16 июня 2014 16.06.14 81 9018

Ломая четвертую стену.

Сегодня мне захотелось вспомнить про такой режиссерский прием, как «Разрушение четвертой стены», ввиду его необычности и запоминаемости сцен, в которых он встречается. Поэтому, я попробую разобраться: где и как он был реализован.

Собственно, сам термин появился очень давно, еще до формирования таких видов искусства как кино и видеоигры. Первым местом, где он был применен стал — театр.
«Четвертая стена» в то время выступала в виде вымышленной границы между зрителями в зале и актерами с их персонажами. Еще во время Шекспировского театра Глобус (на самом деле и раньше), актеры часто вступали в контакт со зрителями, интересуясь, как поступить с теми или иными героями, тем самым ломая четвертую стену и вовлекая посетителей театра в происходящее на сцене. В дальнейшем данный прием многократно применялся и модифицировался театральными деятелями, но с наступлением эры кино про него потихоньку начали забывать, так как через экран телевизора очень сложно заставить зрителя думать, что он является частью происходящего.

В кино и на телевидении.
Но не стоит отчаиваться, на самом деле в кино и различных ТВ-шоу данный прием можно встретить довольно часто, но по причине того, что ни зритель, ни актеры напрямую между собой не взаимодействуют — эффект получается слабый. Визуально в кино это реализуется следующим образом: на экране происходит какое-либо действие, в ответ на которое персонаж фильма смотрит в камеру, и либо напрямую обращается к зрителю, либо делает вопросительное лицо. Из ярких примеров, которые у меня получилось вспомнить:

1)Мультфильмы Looney Tunes.

В частности, заядлым «ломщиком» считается Багз Банни, который либо в середине, либо в конце серии обращался к зрителю. Как раз знаменитое: «Thats all, folks», перед уходом в затемнение в конце выпуска и есть прием о котором идет речь.
2)Заводной апельсин.

В фильме есть сцена в которой главный герой картины Алекс в исполнении Малькольма Макдауэла смотрит на зрителя, как бы призывая его принять теорию «ультранасилия». Во время выхода фильма возник нешуточный скандал по этому поводу (как и по поводу всего фильма, но сейчас не об этом), так как реализм данной сцены просто зашкаливает, и многие (особенно люди с нестабильной психикой) жаловались на резко появившуюся тягу к насилию, после просмотра данного момента.
3)Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар.

В этой отвязной комедии тоже есть момент, когда Джей и Боб приходят к герою Бэна Афлека и между ними возникает забавный диалог, который заканчивается фразой: «Джей и Молчаливый Боб в кино. Кто пойдёт на это дерьмо?», взгляд в камеру, да да зритель — именно тебя эти ребята имеют ввиду.
4)Любовь и голуби

Как ни странно, в этом всеми любимом советском фильме тоже ломают четвертую стену. между сценами герой Меньшова объявляет зрителю о начале следующей «фигуры», а в конце фильма прощается со зрителем.
5)Шоу Дэвида Копперфилда

Знаменитый фокусник в свое время прославился тем, что заставил «исчезнуть» Статую Свободы в прямом эфире, но это не единственная его заслуга, в середине девяностых он был одним из первых фокусников догадавшихся, что можно применять иллюзию не только на сцене, но и на экране телевизора. В конце каждого выпуска, Дэвид предлагал зрителю поучаствовать в фокусе, вроде угадать карту или загаданное число, чем приковывал к экрану всерьез и надолго, потому как до этого зритель не мог представить, что можно будет взаимодействовать с вещами происходящими в зомбоящике.
6)Чумак, Кашпировский и прочие.

Эти товарищи в свое время капитально поиздевалась (при помощи сломанной четвертой стены и всеобщей наивности нашего населения) над зрителями центральных каналов в ранний постсоветский период. Наверное многие, кто жил в то время вспомнят: банки с «заряжающейся» водой возле телевизора и бабушек прикладывающих руки к экрану в надежде получить чуток «космической энергии» от величайших экстрасенсов того времени.

В играх.
Эволюционный скачок в «Разрушении четвертых стен» случился с приходом видеоигр. По большому счету, любая видеоигра — основана на том, что игрок напрямую управляет персонажами и получает от них отклик, по сути, ломая четвертую стену, но со временем геймеры привыкли к происходящему на экране и разработчикам каждый раз приходится придумывать что-то новое, чтобы еще больше вовлечь игроков в процесс прохождения, но все новое — хорошо забытое старое. Первопроходцем в играх по праву считается создатель MGS — Хидео Кодзима, именно его творения можно считать эталонными в использовании этого приема, но как говорится, свято место-пусто не бывает, и многие разработчики так же начали его применять, но обо всем по порядку:

1)Metal Gear Solid
— Во время радиопереговора с полковником Кэмпбэлом он предлагает Снэйку связаться с некой Мэррил, и вроде бы ничего интересного, но частота для связи с ней нигде в игре не указанна. Тогда я уже было хотел бросить прохождение игры, но один из моих друзей предложил посмотреть на упаковку от диска сзади (полагаю что он вычитал об этом в книжке с прохождением), как раз там и был скриншот разговора с Мэррил и необходимой частотой.

— Бой с Психомантисом, это было вообще нечто! Мантис мог отключать экран, заставлял джойстик вибрировать (из-за чего его приходилось переключать в другой порт), читал предыдущие сохранения игр Konami на карте памяти, короче говоря, начисто взрывал мозг, но на то он и самый сильный экстрасенс в мире, не то что всякие Кашпировские.

— После того как закончится сцена с пытками главного героя Оцелотом можно связаться с Наоми Хантер, которая предложит «исцеляющий массаж» вибрирующим геймпадом.

2)Metal Gear Solid 2
— В одном из заданий Райдену будет необходимо при помощи направленного микрофона найти кардиостимулятор у одного из заложников. Среди них будет девушка, так вот, если направить микрофон на нее, то она раздвинет ноги, если в этот момент игрок будет смотреть ей в промежность, то по кодеку с Райденом свяжется Кэмпбэл и отчитает за такое пахабное поведение.
— Все что происходит на борту Арсенала. Тут и лже-Геймоверы, и бред Кэмпбэла по кодеку во время которого он напоминает Райдену, что тот персонаж компьютерной игры, и голый Райден и многое другое.

— В конце игры, Снэйк отдает Райдену его солдатские жетоны. Жетоны показываются крупным планом, на них будут инициалы игрока, которые он ввел в начале игры.
3)Metal Gear Solid 3
— Переговоры с Парамедиком, которая будет в подробностях описывать свои любимые фильмы. Интересный момент в том, что это будут реальные фильмы про шпионов, в том числе про Джеймса Бонда. К слову, тут еще будут забавные комментарии Снэйка, вроде того, какая же это чушь, и мол с такими гаджетами — каждый школьник сможет стать шпионом.
— Можно устроить TimeParadox, убив Оцелота в одной из битв.
— Бой с The End, босс может просто умереть от старости, если начать с ним битву и перевести часы на консоли вперед на неделю.

— Бой с The Sorrow — эталонный пример майндфака, мало того, что во время боя Снэйк столкнется с призраками убитых за игру солдат (если пройти игру в режиме Рэмбо, то данный эпизод сильно затянется), так и в конце ожидает неминуемый

GameOver, который на самом деле не геймовер.

.

4) Metal Gear Solid 4
— Фотосессии, после победы над каждым боссом из отряда «Красавицы и Чудовища» можно быстро достать фотокамеру и навести на поверженную противницу, после чего та примет позу для фотографии.
— В первой миссии Снэйк может укрыться среди скульптур, в позе «Мыслителя» Родена, при этом он прикладывает руку на половой член (из песни слов не выкинешь) скульптуры. Так вот, если повторять данную процедуру много раз Снэйк его случайно отломает.

— Бой со Screaming Mantis, так же как и в первой части начисто взрывает мозг, правда в этот раз он скорее пародирует бой с Психомантисом из первой части. В этот раз Мантис не сможет прочитать сэйвы с карты памяти, так как у PS3 ее нет, если у вас джойстик SixAxis, то напугать контролем вибрации она тоже не сможет (в этой версии джойстика отсутствует эта функция), зато если DualShock3, то она это сделает, да еще и не хило этому обрадуется.
— Во время последнего боя с Оцелотом, если во время захвата не справиться с QTE, последует… смачный ЧМОк в щечку Снэйка.
NB! Это только те примеры из данной серии игр, которые вспомнил лично я, на самом деле их гораздо больше, но пора перейти и к другим играм.
5) Postal 2. Чувак будет часто обращаться напрямую к игроку в зависимости от его манеры игры, к примеру, если получать слишком много урона он скажет что-то вроде: «Моя бабка и та лучше играет.», та же ситуация возникнет, если игрок часто пользуется квиксейвом.

6) Dead Space 2 Если долго направлять прицел на Штросса, то он закричит в экран: «ХВАТИТ НА МЕНЯ ПЯЛИТЬСЯ!».

7)Assassins Creed 2 В конце игры есть очень крутой момент, когда

Эцио находит голограмму Минервы, которая сначала ломает стену между ним и Дэзмондом Маилзом, а под конец так и вообще обращается к невидимому наблюдателю, в роли которого выступает сам игрок.

8)Batman: Arkham Asylum Перед битвой с пугалом игра меня жутко напугала, появившимися графическими глюками, в тот момент я решил, что перегрелась видеокарта, а оказалось, что таким образом авторы решили взбодрить игроков перед битвой с боссом.

9)Deadpool Тут можно сказать только то, что в комиксах Дэдпул единственный, кто в курсе, что он рисованный персонаж, чем постоянно делится с читателем и на чем завязана большАя часть юмора. Собственно в игре все точно так же.

На сегодня это все, предлагаю и вам вспомнить моменты «Разрушения четвертой стены» в ваших любимых играх или фильмах и обязательно поделиться ими в комментариях. Спасибо за внимание!


Metal Gear Solid

Платформы
PC | PS | PS3 | PS5 | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
3 сентября 1998
1.3K
4.7
879 оценок
Моя оценка

Postal 2

Платформы
PC | Mac | Linux
Жанр
Дата выхода
14 апреля 2003
1.3K
4.0
943 оценки
Моя оценка

Metal Gear Solid 3: Snake Eater

Платформы
PC | PS2 | PS3 | PS5 | PSV | X360 | XONE | XBOXSX | 3DS | NSW
Жанр
Дата выхода
17 ноября 2004
1.1K
4.7
710 оценок
Моя оценка

Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty

Платформы
PC | PS2 | PS3 | PS5 | PSV | XBOX | X360 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
12 ноября 2001
1.1K
4.6
625 оценок
Моя оценка

Batman: Arkham Asylum

Платформы
PC | Mac | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX | NSW | OnLive
Жанр
Дата выхода
25 августа 2009
3.8K
4.4
2 832 оценки
Моя оценка

Assassin's Creed II

Платформы
PC | Mac | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX | NSW | iOS | J2ME | OnLive | WM
Жанр
Дата выхода
17 ноября 2009
5.5K
4.4
3 626 оценок
Моя оценка

Dead Space 2

Платформы
PC | PS3 | X360 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
25 января 2011
3.7K
4.5
2 498 оценок
Моя оценка

Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots

Платформа
PS3
Жанр
Дата выхода
12 июня 2008
932
4.6
661 оценка
Моя оценка

Deadpool

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
25 июня 2013
1.2K
3.8
1 066 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Ведь в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» вор Милославский тоже ломает четвертую стену своим советом по хранению денег)
про MGS что то сборник интересных моментов, а не ломаний 4й стены. Ну как Time Paradox ломает ее? Фото сессии, отломанные части статуй, это все просто забавные моменты, но стену они не ломают совершенно.
дико доставило, когда в 4й части если переключить слоты, то позвонит Эмерих скажет мол тут так не прокатит уже, ищи другой путь:)
— Бой с Психомантисом, это было вообще нечто! Мантис мог отключать экран, заставлял джойстик вибрировать (из-за чего его приходилось переключать в другой порт), читал предыдущие сохранения игр Konami на карте памяти, короче говоря, начисто взрывал мозг, но на то он и самый сильный экстрасенс в мире, не то что всякие Кашпировские.

Его приходилось переключать на другой порт не из-за вибрации джойстика, а затем, чтобы не читал мысли
и добавь хоть чучуть иллюстраций, стена текста вгоняет в уныние:( + без позитиватора никуда.
Да я своей прошлой писаниной подпортил рейтинг… будут картинки:)
Вроде про чистоту Мерил сам Кембел говорит (ну он говорит посмотреть на коробку с игрой).
Еще вспомнилась Chaos on Deponia, где для решения одной головоломки нужно было выключить музыку в настройках игры.
Ну и бывали случаи, когда четвертую стену нужно было ломать в прямом смысле)

Мне вспомнился Кузя со своим стуком по экрану и обращением перед началом уровня.
Да там вся игра об это, или не об этом… хм
Почему рассказчик такой жестокий? Я ведь хотел посидеть в той комнате ещё.
Не знаю, но вот такие не сильно значительные ярко выраженные моменты взаимодействия с игроком/зрителем, которые в большинстве своем и приведены здесь, меня никогда особенно не впечатляли. Ну болтает персонаж с игроком, ну и чего в этом такого особенного? Забавляет, но не более.

А самый, пожалуй, эпический пример разрушения четвертой стены, которым я был по-настоящему впечатлен — да что там, поражен — наблюдать довелось в никому не известной малопопулярной в широких кругах инди-адвенчуре Superbrothers: Sword&Sworcery EP. В общем, если вкратце — мир игры изменяется в зависимости от фазы луны. Да, той самой луны, что у вас за окном. И нет, это не шутка.

И мало того, что в полнолуние и новолуние лес выглядит совершенно по-разному, приобретает различные свойства, и встретить в нем можно разных персонажей — на этом построен сюжет. Для того, чтобы честно закончить игру, нужно побывать в этом лесу в разные фазы луны — а значит, прохождение не могло занять меньше месяца.

И это еще не все. В процессе игры можно встретить призрак, которого зовут «Cheating Cheater». Он расскажет грустную историю о том, как и он когда-то искал эту же штуку, но потом ему прострелили колено он понял, что его путешествие оказывается дольше, чем он предполагал. И тогда он, не желая ждать и терять время, решил схитрить. Он вышел из игры и сменил системную дату. Но потом ему стало так стыдно за свой бесчестный поступок, что он не выдержал и бросился со скалы.

Вот это было правда круто.
Кстати, да!
В первом сезоне еще забавный диалог между героями был, примерно такой:
— Ничего, я смогу ответить вместо тебя на перекличке.
— У нас же голоса совсем разные!
— Моя сейю очень талантлива.
Все-таки всякие ложные геймоверы, БСОДы, помехи и прочее — это не четвертая стена, это здесь лишнее. И еще — а как же стратегии?! Вот так такого добра при многоразовом тыканьи в юнитов просто навалом, взять например Варкрафт.
Батлтоадс!) Вот какие игры надо пересдавать в HD… эх ностальгия
Точно! Он кнопки угадывал:)
Автор много о чем не написал, а еще зачем-то вставил пасхалки.
В первой миссии Снэйк может укрыться среди скульптур, в позе «Мыслителя» Родена, при этом он прикладывает руку на половой член (из песни слов не выкинешь) скульптуры. Так вот, если повторять данную процедуру много раз Снэйк его случайно отломает.

Это, безусловно, прикольно, но как это относится к четвёртой стене?
Про Мэйд кафе не забывай, где Коната косплеила Харуки.
Читай также