14 января 2015 14.01.15 97 19K

Живопись и игры

Лучший блог недели
1000 ₽

Всем привет! Я долго собирала материал в чертогах разума, и сегодня наконец-то готова поделиться своими наблюдениями касательно связи видеоигр и живописи. Связь эта раскрывается не так ярко, как отсылки на кинематограф или литературу, но тем не менее, в играх часто можно наткнуться на какую-нибудь картину, иногда даже всемирноизвестную или просто похожую на неё, кроме того, картины могут использоваться как ключ к головоломке, или даже элемент геймплея. В общем, обо всём этом смотрите в видео ниже. Ну или читайте, если больше нравится текстовый формат :)

 

Во втором эпизоде BioShock Infinite: Burial at Sea Элизабет, гуляя по Парижу, видит уличных художников, картины французских импрессионистов, а так же сидящих за столиками людей. Их обычные на первый взгляд позы отсылают нас к работам Эдуарда Мане и Поля Сезанна.

Дизайнеры Abyss Odyssey явно вдохновлялись картинами художника в стиле модерн Альфонса Мухи. Главные герои и второстепенные персонажи нарисованы в той же манере ар-нуво, что и у этого живописца. Даже блок персонажи ставят с ореолом как на его картинах.

А авторы другой инди-игры Transistor, вероятно, тоже использовали в качестве вдохновения картины Мухи, а также работы Густава Климта. Это ещё один художник-модернист, но его картины отличает наличие золотого цвета, абстрактных узоров из овалов, треугольников… Всё это мы можем наблюдать и в Транзисторе.

Но давайте от живописи более-менее современной перейдем к классическим образцам.
В Assassin's Creed 2 есть возможность заглядывать в лавки к торговцам картинами, которые можно приобретать и украшать ими свою виллу. Ассортимент у продавцов разный, так что, чтобы собрать полную галерею придётся хорошенько побегать по итальянским городам.

Отмечу ещё, что при разглядывании купленных картин у себя в вилле, появляется краткая информация кто её автор, и что на ней изображено.

Все картины подобраны соответственно эпохе, в которой происходит действие игры, это конец 15 века, Ренессанс. Однако, есть и некоторые погрешности по хронологии. Например, картина «Дама с горностаем» была написана да Винчи в 1490 году, а действие игры начинается в 1476, значит Эцио при всём своём желании не смог бы купить ещё не созданную работу.

Та же история с картиной «Святой Иоанн Креститель», которая была закончена тем же да Винчи только в 1516 году. Однако, такие несостыковки не сильно портят впечатление от игры, ведь историческую эпоху ей всё равно удалось передать замечательно.

Можно заметить, что по количеству имеющихся в Assassin's Creed 2 картин первое место занимает Леонардо да Винчи, которого, кстати, мы не раз встречаем в самой игре. Он помогает Эцио, а в Assassin's Creed Brotherhood даже показывает своё самое широкоизвестное произведение — ещё незаконченную Мону Лизу.

Эту картину в своём финальном варианте, но каком-то низком качестве, можно увидеть и в другой игре — Tomb Raider: The Angel of Darkness. Блуждая по парижскому Лувру мы можем заметить много известных полотен, в том числе и на на почётном месте за стеклянной витриной — Мону Лизу Леонардо да Винчи.

Некоторые картины висят в нескольких экземплярах даже в одном зале, ну и без подписи кто есть кто, понятное дело, потому что выступают в качестве декоративной роли. Как же сделать уровень в Лувре без экспонатов? Поэтому картины приходится узнавать самому.

Я даже подключила к делу опознавания друзей и знакомых из твиттера, но определить автора так и не удалось, так что если вы вдруг узнали эту картину, пишите в комментах :)

Но не только же в музеях размещать картины, ими можно украшать и свое жилище в Майнкрафте. Некоторые из них представляют с виду просто абстрактный набор пикселей, но попадаются и любопытные экземпляры, которые выдают собой пасхалки к другим играм.

Но есть в игре отсылки и к реальным картинам.

Все картины для Майнкрафта нарисовал Кристоффер Зеттерстранд, шведский художник, который смешивает в своих работах традиционную живопись и элементы современного искусства, в том числе и пиксельарта. Для Майнкрафта он переработал и собственные творения.

Украшать свой дом картинами можно и в серии Sims. Даже не просто покупать и вешать на стены готовые полотна, а рисовать их самому. В первых двух частях рисование входило в общий навык творчества, а затем уже переросло в отдельное умение и даже профессию. Сначала, конечно, картины будут получаться так себе, но если развить навык, то из под кисточки Сима-художника начнут выходить настоящие шедевры. Шедевры без преувеличения, потому что они являются слегка измененными вариантами настоящих картин.

Вот, например, висит на стене полноватая Мона Лиза, а на мольберте — вариация на тему Вермееровской Девушки с жемчужной серёжкой.

Как можно заметить, в игре не стали ограничиваться одним направлением, а сделали отсылки на разные стили живописи.

В American McGee's Alice на стенах можно найти портрет автора книги — Льюиса Кэрролла, а так же рисунки сэра Джона Тенниела, самого первого иллюстратора книги про девочку, попавшую в Страну Чудес.

Когда-то самому Кэрроллу не понравилось то, как художник изобразил персонажей, но сейчас эти иллюстрации уже стали каноничными. Когда я стала снимать новые футажи для видео, т.к. в старых был только один рисунок, то обнаружила, что в HD версии рисунки Тенниела заменены почему-то работами русского художника Геннадия Калиновского. Это очень странное и непонятное мне решение.

Кроме того, в конце Алисы есть головоломка с портретами игровых боссов. И сейчас мы подошли к тому моменту, когда живопись в игре — это не только отсылка, но и элемент геймплея или сюжета.

В The Legend of Zelda: A Link Between Worlds Линку необходимо найти картины, в которые были превращены семь мудрецов и принцесса Зельда. Кроме того он может сам превращаться в рисунок и перемещаться по стенам, таким образом решая многие головоломки. В форме рисунка Линк может проходить и сквозь разломы между двумя мирами, что собственно и дало название игре.

В другой игре для портативной консоли от Нинтендо — Castlevania: Portrait of Ruin — картины тоже введены в игровой процесс. Главные герои, Джонатан и Шарлотта, из замка Дракулы могут попадать в другие места благодаря картинам, которые создал вампир-художник Браунер.

Картины в серии Сайлент Хилл всегда несли в себе особый смысл. Ещё до событий второй игры картина «Туманный день, останки правосудия» настолько поразила Джеймса, что его подсознание создало Пирамидоголового, монстра который позже преследовал его в Тихом Холме.

Сам образ монстра был придуман под вдохновением от картин английского художника-экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона, который в своих работах любил трансформировать человеческие тела и заключать их в геометрические фигуры.

В третьем SH Хизер часто обращает внимание на картины, но в этой части они в большинстве своём подчёркивают связь третьей и первой игры серии. Тут и картина Алессы в образе богини, и другие религиозные мотивы, которыми, как мы знаем, жил культ туманного городка. Но есть и картина, требующая, так сказать, практического применения. Висит она в офисном здании и называется «Огонь очищает», чем сразу напоминает игроку о судьбе Алессы. Но суть картины не только этот намёк, Хизер должна сжечь холст, чтоб пройти дальше.

Куда гуманнее обращаются с произведениями искусства в другой хоррор серии — Resident Evil. В самом первом Резиденте есть комната с картинами, и для дальнейшего прохождения по сюжету нужно просто нажать на кнопки под ними в определенном порядке, и всё, никакой порчи имущества :3

На путь разрушения произведений искусства возвращают игрока разработчики из Тройки — в Vampire: The Masquerade – Bloodlines по одному из заданий наш герой должен посетить художественную галерею, с целью отнюдь не полюбоваться тамошними картинами. Местные полотна показывают историю Каина, который по легенде являлся первым вампиром.

Для выполнения задания мы должны покромсать картины ножом в правильном порядке, а затем победить стража. Определить хронологию событий на полотнах можно методом тыка (их всего-то 4 штуки), или вспомнив библейский сюжет.

Кстати, о библейском сюжете, в уже упомянутой мной Assassins Creed 2 есть и головоломки связанные в том числе и с картинами, начинаются они после нахождения спрятанных глифов, и прохождение всех 20 открывает ролик-истину.

В общем и целом тема живописи в играх не так популярна, как отсылки, например, на кино, но, как я говорила в начале, довольно любопытна, и если вы вспомнили какие-то другие игры, где появлялись картины, то делитесь ими в комментариях. Спасибо за прочтение/просмотр!


American McGee's Alice

Платформы
PC | Mac | PS3 | X360 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
6 декабря 2000
1.1K
4.3
625 оценок
Моя оценка

Silent Hill 2

Платформы
PC | PS2 | PS3 | PS5 | XBOX | X360 | XONE | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
24 сентября 2001
2.4K
4.7
1 677 оценок
Моя оценка

Silent Hill 3

Платформы
PC | PS2 | PS3 | X360 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
23 мая 2003
1.6K
4.4
1 005 оценок
Моя оценка

Vampire: The Masquerade - Bloodlines

Платформа
PC
Жанры
Дата выхода
16 ноября 2004
2K
4.5
1 302 оценки
Моя оценка

The Sims 3

Платформы
PC | Mac | PS3 | X360 | NDS | 3DS | WII | iOS | WinPhone
Жанры
Дата выхода
2 июня 2009
1.3K
4.1
1 164 оценки
Моя оценка

Assassin's Creed II

Платформы
PC | Mac | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX | NSW | iOS | J2ME | OnLive | WM
Жанр
Дата выхода
17 ноября 2009
7K
4.4
4 689 оценок
Моя оценка

Minecraft

Платформы
PC | Mac | Linux | PS3 | PS4 | PS5 | PSV | X360 | XONE | XBOXSX | 3DS | Wii U | NSW | iOS | Android | WinPhone | PS VR | PS VR2
Жанры
Дата выхода
7 октября 2011
4.8K
4.4
3 396 оценок
Моя оценка

BioShock Infinite: Burial at Sea - Episode Two

Платформы
PC | Mac | Linux | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанры
Дата выхода
25 марта 2014
1.6K
4.4
1 246 оценок
Моя оценка

Transistor

Платформы
PC | Mac | Linux | PS4 | PS5 | NSW | iOS
Жанры
Дата выхода
20 мая 2014
1.7K
4.4
1 076 оценок
Моя оценка

Abyss Odyssey

Платформы
PC | PS3 | PS4 | X360
Жанры
Дата выхода
15 июля 2014
60
3.0
67 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

фанатею от рыженьких
P.S. Костя не в счёт
Охрененно :) Автор молодец :) И я знаю, чей косарь на этой неделе :-D

Я даже подключила к делу опознавания друзей и знакомых из твиттера, но определить автора так и не удалось, так что если вы вдруг узнали эту картину, пишите в комментах :)


Anno: 1840
Foto: M.lle De La Moriniere, disegno a matita e matite colorate
Fonte: Pisa nell’Ottocento (R.Ciuti, B.Leoni)
В серии игр Touhou Project дизайн двух персонажах основан на картине «Две Фриды» 1939 года


Еще в Clive Barker’s Undying тоже есть разные репродукций картин известных художников, включая Караваджо, Рафаэля и самого Баркера.
Шедевральная статья. Восхищен и радуюсь, что среди нас есть настолько внимательные люди.

Добавлю от себя, что в первом Dark Souls одна картина играет геймплейную роль. Она находится в Анор Лондо на нижнем уровне храма Гвиневер, на ней изображен заснеженный замок — портал в Нарисованный мир Ариамиса.
Показалось, что это важно.

P.S. Добавлю только предложение: интереснее читать именно об отсылках. Например, позы героев в Биошоке. Я и не знала, интересно :) Или незаконченная Мона Лиза из Ассассина (хотя это все игроки и так знают, но как напоминание — хорошо). И т.п. А просто в каких играх какие картины можно встретить… Это не так интересно.
Отличный материал, было очень интересно. Биошок прям удивил, ничего не сказать.

Не обращайте внимания на комментарии про поверхностный бложик, это всё клевета и пропаганда :)
Тут уж тема слишком объемная, даже ежу понятно, что за раз все отсылки и упоминания не ухватить. Тут и 10 блогов может быть недостаточно)

Спасибо за труд, успехов вам)
И вот грубо делят людей на гуманитариев и технарей. Мол типо два непохожих мира. Они друг друга недолюбливают и вообще редко находят общий язык. Вот только есть еще третий тип — художественный тип личности. Он есть синтез гуманитария и технаря, переходное звено между ними. И если посмотреть на историю, то именно художественные люди двигали прогресс, ни технори ни гуманитарии. Вспомните Леонардо да Винчи, Михайло Ломоносова, Морзе, Бородина (химик, что Князя Игоря оперу написал) и цедую тьму тьмущую других.
что изначально было двое девочек (что мы и видим на портрете), но повзрослев Жанетт убила сестру из-за ревности, дескать отец больше любил Терезу (читай: приставал к ней). Ну и его заодно она тоже грохнула. А потом раздвоение личности, все дела.
Код Да Винчи — как раз распиаренное г**но :) плохой пример избрали :) Продолжать больше не буду, а то еще больше в минусах погрязнете, мне вас жалко :)
Спасибо, это всё гуманитарное образование :D Когда у нас была культурология, то мы на зачёт должны были узнавать шедевры мировой живописи. И это был один из самых крутых зачётов, что я сдавала.
Про Dark Souls не знала, интересно. У меня игра так с прошлой распродажи и лежит, всё руки не дойдут.
Вот чуть-чуть под тобой чувак просто взял и выложил свой занятный факт о картинах в играх… а ты начал ныть, стыдись. К тому-же все перечисленные в блоге игры на слуху, и может я конечно невежа и плебей, но я понятие не имею что по Коду да Винчи есть игра, и мне было-бы фиолетово про неё читать, а так мне было довольно любопытно.
Читай также