9 июня 9 июн. 9 3995

Как разобраться в серии Halo (и не сойти с ума)

+22
 

Halo — одна из самых известных видеоигровых франшиз и одна из флагманских серий Microsoft. Ставшая, в своё время, настоящим переворотом среди консольных шутеров и системселлером самого первого Xbox. Это игра, которая имеет огромное количество поклонников по всему миру. Но при этом она практически неизвестна в странах СНГ. Причины этому в общем-то понятны: первый Xbox в наших краях никогда не был популярен, соответственно и его эксклюзивы популярны тоже не были. Правда первые две игры всё-таки заглядывали на ПК. Но, полагаю, что у ПК-игроков в начале-середине нулевых хватало игр, которые перетягивали на себя внимание.

А третьей игры на ПК так и вообще не было аж до выхода The Master Chief Collection, так что для ПК-игроков серии как будто вовсе и не существовало. Да и консольные игроки у нас в то время скорее сидели на PS2. Плюс перевод на русский появился только во времена четвёртой части. Так что, как я и сказал, большинство игроков в наших краях так и не поняли от чего можно было бы фанатеть в игре, где здоровенный чувак в зелёной броне бегает и отстреливает разных пришельцев? Что, мало что-ли таких шутеров? Да чего уж греха таить, я сам, после первого прохождения, тоже от игры не зафанател: мне понравилась атмосфера, я оценил необычный геймплей, и на этом, собственно, всё. Так что я не то чтобы не понимаю игроков, которые решили не продолжать знакомство с серией дальше. Но в какой-то момент мне всё-таки стало интересно, а за что вообще серию любят и я начал разбираться в вопросе, и вот сейчас это одна из моих любимых видеоигровых франшиз. Так что если вы забросили серию после первой игры, то, возможно, вам стоит дать ей ещё один шанс, ведь, на мой взгляд, серия того стоит. Ну, а я попробую рассказать, что в ней вообще есть интересного.

Начало

Начну я пожалуй, с краткой истории компании, создавшей Halo — Bungie. Компания Bungie была создана Алексом Серопяном, в Чикаго в 1991 году. Первыми играми, которые выпустила компания, стали Gnop! и Operation: Desert Storm. Они обе были созданы самим Алексом.

Первая игра представляла из себя обычный  Понг (с названием написанным задом наперёд). А вторая являлась танковым шутером в «декорациях» Ближнего Востока (этакая разновидность  Battle City). Обе игры были выпущены на Macintosh. Примерно тогда же его пути пересеклись с молодым программистом Джейсоном Джонсом, которого он взял в команду. У Джейсона на тот момент на руках уже была спроектированная им на Apple II игра Minotaur. После того как он портировал её на Macintosh, Bungie выпустили её в том же 1991 году под названием Minotaur: The Labyrinths of Crete.

Minotaur: The Labyrinths of Crete
Minotaur: The Labyrinths of Crete

Она представляла из себя сетевую кооперативную игру. Хотя «одиночный» режим там тоже был, но в нём делать особенно было нечего — разве что карту исследовать. Эта игра, как и прошлые, тоже вышла на Macintosh. И, забегая вперёд, они продолжали сотрудничать с Apple, выпуская игры исключительно на Macintosh, до самого выхода первой Halo.

Следующую игру Джейсон Джонс изначально планировал сделать сиквелом «Минотавра» и перенести её в 3D, но в процессе от этой идеи отказался (от идеи продолжения, а не от идеи переноса в 3D). Так и была сделана их следующая игра «Pathways into Darkness», которая и стала их первой коммерчески успешной игрой.

Pathways into Darkness
Pathways into Darkness

Студия в те времена была ещё небольшой, так что большую часть игры Джейсон делал практически в одиночку, Алекс в то время уже занимался операционными вопросами и в разработке не участвовал. Но успех Pathway into Darkness позволил Bungie увеличить штат сотрудников, а Джейсон даже решил замахнуться на разработку двух проектов: Mosaic и  Marathon. Однако на MacWorld Expo '93 Marathon встретили прохладно, отмечая её схожесть с Pathways Into Darkness — их прошлой игрой. И Джейсону пришлось решать: или продолжать работу над двумя проектами, и оставить всё как есть или бросить все силы на доработку Marathon. В итоге Mosaic была отменена. А Marathon стал успешным и дал старт целой серии: у игры вышли два сиквела (один их которых был даже портирован на Windows). Про первую игру у месье Карнова даже выходил материал, который вы можете почитать где-то тут.

Marathon
Marathon

Но в середине 1990-х Bungie занималась не только созданием собственных игр, но и, например, портированием ( Abuse) и изданием (Weekend Warrior) других игр на Mac. После окончания работы над Марафоном они принялись за создание другой игры —  Myth: The Fallen Lords, которая также потом превратилась в серию. Забавно, кстати, что на её итоговый вид повлиял  Quake, вышедший незадолго до того. В какой-то момент Джейсон Джонс осознал, что игра выходит слишком похожей на творение id software и, немного поразмыслив, сделал её максимально непохожей на Quake.

Myth, кстати, стала первой их серией (с небольшой оговоркой), все части которой выходили не только на Mac, но и на Windows. B где-то во времена выпуска серии Myth в составе Bungie появились такие люди, как Марти О’Доннелл (с Майклом Сальватори) и Джозеф Стейтен — именно эти люди (наряду с Джейсоном Джонсом, конечно) в большей степени ответственны за итоговый вид первых игр Halo. О’Доннелл и Сальватори писали к ним музыку, плюс к тому же О’Доннелл во времена разработки был у Bungie ещё и звукорежиссёром, так что за ним была не только музыка, но и вообще звуковое сопровождение, так что за часть атмосферы его тоже можно поблагодарить. Ну, а Стейтен же отвечал за сюжеты большинства игр Halo, сделанных Bungie.

В целом, дела в середине 90-х у студии шли неплохо: они даже открыли ещё одну студию в Калифорнии — Bungie West. Но тут беда пришла откуда не ждали: первая партия дисков с  Myth II: Soulblighter содержала в себе критический баг, который, при попытке удаления игры с диска, делал содержимому вашего жёсткого диска (и вам, в общем-то, тоже) очень больно. Баг был обнаружен слишком поздно: уже после того, как первая партия дисков была отправлена по магазинам. В итоге перед Джейсоном Джонсом встал выбор: выкатить патч, который пользователи могли бы скачать и установить с официального сайта (да, это были те времена когда такое нужно было делать самостоятельно), либо отозвать всю партию дисков и заменить их уже пропатченными версиями. Джейсон выбрал второе. Как итог — этот баг обошёлся студии примерно в 800000$ убытков. Поэтому дальнейшая разработка и издание игр оказалась под вопросом, в том числе и для тайтла, который они тогда разрабатывали — Halo. Первоначально его планировалось выпустить на Macintosh, Windows (и даже про PS2-версию слухи ходили).

 

Качество не очень хорошее, но кадры в каком-то роде уникальные: Джейсон Джонс представляет трейлер их новой игры на MacWorld Expo '99.

Но, поскольку, теперь Bungie испытывала некоторые финансовые проблемы, им пришлось продать права на  ONI и серию Myth компании Take-Two. Именно поэтому третью часть Myth разрабатывала и издавала уже не Bungie. А ONI, разработанную Bungie West, издавала Rockstar — дочерняя компания Take-Two. Ну, а саму Bungie в итоге купил Майкрософт, и им пришлось переезжать из Чикаго в Вашингтон, поближе к головному офису Microsoft. Ну, а разрабатываемый ими шутер срочно пришлось переделывать под новую платформу: эксклюзивность на Xbox была одним из условий сделки (поговаривают, что Джобс был просто в ярости).

Ну и чтобы вы понимали насколько спешно Bungie пришлось всё переделывать: Майкрософт приобрела их в 2000 году, а первый  Halo вышел в 2001. Вспоминайте об этом когда будете проходить уровень в Библиотеке.

…Что имя для ИИ — «Кортана», было выбрано не просто так, а потому, что в Marthon был ИИ — Дюрандаль. И в Bungie решили, что в их новой игре было бы неплохо снова назвать ИИ в честь какого-нибудь легендарного меча. Но поскольку название меча Карла Великого — «Жуайёза», им показалось слишком дурацким, они остановили выбор на мече Эдуарда Исповедника — «Кортане». В общем да, Кортана — это Оружие.

Ну, а дальше вы наверняка и так знаете: революция в жанре консольных шутеров, миллионные продажи, успех-успехов, толпы фанатов и бла-бла-бла… Так что же в ней есть интересного? Кто-то, наверняка скажет: геймплей, и будет прав. Ведь в отличие от большинства шутеров того времени, в Halo ты не можешь таскать с собой целый арсенал: всё что тебе доступно — это два вида оружия и два вида гранат, что вынуждает тебя действовать более тактически. Хотя всё же обычно оружия, раскиданного по уровню и выпадающего с врагов, вполне может хватить, так что по большому счёту достаточно просто следить за количеством патронов в том оружии, которое ты используешь, что несложно. Но что ещё круче — тебе даже не обязательно использовать оружие во время стычек с врагами: их можно просто бить врукопашную. Да, ведь мы же играем за генетически улучшенного суперсолдата, в усиливающей броне, так что у него очень сильный удар. Атакуя врага сзади можно даже вырубить его с одного удара (даже какого-нибудь Брута). Так что при желании, вы можете просто скакать везде и вырубать врагов вообще не используя патроны. Хотя на легендарной сложности такое может и не прокатит. Через какое-то время вы рискуете настолько к этому привыкнуть, что проходя в очередной раз игру просто будете бить врукопашную всё подряд: Элитов, Брутов, стены, стёкла, ящики и ворота (а то чего они так долго открываются?). Хотя нередко вам даже в перестрелке участвовать не обязательно. Конечно бывают ситуации, когда тебя запирают на какой-нибудь арене, вроде пары локаций на станции «Каир» во второй части или того места, где вы впервые сталкиваетесь с Потопом в первой игре, или самого начала уровня «Могильный разум» из той же двойки. Но зачастую можно, не ввязываясь в перестрелку, просто «проскакать» дальше, и пусть Ковенанты дальше сами решают, что это такое сейчас было. И вообще прелесть первых игр, в том, что это просто большое поле для экспериментов, где можно устраивать, например, что-то вроде этого.

 

Mint Blitz на таких вещах, на ютубе, можно сказать, что карьеру построил.

Короче играть в Halo может быть очень весело.

 

Такие ролики есть к каждой части, но ролик ко второй мне нравится больше

Но всё вышенаписанное — это только вершина айсберга. Halo — это не просто шутер, где ты отстреливаешь инопланетян: собственно, таковым он перестал быть уже лет двадцать как. Ведь Мастер Чиф не просто чувак в зелёной броне — у него есть бэкграунд, а пришельцы не просто болванчики — у них есть разные расы, своя история, иерархия, у многих есть вполне прописанный лор. В конце концов не просто так у игры существуют ролики вроде этого.

 

И если вы ещё тут и если вы всё ещё тут и вам всё ещё интересно, то самое время погружаться дальше.

Итак, у любого новичка, который приходит в фэндом достаточно старый (а Halo уже почти четверть века исполнилось), возникает вопрос: «А с чего тут начать?» Не буду оригинальным и скажу, что начать лучше с первой игры — Halo: Combat Evolved. Да — она несколько устарела и да — сюжет в ней далеко не какой-то сногсшибательный. Однако игра выполняет одну важную функцию — она знакомит вас с некоторыми из основных персонажей этой вселенной (с остальными вы познакомитесь уже во второй игре).

И вот тут, в зависимости от того, насколько подробно вы хотели бы разбираться во вселенной, ваши дальнейшие действия будут различаться. Для понимания самых-самых основ вам достаточно просто пройти оригинальную трилогию. И на этом всё. После прохождения первых трёх игр вы будете знать достаточно, для поддержания светской беседы с любым фанатом Halo.

Однако чтобы разбираться в этой вселенной лучше, вам, понятное дело, придётся нырнуть гораздо глубже в кроличью нору. И если вы готовы, то… Охо-хо — начинается самое интересное.

Но прежде, чем перейти сразу к тому с чем вам предстоит столкнуться, стоит оговорить несколько моментов, к которым вам стоит быть готовым. Первое — это нестыковки. Их будет много. Причём самые первые можно обнаружить уже практически в самом начале второй игры.

Ну и второе — это потребует много времени. Хотя если вас действительно «зацепит» не думаю, что это станет такой уж большой проблемой. Проблемой станут другие вещи, но об этом позже.

Итак, вы прошли первые три игры и решили погружаться во вселенную дальше, что там дальше на очереди — четвёртая часть? Ну… на самом деле нет. Следующим вашим шагом («стартерпаком» расширенной вселенной, так сказать) должно стать прохождение ещё двух игр, которые сделала Bungie в этой вселенной —  ODST и  Reach. В них вы узнаете о событиях, происходивших непосредственно перед первой частью (Reach), и событиях, происходивших где-то параллельно второй части (ODST). В обеих этих играх придётся играть уже не за Мастера Чифа: в случае Reach это будет отряд Спартанцев-III — Ноубл, а в случае ODST — отряд Альфа-9 (ODST — это не Спартанцы, если что).

Эти игры стоят прохождения, так как некоторые, из появившихся в этих играх персонажей, играют не последнюю роль в расширенной вселенной.

И вот вы прошли все пять игр, вам всё нравится и вы теперь лучше разбираетесь в лоре Halo. Самое время переходить к четвёртой части? И снова нет. Ведь если вы хотите лучше разбираться в лоре, то вам не стоит забывать о ещё одной игре, сделанной, правда, уже не Bungie, а Ensemble Studios. Правда хуже от этого она не стала. Я говорю про  Halo Wars. И сюжетно она интересна тем, что в отличие игр Bungie, речь в которых шла о последних месяцах конфликта с Ковенантом, в этой игре речь идёт о первых годах этого конфликта. Так что да, я считаю, что если вам интересен лор, то Halo Wars стоит прохождения. И даже если стратегии это не ваш жанр и вы его не любите, то это консольная стратегия. И к тому же всегда можно поставить низкую сложность.

Ну хорошо, вот наконец-то вы прошли первые три игры плюс ODST, Reach и Halo Wars. Вы ещё лучше разбираетесь в лоре, теперь-то уже можно переходить к четвёртой части?

Да
Да

На самом деле, конечно, никто не мешает вам перейти сразу к четвёрке, если вас интересуют только игры. Но если вас интересует ещё и лор (ведь зачем-то же вы проходили Reach, ODST и Halo Wars, правда?), то Halo 4 это не то куда вам стоит идти дальше. Возможно кто-то уже и так догадался куда я веду, но я всё равно скажу: франшиза Halo — это не только игры, но и книги, комиксы, сериалы и даже одна анимационная полнометражка. Так что без чтения (хотя бы) книг в лоре вы нормально разбираться не будете.

Предвижу вашу реакцию.
Предвижу вашу реакцию.

Да, могу понять — чтение книг по вселенной может показаться не такой уж интересной идеей, тем более сама Bungie сделала очень многое, чтобы фанаты Halo не любили библиотеки.

Да, я снова про Библиотеку
Да, я снова про Библиотеку
 

Поговаривают, что у фанатов Halo можно вызвать припадок одной лишь этой мелодией.

Однако книги по франшизе, это всё-таки не Джойс: они совсем не сложные и по объёму это не «Война и мир» (или «Сага о Форсайтах» или <вставьте сюда ваш любимый пример любой другой объёмной книги>). Они достаточно небольшие и относительно быстро читаются. В зависимости от скорости вашего чтения вы можете прочесть их за неделю или быстрее. И многие из них неплохо расширяют лор. Правда при таком изучении лора возникает небольшая проблемка, которая может стать камнем преткновения, если вы решите досконально изучить лор… Дело в том, что из порядка 35 книг по вселенной Halo, на русский официально переведено меньше десяти (с учётом фанатских переводов, количество переваливает за десяток, но не сильно). То есть, если вы решите читать только переведённые книги, то вы точно пропустите все последние лорные изменения. Ведь книги по вселенной продолжают выходить если что (за последние три года вышло целых шесть). Конечно можно попробовать прочитать и те что переведены не были, но если ваше знание английского языка оставляет желать лучшего, то вам, скорее всего, придётся читать в обнимку со словарём. Лично моё мнение — оно того стоит, хотя, конечно же, в этом случае чтение у вас сильно замедлится, потому что (по личному опыту) читать на другом языке, пусть и не такие большие книги всё равно немного сложно.

Но, в целом, для понимания каких-то совсем уж основ расширенной вселенной может хватить и тех книг, что уже переведены. Например, если вас интересуют какие-то подробности касающиеся основной трилогии, то довольно хорошей идеей будет прочесть серию с которой всё началось.

А «Падение Предела» может стать хорошей входной точкой в эту самую расширенную вселенную… А теперь я попробую, вкратце, объяснить почему начинать с «Падения Предела» — это и не совсем хорошая идея тоже. Дело в том, что Bungie никогда этот роман не нравился и, возможно, именно поэтому они и сделали так что в некоторых деталях Halo: Reach заметно так расходится с книгой. Из-за чего, после прохождения Halo: Reach и чтения книги, вы какое-то можете испытывать диссонанс. И он только усилится после дальнейшего знакомства с расширенной вселенной, особенно после чтения «Призраков Оникса» и «Остеклённых земель», прохождения Halo Wars, и просмотра «Forward Unto Dawn» (но я немного забегаю вперёд). «Падение Предела» всё равно остаётся довольно неплохой книгой, в которой можно так же познакомится со многими важными действующими лицами расширенной вселенной, но на счёт её каноничности есть много вопросов (либо к ней, либо к Halo: Reach — хотя у меня вопросы к ним обеим).

Второе огромное существо повернулось к Мастер-Чифу.
Джон едва успел нажать на кнопку и выставить перед собой руку, на которой закрепил генератор щита, как ближайший к нему чужак выстрелил снова.
Воздух перед лицом Сто Семнадцатого замерцал и взорвался - Мастер-Чиф пролетел по воздуху, врезался в стену, проломив её, и только через десять метров остановился, ударившись о стену следующей комнаты.
Генератор защитного поля раскалился добела. Джон сорвал с себя оплавившееся устройство и отбросил его в сторону.
Он никогда не сталкивался ни с чем даже отдалённо напоминающим это плазменное оружие. Казалось, неизвестные твари используют переносной аналог стационарных плазменных пушек шакалов.

"Падение Предела"

После такого так и хочется спросить: "Дед, ты что опять забыл таблетки выпить? Какие ещё "неизвестные твари", какое "никогда не сталкивался", забыл уже что ли, как защищал кадетов из Корбулона в 2526 году?"

Кадр из мини-сериала &quot;Forward Unto Dawn&quot;, где можно заметить как Мастер Чиф &quot;никогда не сталкивался&quot; с подобными существами.P.S. Очевидно, что Джон настолько крут, что сражается с закрытыми глазами, и этого Мгалекголо он просто не видит.
Кадр из мини-сериала "Forward Unto Dawn", где можно заметить как Мастер Чиф "никогда не сталкивался" с подобными существами.
P.S. Очевидно, что Джон настолько крут, что сражается с закрытыми глазами, и этого Мгалекголо он просто не видит.

И это не считая того, что с Охотниками сталкивался и экипаж "Духа Огня" в 2531 году.

Это из Halo Wars
Это из Halo Wars

Но, как вариант, вместо того, чтобы читать «Падение Предела» вы можете посмотреть «Падение Предела» — анимационный фильм 2015 года, снятый по мотивам книги. Правда экранизировали они там где-то около половины книги, зато довольно близко к первоисточнику.

Следующую книгу, «Потоп», вы можете спокойно пропускать. Серьёзно. Мало того, что она вышла достаточно посредственной, так по сути она представляет из себя просто пересказ первой игры. Только немного расширенный. Так что если вы уже прошли Halo: Combat Evolved, то почти ничего нового в книге не найдёте. Да, в ней уделяется чуть больше внимания тому, что Чиф был на Ореоле не один, и с ним была ещё куча народу со «Столпа Осени». Но вы это и так можете заметить в самой игре.

Да, там уделяется больше внимания капитану Кизу и «Кувалде» (Кэрол Роули) — пилоту Эхо-419, а ещё чуть подробнее показывают другую сторону конфликта — Ковенант (который в игре просто… был). Но по большому счёту эти дополнения мало на что влияют. А если вы проходили игру, то чем там всё кончится, вы и так знаете. Разве что вам и правда очень интересны какие-то дополнительные подробности о событиях на Установке-04.

Вместо «Потопа» я бы посоветовал почитать «Первый удар» — она на порядок интереснее. И сюжетно она является прямым продолжением первой игры, так что если вам было интересно, как Чиф добирался от уничтоженного Ореола до Земли и почему после взрыва реактора «Столпа Осени» выжил не только «Дастин Эхо», то эта книга — то что вам нужно. Заодно узнаете, что происходило на Пределе после остекления, как оттуда выбралась Халси, и получше узнаете некоторых членов «Синей команды» — Фреда-104, Линду-058 и Келли-087. «Первый удар» может послужить хорошим таким мостиком между первой и второй играми. Только вот книгу официально сейчас у нас не достать (если только с рук). После своего издания в 2009 году, у нас она больше не переиздавалась, но… йо-хо-хо, если вы действительно захотите с ней ознакомиться, то не думаю что будет большой проблемой её достать.

«Синяя команда» во&amp;nbsp;времена Halo 5: Линда, Джон, Келли и&amp;nbsp;Фред.
«Синяя команда» во времена Halo 5: Линда, Джон, Келли и Фред.

Ну и завершить этот марафон книг, дополняющих события первых трёх игр, стоит «Призраками Оникса». Особенно, если после прохождения Reach, вас заинтересовали подробности о программе «Спартанец-III» — пусть даже отряд Ноубл в игре никто особо Спартанцами-III и не называл (наверняка это из-за Джорджа). События в «Призраках Оникса» разворачиваются практически сразу после событий «Первого удара», так что по сути её можно считать продолжением, хоть и не прямым (как в случае «Падения Предела» — «Потопа» — «Первого удара»). Книга, в целом, вышла достаточно неплохой, хотя концовка, на мой взгляд, получилась немного сумбурной, но всё равно она стоит внимания. Официального перевода на русский язык у книги нет, но на просторах сети можно найти фанатский.

Для тех, кому после прохождения Halo Wars захотелось узнать подробнее о сáмом начале конфликта, можно посоветовать книгу «Контакт на Жатве». В ней идёт речь о самых первых днях конфликта: как патруль Киг-Яров (Шакалов) обнаружил небольшую сельскохозяйственную планету Жатва, о первом контакте человечества и Ковенанта, и том как всё пришло к тому к чему пришло. Книга вышла довольно неплохой, единственная её проблема в том, что часть информации в ней прямо конфликтует, с той, что будет рассказана дальше в Halo 4 (но я предпочитаю считать, что это проблема четвёрки, а не этой книги). Подробнее я остановлюсь на этом, когда дойду до Halo 4.

Небольшой комикс Halo Wars Genesis может заинтересовать тех кому хочется узнать побольше о некоторых действующих лицах игры Halo Wars. Если вас интересует взгляд на Ковенант, так сказать, «изнутри», то можно почитать книгу «Разорванный круг», события которой развиваются как задолго до событий игр, так и параллельно второй игре (забавно было, например, читать о тревоге на Высшем Милосердии и знать, кто именно её устроил). Сюжет в ней будет вестись от лица Сангхейли (Элитов) и Сан’шайуумов (Пророков). Заодно в ней вы можете узнать о том, откуда это самое Высшее Милосердие взялось.

Вообще я тут пожалуй должен был бы рассказать и про «Протокол Коула», но на самом деле мне про него сказать почти нечего, потому что его я не читал. (Что? Как? Выписан из фанатов Halo!)

Грустно иду выписываться
Грустно иду выписываться

Единственное, что я могу о ней сказать, что официально книга на русский язык не переведена, но можно найти фанатский перевод.

И вот теперь, когда вы практически досконально, во всех подробностях разбираетесь во всех событиях, происходивших во время первых трёх игр и даже знаете некоторые подробности о начале конфликта, можно перейти и к четвёртой части. И тут стоит знать несколько вещей.

К четвёртой части в серии произошли довольно важные изменения: она перешла к новой студии-разработчику — 343 Industries (или просто 343i). И это довольно сильно отразилось на том, как Halo стала играться (и вообще ощущаться). 343i начали формировать ещё в 2007, после выхода Halo 3. Bungie в тот момент уже полным ходом собиралась отправиться в свободное плавание. К третьей части уже практически никто в студии не хотел больше заниматься Halo, разработка игр серии для них проходила с большими трудностями. После того как они в сжатые сроки переделали первую игру для другой платформы, Bungie поначалу не планировали вторую часть. Но после успеха первой Halo, у Джейсона Джонса появились идеи для второй игры, тем более во время портирования им пришлось многое вырезать из первой игры. В общем у Bungie было море идей и они приступили к разработке Halo 2. Но разработка второй игры опять шла не совсем гладко. Но настоящее «веселье» у них произошло после E3 2003, на который они съездили с трейлером игры.

 

Можно заметить, что всё происходящее отличается от итоговой версии игры

Оказалось, что билд, с которым они ездили на E3, просто не работает нормально, и в итоге они решили переделать всё с нуля. А вторая часть, я напомню, вышла 9 ноября 2004 года. То есть они, практически заново сделали игру за год с небольшим. Вспоминайте об этом, когда вас ваншотнет Шакал на легендарной сложности. Итогом таких жёстких кранчей стало полное удаление третьего акта и клиффхэнгер в финале. И далеко идущие последствия, о которых чуть позже.

Вообще Bungie собиралась закончить историю во второй игре, но теперь, естественно, третья часть просто сама собой напрашивалась. Заниматься ей, правда уже, никто особенно не хотел: Джейсон Джонс просто самоустранился, под предлогом, что разработка третьей части его просто добьёт. Джо Стейтен тоже взял длительный отгул, во время которого стал пописывать «Контакт на Жатве», приглядывать чего там Ensemble Studios c Halo Wars делает, и гонял в Новую Зеландию, чтобы общаться с Питером Джексоном насчёт возможного фильма по Halo (его в итоге отменили). В общем всё участие Стейтена над третьей игрой ограничилось небольшой полировкой сценария.

А ещё во время разработки под шумок из Bungie свалил Макс Хоберман, который потом основал свою компанию — Certain Affinity. Что забавно, в будущем эта студия будет не раз помогать Майкрософт при работе над Halo. В общем он так устал работать над Halo, что ушёл из Bungie и основал свою компанию, которая потом помогала работать над Halo.

Bungie тогда уже не особенно ладила с Майкрософт и хотела отправиться на вольные хлеба. Но, до того как их отпустят, они обязаны были сделать ещё две игры. В Bungie решили сделать одну полноценную игру и одно расширение к третьей части. И пока основная часть студии под руководством Маркуса Лейто ушла делать то, что потом стало Halo: Reach, Джозеф Стейтен взял в охапку Пола Бертóна, группку энтузиастов и ушёл делать Halo 3: ODST.

 

Или как она сначала называлась — Recon

В общем, доделав ODST и Reach, Bungie помахала ручкой и отправилась думать, что бы ещё такого космического сделать. Майкрософт, естественно, не собиралась оставлять такую прибыльную франшизу, как Halo, тем более все права остались у неё. Поэтому в 2007 они начали собирать студию, которая смогла бы им дальше делать Halo — 343i. Во главе поставили Бонни Росс, так как она выразила интерес в развитии франшизы, исполнительным продюсером поставили Кики Вулфкилл, печеньками переманили из Bungie Фрэнка О’Коннора, чтоб за лором следил, остатками печенек переманили из Kojima Productions Райана Пэйтона, чтоб помогал им делать Halo 4 и стали думать куда франшизу дальше двигать.

Забегая вперёд, очень забавным во всём этом мне кажется то, что никто из вышеперечисленных людей, на сегодняшний день в 343i не работает.

Райан Пэйтон помогал делать почти два года, после чего 343i, видимо, перестало нравится как он помогает, поэтому его поменяли на Джоша Холмса. А Джош решил, что ему всегда были интересны взаимоотношения Чифа и Кортаны, так что в итоговой версии оно вот оттуда.

В общем Halo 4 вышла. И вышла она… другой, что определённо может смутить тех, кому нравились Halo от Bungie. Она играется иначе, ощущается иначе, плюс у неё есть некоторые спорные лорные решения. К которым у меня неоднозначное отношение.

В основном это касается «взаимоотношений» человечества и Предтеч. Для тех кто не в теме поясню: во время прохождения первых игр очень часто появлялось ощущение, что существует некая связь между человечеством и Предтечами. Или, если быть точным, что человечество прямые потомки расы Предтеч. Напрямую это, конечно, ни разу не говорилось, но зачем бы ещё было называть эту расу Предтечами, верно? О том что такая версия существовала и среди разработчиков, можно судить по раскадровкам художника-раскадровщика Ли Р. Уилсона, изначальный финал второй игры должен был быть другим.

Раскадровка для первоначального финала второй части (Дервиш это тот, кого позже будут звать Арбитром).
Раскадровка для первоначального финала второй части (Дервиш это тот, кого позже будут звать Арбитром).

Но в итоговой версии, если вы помните, ничего такого не было: Джон Хейло оставил Кортану на Высшем Милосердии и улетел на Землю «Finishing this fight». Зато куда как более жирный намёк был в книге Джозефа Стейтена «Контакт на Жатве».

Неужели те инопланетяне действительно потомки богов? Стойкость так и не смог поверить в откровения оракула, но всё равно боялся их.

«Контакт на Жатве»

*под «инопланетянами» в цитате имеется ввиду человечество

343i полностью изменили происхождение человечества: теперь оно не потомки Предтеч, а отдельная цивилизация, которая в прошлом сражалась с Предтечами и проиграла. И такое изменение лора очень сильно, на мой взгляд, ломает суть конфликта Ковенанта с человечеством — более того, оно даже делает его полностью бессмысленным. Ну и сам факт, что человечество из высокоразвитой цивилизации усилиями Предтеч обратилось в каменный век тоже какая-то чушь.

P. S. А если ещё вспомнить, что у Нивена (у которого они утянули концепт Мира-Кольца), в «Известном космосе» существовала древняя раса Пак, чьими потомками человечество и являлось, то вариант «человечество — потомки Предтеч» сам напрашивался. Но Bungie прямых указаний на это в играх не делала, чем 343i и воспользовались.

И не то, что бы я считаю, что изменения это плохо — сериям, особенно долгоиграющим, необходимы изменения, чтобы избежать застоя и стагнации. Более того, я даже считаю, что не самой плохой идеей было бы поменять главного героя, раз уж они решились на эксперименты. Но по большей части изменения в четвёрке у меня обычно вызывают у меня одну реакцию.

Но, пожалуй я забежал немного вперёд. Майкрософт и 343i действительно решили всерьёз взяться за расширение вселенной: книги, комиксы, сериалы. И на самом деле кое-что перед прохождением четвёрки почитать/посмотреть вам не помешает. Только вот что касается книг…

Книг тут будет очень много, ведь бóльшая их часть вышла как раз-таки при 343i. Но, как я уже говорил, переведённых из них (что официально, что фанатами — кот наплакал). В общем да — это определённо будет создавать вам проблемы при изучении лора. В общем здесь моих советов по чтению/просмотру будет меньше, так как я почти ничего из выпущенных после четвёрки книг я не читал, но кое-какие советы всё же будут.

Определённо, перед прохождением четвёртой части, стоит ознакомится с мини-сериалом Forward Unto Dawn, который познакомит вас с одним из новых персонажей франшизы — Томом Ласки. Есть смысл почитать «Сагу о предтечах», в которой вы познакомитесь с главным антагонистом четвёрки — Дидактом. Правда официально на русский переведены только первые две книги «Саги», но можно найти фанатский перевод третьей книги. Технически можно, конечно обойтись и без этого, потому что в своё время игру преподносили как «мягкий перезапуск». Так что, в целом, знания о событиях прошлых игр могут и не пригодиться. Однако в четвёрке будет много новых персонажей, так что узнать о них хоть что-то не помешает.

И ещё, перед прохождением четвёрки, очень не помешало бы прочитать трилогию «Кило-пять». Правда у трилогии нет перевода на русский (вообще ни в каком виде), так что читать, возможно, придётся со словарём. Трилогия посвящена событиям, происходящим с отрядом СВР (ONI) — «Кило-пять». Сюжетно она происходит как раз между третьей и четвертой частями, а первая её книга, Остеклённые земли» частично продолжает книгу «Призраки Оникса». Точнее заканчивает арку Халси оттуда. В ней вы узнаете о том, что происходило после финала «Призраков Оникса» с Халси и Спартанцами, и как они выбрались с объекта, который позже (считайте это слабым спойлером) назовут «Тревельян» (хотя это всё равно не объясняет кто и зачем её допрашивает в четвёртой части).

Несмотря на отстутствие перевода самом деле я бы очень советовал прочитать трилогию, поскольку она вышла очень даже неплохой (в сюжетном плане, я бы даже сказал, трилогия получше Halo 4 и Halo 5 будет).

Что же у нас на очереди после четвёрки. Если после её прохождения вас заинтересовали подробности о программе Спартанец-IV, то вы можете почитать книгу Halo: New Blood (официального перевода на русский нет, но можно найти фанатский), заодно узнаете некоторые подробности об отряде Альфа-9 (да, том самом из Halo 3: ODST) и как они поживают после окончания войны с Ковенантом. Ещё немного подробностей о программе Спартанец-IV можно узнать, прочитав комикс Halo: Инициация (официальный перевод на русский есть). Заодно узнаете немного больше о Саре Палмер, если вас заинтересовал этот персонаж, ведь в четвёртой части её толком и не представили.

А в мобильных играх  Halo: Spartan Assault  и  Halo: Spartan Strike за Сару Палмер можно даже поиграть. Это, в целом, неплохие игры (с учётом платформы на которой они вышли, конечно же), хотя в сюжетном плане хоть какой-то интерес может представлять разве что Halo: Spartan Strike — там вы можете чуть больше узнать об Инциденте в Новом Фениксе (который в четвёртой части был показан настолько «подробно», что можно было моргнуть и всё пропустить). Но, в целом, если вы не станете их проходить, то почти ничего лорно важного не пропу́стите.

На что действительно стоит обратить внимание, для дальнейшего понимания лора, — это здоровенная комикс-серия Halo: Escalation, состоящая из 24 выпусков. Где-то половина из них сюжетно друг с другом не связана, хотя кое-что интересное в них найти можно. В одной из них вы можете узнать, что произошло с Дидактом после финала четвёрки (а вы что думали, он умер что-ли?). В одном из номеров вас познакомят с прошлым одного из членов отряда «Осирис» — Холли Танаки.

Но другая половина выпусков всё-таки имеет единую сюжетную линию, рассказывающую о «похождениях» «Бесконечности» и отряда Мажестик. Сюжетно эта комиксная арка разворачивается где-то после «Спартанских операций»… Что? Что за «Спартанские операции»?

Спартанские операции — сюжетный кооперативный режим, который выпускали эпизодами, после выхода четвёртой части. Его сюжет разворачивается через полгода после события Halo 4 и знакомит игроков с Джулом’Мдамой (при условии что они не читали трилогию «Кило-пять», конечно же). В целом этот режим можно было бы даже считать неплохим дополнением к лору, он даёт чуть больше времени для знакомства с Палмер и Ласки. Да и сюжет там достаточно неплох. Если бы не одно «но». Этот режим очень скучный… даже нет не так — ОЧЕНЬ скучный. Не знаю, получилось ли у меня объяснить насколько он скучный, но надеюсь, что вам стало понятнее почему, даже те, кто в курсе существования этого режима, так редко о нём вспоминают.

Ещё перед тем как перейти к Halo 5: Guardians желательно (но не обязательно) прочитать «Halo: Hunters in the Dark», в ней вас познакомят с одним членов отряда «Осирис» — Олимпией Вейл. На русский книга не переведена никак, так что только словарь — только хардкор. И ещё можно посмотреть мини-сериал «Halo: Nightfall», в котором вас познакомят с ещё одним членом отряда «Осирис» — Джеймсоном Локком. Хотя, пожалуй, лучше будет если вы его всё-таки не посмотрите — вопросов так меньше будет.

Вот мы и добрались до  Halo 5: Guardians — игры, в которой всё пошло вообще куда-то не туда. Для работы над этой частью, Майкрософт переманила печеньками из Crystal Dynamics Тима Лонго.

Тим Лонго
Тим Лонго

В 343i решили, что история в этот раз должна быть масштабнее, персонажей — больше, а игра — круче. В общем, а чего бы и не привнести немного расширенной вселенной в игру? Поэтому хорошо, что вы перед прохождением пятой части прочитали и посмотрели весь дополнительный материал. Тогда у вас точно не появится вопросов типа: «А что у Халси с рукой?», «Джул’Мдама — это вообще кто?», «И почему они вместе работают?», «Бак что, теперь Спартанец?», «А обязательно сюда было тащить Чифа вообще?», «А зачем тут Кортана?», Что вообще тут происходит?». На последние три вопроса у меня до сих пор нет ответа.

Ну то есть вы видите проблему с пятёркой: если для прохождения прошлых игр серии, было не обязательно разбираться в расширенной вселенной, то пятая часть от тебя практически требует, чтоб ты знал всё от и до, иначе, скорее всего, ты будешь сидеть вот с таким лицом.

Скорее всего, у&amp;nbsp;вас так или иначе будет появляться такое чувство во&amp;nbsp;время прохождения. Просто если вы&amp;nbsp;читали перед этим какие-нибудь книги/комиксы по&amp;nbsp;вселенной, то&amp;nbsp;оно будет появляться реже.
Скорее всего, у вас так или иначе будет появляться такое чувство во время прохождения. Просто если вы читали перед этим какие-нибудь книги/комиксы по вселенной, то оно будет появляться реже.

В общем меньше всего вопросов при прохождении пятёрки будет у тех кто не играл в прошлые части (ну или у тех кто за сюжетом в игре не следит). Потому что лично я сюжет в пятой части иначе как бардаком назвать не могу. Хоть на самом деле я и не против даже, чтобы добавить немного расширенной вселенной в игру, но ключевое слово здесь «немного», а не так как это сделали 343i.

В плане истории, эпика и расширенной вселенной куда лучше дела обстоят у  Halo Wars 2. От роликов, сделанных студией Blur прямо-таки веет той эпичностью, которая была в первых играх серии. Так что я очень её рекомендую. В игре мы опять будем следить за командой корабля «Дух Огня». Сюжетно вторую часть можно считать прямым продолжением первой, хоть события развиваются в 2559 году — через 28 лет после событий первой игры (и через 6 лет, после окончания войны с Ковенантом). Тут всё так же как и в случае с первой частью: да — это стратегия, но не забываем про низкий уровень сложности — оно того стоит. Заодно можете и Halo: Rise of Atriox почитать, чтобы узнать побольше об Атриоксе — лидере Изгнанников (официального перевода нет, но можно найти любительский).

Ну вот, мы подошли к последней на данный момент итерации игровой серии —  Halo Infinite. Игру разрабатывали в мучениях и это прямо видно. Креативный директор этой части, Крис Ли, в какой-то момент просто свалил. Прямо посреди разработки. Джош Холмс свалил ещё раньше. Там ещё и COVID в 2020 случился. А за год до релиза, доделывать то что было, позвали Джозефа Стейтена. В общем Halo снова переделывали в короткие сроки, всё как и при Bungie. Поэтому даже несмотря на то, что игра заканчивает оставшиеся с Halo 5 хвосты задним числом, а на сюжет Halo Wars 2 так и вовсе почти забивает, я считаю, что игра вышла всё равно неплохой (учитывая все обстоятельства).

И вот вы здесь. Если вы прошли и прочитали всё что здесь указано, то поздравляю — вы теперь достаточно хорошо разбираетесь в лоре Halo. И не сошли с ума. Я надеюсь. Правда дальнейшая судьба франшизы пока неясна (хотя книги, я напомню, продолжают выходить). После выхода Infinite из студии поуходили почти все ключевые сотрудники, а кто не поуходил сам, тех скорее всего коснулись прошлогодние массовые увольнения в студиях Майкрософт. Главой студии сейчас поставили Пьера Хинтце, а за франшизой вроде как оставили присматривать Брайана Коски, но серия пока что явно стоит на паузе.

Ладно. Чтобы не заканчивать на такой грустной и неопределённой ноте, я решил что стоит вспомнить и кое-какие другие проекты, которые хоть и не являются каноничными, но на которые стоит обратить внимание, особенно если вам серия Halo всё-таки понравилась.

Не в последнюю очередь Halo существует благодаря фанатскому творчеству. За время существования франшизы выходили множество фанатских проектов. Например, в 2005 году вышел shoot ’em up сайд-скроллер  Halo Zero — неканоничный приквел первой игры. В 2010 году бывшим главой Microsoft Game Studios Эдом Фрайсом была выпущена Halo 2600, стилизованная, как можно догадаться, под игру с Atari 2600. Были и более крупные фанатские работы, навроде большой модификации к Halo: Combat Evolved — SPV3, которая очень сильно меняла внешний вид игры.

Но думаю, что самым известным фанатским проектом по Halo можно назвать Red vs. Blue — сериал, выпускаемый компанией Rooster Teeth. Он выходил с 2003 по 2020 год и насчитывает 18 сезонов и один фильм. Несколько сезонов, в своё время, даже выходили в озвучке от SG. Поскольку он сюжетно вообще никак не связан со франшизой, смотреть его можно даже ничего не зная о Halo.

Ещё один проект на который стоит обратить внимание — это сериал-антология Halo Legends. Он не фанатский — он выпускался под контролем Майкрософт и 343i. Но при этом он тоже неканоничный, по большей части. Выходил в 2010 году, и, несмотря на неканоничность, получился довольно занимательным. Серии Origins I и Origins II знакомят с предысторией Предтеч, серия The Duel получилась очень неплохой, а Спартанец-1337 навсегда в нашем сердечке. В целом может подойти для беглого знакомства со вселенной, но скорее рассчитан на тех, кто во вселенной уже сносно так разбирается.

В общем, вселенная Halo, несмотря на все шероховатости, всё ещё остаётся для меня довольно занятной: изучать её мне было довольно интересно. И мне уже очень давно хотелось что-нибудь о ней написать. Так вот я и пришёл к этому блогу: не то гайду, не то истории серии, с вкраплениями личного мнения.


Лучшие комментарии

Отличный материал, спасибо!

Сам люблю Halo с первой части, но знаком с ней исключительно по играм основной серии и Halo Wars. Все остальные произведения по этой вселенной проходили мимо меня, разве что Halo Legends пробовал смотреть. И когда вышла пятая часть, я действительно в неё играл с тем самым «аче всмысле» выражением лица. Особенно после той рекламной кампании и трейлеров «Hunt the truth», где Чиф убивает Лока, и наоборот. С Инфинитом та же история. Замели тихонько под ковёр события предыдущей игры и сделали вид, что всё в порядке. Эх.

Так он же игровой, а не анимационный. Я уж думал, я мультик пропустил 

Ну я бы не сказала что она сильно запутанная, ну самая статья отличная.

Как фанат Halo заявляю это уже идеальный блог за музыку из 3 части в начале

После выхода анимационного сериала Halo заинтересовался этой вселенной, но оказалось что вселенная Halo очень интересная, а вот сами игры плохие.

Читай также