GTA 3 всегда была для меня игрой, которая никак не привлекала внимание. Почему? Скучный сюжет, невнятные задания, серый и запутанный город. В нулевые я несколько раз пытался начинать проходить GTA 3, но особого желания играть не было, потому я её так и не прошёл, пока не случился релиз игры на мобильных платформах. Когда игры только начали выходить на Android и iOS, GTA 3 казалась почти столь же революционной на новой платформе, как в момент своего первого релиза, что и побудило меня уже конкретно пройти игру на переменах между парами в универе. Впечатления оказались смешанными: с одной стороны «офигеть, это же полноценная GTA на телефоне!!!», с другой стороны куча негатива от управления и сложности миссий, однако игру я всё же прошёл и думал, что я больше не вернусь в неё, пока неее… Всё верно! Релиз GTA 3 в составе The Definitive Edition (TDE).
Да, релиз TDE оказался провалом по всем фронтам, начиная с багов и оптимизации, заканчивая другими странными действиями издателя, что повлияло на репутацию, в первую очередь, Rockstar Games, которые даже не были привлечены к разработке.

Однако, шло время, аутсорс студию выгнали на мороз и за дело взялись ребята из Rockstar и стали потихоньку допиливать трилогию до рабочего состояния. Параллельно с этим вышла мобильная версия «дефинитивной» трилогии, которая, к удивлению всех, выглядела лучше и игралась стабильнее. Позже вышло несколько патчей для PC и консолей, которые принесли очень много правок и изменений графики. Ниже поговорим о том, в каком состоянии сейчас находится игра, но сначала вспомним о двух базовых компонентах игры: сюжете и геймплее.
Сюжет: 3 из 10
Начнём с того, что сюжет тут никак не изменился. «Ты что? Делаешь обзор сюжета игры почти 25-летней давности?» Да, а почему нет? Справедливости ради скажем, что если издатель решил сделать ремастер, а не ремейк игры, то он посчитал, что и сюжет и геймплей всё ещё актуальны, а это значит, что игру в текущих реалиях можно и нужно рассматривать как полноценный новый продукт.
Когда речь заходит о сюжете GTA 3, я всегда всем говорю, что сюжета в игре нет. Да, это очень сильное преувеличение, однако сложно назвать полноценным сюжетом отдельные истории о падении итальянской мафии, о борьбе других банд, о продажных копах, о бизнесменах вне закона полноценным единым сюжетом. Это, скорее, набор отдельных историй, которые иногда пересекаются, но не складываются в единый сюжет.

Главный герой, имя которого мы вообще узнаём в другой игре серии через 4 года, с подельниками грабит банк. В момент, когда надо уходить, ему прилетает предательская пуля от его подельницы Каталины. Позже, при этапировании Клода в тюрьму, на автобус нападают, чтобы забрать одного из заключённых, этим моментом пользуются Клод и Эйт Болл, чтобы выбраться на свободу.
Казалось бы, какая отличная завязка: главный герой одержим местью, скрывает лицо и постоянно меняет своё местонахождение, потому что копы всего города ищут его, как особо опасного преступника, какая хорошая основа для ремейка истории! Нет, ничего этого в игре нет. Наш новый знакомый отправляет нас к хозяину стрип-клуба, а тот просит собрать по городу проституток, чтобы привезти их на вечеринку (ВНИМАНИЕ!!!) в ОТДЕЛ ПОЛИЦИИ. Занавес.
А что наш главный герой? Кто он? Не известно. Какая у него предыстория? Не известно. Даже ощущение создаётся, что он не имеет никаких знакомых из событий до ограбления банка, да и в принципе впервые в городе. Тут можно усмотреть один из приёмов повествования, когда главный герой — это просто «чистый лист», который должен заполниться игроком по своему усмотрению. В такой ситуации становится понятно, почему он в кат-сценах ничего не говорит, возможно предполагалось, что игрок должен за него что-то сказать, с другой стороны, порой Клоду даже негде слово вставить, он в принципе согласен на всё, лишь бы денег дали. Месть? Нет, даже ближе у концу игры после случайной встречи с Каталиной, только Асука из якудза решила, что Клод хочет мести. При этом Клод всё также готов выполнять любые задания, которые не особо приближают его цели».
Геймплей и механики: 4 из 10
Геймплейная часть практически не поменялась. Начнём с того, что нового нас ждёт в игре. Я для себя сразу отметил возможность поворачивать камеру в автомобиле (в оригинале этого очень не хватало). Но при этом она слишком быстро центруется на машине, а это уже не так удобно (видимо хвост от мобильной или консольной версии). Во всю трилогию пришло колесо выбора оружия и радиостанций — очень удобная штука, но странно, что это одно из немногих изменений в игре и оно там выглядит немного не на своём месте, будто функционал добавлен мододелами. Самое полезное нововведение — автосохранение. Прошли миссию и игра сама всё сохранила. Если не смогли пройти миссию, то игра предложит вам её перепройти, правда с кат-сцены, а это значит, что надо будет уехать куда-нибудь далеко снова, чекпоинтов тут нет.
Физика и механики совсем не изменились, даже учитывая новый движок, а поэтому присутствует старая физика тел, неустойчивый и максимально уязвимый транспорт. Побочные миссии тоже не подверглись переработке. Ах да, Клод всё также не умеет плавать.

Выйдя на оживленную улицу в практически любом районе, игрок сталкивается с тем, что на него будут нападать бандиты либо с битами, либо будут стрелять (зачастую). И это даже учитывая тот факт, что игрок прямо сейчас может работать на главаря этой банды. Если начнёшь отвечать, либо прибежит толпа, либо копы, либо и то и другое, но копы не будут стрелять в зачинщиков, копы будут стрелять исключительно в Клода, поэтому на улице творится хаос, почти как в GTA Online.
В этой части в основном те самые задания, которые мы ожидаем увидеть от любой игры в серии, однако есть и свои отличия. Больше всего мне запомнилась миссия с наркоманами-камикадзе, где нужно недюжинное терпение и доля хитрости, чтобы найти самую удобную тактику прохождения задания. Да, это было ещё до вертолётика в Вайс Сити. Отмечу и необычную механику некоторых гонок, когда вам не говорят, как ехать правильно, а просто раскидали точки по городу и предоставили выбор, как лучше ехать, игроку.
Звук: 4 из 10
Пару слов хочется сказать и о том, как игра звучит. Если мы бы сейчас попали в 2001 год, то для того времени игра звучит достойно. Сейчас, в ремастере 2021 года, игра звучит всё также, как и тогда. Особенно сильно это ощущается при игре с современной русской озвучкой. Кстати о ней, она есть, неофициальная конечно же, неплохая, но не уровня GameVoiсе. В чём ощущается разница звука? В том, что в озвучке он записан на современном оборудовании, сведён по текущим стандартам, а вот звук игры был записан в 2000 году, и тут понятно, что перезаписывать озвучку не было смысла и, ещё вероятнее, возможности.
Музыкальное сопровождение здесь самое слабое среди трилогии, но не самое слабое в серии и даже в её 3D вселенной. 9 радиостанций, среди которых, помимо классического набора жанров, есть даже радио с классикой и оперной музыкой, которое в сочетании с творящимся в городе безумием создаёт забавное ощущение контраста. Кстати, радиостанции, в озвучке от WuzVoice, тоже озвучены, но не все.
В последующих играх серии радио является одной из основных элементов атмосферы игры. В игре обязательно должны быть известные треки, которые выходили в то время, которое представлено в игре. Возможно у разработчиков не было достаточно финансирования, чтобы мы услышали культовые хиты той эпохи, поэтому довольствуемся тем, что есть. Для себя я отметил две 4 станции, которые мне понравились больше всего: Head Radio с поп и поп-роком, Lips с примерно таким же набором жанров, Flashback FM с ретро музыкой Джорджо Мородера (которые, кстати, можно было слышать в легендарном «Лице со шрамом») и MSX FM со скоростной электроникой (транс, джангл, драм и т. д.)
Небольшой технический момент: отматывание радио на 5 или более секунд назад, когда Клод выходит из машины и тут же в неё садится, звучит как баг, а не как фича.
Графика: 7 из 10
Самое вкусное — графика. Рассматриваем мы ремастер со всеми патчами на момент весны 2025 года, но не стоит забывать, какой игра была в момент релиза: ужасный и багованный дождь, карта без дымки, которая кажется очень маленькой, пластиковые персонажи с поломанными скелетами и багованной одеждой, а также куча мелких багов и недоработок.
Разработчики действительно хорошо поработали над графикой в последних патчах, доведя её до не самого лучшего, но всё же хорошего качества. Сразу скажем о том, что подтянули текстуры окружения, людей, растений. У дона Леоне можно заметить аккуратные дырочки на пуговицах, а на свитере Дональда Лава видна хорошо прорисованная ткань, а не мыло, как было раньше. Вывески теперь можно без проблем читать, а деревья… В оригинале некоторые деревья были осязаемыми объектами, другие же были просто текстурой декларацией, а вместо веток и листвы была мазня. Сейчас же на растительность приятно смотреть.
После масштабного патча появилась новая опция графики — «Классические освещение». Данный параметр не делает игру такой же холодной, мрачной и серой, как в оригинале 2001 года, этот параметр меняет целый спектр графических параметров, среди которых как освещение, так и, к примеру, погодные условия. По-умолчанию параметр включен и вы сильно удивитесь, когда его выключите. С другой стороны, есть и проблемы в недостатке света в некоторых моментах, даже какие-то кат-сцены могут быть ночью настолько тёмными, что вы не увидите лиц персонажей.
Техническое состояние и оптимизация:
4 из 10
Перейдём к самому грустному. Во-первых, это оптимизация. У кого-то работает хорошо, у кого-то не особо. Ну наверняка у тех, у кого лаги и статеры, у них не игровые компы, а офисные ноуты, ведь так? Нет, не обязательно. Система, которая без проблем запускает две параллельные запущенные версии GTA 5, ещё и рендерит в это время видео в 2к, должна тянуть всё это переиздание без проблем, однако статеры и падения FPS вполне привычны, особенно в Портленде, на других островах, к удивлению, чуть лучше. Понижение настроек графики не даёт видимого улучшения ситуации, а некоторые параметры освещения и теней при понижении качества начинают люто баговать.
В игре всё ещё есть существенное количество багов, однако, вылетать каждый час она не будет. Чего-то такого, что мешает прохождению миссий, я тоже не заметил. Если вы страдали, проходя игру на релизе, то вы приятно удивитесь, зайдя туда сейчас. Впрочем, до технического совершенства ещё далеко, но уже большие сомнения, что дальнейшая поддержка теми же темпами продержится долго, особенно после выхода новой части в серии.
Итоги
GTA 3 — культовая игра, которая в своё время устроила революцию в индустрии, сейчас с теплотой вспоминается только теми, чей возраст приближается к 35 годам, а то и старше. Другим больше впали в душу следующие части. Почему? Потому что отсутствие единого сюжета и внятного главного героя, дико скучный и серый город — всё это помешало игре пройти проверку временем и сейчас она, на мой субъективный взгляд, не актуальна, даже в таком переиздании.
Ни в коем случае не скажу, что игра прям плохая. Она была хороша исключительно в своё время и пройти её стоит обязательно как минимум фанатам серии, остальным могу рекомендовать лишь ознакомиться, а дальше принимать решение самостоятельно.
5 из 10
Лучшие комментарии
По сути любой обзор — субъективное мнение. Насколько мне было весело играть в тройку? Ну так, средне. Нужны аргументы? Ну так вот… и написал обзор. Эмоции и чувства складываются из чего-то. Кому-то может нравится Либерти Сити эпохи 3д, потому что: аргумент 1, аргумент 2 и т.д., а мне не нравится, потому что — всё написано в обзоре. Также и с сюжетом и с графикой и прочее. Мне было в кайф наслаждаться игрой теней и света на дорогах в дождь ночью, ну графику действительно сделали лучше, а кому-то не понравилось. Ну то есть, я к тому, что давать оценку каким-то аспектам нормально и правильно. Если человек оценивает, значит он думает, анализирует, разбирается, а это всегда полезно)
Я думаю, что можно и оспаривать, можно критиковать, но в разумных пределах, в рамках нормальной дискуссии для обмена мнениями, ни в коем случае не переходя к «ты поставил низкую оценку моей любимой игре? ах ты лох п*др» — «ты смеешь спорить с моим мнением, ах ты...!!!»
Вот тут есть обзор, есть мнения — и это хорошо. Люди увидели, что не всем нравится их любимая игра и вот какие аргументы, а автор увидел, что ему возражают и до сих пор полно тех, кто играет в игру. Все немного информационно обогатились и это здорово)
Полностью солидарен, хотя лично для себя всегда ставлю оценку по шкале «насколько мне было весело, увлекательно и интересно, от одного до десяти».
Оценивать игры, как произведение искусства, в числовом выражении, объективно невозможно. Можно объективно описать наличие механик и их схожесть с реализацией у признанных игр, но оценить количество полученного удовольствия в объективных параметрах нельзя. Только субъективно и с оглядкой на собственный жизненный и игровой опыт.
Мой друг недавно перепрошёл оригинал и дефинитив на 100%. Да, безусловно есть и геймеры старого поколения, для кого тройка даже сейчас в любом варианте играется в радость, но много ли таких людей? Сомневаюсь.
Да кто эти геймеры «старого поколения»? Чувак, если ты верно указал свою дату рождения в профиле, мы с тобой ровесники. И GTA 3 была моей первой GTA. Играл я в нее, когда мне было лет этак 5 или 6. Но ты так говоришь, будто ее застали лишь те, кто аж на 10 лет старше нас с тобой. Подобный тезис я вижу крайне натянутым.
И естественно, к игре я испытываю и ностальгические чувства. Но при этом считаю, что даже сегодня «трешка» может быть увлекательной, и при учете более новых частей серии, и развитии индустрии в целом. Да, она гораздо менее комплексная, даже чем та же Vice City, но камон, даже в 2025 далеко не каждая игра выходит столь же детальной, проработанной, а самое главное, интересной. Причем как в инди секторе, так и среди AAA.
В целом, да. Главное, не делать из этого культ, как условно-принято в нашей геймерской среде, где оценку зачем-то оспаривают и преследуют авторов.
У меня первой игрой была «Дальнобойщики 2», так что КТО ТАМ ГОНИТ НА МОЮ ЛЮБИМУЮ ИГРУ?)))) Хотя готов щас даже сыграть и написать обзор с критикой, потому что были моменты и там, которые мне не нравились. А по GTA вся трилогия сразу попала ко мне в руки и я начал знакомство с SA, потом VC и в последнюю очередь тройка. Как мы тогда играли в такие игры? Покатались, постреляли в бандитов, потом в копов, выполнили несколько заданий, естественно с пропуском кат-сцен и всё. Потом уже, становясь чуть старше, мы начинали проходить игру. И в первом варианте геймплея тройка была скучнее того же вайса (хотя физика и геймплей у них почти идентичны, но цветастый декорации Вайса радовали глаз), и во втором варианте тройка не выдерживала никакой критики. Прошёл я тройку полностью уже после релиза на телефоне, а это 11-12 год. Поэтому особой ностальгии у меня к ней нет и я могу быть не так сдержан и более объективен в оценивании игры. Но что в ней может быть интересного в 2025 году, без ностальгических чувств мне не понять.
Учитывая что на стадии разработки «деффективной» едишн брали вообще порт с мобильных устройств (андроид), то понимаешь, как они умудрились накосячить с обратным портом
Meh, и тут обзор с числовой оценкой.
Вот моя первая ГТА это Вайс Сити, но и тройка, с которой я познакомился позже, понравилась. Она тоже ГТА тех времён, но… Другая. Чуть более архаична, попроще, но по сути та же игра, где можно исследовать город, прийти на миссию, посмотреть катсцену, где часто происходит или звучит какая то дичь, и выполнить сумасбродную, по меркам реальности, миссию. Да, всякого дополнительного контента и прочего «эндгейма» считай что и нет, но мне он особо не нужен. Короче подходить к старой игре с современной, ещё и такой топорной, метрикой довольно глупо как по мне.
Технические детали можно измерить числовой шкалой, чувства и эмоции — нет (хотя многие пытаются). СГшную систему оценок тоже можно натянуть на числовую шкалу, но тем не менее она всё же более похожа на оценку впечатлений от игры, чем на изменение штангенуиркулем отдельных её элементов.
А игра то 2001 года, просто перевыпущенная в 2021 — естественно наследники её уделают. Ну натянули её на новый движок, изменили управление немного, но это же не ремейк. Не было цели что-то менять, кроме технических деталей.
Чувства и эмоции возникают от того, как каждый человек воспринимает для себя отдельные элементы игры. Для кого-то Либерти Сити эпохи 3д вселенной запомнился уютным местом, которое было интересно исследовать в детстве, поэтому все доводы о том, что он скучный, нелогичный просто не пробивают стену из воспоминаний.
Да, оригинал 2001 года. Но давайте представим новое поколение геймеров, которые родились в конце нулевых и начале десятых. Вот им дали возможность после GTA V, RDR2, TLOU, Cyberpunk 2077 и Ведьмака 3 посмотреть на GTA 3, что они там увидят? А вот ровно всё то, что написано в обзоре. Важны ли им чувства и эмоции тех, кому перевалило за 30? Наверное нет, они сели играть в игру 2021 года, весьма малый процент из нового поколения геймеров дойдёт до финала сюжета. Да я даже более чем уверен, что огромный процент поколения геймеров, кому за 30, тоже ге прошли игру полностью. Тогда о чём речь вообще?)
Для кого этот ремастер? Получается, что он для нового поколения, потому что старому поколению нормально поиграть и в оригинал 2001 года, а от новой графики они плюются.
Ну так садясь за ремастер старой игры каждый должен понимать из какого времени игра и зачем он её запускает. Опять же — для некоторых привлекательна архаика, кто-то освежает воспоминания, кто-то пропустил а своё время и прочее подобное. Но мало кто сядет за неё с мыслью получить новый игровой опыт. В каком-то смысле поэтому же стали популярны бумер-шутеры, но это уже игры «по мотивам», так что не суть.
Опять же, заметь, я твоё мнение по поводу отделеных аспектов не оспаривал, потому что… Ну это факт — игра явно не современных стандартов (а в чём-то даже на 2001 год была не очень). Просто оценивать её сейчас, современными метриками, довольно странно. Дело то твоё, это всё лишь моё мнение и прочее и прочее, но это как будто ставить оценки классическим фильмам, которым сейчас по 40 лет — в своё время критики этим занимались, но народное бессознательное возвело их в ранг классики и теперь уже новые поколения критиков оценивают новые фильмы, опираясь на эту классику.
Вот прям выделю на скрине. Опять же, если я сел бы оценивать оригинальную игру, то конечно же пришлось бы опираться на время, контекст и влияние, как и оценивать старые фильмы, опираясь на время релиза фильма. И то, по сюжету даже в то время были куда лучше игры. Но, если издатель посчитал, что можно не просто стряхнуть пыль с классики, но и нанести новую краску, лак, не меняя основ, не переосмысляя сделанное, то значит он подтвердил актуальность в текущих условиях и поэтому мы должны оценивать игру как отдельный продукт именно в текущий условиях.
И понятно, что моя позиция спорная, понятно, что я был готов к куче дизлайков, когда публиковал обзор, но я не собирался кому-то угождать, приводя аргумент «ну это же классика, вот тогдаааа она была...» — Окей, давайте обсудим игру 2001 года и все те же метрики применим к ней, но с поправкой на то время и тот контекст. Итог был бы другой. Но, почему мы должны оценивать продукт, вышедший в 2021 году с оглядкой на 2001 год? Я не понимаю. В то время, когда даже хороший сюжет первой мафии, даже по текущему времени, решили полностью переосмыслить и получилось хорошо, сделанный для галочки слабый сюжет GTA 3 не поменялся и в текущем время, хотя задумка хороша, я привёл пример в обзоре, как бы хорошо было, но мы получаем немного героя и бессмысленные задания, которые только ближе к финалу пытаются как-то связать. Поэтому нужно отвечать на такой вопрос, мы смотрим на игру серьёзно и отстранённо или через призму детских эмоций и воспоминаний о совершенно другом произведении?
Если серьёзно, то вот такой мой обзор. Если через воспоминания, то это уже не обзор, а размышления на тему, где нет рамок и оценок.
Не хочу душнить, но привезти их нужно было НЕ в отдел полиции. Здание полиции вообще в другом месте находится. А у копов вечеринка в здании старой школы.
Вот не надо за всех говорить. На выходе и после несколько раз проходил на ПК. На смартфоне проходил. А недавно с удовольствием прошёл на Xbox.
Причём не просто так пробежал по основной сюжетной ветке, а с прохождением всех побочек и сбором предметов.
А чем плоха числовая оценка?
Если проще понимать по метрике. SG, то это проходняк.
Старой игре? Игра 2021 года выпуска, как я написал, если мы будем рассматривать версию 2001 года, то там другая оценка, да и влияние было другое, другое время, другие обстоятельства. Тогда другие люди были и игры воспринимали иначе, игры не проходили, их играли по принципу «побегаю, постреляю и выключу». А сейчас другое время и выпускать игру с таким сюжетом без каких-либо изменений, уж тем более после сюжета RDR 2 — затея спорная. Даже тот же сюжет Вайс Сити уделывает тройку по всем фронтам. Даже сюжет портативной LCS (о которой тоже готовлю обзор) куда интереснее, хоть и с тем же геймплеем и физикой, в том же городе.