13 марта 2015 13.03.15 113 12K

Сновидения в играх

Привет всем! Сегодня всемирный День Сна, и поэтому я хочу поговорить о том, какие сны бывали у героев видеоигр. Вообще собрать материал и рассказать о сновидениях персонажей игр я хотела больше полугода назад, ещё летом, но тогда не было подходящего повода. Посмотрев, что День Сна отмечают аж в марте, я подумала, как же долго ждать, и отложила тему в долгий ящик. Время, однако, пролетело очень быстро и этот день наконец настал. Что из всей этой идеи вышло, смотрите в ближайшие несколько минут или читайте в тексте ниже.

 

Сон в играх может не только восстанавливать силы, как это бывает в некоторых RPG, но может и показать то, что творится на душе у героя, обнажить его страхи и тревоги, или даже нести некую пророческую роль. Подобные эпизоды со сновидениями в играх сближают их со снами в литературе (достаточно популярным художественным приёмом, между прочим). Однако, у игровых снов, конечно, есть свои нюансы. Но не буду надоедать теорией, а перейду лучше к конкретным примерам.

Во время отдыха отряда в Baldur's Gate периодически возникают сны. Поданы они как небольшие рассказы, сложенные хорошим таким книжным слогом, ну и как водится, наполненные образами и символами. Сны эти обычно весьма тревожны, но зато каждый раз после них наш протагонист наделяется полезной способностью, например, лечением ран.

В Dragon Age: Origins из-за влияния выпитой крови порождений тьмы Серым Стражам, в том числе и главному герою, снятся кошмары

В обеих этих RPG от BioWare названные мной сны показаны как эпизоды-ролики и в них нельзя принять участие, но в том же Dragon Age есть одно сновидение, в котором можно и нужно активно действовать.

Происходит оно во время сюжетного квеста «Заблудившиеся в снах», который уже своим названием намекает, что нас ожидают долгие похождения в мире иллюзий, затронувшие, кстати, не только героя, но и его сопартийцев. Суть квеста такова: мы попадаем в Тень, которую населяют демоны, должны пройти через множество иллюзий и победить самого главного из них — Демона Праздности — чтобы проснуться.

Как по мне — это один из самых нудных эпизодов в игре, но есть в нём и свои интересные находки. Во сне Серый Страж может превращаться в четырёх разных существ, что помогает ему добраться до цели. Таким образом, можно заметить, что сновидения в играх отличается наличием таких элементов, которых просто не встретить в игре. Сны также нередко наполнены важными для раскрытия характера героя и сюжета символами и персонажами.

В эту группу отлично вписываются кошмары Макса Пейна, вызванные Валькирином. В первой части подсознание героя рисовало длинные коридоры, кровавые нити в пустоте и тот день, когда были убиты жена и дочка Макса. В своих снах он видел себя, убивающего семью, что можно расценивать как острое чувство вины за то, что не успел спасти их, или же голос правды и настоящие воспоминания, которые его сознание активно подавляло.

Во второй игре серии кошмары (и коридоры в них) никуда не делись, но стали показываться с этаким эффектом «пьяного фильтра». Акцент снов в этот раз сместился с убитой семьи на возлюбленную Макса — Мону, но градус сюрреализма кошмары не потеряли,

Не сон, конечно, а скорее галлюцинации происходят и с Бэтменом. Но так как их принято считать сноподобными явлениями, они вполне подойдут под мою сегодняшнюю тему. В Arkham Asylum Пугало с помощью газа, а в Arkham City Безумный Шляпник гипнозом пытаются подчинить разум героя и в идеале уничтожить его. Однако, одурманенный Бэтмен (не без нашего участия) находит силы сопротивляться. Галлюцинации галлюцинациями, но по самой идее всё это напоминает самый обыкновенный кошмар.

Градус бредовости имеется и в кошмарном сне из игры Oni. После того как главная героиня Коноко узнала правду о своем происхождении и осталась одна против целого мира, ей снится сон, в котором она встречает миниатюрных штурмовиков, летающую по воздуху подругу и сражается поочерёдно со своим главным врагом, бывшим начальником, а под самый конец сна — со своим двойником.

По этим встречам можно понять душевные терзания Коноко, её взгляд на себя и окружающих. Во сне она выясняет отношения с теми, кто её передал, обидел и пытается понять кто она на самом деле — марионетка в руках спецслужб или нечто большее?

Иногда в играх бывают и сновидения, которые не несут никакой особой смысловой и психологической нагрузки. Например, в Бастионе сны — местный аналог арены испытаний. Попасть туда можно взаимодействуя со специальными вещами (курительной трубкой, спальным мешком). Засыпая, герой переносится в место, где должен противостоять двадцати волнам врагов.

Параллельно Рассказчик в свойственной ему манере ведает нам историю одного из персонажей. Сны в Бастионе ещё примечательны тем, что цветовая гамма в них отличается от остальной игры, она более блёклая. Такое решение можно заметить, кстати, и в некоторых других играх, например, в квесте-сновидении из Dragon Age: Origins изображение показано через бежевый фильтр.

Во всех перечисленных выше играх сны играли эпизодическую роль, теперь пришла пора поговорить о цельных снах-сюжетах, хоть такое бывает довольно редко. Представьте, вся игра — это одно большое сновидение. Так было, к примеру, в Child of Light.

Во вступительном ролике рассказывается, что главная героиня игры засыпает беспробудным сном и попадает в королевство Лемурия, которое она должна спасти, хотя девочка изначально ставит перед собой цель именно проснуться. Что интересно, героиню зовут Аврора, точно так же, как и диснеевскую Спящую Красавицу.

Еще один спящий герой, вернее, антигерой — колдун Варлок, сновидения которого создали основной конфликт в игре Abyss Odyssey. Все эти причудливые монстры — гигантские петухи с копьями, женщины-олени, полулюди-полуцапли в смирительных рубашках — ничто иное как порождения спящего ума Чернокнижника, победить которого должны наши протагонисты.

Вся эта идея со сном кого-то очень напоминает мне эпизод из «Алисы в Зазеркалье», когда девочка находит Чёрного Короля, который якобы видит сон про весь мир, и если его разбудить, то всё, включая саму Алису, исчезнет.

– Ему снится сон! – сказал Траляля. – И как по твоему, кто ему снится?!

– Не знаю, – ответила Алиса. – Этого никто сказать не может.

– Ему снишься ты! – закричал Траляля и радостно захлопал в ладоши. – Если б он не видел тебя во сне, где бы, интересно, ты была?

– Там, где я и есть, конечно, – сказала Алиса.

– А вот и ошибаешься! – возразил с презрением Траляля. – Тебя бы тогда, вообще нигде не было! Ты просто снишься ему во сне.

Ну и конечно, говоря о видящих сны, невозможно не провести параллель с самой Алисой, ведь её похождения по собственным грёзам уже давно стали классикой мировой литературы. В играх про эту девушку события происходят в тех же выдуманных Стране Чудес и Зазеркалье. И все её падения-переходы в эти 2 мира (слитые в играх в один) наверняка не что иное, как метафора засыпания, словно прыжок в кроличью нору в первоисточнике.

Сон, как способ попасть в другой мир, показан и в серии Dreamfall, и тут даже само название намекает на это. Зои Кастильо обладает способностью, засыпая в своём родном мире Старке, появляться в фэнтезийной Аркадии. Этот мир нельзя назвать сновидением в полном смысле этого слова, ведь там живут своей собственной жизнью люди и прочие существа, поэтому сон тут выступает именно в роли способа перехода из одного мира в другой.

Помимо этих двух миров существует ещё один — имеющий непосредственное отношение к сегодняшней теме — Мир Снов, именно там оказываются люди, которые подверглись сильному влиянию Дримера, аппарата по вызову снов «на заказ».

Кроме всего прочего, сон — сюжетообразующий элемент нескольких частей серии Silent Hill. Первая и третья части работают по одинаковой схеме: герою снится жуткий сон, он в нём умирает, просыпается, но потом оказывается затянутым в не менее неприятную историю. Что примечательно, после прохождения, начиная новую игру+ герои — Гарри и Хизер — просыпаются сразу без всякого сна с умиранием, создается впечатление, что все предыдущее события в прохождении были лишь сном. Ну и так без конца…

В четверной части сну отведена уже другая роль. Герой игры, Генри (в качестве «Получателя Мудрости») попадает в сновидения жертв Уолтера и наблюдает за их смертью. Поначалу он тоже думает, что это всего лишь сон, но из окна своей квартиры видит, что убитые в другом мире люди умирают и в реальности. Из всех перечисленных мной снов Сайлент-Хилловские — самые мрачные, даже в том же Максе Пейне, несмотря на то, что сны тоже довольно неприятны, они не оказывают такого разрушительного влияния на действительность.

Поэтому напоследок предлагаю рассмотреть не такой жуткий пример сновидений в играх. В Final Fantasy VIII временами команда главных героев внезапно засыпает, словно одурманенная чем-то, и переносится в прошлое. Там герои видят события, которые происходили с Лагуной и его сослуживцами, даже не просто видят, а становятся активными участниками. Все эти сны-путешествия добавляли игре неплохую интригу: кто отправляет героев таким необычным образом в прошлое, а главное зачем. Выяснилось, что всё это дело рук Элоун, которая этим хотела исправить ошибки Лагуны, но прошлое так просто не изменить, а сны остаются снами, и на действительность не оказывают абсолютно никакого влияния.

На этом вполне рациональном моменте я и хочу закончить тему. Как видите, сны в играх — явление не редкое, и порой разработчикам удаётся находить действительно интересные способы их введения в игровой сюжет. Ну а если вы вспомнили какие-то другие игры, где присутствуют сновидения, то пишите их в комментариях :3 И спасибо за внимание :)


Final Fantasy VIII

Платформы
PC | PS | PS3 | PS4 | PS5 | PSP | PSV | XONE | XBOXSX | NSW | iOS | Android
Жанр
Дата выхода
11 января 1999
599
4.3
313 оценок
Моя оценка

Max Payne

Платформы
PC | Mac | PS2 | PS3 | PS4 | PS5 | XBOX | X360 | XONE | XBOXSX | iOS | Android
Жанр
Дата выхода
24 июля 2001
4.4K
4.5
3 235 оценок
Моя оценка

Dragon Age: Origins

Платформы
PC | Mac | PS3 | X360 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
3 ноября 2009
5.4K
4.6
3 805 оценок
Моя оценка

Silent Hill 4: The Room

Платформы
PC | PS2 | PS3 | XBOX | X360
Жанр
Дата выхода
17 июня 2004
1.3K
4.1
795 оценок
Моя оценка

Dreamfall: The Longest Journey

Платформы
PC | XBOX | X360
Жанр
Дата выхода
18 апреля 2006
817
4.4
568 оценок
Моя оценка

Bastion

Платформы
PC | Mac | Linux | PS4 | PS5 | PSV | X360 | XONE | XBOXSX | NSW | iOS
Жанр
Дата выхода
20 июля 2011
1.3K
4.2
836 оценок
Моя оценка

Child of Light

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | PSV | X360 | XONE | XBOXSX | Wii U | NSW
Жанры
Дата выхода
29 апреля 2014
903
4.1
503 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

За что?
Ровно такого же Месси делегировали, он выдал свои 3 недостатейки левой пяткой прибитой к «аналитике», и отвалил.

Если человек метит в авторы, он должен либо конкретно и своевременно в теме шарить и делать обзоры (как Келебро), либо понимать как работает система и пилить интересную аналитику (как Народицкая или Лекс). Ни того, ни другого лично я у автора не заметил. По мысли — такая же девочка как и большинство на блогах, однако с прямыми руками в плане монтажа, но этого как-то недостаточно.

Не «Стиг-женоненавистник» ради (ту же Народицкую я люто уважаю), но аргументированного диалога для.
Сегодня всемирный День Сна
Пойду посплю))
1. Она талантливая
2. Она няшная
3. У СГ застой

У СГ застой с 2011, а то с 2012 года. Блоги умирант с августа 2010. Потому что в июле 2010 они только открылись и все были ньюфагами и никто не помнил, что раньше было лучше.
Давайте разбираться, была ли она талантливой, если была бы мальчиком? Это ключевой вопрос. А то при виде баб, у большинство мозги вырубаются напрочь и они перестают адекватно оценивать реальность.
Что она няшна, это базовая характеристика любой девушки.
СГ не нужно красивое очередное лицо с сиськами. Чтобы вытащить СГ нужен второй «Гальперов» то-ли задолжавший казахстанской мафии, то-ли взявший ипотеку и из-за работающий много, без потери качества. Так что, если она пойдет в авторы СГ, она выдержит ли этот график и темп? Если она будет писать по одной статье в месяц или два, то она нахер не нужна.
Пару дней назад приснился сон… Самый забавный момент, что мне приснилась песня. Почти полноценная (по тексту помню только первый и последний куплет), с мелодией. И вплетена в сюжет.

В стране (гипотетической, не надо про Россию) идет подпольная война революционеров с правительственными агентами. Я маленький ребенок лет 5, живу в штабе революционеров. Там же живет девушка-агент… очень милая, добрая, она постоянно со мной проводит время: играет, общается, просто гладит по волосам. Я ее очень люблю. Однажды ее отправляют на задание… Возвращается она, можно считать, мертвая. Местами снята кожа, выколоты глаза, все пальцы до единого сломаны, на спине выжженный текст…
Она лежит в комнате на кровати уже после медицинской помощи. Просто лежит и молчит, тяжело дыша. Я стою рядом и смотрю на нее, не в силах понять, что все это означает. Тут она открывает сухие губы и начинает еле тихонько петь:

В том далеке течет река
И глубока и широка
На той реке стоит тот дом
Пустым ни разу не был он…

Пришел солдат, он злобен был
(тут дальше про то, как этот солдат убил всех жителей того дома и сжег сам дом. Я не помню рифм.)

Лежит девица – нет лица
Видны бинты, но не глаза
Не ест, не пьет, не хочет жить…
Ах, дайте же ее убить.

На последней строчке я проснулась.
С удовольствием прочитал, спасибо)
А мне наоборот игры сняться. Вчера вон выживал в зомбиапокалипсесе, еще там убегал от Рона из фильма Стражи Галактики, че он там забыл я хз.

Самое прикольное, я прошел ХЛ3 альфу. А еще участвовал в штурмах крепостей в Дестени.

Полное погружение!
Мне тоже иногда снятся игры и фильмы, но я безуспешно пыталась вспомнить конкретный пример :( Всё на уровне каких-то полуощущений, потому что сны свои очень плохо запоминаю, когда проснусь, ещё есть какие образы, а потом как рукой снимает… Но что-то такое точно было :)
В игре Prince of Persia:Sands of Time главный герой после сохранения или по сюжету впадал в кратковременный сон и под действием амулета-артефакта видел недалёкое будущее, однако никак не реагировал на эти видения.
Сама завязка сюжета игры Cloudbuilt(инди) основана на решении загадки собственным разумом в подсознании героини, которая находится в коме.Каждый этап игры представлен в виде сюрреалистичного мира с нагромождением геометрических фигур с различной фауной и флорой.Преодолевая очередные этапы, героиня постепенно осознаёт случившиеся и способ вырваться из комы.
Серия игр(по крайней мере две части) сильно соприкасаются с галлюцинациями и снами как главных героев так и их источником-Альмой.Так герой второй части игры видит маленькую девочку(а впоследствии и её же взрослую) и по сути уже видит свою дальнейшую судьбу по версии самой Альмы.
Герой игры The Suffering часто сталкивается с предметами, неуклонно возвращающие ему память в виде галлюцинаций или снов.В этих кратких видениях Торк явно видит ужасную правду про себя и свою семью, блокированную собственным разумом.Результаты этих сновидений выльются в различные варианты концовки игры.
я все равно протестую. Няшность не базовый показатель.

Если вы продолжите такими темпами, то я буду вынужден вас вывести из помещения топика. Это возмутительно.
Ну просто там такие лабиринты дурацкие, не люблю я их, плюс у меня ещё мания каждый уголок исследовать, так что кучу времени там провела ~__~
Блог понравился, тема действительно интересная, молодец ^_^.
Насчёт снов: из последнего вспомнил Лопатного рыцаря — там во сне пытаешься спасти его возлюбленную. Ещё в МГС3 есть фрагмент игры связанный со сном — будучи в тюрьме, Снейк может увидеть кошмар в котором он сражается с монстрами)

Сегодня всемирный День Сна

Приснится ли нам сегодня что-нибудь интересное? Кто знает…
В Risen 3 главному герою каждую ночь сны снятся. В них ничего интересного нет, изредка некоторые сюжетные моменты всплывают, но запомнилась страшная музыка по окончанию сна.
Но я ведь и не ставила цель разобрать по полочкам каждый сон, важные моменты для понимания снов Макса выделила, причину (даже 2) кошмаров обрисовала. Подробно обосновывать — это ведь совсем другая тема.
По поводу Занзары, только не говори, что всё это оказалось сном Эми, я, хоть убей, такого не помню :(
И что за сон в фалауте?
Как, как ты всё это запомнила ?:D
Единственные сны, которые я хорошо помню, это сны о поиске продолжения одной из любимых книг. Это прям кочующий сюжет для меня: прихожу в книжный, вижу искомый томик, думаю «слава богам, это не сон»… Хотя я давно уже не ищу его в реальности, сны периодически возникают.

P.S. Кстати, я вспомнила, что Полу Маккартни музыка Yesterday тоже приснилась.
Я очень хорошо помню почти все свои сны в течении часа-двух после пробуждения :) Если где-то зафиксирую на листе бумаге, пока не забылось — останется со мной навсегда. Если не успела — всё, до свидания. Собственно, сюжеты многих моих рассказов мне приснились :)

Кочующие сюжеты, кстати, наиболее важны если верить некоторым психологам. Подсознание что-то постоянно тебе хочет сказать ну или ты просто настолько эту книжку хотела в свое время, что даже не ища в реале, во снах все равно продолжаешь.

У меня, например, в достаточно сложный период жизни (с 12 до 17 лет, подростковые буйства психики) постоянно снился сон, как я вишу с другой стороны моего балкона 8 этажа. И вот весь сон я вишу, пытаясь забраться обратно в квартиру. На протяжении многих лет. Последний мой сон из этой серии закончился тем, что вышла мама, подала мне руку и втащила в комнату. Больше мне этот сон не снился :) Ну и сложный период закончился, я поступила в университет.

Вообще, если есть желание запоминать свои сны — то старайся концентрироваться на этом сразу после пробуждения. Чуть позже уже бесполезно. И да, многое зависит от фазы сна, в которую проснешься :) Можно скачать программу на смартфон, которая вычисляет (по ворочанию во сне) твои фазы и, собственно, запрограммировать на пробуждение в той, в которой тебе что-то снится (фаза быстрого движения глаз) — тогда будешь помнить хотя бы в течении нескольких минут. Держи рядом блокнот :)
Читай также