Всем привет! Я долго собирала материал в чертогах разума, и сегодня наконец-то готова поделиться своими наблюдениями касательно связи видеоигр и живописи. Связь эта раскрывается не так ярко, как отсылки на кинематограф или литературу, но тем не менее, в играх часто можно наткнуться на какую-нибудь картину, иногда даже всемирноизвестную или просто похожую на неё, кроме того, картины могут использоваться как ключ к головоломке, или даже элемент геймплея. В общем, обо всём этом смотрите в видео ниже. Ну или читайте, если больше нравится текстовый формат :)
Во втором эпизоде BioShock Infinite: Burial at Sea Элизабет, гуляя по Парижу, видит уличных художников, картины французских импрессионистов, а так же сидящих за столиками людей. Их обычные на первый взгляд позы отсылают нас к работам Эдуарда Мане и Поля Сезанна.
Дизайнеры Abyss Odyssey явно вдохновлялись картинами художника в стиле модерн Альфонса Мухи. Главные герои и второстепенные персонажи нарисованы в той же манере ар-нуво, что и у этого живописца. Даже блок персонажи ставят с ореолом как на его картинах.
А авторы другой инди-игры Transistor, вероятно, тоже использовали в качестве вдохновения картины Мухи, а также работы Густава Климта. Это ещё один художник-модернист, но его картины отличает наличие золотого цвета, абстрактных узоров из овалов, треугольников… Всё это мы можем наблюдать и в Транзисторе.
Но давайте от живописи более-менее современной перейдем к классическим образцам.
В Assassin's Creed 2 есть возможность заглядывать в лавки к торговцам картинами, которые можно приобретать и украшать ими свою виллу. Ассортимент у продавцов разный, так что, чтобы собрать полную галерею придётся хорошенько побегать по итальянским городам.
Отмечу ещё, что при разглядывании купленных картин у себя в вилле, появляется краткая информация кто её автор, и что на ней изображено.
Все картины подобраны соответственно эпохе, в которой происходит действие игры, это конец 15 века, Ренессанс. Однако, есть и некоторые погрешности по хронологии. Например, картина «Дама с горностаем» была написана да Винчи в 1490 году, а действие игры начинается в 1476, значит Эцио при всём своём желании не смог бы купить ещё не созданную работу.
Та же история с картиной «Святой Иоанн Креститель», которая была закончена тем же да Винчи только в 1516 году. Однако, такие несостыковки не сильно портят впечатление от игры, ведь историческую эпоху ей всё равно удалось передать замечательно.
Можно заметить, что по количеству имеющихся в Assassin's Creed 2 картин первое место занимает Леонардо да Винчи, которого, кстати, мы не раз встречаем в самой игре. Он помогает Эцио, а в Assassin's Creed Brotherhood даже показывает своё самое широкоизвестное произведение — ещё незаконченную Мону Лизу.
Эту картину в своём финальном варианте, но каком-то низком качестве, можно увидеть и в другой игре — Tomb Raider: The Angel of Darkness. Блуждая по парижскому Лувру мы можем заметить много известных полотен, в том числе и на на почётном месте за стеклянной витриной — Мону Лизу Леонардо да Винчи.
Некоторые картины висят в нескольких экземплярах даже в одном зале, ну и без подписи кто есть кто, понятное дело, потому что выступают в качестве декоративной роли. Как же сделать уровень в Лувре без экспонатов? Поэтому картины приходится узнавать самому.
Я даже подключила к делу опознавания друзей и знакомых из твиттера, но определить автора так и не удалось, так что если вы вдруг узнали эту картину, пишите в комментах :)
Но не только же в музеях размещать картины, ими можно украшать и свое жилище в Майнкрафте. Некоторые из них представляют с виду просто абстрактный набор пикселей, но попадаются и любопытные экземпляры, которые выдают собой пасхалки к другим играм.
Но есть в игре отсылки и к реальным картинам.
Все картины для Майнкрафта нарисовал Кристоффер Зеттерстранд, шведский художник, который смешивает в своих работах традиционную живопись и элементы современного искусства, в том числе и пиксельарта. Для Майнкрафта он переработал и собственные творения.
Украшать свой дом картинами можно и в серии Sims. Даже не просто покупать и вешать на стены готовые полотна, а рисовать их самому. В первых двух частях рисование входило в общий навык творчества, а затем уже переросло в отдельное умение и даже профессию. Сначала, конечно, картины будут получаться так себе, но если развить навык, то из под кисточки Сима-художника начнут выходить настоящие шедевры. Шедевры без преувеличения, потому что они являются слегка измененными вариантами настоящих картин.
Вот, например, висит на стене полноватая Мона Лиза, а на мольберте — вариация на тему Вермееровской Девушки с жемчужной серёжкой.
Как можно заметить, в игре не стали ограничиваться одним направлением, а сделали отсылки на разные стили живописи.
В American McGee's Alice на стенах можно найти портрет автора книги — Льюиса Кэрролла, а так же рисунки сэра Джона Тенниела, самого первого иллюстратора книги про девочку, попавшую в Страну Чудес.
Когда-то самому Кэрроллу не понравилось то, как художник изобразил персонажей, но сейчас эти иллюстрации уже стали каноничными. Когда я стала снимать новые футажи для видео, т.к. в старых был только один рисунок, то обнаружила, что в HD версии рисунки Тенниела заменены почему-то работами русского художника Геннадия Калиновского. Это очень странное и непонятное мне решение.
Кроме того, в конце Алисы есть головоломка с портретами игровых боссов. И сейчас мы подошли к тому моменту, когда живопись в игре — это не только отсылка, но и элемент геймплея или сюжета.
В The Legend of Zelda: A Link Between Worlds Линку необходимо найти картины, в которые были превращены семь мудрецов и принцесса Зельда. Кроме того он может сам превращаться в рисунок и перемещаться по стенам, таким образом решая многие головоломки. В форме рисунка Линк может проходить и сквозь разломы между двумя мирами, что собственно и дало название игре.
В другой игре для портативной консоли от Нинтендо — Castlevania: Portrait of Ruin — картины тоже введены в игровой процесс. Главные герои, Джонатан и Шарлотта, из замка Дракулы могут попадать в другие места благодаря картинам, которые создал вампир-художник Браунер.
Картины в серии Сайлент Хилл всегда несли в себе особый смысл. Ещё до событий второй игры картина «Туманный день, останки правосудия» настолько поразила Джеймса, что его подсознание создало Пирамидоголового, монстра который позже преследовал его в Тихом Холме.
Сам образ монстра был придуман под вдохновением от картин английского художника-экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона, который в своих работах любил трансформировать человеческие тела и заключать их в геометрические фигуры.
В третьем SH Хизер часто обращает внимание на картины, но в этой части они в большинстве своём подчёркивают связь третьей и первой игры серии. Тут и картина Алессы в образе богини, и другие религиозные мотивы, которыми, как мы знаем, жил культ туманного городка. Но есть и картина, требующая, так сказать, практического применения. Висит она в офисном здании и называется «Огонь очищает», чем сразу напоминает игроку о судьбе Алессы. Но суть картины не только этот намёк, Хизер должна сжечь холст, чтоб пройти дальше.
Куда гуманнее обращаются с произведениями искусства в другой хоррор серии — Resident Evil. В самом первом Резиденте есть комната с картинами, и для дальнейшего прохождения по сюжету нужно просто нажать на кнопки под ними в определенном порядке, и всё, никакой порчи имущества :3
На путь разрушения произведений искусства возвращают игрока разработчики из Тройки — в Vampire: The Masquerade – Bloodlines по одному из заданий наш герой должен посетить художественную галерею, с целью отнюдь не полюбоваться тамошними картинами. Местные полотна показывают историю Каина, который по легенде являлся первым вампиром.
Для выполнения задания мы должны покромсать картины ножом в правильном порядке, а затем победить стража. Определить хронологию событий на полотнах можно методом тыка (их всего-то 4 штуки), или вспомнив библейский сюжет.
Кстати, о библейском сюжете, в уже упомянутой мной Assassins Creed 2 есть и головоломки связанные в том числе и с картинами, начинаются они после нахождения спрятанных глифов, и прохождение всех 20 открывает ролик-истину.
В общем и целом тема живописи в играх не так популярна, как отсылки, например, на кино, но, как я говорила в начале, довольно любопытна, и если вы вспомнили какие-то другие игры, где появлялись картины, то делитесь ими в комментариях. Спасибо за прочтение/просмотр!
Лучшие комментарии
P.S. Костя не в счёт
Anno: 1840
Foto: M.lle De La Moriniere, disegno a matita e matite colorate
Fonte: Pisa nell’Ottocento (R.Ciuti, B.Leoni)
Еще в Clive Barker’s Undying тоже есть разные репродукций картин известных художников, включая Караваджо, Рафаэля и самого Баркера.
Добавлю от себя, что в первом Dark Souls одна картина играет геймплейную роль. Она находится в Анор Лондо на нижнем уровне храма Гвиневер, на ней изображен заснеженный замок — портал в Нарисованный мир Ариамиса.
Показалось, что это важно.
Не обращайте внимания на комментарии про поверхностный бложик, это всё клевета и пропаганда :)
Тут уж тема слишком объемная, даже ежу понятно, что за раз все отсылки и упоминания не ухватить. Тут и 10 блогов может быть недостаточно)
Спасибо за труд, успехов вам)
Про Dark Souls не знала, интересно. У меня игра так с прошлой распродажи и лежит, всё руки не дойдут.