Думаю, каждый не раз задавался вопросом – почему нас не понимают? Политики, которые видят в геймерах лишь врагов, когда надо кого-то выставить виноватым в социальных проблемах. Бизнес, который не понимает или не хочет замечать наших желаний, продолжая заваливать рынок ААА-навозом за всё растущий фулл-прайс. Порой даже близкие начинают бухтеть про «Игры для детей!», «В твоём возрасте…» или морщатся от вполне безобидной лексики.
По причинам подобного мы сегодня и пройдемся. Материал не маленький, так что устраивайтесь поудобнее, с вами Витар Пересмешник – острые вопросы, сложные темы простыми словами, ментальное здоровье и немного юмора. И да, то, о чем я расскажу сегодня, в первую очередь касается России, а в мире в большинстве случаев такая ситуация именуется «та же *опа, только в профиль».
Психологи.
Начнём с самых важных людей для дальнейшего рассказа, а заодно с самых простых для понимания. И здесь в непонимании виновата по большей части сама психология как наука – она очень сильно полагается на статистику. Чтобы предсказать поведение человека, его аналог должен быть изучен и задокументирован, причем важен не единичный образец – нужна полноценная статистика на основе большого количества людей, желательно от тысячи и более. И если прежде у психологов были данные за сотни лет наблюдений, то мы, геймеры, изменились в своём поведении слишком сильно, и многие прежние наработки действуют не так, как раньше – модели получаются недостоверными. Нужно полноценное изучение наших реакций, а это время и деньги, которые к слову практически не выделяются. Особенно на качественные исследования, а не те, где заранее определили – «Гейминг вреден!», после чего подтягивают результаты под вышеуказанную мысль.
Вторая проблема для учёных – мы не едины в своих реакциях, вкусах и устремлениях. Культура гейминга более многогранна, и если удаётся сделать психологическую модель, которая хороша работает с любителями соулсов, то при встрече с фанатами RTS она хромает на все конечности и просится на пенсию досрочно. Да, есть какие-то примитивные паттерны, которыми нами можно управлять, например, это касается способов агрессивной монетизации, но в большинстве случаев понимание отсутствует полностью.
В чём проблема такой ситуации для нас – пока мы остаёмся чем-то неведомым, нас сложно анализировать. С одной стороны, это свобода, с другой – нас, наше мнение, наши желания просто не учитывают, а местами, как неподконтрольный фактор, пытаются давить и даже запрещать.
Что с этим делать? Если возникает такая возможность, не отказываться от участия в опросах, позволить учёным накопить хоть какой-то материал, чтобы развеять хотя бы основные дурные страшилки о нас.
Политики
Тут тоже всё просто: в большинстве случаев для политиков геймеры идут в двух категориях – или пофиг, или нафиг. Но тут вина не в нас, а в их подходе. Среднего политика рядовой человек интересует или как принципиально полезное лицо – медийная личность, учёный, бизнесмен и т.п. Это люди, которые могут приносить большие налоги со своих доходов, использоваться как рупор для нужного мнения, продвигать научно-технический прогресс и т.д. В общем, персона, которая выполняет полезную роль. Или как управляемая масса – большой объем людей, которых желательно собрать в одну кучу и управлять этой самой кучей, вылепливая под нужные задачи. Масса хорошо производит доход с НДС, ставит галочки в нужных клетках на выборах и, желательно, не подаёт голос. Средний геймер не попадает в первую категорию, но и во вторую не слишком хорошо вписывается – наше увлечение плохо приносит доходы с НДС, мы меньше подвержены влиянию медиа, потому как у нас не хватает на него времени, менее активны во всяких сборищах/парадах/митингах, поскольку зачастую они нам не интересны. Потому большую часть времени мы находимся в категории пофиг, но когда надо показать обществу врага, провести демонизацию, чтобы объяснить проблемы с младшим поколением – наше увлечение едва ли не первое на очереди. Потому что именно нас, геймеров, средний политик с удовольствием бы списал нафиг.
Чем это нам грозит? Да в принципе всё тем же, что и так происходит регулярно. Абсолютно не понимая нас, чиновники пытаются как-то руководить, попутно творя всякую дичь. Тут и закручивание гаек, и запреты отдельных игр, и очередная попытка ввести рейтинг на игры (словно у нас его нет вот уже лет двадцать как) – в общем, типичное метание курицы без головы, что заляпать может от души.
Что делать? Терпеть, мы их попросту переживём. Как бы то ни было, геймеров становится всё больше, мы можем общаться в кругу своих интересов (и да, сетевое общение ничем не хуже реального, но об этом как-нибудь сделаю отдельный разбор), ну а курица без головы, конечно, может уделать всё вокруг, но закончит всё равно в роли ужина.
Бизнес
С этого момента идут такие темы, когда каждую хочется превратить в огромную статью, но пусть это остаётся на потом. И тут сразу уточню, речь идёт о «Бизнесе Больших Денег» - компаниях, которые не стремятся к развитию как игровые, ибо всё, что их интересует, это прибыль. Причем прибыль сейчас, а не в потенциале. Они не понимают нас, потому что им это не интересно. Люди, которые управляют большими деньгами, редко сами во что-то играют, а если даже играют, то воспринимают себя и свои интересы иначе, чем подавляющее большинство других людей на планете.
Прежде чем вложить деньги, такие компании обычно заказывают прогнозы аналитиков – что должно быть в игре, чтобы получить прибыль. Аналитики тоже не боги, они берут доступную информацию и проводят анализ… И тут смотрим пункт «Психологи» - мы для них непознанное, значит, материалов для изучения рынка мизер. А что есть? Есть сомнительного качества работы, написанные самопровозглашенными учеными, которые не признаются в научном сообществе. Зато эти работы есть, и они попадают в статистику. Как итог, из-за громкости и медийности, в анализе часто всплывают такие вещи, как лгбт,* цветная тематика, феминизм. Это те моменты, которые якобы будут положительно восприняты геймерами, их требуется добавить в проект побольше.
Да, из-за непонимания основного контингента, из-за того, что мы как бы и не существуем, студии творят то, что нас от них отталкивает, а потом искренне недоумевают, почему проваливаются высокобюджетные проекты, выполнившие весь повесточный план. Для того, чтобы понять, а что не так, этим псевдоучёным выделяются деньги, они, разумеется, продолжают нести чушь, выдавая своё мнение за научные данные, и всё повторяется. Этот процесс я назвал «спиралью предвзятой ошибки» - когда виток за витком большой бизнес сам же, на свои деньги возводит стену непонимания, за которой остаётся основная масса игроков.
Что тут можно сделать? Голосовать рублём, не вестись на попытки развода, не покупать за всё растущий фулл-прайс сомнительного качества игры. Если большой бизнес перестанет вливать деньги в эту спираль, она рухнет, а для этого паршивые проекты должны проваливаться. С точки зрения нас, геймеров, и здоровой части игровой индустрии пусть лучше каждый человек занесёт денег в очередную гачу или скупит пачку копеечных инди. Даже если вам ничего сейчас не надо, просто дайте немного лишних денег тем проектам, которые вам нравятся. Это будет куда лучше доната в купленной за фулл-прайс игре или покупки очередной конвейерной фифы.
Старшее поколение.
Этот пункт можно разобрать на сразу несколько полноценных статей, но сейчас мы копнём не глубоко, просто для понимания. Игры как вид искусства очень молоды, да и как явление именно полноценные компьютерные игры – совсем юны. Несколько десятков лет для общества, которому многие тысячи – это буквально вчера. Люди в возрасте редко готовы узнавать новое, у них есть своя сложившаяся картина мира, и когда в ней что-то меняется, им становится некомфортно, потому они готовы отрицать даже то, что видят перед собой. И даже если на двери написано ЗАКРЫТО – подойдут и подёргают, просто потому что тут они проходили сто раз и другой маршрут строить не хотят. Но и мы, геймеры, редко помогаем им принять изменения в мире. Вот честно, кто из вас, читающих этот материал, задумался, какие есть интересы у родителей и какие игры им бы под эти интересы подошли? Давайте посмотрим, что мешает нам и старшему поколению понять друг друга, хотя бы основные моменты.
Проблемы старшего поколения, которые им мешают влиться в игры – демонизация со стороны СМИ, стереотип «игры для детей», нежелание/сложность изучать новое, нежелание менять картину мира, отсутствие времени.
Проблемы геймеров – предвзятое отношение из-за непонимания, не готовность подбирать родителям подходящий им продукт, неумение или нежелание обучать. Отдельно стоит отсутствие коммуникации внутри семьи, когда люди просто живут вместе, но семьёй являются лишь номинально. Это совсем иная проблема, не имеющая отношения к играм, и ключевым вопросом тут становится её исправление, а это уже работа для специалиста из области семейной психологии.
Прежде чем они попробуют понять нас, сперва давайте поймём их. В большинстве случаев старшее поколение воспринимает гейминг как человек, который не разбирается в программировании и видит километровый лист кода – оно огромное, непонятное и, кажется, сейчас сожрёт вас. У старшего поколения чаще всего уже нет сил, чтобы с нуля, самим познавать что-то новое. А когда они вообще не представляют, о чём идёт речь, им поверх можно навешивать из медиа про «игры – зло, детей портят, а взрослым к ним прикасаться вообще фу». И нет, я сейчас не дам волшебную рецептуру, как это исправить по щелчку, тем более такого рецепта просто нет, а эта статья посвящена общему обзору. Но пару советов в ожидании более крупного материала всё же будет.
Для начала – работаем над собой, убираем в сторону всё раздражение, снисходительность, агрессию. Прежде чем использовать термин, убедитесь, что его правильно поймут. Да, мы привыкли перебрасываться своим внутренним сленгом – дд, дефы, дропы, бусты… Сленг — это не плохо, он показывает, что некоторая деятельность социализируется, обрастая внутренним языком, такой есть и у юристов, и у финансистов, и у врачей. Но сленг – это разговор для своих, чтобы быстрее или точнее понимать друг друга. Разговаривая с пациентом, врач не будет использовать внутренний язык, используемый среди посвященных.
Первое, что нам нужно – чтобы старшее поколение понимало нас, наладить диалог, используя понятные им слова, даже если фраза становится длиннее. Делаем отсылки к их развлечениям – «Ну вот тот же боевик, что вчера смотрели, только ты сам управляешь, куда бежать, в кого стрелять, а сюжет примерно такой-же» или «Да тот же футбол, что ты по телевизору смотрел, только не они играют, словно у каждого полторы ноги, а ты управляешь!» или «Сюжет как в книге, но действия выбираешь ты –с кем будешь дружить, против кого воевать». Даже если такими сравнениями вы не посадите человека за компьютер или приставку, он начнёт соотносить игры с собственным развлечением. И чем больше будет таких разговоров, тем плотнее будет возникать связь, в которой известные старшему поколению развлечения получают отражение в наших играх. После такого в меньшей степени станут оказывать влияние сторонние мнения, ведь рассказы про «доку два» будут сталкиваться со знаниями о том, как там на самом деле. И если ваш папа любит футбол и знает, что в играх есть тот же футбол, то в следующий раз, когда ему будут вбивать «игры делают из детей аутистов», он будет воспринимать это как нападки на своё увлечение, даже если сам в футбол не играет, что вызовет отторжение к услышанному. И, может быть, старшее поколение даже заинтересуется, если подобрать им достаточно подходящие проекты. Но это лишь шанс, всё зависит от человека, ваших отношений, можете ли вы нормально разговаривать и готовы ли вас слушать. В любом случае, спокойная и взвешенная манера общения, без непонятных терминов даёт шанс на взаимопонимание и уменьшает вероятность, что своим поведением вы подтвердите страшилки про геймеров.
Мой личный опыт скорее положительный – мама любит книги и фэнтези, в итоге сейчас за её плечами Морровинд, Скайрим, Ведьмаки, Пиларс, Дивинити, Невервинтер и куча проектов поменьше, я сам не во всё играл, что она прошла. Но это прекрасная возможность при встрече обсудить новинки и вместе ждать финальную версию БГ3.
Геймеры
Но и между собой мы не всегда можем внятно объясниться. Дело в том, что такого явления как «субкультура геймеров» не существует, это звучит как «субкультура слушающих звуки» или «субкультура спящих лёжа» - мы слишком разные для такого поверхностного объединения. Фанат гоночных симуляторов и фанат новелл едва ли имеют много точек пересечения внутри своих игровых интересов. И тут частенько как со старшим поколением – мы не готовы объяснять, человек либо уже в теме, либо ну его нафиг. И это не самая лучшая позиция для взаимопонимания. Возможно, засыпав человека сленгом, мы оттолкнём его от своего увлечения или жанра, а чем больше у наших любимых игр поклонников, тем больше шансов, что выйдет новая часть или что-то подобное. Может быть тот, кого мы сегодня научим основам, через несколько лет будет рвать турниры, став киберспортсменом благодаря нам. Возможно, если мы научимся не устраивать срачи, а находить единомышленников, мы заберём этот мир себе, заставив всех считаться с нашим увлечением. А заодно защитим игровую индустрию от сомнительных личностей, желающих перекроить её всю, под своё сомнительное видение… И пусть сами жрут своё… с лопаты.
И совет тут всё тот же – будьте спокойнее, переспрашивайте термины и объясняйте, если спросят. Помогайте людям влиться и сами знакомьтесь с новыми проектами. Даже если человек перед вами играет исключительно в «три в ряд», он тоже увлечён. И если не относиться к нему с пренебрежением, деля мир на все, кто разделяет мои вкусы, молодцы, а остальные – недоделанные, то в мире станет куда больше приятных людей. Гейминг вырос в среде, когда из нас регулярно делают виноватых в том, что вода мокрая, потому немалая часть геймеров агрессивно защищают свои вкусы или взгляды. И всё же средний возраст геймера по миру 30+ лет, давайте соответствовать! В конце концов, наше время уже пришло. Но это тоже материал для отдельной статьи.
Послесловие.
Для ознакомительной статьи хватит, если есть желание – оставляйте в комментариях темы, на которые хотите услышать разбор. Манипулятивный донат. Гейминг старшего поколения. Причины обилия фигового лгбт в играх. Демонизация игр с точки зрения психологии. Насколько нормальны сетевое общение и сетевые отношения для современного мира. Как игры Hoyo спасают игровую индустрию. Пишите темы, которые лично вас интересуют, в комментариях, и те, которые я не назвал – тоже, чтобы я видел, что сделать в первую очередь. Увидимся через пару недель, в новом материале.
* Деятельность международного общественного движения ЛГБТ признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации
Лучшие комментарии
Ух, похихикав давайте разбираться:
Кого нас? Дальше используется термин «геймер» надо бы его расшифровку дать. Знакомый катающий в фифу раз в неделю и взявший под это консоль, он геймер, а почему? Девочка играющая в симс вечерами — геймер? ПАрень сидящий в вове по 14 часов в свободные дни — геймер?
Каких наших реакций, изучения чего? Для изучения нужен предмет изучения, и даже уходя от вопроса моего выше, для того, что бы говорить как в статье — нужно погуглить хотя бы исследования?
Для того, что бы эти абзацы имели весомость, можно начать хотя бы с книжки, вроде бы в прошлом году она выходила на русском Getting Gamers: The Psychology of Video Games and Their Impact on the People who Play Them.
Опять же, тут круто используется термин геймер, в котором автор напяливает этот ярлык основываясь видимо не на статистике, а на своем взгляде на себя, и на своих друзей, видимо… Ну штош, могу сказать, что мое окружение не совпадает с этим описанием, что будем делать? Искать статистику? Врят ли...
Ну и опять же, про какие страны мы говорим? А хотя, например в России есть гранты на видеоигры — это не поддержка?
Любую компанию интересует прибыль. Ну типа это основа. Не будет прибыли — нечем будет платить людям.
Как я понимаю, тоже чисто по вашему мнению? Или мы можем все же как то найти интервью, или что то такое? Я не знаю, на чем то же эта фраза основывается?
При чем тут вообще психологи? Вот асасин — хорошо продается, вот и аналитика, то что хорошо продается — нужно игрокам, так как они это покупают.
После псевдоученых можно вообще бросать чтение, но раз уж я читаю это второй раз что бы написать коммент, я это не брошу.
Если бы основной массе игроков это не нравилось — то не продавались бы ассасины, скины и так далее. То что не нравится — проваливается. Другой вопрос тут в том, что теперь успех у корпораций меряется не так как раньше, нужны сверхприбыли, и рисковать никто не хочет, по этому мы сейчас имеем меньше рискованных проектов.
Что бы через пять лет вы выпустили статью, почему нельзя нести денег в гачу?)) Ну это уже выходит за рамки. Бесплатные гачи лучше фулпрайс проектов? Не, с инди согласен, инди ок. Но гачи и призывать всех туда донатить?
А чем вас фифа не устроила? Вот у меня есть несколько человек, которые покупают и играют год? Они по вашему что? не должны покупать то что нравится?
ТУт мы можем просто весь абзац перевести в фразу «общайтесь нормально со своими родственниками». Статья тут явно не для нашего портала. Да и что есть старшее поколение? Людям которые играли в компьютерные игры в детстве уже по 40-50 лет)
Послесловие.
Если пишете статью о своем опыте и субъективном мнении, не нужно его расширять на общество или группу людей. А если говорите про исследования или статистику — приводите эти исследования, что бы не быть голословным.
Я скажу только три слова:
- Верстка;
- Медиа-оформление;
- Позитиваторы [опционально].
Этот коммент куда ценнее самого поста
Я не понял этот блог.
Всё в итоге сводится к проблеме отцов и детей. Это не изменить.
Здрасьте! А киноманов, книгоманов и меломанов тоже не существует?
Больше конкретики. Больше статистики. Больше исследований. Больше конкретных примеров. Последние, конечно, ничего не доказывают, но хоть разбавят личное мнение.
Я не знаю, мое мнение, что количество геймеров растет и отношение к ним сейчас совсем другое. И если мои родители 10-15 лет назад еще и занимали позицию «хватет играт!1», то сейчас и сами залипают то в мобильные времяубивалки, то в отдельные игрули на пека. Актуальность статьи, будто бы, улетучилась какое-то время назад, когда гейминг еще был «не для всех».
Так если в итоговой версии Лара не стала лесбиянкой, то этот пример как будто не совсем подходит?
И Хаммерлока, если я правильно понял, ты считаешь плохим примером?
В целом согласен, один момент смутил.
Не уверен, что это так работает. Андромеда хорошо продалась не из-за своего качества, а из-за предыдущей игры серии, полагаю. Ну и многое от маркетинга зависит, а не от качества игры.
Я вот уже некоторое время слышу про обилие ЛГБТ в играх, и меня всегда такие заявления удивляли, потому что мне всё это в играх не так уж и часто попадается. Потом, правда, я очень поверхностно пробежался по нескольким спискам: на Википедии, ГеймсРадаре, itch.io (там правда сплошь ноунеймовые игры) и в паре мест ещё. И, видимо, мне редко такое встречается, потому что я далеко не во всё из этого играл (Baldurs Gate III, например). В общем к чему это я… Может ты перечислишь список игр с фиговым ЛГБТ и объяснишь, почему оно фиговое. Мне правда интересно, настолько ли плохо то, о чём я так часто слышу.
* Деятельность международного общественного движения ЛГБТ признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации
Автор считает, что анализ рынка происходит, основываясь на трудах сторонних психологов. То есть, даже не удосуился погуглить, как именно работает анализ рынка, потому что автору это неинтересно. А ты еще ждешь, что он пойдет искать настоящие исследования, а не выдумывать их у себя в голове?
Ну или вы все же не искали? Вон после моего комментария даже книгу нашли одну. Про то что есть еще исследования, вероятно, к следующей статье доберете информации))
Ну и на русском языке все не упирается, исследования в нашей стране и вправду отстают зачастую подобны от мира. Так что английские тоже стоит мониторить.
не геймеры, а разрабочики и издатели. Шеймеры в таких процессах чаще выставляются пострадавшей стороной
Потому что прибыль не падает, игры продолжают покупать. В эьтом плане, бизнес делает все правильно — неправильно поступают геймеры, котоырм не нравится. Игру можно просто не купить, как напрмиер случилось с дейз ган, которая не окупилась, как случилось с рыцарем аркхема, когда издатель начал нести убытки за плохую оптимизацию, как случилось с киберпанком, когда сони начали забирать деньги у сиди проджектов, чтобы рефандить
Камон! Геймер, это не новый сапиенс — гейминг это ровно такое же увлечение, как собирать марки, или клеить модельки.
За тем исключением, что бизнес геймдева платит налоги на деньги от геймеров, медиа полностью контролирует вкусы и предпочтения большей части геймеров, а также среди геймеров очень развит активизм. Может не офлайновый, но он в целом сейчас не так развит, как еще в нулевые. Это еще и не говоря про то, что через игры очень удобно продвигать государственные ценности и идеи и это не только про Смуту (где не получилось), это например про то, что у тех же Активижн, в свое время был контракт с Пентагоном
Ты очень плохо предстаыляешь, как работает анализ рынка. прям даже не попытался погуглить. Как я уже написал выше и ты сам написал это — геймдев, это бизнес и этот бизнес п продолжает делать то, что приносит деньги. Если что-то денег не будет приносить, это делать не будут, все — настолько просто.EA не читает труды Фрейда, чтобы выпустить копию предыдущей Фифы, EA смотрит на показатели продаж и отклики на трейлеры
Атари, это 60е годы
Извини, но вся статья базируется либо на домыслах, причем зачастую устаревших, либо на какой-то мании величия, как будто геймер, это новая ступень эволюции человечества, которой приходится ютиться с устаревшим видом.
Ты сам придумал проблему непонимания и сам подводишь под нее аспекты без доказательной базы, игнорируя случаи, которые их же и опровергают. Ничего не напоминает из пункта про психологию?
Не совсем. Геймеры выставляются пострадавшей стороной, пока не грянет какой нибудь шутинг в школе или вроде того. Тогда сразу все смотрят в том числе на тех, кто слишком многих убил в катках CS и COD)
Человек к тебе с наивною, чистой душой, а ты ему жестоким миром по всем местам. Вот как так можно?) Шутка!
Тогда уж надо сравнивать с игроками в покер, несчастных, спускающих деньги на игровые автоматы и прочее. Потому что в той же филателии нет фактора борьбы, соперничества, азарта. Точнее, есть, но он внешний, в том, чтобы найти нужный образец, возможно, потратив на него хорошенькую сумму. А в играх — внутренний кураж!
Автор скорее всего про графонистые игры, так называемые ААА и подобные. А это уже хотя бы нулевые.
А мне показалось, статью писал откровенный дилетант, который даже не пытался понять хотя бы логику тех же корпоративных аналитиков.
просто автор считает, Что игра в жрпг гачу делает его не таким как все.
Видимо, имеется ввиду собирательное и общее. Ну или те, для кого игры — это не что-то, что он запускает, чтобы забыться, убить время и негатив. Под последнее даже целый жанр есть, но я не думаю, что те, для кого игры существуют только в таком виде, могут сбиваться в фандомы, рассуждать о геймплее и персонажах.
Ну тут уже проще. Очевидно, что в поклонника стратегий развиты конкретные стороны мышления. Поклонник шутер отличается как минимум реакцией. Поклонник сюжетно-ориентированной ролевой игры или квест-адвенчуры ценит драматургию.
Грубо говоря, поклонник стратегий вероятно и скорее всего привержен точным наукам, готовый часами рассуждать о драмах и моральных дилеммах, наверное, склонен к гуманитарным.
А что должны исследовать психологи на рынке? И зачем?
Вы считаете соцопросы и социальные исследования проводят психологи?
Давайте проверим, какую литературу вы считаете «рецензируемой». Был обы круто узнать, за какими изданиями вы следите, на протяжении хотя бы лет пяти, что бы хотя бы бегло пролистать их, и првоерить ваши слова?
Или это опять высказывание, которое основано на вашем мире в вашей голове?