Сегодня мне захотелось вспомнить про такой режиссерский прием, как «Разрушение четвертой стены», ввиду его необычности и запоминаемости сцен, в которых он встречается. Поэтому, я попробую разобраться: где и как он был реализован.
Собственно, сам термин появился очень давно, еще до формирования таких видов искусства как кино и видеоигры. Первым местом, где он был применен стал — театр.
«Четвертая стена» в то время выступала в виде вымышленной границы между зрителями в зале и актерами с их персонажами. Еще во время Шекспировского театра Глобус (на самом деле и раньше), актеры часто вступали в контакт со зрителями, интересуясь, как поступить с теми или иными героями, тем самым ломая четвертую стену и вовлекая посетителей театра в происходящее на сцене. В дальнейшем данный прием многократно применялся и модифицировался театральными деятелями, но с наступлением эры кино про него потихоньку начали забывать, так как через экран телевизора очень сложно заставить зрителя думать, что он является частью происходящего.
В кино и на телевидении.
Но не стоит отчаиваться, на самом деле в кино и различных ТВ-шоу данный прием можно встретить довольно часто, но по причине того, что ни зритель, ни актеры напрямую между собой не взаимодействуют — эффект получается слабый. Визуально в кино это реализуется следующим образом: на экране происходит какое-либо действие, в ответ на которое персонаж фильма смотрит в камеру, и либо напрямую обращается к зрителю, либо делает вопросительное лицо. Из ярких примеров, которые у меня получилось вспомнить:
1)Мультфильмы Looney Tunes.
В частности, заядлым «ломщиком» считается Багз Банни, который либо в середине, либо в конце серии обращался к зрителю. Как раз знаменитое: «Thats all, folks», перед уходом в затемнение в конце выпуска и есть прием о котором идет речь.
2)Заводной апельсин.
В фильме есть сцена в которой главный герой картины Алекс в исполнении Малькольма Макдауэла смотрит на зрителя, как бы призывая его принять теорию «ультранасилия». Во время выхода фильма возник нешуточный скандал по этому поводу (как и по поводу всего фильма, но сейчас не об этом), так как реализм данной сцены просто зашкаливает, и многие (особенно люди с нестабильной психикой) жаловались на резко появившуюся тягу к насилию, после просмотра данного момента.
3)Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар.
В этой отвязной комедии тоже есть момент, когда Джей и Боб приходят к герою Бэна Афлека и между ними возникает забавный диалог, который заканчивается фразой: «Джей и Молчаливый Боб в кино. Кто пойдёт на это дерьмо?», взгляд в камеру, да да зритель — именно тебя эти ребята имеют ввиду.
4)Любовь и голуби
Как ни странно, в этом всеми любимом советском фильме тоже ломают четвертую стену. между сценами герой Меньшова объявляет зрителю о начале следующей «фигуры», а в конце фильма прощается со зрителем.
5)Шоу Дэвида Копперфилда
Знаменитый фокусник в свое время прославился тем, что заставил «исчезнуть» Статую Свободы в прямом эфире, но это не единственная его заслуга, в середине девяностых он был одним из первых фокусников догадавшихся, что можно применять иллюзию не только на сцене, но и на экране телевизора. В конце каждого выпуска, Дэвид предлагал зрителю поучаствовать в фокусе, вроде угадать карту или загаданное число, чем приковывал к экрану всерьез и надолго, потому как до этого зритель не мог представить, что можно будет взаимодействовать с вещами происходящими в зомбоящике.
6)Чумак, Кашпировский и прочие.
Эти товарищи в свое время капитально поиздевалась (при помощи сломанной четвертой стены и всеобщей наивности нашего населения) над зрителями центральных каналов в ранний постсоветский период. Наверное многие, кто жил в то время вспомнят: банки с «заряжающейся» водой возле телевизора и бабушек прикладывающих руки к экрану в надежде получить чуток «космической энергии» от величайших экстрасенсов того времени.
В играх.
Эволюционный скачок в «Разрушении четвертых стен» случился с приходом видеоигр. По большому счету, любая видеоигра — основана на том, что игрок напрямую управляет персонажами и получает от них отклик, по сути, ломая четвертую стену, но со временем геймеры привыкли к происходящему на экране и разработчикам каждый раз приходится придумывать что-то новое, чтобы еще больше вовлечь игроков в процесс прохождения, но все новое — хорошо забытое старое. Первопроходцем в играх по праву считается создатель MGS — Хидео Кодзима, именно его творения можно считать эталонными в использовании этого приема, но как говорится, свято место-пусто не бывает, и многие разработчики так же начали его применять, но обо всем по порядку:
1)Metal Gear Solid
— Во время радиопереговора с полковником Кэмпбэлом он предлагает Снэйку связаться с некой Мэррил, и вроде бы ничего интересного, но частота для связи с ней нигде в игре не указанна. Тогда я уже было хотел бросить прохождение игры, но один из моих друзей предложил посмотреть на упаковку от диска сзади (полагаю что он вычитал об этом в книжке с прохождением), как раз там и был скриншот разговора с Мэррил и необходимой частотой.
— Бой с Психомантисом, это было вообще нечто! Мантис мог отключать экран, заставлял джойстик вибрировать (из-за чего его приходилось переключать в другой порт), читал предыдущие сохранения игр Konami на карте памяти, короче говоря, начисто взрывал мозг, но на то он и самый сильный экстрасенс в мире, не то что всякие Кашпировские.
— После того как закончится сцена с пытками главного героя Оцелотом можно связаться с Наоми Хантер, которая предложит «исцеляющий массаж» вибрирующим геймпадом.
2)Metal Gear Solid 2
— В одном из заданий Райдену будет необходимо при помощи направленного микрофона найти кардиостимулятор у одного из заложников. Среди них будет девушка, так вот, если направить микрофон на нее, то она раздвинет ноги, если в этот момент игрок будет смотреть ей в промежность, то по кодеку с Райденом свяжется Кэмпбэл и отчитает за такое пахабное поведение.
— Все что происходит на борту Арсенала. Тут и лже-Геймоверы, и бред Кэмпбэла по кодеку во время которого он напоминает Райдену, что тот персонаж компьютерной игры, и голый Райден и многое другое.
— В конце игры, Снэйк отдает Райдену его солдатские жетоны. Жетоны показываются крупным планом, на них будут инициалы игрока, которые он ввел в начале игры.
3)Metal Gear Solid 3
— Переговоры с Парамедиком, которая будет в подробностях описывать свои любимые фильмы. Интересный момент в том, что это будут реальные фильмы про шпионов, в том числе про Джеймса Бонда. К слову, тут еще будут забавные комментарии Снэйка, вроде того, какая же это чушь, и мол с такими гаджетами — каждый школьник сможет стать шпионом.
— Можно устроить TimeParadox, убив Оцелота в одной из битв.
— Бой с The End, босс может просто умереть от старости, если начать с ним битву и перевести часы на консоли вперед на неделю.
— Бой с The Sorrow — эталонный пример майндфака, мало того, что во время боя Снэйк столкнется с призраками убитых за игру солдат (если пройти игру в режиме Рэмбо, то данный эпизод сильно затянется), так и в конце ожидает неминуемый
GameOver, который на самом деле не геймовер.
.
4) Metal Gear Solid 4
— Фотосессии, после победы над каждым боссом из отряда «Красавицы и Чудовища» можно быстро достать фотокамеру и навести на поверженную противницу, после чего та примет позу для фотографии.
— В первой миссии Снэйк может укрыться среди скульптур, в позе «Мыслителя» Родена, при этом он прикладывает руку на половой член (из песни слов не выкинешь) скульптуры. Так вот, если повторять данную процедуру много раз Снэйк его случайно отломает.
— Бой со Screaming Mantis, так же как и в первой части начисто взрывает мозг, правда в этот раз он скорее пародирует бой с Психомантисом из первой части. В этот раз Мантис не сможет прочитать сэйвы с карты памяти, так как у PS3 ее нет, если у вас джойстик SixAxis, то напугать контролем вибрации она тоже не сможет (в этой версии джойстика отсутствует эта функция), зато если DualShock3, то она это сделает, да еще и не хило этому обрадуется.
— Во время последнего боя с Оцелотом, если во время захвата не справиться с QTE, последует… смачный ЧМОк в щечку Снэйка.
NB! Это только те примеры из данной серии игр, которые вспомнил лично я, на самом деле их гораздо больше, но пора перейти и к другим играм.
5) Postal 2. Чувак будет часто обращаться напрямую к игроку в зависимости от его манеры игры, к примеру, если получать слишком много урона он скажет что-то вроде: «Моя бабка и та лучше играет.», та же ситуация возникнет, если игрок часто пользуется квиксейвом.
6) Dead Space 2 Если долго направлять прицел на Штросса, то он закричит в экран: «ХВАТИТ НА МЕНЯ ПЯЛИТЬСЯ!».
7)Assassins Creed 2 В конце игры есть очень крутой момент, когда
Эцио находит голограмму Минервы, которая сначала ломает стену между ним и Дэзмондом Маилзом, а под конец так и вообще обращается к невидимому наблюдателю, в роли которого выступает сам игрок.
8)Batman: Arkham Asylum Перед битвой с пугалом игра меня жутко напугала, появившимися графическими глюками, в тот момент я решил, что перегрелась видеокарта, а оказалось, что таким образом авторы решили взбодрить игроков перед битвой с боссом.
9)Deadpool Тут можно сказать только то, что в комиксах Дэдпул единственный, кто в курсе, что он рисованный персонаж, чем постоянно делится с читателем и на чем завязана большАя часть юмора. Собственно в игре все точно так же.
На сегодня это все, предлагаю и вам вспомнить моменты «Разрушения четвертой стены» в ваших любимых играх или фильмах и обязательно поделиться ими в комментариях. Спасибо за внимание!
Лучшие комментарии
atomgribЕго приходилось переключать на другой порт не из-за вибрации джойстика, а затем, чтобы не читал мысли
Ну и бывали случаи, когда четвертую стену нужно было ломать в прямом смысле)
А самый, пожалуй, эпический пример разрушения четвертой стены, которым я был по-настоящему впечатлен — да что там, поражен — наблюдать довелось в
никому не известноймалопопулярной в широких кругах инди-адвенчуре Superbrothers: Sword&Sworcery EP.И мало того, что в полнолуние и новолуние лес выглядит совершенно по-разному, приобретает различные свойства, и встретить в нем можно разных персонажей — на этом построен сюжет. Для того, чтобы честно закончить игру, нужно побывать в этом лесу в разные фазы луны — а значит, прохождение не могло занять меньше месяца.
И это еще не все. В процессе игры можно встретить призрак, которого зовут «Cheating Cheater». Он расскажет грустную историю о том, как и он когда-то искал эту же штуку, но потом
ему прострелили коленоон понял, что его путешествие оказывается дольше, чем он предполагал. И тогда он, не желая ждать и терять время, решил схитрить. Он вышел из игры и сменил системную дату. Но потом ему стало так стыдно за свой бесчестный поступок, что он не выдержал и бросился со скалы.Вот это было правда круто.
В первом сезоне еще забавный диалог между героями был, примерно такой:
— Ничего, я смогу ответить вместо тебя на перекличке.
— У нас же голоса совсем разные!
— Моя сейю очень талантлива.
Это, безусловно, прикольно, но как это относится к четвёртой стене?