14 января 2015 14.01.15 97 18K

Живопись и игры

Лучший блог недели
1000 ₽

Всем привет! Я долго собирала материал в чертогах разума, и сегодня наконец-то готова поделиться своими наблюдениями касательно связи видеоигр и живописи. Связь эта раскрывается не так ярко, как отсылки на кинематограф или литературу, но тем не менее, в играх часто можно наткнуться на какую-нибудь картину, иногда даже всемирноизвестную или просто похожую на неё, кроме того, картины могут использоваться как ключ к головоломке, или даже элемент геймплея. В общем, обо всём этом смотрите в видео ниже. Ну или читайте, если больше нравится текстовый формат :)

 

Во втором эпизоде BioShock Infinite: Burial at Sea Элизабет, гуляя по Парижу, видит уличных художников, картины французских импрессионистов, а так же сидящих за столиками людей. Их обычные на первый взгляд позы отсылают нас к работам Эдуарда Мане и Поля Сезанна.

Дизайнеры Abyss Odyssey явно вдохновлялись картинами художника в стиле модерн Альфонса Мухи. Главные герои и второстепенные персонажи нарисованы в той же манере ар-нуво, что и у этого живописца. Даже блок персонажи ставят с ореолом как на его картинах.

А авторы другой инди-игры Transistor, вероятно, тоже использовали в качестве вдохновения картины Мухи, а также работы Густава Климта. Это ещё один художник-модернист, но его картины отличает наличие золотого цвета, абстрактных узоров из овалов, треугольников… Всё это мы можем наблюдать и в Транзисторе.

Но давайте от живописи более-менее современной перейдем к классическим образцам.
В Assassin's Creed 2 есть возможность заглядывать в лавки к торговцам картинами, которые можно приобретать и украшать ими свою виллу. Ассортимент у продавцов разный, так что, чтобы собрать полную галерею придётся хорошенько побегать по итальянским городам.

Отмечу ещё, что при разглядывании купленных картин у себя в вилле, появляется краткая информация кто её автор, и что на ней изображено.

Все картины подобраны соответственно эпохе, в которой происходит действие игры, это конец 15 века, Ренессанс. Однако, есть и некоторые погрешности по хронологии. Например, картина «Дама с горностаем» была написана да Винчи в 1490 году, а действие игры начинается в 1476, значит Эцио при всём своём желании не смог бы купить ещё не созданную работу.

Та же история с картиной «Святой Иоанн Креститель», которая была закончена тем же да Винчи только в 1516 году. Однако, такие несостыковки не сильно портят впечатление от игры, ведь историческую эпоху ей всё равно удалось передать замечательно.

Можно заметить, что по количеству имеющихся в Assassin's Creed 2 картин первое место занимает Леонардо да Винчи, которого, кстати, мы не раз встречаем в самой игре. Он помогает Эцио, а в Assassin's Creed Brotherhood даже показывает своё самое широкоизвестное произведение — ещё незаконченную Мону Лизу.

Эту картину в своём финальном варианте, но каком-то низком качестве, можно увидеть и в другой игре — Tomb Raider: The Angel of Darkness. Блуждая по парижскому Лувру мы можем заметить много известных полотен, в том числе и на на почётном месте за стеклянной витриной — Мону Лизу Леонардо да Винчи.

Некоторые картины висят в нескольких экземплярах даже в одном зале, ну и без подписи кто есть кто, понятное дело, потому что выступают в качестве декоративной роли. Как же сделать уровень в Лувре без экспонатов? Поэтому картины приходится узнавать самому.

Я даже подключила к делу опознавания друзей и знакомых из твиттера, но определить автора так и не удалось, так что если вы вдруг узнали эту картину, пишите в комментах :)

Но не только же в музеях размещать картины, ими можно украшать и свое жилище в Майнкрафте. Некоторые из них представляют с виду просто абстрактный набор пикселей, но попадаются и любопытные экземпляры, которые выдают собой пасхалки к другим играм.

Но есть в игре отсылки и к реальным картинам.

Все картины для Майнкрафта нарисовал Кристоффер Зеттерстранд, шведский художник, который смешивает в своих работах традиционную живопись и элементы современного искусства, в том числе и пиксельарта. Для Майнкрафта он переработал и собственные творения.

Украшать свой дом картинами можно и в серии Sims. Даже не просто покупать и вешать на стены готовые полотна, а рисовать их самому. В первых двух частях рисование входило в общий навык творчества, а затем уже переросло в отдельное умение и даже профессию. Сначала, конечно, картины будут получаться так себе, но если развить навык, то из под кисточки Сима-художника начнут выходить настоящие шедевры. Шедевры без преувеличения, потому что они являются слегка измененными вариантами настоящих картин.

Вот, например, висит на стене полноватая Мона Лиза, а на мольберте — вариация на тему Вермееровской Девушки с жемчужной серёжкой.

Как можно заметить, в игре не стали ограничиваться одним направлением, а сделали отсылки на разные стили живописи.

В American McGee's Alice на стенах можно найти портрет автора книги — Льюиса Кэрролла, а так же рисунки сэра Джона Тенниела, самого первого иллюстратора книги про девочку, попавшую в Страну Чудес.

Когда-то самому Кэрроллу не понравилось то, как художник изобразил персонажей, но сейчас эти иллюстрации уже стали каноничными. Когда я стала снимать новые футажи для видео, т.к. в старых был только один рисунок, то обнаружила, что в HD версии рисунки Тенниела заменены почему-то работами русского художника Геннадия Калиновского. Это очень странное и непонятное мне решение.

Кроме того, в конце Алисы есть головоломка с портретами игровых боссов. И сейчас мы подошли к тому моменту, когда живопись в игре — это не только отсылка, но и элемент геймплея или сюжета.

В The Legend of Zelda: A Link Between Worlds Линку необходимо найти картины, в которые были превращены семь мудрецов и принцесса Зельда. Кроме того он может сам превращаться в рисунок и перемещаться по стенам, таким образом решая многие головоломки. В форме рисунка Линк может проходить и сквозь разломы между двумя мирами, что собственно и дало название игре.

В другой игре для портативной консоли от Нинтендо — Castlevania: Portrait of Ruin — картины тоже введены в игровой процесс. Главные герои, Джонатан и Шарлотта, из замка Дракулы могут попадать в другие места благодаря картинам, которые создал вампир-художник Браунер.

Картины в серии Сайлент Хилл всегда несли в себе особый смысл. Ещё до событий второй игры картина «Туманный день, останки правосудия» настолько поразила Джеймса, что его подсознание создало Пирамидоголового, монстра который позже преследовал его в Тихом Холме.

Сам образ монстра был придуман под вдохновением от картин английского художника-экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона, который в своих работах любил трансформировать человеческие тела и заключать их в геометрические фигуры.

В третьем SH Хизер часто обращает внимание на картины, но в этой части они в большинстве своём подчёркивают связь третьей и первой игры серии. Тут и картина Алессы в образе богини, и другие религиозные мотивы, которыми, как мы знаем, жил культ туманного городка. Но есть и картина, требующая, так сказать, практического применения. Висит она в офисном здании и называется «Огонь очищает», чем сразу напоминает игроку о судьбе Алессы. Но суть картины не только этот намёк, Хизер должна сжечь холст, чтоб пройти дальше.

Куда гуманнее обращаются с произведениями искусства в другой хоррор серии — Resident Evil. В самом первом Резиденте есть комната с картинами, и для дальнейшего прохождения по сюжету нужно просто нажать на кнопки под ними в определенном порядке, и всё, никакой порчи имущества :3

На путь разрушения произведений искусства возвращают игрока разработчики из Тройки — в Vampire: The Masquerade – Bloodlines по одному из заданий наш герой должен посетить художественную галерею, с целью отнюдь не полюбоваться тамошними картинами. Местные полотна показывают историю Каина, который по легенде являлся первым вампиром.

Для выполнения задания мы должны покромсать картины ножом в правильном порядке, а затем победить стража. Определить хронологию событий на полотнах можно методом тыка (их всего-то 4 штуки), или вспомнив библейский сюжет.

Кстати, о библейском сюжете, в уже упомянутой мной Assassins Creed 2 есть и головоломки связанные в том числе и с картинами, начинаются они после нахождения спрятанных глифов, и прохождение всех 20 открывает ролик-истину.

В общем и целом тема живописи в играх не так популярна, как отсылки, например, на кино, но, как я говорила в начале, довольно любопытна, и если вы вспомнили какие-то другие игры, где появлялись картины, то делитесь ими в комментариях. Спасибо за прочтение/просмотр!


American McGee's Alice

Платформы
PC | Mac | PS3 | X360 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
6 декабря 2000
+686
4.4
422 оценки
Моя оценка

Silent Hill 2

Платформы
PC | PS2 | PS3 | PS5 | XBOX | X360 | XONE | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
24 сентября 2001
+1517
4.7
1 124 оценки
Моя оценка

Silent Hill 3

Платформы
PC | PS2 | PS3 | X360 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
23 мая 2003
+1053
4.4
693 оценки
Моя оценка

Vampire: The Masquerade - Bloodlines

Платформа
PC
Жанры
Дата выхода
16 ноября 2004
+1160
4.6
830 оценок
Моя оценка

The Sims 3

Платформы
PC | Mac | PS3 | X360 | NDS | 3DS | WII | iOS | WinPhone
Жанры
Дата выхода
2 июня 2009
+795
4.2
659 оценок
Моя оценка

Assassin's Creed II

Платформы
PC | Mac | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
17 ноября 2009
+4571
4.4
2 966 оценок
Моя оценка

Minecraft

Платформы
PC | Mac | Linux | PS3 | PS4 | PS5 | PSV | X360 | XONE | XBOXSX | 3DS | Wii U | NSW | iOS | Android | WinPhone | PS VR
Жанры
Дата выхода
7 октября 2011
+2971
4.4
1 963 оценки
Моя оценка

BioShock Infinite: Burial at Sea - Episode Two

Платформы
PC | Mac | Linux | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанры
Дата выхода
25 марта 2014
+918
4.4
830 оценок
Моя оценка

Transistor

Платформы
PC | Mac | Linux | PS4 | PS5 | NSW | iOS
Жанры
Дата выхода
20 мая 2014
+910
4.4
714 оценок
Моя оценка

Abyss Odyssey

Платформы
PC | PS3 | PS4 | X360
Жанр
Дата выхода
15 июля 2014
+34
3.2
58 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

joshdigit 19 января 2015, 16:54

Я даже подключила к делу опознавания друзей и знакомых из твиттера, но определить автора так и не удалось, так что если вы вдруг узнали эту картину, пишите в комментах :)


Anno: 1840
Foto: M.lle De La Moriniere, disegno a matita e matite colorate
Fonte: Pisa nell’Ottocento (R.Ciuti, B.Leoni)
UlteR 14 января 2015, 19:03
В серии игр Touhou Project дизайн двух персонажах основан на картине «Две Фриды» 1939 года


Еще в Clive Barker’s Undying тоже есть разные репродукций картин известных художников, включая Караваджо, Рафаэля и самого Баркера.
kirlimfaul 15 января 2015, 22:20
Шедевральная статья. Восхищен и радуюсь, что среди нас есть настолько внимательные люди.

Добавлю от себя, что в первом Dark Souls одна картина играет геймплейную роль. Она находится в Анор Лондо на нижнем уровне храма Гвиневер, на ней изображен заснеженный замок — портал в Нарисованный мир Ариамиса.
Показалось, что это важно.

cherviktorita 14 января 2015, 17:57
P.S. Добавлю только предложение: интереснее читать именно об отсылках. Например, позы героев в Биошоке. Я и не знала, интересно :) Или незаконченная Мона Лиза из Ассассина (хотя это все игроки и так знают, но как напоминание — хорошо). И т.п. А просто в каких играх какие картины можно встретить… Это не так интересно.
Ex_Iden 17 января 2015, 18:10
Отличный материал, было очень интересно. Биошок прям удивил, ничего не сказать.

Не обращайте внимания на комментарии про поверхностный бложик, это всё клевета и пропаганда :)
Тут уж тема слишком объемная, даже ежу понятно, что за раз все отсылки и упоминания не ухватить. Тут и 10 блогов может быть недостаточно)

Спасибо за труд, успехов вам)
Сергей Манулов 16 января 2015, 22:58
И вот грубо делят людей на гуманитариев и технарей. Мол типо два непохожих мира. Они друг друга недолюбливают и вообще редко находят общий язык. Вот только есть еще третий тип — художественный тип личности. Он есть синтез гуманитария и технаря, переходное звено между ними. И если посмотреть на историю, то именно художественные люди двигали прогресс, ни технори ни гуманитарии. Вспомните Леонардо да Винчи, Михайло Ломоносова, Морзе, Бородина (химик, что Князя Игоря оперу написал) и цедую тьму тьмущую других.
Катерина Краснопольская 15 января 2015, 14:23
что изначально было двое девочек (что мы и видим на портрете), но повзрослев Жанетт убила сестру из-за ревности, дескать отец больше любил Терезу (читай: приставал к ней). Ну и его заодно она тоже грохнула. А потом раздвоение личности, все дела.
cherviktorita 18 января 2015, 18:31
Код Да Винчи — как раз распиаренное г**но :) плохой пример избрали :) Продолжать больше не буду, а то еще больше в минусах погрязнете, мне вас жалко :)
Катерина Краснопольская 16 января 2015, 15:01
Спасибо, это всё гуманитарное образование :D Когда у нас была культурология, то мы на зачёт должны были узнавать шедевры мировой живописи. И это был один из самых крутых зачётов, что я сдавала.
Про Dark Souls не знала, интересно. У меня игра так с прошлой распродажи и лежит, всё руки не дойдут.
BarsIII 17 января 2015, 18:07
Вот чуть-чуть под тобой чувак просто взял и выложил свой занятный факт о картинах в играх… а ты начал ныть, стыдись. К тому-же все перечисленные в блоге игры на слуху, и может я конечно невежа и плебей, но я понятие не имею что по Коду да Винчи есть игра, и мне было-бы фиолетово про неё читать, а так мне было довольно любопытно.
Читай также