(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)
(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)
Всем доброго времени суток. Много ли вы знаете про такой жанр, как киберпанк? Уверен, что одни сейчас вспоминают «Матрицу»,«Deus ex» и «Бегущего по лезвию»; другие скажут «Да все я знаю про него» и полезут на Вики или другой подобный сайт зазубривать статью, а третьи почешут затылок и подумают «а че эт ваще такое?»
Данный топик создан для того, что бы рассказать вам, откуда взялся этот жанр, что он из себя представляет и какое произведение мы можем назвать «киберпанком», а какое-научной фантастикой. И сразу оговорюсь, что я не знаю, зачем столько этих «панков» придумали.(Весь список жанров будет внизу) И вообще можно создать свой панк с блек-джеком и… у кого на что хватит фантазии. Но перейдем к главной теме.
Киберпанк(англ. cyberpunk) — поджанр научной фантастики, описывающий мир недалёкого будущего, в котором высокое технологическое развитие соседствует с глубоким социальным расслоением, нищетой, бесправием, уличной анархией в городских трущобах. Иначе говоря, человечество эволюционировало в технологическом плане, но деградировало в моральном.
Термин образовался в 1983 году, когда писатель-фантаст Брюс Бетке дал такое название своему роману. Стоит отметить, что само произведение никакого отношения к жанру не имело, и автор обозвал его так только из-за прически одного из героев.
Сам жанр сформировался, когда в 1984 году Уильям Гибсон выпустил в свет свое творение под названием «Нейромант». Произведение настолько понравилось критикам и обычным читателям, что собрало самые престижные награды, а фанаты тут же нарекли ее «библией Киберпанка».
В 1992 году писатель заявил, что всю книгу он писал на механической печатной машинке, а на момент написания был далек от компьютеров и программирования.
Концепция, придуманная Гибсоном, понравилась не только читателям, но и многим писателям. К киберпанку начало приобщаться большое количество фантастов, среди которых можно выделить Брюса Стерлинга, написавшего «Схизматрицу», которую фанаты ставят в один ряд с «Нейромантом».
Но на книгах все не кончилось. Идеи жанра просочились в кинематограф, оставив в нем свой след, активно проявляющийся до сих пор. Во многих фильмах о недалеком будущем есть что-то от киберпанка. А начиная с 90-х, жанр перешел в музыку и моду, тем самым создав новое молодежное движение.
Кибер-готы
Все мы надеемся на светлое и счастливое будущее,где сидишь на попе ровно, а за тебя все делают технологии, верно? Но кибер-готы (или киберы) так не считают. Они готовятся к плохому, жестокому и безжалостному будущему, поэтому некоторые представители этой субкультуры носят с собой антирадиационные таблетки или какую-нибудь химзащиту на случай, если случится Армагеддец.
Данная субкультура появилась в 90-х в связи с массовым распространением интернета. Сам же термин «Кибер-гот» придумала компания Games Workshop для своей игровой серии «Dark Future», но позже этим словом окрестили странных людей, выряженных в яркие одежды и со схемами в карманах.
По мнению киберов, в будущем все натуральное будет считаться некрасивым и неестественным. Поэтому все должно быть искусственным. Если кожа, то бледная; если волосы, то яркого кислотного цвета; если одежда, то состоящая из синтетических материалов (ибо похоже на химзащиту). Так же должны быть большие боты на высокой платформе со множеством заклепок и застежек. Ну и пирсинг. У любого уважающего себя кибер-гота должна быть какая-нибудь железячка, протыкающая тело. И чем больше таких железячек, тем лучше.
Так же хочется отметить аксессуары. Украшением может послужить что-то необычное, например, винчестер, висящий как какой-нибудь кулончик, наколенники, батарейки в карманах, всякие провода, вплетенные в волосы. Или, например, очки. Их можно использовать не только по назначению, но и как ободок для волос. Но обычные очки носить как-то не круто, поэтому эти «киберчуваки» модернизируют их путем добавления лазерной указки(типа лазерный прицел), переплетая теми же проводами и тому подобное.
Ну или вот такое зеркальце тоже подойдет
Думаю, стоит закончить тему про кибер-готов на музыкальной ноте. Выше я писал, что они считают все натуральное некрасивым, и с музыкой исключений нет. Они не признают никакой другой музыки, кроме электронной. Это может быть транс, d'n'b, техно, EBM, Dark Electro, Power Noise, Industrial, Synthpop, Electronica, Experimental, Hardcore и другие подобные жанры.
(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)
Многие люди думают, что к жанру можно отнести любое произведение с недалеким будущим. От части, это так, но одного будущего не хватает. Как и у других жанров, у киберпанка существуют определенные рамки, некоторые из которых допускать нельзя.
Ниже приведен список всех аспектов, которые нужны для киберпанковского произведения. И конечно, некоторые используются редко, или не используются совсем.
-Главный герой одиночка или изгой
-Искусственный Интеллект
-Виртуальная реальность
-Киберпространство
-Киборги
-Биороботы
-Максимально видное расслоение общества
-Крупные корпорации
-Синдикаты
-Хакеры
-Импланты
-Наркотики или лекарства, необходимые для выживания
-Нанотехнологии.
И есть еще один момент, который никак не могу оставить без внимания. Это Матрица. И сразу оговорюсь, что это может вызвать большие срачи. Существует мнение среди ярых фанатов киберпанка, что трилогия братьев Вачовски ничего в жанр не приносит, и вообще сделанное под копирку произведение, которое рушит все каноны жанра. Для подробного ознакомления с данным мнением прошу под спойлер ниже, куда я закинул статью, где подробно все разъясняется.
В статье производится тщательный анализ терминов, вынесенных в её название, в частности, на примере доказательства того, что кино-трилогия братьев Вачовски «Матрица» не имеет к киберпанку никакого отношения.
Общеизвестно, что в страдающей коллективизмом России киберпанка нет. Есть сетевые фанфики и любительские рассказы да повести, но нет ни одного крупного романа, ни одного заметного автора, ни одной киберпанк-вселенной. Вообще ничего. Пусто. Мне давали ссылки на некоторые вещи, претендующие на титул «русский киберпанк», но на поверку все они оказались так называемым «посткиберпанком». Да, читать порой интересно, но никакой эмпатии к героям нет, а идеи идут вразрез с «библиями киберпанка» — «Нейромантом» и «Схизматрицей». Вообще, термин «посткиберпанк» хорошо известен на Западе, но у нас о нём мало кто знает. Ну что же, напомню читателям основные отличия посткиберпанка от киберпанка.
В киберпанке главный герой — изгой-одиночка, живущий в антиутопии и противостоящий ей (но не из альтруизма, а потому, что она мешает ему жить).
В посткиберпанке главный герой — человек Системы (журналист, корпорант, полицейский и т.д.), живущий внутри неё и не воспринимающий её как антиутопию.
В киберпанке технология — «железо», стихия, управление которой совмещено с усилием и травматическим опытом, вплоть до распада личности (наркотики в киберпанке являются специфической формой биотехнологии).
В посткиберпанке технология — обычный элемент жизни, вроде вилки или ложки. Технология в посткиберпанке незаметна и нетравматична, но свидетельствует это не о мастерстве пользователя, а о низком уровне киберродства.
Фактически, посткиберпанк — это обычная, «ванильная» фантастика, спекулирующая на теме информатизации общества. Единственная связь посткиберпанка с киберпанком заключается в том, что оба этих жанра посвящены теме информатизации. Векторы же различны совершенно. Киберпанк, как и другие жанры «тёмной фантастики», пропагандирует независимость, индивидуализм, неподчинение и силу, призывает к сопротивлению Деми-Ургосу, к открытию Третьего Глаза. Посткиберпанк же смотрит на проявленный мир с демиургического угла зрения. Классический киберпанковский герой по канонам посткиберпанка — либо «фрик и лузер», либо вообще опасный маргинал, «подрывной элемент».
Однако посткиберпанк не является прямой противоположностью киберпанку. Киберпанк описывает Путь Стали, а посткиберпанк — Путь Плоти. Есть ли в фантастике «Путь Антистали»? Есть. Это — фильм «Матрица», созданный братьями Вачовски. Он открыл целый жанр, который я называю «антикиберпанком».
Существует два доминирующих мнения о фильме «Матрица». Согласно первому мнению, «Матрица» — это киберпанк-прорыв, настоящее откровение, обладающее уникальной «духовностью» и «философией». Сия точка зрения настолько смехотворна, что не стоит даже рассмотрения. Ибо любому, кто осилил хотя бы «Нейроманта», ясно, что «Матрица» — попросту НЕ КИБЕРПАНК.
Согласно второму мнению, «Матрица» — это дешёвый плагиат чужих идей, склеенных в хаотическом порядке. В этом есть свой резон — АБСОЛЮТНО ВСЁ в «Матрице», начиная от сюжета и кончая знаменитым «зелёным дождём из кода», было откуда-то упёрто (сказывается этническое происхождение братьев Вачовски, хе-хе). Ошибка здесь лишь в одном — чужие идеи склеены отнюдь не в хаотическом порядке! Как раз наоборот, авторы старательно и усердно «меняли плюс на минус» везде, где это только возможно.
Иными словами, «Матрица» — это некреативное, «копипастерское», плагиатское, но ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ и СТАРАТЕЛЬНОЕ извращение основных идей киберпанка. Причём извращение, разрекламированное так, как не снилось обеим «библиям киберпанка» («Нейроманту» и «Схизматрице»), вместе взятым.
Начнём разбирать по пунктам. Классическая схема киберпанка, увязывающая машину — с «железом», а коллектив — с насекомьим роем (помните сцену с ульем в «Нейроманте»?) здесь перевёрнута с ног на голову: «насекомий» облик передан машинам, они же выступают как главное зло.
Отношение к искусственному интеллекту тоже перевёрнуто: если Кейс предаёт человечество, помогая Зимнему Безмолвию, то Нео, наоборот, борется с искинами (искусственными интеллектами), а переход Шифра на сторону властелинов Матрицы рассматривается как резко негативное явление, как предательство друзей. А теперь попробуем-ка посчитать, сколько друзей у Кейса. Молли (с которой списали Тринити) и… и всё!
Статус Нео прямо противоположен статусу Кейса (да и вообще — любого киберпанковского героя): он не изгой, как принято в киберпанке, и даже не «человек Системы», как принято в посткиберпанке, он — держите меня семеро — СПАСИТЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Киберпанк-мессия, ну надо же!
Общий сюжет «Матрицы» можно описать одной фразой: пришествие Машиаха в Сион.
В некоторых арабских странах фильм даже запретили «за пропаганду сионизма». Но к самому названию города я бы не стал придираться, оно вполне может быть отсылкой к растафарианской орбитальной колонии из «Нейроманта».
И без всякого «сионизма» линия противостояния прочерчена более чем ясно: Белый Мужчина (Архитектор) — Чёрная Женщина (Оракул). Расовая схема вообще очень прозрачна. Автохтонные обитатели Сиона — сплошь негры и метисы, нейрошунтами не обладают, киберродства нет. Пробуждённые из Матрицы персонажи — чаще всего европейского происхождения. Наконец, сами властелины Матрицы — стопроцентные европеоиды: Архитектор, Меровингиан (надо кому-то здесь разъяснять, кто такие Меровинги?), агенты…
Теперь наложим расовую схему на схему энергетическую: использование людей в качестве батареек — прямая отсылка к радикальному марксизму и антиколониализму, причём настолько прозрачная, что маоисты всего мира подняли «Матрицу» на щит.
Наконец, вспомним, что «белые эксплуататоры» обладают формой машин (для киберпанка — однозначно позитивный образ), и даже ежу будет очевидно, что Матрица — это метафора планетарной власти белого человека, которая должна пасть с пришествием Мессии (Машиаха), который пробудит спящий в «могилах»-ячеях «божий народ». Эдакое скрещение иудаизма и марксизма под буддистским соусом. Иудобуддомарксизм. Вспомните размышления растафарианцев в «Нейроманте» — и всё встанет на свои места.
Сам процесс пробуждения, кстати, заслуживает отдельного разговора. Я пишу слово «пробуждение» с маленькой буквы, ибо оно не имеет ничего общего с гностико-языческим Пробуждением. В европейских языческих системах, равно как и в современном ариогностицизме, проявленный мир (Явь, Кенома) является жалкой иллюзией, скрывающей мир истинный и подлинный (Навь, Плерома). В киберпанке эта языческо-гностическая линия перекладывается на технологическую схему. Проявленный мир в киберпанке — это гнилая антиутопия, гиблое место, обиталище «мяса». А мир ирреальный, олицетворяемый Матрицей (в понимании Гибсона, а не в понимании братьев Вачовски) — суть ключ к сверхсознанию. Именно через технологию, дающую доступ в ирреальный мир, персонажи киберпанка обретают силу, бессмертие, сверхчеловеческий статус и запредельность.
У Гибсона Матрица является воротами в иные вселенные: вспомним общение искинов с инопланетными сущностями в «Нейроманте», вспомним технократическую магию более поздних книг. Кейсу такие уровни недоступны, но даже ему ясно, что нейрошунт — это не «клеймо раба машины» (как в «Матрице»), а Третий Глаз, обладание которым отличает (если использовать гностическую терминологию) «пневматиков» от «гиликов».
А кто идеальный человек в «Матрице»? Житель Сиона — метис с нулевым киберродством, стопроцентный «гилик». Трилогия братьев Вачовски переворачивает языческо-гностическую схему с ног на голову. Кеному и Плерому взяли и… поменяли местами! При этом основная терминология осталась, так что человек неподготовленный может принять Архитектора за Демиурга, а Матрицу — за Кеному. Но это будет такой же ошибкой, как записывать «Матрицу» в киберпанк.
Итак, что мы имеем? Антигностицизм и антитехнологизм, доходящий до «машиноборчества», неолуддизма. В сочетании с иудобуддизмом и марксизмом получаем ядрёный демиургический коктейль. Все постулаты киберпанка и гностицизма перевёрнуты с ног на голову. Это не киберпанк и не посткиберпанк, это — АНТИКИБЕРПАНК. Весь более-менее настоящий киберпанк в «Матрице» есть лишь в начале первого фильма, до пробуждения. Затем идёт лишь поганая демиургическая ересь, уродливое извращение. Иудобуддомарксолуддизм.
Это Вам не гнусный, но слабосильный посткиберпанк, это настоящий антикиберпанк, повествующий о луддитах-лотеках, низвергающих европейскую технократию. И ведь ЭТО нам подают чуть ли не как «новый канон киберпанка»! Да это такой снаряд в киберпанковскую идею, от которого жанр вряд ли оправится в ближайшем будущем. Боюсь, после «Матрицы» киберпанк придётся реанимировать радикальными методами — вплоть до создания нового жанра, неокиберпанка.
Источник
Ответвления
И почему бы мне не рассказать про ответвления? Хоть они и менее проработаны, но не менее интересны.
Пост-киберпанк — поджанр киберпанка, появившийся в 90-е годы XX века. И если вы подумали (по аналогии с постапокалипсисом), что он рассказывает нам о последствиях, то вы ошибаетесь. Это тот же киберпанк, только из других глаз.
Основное отличие от киберпанка в том, что главный герой не отвергает технологии, и не борется с ними. Обычно, герои таких произведений-работники системы (менеджер или журналист, к примеру), для которых новейшие технологии это не смерть и разрушения, а облегчение для жизни. Ну и конечно же они считают людей, борющихся с системой, психами и изгоями общества.
Ну а остальные отличия заключаются в том, что пост-киберпанк менее мрачен, изобилует политической и социальной сатирой и нередко высмеивает каноны киберпанка.
Но у пост-киберпанка есть еще ответвления. Эти два ответвления показывают, что будет, если человечество будет усиленно развивать ту или иную сферу науки.
Первый у нас на очереди-Биопанк. Данный жанр рассказывает, что будет, если ученые углубятся в изучение биологии и генной инженерии. Чего-то конкретного об этом жанре сложно сказать, так-как в каждом произведении подходы свои. То это всякие жидкости, позволяющие управлять стихией с помощью щелчка пальцев, то идентификация по ДНК человека, будь то отпечаток пальца или волос… Разновидностей много, и все зависит только от фантазии автора.
Следующим у нас будет Нанопанк. Он немного схож со своим братом. В нем так же может использоваться биология(разные вирусы), но не так сильно. В этой ветке ученые кинулись изучать нанотехнологии, и человечество активно их использует где надо и не надо. В основном используются программируемые наноботы, которые по идее должны улучшать свойства человека. Но если было бы все так просто, то было бы не так интересно. Самый простой конфуз-наноботы вышли из строя или их кто-то перепрограммировал на другие действия. В романе «Рибонафт» автор показывает гибель мира от бесконтрольно размножившихся наномашин.
И, наверное, стоит привести конкретные примеры, так сказать для закрепления. Действительно достойные вещи найти довольно сложно, поэтому я немного облегчу вам жизнь:
Киберпанк
Книги:
Уильям Гибсон:
«Нейромант»,
«Граф Ноль»,
«Мона Лиза Овердрайв»
Брюс Стерлинг:
«Схизматрица»
Комиксы и манга:
Blame!
Акира
Deus Ex: Human Revolution
«Deus Ex. Эффект Икара»
Фильмы:
Джонни Мнемоник
Геймер
Искусственный интеллект
Трон
Аниме:
Ghost in the Shell
Psycho-Pass
Blame!
Parasite dolls
Игры:
Серия Deus ex
Дилогия System shock
Remember Me
Binary Domain
Syndicate
Пост-киберпанк
Книги, комиксы и манга:
Transmetropolitain
Священный огонь
Фильмы:
Суррогаты
Хакеры
Час расплаты
Я робот
Биопанк
Книги:
«Рибофанк»
«The Movement of Mountains»
«The Brains of Rats»
«Clade»
«Crache »
«White Devils »
«Lilith's Brood »
«Заведённая девочка»
Комиксы:
Doktor Sleepless
Fluorescent Black
Фильмы:
Гаттака
Экзистенция
Бессмертные: Война Миров
Игры:
Серия Bioshock
Нанопанк
Книги:
«Рибонафт» Пол Ди Филиппо
«Рой» Майкл Крайтон
«Полночь» Дин Кунц
«Алмазный век» Нил Стивенсон
Фильмы и аниме:
Версия 1.0
Виртуозность
Джейк 2.0
Агент Вексилл
Игры:
Metal Gear Solid
Metal Gear Solid 2:Sons of Liberty
Metal Gear Solid 4:Guns of the Patriots
Если вы это читаете, то, возможно, прочли то, что наверху или же просто пролистали до позитиватора. На сегодня у меня все, и надеюсь, что вам понравилось эта писанина. Жду ваших отзывов.
Немного Википедии, немного тематических сайтов, немного Викизаменителей… В общем отовсюду по чуть-чуть.
Лучшие комментарии
Ну ок.
Прослушать или скачать Красная плесень Гимн панков бесплатно на Простоплеер
_________
Знаком с творчеством одного парня, он называет себя Enigma TNG и пишет электронную/киберпанковскую музыку.
У него есть один очень подходящий трек к следующей, да и к этой статье.
Прослушать или скачать The Enigma TNG Beyond a Dream бесплатно на Простоплеер
Может это вам немного поможет. )
Что касательно других панков то конечно писать и знакомить, но Стим панк для меня очень трепетная темя из за «Машины времени» Дикинса и Жюля Верна. В ней вполне реально запутаются, по тому подходи осторожно)) Ну и обычно клокопанк как часть стима берут и отдельно не рассматривают.
Если классический, то советую почитать «нейромантик», чтобы лучше понять суть классики. Интересное и захватывающее произведение.
Если кратко, то главный смысл классики — персу насрать на весь остальный мир. Он ширяется, спит со всеми проститутками, шыряется, спит рядом с бомжами в своей моче, зарабатывает бабло, подставляя всех, кто рядом и снова ширяется, а потом трахается. Можно убивать зверски и с расчлененкой по ходу всего этого.
ГГ просто хочет жить своей прежней жизнью, и сделать себе деньжат заодно. Но вот незадача — его втягивают о что-то. При этом он может быть случайным человеком, или самым лучшим жокеем, которому выжгли достут в интернет в мозгу, попутно пытаясь выжечь весь мозг. Но оставили в подворотне у бомжей местных, чтобы больше страдал.
Или перс является секретным агентом независимой военной корпорации, которого выследила и взорвала собака-ищейка с бомбой на спине (робо-собака-ищейка).
После чего его восстановили с 0, нашли «девочку», чтобы он расслабился и оставили на пол года, чтобы все что было у него до смерти — показалось ему ночным кошмаром, а потом опять кинули работать по контракту.
Мир, где ии создал у человека с шизофренией и полным расстройством личности (если не путаю шизофрению) новую личность, чтобы он помог ему выполнить задуманное.
Мир, где вас обеспечивают безналичным счетом, чтобы вы нашли богачу некие побрякушки.
В общем — все красиво и очень интригующее.
А пост киберпанк после золотого десятилетия — это бомж из подворотни, который борется с мировой системой/корпорацией или еще с чем ради высшего блага. Что вообще чуть более, чем полностью не соответствует задумки классики.
Советую почитать «трансметрополитен», где по гг явно видно, что он работает ради фана и драйва в своей жизни, а всеобщее благо и безопасность его интересует очень мало. Иногда он переключается на них, но в остальном он предпочитает просто вести тот образ жизни, который его больше вставляет.
Нет. Совсем нет. Ниразу нет. Абсолютно. Там нет киберпанка. Совсем. Ни в каком его проявлении. Там, конечно, есть Система контроля и борьба с нею, но это не киберпанк. просто тогда можно и Смотри_Собак в киберпанк приписать. Киберпанк прежде всего про киберпространство и единение человека с машиной, но не про компьютерные системы контроля человечества и борьбу с ними.
И опять, кто сказал что киберпространство и единение с ним обязательно должно быть?
Андроидов считают киберпанком с момента их появление, и спорить с этим сейчас глупо.
2) Я если честно, я не смотрел Акиру, но много слышал о ней. Да и знакомые сказали что ее стоит отнести к Киберпанку.
Про стимпанк и дизельпанк хотелось бы почитать.
Там собрано порядком 10 произведений. По крайней мере, в моей книге
Собственно, первый GiTS — произведение знаковое, оказавшее значительное влияние на очень многие более поздние произведения в жанре.