Так уж получилось, что на момент релиза игры Bully в 2006 году, она получила меньше внимания, чем она заслуживала, особенно в наших краях. Первое десятилетие 21 века было очень насыщенным для Rockstar Games, которые вот уже выпустили годом ранее GTA San Andreas на консолях, портируют её на PC, а на портативках выходит GTA Liberty City Stories.
В этих условиях выходит очень любопытный проект, кто-то называет его “симулятором школьника”, а кто-то “GTA в школе”. Есть ли что-то общее у Bully с этими ярлыками? Давайте посмотрим.
Bully
Сюжет: 8 из 10
На обучение в булвортскую академию поступает трудный подросток Джимми Хопкинс после того, как его выгнали уже из седьмой школы за плохое поведение. Академия славится как место, куда попадают многие трудные подростки, и мы сразу можем ощутить это с первых минут нахождения на территории академии, когда на нас пытается напасть местная шпана. Далее с Джимми знакомятся местный нарциссичный параноик Гэри Смит и застенчивый тихоня Пит Ковальски. Гэри одержим идеей стать вожаком школы, которого все боятся и уважают, поэтому он хочет использовать Джимми как инструмент для реализации своей идеи. Джимми же абсолютно безразличны местные порядки и разборки, и если ему платят - он в деле. Однако совсем скоро Джимми придётся исправлять последствия своих поступков и для этого он сам потихоньку подчиняет себе все местные банды, попутно решая проблемы конкретных учеников и учителей.
Пусть сюжет действительно местами банален, но от этого не менее интересен, а иногда и вовсе может неожиданно удивить, особенно ближе к концу игры.
При первом прохождении игры я ожидал, что Джимми действительно всю игру будет тем ещё плохишом, который всех унижает и отжимает деньги на обед. К моему удивлению, со временем персонаж начал меняться, возможно под влиянием обстоятельств, когда он сам оказался среди слабых, но всё же смог дать отпор. Порой он выглядит серьёзнее и взрослее сверстников, он никого не боится и делает то, что считает нужным, извлекая из этого пользу. К примеру, характерный случай, когда он не сбежал от бездомного ветерана, как сделали другие дети, показал свою смелость и потом стал учиться новым боевым приёмам у него.
Вообще, игра содержит довольно много очень карикатурных персонажей, которые в основном ведут себя ровно так, как полагается их образу, то есть пугливый ботан действительно будет бояться выйти из библиотеки, а качок действительно будет большую часть времени проводить в спортзале. Но от этого не хочется плеваться, говоря “фуу, мы это уже много раз видели, стереотипы и клише”, ведь Bully, как и GTA, является зеркалом реальности, пусть и немного искажённым. Оно показывает ту самую “жизу”, которую мы видим в повседневности. Таким образом, к примеру, я вижу очень много общего между академией из вымышленной американской глубинки и реальной провинциальной школой, где сам учился. Этот приём прекрасно работает, с одной стороны, позволяя игроку увидеть много знакомого и лучше погрузиться в мир, с другой стороны, глубже взглянуть в таких персонажей, ведь мало кто из нас помогал побороть проблемы преподавателю-алкоголику или обеспечивал безопасность кандидата в президенты школы. А иногда можно и вдоволь посмеяться с забавных казусов учеников и учителей академии.
Сеттинг и окружение: 8 из 10
Сюжет разделён на главы, и с каждой новой главой открывается часть карты для исследования и выполнения заданий. Изначально кажется, что мир за пределами школы - просто декорация, но со второй главы открывается довольно внушительная часть города, причём весьма интересная для прогулок, ведь там есть и прибрежная часть с магазинами, кинотеатрами, набережной и заливом, где можно собирать коллекционные предметы, устраивать гонки на великах с учениками или выполнять небольшие поручения. Чуть дальше по побережью довольно внушительных размеров парк аттракционов, к тому же не декоративный, как в тех же играх серии GTA, а вполне рабочий, где можно и силу проверить, и в тире пострелять, и на карте покататься и так далее. А на севере частный район с коттеджами зажиточных жителей города, где есть шанс нарваться на сторожевых собак (кстати, первая реализация полноценного животного в играх Rockstar).
Дальше открываются центр города со всеми теми же магазинами и административными зданиями, бедный район с железной дорогой, складскими помещениями и подворотнями, а также промышленный район с бесконечными заводами и высокими заборами.
Дополнительный интерес вызывает такая особенность, как смена времени года и праздничные декорации. На хэллоуин ученики ходят в разных костюмах, а повсюду расставлены скелеты и тыквы. Зимой все переодеваются в зимнюю одежду, а под рождество академия и общага украшены ёлками с игрушками и прочими тематическими атрибутами.
Помимо описанных мест есть и небольшая лесная часть, которая находится где-то на юге за пределами академии, где можно найти какие-то тоннели, затонувший корабль и прочие интересные места с коллекционными предметами.
Как и в играх серии GTA, интерьеры здесь подгружаются отдельно, причём в момент открытия двери за ней видно очень смазанную картинку улицы. Неплохая по идее, но не очень хорошая по реализации фишка. Сами интерьеры довольно неплохо детализированы для своего времени.
Школа имеет два этажа, место сохранения рядом с кабинетом директора и большую столовую. Всё остальное, типа кабинетов, где идут уроки, учительской, кабинета директора и актового зала, подгружаются отдельно во время кат-сцен и перемещаться там мы не имеем права. Выглядит всё достойно, сразу вспоминаем практически любой фильм или сериал про американскую школу, где одни дети идут к шкафчику за учебниками, другие просто общаются, хулиганы иногда задирают слабых, а потом звенит звонок и все бегут на урок. В ночное время по школе ходят дежурные старосты с фонариками, которые могут поймать вас за незаконное проникновение в школу.
Джимми имеет отдельную комнату в общаге, где хранятся расходники, шкаф для смены одежды, кровать для сна и сохранение. Со временем комната обрастает различными предметами после прохождение определённых миссий. Также за дополнительные задания нам доступны убежища по всему городу, где функционал комнаты в общаге повторяется. В принципе, можно было бы ещё рассказать о магазинчиках, женской общаге, спортзале, библиотеке и т.д., ведь игра достаточно обширная, но не будем растягивать этот пункт, перейдём к геймплею.
Геймплей: 9 из 10
Высказывание “GTA про школьника” тоже весьма справедливо для Bully, ведь тут даже стрельба есть! Да, не огнестрел, а рогатка, картофелемёт и ракетница для запуска фейерверков, но всё же. Если уж начали про боевую систему, то давайте подробнее рассмотрим её.
Ближний бой ведётся как кулаками, так и различными подручными средствами. Кулачный бой можно прокачивать сначала на уроках физкультуры, а потом на занятиях у бродяги, который покажет различные комбинации за найденные для него транзисторы. Рукопашка тут уже более продуманная, чем в GTA VCS и GTA SA.
Что у нас тут стреляет? Основное оружие, с которым вы проведёте почти всю игру - рогатка. Она может стрелять с разной силой в зависимости от степени натяжения и наносит неплохой урон при сильном натяжении. Со временем у вас появится супер-рогатка, которая позволяет прицеливаться как из снайперской винтовки. Помимо этого ближе к концу игры появится картофелемёт (аналог дробовика), бутылочная ракетница и газомёт. Эти пушки эффективны не всегда, если только в жёстких противостояниях, а также имеют малый боезапас.
Бросаться можно как чем-то безобидным, например: чесоточный порошок, яйца, бомбы-вонючки; так и петардами, которые действительно неплохо так бахают. Ещё можно бросить врагам шарики, чтобы они упали и потеряли возможность догнать вас, либо подложить кожуру от банана - ну это уже классика вообще.
Вопрос с передвижением тут тоже весьма разнообразен и соответствует логике и общей концепции игры. Ребёнок не может водить машину, хотя, если бы игра была в наших реалиях, интересно было бы глянуть, как главный герой пытается угнать батину жигу из гаража, чтобы понтануться потом перед пацанами. Но оставим наши мечты, вернёмся к Bully. Основа передвижения - комбинация ног и скейта, то есть буквально бегаем в узких пространствах, на дальних берём скейт и катим. При чём это настолько удобно, что остальные возможности передвигаться в принципе не нужны, но они есть. Во-первых, это велосипед, который мы получаем проходя уроки труда, позже мы получим улучшенные модели велосипедов, а в конце игры полноценный мопед. Но проблема тут в том, что за велосипедом надо заходить постоянно в гаражи, он не будет всегда где-то рядом, как и мопед, а вот для того, чтобы взять скейт, нужно просто крутануть колёсико мыши, потому что скейт всегда хранится в инвентаре.
Фаст-тревел в игре реализован очень хорошо, мы просто подходим к остановке, нажимаем на кнопку и к нам приезжает школьный автобус, который везёт нас к школе. Правда, попасть куда-то ещё не получится, хотя большая часть всех активностей происходит именно в школе.
Кстати о школе. У нас распорядок дня таков: просыпаемся утром и в течение дня есть один урок до обеда и один после обеда. Их можно пропускать, правда лучше в это время не попадаться на глаза старостам и полицейским в городе. После занятий у нас есть вечер на миссии, допы, собирательство и вообще что угодно. Ночью нужно ложиться спать. Если ночью нас увидят, то принудительно отведут к своей комнате в общаге. Если же мы убежим от кары, то после полуночи у Джимми будет всё меньше сил и он просто уснёт где-то, а проснётся уже в общаге.
Система наказаний реализована так, что нас несколько раз ловят старосты, учителя или полицейские, отправляют к директору, и в какой-то момент нужно будет выполнять исправительные работы: стрижка газона во дворе школы или уборка снега зимой. Наказание мы получаем за прогулы, проникновение в школу ночью, взлом шкафчиков, включение сирены и драки.
Чем можно заниматься в Булворте и в школе? Начнём с уроков. Как я уже сказал, в день у нас всего два урока, начался урок - беги в класс, мастерскую или спортзал. Каждый урок представляет собой мини-игру с уникальной механикой и в награду за правильное прохождение мини-игры мы получаем какие-то бонусы к оружию, физической силе, общению или новую одежду. В школе изучаются 9 предметов: биология, география, грамматика, ИЗО, математика, музыка, труд, физкультура, фотография и химия. Честно говоря, не смотря на простейшие механики, типа “составь слова из этих букв”, задачек на внимательность и QTE, мне всегда было интересно ходить на уроки, да первые несколько часов в принципе было интересно заниматься разными побочками и дурачиться, что при первом, что при втором прохождении. Среди уроков мне больше всего понравилась география, где надо было сопоставлять флаги стран с их положением на карте, биология, где надо было (ого!) препарировать животных и физра, где, наверное впервые в играх, была реализована игра “вышибалы”, которая мне так нравилась в детстве.
Прошли уроки, бежим по заданиям. Есть побочные задания, которые дают ученики и жители города (кстати, интересный факт, все жители и ученики уникальны, они не повторяются, как в предыдущих играх Rockstar), это мелкие поручения за небольшую плату, по типу “проведи ботана до туалета”, “взломай шкафчик конкретного ученика” или “собери конкретное количество ракушек на пляже”. Все они не обязательные, но если вам нужно подзаработать, то это вот самое то. Если нужен более постоянный заработок, то можно устроиться на подработку, например стричь газон в парке или развозить газеты на велике. Есть и такие необязательные задания, которые открывают убежища в разных частях города (удачи вам набрать тысячу баллов в игре про сумо от ботанов). Ещё чем-то хотите заняться? Соберите транзисторы для бродяги, карточки игры “ГиГ”, канцелярские резинки или разрисуйте граффити на стенах по всему городу (кстати, эта активность сопровождается мини-игрой, что выглядит более продуманным занятием, чем это было в GTA San Andreas).
Если уже всё сделали, что хотели, то переходим к сюжету. Сюжетная часть игры дарит не только разные интересные истории, но и привносит много геймплейного разнообразия: первое свидание с девушкой в парке аттракционов? Есть. Проникновение в женскую общагу? Держите два! Забраться на дерево и расстреливать из рогатки спортсменов? Без проблем. Устроить подлянку учителю? Попасть на подпольные бои? Сорвать уроки? Участвовать в школьном спектакле? Драться с понтовыми за сердце местной малолетней шлюхи? В стелсе пробраться в психушку и вытащить оттуда своего другана или может участвовать в велогонках? Да всё тут есть! Попутно Джимми развивается, совершает хорошие поступки, совершает плохие поступки, пытается исправиться и решить проблемы и наказать главного задиру школы. Да, местами куча избитых моментов, шаблонов и т.д. Но при этом это всё принимаешь, потому что сделано всё хорошо, как сюжетно, о чём я говорил выше, так и геймплейно.
Графика: 5 из 10
Переходим к первой проблеме игры - графика. Bully вышла на несколько месяцев позже GTA San Andreas, до ПК добралась уже в 2008 году, в год релиза GTA 4. Но выглядит игра на уровне середины поколения PS2. Текстуры местами на уровне Max Payne, которая вышла на 4 года раньше, эффекты уровня GTA 3. Особенно плохо игра выглядит именно зимой, когда везде лежит снег, но местами он похож на бетон. Казалось бы, от снега должна быть яркая цветовая палитра, но здесь всё какое-то серое. Дальность иногда не выдерживает никакой критики.
Но, в целом, графика не столь плохая, чтобы сказать “я не буду в это играть”, просто она была устаревшей для своего времени, а сейчас уж тем более. Подумать только, игроки на ПК в один год с релизом GTA 4 получили Bully, игры совсем разных поколений. При этом геймплейные достоинства перевешивают устаревшую графику.

Звук: 7 из 10
Rockstar не изменили себе и ещё одну игру наполнили отличной музыкой. В отличии от серии GTA тут нет радио с отличными подборками под любой вкус, поэтому пришлось наполнять игру саундтреком собственного сочинения. Работать над саундтреком пригласили композитора Шона Ли, музыка которого звучит в разных фильмах (“Тринадцать друзей Оушена") и сериалах (“Остаться в живых”).
Постоянно в игре нас сопровождают какие-то музыкальные темы, даже во время прогулки вне миссий. Отдельные треки были сделаны и для некоторых конкретных миссий. Также у каждой банды города есть своя музыкальная тема, которая начинает играть во время драк с представителями этой банды. Отдельно хочу отметить музыкальные отсылки, типа темы миссии, где Джимми разбирается с мажорами в боксёрском зале, в этот момент играет тема, очень похожая на знаменитый “Eye of the Tiger” из фильма “Рокки 3”.
А теперь к проблемам. Весь звук у игры сжат, да так сильно, что иногда слышны какие-то искажения. Понимаю, что оригинал делался под PS2, но можно было бы надеяться, что несжатые исходники остались и их используют для версий Xbox 360/PS3/PC, но увы.
Техническое состояние и оптимизация: 5 из 10
Самая главная проблема - техническое состояние игры. С ней были проблемы и на PS2, однако на PC их стало ещё больше. Проблема вылетов будет иногда преследовать вас, если вы не поставите спасительный патч от мододелов. Плюс к этому, лично меня сильно парило управление. Я недавно делал обзор на GTA VCS, где рассказал о версии адаптированного эмулятора с игрой для PC, где консольное управление просто назначили на клавиатуру. Так вот тут управление такое же, хотя это официальный порт от разработчиков. Из-за такой особенности становится очень тяжело, к примеру, управлять велосипедом.
Итог
“Лучшая приключенческая игра для PS2” по мнению IGN, “Лучший саундтрек” по мнению GameSpot, восьмёрки и девятки от всех изданий и обзорщиков и более полутора миллиона копий только первой версии игры. Много это или мало? Сравнивать с другими играми разработчика немного страшно, уж сильно большая разница не в пользу симулятора трудного детства. Как же так получилось, что такая игра оказалась в забвении и сейчас о ней вспоминают очень редко. Как я уже говорил выше, игра выходила на всех платформах, когда гремели другие игры от Rockstar, соответственно весь бюджет на рекламу пошёл в пользу GTA San Аndreas и GTA 4. Вторая причина, которую нужно понимать, это всё же нишевый продукт, не для массовой аудитории. Взрослому геймеру не всегда может быть интересно поиграть за ребёнка, тут способны пробиться только распиаренные тайтлы, типа Гарри Поттера. Очень жаль, но игра действительно не получила того внимания, которого она заслуживает. При той политике компании, которая теперь опирается только на крупные игры, выпустив за прошлое десятилетие всего две новые игры, а в текущем, судя по всему, только одна выйдет, ждать Bully 2 - это несерьёзные сладкие фантазии, несмотря на то, что фанатов у игры хватает (пусть и не сравнимо с серией GTA или даже RDR).
Это ни в коем случае не инновация в игрострое, это просто хорошо сделанная игра, которая, даже при использовании уже приевшихся на сегодняшний день механик и неактуальных персонажей, дарит такое же веселье, как и при первом прохождении много лет назад. А те, кто успел поиграть в неё на релизе, можно только представить уровень восторга от прохождения.
Да, сейчас игра может напугать новичка своей очень устаревшей графикой, техническими проблемами и неадаптированным управлением, но все эти проблемы стоит постараться перетерпеть (ну и конечно же поставить патч устранения вылетов от фанатов), чтобы получить отличный игровой опыт и вспомнить себя в школьные годы.
Присоединяюсь к оценкам многочисленных издателей и готов поставить заслуженные 8 из 10.
Лучшие комментарии
Обожаю эту игру — одна из тех, что я перепроходил чаще всего в школьные годы. Вот бы вторую часть, ну или хотя бы ремейк, эх...
О. Это ж прото sleeping dogs.