Вы когда-нибудь забывали слова во время разговора? Это незначительное ухудшение когнитивных функций, которое может перерасти в более серьёзное, а затем и в деменцию. Причиной этого является то, что некоторые участки мозга не используются годами. Именно эту проблему хотят решить создатели тренировок мозга.
В 2010-х в США пошла мода на развитие мозга. Множество компаний ринулись тренировать мозги американцев. Но в 2016 прогремело громкое дело. Крупная компания Lumosity получила штраф 2 миллиона долларов за использование недоказанных методов. СМИ набросились как коршуны, но рынок продолжал расти.
Но есть тренировки мозга с доказанной эффективностью. Например, BrainHQ. В кампании-разработчик Posit science помимо 30 членов команды в штате 10 докторов наук. Они изучают пять областей мозга, которые деградируют с возрастом. Они с помощью специальных игр дают правильные стимулы в правильном порядке и с правильным распределением по времени. Таким образом мозг с возрастом не деградирует!
В течение восьми-десяти недель взрослые возрастом от 60 до 87 лет занимались по этой программе по часу в день. В общей сложности 40-50 часов. Показания памяти улучшены до 40-60летнего возраста, ПЭТ-сканирование показало отсутствие снижения метаболизма, который типичен для пожилых людей. Остальные люди отмечают улучшение когнитивных навыков, снижение аварийности на дорогах на 48%, более быстрое и качественное выполнение повседневных задач. Также становятся менее подвержены депрессии на 38% и чувствуют себя более уверенно.
Что такое BrainHQ
В BrainHQ нет ни сюжета, ни хорошей графики, только суровый геймлей. «Игра от ученых, это вам не игрушки,» — видимо, считают в Posit science.
BrainHQ — это сборник мини-игр, направленных на развитие реакции, внимания, памяти, пространственной ориентации, интеллекта и коммуникативных навыков. Открывается через браузер, поэтому доступна и на ПК, и на телефонах. Доступна русская версия. Но для оплаты нужна зарубежная карта или PayPal с VPN.
Каждый день предлагают пройти три-четыре мини-игры из 24-х. В основном, предлагают новые, усложнённые версии старых или те, которые развивают проблемные когнитивные навыки игрока. Так мне долгое время каждый день предлагали мини-игру по определению звуков, потому что у меня немузыкальный слух. А поиск ключей за месяц видел всего один раз.
При запуске мини-игр после короткого обучения предложат пройти небольшое тестовое задание, которое определит уровень когнитивных навыков. В зависимости от результатов начислят количество звёзд, необходимое для комфортной игры. Этот тест будет появляться перед каждым запуском мини-игры. Прошлые достижения будут учитываться.
Уровень сложности в этих играх постепенно возрастает. За серию правильных ответов дают звезды. Звезды увеличивают сложность. За неправильные ответы сложность снижают, но звезды не отнимают. Вместо этого для набора новой звезды требуется больше правильных ответов. Для прохождения сессии требуется набрать 10 звезд (или 5 для первого запуска).
После уверенного получения пяти звезд (80% правильных ответов), предлагать будет усложнённую версию. В мини-игре «Внимание к деталям» игрок за доли секунд из трёх бабочек или цветков выбирает две одинаковых. Сначала дают разноцветных бабочек. В усложнённой версии бабочки одного цвета, но различают узором на крыльях. Может меняться фон. Или объекты стоят дальше от центра. Или предлагают найти три одинаковых бабочки из пяти.
Покажи что видел
Это самая большая группа. Показывают объект очень короткое время и тебе надо показать этот объект. В одних играх объекты похожи, в других объекта два, в третьих объекты движутся. В четвертых показывают оригинальный объект один раз, а потом показывают по порядку ряд других объектов. Игрок нажимает клавишу, когда показывают объект, который показывали в начале.
Объекты могут быть самыми разными: бабочками, птицами, автомобилями, дорожными знаками, лицами, пейзажами, гифками и даже звуками.
Странно, что разработчики их распределили в разные группы. За сложные объекты (например бабочки с одним цветом, но с разным узором) отвечает быстрота мозга, а за большое расстояние между двумя объектами отвечает внимание.
На время
Задачи в этой группе легкие — определить одинаковые ли цвета у двух фигур, называют число, а игрок смотрит совпадает ли количество символов с надписью, правильно назвали цвет надписи. Порой задачи усложняют: показывают два числа. Если числа написаны текстом, то надо выбрать меньшее число, если цифрами, то большее.
Но эти задачи надо решить за короткое время. И, когда у тебя секунда или меньше, то даже простая задача может вызвать трудности. Особенно, сбивает ошибка.
Игры на память
Это уже сложные игры. По крайней мере, для меня. Показывают две карты по очереди. Показывают третью и надо определить совпадает она с первой. Четвертую надо сравнить со второй, пятую с третьей. То есть надо держать в уме два независимых числа, масти, звука и постоянно менять последовательность. Это на первой звезде. Дальше надо удерживать в уме последовательность до пяти независимых объектов. И всё это на время.
Чуть проще определять факты о человеке по фото. Показывают фото человека с его именем и двумя случайными фактами. Например, Патти любит готовить с супругом, любит йогурты. Потом вновь показывают фото и тебе надо вспомнить факты о нём из трёх предложенных. На высоких сложностях показывают больше людей.
Ориентация
И последняя группа — игры на ориентацию. Так их назвали разработчики. Я не знаю механизмов ориентации в пространстве. Но мне кажется логичнее построить локацию и запустить туда игрока. Но, видимо, игра от ученых за 15 долларов в месяц не может быть похожа на обычную игру за доллар навсегда.
В группе всего две мини-игры. В первой показывают две фигуры из тетриса (на высоких сложностях фигуры имеют больше четырех пинов) и спрашивают это одни и те же фигуры или зеркально отраженные. Во второй в поле три на три показывают два знака в случайных полях. Затем убирают один из них. Вертят, смещают или зеркально отражают поле и спрашивают где должен быть второй знак.
Обе мне показались простыми. Я легко получаю там пять звезд. Но с ориентацией у меня беда. Я живу в родном городе-миллионнике уже больше тридцати лет. И до сих пор плохо ориентируюсь в нём. Знаю несколько популярных мест, а что между ними не понимаю. А уже если меня отправить в лес, то и вовсе заблужусь через пару сотен метров без тропинок. То есть игры на ориентацию очень слабо прокачивают ориентацию.
Тоже можно сказать и про игры на интеллект. Это просто более сложные вариации других игр. Движущиеся объекты из первой группы. Игра с картами. Впрочем, что такое интеллект каждый думает по своему, описывая себя.
Поможет ли в общении если сможешь показать лицо после того как его показали пару секунд назад? Ну… может быть. Но это точно недостаточное условие. Регулярные смол-токи в этом гораздо больше помогут. Но это фактически средневековый метод — если хочешь чему-то научиться, то просто повторяй это многократно.
Может помочь мини-игра "Лицом к лицу". Там показывают человека, выражающего определенную эмоцию. После этого игрок должен показать другого человека с той же эмоцией.
Вспоминание фактов о людях тоже пригодится. Но проблема в том, что мы людей узнаём, используя долговременную память. Но поможет ли нам то, что мы вспомнили факт через 10 секунд после того как его узнали?!
Мини-игра, которая тренирует то что говорит — это «Охотник за целью». Игроку показывают от трех до семи независимо движущихся объектов. А потом ещё пара десятков. Игроку надо следить за первой группой, и в конце упражнения показать всю группу.
Мы одновременно можем в уме держать от трех до семи независимых объектов. И эта игра мне помогла удерживать в уме большее количество объектов одновременно.
Итак
BrainHQ, действительно, тренирует мозг. Но только простые когнитивные функции. Для поддержания мозга в тонусе и предотвращения усугубления возрастных проблем хватит. Да и в повседневной жизни навыки могут нам пригодиться. Я, например, заметно лучше стал понимать людей с плохой дикцией (то есть почти всех людей). Может быть бОльшего и не надо. Может быть вся наша высшая мозговая активность опирается на простые когнитивные функции. Дробышевский говорил, что вся наша деятельность — повседневность охотника-собирателя. Но каких достижений бы я не добивался в играх на быстроту мозга, все равно, часто только спустя какое-то время придумываю как надо было ответить.
Но под «фитнесом для мозга» предполагается, что ты станешь умнее. Наша повседневная жизнь гораздо сложнее и комплекснее, чем мини игры. Поэтому считаю хоть игра и полезна, но «фитнес для мозга» это просто маркетинговые слова. Высшая математика или изучение незнакомого языка больше подходит на звание «фитнес для мозга».
Но вот с чем хорошо справляется BrainHQ из маркетинговых обещаний так это с уверенностью. Со временем мне предлагали такие невероятные задачи, что если бы меня спросили раньше, я бы сказал, что это невозможно. Вы и сами, вероятно, заметили на примерах.
Эта игра полезна, хотя и не является чудом. Однако она слишком старается не быть развлечением.
Лучшие комментарии
Довольно интересную тему вы подняли.
Но у меня, по ходу чтения текста, возникло несколько вопросов.
Это первое, что бросается в глаза. На чем основано это утверждение? Вы говорите про летологику или уже о неврологических заболеваниях? Сейчас, я бы сказала, заявлять такие вещи, еще и голословно, несколько неэтично по отношению к читателю.
А можете привести исследования и по этому утверждению? На сколько я знаю, в нормальной ситуации, проблема с забыванием слов чаще проявляется из за стресса.
Здесь тоже хотелось бы больше фактики, откуда эти утверждения? Эти изменения произошли у 100% испытуемых? Если нет, то какой процент?
По этому предложению складывается впечатление, что вы не согласны. А как по вашему стоило бы оформлять такие тренажерные игры?
Судя по тем примерам, что вы показываете, здесь не про ориентирование на местности говорится, а про ориентацию в пространстве.
Нет, почитайте хотя бы эту статью, прежде чем заявлять.
Что такое простые когнитивные функции? И какие тогда сложные?
Эта игра по сути тренажер. Вы встаете на беговую дорожку и заявляете ей «Хочу смеяться 5 минут»?
И тренажер так-то чертовски полезный, как для среднестатистического человека, так и для тех, кто столкнулся с теми или иными заболеваниями, а восстанавливать работу мозга порой приходится и в раннем возрасте.
Я не согласна с тем, что игра не соответствует определению «фитнесом для мозга». И уж тем более не согласна, что больше под это определение подходит высшая математика или изучение незнакомого языка. Потому как игра — это тренировка на простых объектах, направлена на укрепление базовых функций, она не требует много времени и сил. Она доступна и проста в использовании. Выш. мат. и языки, безусловно тоже полезны, но это все равно что предлагать заменить отжимания на условные прыжки с шестом…
И на мой взгляд стоило бы порадоваться, что такого рода решения находят способы выйти за границы исследовательских институтов и коммерчески реализоваться, а не обвинять их в то что все это просто маркетинговые слова.
Затея забавная, но да, маркетинга там больше, чем реальной пользы. Тот же социальный интеллект, без контакта с реальными человеками, которые всё делают по своему, не особо растёт. Даже если контакт происходит в игровой форме, уже эффект на порядки выше, чем при одиночных тренировках. Причём какая нибудь EVE Online или, с другой стороны, тяжеловесная ролевая, по типу Шедоурана, как раз могут закрыть как раз весь заявленный тут спектр. Там будет и где посчитать, и где память применить, долгосрочное и краткосрочное планирование, интуитивные решения. Всё это в постоянном контакте с людьми и периодически со стресс-тестами.
Благодарю за развернутый ответ.
Не встречала чтоб нейробиологи однозначно заявляли что забывание слов, это уже тот симптом, который может перерасти в деменцию. Забывание слов, безусловно, может быть симптомом этого заболевания, среди прочих, но еще человек может начать забывать слова из-за переизбытка информации и усталости после активной умственной деятельности, что по факту является ровно противоположным вашему заявлению фактором.
Хм, а почему вы решили не прикладывать их сразу к блогу?
Я бы не сказала, что в этом приложении имела место предвзятость к понятию «развлекаться». Предполагаю, что разработчики преследовали цель сделать это приложение доступным для широкого возрастного диапазона, чтобы, условно нашим родителям, а то и бабушкам, тоже было просто и комфортно в это играть. И я не удивлюсь, если это и есть их основная ЦА.
Исходя из этого, да и из того что вы описывали ранее, про состав команды и процент ученых в ней, предполагаю, что бюджет был распределен не в пользу геймдизайнеров, что, в общем-то, ожидаемо для таких продуктов.
Однако, при всем при этом, как тренажер, который лучше сравнивать с языковыми приложениями, чем с 3 в ряд, с геймификацией и созданием дополнительной мотивации приложение, на мой взгляд, справилось.
Спасибо за комментарий. Сейчас всё поясню.
1. Память — это когнитивный процесс. С возрастом когнитивные процессы ухудшаются. Ухудшение приводит в болезням в старости. В частности к деменции. Деменция возникает, как вы заметили из-за стресса, вредных привычек, низкой физической активности, неправильного питания. Ну и главное про что блог — слабая когнитивная нагрузка.
Об это миллионы информации об этом. Странно, что Вы не в курсе. Медицинские исследования я не смогу привести — я не имею медицинского образования. Могу подобное только кидать:
2. По поводу того что мозг не используется и в следствии деградирует писал Норман Дойдж в книге «Пластичность мозга». Так же читал об это в учебнике возрастной психологии Кагермазовой. Ни там, ни там не было ссылок на исследования.
3. Все исследования Posit science тут:
4. Как стоило бы оформлять такие тренажерные игры? Сейчас существует целая игровая индустрия. Они четко понимают как мотивировать игрока, как вызвать целый дождь дофамина. То есть вместо того чтобы силой воли заставлять себя тренироваться, человек с радостью побежит самостоятельно тренироваться. Вместо этого BraiHQ максимально не похож на обычные развлечения. Зачем? Потому что кому-то стыдно развлекаться? Особенно, в свете того, что заинтересованность важна в тренировках. Я об этом на следующей неделе напишу подробнее.
5. Простым когнитивным функциям противопоставляется сложная мозговая деятельность, ВНД.
Мой следующий блог как раз про это)
Раньше прикладывал. Но блоги и так читают по диагонали. А уж на ссылки совсем не переходят.