12 января 12 янв. 1 3310

Почему игры полезны (часть 0)

+28
Эта статья не на игровую тематику. Когда писал про пользу игр, вступление слишком разрослось и я решил выделить вступление в отдельную статью. Это первая половина. Если хотите сразу про пользу игр прочитать - переходите сюда

Средняя продолжительность жизни во всем мире растет. Всё больше людей приближается к недостижимому ранее столетнему юбилею. Мы научились сохранять тело, но с вероятность 47% к 85 годам человек страдает болезнью Альцгеймера. Получается причудливая ситуация мы сохраняем людям жизнь, но половина людей выпадает из жизни задолго до смерти. Как же этого избежать?

Профессор Мерцених убеждён, что учёба помогает развитию нашего мозга. Давайте подробнее обсудим этот вопрос.

Мозг меняется

Профессор Марк Розенцвейг изучал крыс. Для одной группы крыс он с коллегами построили сложную, богатую по структуре и числу раздражителей среду. Для другой с бедными различными элементами, событиями и раздражителями. После вскрытия обнаружилось, что мозг у крыс первой группы весил больше, лучше снабжался кровью и имел большее количество медиаторов. Профессор Розенцвейг стал одним из первых ученых, доказавших существование нейропластичности — способности мозга меняться под воздействием окружающей среды.

Антропологи утверждают, что наш мозг появился примерно 1,8 миллиона лет назад. И с тех пор он генетически очень слабо менялся. С появлением цивилизации наше поведение начало серьёзно меняться. Но мозг оставался генетически прежним. Получается эволюция тут ни при чём. Наш мозг изначально пластичен и может выполнять задачи с которыми человечество не сталкивалось. Так, например, люди, судя по магнитно-резистентным данным, распознают марки машин модулем мозга, специализирующийся на распознавании лиц.

Наш мозг отличается от мозга всех людей, живущих до нас. Каждый раз, когда мы осваиваем новый навык или развиваем новую способность, наш мозг претерпевает значительные преобразования, физические и функциональные. Современная специализация вызывает масштабные изменения мозга.

Сканирование мозга лондонских таксистов показало, что чем больше стаж таксиста, тем больше объём его гиппокампа. У людей практикующих медитацию более развита центральная часть коры, которая ответственна за внимание. А морские цыгане могут настраивать глаза так что бы видеть под водой.

Животные, в том числе человек, в стимулирующих условиях увеличивают кору головного мозга на 5% и на 9% непосредственно те области, которые стимулируются с помощью тренировок.

Ученый из лаборатории Мерцениха провел любопытный эксперимент. Они составили карту коры головного мозга обезьяны и научили её давить на диск с определенным давлением в течении 10 секунд. Обезьяны получали еду, если давили с определенным давлением. После нескольких тысяч попыток, ученые обнаружили, что карта кончика указательного пальца обезьяны увеличилась. В ходе эксперимента выяснилось, что пока обезьяна обучается, происходит расширение проекционной зоны кончиков пальца. Через некоторое время число задействованных нейронов сокращается, но навыки не теряются. Оставшиеся нейроны становятся более эффективными.

Так же ученые доказали, что при обучении нейроны становятся более специализированными. По мере того как обучались обезьяны, рецептивные поля становились меньше. И обезьяны стали прикасаться к диску меньшей площадью кожи, т. е. кожа стала точнее передавать прикосновения.

Более того нейроны стали быстрыми. Скорость мышления во время обучения меняется. И выяснилось важность мотивации. Только когда обезьянам интересно, они эффективно обучались. У обезьян, которым было неинтересно мозг менялся, но недолго.

Не использовать значит потерять

Если мы перестаём пользоваться какой-то частью мозга, нейроны перепрофилируются под другие задачи. Так, например, человек, знающий или изучающий второй язык, часто использует основной чаще. Поэтому нейроны, отвечающие за основной язык перепрофилируются, и человек забывает иностранные слова. Или наоборот.

Рахул Джандриал, американский нейрохирург, рассказывал в своей книге как оперировал опухоль. Она находилась за сильвиевой щели, где расположены нейроны, важные для речи. Перед тем как резать, нейрохирург с помощью теста пометил важные участки и вырезал опухоль через неактивные участки. Удалить всю опухоль сразу не вышло, поэтому пришлось проводить повторную операцию. Важные для речи нейроны «переехали» и пришлось заново помечать важные участки мозга. Карты основных частей тела меняются каждые несколько недель. Вторая операция прошла успешно и пациент доктора Джандриала полностью выздоровела.

Но пластичность не ограничена одной областью мозга. Нейроны настолько пластичны, что люди с половиной мозга могут полноценно жить в нашем обществе при должной тренировке. Одна половина мозга учится выполнять функции отсутствующей. Естественно, через сложную реабилитацию.

Если люди при инфаркте не получают своевременную помощь, то часть их мозга отмирает. И половина тела может просто перестать функционировать. Но, если часами и неделями заставлять потихоньку двигать нерабочей половиной, то со временем безжизненная половина вновь станет функционировать. В клинике Тауба в Хьюстоне, штат Техас, с людьми играют в специальные игры «вставь колышко в отверстие», «схвати шар», «найди монетку в куче других менток» и другие по шесть часов в день в течении 10-15 дней подряд. Такое лечение помогает практически всем больным с нарушениями кровообращения в мозгу.

Получается замечательная картина: в зависимости от жизненной необходимости, наш мозг адаптируется под задачи, которые требуется. В древние времена люди охотились и занимались собирательством. А сейчас люди программируют, рисуют, регулируют технологический процесс. Осваивают самые разные профессии. Но не всё так радужно.

И дело не в том, что вредные привычки так же глубоко укоренятся в нашем мозге.

Мозг надо тренировать

В детстве мы проходим период интенсивного обучения. Каждый день приносит что-то новое. Затем, начав трудовую деятельность, мы активно учимся и приобретаем новые навыки и способности.

Норман Джойд

С психологической точки зрения средний возраст очень комфортный и привлекательный. Мы обладаем четким пониманием кто мы есть, обладаем богатым жизненным опытом.

Но проблема в том, что в среднем возрасте мы редко пытаемся освоить новую сферу жизни или овладеть новыми навыками. Работа по специальности, использование родного языка, чтение главным образом связано использованием уже освоенных знаний, а не с обучением. К пенсии системы мозга, регулирующие его пластичность не работают уже десятки лет.

Людям, мешает развивать мозг одна особенность. Вместо того чтобы развиваться, мы меняем окружающий мир. Когда человек начинает хромать, он берёт трость и ещё слабее полагается на мозжечок, ответственный за равновесие и ходьбу. Когда человек что-то не может запомнить, он вместо тренировок памяти, записывает это. В итоге мозг ещё сильнее деградирует. Я не призываю отказать от цивилизации и уйти в тундру охотиться на мамонтов, но отказаться от некоторых «костылей» в молодости увеличит шансы на здоровый мозг в старости.

Совет простой: занимайтесь чем-то новым. Для долговременного эффекта это занятие должно Вам нравиться. Учитесь играть на незнакомом музыкальном инструменте, изучать новый иностранный язык, новые движения в танце, откажитесь от функции «построить маршрут», играйте в компьютерные игры, занимайтесь специально разработанными упражнениями (ACTIVE, BrainHQ (мой обзор BrainHQ)).

Совет напоследок

Напоследок напомню о важности физической нагрузки. Необязательны изнурительные тренировки, достаточно естественных движений конечностями — ходьба в хорошем темпе, езда на велосипеде, плавание, кардиоваскулярные упражнения. Зачем нужны физические упражнения?

  • Снабжают мозг дополнительным кислородом, укрепляют сосуды и сердце
  • Стимулируют производство и выделение нейронально фактора BDNF
  • Стимулируют сенсорную и двигательную кору, поддерживают равновесия в нашем теле
  • Стимулирует рост новых нейронов

Думаю, не стоит лишний раз говорить о важности правильного питания и отказе от вредных привычек. Эти факторы непосредственно влияют на работу нашего мозга.

Ясного разума в старости всем кто дочитал эту статью и их родителям.


Лучшие комментарии

Читай также