12 января 12 янв. 27 3960

Почему игры полезны (часть 1)

+31

Это вторая половина статьи. Вступление про мозг слишком разрослось, поэтому первая (точнее нулевая) часть лежит отдельно. Можете начать оттуда, но первая половина не касается игр. Но подробно объяснено как наш мозг развивается. Пара тезисов, на которые буду опираться:

  • Когда мы чем-то занимаемся, мозг развивается соответствующий участок мозга и немного вся кора головного мозга.
  • Когда мозг развивается, наша обучаемость растет.

Известные улучшения мозга

Чем занимается игрок в мультиплеерные шутеры? Например, Overwatch. Он прекрасно ориентируется на уровне. Прислушивается к звукам. Быстро замечает врага, замечает мелкие детали на объекте для определения класса и его возможностей. Врагов и союзников может быть несколько, все надо удерживать в уме, а лишние детали игнорировать.

Всё это хорошо тренирует наш мозг. Существует множество исследований, доказывающих улучшение когнитивных навыков. Ученые из Торронто отметили ускорение реакции у геймеров. Ученые из Франции отметили, что геймеры лучше ориентируют в трехмерном пространстве. Лучше и быстрее фильтруют изображение от мусора, лучше концентрируются на деталях. Могут дольше удерживать внимание и держать в уме больше объектов. Тоже самое касается и звуков. Постоянная слежка за шагами и выстрелами сильно прокачивает соответствующую зону мозга.

Игроки в квесты прокачивают память. А в стратегии обучаемость на основе большого количества информации. Ученые из Лондонского университета доказали, что новые игры увеличивают обучаемость на основе опыта, улучшается аналитические способности, когнитивная гибкость.

А зачем в реальной жизни такие «способности быстро меняться под быстроменяющееся задачи», «парадигма паузы во внимании»? Такое ощущение, что психологи придумали эти понятия уже после исследования.

Дело в том, что в мозге нет отдельного участка мозга для Call of duty или для другой игры. Он использует в игре те же участки мозга, что и остальной жизни. Так Грин и Бавелье показали, что игроки в экшены чаще замечают мелкий текст на периферии зрения.

Получается игры полезны. Но разве нам в жизни нужна такая быстрая реакция или внимание? Изредка пригождается. Например, внимания пригодится в поиске потерянных вещей, а реакция позволит быстро среагировать в аварийной ситуации за рулем.

Пример быстрой реакции в реальной жизни

Если вы читали первую часть, то понимаете, что любое занятие прокачивает мозг. Игры полезнее, например, чтения книг или просмотра фильмов. Именно с этими занятиями, обычно, сравнивают игры.

Поиск вещей, если вы, конечно, не имеете привычку разбрасывать вещи, редкое занятие. В аварии тоже редко человек попадает, поэтому такие редкие события ничего не прокачивают. Мозг расслабляется и не может быстро собраться когда условия редко меняются.

А ещё от новых игр растет фактор BDNF.

BDNF — элексир мозга

Эх, не получилось всю научную информацию уместить в прядущую части.

BDNF относится к нейротрофинам, веществам, стимулирующим и поддерживающим развитие нейронов. Играет важную роль в подкреплении изменений, происходящих в мозге в критический период. Проходит четырьмя способами:

  • Укрепляет связи между нейронами
  • Отращивает тонкую жировую оболочку вокруг нейронов, которая ускоряет передачу электрических сигналов.
  • Активизирует базальное ядро. Базальное ядро помогает концентрировать внимание и запоминать информацию
  • Заканчивает укрепление ключевых связей, завершает таким образом критический период
Словно в нашем мозге есть учитель, который говорит „Вот это, действительно, важно — это вы должны знать что сдать экзамен под названием жизнь“

Мерцених

BDNF активизирует часть мозга, отвечающее за обучение. У животных это происходит только в детстве. Поэтому собак надо начинать дрессировать в щенячьем возрасте, в течение сенситивного периода. Человек изредка может активировать базальное ядро в любом возрасте.

Базальные ядра можно активизировать при появлении чего-то важного, необычного, нового или в том случае когда мы делаем усилие для концентрации внимания. Так, например, наша обучаемость повышается в начале новых отношений. Вот бы существовала таблетка, которая активизирует наше базальные ядра.

Килрад и Мерцених нашли такую таблетку. Они вживил электрод в базальное ядро крыс. И активировался дистанционно. Они включали звук 9Гц. Через неделю ученые обнаружили, что значительно увеличилась проекционная зона слуха. То есть ученые вновь запустили сенситивный период у крыс. Крысы стали крысятами.

Представляете какие возможности откроются человечеству, когда сумеют эту технологию применить на людях? Но операции на мозге крайне опасные, опыты на людях аморальны, поэтому довольствуемся тренировками мозга.

Сравнение обычных тренировок памяти с играми

Мерцених разработал специальные тренировки для мозга.

Я уже делал обзор этих тренировок. BrainHq похожа на обычные игры. Точнее эти мини-игры являются частью обычных игр. Так мы в онлайн шутерах замечаем врагов даже если они появились на доли секунд, как во «Внимании в деталям». По мелким деталям понимаем что это за класс. В  Warhammer 40,000: Space Marine II когда враг атакует сзади, в нижней части экрана появляется индикатор, как в «Двойном решении». То есть ширина зоны внимания растёт. Даже самая сложная мини-игра в BrainHQ, «Краточный шуллер», встречается в играх. В  doom eternal нельзя пройти игру одним оружием. Надо помнить врагов и каким оружием их надо побеждать. Игра будет их в случайном порядке подсовывать, и игрок должен вспоминать какое оружие ему пригодится.

Внимание к деталям

Игроки ММО просто будут в открую смеяться, если увидят как тренирует общение BrainHQ. Там тренировка идёт за счет запоминания фактов по фото. Работать в команде учат командные игры, такие как Dota 2 и Overwatch.

А главное игры это весело. Старшее поколение почему-то считают, что полезное не может быть веселым. Лечились горьким чесноком, читали скучные книги. С одной стороны это хорошо — порой требуется поднапрячься ради результата. Но с другой веселые моменты лучше запоминаются. И веселыми занятиями такими как вкусная еда, весёлое видео или приятная музыка всегда с большей охотой занимаешься.

Именно поэтому тренировать мозги приятнее за хорошей игрой, а не за душными учениками. А игры не просто интересные, это просто кладезь удовольствия. У геймеров, которые проводят в играх больше трех часов в день, вентральный стриатум больше, чем у обычных людей и он лучше активизируется. Хотя порой это опасно - другие стимулы не такие яркие.

Дофаминовый путь
Дофаминовый путь

Но тренажеры мозга имеют особенности, которые не встречаются в играх. Чтобы повторить опыт тренировки мозга следует играть немного по-другому.

  • Возможность проиграть. Не все игроки, конечно, любят проигрывать, но в обучении важны и ошибки, и достижения.
  • Задачи должны совершенствоваться после успеха. Хорошо, если геймдизайнеры об этом подумали и грамотно настроили кривую сложности, но всё чаще я замечаю как в некоторых играх вместо игрока прокачивается персонаж.
  • Разные игры разные навыки качают, поэтому надо проходить разные игры. Под разными я подразумеваю действительно разные, а не клоны одной и той же игры с минимальными изменениями.

И всем людям, не только игрокам, мешает развивать мозг одна особенность. Вместо того чтобы развиваться, мы меняем окружающий мир. Когда человек начинает хромать, он берёт трость и ещё слабее полагается на мозжечок, ответственный за равновесие и ходьбу. В итоге мозг ещё сильнее деградирует.

Геймдизайнеры идут по такому же принципу. Игроку сложно ориентироваться в пространстве? Дадим ему карту и указатели. Игрок не может рассчитать расстояние до уступа? Пусть персонаж сам дотягивается. Это всё облегчает игроку жизнь, но вредит нашему мозгу.

Вывод

Игры один из самых эффективных способов прокачать мозг. Это доказано множеством исследований. Но эффективность тренировок можно повысить ещё сильнее, выбирая разные игры, не застревая годами в одной и той же игре. Пытаться самому разобраться, а не использовать читы или гайды. Выбирать игры, в которых:

  • Можно проиграть
  • Геймплей усложняется, требуется усложнить уже изученные паттерны поведения или придумать новые.
  • Присутствует возможность или отключен изначально интерфейс. Отсутствуют облегчающие механики. Например, отсутствует карта, указатели куда идти.
  • Они вам нравятся. Нельзя забывать, главное преимущество игр. Ими приятно заниматься, поэтому лимбическая система будет нам помогать, а не мешать.

Помните, что играть не стыдно, а полезно.


Лучшие комментарии

Оно, конечно, приятно почитать, что полезным чем-то занят, а не просто время убиваешь и монстриков на экране, но… если ты хлебушек, то хоть днями и ночами сиди в играх, толку от этого не будет.

«Брокколи полезны для здоровья, но мало это знать, надо ещё их есть».

Не знаю, 🤷 польза должна учитываться на единицу времени. Сравни:

1) Играешь ты 20 часов в какую-нибудь стратегию — ну ок, мозг работает, не засыхает, небольшая польза есть.

2) 15 часов ты изучаешь английский язык или читаешь профессиональную литературу по своей специальности. И потом 5 часов играешь/смотришь фильм чисто для того что бы снять стресс/расслабиться/отдохнуть.

Время затрачено одно и тоже, но объективно, второй вариант — лучше. Поэтому ИМХО: игры все-таки форма досуга, так к ним и надо относится. А нагрузить мозг, можно и нужно другими реально полезными способами.

Так и не надо никого обижать или заставлять. И люди не с одинаковой скоростью обучаются. Если бы всë было так просто и обучение проходило в фоновом режиме, то большая часть людей с невообразимым кол-вом часов в любой соревновательной игре были бы киберспортсменами, в смысле уровня игры. Но так не происходит. И ничего страшного в этом нет. Всë как в спорте, есть любительский уровень, есть полу-профессиональный, есть профессиональный спорт. Просто, со спортом проще, ибо кроме непосредственно игры в волейбол, например, спортсмены занимаются в зале, отрабатывают конкретные игровые ситуации в вакууме, нарабатывают игру в парах/тройках, изучают и разрабатывают тактику. Самой игры с уровнем профессионального роста становится меньше. И так много в чëм. В той же музыке: многие команды и коллективы очень подолгу репетируют по отдельности (как сам-на-сам с инструментом, так и отдельно ритм-секцией, например. Мы, играя в оркестре, начинаем собирать программу вместе с балетом и хором уже ближе к концертам, когда у всех разучен и собран свой материал). С соревновательными играми так же. Чем глубже погружаешься, тем больше подводных раскрывается. И фокус с игры переносится на хорошую игру. На хорошее исполнение отдельных элементов, из которых вырастает уже сама игра.

И вот тут игра из досуга превращается в полноценную занятость. Это не отменяет того факта, что люди учатся играть в игру и просто играя. Но достичь уровня киберспортсмена просто играя в игру – маловероятный исход

Игры от игр отличаются. Есть игры с смысловой нагрузкой, есть с нагрузкой на реакцию или на то, как мы оперативно можем запомнить местность. А есть игры, как… В которые заходишь из-за привлекательной картинки, а через 15 мину т есть желание удалить, так как нету не удовольствия, ни какого смысла. 4 года назад это чувство появляется всё чаще и чаще, теперь играть стал гораздо реже. Простите, но нет желания зачищать 20 аванпостов, лучше сделайте один, чтобы это захватило настолько, чтобы хотелось ещё. Как сцена с горящей коноплёй из Far Cry 3, защита Каэр Морхена или Contra da Luna в конце Призрачной свободы.

Я считаю игры развлечением, но хочется приятного осадка, особенно если игры более 10 часов, что в последнее время встречается очень часто.

Ну а соотношение труда/выделяемого дофамина зависит от соотношения, собственно, трудозатратности/выполнения задачи. Если слишком сложно что-то нахрапом взять – надо брать задачи помельче и подходить меньшими шагами. По крайней мере, так оно получается, если рассуждать из тезиса о «дофамин – гормон награды»

Ну а игроки в доту вполне могут не учиться играть. Люди с бесконечным кол-вом матчей и остутствием роста рейтинга – тому доказательство. Причëм, такие есть и на самом входе в игру, и повыше. Оно везде так, если нет задачи научиться и достичь чего-то – мы остаëмся на месте. Просто, вот так люди относятся к игре. Потому что для них это отдых :)

Игры один из самых эффективных способов прокачать мозг.

10 тысяч часов в форзу даже близко не будут по эффективности к 20 часам реального вождения. 10000 часов и 20 часов. Поэтому о какой эффективности говорит автор, ему лишь одному известно.

С тезисом, что игры стимулируют мозговую активность, согласен. Всё остальное — чушь, высосанная из пальца. Я также про дрочку могу расписать, как она хорошо влияет на мозг, там про дофамины, про воображение, про фантазии. Но все же понимают, что это чушь.

Игры приносят реальную пользу лишь в трех случаях, если вы стримите (не важно популярны ли вы, речь не только о деньгах), вы киберспортсмен (не обязательно успешный, но всё же киберспортсмен) или вы делаете контент по играм. В остальном игры, в массе своей (разумеется есть исключения) приносят околонулевую пользу.

Иронично, что автор когда писал статью, прокачал свой мозг намного лучше, чем когда он играл в игры.

з.ы. скорее всего автор перепутал реальную пользу от игр, с пользой для конкретно игроков. Например игра в доту даст игровые навыки, которые реально помогут играть в дьяблоиды. игра в батлфилд даст навыки, которые помогут играть в овервотч. игра в ассето корса даст навыки намного лучше играть в форзу и т.д. В этом разрезе игры, действительно приносят пользу. но исключительно в сфере/вакууме игрока и игр.

В крайности уходят. Автор про одно, а они " ИГРАТЬ 24/7 ВРЕДНО"… и при этом делают умные лица… забавно)

20 часов штангу качать тоже вредно :) Я в прошлой части отмечал, что для мозга помимо тренировок ещё помогает правильное питание, физическая активность, отсутствие вредных привычек, здоровый сон и отдых.

А что значит весело? Проф литература или учебники, зачастую, комплексные. То есть, имеют высокую планку входа. Становится ли менее весело их изучать? Да нет. Просто приходится напрягаться строить логические связи, искать другие формулировку/определения/примеры. Те же стратегии, особенно, нишевые донельзя комплеасны, оттого и занимают какую-то нишу. Они, грубо говоря, предлагают сначала прочитать учебник (проиграть, в нашем случае) и только потом начинать играть.

Игры не панацея. Приятная опция, да. А насчëт светимости на приборах – точно так же работают книги и фильмы. Отдых для мозга это, скорее смена деятельности (именно потому со школы и дет сада говорят про занятия умственные и физические в параллельном темпе). А во-вторых, обучение самой игре происходит только при какой-никакой отдаче процессу. Тут, опять же, вопрос, что там с ребятками, которые заходят в «доту после смены на заводе под полторашку пива»? Да ничего, в общем-то. В доту играть они не учатся, а значит, и навыки, которым их может научить игра, не развиваются.

Хочешь развиваться – надо развиваться. Ставить цели, задачи, а потом определять инструменты их достижения. Тогда мозг заработает. Как-то так получается, имхо

Мозг, всегда светится, тут сон и медитацию ни что не заменит) а я имею ввиду отдых, от основной деятельности (работы/учебы/прокачки навыков)

Статья под номером 0 — мне очень понравилась. Лютая база и хорошие советы, респект! Но в этой я вижу между строк посыл мол: не вините себя в том, того что вы целыми днями играете в игры — это полезно! Играйте в разные игры, даже если они вам не нравятся, ведь они принесут пользу!

Я с этим не согласен. Мой посыл: работайте, учитесь, прокачивайте реальные жизненные навыки условно 22 часа в сутки, а оставшиеся 2 часа можно поиграть в любимые игры, даже если это игры одного жанра, даже если это тупые игрофильмы, в которых вы лениво нажимаете qte, главное что бы было ВЕСЕЛО, а не полезно.

Так и игры недешëвые. Особенно в смысле входа. Собрать нтрмальный компьютер с нуля это трата. А ведь игры тоже надо покупать. Книги подешевле будут. А с обязанностями не очень понимаю. Трудовые обязанности? Набирать задач для сохранения баланса жизнь/работа. Домашние? Ну тут уж простор бесконечно велик: потому что по полчаса выделить на почитать/повязать/порисовать/поиграть на муз инструменте вполне реально.

Если рутина плоха – надо еë менять. Вся жизнь скатывается в рутину дом-работа-дом, если не озаботиться этим вопросом. Ну а работ с развитием вполне достаточно. Даже трудяга на заводе может заняться работой на другом станке, если руководство нормальное. Необязательно на работе должен быть вертикальный рост, горизонтальный тоже имеет место быть. Да и опять же, при наличии потребности в развитит на рабочем месте, человек старается найти работу, отвечающую его личным требованиям.

Игры, как любая форма досуга – именно досуг, как ни странно. Любое хобби хорошо, пока не вредит человеку и окружающии. И любое обучение это обучение. Так что говорить о лучше/хуже кощунственно, как по мне

Тут сложная штука, на самом деле. К примеру разговорился тут на всяких новогодних посиделках с бывшим ОРТ-шником. Который больше так не может и уволился. Вот человек увлёкся быть полезным. Многому научился. Преодолел много, достаточно серьёзных, конкурентных ситуаций что бы добраться до такого места работы. А в результате сделал только себе хуже, обществу хуже. Сейчас вот с переменным успехом и алкоголем борется с личностным кризисом.
Не всегда профессиональный рост полезен. Плюс, опять же та самая конкуренция. На которую надо тратить время, силы и прочие ресурсы. Не у всех хватает, да и на всех не рассчитано.
Опять же, даже быть полезным для общества не значит быть полезным для себя. На улице капитализм, и с лёгкостью эксплуатируется что угодно, а потом люди 60+ сидят в унынии с вопросом «И на хрена оно всё было!?».

Не знаю, о чем именно спорят остальные комментаторы, но могу сказать, что многие игры действительно тренируют те или иные навыки. Конечно, не в той же степени, как спец упражнения, но хотя бы так, как есть)

Нет, объясните.

Реально нужно объяснять почему мастурбация полового члена не сделает из тебя Эйнштейна?

Очень хорошо, если у Вас на работе есть возможность развиваться. Но таких профессий немного. У большинства профессий быстро появляется рутина. Кассиры в пятерочке как будут развиваться?

А повседневная жизнь слишком простая, чтобы что-то там тренировать. За исключением рождения ребенка, пожалуй. Да и то недосып в первые годы отрицательно повлияет на развитие мозга.

Под отдыхом подразумеваю активацию парасимпатической нервной системы.

Под весельем понимаю выделение дофамина. Знаю, что не он один влияет на поведение. Знаю, что он отвечает не только за веселье. Поведение человека сложное, но многое зависит как раз от дофамина. Будет слишком хорошо «усваиваться» — не сможешь оторваться от быстрого дофаминчика. Слишком мало — не сможешь себя заставить выполнять далекие цели и задачи. Подробнее не расскажу так как плохо помню и всю система не описать в двух словах.

Игры не панацея. Приятная опция, да.

Ну да. Но дота слишком сложная не получится в ней расслабиться. Хочешь — не хочешь будешь обучаться. Надолго ли не скажу.

Так и рутина не что-то плохое. Рутина это набор регулярно повторяющихся действий. Что мешает в эту рутину забросить чтение книжек/изучение языков? Спортзал, вот, помещается у людей. Это вопрос желания/мотивации. Ну и кассирами в пятëрочке работают не всю жизнь, а пока подрабатывают во время учëбы или где-то пересиживают, пока ищут работу

Что мешает в эту рутину забросить чтение книжек/изучение языков?

Заплата, обязанности :)

Так и рутина не что-то плохое

До определенной степени только.

Профессий с развитием мало. Бизнесмены да некоторые айтишники. Ну может контентмейкеры ещё.

Дофамин, скорее, гормон предвкушения. Просто для кого-то булочка сейчас громче звучит, чем открытый купальник летом.

Если все люди обучаются примерно с одинаковой скоростью, то я не вижу почему рейтинг должен расти. В любом случае неизвестно когда начинается рост, а когда просто поддерживается высокие характеристики. Я не вижу смысла кого-то обижать оголтельно и заставлять делать то чего они не хотят.

Читай также