17 июля 17 июл. 19 17K

Что такое Riven и почему это гениально

+44
Лучший блог недели
2000 ₽

Сейчас мы уже как-то забыли о том, что одно из самых очаровательных свойств компьютерных игр — погружать в выдуманный мир. Да, любая форма медиа — своего рода эскапизм, но видеоигры помогают отрываться от реальности дальше и привязываться к фантазиям сильнее фильмов и книг. Всё же триггеров-привязок у наших любимых игрушек объективно больше: фильмам не хватает свободы для интерпретации, книгам — наглядности (хотя чаще это проблема ограниченности фантазии читателя) и им обоим — интерактивности и активного участия реципиента. Вспомни, сколь самозабвенный опыт ты получал в Диабло 2, Морровинде, Готике — целый фэнтези-мир на твоём экране! И нет никого, кто разорвал бы эту невидимую углеродную нить, протянутую между сознаниями игрока и создателя. Абсолютная, кристальная вовлечённость…

Riven — это тот самый артефакт прошлого, формирующий крепчайшую связь между своим миром и тем, кто решил к нему прикоснуться.

«ТЫСЯЧИ МИРОВ НА ОСТРИЕ ПЕРА»

Некогда древняя цивилизация переплётчиков, Д’ни, освоило искусство создания миров. Для этого им не требовались сложные технологии, массивные артефакты или секретные ритуалы — достаточно лишь чернил и страниц, из которых будет собрана будущая книга мира. Её содержание всецело определялось фантазией и волеизъявлением автора. Все твои помыслы оживали под пером — чистые и не очень.

Знакомься, один из потомков Д’ни — Атрус, несчастный отец и не более удачливый сын, который, однако, не теряет надежды это изменить. Атрус написал несколько прекрасных работ. Возьми его книгу мира леса и переместись в поселение с уютными домиками на дереве. А как тебе кристальный остров, который подзвучивается колебаниями кварцевых сталагмитов? Механический замок, конечно, — гениальное в своей логичности и лаконичности творение… Прости, к сожалению, сейчас нам не до этого. Перед тобой раскрыта книга Ривена — он причина того, почему ты здесь.

Отец Атруса, Генн, за свои жестокие амбиции был заточён в Ривене. Прошло 30 лет, и вот он снова представляет опасность. Чтобы остановить его, возьми книгу-ловушку. Автор написал её так, чтобы она выглядела как путь прочь из мира, в котором заключён Генн. Заставь его прикоснуться к ней, и он будет заключён в этой книге. Не бойся, ты со всем справишься: отправляйся в дестабилизированный, умирающий мир, мир его тюрьмы — архипелаг Ривен.

Советую до последнего не залезать в гайды: ты получаешь от игры тем больше удовольствия, чем меньше о ней знаешь и чем больше узнаёшь сам
Советую до последнего не залезать в гайды: ты получаешь от игры тем больше удовольствия, чем меньше о ней знаешь и чем больше узнаёшь сам

ГЛАВНОЕ ДОСТОИНСТВО

Без интриги: это непосредственное исследование. И в данном случае слово «непосредственное» имеет больше веса, чем может показаться. Игры от Cyan Worlds в целом всегда отличались особенным подходом к головоломкам. Никакой абсурдной возни в инвентаре, пятнашек и примитивных затасканных квестовых формаций (как, впрочем, и любых подсказок кроме сюжетных). Вместо этого Ривен предлагает тебе понять себя. Исследование здесь это не просто возможность походить по, безусловно, красивым местам — это единственно верный ключ, которым можно вскрыть единую слаженную систему функционирования мира. Барельефы, узоры, символы, системы труб и вентиляций, звуки и содержательная наполненность вообще всего, что есть в игре, — это герменевтическая задача для игрока. Важно понять не, как решить конкретную головоломку, а как устроен этот мир в целом, из чего он состоит и по каким принципам работает. Несколько напоминает комплексные головоломки-шкатулки из серии the Room, только вместо разных шкатулок — одна большая. И именно здесь Riven начинает приоткрывать свою гениальность.

Абсолютно всё в игре связано. Порой буквально. Головоломки редко отстоят друг от друга и не объединены во что-то большее. Большинство активных действий со стороны игрока — это попытка повлиять на орган единого механизма. И это влияние будет бесполезным, если не понимать, для чего вообще ты занимаешься этим. Лор и загадки в Ривене сплетены в общий клубок. Например, на острове с бойлерной кратер потухшего вулкана заполняет кипящая вода, к которой подведена система паровых труб. Эта же система труб с помощью пара в ней управляет механизмами в этой части архипелага: запускает слив воды в пещере и поднимает лифт. На этом лифте можно подняться в лабораторию, в которой учёный изучал… необычные свойства воды) и даже создал микромодель с наглядной демонстрацией местных физических особенностей. Это знание ещё пригодится в головоломке на другом острове. Механически ты просто дёрнул пару рычажков, но на эмоциональном уровне получил мощнейший вброс дофамина из зародившегося чувства открытия нового. И да, в дневниках учёного ты узнаешь, зачем вообще было создавать бойлерную на острове. Получать удовольствие от содержательного наполнения головоломок, а не от их решения — нетипичный формат квеста, и в то же время это один из самых продуманных, логичных и смыслонагруженных экспириенсов в жанре.

Отдельный плюс для меня, который едва ли разделит большинство, — упор на бессловесное повествование. В сиквеле Миста есть диалоги, но их не так много, есть дневники с текстами (их всего четыре, два из которых — минут на 10-15 пристального чтения), но самый главный нарративный канал в игре — сам мир. Пытливого игрока он вознаграждает массивным пластом информации о себе и старается не оставлять вопросы без ответа. Например, легко предположить, что на остров тюрьмы когда-то вёл магнитоплан, который до сих пор соединяет между собой остальные части архипелага. И если зайти за непримечательный угол противоположной стороны, откуда ты в первый раз спускаешься к маглеву, то можно дойти до другого конца острова и увидеть, как металлический остов рельсового транспорта омывают морские волны. Абсолютная мелочь, до которой едва ли кому-то было бы дело, однако, мой личный душный интерес игра удовлетворила. И это не просто случайное совпадение моего любопытства и авторского усердия — таким образом проработан ВЕСЬ мир игры.

»…центральной мыслью было сделать так, чтобы окружающее само рассказывало игроку историю и характер персонажей, которые приложили руку к его созданию»
»…центральной мыслью было сделать так, чтобы окружающее само рассказывало игроку историю и характер персонажей, которые приложили руку к его созданию»

УРОК БИОЛОГИИ ЗА 9 КЛАСС: БИОЦЕНОЗ

Любая органика имеет тенденцию к упорядочиванию — элементов системы вокруг себя и себя в системе. Для выживания достаточно второго, однако, нам интересно то, насколько лаконичную и продуманную экосистему создаёт мир Ривена в целом. Флора и фауна даже без глубокого бэкграунда ощущаются взаимосвязанными. Да и сами по себе представители органического мира любопытно выделяются: рой моли, собирающийся в различные узоры, редкий золотой жук, который стал элементом оформления вращающейся комнаты, два милашных нечта на берегу джунглей, любимая зверюшка Генна, которой он запугивал поселенцев, — весьма запоминающиеся образы. Растения, хотя и выглядят более типично тропичными, всё же радуют и периодически доносят до мозга синестетический запах морского бриза из четвёртого Ассасина. А вот звуковое сопровождение более чётко фокусирует на себе внимание игрока. Музыка — предмет отдельного разговора, но даже без неё саунд-дизайн — просто сок. Всё звучит по-своему и не ощущается безыдейной эксплуатацией default_atmosphere_sound_000 из бесплатной звуковой библиотеки. У каждого элемента окружения есть свой собственный аудиальный характер — я натурально чувствую, что мир вокруг меня живёт, даже если я закрываю глаза.

Но что-то меня увлекло. Тропические виды — лишь часть общего визуального стиля. В синтезе с природой уживаются и местные жители в полукруглых домах-муравейниках в деревне на воде. За её пределами повстанцы оставляют свои тотемы, клинки и прочие культурные атрибуты, испытавшие неумолимое влияние географических детерминант. Создаётся впечатление, что само время и пространство сваяли их такими. Посередине деревни, на верхнем уровне располагается механизм в виде пасти огромного зверя — о его лоре и значении узнаешь самостоятельно. Ну и как не увидеть во всём этом автохтоническом единстве рукописное влияние создателя? Генн оставил здесь следы своей параноидально возделывающей деятельности. И не только лишь он…

В целом детальное окружение здесь — одно из самых красноречивых, что я когда-либо видел. В своё время серия Биошок впечатлила меня глубиной проработки environment storytelling. Обнаружить в Infinite безо всяких кат-сцен и нарастающего операторского напряжения квартиру близнецов Лютесов — «криэйторов» Колумбии в том виде, в каком она представляется игроку — было поистине шокирующем экспириенсом. В тот момент я ощущал себя одним целым с протагонистом, ведь меня не ведёт за ручку невидимый оператор по нужным местам, а я сам нажимаю кнопки и сам формирую в голове картину событий. Именно этого хотят и именно к этому подводят игрока создатели Ривена.

Прогуливаясь по острову джунглей, ты обнаружишь парящее над землёй густое облако, в котором можно рассмотреть бездну — звёздное пространство под разломом Ривена. «Дышать там точно можно, но сам процесс совсем не похож на привычный мне. Как бы смешно это ни звучало, порой мне казалось, что это бездна вдыхает меня…» И у тебя будет возможность самому попасть туда — за ширму нарисованного мира.

АТМОСФЕРА В КОСМИЧЕСКОЙ ПУСТОТЕ

Первоначально оригинальная игра 1997 года создавалась, со слов братьев Миллеров, для двух типов игроков — хардкорных квестовых решал и просто «туристов» — неторопливых исследователей местных красот. Оба интереса недавний ремейк учитывает и подстёгивает с равным успехом. Но немаловажно то, что общий паттерн эксплорейшна помогает обоим. Наблюдательность и любопытство — главные отмычки для игровых загадок, но и без мотива пройти игру, насладиться уникальными видами не составит труда.

Ну так, а причём тут космос? На то есть две причины. Одну я намеренно умолчу, а о второй расскажу. В связи с уже описанными особенностями Riven формирует не самый типичный вайб приключенческой игры. Он может привычно захватывать и очаровывать, но в то же время… пугать. Пугать своей обезлюденностью, молчаливостью, равнодушием, которым пропитаны голые скалы, гротескные механические постройки, всегда одинаково безучастное море. В этом мире ты всегда ощущаешь себя одиноким, а окружение постоянно напоминает о том, что ты здесь лишний. Оно функционирует так, как ты ожидаешь, но не получается избавиться от чувства, что в этом мире нет ничего, для чего ты бы сам представлял интерес. Что бы ты ни делал, всё останется таким же эмоционально опустошённым. И наилучшим образом эту часть чувственного спектра подчёркивает игровая музыка.

Второй из братьев-создателей серии — Робин Миллер был помимо прочего ещё и автором саундтрека для MYST и RiVen. И его стиль весьма узнаваем. Какой должна быть музыка для приключенческой игры? В целом, разумеется, любой, но стереотипными выступят какие-нибудь оркестровые партии, которые нагонят ужаса, повоют в кульминации и мажорными ходами преодоления вырвут героя из лап зловещего фатума. Но что ты слышишь, когда попадаешь в Ривен? Лёгкую пульсацию эмбиента, смесь из этнических инструментов и глубоких синтезаторов. Редко когда звучит конкретный въедающийся мотив, но ты с лёгкостью улавливаешь изменения, когда перемещаешься на другой остров. Знакомые инструменты пересобрались в музыку нового места. И даже без знания о том, что конкретно изменилось, по закону Клапареда, твоё нутро ощутило характерные изменения. Через сплетённые корни деревьев, застывшую водную гладь, перемены тектонических высот ты чувствуешь, как это место перекачивает свою энергию в новом ритме. На глазах в неподвижных скалах зарождается жизнь. Но всё меняется, когда ты попадаешь в места рукотворства главного заключённого. Уши ослепляет отчётливый навязчивый и напряжённый мотив. Становится неуютно. Всё какое-то неправильное, как будто этого не должно здесь быть. Нутро вдыхает лёгкий страх неизвестного и зловещедолинного. Особенно сильную эмоцию я испытал, когда почувствовал его на одном из островов, на котором мегаломания создателя воздвигла памятник своей параноидальности. Впрочем иногда Ривен оставляет тебя лишь с редкими, разомкнутыми звуками, не сплетёнными в общее музыкальное полотно. Ну и каждый раз, когда в твоих руках оказывается книга мира, ты слышишь этот напряжённо-зазывающий мотив и предвкушение чего-то, что ты ещё никогда не видел. Эта быстро бегущая картинка в книге вот-вот станет твоей новой реальностью.

Моментами игра напоминала мне проекты the Chinese Room по части атмосферы опустошённости
Моментами игра напоминала мне проекты  the Chinese Room по части атмосферы опустошённости

ХАРДКОР

Не то чтобы Riven был вопиюще сложным, однако, многие пишут, что для этой игры необходим «особый склад ума». И притом что я не люблю любого рода элитарные ярлыки, конкретно в случае с работами Цианов это умозаключение валидно. Эту игру не то что пройдёт не каждый — она именно что не каждому зайдёт. Механически одолеть её под силу любому, но вот получить в процессе удовольствие — уже нетривиальная задача. Эта игра эмоционально вознаграждает человека с фантазией, жаждой исследования, сильной внутренней мотивацией искать и находить неочевидное и, самое главное, того, кто любит задавать вопрос «а что если…» и способен креативно концептуализировать пласты уникальной информации. Ривен не сложен для тех, кто его понимает. И свои правила он презентует довольно явственно, но никак не вовлекает в них игрока. Ты должен сам быть замотивированным на то, чтобы во всём разобраться. И арт-дизайн с музыкой и лором поспособствуют твоему вовлечению, однако, раскрыть внутри себя очарование этим миром тебе предстоит самостоятельно.

«Лучше всего приживаются в Ривене те, кто умеет слушать и подмечать мельчайшие детали для решения загадок, искусно вплетенные в общую канву истории. Окружающий мир будет подталкивать вас к верным решениям, пока вы собираете для себя картину произошедшего из на первый взгляд не связанных между собой обрывков информации.»

В любом случае настоятельно рекомендую попробовать)

Утерянная магия физических изданий
Утерянная магия физических изданий

+ Чувство настоящего исследования: уникальные миры, в которых ты полностью предоставлен сам себе
+ Предельно логичные загадки, построенные на структурно и последовательно прописанном лоре, который и является ключом ко всему
+ Музыка Робина Миллера: мощная смесь предчувствия радости первооткрывателя и смутно-густого страха перед неизвестным
+ Дизайн миров: магия древнего народа и технологии индустриальной эпохи, инкрустированные в примитивную культуру островной цивилизации, — такой первобытный стимпанк
+ Игра не считает тебя идиотом

- Начинать всё же лучше с ремейка первой игры:  MYST чётче презентует свою гениальную концепцию, да и миры в нём поразнообразнее


Myst

Платформы
PC | Mac | PS | PS3 | PSP | PSV | NDS | 3DS | iOS | Amiga | JAG | SAT | 3DO | CD-i | WM
Жанр
Дата выхода
24 сентября 1993
190
4.0
92 оценки
Моя оценка

Riven: The Sequel to Myst

Платформы
PC | Mac | PS | iOS | SAT | WM
Жанр
Дата выхода
29 октября 1997
67
4.4
28 оценок
Моя оценка

Myst (2021)

Платформы
PC | Mac | XONE | XBOXSX | Oculus
Жанры
Дата выхода
26 августа 2021
93
4.1
30 оценок
Моя оценка

Riven

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
25 июня 2024
49
4.2
6 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Благодарю за подробный экскурс в классическую серию

А вот мат тут запрещён, даже запиканный. Поправь, пока модеры не распубликовали пост 

Myst для VR буквально создан, Riven — точно нет.

И не из-за технической составляющей, с ней всё наоборот отлично, а из-за необходимости делать тонны записок, что в VR неудобно.

А вообще, цианы уже выпускали отличную VR-first игру: Firmament. Она мне даже показалась удачнее ремейков Myst и Riven в плане управления.

(P.S.: говорю это всё как большой любитель VR-адвенчур, прошедший всё из списка в VR)

Сердечно принимаю твою благодарность)

Пару лет назад я тоже играл в оригинал 97-ого и забросил) даже не знаю почему. Сейчас установил на телефон, помаленьку буду закрывать гештальт. Удивился, что анонсировали ремейк Амерзона, да и как-то игры Сокаля после мистоидов ощущаются вдохновлёнными работами Цианов (очаровательные ручные технологии, вокруг которых всё фунциклирует, да и Сиберия в целом тянет на уникальный фантазийный мир).

Я тоже не то чтобы пачками их жру, прошёл только всё что делали Цианы (кроме Obduction, которая с моим шлемом не подружилась) и виарный The Room.

Да я в курсе за оригинал) Как раз и говорю, что в нём эти записи клёво смотрятся (аутентично — вопросов нет). Но не класть же пререндер поверх анриловых моделек) Хотя какой-нибудь SH Short Message как-то мешал и графониум, и предзапись. Да и Алан Вейк второй туда же. И всё же сомнительно + откровенно бюджеты не те.

Выражаю благодарность за освещение ретро приключений.

В своё время пробовал в неё сыграть, но почему-то забросил. Что ж, после Myst и Amerzone будет чем заняться. А то вылетела из моей головы, как и многие игры из прошлого.

Ты бы подпись скринов под спойлером «крутой находки» убрал, а то ведь Фен с банхаммером придёт...

С куполами тоже интересно систему переделали. Ну и два главных пазла игры сделали менее душными, сохранив их суть

Сейчас бы это странно смотрелось с актуальной графикой. Всё же предзаписанные ролики лучше ложатся на фреймовую картинку, чем на 3D-модельки. Но сами модельки людей, в отличие от окружения, такие себе. Издержки Анрила.

Прошёл ремейк на прошлой неделе.

Офигел с разрушающегося моста. Вот такими и должны быть качественные ремейки — с изменениями в местах, где ты вообще их не ожидаешь.

Если кто не проходил, то в оригинале огромный мост между храмовым островом и островом с бойлером опускался при подаче пара. В ремейке же вся конструкция рушится.

Спасибо за такую развёрнутую конкретику. Я столь пристально за всем движем не следил, просто сделал какие-то выводы на основании того, что знал. Если все права у Цианов, то это однозначно круто (вот бы ещё Аркейн выкупили у Юбов Dark Messiah). А по поводу пердолинга, я не устанавливал и не играл пока в другие игры серии, кроме первых двух) Но так как люблю ставить на ноут всякую древность, уже предвкушал продолжительное соитие. Для некоторых игр у меня нет других вариантов, кроме как эмулировать Windows XP (потому что иные манипуляции просто не работают). В любом случае рад, что с оригиналами мистов всё попроще.

Да-да, это была классная сцена)
Я ещё когда просто подошёл к вентилю, подумал, да не, блин, как-то слишком легко. Ну не может же быть… Ну и да, не может) Хотя я по итогу пришёл к другим выводам: в целом игра ощущается так же, как и оригинал, или около идентично. Разве что фреймы в старой версии переключать откровенно неудобно. В остальном — бессмертная игра с бессмертной концепцией.

Эх. Ремейк Riven хорош. Но вот почему они забыли про дальнейшие Myst-ы (III-IV-V, Uru). Сейчас ни апскейленных текстур под них нет, и играть на современных системах больно.

Все никак не решусь прикоснуться к Myst и Riven в VR, только откладываю и откладываю. Замечательное погружение в серию. Буду болеть за тебя на пятничных косарях. 

Вроде как, банально проблемы авторских прав. Уж не знаю историю, но начиная с третьей части в издателях фигурирует Юбисофт. Вроде как, он даже внутренними студиями делал четвёртую часть (третью — некая студия Presto). По факту Цианам принадлежат только первые две части (хотя в таком случае я не очень понимаю, почему Юби не купили именно франшизу, а не права на сиквелы — хз, как это работает), и именно их они и ремейкали. Собственно тот же оригинальный МУСТ переиздавался минимум пять раз. В том числе в виде ремейка RealMyst: Masterpiece Edition 2014 года, то есть на него права у Миллеров оставались.

А по забытым частям согласен — больно. И ладно бы у 4 и 5 хотя бы были консольные версии, чтобы точно можно было запустить ROM, но по факту только третий Мист выпускался на PS2 (ещё и четвёрка выходила на Бокс, но на его эмуляцию всем пофиг). И если захочешь поиграть в пкшные версии на современном ПК, готовься к пердолингу. С другой стороны, недавно французская студия таки выпустила переиздание Beyond Good and Evil. Может, нам ещё можно на что-то надеяться.

Про Firmament слышал, но также не добрался. Я вообще мало знаком с VR-адвечурами\квестами. Могу лишь похвастаться пройденными Retropolis и The 7th Guest 

Жаль, что они решили вырезать видео, записанные с живыми актёрами, могли просто их улучшить.

Ну мне, да и большинству понравилась именно предзапись

Только позавчера наткнулся на собрание игр студии Cyan, бувально вчера скачал- и НАТЕ) Блог по Ривен и Мист. Интересное совпадение) 

Читай также