Для новичков в этой теме. Пятая редакция Vampire: The Masquerade — это настольная ролевая игра по вселенной Мира тьмы. Большинство знакомы с этой вселенной по культовой Vampire: The Masquerade — Bloodlines, которая была создана как раз на основе настолок. А если точнее, то по третей редакции правил. В этом обзоре мы обсудим пятую редакцию правил.
Долгое время пятёрка для меня была загадкой. От окружающих я слышал две точки зрения:
1) Это бредовая зумерская хрень.
2) Это шедееевр!
И как фанат тройки и 20ки я склонялся к первому варианту. Но любому здравомыслящему человеку очевидно, что составить объективную картину можно только тогда, когда сам ознакомишься с продуктом. К сожалению я не мог себе позволить книгу правил, а найти пиратку по ней долгое время не удавалось. Но недавно мне улыбнулась удача и со мной любезно поделились пдфкой.
Изучив сей электронный фолиант, я испытал целый калейдоскоп чувств: приятное удивление, уважение, разочарование, испанский стыд, истерический смех и в конце концов презрение.
Оформление.
У него есть свои плюсы, за многие художественные решения создателям книги хочется пожать руку.
Во первых, появилось хорошее, понятное оглавление. На самом деле это огромный шаг вперёд, я до сих пор с содроганием вспоминаю отвратительное оглавление в ревайзде. В пятёрке же очень легко ориентироваться. Нужный термин или правило находятся очень быстро. Вроде бы базовая вещь, но в прошлых книгах беловолков даже этого не было.
Весьма атмосферно оформлены записи в различных форматах, на пергаменте, печатной машинке, письме или электронном планшете. Выглядит уместно, атмосферно и оригинально. Именно эта деталь и зацепила меня. Арты городских пейзажей отдают густым неонуаром. Шрифт удобный, хорошо читается, глаз не режет. Я даже подумал, блин, круто сделано! Неужели фанаты тройки зря засрали данное творение? Выглядит отпадано!
Я стал листать дальше и вдруг выпрыгивает это…
Дисонанс между отличной работой и откровенной халтурой не укладывался в голове. Ещё и старые рисунки вставили. Единого стиля нет, всё скинуто в кашу. Либо это лень дизайнеров, либо попытка усидеть на двух стульях. Вы определились! Вы все из себя такие модные и молодёжные вампиры на вечном тусиче которые презирают всё старое, или всё же заискиваете перед преданной аудитрией? Как и следовало ожидать угодить всем не вышло, в пятёрке почти не осталось духа оригинала, кстати об этом…
Система
Сначала как и оформление правила приятно удивляют. Теперь специализацию получить намного проще и это сильно облегчает жизнь. Сложность бросков теперь менее путанная и зависит только от количества успешных кубиков. В тройке большинство мастеров практикует двойную сложность, как через количество успехов, так и через значения на кубиках. Что иногда вызывает сложности. Боёвка проста как три копейки. Не раздражает, не шедевр, но как минимум не хуже чем было.
Система голода у меня вызвала противоречивые чувства. С одной стороны, это добавляет множество любопытных игромеханических нюансов. Вместо пунктов крови у персонажей есть шкала голода. Она у всех одинаковая, её никак не расширишь. И чем голоднее персонаж, тем хуже он контролирует себя и тем настойчивее Зверь стучится в черепную коробку. В плане нагнетания атмосферы — это очень грамотный ход. Особенно мне понравилось то, что для полного насыщения требуется выпить жертву досуха, то есть убить. За счёт уменьшения запасов крови вопрос охоты действительно стал важным, и это очень хорошо. Крутая фишка, мне нравиться.
Но что мне лично не зашло, так это рандомное снижение уровня голода. Признаю, звучит крайне субъективно, но и молчать об это не могу. Мне кажется бредовым решением контролировать уровень сытости через броски. Да и сложность работает по тупому. Чем старше вампир, тем сложнее ему проходить данные проверки, да и кровь его всё хуже насыщает. Если неонат вполне может жить на крови животных или пакетиках, то старейшина должен лопать исключительно живых людей, желательно досуха. Компенсируется это несколькими бафами: на прилив крови (добавление кубиков на одну проверку), добавлением кубиков при проверках на дисциплину. На мой взгляд этого явно недостаточно.
Древних вампиров в целом сильно понерфили. Мало того, что все они резко приобрели старческий маразм, так прибавилась ещё одна напасть. Их что-то зовёт на ближний восток косплеить Дункана Макклауда. И чтобы противиться этому безудержному желанию устроить со старыми приятелями весёлую нарезку, им приходиться жрать в оптовых количествах молодняк. Что ещё сильнее отдаляет их от остальных кровосись, и повышает градус бреда. Дьяблери теперь не страшное преступление, а сущий пустяк.
Может все эти неприятности компенсируются хотя бы высокими характеристиками и могучими дисциплинами? Что за глупости, конечно же нет! Теперь вы ничего не можете прокачать больше чем на пять пунктов. Дисциплины тоже понерфили. Забавно! Выходит чем сильнее и старше вампир, тем он слабее. Самыми сильными персонажами оказываются анцилы. Они ещё не настолько стары, чтобы словить шизу, нормально ориентируются в современном мире, нужные им статы они уже прокачали в максимум, а штраф на употребление крови не столь велик.
Кстати, а что-там с дисциплинами? Клановых дисциплин больше нет. Смиритесь, одно из главных отличий между кланами больше не имеет смысла! Любой, подчёркиваю, ЛЮБОЙ может освоить тауматургию без каких-либо проблем. Тремеры теперь конченные унтерменши потерявшие своё единственное преимущество перед остальными, их кстати ещё и инквизиция по сюжету раскатала.
Как я уже говорил, дисциплины ослаблены и упрощены, множество могучих абилок теперь в глубоком прошлом. Да и потолок в пять кубиков не даёт разгуляться. Интересные пути просветления, альтернативная мораль… Не, забудьте! Теперь этого нет! Нам упорно продвигают человечность и затачивают под это многие механики. Например, одной из новых фишек стали опоры. Это живые кумиры вампиров на которых им нужно ровняться. Мертвецы не считаются. И кстати, это обязаловка. Даже если вы древний как говно мамонта вампир, и Карфаген повидали, всё равно без современного человека как примера вы существовать не можете. Иначе быстро деграднёте до животного состояния. Нахрена, а главное зачем это ввели я в душе не понимаю. Выглядит как полная ахинея.
Отличия между кланами мизерные, проклятья из серьёзных ограничений превратились в шутку. Как я уже говорил, тремеры потеряли свою монополию на кровавую магию. А их кровь больше не накладывает уз. Гангрелы получают звериные черты всего на две ночи после впадения в ярость. Помните гротескных чудищ, какими были когда-то носферату? Забудьте! Теперь это просто в некрасивые люди.
Может у вампиров интересные противники? Не, забудьте, статблоки невероятно куцы. Градации по силе нет. Старейшины не намного сильнее молодёжи, а в чём-то даже слабее. Оборотни из неубиваемого, неудержимого кошмара стали просто шустрыми пёсиками. В статблоке ни слова про их перемещение в умбре и дары. Регенится только лёгкий урон. Клыки и когти теперь наносят лёгкий урон.
Лор
Наши дни. Электроника повсюду. Средства слежения на каждом углу. Практически все средства связи отслеживаются. Электронная сеть носферату пала. Инквизиция вновь стала великой и уничтожает кровососов сотнями каждый день. Люди стали в сто крат опасней, господин Кольт всех уровнял.
Шабаш фактически прекратил своё существование как организация. Она раздавлена между молотом и наковальней. Анархами и инквизицией. Древних вампиров тянет на Ближний восток, чтобы сразиться друг с другом в последней битве. Близится конец времён…
Молодой анарх в разгар вечеринки жрёт студенточку прямо на танцполе. Носферы спокойно шестают по улице. Князь звонит с новенького айфона, заказывая элитных экскорниц. Прослушка? Спецназ святого престола? Не, не слышали!
Ватикан спонсируется всеми цивилизованными государствами. На инквизицию работают все разведки мира, предоставляется передовое оборудование, специалистов, вооружение, разведданные. При этом всём, контроля никакого нет и только высшие круги ЦРУ и ФСБ что-то знают об этом.
Что, блять? Что авторы курили? Любому адекватному человеку очевидно, что это графоманский бред! Невозможно скрыть столь масштабную работу, да и специалисты из разведки не идиоты. Без контроля снабжать одну из самых влиятельных религиозных организаций — это верх идиотизма!
Я сотню раз слышал от фанатов, что маскарад пал и для вампиров настали суровые времена, но в том то и дело, что нет! Почти ничего не изменилось. Правительственные верхушки ещё со времён тройки в курсе происходящего. Инквизиция никуда не пропадала, они в 90-е охотились за нечистью. А обыватель как был не в курсе, так и остался.
Можно было обыграть тотальную слежку, постоянный страх, что камеры тебя засекут. Отказ от электроники, и тотальную паранойю… И это даже слегка обыгрывается. Старое поколение действительно страшиться новых технологий и иногда огребает. Но молодым вампиров это почему-то не касается. Теперь их ждёт успешный успех, борьба за всё хорошее против всего плохого, бунд, шатание основ, и бесконечный рейв. Анархи ведут себя не как организованные революционеры, с налётом неоднозначности, а как идеализированная тупая толпа, которая не получает никакого адекватного сопротивления без каких-либо на то причин. И не смотря на то, что они ведут себя как полные дегенераты и паляться на ровном месте, почему-то их инквизиция упорно не замечает.
Мир тьмы из мрачного, сурового сеттинга, превратился в бестолковый аттракцион мамкиных зумеров. Был шанс создать нового, хорошего, умного антагониста в лице Инквизиции. А на выходе получилась кучка бестолковых боевиков занимающихся чёрте чем. Из некогда харизматичного и крутого шабаша, сделали посмешище. Хорошо это или плохо — решайте сами.
Вывод:
В целом система оставляет впечатление пусть и самобытного, но сырого продукта. Новые механики неоднозначны и местами не отполированы. И это с учётом общего оказуаливания, а значит создатели проделали ничтожную работу, раз умудрились напортачить со столь скромным объёмом. Качество оформления не ровное. Но бывало и хуже. Сюжет и нынешнее положение в мире вовсе не выдерживают никакой критики.
Пятёрка оказалась не столь отвратительной, как я думал. Та же повестка о которой все кричали оказалась не так уж плоха, мне захотелось разбить себе лицо всего-то пару раз. Раньше она тоже была, но подавалась куда органичнее и интересней. Есть некая идея, и рабочие механики. Но множество мелких огрехов и бредовый сюжет хоронят для многих этот проект. А жаль, могло получиться что-то на уровне ДНД 5. Чувствуется, что создатели шли в этом направлении, но свернули куда-то не туда. Играть в это недоделье, я точно не стану. Благо 20ка и тройка всё ещё с нами и до сих пор приятно играются.
Итак!
Плюсы:
+ Хорошее оглавление.
+ Усиление инквизиции, увеличение роли средств слежения.
Неоднозначные моменты
± Местами любопытные арты и оформление текста. Но есть и откровенная халтура и бредовые дизайнерские решения.
±Упрощение игрового процесса, местами казуально, местами грамотно и удобно.
±Обновлённый взгляд на механику голода. Отличная идея с осушением досуха. Рандомизация траты ресурса на любителя. Принуждает игроков вести себя в зависимости от уровня этого показателя, что далеко не каждому придётся по душе. Влияние на многие другие механики, что не всегда идёт на пользу.
Минусы:
-Механика основ полностью лишена логики и здравого смысла.
-Массовый переезда на Ближний восток для съёмок ремейка Highlander. Абсолютно тупая и ленивая отговорка удаления из сеттинга древних вампиров.
-Исчезновение альтернативных моральных путей.
-Потеря индивидуальности кланов.
-Тотальная деградация дисциплин.
-Масса логических ошибок в мироустройстве и сюжете.
-Превращение прошлых антагонистов в посмешище.
Помните! Быть 100% объективным невозможно. Авторы могут и ошибаться, при том, что я весьма эмоционален и могу перегнуть палку. Попробуйте сами, и сделайте свои выводы, может быть, эта игра для вас.
Лучшие комментарии
А можно какое-то объяснение в начале для простых смертных, о чём идёт речь вообще в посте?
Вот «Двадцатка» — это и есть четвёртая редакция правил. А называется она так, потому что вышла на 20-тилетие франшизы. Только да, чтобы узнать это мне пришлось воспользоваться гуглом.
это да. ощущение что у автора есть какой-то свой условный блог на условном ЖЖ посвященный разным НРИ, и там его подписчикам все понятно. но он просто оттуда скопировал статью, а вступление не написал, для тех кто не знает о чем он пишет
Это все, конечно, очень интересно, но для непосвященных блог ценности даже как мнение не имеет. Куча сравнений третьей и пятой редакции, но без какого либо пояснения, будто все в курсе каждой механики, каждой тонкости, каждой лорной детальки Мира Тьмы. Да блин, комментарием выше, люди даже не уверены, а о чем конкретно идет речь, настолько информация выливается без контекста. И если про VTM третьей и пятой редакции я понял (а где, кстати, четвертая? Почему про нее никто не говорит?), ДНД 5 смог расшифровать, то что такое «Двадцатка», для меня так и осталось загадкой.
подозреваю, что речь о 5 редакции настольно-ролевого Вампирского Маскарада. но это не точно
Я дико извиняюсь, не учёл, что настолки всё ещё нишевый продукт, а VTM ещё более нишевый и далеко не все могут понять о чём идёт речь. Спасибо за обратную связь!
Эм, звучит как полный бред. Выходит много новых хороших систем: Патфайндер 2 объективно лучше первой части. Последние Шедоураны неплохие. Сайборг и Моркборг годные. Пятая ДНД очевидно лучше всех прошлых итераций. Если по миру тьмы, так 20ка лучше тройки и в хрониках есть отличные ответвления. Может для разнообразия включите немножко такта и не будите судить о человеке по одной статье? По вашей логике все новые системы априори лучше старых. Возраст системы — это вообще не показатель качества.
Разделяю подозрения, но хотелось бы каких-то вступительных пояснений, тем не менее )
Очень крутая статья, даже не смотря на мою субъективную любовь почти ко всему что связано с Миром Тьмы. Без лишней воды и на простом языке — по крайней мере для тех, кто хоть раз играл в ВтМ.
Было бы интересно узнать об опыте комбинирования разных ревизий правил(у нас мастер вёл по ревайзу с небольшим вкраплением аспектов двадцатки).
И ещё вопрос: чисто случайно автор статьи не ведёт партии в СПб? А то наша сюжетка подразвалилась, а найти годного ведущего по вампирам ой как не просто.)
Чувак, я с тобой полностью не согласен. Вот тебе разбор твоих минусов по пунктам
— механика опор в этой редакции вещь необходимая как игрокам так и мастеру. Игроки с её помощью могут восстанавливать себе пункты силы воли, а мастер навалить игрокам драмы
— переезд шабаша и старейшин на восток массовый, но не тотальный. Хочешь вводи их хочешь не вводи. Никто не ограничивает
— пути никуда не делись. Мир не был перезагружен — можешь юзать всё что было до + уже вышла оф. книга
— у кланов как были их индивидуальные проклятия так они и остались. Их уникальные дисциплины тоже остались на месте только приобрели вид не отдельных пунктов в правилах, а амальгам (они и в предыдущих редакциях были)
— по дисциплинам можно просто прочесть выше, но я добавлю, что на пять доступных игроку уровней развития у него теперь есть 7-9(точно не помню) различных способностей на выбор, а не пять одинаковых для всех как было до этого + никто не мешает брать то, что не перенесли из прошлых редакций
— дыр в лоре и сюжете там не больше чем в предыдущих редакциях так как это не перезапуск — т.е. мир не менялся
— крутизна антогонистов зона ответственности мастера
P. S. Ну серьёзно чувак, ты настолько не утрудил себя чтением материала по которому выплюнул своё важное мнение в интернет, что у меня просто нет слов-это мой первый комментарий на портале и я писал эту простыню на жопной тяге даже не обращая внимание на то, что опаздал на полгода.
Интересный блог, позволил многое понять о новом Маскараде.
Лично я тоже долгое время не брался пятёрку, но не потому что не находил материалы, а потому что боязно было. Ещё по последним новеллам и свансонгу было ясно, куда движется лор Мира Тьмы в сегменте вампиров, вот и не хотел прыгать в это болото. Рад, что есть и хорошие моменты, может, ради них ПДФку и найду.
Про кланы, кстати, есть мнение, что, если бы разрабы не забили на тот факт, что у них тут ещё старшие поколения есть, то стирание различий между кланами вышло бы очень даже органично, ведь, как известно, чем дальше поколение от Каина, тем меньше между представителями поколения различий, вплоть до каитиффов.
Будут такие же материалы про пятёрки оборотней и охотников, когда сами книги и их перевод выйдут?
Спасибо! Эта статья далась мне нелегко, так как читать весь этот бред было довольно тяжко. Может быть попозже возьмусь за другие книги по этой редакции и поподробней разберу механ, но к такому испытанию пока не готов. Плюсы есть, но этого явно не достаточно.
я своим мнением плюю только в комментах, а ты пишешь «обзоры» — и то и другое в интернете, но разница всё же есть.
— объясни чем игромеханика ломает смысл? Пока всё, что я понял — она тебе не понравилась. Ну так не используй её! Буквально последний абзац в главе с правилами — «золотое правило — если вам не нравиться какая-то механика не используйте её». Повторю сказанное ранее — если бы ты действительно «прочёл этот ваш VTM 5» ты бы это знал
- ты сказал, что кланы потеряли свою индивидуальность. Я же сказал, что это не так и как пример привёл проклятия и дисциплины. Но и то, что ты говоришь про проклятия — неверно.
Как пример цитата о малках из третей редакции — «Все до последнего вампиры с кровью Малкава страдают неизлечимым безумием в той или иной форме. Некоторые объясняют это проклятием крови, другие Безумцы считают это своеобразным благословением, даром прозрения. При создании персонажа-Малкавиана игрок должен выбрать как минимум один психоз, получаемый при Становлении. Этот психоз можно временно подавить при помощи Силы воли, но нельзя полностью избавиться от него.»
И вот тоже проклятие в пятой — «Каждый из потомков Малкава несёт в себе его проклятье и страдает по меньшей мере от одного психического расстройства……Изъян выходит на первый план в случае кровавого провала или под воздействием одержимости. Вдобавок к штрафам, которые накладывает на персонажа та или иная одержимость, малкавианин также должен будет до конца сцены уменьшить пул всех действий одной из категорий – социальной, физической или ментальной – на количество d10, равное тяжести изъяна….»
И что же мы видим? В плане отыгрыша проклятье не изменилось плюс ещё и стало влиять на механику. Прямо сразу. Из коробки. И не надо ничего чинить
— «ненадёжный рассказчик» как по мне никуда не делся. Дай конкретики — что за дыры?
— Моя основная претензия к тебе это то, что ты очень невнимательно читал книгу на которую делаешь обзор. Предыдущие редакции тоже неоднократно допиливались — последнее издание тройки носит подзаголовок «исправленное издание»
- минимум который должен делать мастер это отыгрывать за неписей. Так что если твои антагонисты посмешища то это не в книге проблема
Откровенно говоря у меня сложилось мнение, что твоя основная претензия к этой редакции в том, что книга правил не лежит в свободном доступе на вод.су
Это тебе просто самому прикольно всё резолвить. Обычно таким мало кто заморачивается. Да и если делать всё через мастера, то скрывать то ничего не требуется. Берётся просто что нибудь типа PbtA, и всё. Для каждой задачи есть свой инструмент, если можно так выразиться.
Реквием — это из линейки хроники тьмы, она же новый мир тьмы. Но эта линейка уже загнулась. Теперь беловолки пишут по пятой редакции.
При желании можно и дальше в архивах ФБР покопаться, добавить медстатистику по ранениям и истории Диких Гусей на закуску. Но не думаю что твой «реализм» это выдержит.
Поэтому все заявления о правильности, адекватности и т.д. подозрительно выглядят. Сам посмотри, по твоим заявлениям выходит что:
Ты делаешь игры по собственным, неписанным правилам.
Которые на проверку могут оказаться тем ещё фентези, просто в своём стиле.
Это всё лучше людям не знать. И играть вслепую, не осознавая механик.
Но при этом их надо заставлять играть в определённом стиле, иначе они делают не то.
Далеко не все на такое согласны, но некоторым нравится. Ну или ты думаешь что нравится, потому как не уделяешь внимания мотивациям игроков. Тебе всё равно почему с тобой играют.
И как на всё это реагировать?
Блогер немного не умеет в пунктуацию и грамматику) Первое, что бросилось в глаза. Для проверки текста можно использовать Ворд. Уже проги за вас всё делают, а вы всё равно кринжуетесь и зумеритесь))
Во первых не любая. Во вторых, объективных обзоров не существует в принципе. Можно лишь попытаться стремиться к этой плане, что я и сделал, назвав то, что мне показалось неплохим. Любой негатив в интернете можно назвать нытьём на публику. И проблему с тем, что новинки от подобного страдают, вы явно высасываете из пальца. По поводу того, что разбор недостаточно подробен, что не разъяснил терминологию для новичков, согласен, это минус. В дальнейшем буду работать над этим. За это я готов сказать вам искреннее спасибо.
Частично соглашусь, действительно очень многое зависит от мастера. Но зачастую неудачи мастера проистекают и неверно выбранного сеттинга и системы. А на счёт математики — это опять же выбор игроков и мастеров. Очень часто предложенный вами подход на моих играх приводил к конфликтным ситуациям в партии. Как говориться, всё на вкус и цвет.
Спасибо большое!
Опыт сугубо положительный, двадцатка и тройка очень легко комбяться. 20ка, по сути, чуть доработанная тройка. И интересующие вас элементы без проблем встраиваются из одной в другую.
К сожалению, я не из Питера, а из села под Вологдой. Веду игры онлайн.