Тема исследования чувств и их влияния на внутренний и внешние миры человека пролегает на стыке философии и психологии. К ней бесчисленное количество раз обращались величайшие умы человечества, талантливые в той или иной стезе. Через призму накопленных ими знаний, в поисках чего-то, что необычным образом откликнется в людских сердцах, регулярно глядят творцы, впитывая опыт из устных преданий, трактатов, книг, музыки и, в последние десятилетия — видеоматериалов. Так рождаются на свет некоторые экспериментальные игры и серии, такие как Blue Reflection. По всем ощущениям серия появилась сугубо из прихоти одной из внутренних команд GUST, которые долго и бережно вынашивали ее, фактически любя. Сырую идею долго, с итерациями, доводили до чего-то, что постепенно обрело осязаемую, прекрасную, но несовершенную форму. За смелость им, как и издателю KOEI TECMO — огромные уважение и благодарность.
Понимание — есть лекарство
В первой игре дилогии, если ее запустить, почти все кричит о том, что проект — далеко не мейнстримный, его поймет лишь мизерная часть видеоигровой аудитории, но даже в ней найдется лишь редкий ценитель. Для Blue Reflection характерны концептуальный, выразительный, стильный, но простой интерфейс, будничная подача первых кадров и драматичная завязка. Но если дать рассказываемой истории шанс, то наверняка она потихоньку начнет «цеплять», раз за разом: сначала увлечет эмоциональной связью с персонажами, а затем и общей картиной здешнего мира.
Первая Blue Reflection на поверку получилась нишевой игрой для любителей фантастическо-фентезийной смеси психологического и драматического жанров японской анимации. Сведущие в аниме люди могут сразу очертить игру для себя (в эмоционально-визуальном плане) как некое подобие смешения тайтлов наподобие «Shuffle» и любого махо-сёдзё, по типу «Sailor Moon» или даже «Madoka Magica». Здесь очень вольно трактуются темы «девушек-волшебниц» и «погружения в эмоциональное бессознательное», но выбранный градус интригует.
Окружение, в котором пребывает главная героиня с самой первой главы — предельно уютное, при этом нередко похожее на то, что было в Ваших (я не шучу!) детстве и юношестве, вызывая мощные ностальгические и эмоциональные отголоски через хитро подобранные визуальные приемы. Наподобие низко посаженного, светящего в окна старшей школы предвечернего солнца и характерной, чуть тягучей, расфокусированно-ленивой атмосферы внутри помещений, которая у меня, русского человека родом из Сибири, вызвала удивительно яркие ассоциации и воспоминания из среднего и старшего школьного прошлого.
Признаться, этим я был поначалу несколько ошеломлен: настолько гармонична работа музыки и визуальной части. Даже если откинуть совершенно не мешающую аниме-стилизацию. Результат трудов разработчиков если не поражает, то всерьез удивляет. И, в масштабе нишевых игр на момент релиза, это касается многих ее элементов: дизайна протагонистов, боссов, врагов, потусторонних миров. Движок, правда, передает привет от серии Atelier времен поздней серии Mysterious, при этом будучи наделенным неплохими для жанра системами освещения и пост-обработки. Кстати, за дизайн персонажей можно поблагодарить талантливого художника-иллюстратора Мела Кишиду (Mel Kishida), который также приложил руку к Atelier серии Arland (Rorona, Totori, Meruru, Lulua и ряду нишевых аниме-сериалов (см. ссылку на Википедию выше).
Сюжет Blue Reflection постепенно вычерчивает путь главной героини, Хинако, помогающей другим людям преодолевать свои внутренние проблемы с помощью эмпатии. У кого-то из ее новообретенных школьных знакомых — это тяжелые психологические травмы, у кого-то из более близких — врожденные несовершенства психики и эмоционального развития, у других, встреченных на пути — иные, новые изломы эмоций. Все эти патологии приводят к дестабилизации окружающего пространства, которое до удивительного чувствительно к эмоциональным перепадам находящихся в нем людей.
Собственно, образ девушек-волшебниц, «Рефлекторов», подобных Сейлор Мун, здесь — не только элемент фантастики, но и это изящный художественный прием: броская метафора, в которую авторы облекают ту внутреннюю силу, которая позволяет Хинако бороться с проблемами людей (читай: «внутренними демонами») и понимать их чувства. Через это понимание постепенно приходит решение, подобно распутыванию клубка — так здесь оформлено условие победы над проблемой. И даже место, куда мироздание переносит ее вместе с подругами-Рефлекторами для спасения людей (и даже всего мира) — это так называемое «Common», «Общественное (бессознательное)», представляющее собой свалку разделенных на разные виды эмоций, обретших форму, которыми питаются вполне физически воплощенные демоны.
А вот последующее пришествие куда более грозных высших сущностей уже в реальный мир, Сефиротов, замораживающее время и пространство — это еще одна, более глубинная часть завязки, и, заодно, финальный отсчет перед уничтожением людей как вида. Конец света, который Хинако и ее подруги должны предотвратить, чтобы, подобно Дункану Маклауду, получить тот самый Приз — исполнение любого, самого заветного желания. И оно, желание, у нее вполне обычное и понятное — излечиться от сломавшей ее будущую карьеру травмы и вернуться в столь любимый профессиональный балет. Именно с этого желания начинается игра, оно же становится ее целью. Вот только далеко не все так просто. Перед концовкой сюжет дает хорошего такого леща и по хорошей традиции JRPG, как жанра, переворачивает с ног на голову представление о мире как у героини, так и у игрока. Да так, что восприятие мироздания идет трещинами от эпичности и задумки. Только поумерьте аппетиты: сам сюжет неплох, но не сможет на равных поспорить с лучшими представителями жанра.
Защищать и спасать людей и их чувства приходится перемещаясь как по реальному миру в пределах школы, общаясь и эмпатируя друзьям, так и в Общественном (Бессознательном), в формате данжа и в боях в пошаговом режиме. Общественное (Бессознательное) поразительно яркое, красочное и очень стильное, при этом, как и сражения, снабженное восхитительным саундтреком от композиторов студии Gust, чьи работы можно услышать в сериях Atelier, Ar Tornelico и Nights of Azure.
Потрясающе энергичные треки с кисловатыми синтезаторами, элементами даба, нью-фьюжена, авангарда с мощным New Wave — это фишка саунда Blue Reflection, часть которой впоследствии перетекла в музыкальный стиль дилогии Atelier Ryza.
Композитором для игр серии выступил штатный творец GUST — Хаято Асано. Его же авторство принадлежит одним из лучших саундтреков студии, например, к Atelier Ryza 2.
Пошаговые бои выстроены по классической схеме, при этом недурно анимированы, стильно поставлены и очень хорошо задизайнены с точки зрения механики. У игрока есть обширный инструментарий для влияния на поле боя: десятки форм атак нескольких типов для врагов восприимчивых к разному типу урона; особый ресурс, позволяющий регенерировать/защититься от будущей атаки/остановить время для врага/оттолкнуть ход врага; использование собираемых предметов; поддержка баффами/дебаффами и эффектами от союзников в самых разных формах.
Последние здорово помогают в масштабных битвах с боссами, но для этого нужно помочь нескольким ключевым персонажам. В благодарность, они придут на помощь в виде призываемых баффов или даже кастуемых атак. Словом, у GUST получился классический для жанра букет способностей, из которого можно слепить целый ряд успешных стратегий для достижения победы. Геймплей в Blue Reflection, бесспорно, важен, но он не идет поперед истории и общей концепции игры, как аудио-визуального интерактивного развлечения. Здесь главное — томный, чуть лениво-будничный, несколько раз идущий на эмоциональный излом, рассказ.
Сами боссы и рядовые противники не лыком шиты и не стесняются наносить море урона или забрасывать кучей негативных эффектов, но особой глубинной сложности не представляют. Однако, хочу отметить, что выглядят враги очень любопытно, будучи творческими воплощениями разных эмоциональных нарушений и тяжелых состояний, что также находит отражение в их способностях и повадках. Вроде бы базовая для подобных игр вещь, но конкретно в этой игре, оно «зацепило». И объяснить это довольно просто: в этой игре, с точки зрения дизайна, многое работает на лютых контрастах. Взять ту же вычурную «девочковость» костюмов Рефлекторов. В «Общественном (бессознательном)» их внешний вид не особо выделяется на местности, но выигрышно смотрится на фоне зловещих ядовитых оттенков и отдельных бесформенно-едких тварей. Особенно там, где есть резкие детализированные тени. Есть что-то в этом такое, мрачное, чарующее (см. скрины ниже и выше). Но когда наступает бой с высшими сущностями, безукоризненные чистота и белизна Рефлекторов начинают резко выделяться на фоне грязной желто-серой мрачности окружения и неестественной по форме, органически неприятной, отталкивающей биомассой тварей из других миров.
На одной чаше весов — не особо сильный сюжет с неплохими, но типичными для жанра диалогами и слабенькая из-за скромного бюджета постановка. На другой — нестандартный общий концепт, красивый арт-дизайн, хорошая, не перегибающая палку классическая пошаговая боевая система, потрясающая музыка и довольно-таки недурное повествование: проходить и следить за событиями интересно. Игра ощущается концептом, долго вынашиваемой и нежно любимой авторами идеей, которую они, наконец, смогли протолкнуть среди руководства и довести до потребителя, вложив массу старания и вдохновения. Лично я испытал от нее массу положительных эмоций, хотя запоем проходить Blue Reflection у меня не вышло: потребовался итеративный подход к прохождению, чтобы не уставать. Все-таки, если играть запоем, она может ощущаться несколько однообразной и тягучей из-за особенностей ее общего настроения и структуры игрового процесса.
Доступна на PC (Steam) и в PlayStation Store (Европа/США).
Ухабистая дорога домой
Сиквел «Печального Отражения» ( Blue Reflection: Second Light) вышел скорее удивляющим: поначалу он выглядит как что-то уходящее совсем вбок от происходящего в первой игре серии, но затем очень плотно вплетается в прежнее полотно событий и уверенно держит интригу. Причем многие поднимаемые вопросы не остаются отвеченными до самого конца — будто это задел на триквел.
Хотя у серии Blue Reflection не самый лучший среди представителей жанра сюжет, события в ней выстраиваются весьма увлекательным образом. Концепция мира не блещет абсолютной оригинальностью, но она интригует, выстраивая неплохой флер таинственности, даже если Вы знакомы с арт-хаусным аниме и здорово начитаны фантастикой да фентези. Главное помнить, что это — экспериментальная, нишевая серия, но в этом заключается ее очарование: столь же смелые ходы в дизайне, подаче, музыке, поднимаемых темах и интерпретации эмоций + коллективного бессознательного вы никогда не увидите в ААА-играх.
Second Light начинается с того, что главная героиня, Ао Хосидзаки, полная противоположность Хинако из первой игры, попадает в непонятный для рядового обывателя мир. Кругом вода, а посреди его — островок со школой, в которой находятся три незнакомые ей девушки. Которые не помнят вообще ничего о себе. Стоило ей освоиться и поговорить с одной из них, как на воде из ниоткуда появилось новое пространство, диковинной формы — будто на землю рухнул искаженный сон во плоти.
Собравшись с силами, все вместе они отправляются внутрь и начинают выяснять, что же на самом деле это за мир. И заодно, через зацепки, вспоминать, кто они такие и как вообще вернуться домой, в родное измерение. О завязке игры сложно рассказывать так, чтобы продемонстрировать все самое интересное и интригующее, но при этом не накидать совершенно бессовестных спойлеров.
Здешние личные миры, называющиеся heartscape, куда героини попадают, выходя из безопасной области (школы), концептуально сильно отличается от повседневности первой игры, и даже немного отличаются от «Common», «общественного (бессознательного)». Как я и намекнул выше, они исповедуют концепцию ожившего сна: это красивая, дикая, порой даже липкая вязь из эмоций и воспоминаний, взбитая на закваске из прогорклых переживаний и травм. Поэтому место далеко не мирное, а битком набитое различными опасными тварями, ухабами, пропастями, уходящими в никуда и ловушками. Законы физики здесь работают абы как, не говоря о базовых принципах геометрии. Однако, сюжетные концепции мира, заложенные в финале первой игры, здесь цветут полным цветом, но до этого еще придется дойти. Персонажи первой игры здесь тоже встретятся, и встреча будет по-настоящему приятной.
Основной каст очень хорош. Старые и новые героини очень здорово «притерты» друг к другу, даже если они полностью противоположны характерами, но это не значит, что все вдруг возьмут и заживут дружно. Для каждой прописан характер, предыстория и своя линия раскрытия образа, сообразно значимости общему сюжету. Будь ты здесь психопаткой «с бонусами» или милой, но забитой родителями тихоней — неважно, для тебя найдется достаточно времени на повествование. Вообще, тема детских психологических травм — регулярный гость в японских играх (из-за культурных особенностей страны), и здесь это, из-за концепции мира, находит особым образом подчеркнутое воплощение.
Сразу хочу оговориться, что я хоть и люблю пошаговые боевые системы, но для меня куда более интересными выглядят эксперименты с экшен-элементами, проводимые студией GUST. Именно гибридная Atelier Ryza в свое время позволила мне лучше освоиться с японской «пошаговостью» и, впоследствии, лучше понять и полюбить ее. Я бы даже назвал ее «лучшей точкой входа», если вы любите японские игры, но не можете нормально в пошаговые игры (см.сноску).
И в этой игре, на мой вкус — самая лучшая реализация гибридных пошаговых боев из всех игр, что я когда-либо пробовал за последние почти 30 лет игрового опыта, уступая, разве что дилогии Atelier Ryza. Blue Reflection: Second Light отходит от классической TBS-формулы и вступает на дорожку ATB, где ход происходит независимо от действий участвующих. Он стремительно утекает по линии справа налево. Прозевал свое временное окно для действий — сам виноват! Чем крута ее боевая система?
Во-первых, это ее ритм. Игра не дает продыху, ходы свои и врага можно сдвигать, как и менять скорость прихода следующего хода — баффами, дебаффами, бустами, и. т. д. Динамика порой, особенно с боссами, просто бешеная: Например, реальная боевая ситуация в игре: тебе нужно успеть точечно и вовремя повесить щит, чтобы страшно не просесть всей группой по здоровью в первые пару ходов — это сделать надо первым персонажем. Далее нужно повесить дебафф на врага и оттолкнуть его ход правильной атакой, при этом успеть параллельно посадить глобальную хилку до сброса действий вторым персонажем. Сразу же жахнуть два удара, и при этом НЕ ПРОМАХНУТЬСЯ по временному окну наложения щита первого персонажа, тем самым не слишком оттолкнуть ход врага, а третьим персонажем разогнать скорость течения хода своих героинь, снять с врага резисты, да так, чтобы атаки второго персонажа пошли как weakness-атаки и оглушили босса. Звучит сложно, но играется очень адреналиново и увлекательно, особенно к последней трети игры. Первая треть может показаться простой, поскольку является, скорее, обучающей.
Во-вторых, разнообразие боевых ситуаций. Когда ты прошибаешь щит врага или он прошибает через слабость одну из подопечных героинь — тот персонаж (или враг, которому досталось), вызывает оппонента на дуэль один-на-один. И это в пошаговой игре! Дуэль представляет собой мини-игру из 4 действий: бафф, атака, уклонение, контрудар. Каждое действие имеет откат по времени. У уклонения и контрудара очень малые временные окна — нужно успеть угодить ими в атаку врага, который бьет по циклу с интервалом, который видно на временной шкале внизу экрана.
При этом, если сделать правильную серию из баффа-атаки-контрудара и пробить врага, героиня выполнит мощный финишер и имеет шанс разделаться в один приход даже со средним боссом. Иначе — персонаж ляжет, потеряв все баффы и накопленные эффекты, на восстановление которых уйдет около 5-7 ходов, а это долго, и, порой, смерти подобно.
В-третьих, у Blue Reflection очень крутая визуальная постановка, невзирая на бюджетность игры. Местами камера выхватывает ну очень крутые кадры, особенно, когда Рефлекторы выполняют совместные мощные или комбо-атаки. Все это здорово подчеркивается музыкой, о которой я как раз сейчас и хочу поговорить.
Помимо боев Ао и ее команда путешествуют по внутренним мирам каждой из героинь, сражаясь с демонами, представляющими те или иные психологические проблемы, собирают ресурсы для создания новых предметов в хабе и узнают что-то новое о себе — нередко в очень даже драматической форме. Локации довольно обширные, но линейные, а сражения происходят на отдельных аренах, в которые насыпают декораций из окружения рядом. Никаких открытых миров как и в первой игры, что я бы счел плюсом: концепция вселенных у обеих игр не предполагает излишней свободы перемещения. Задания в этой JRPG выстроены традиционным образом: основные, развивающие сюжет, и побочные, дающие какие-то плюшки и прокачку в основном геймплее.
В мирное время девчонки тусуются в хаб-локации, которой стала вышеупомянутая школа: болтают, гуляют за ручки на свидания с друг дружкой да всячески общаются. В иное время собирают что-то из ничего и обустраивают свое жилище, причем в весьма забавной форме (объяснить, как они это делают — значит, проспойлерить важный сюжетный момент). Само обустройство прямым образом влияет на характеристики персонажей и эффекты в грядущих сражениях. К моему удивлению, это времяпровождение получилось очень даже веселым, полным самых разных ярких эмоций. Оно занимательное и здорово раскрывает персонажей через диалоги, поступки и те предметы, что они создают. Собственно, как и в большинстве игр студии Gust.
Недостатков, на мой взгляд, у игры ровно три:
— Стелс-миссии. Попытка разнообразить геймплей через них вышла относительно неплохой, но меня такие механики страшно раздражают, вызывая то приступы скуки, то бешенства, и, более того, за этими миссиями сокрыто получение важных предметов.
— Не все квесты хорошо объясняют, что требуется от игрока, поэтому небольшую их часть я тупо забросил.
— Финальный данж, по традиции жанра, несколько затянут.
Как вердикт: Нишевая, но очень хорошая JRPG, отличный сиквел и достаточно запоминающаяся вещь. Если игры студии Gust Вас радуют — эта обязана порадовать не меньше.
Доступна на PC (Steam, не ру-регион), PS4\PS5, Nintendo Switch.
В качестве финала: иное по франшизе
Кроме двух игр KOEI TECMO запустила в свое время производство как 24-серийной аниме-адаптации «Blue Reflection Ray», так и мобильной гачи Blue Reflection Sun. И скажу сразу: обе абсолютно не стоят вашего внимания, потому как если гача настроена строго на сверх-удойное выкачивание денег с поклонников сабжа да махо-сёдзе в целом, то экранизация, к сожалению, провалилась. Она получилась слишком уж тягомотной и скучной, рваной в повествовании и с абсолютно убитым моральным компасом у персонажей, что «путают берега» чаще, чем следовало бы в трезвом уме и здравой памяти. Сериал неплохо эксплуатирует знакомые и полюбившиеся мне образы из Second Light, добавляя во вселенную новых персонажей, в том числе и из Blue Reflection Sun, у которых был бы крутой потенциал для полноценного триквела. Однако, все испорчено как малым бюджетом, из-за которого качество рисунка пляшет как каракули дошколят. Так, горе-художники в течение нескольких серий не могли решить, насколько кривыми нужно рисовать ноги персонажам. Вдобавок, сами дизайны персонажей в серии очень детальные и комплексные, что является дополнительной морокой при их оптимизации для анимации вручную.
За аниме-адаптацию и ее возможный потенциал по привлечению внимания к играм прямо-таки обидно. Это же, к слову, случилось и с 24-серийной экранизацией Scarlet Nexus, к которой тоже подошли без должного внимания, профессионализма и уважения к материалу: от аниме по такой вселенной ждешь экшена, а тебе предлагают ленивую тягомотину с хождением по мукам. А вот гача Blue Reflection Sun все еще каким-то образом существует и даже отмечает юбилейные даты да устраивает коллабы.
Но не все спокойно в японском издательстве. Живучесть игры-сервиса по Blue Reflection и сверхприбыли конкурентов на фритуплей-рынке, похоже, подтолкнули KOEI TECMO к тому, чтобы испортить весь праздник фанатам другой своей франшизы. А именно: в момент, когда все ждали анонса праздничной юбилейной двадцать пятой полноценной игры в серии Atelier, они решили анонсировать вместо нее еще одну свою гачу — Atelier Resleriana, назвав ее в трейлере анонса «A25». Именно так обычно обозначаются «номерные», основные игры Atelier. Сказать, что «подарок» с душком не оценили — это ничего не сказать. Японцы-фанаты, смотревшие эту трансляцию, справедливо юмора не поняли и утопили это позорище в дизлайках. Негодование было замечено, и обозначение вымарали из всех последующих видеороликов.
О Blue Reflection в сети сейчас мало что слышно: франшиза не особо на слуху, новых планов на нее от издательства и разработчиков пока не видать. GUST ранее говорили, что Second Light была пущена в производство только благодаря тому, что нашедшиеся фанаты очень долго и упорно просили о сиквеле. И, возможно, есть шанс, что когда-нибудь мы увидим триквел с логичным завершением всей истории. Остается только ждать и надеяться на лучшее.
P. S. Огромное пасибо аж трем друже: gekachan22, fugudrum и keksuk, что выгадали время в своих заваленных делами графиках и помогли с базовой вычиткой текста.
Лучшие комментарии
Ао метафорически обнимает сама себя. Обложки к Senran Kagura и Samurai Maiden куда более провокационные.
Ну ладно, на этот раз ты выкрутился.)
Ишь ты))) статья-то хорошая получилась?
У GUST почти всегда так, кстати. Могу накидать тонну примеров)
Да, понимаю. Игры проходил давно, и как раз с той поры почти готовый набросок статьи лежал. Вот я его и дописал и дооформил. Поэтому геймплея и нет, т.к. не записывал(
Если нужна Яндэрэ, найдешь ее во второй игре ;)
Да я думаю всем пригодится))) Такая никому тебя не отдаст, ни за что и никогда))) Прям perfect wife material =)
Это чё там запрещенка на превью?
Да, это не тот бог который стоит читать сразу за один раз) Я понял, что музыка прям крутая. В описании геймплея очень не хватает роликов.
Плюс-минус глубоко, но да, в костюме девочки-волшебницы. Это всего лишь сеттинг для идеи.
Приобщайтесь К!)
Прошу читать, любить, жаловать и пробовать!)
То есть, всё очень глубоко, но в розовом свете и юбочке? Я не противник аниме, потому что среди всей массы есть нечто серьёзное и я об этом писал в своих блогах. Не здесь. Но… Японцы… Хочешь приобщиться, а там такие вот девочки, которые сразу создают ощущение, что ты занимаешься чушью для маленьких.
Простите. Извините.
А кому НЕ нужна Яндэрэ? :D
Доза милых анимешных девочек с mental issues, всё как я люблю!