сном. Ну и так без конца…
В четверной части сну отведена уже другая роль. Герой игры, Генри (в качестве «Получателя Мудрости») попадает в сновидения жертв Уолтера и наблюдает за их смертью. Поначалу он тоже думает, что это всего лишь сон, но из окна своей квартиры видит, что убитые в другом мире люди умирают и в реальности. Из всех перечисленных мной снов Сайлент-Хилловские — самые мрачные, даже в том же Максе Пейне, несмотря на то, что сны тоже довольно неприятны, они не оказывают такого разрушительного влияния на действительность.
Поэтому напоследок предлагаю рассмотреть не такой жуткий пример сновидений в играх. В Final Fantasy VIII временами команда главных героев внезапно засыпает, словно одурманенная чем-то, и переносится в прошлое. Там герои видят события, которые происходили с Лагуной и его сослуживцами, даже не просто видят, а становятся активными участниками. Все эти сны-путешествия добавляли игре неплохую интригу: кто отправляет героев таким необычным образом в прошлое, а главное зачем. Выяснилось, что всё это дело рук Элоун, которая этим хотела исправить ошибки Лагуны, но прошлое так просто не изменить, а сны остаются снами, и на действительность не оказывают абсолютно никакого влияния.
На этом вполне рациональном моменте я и хочу закончить тему. Как видите, сны в играх — явление не редкое, и порой разработчикам удаётся находить действительно интересные способы их введения в игровой сюжет. Ну а если вы вспомнили какие-то другие игры, где присутствуют сновидения, то пишите их в комментариях :3 И спасибо за внимание :)
Лучшие комментарии
Ровно такого же Месси делегировали, он выдал свои 3 недостатейки левой пяткой прибитой к «аналитике», и отвалил.
Если человек метит в авторы, он должен либо конкретно и своевременно в теме шарить и делать обзоры (как Келебро), либо понимать как работает система и пилить интересную аналитику (как Народицкая или Лекс). Ни того, ни другого лично я у автора не заметил. По мысли — такая же девочка как и большинство на блогах, однако с прямыми руками в плане монтажа, но этого как-то недостаточно.
Не «Стиг-женоненавистник» ради (ту же Народицкую я люто уважаю), но аргументированного диалога для.
atomgribУ СГ застой с 2011, а то с 2012 года. Блоги умирант с августа 2010. Потому что в июле 2010 они только открылись и все были ньюфагами и никто не помнил, что раньше было лучше.
Давайте разбираться, была ли она талантливой, если была бы мальчиком? Это ключевой вопрос. А то при виде баб, у большинство мозги вырубаются напрочь и они перестают адекватно оценивать реальность.
Что она няшна, это базовая характеристика любой девушки.
СГ не нужно красивое очередное лицо с сиськами. Чтобы вытащить СГ нужен второй «Гальперов» то-ли задолжавший казахстанской мафии, то-ли взявший ипотеку и из-за работающий много, без потери качества. Так что, если она пойдет в авторы СГ, она выдержит ли этот график и темп? Если она будет писать по одной статье в месяц или два, то она нахер не нужна.
В стране (гипотетической, не надо про Россию) идет подпольная война революционеров с правительственными агентами. Я маленький ребенок лет 5, живу в штабе революционеров. Там же живет девушка-агент… очень милая, добрая, она постоянно со мной проводит время: играет, общается, просто гладит по волосам. Я ее очень люблю. Однажды ее отправляют на задание… Возвращается она, можно считать, мертвая. Местами снята кожа, выколоты глаза, все пальцы до единого сломаны, на спине выжженный текст…
Она лежит в комнате на кровати уже после медицинской помощи. Просто лежит и молчит, тяжело дыша. Я стою рядом и смотрю на нее, не в силах понять, что все это означает. Тут она открывает сухие губы и начинает еле тихонько петь:
В том далеке течет река
И глубока и широка
На той реке стоит тот дом
Пустым ни разу не был он…
Пришел солдат, он злобен был
(тут дальше про то, как этот солдат убил всех жителей того дома и сжег сам дом. Я не помню рифм.)
Лежит девица – нет лица
Видны бинты, но не глаза
Не ест, не пьет, не хочет жить…
Ах, дайте же ее убить.
На последней строчке я проснулась.
Самое прикольное, я прошел ХЛ3 альфу. А еще участвовал в штурмах крепостей в Дестени.
Полное погружение!
Сама завязка сюжета игры Cloudbuilt(инди) основана на решении загадки собственным разумом в подсознании героини, которая находится в коме.Каждый этап игры представлен в виде сюрреалистичного мира с нагромождением геометрических фигур с различной фауной и флорой.Преодолевая очередные этапы, героиня постепенно осознаёт случившиеся и способ вырваться из комы.
Серия игр(по крайней мере две части) сильно соприкасаются с галлюцинациями и снами как главных героев так и их источником-Альмой.Так герой второй части игры видит маленькую девочку(а впоследствии и её же взрослую) и по сути уже видит свою дальнейшую судьбу по версии самой Альмы.
Герой игры The Suffering часто сталкивается с предметами, неуклонно возвращающие ему память в виде галлюцинаций или снов.В этих кратких видениях Торк явно видит ужасную правду про себя и свою семью, блокированную собственным разумом.Результаты этих сновидений выльются в различные варианты концовки игры.
atomgribЕсли вы продолжите такими темпами, то я буду вынужден вас вывести из помещения топика. Это возмутительно.
Насчёт снов: из последнего вспомнил Лопатного рыцаря — там во сне пытаешься спасти его возлюбленную. Ещё в МГС3 есть фрагмент игры связанный со сном — будучи в тюрьме, Снейк может увидеть кошмар в котором он сражается с монстрами)
Приснится ли нам сегодня что-нибудь интересное? Кто знает…
2. Она няшная
3. У СГ застой
По поводу Занзары,
И что за сон в фалауте?
Единственные сны, которые я хорошо помню, это сны о поиске продолжения одной из любимых книг. Это прям кочующий сюжет для меня: прихожу в книжный, вижу искомый томик, думаю «слава богам, это не сон»… Хотя я давно уже не ищу его в реальности, сны периодически возникают.
P.S. Кстати, я вспомнила, что Полу Маккартни музыка Yesterday тоже приснилась.
Кочующие сюжеты, кстати, наиболее важны если верить некоторым психологам. Подсознание что-то постоянно тебе хочет сказать ну или ты просто настолько эту книжку хотела в свое время, что даже не ища в реале, во снах все равно продолжаешь.
У меня, например, в достаточно сложный период жизни (с 12 до 17 лет, подростковые буйства психики) постоянно снился сон, как я вишу с другой стороны моего балкона 8 этажа. И вот весь сон я вишу, пытаясь забраться обратно в квартиру. На протяжении многих лет. Последний мой сон из этой серии закончился тем, что вышла мама, подала мне руку и втащила в комнату. Больше мне этот сон не снился :) Ну и сложный период закончился, я поступила в университет.
Вообще, если есть желание запоминать свои сны — то старайся концентрироваться на этом сразу после пробуждения. Чуть позже уже бесполезно. И да, многое зависит от фазы сна, в которую проснешься :) Можно скачать программу на смартфон, которая вычисляет (по ворочанию во сне) твои фазы и, собственно, запрограммировать на пробуждение в той, в которой тебе что-то снится (фаза быстрого движения глаз) — тогда будешь помнить хотя бы в течении нескольких минут. Держи рядом блокнот :)