29 октября 2023 29.10.23 9 13K

Вспоминаем про Control и его связь с Alan Wake II

Лучший блог недели
2000 ₽
Это кажется нормальным. Или просто правильным видом безумия.
Джесси Фейден, Control

Долгожданный  Alan Wake II вышел! Однако мы бы так его и не дождались, если бы не успех Remedy в 2019 году, имя которому  Control. Здесь мы не будем проводить детальный разбор сюжета Control, а лишь вспомним, что это было и как в это игралось, а также разберем в связи сюжета вышеупомянутых Control и Alan Wake II. Эта статья пригодится как новичкам, знакомящимся со RCU (Remedy Connected Universe), так и тем, кто уже знаком с данным проектом, чтобы освежить свои воспоминания и разобраться в связи между этими двумя играми.

 

К слову, Сэм Лейк уже вкратце поведал нам про сюжет своей Вселенной. У меня короткого рассказа не получится, тем более основной темой является Control и его связь с последней игрой Remedy.

Небольшая вводная

Control – экшен-шутер от третьего лица, разработанный финской студией Remedy и выпущенный в 2019 году. По сюжету главная героиня Джесси Фейден прибывает в Старейший Дом – загадочное здание, скрытое от глаз большинства и находящееся в центре Нью-Йорка. Здесь располагается Федеральное Бюро Контроля (ФБК) – государственная организация, занимающаяся поиском, изучением и контролем над сверхъестественными предметами и явлениями. Этакий SCP в виде ФБР, ну или расширенный до масштабов организации отдел Секретных Материалов.

Герб ФБК.
Герб ФБК.

Работа у сотрудников ФБК сложная, можно даже сказать, смертельно опасная. Агенты Бюро контролируют все Альтернативные Мировые События (АМС); содержат в Паноптикуме опасные сверхъестественные Предметы Силы, изучают различные сверхъестественные явления, борются с ними (Иисы, плесень, тьма, проще вспомнить что в Старейшем Доме угрозу не представляет); и конечно же, пьют очень много кофе).

Старейший Дом возвышается в центре Нью-Йорка, однако он по неясным причинам он практически незрим для большинства обычных людей, что делает его отличным убежищем для Бюро.
Старейший Дом возвышается в центре Нью-Йорка, однако он по неясным причинам он практически незрим для большинства обычных людей, что делает его отличным убежищем для Бюро.

Стоит заметить, что и сам Старейший Дом представляет из себя серьёзную опасность: его стены постоянно сдвигаются, меняются пространства и очертания помещений. Само здание выдержано в стиле брутализма: гнетущие бетонные стены, потолки и полы, всё серого цвета с преобладанием кубических форм. Ко всему этому Дом не принимает современные средства связи, так что все пользуются пневмопочтой, отправляя письма по трубам и старыми квадратными компьютерами 80-ых годов. Благодаря всему этому у нас есть приятный шарм ретро-офисов и технических помещений в стиле последних двух десятилетий прошлого века.

И вот в такое место попадает наша героиня Джесси Фейден. С самого начала начинает происходить какая-то дичь: на входе нас никто не встречает, странного вида уборщик-финн по имени Ахти заявляет нам, что мы теперь его помощница. После этого, зайдя в офис директора Бюро, новоиспечённая ассистентка уборщика становится свидетельницей его самоубийства. Джесси берёт пистолет начальника, а затем со временем начинает обучаться сверхъестественным способностям: учится парить над землей, телекинетически метать предметы, создавать щит из окружающих предметов и т.д.

Таким образом, взяв табельное оружие, мисс Фейден получает должность директора и теперь она тут главная. На протяжении всей игры нам предстоит разгребать последствия не самой разумной деятельности предшественника Джесси: защищать Бюро от вторжения опасных Иисов, спасать уцелевших после их нашествия сотрудников и восстанавливать их работу, ну и конечно же, раскрывать личную тайну новой директрисы.

Про Сontrol очень сложно что-то рассказывать вкратце, одна только вводная сколько заняла. Но все же давайте попробуем вспомнить о самых интересных деталях этого проекта.

Игра-спасение

Предыдущий проект Remedy – дерзкий и экспериментальный  Quantum Break не принёс ожидаемых продаж, на которые рассчитывал инвестор в лице Microsoft, из-за чего у финских разработчиков возникли проблемы с финансами. Несмотря на всё это, они смогли выкрутится и выдать отличный продукт в виде Control. Видно, что игра создавалась при скромном бюджете – персонажей не так уж и много, диалоги просты и нелинейны, а катсцен вообще почти нет, разве что эпичные проезды камеры по разным локациям Старейшего Дома можно считать таковыми. Однако команда Сэма Лейка смогла создать интересный и уникальный проект, который спас её положение и позволил ей заняться долгожданным Alan Wake II, который мы ждали целых 13 лет.

Сэм Лейк был и остаётся главным лицом студии Remedy. Уже почти 20 лет ему по-прежнему удаётся нас удивлять.
Сэм Лейк был и остаётся главным лицом студии Remedy. Уже почти 20 лет ему по-прежнему удаётся нас удивлять.

Технический прорыв

Разрушаемость в этой игре – это что-то невероятное, вот серьёзно. Каждый объект, от мелких предметов до стен и колонн получает реалистичные повреждения, мебель можно разламывать на куски, деформировать железные предметы, разбивать стёкла и учинять ещё больший беспорядок. Место битвы быстро окунается в хаос: во все стороны разлетаются бумаги и другие лёгкие предметы. Это поразительный технический успех, многим играм до этого ещё очень далеко, и ведь что самое удивительное здесь – это оптимизация. Всё это разрушительное великолепие несильно нагружает компьютер, никакого сильного падения кадров и фризов не происходит, по крайней мере я с этим не столкнулся.

Однообразный геймплей

Парить в воздухе, метать мебель и куски стен – всё это очень красиво и эффектно, только вот со временем это надоедает. К 15-му часу игры я поймал себя на мысли, что я застрял в каком-то цикле однообразных драк: появляются враги, я начинаю парить в воздухе, постоянно перемещаться из угла в угол, закрываться щитом от особо сильных атак, метать в противников всё, что под руку попадёт и немного постреливать по ним из пистолета. И это всё! У Control потрясающие механики, но вот превратится в интересную боевую систему, с разными ветками прокачки и вариативностью у них не получилось. В этой игре нет даже красивых добиваний, хотя они бы тут были вполне к месту!

И все же первые часы игры в Control были просто превосходные!
И все же первые часы игры в Control были просто превосходные!

Сюжетный трындец

Тебе лучше уйти сейчас, иначе тебе не придётся бежать с головой в качестве третьей ноги. 
Ахти, Control

Разобраться во всех сюжетных тонкостях Control – непростая задача даже для очень внимательного и полного сил игрока. Большая часть сюжета подаётся через огромное количество записок, отчётов и прочей документации, раскиданной по всему Старейшему Дому. Помимо этого, есть презентации доктора Дарлинга, описывающие различные явления, связь с предыдущим директором через т.н. Телефон Прямой Связи, где под теневыми эффектами мы слышим его мысли, гуляющие по Дому. Ну и определённую часть информации мы получаем от немногочисленных сотрудников Бюро и «Совета» через тот же телефон. Ещё тут есть просто эстетичные локации, где происходит непойми что и ни одна душа не знает, как это объяснить. Яркий пример – отель OceanView. Дергаешь в определённом месте шнур лампочки три раза и оказываешься в небольшом придорожном отеле с непонятными символами на дверях. Из отеля нельзя выйти на улицу, в нём никого нет, а чтобы покинуть его – будь добр при помощи звонка на стойке администрации открыть двери в другие номера, решить там простенькие задачи (завести часы, выключить радио и т.д.) и сможешь выбраться куда тебе надо (или не надо). Получается своеобразный транзитный хаб для перемещений между параллельными мирами и разными местами.

Стоит заметить, что Control пока что единственная игра, где мне было действительно интересно собирать все записки и читать их. Это привносило в игровой процесс некоторую динамику, так как помимо сражений и обыска локаций я мог поставить игру на паузу и в спокойной обстановке прочитать страничку-другую. Однако это я тут такой любопытный, сомневаюсь, что у простого игрока найдётся достаточно интереса и сил для изучения всех найденных записок.

О гнетущей и всеконтролирующей роли Совета нам всегда напоминает огромная перевёрнутая пирамида в центральном отделе Бюро.
О гнетущей и всеконтролирующей роли Совета нам всегда напоминает огромная перевёрнутая пирамида в центральном отделе Бюро.

Персонажи

  Чудесно. Вы вынули Экскалибур из камня, а теперь управляете так, как умеете, о королева. В какой истинной меритократии мы живём!  
Рэя Андерхилл, Control

Джесси Фейден – поначалу довольно-таки интересный персонаж. Во-первых, её играет актриса Кортни Хоуп, знакомая нам ещё по предыдущей игре RemedyQuantum Break, где она воплотила двойного агента Бэт Уайлдер с довольно-таки непростой историей. Во-вторых, в ней живёт сущность по имени Полярис, благодаря которой героиня и получает свои способности. Джесси также общается с ней, однако из-за того, что у них одинаковые голоса, в первые часы игры я думал, что директор Фейден общается со своей шизой. Ну и в-третьих, у главы ФБК довольно-таки непростая предыстория, связанная с Альтернативным Мировым Событием, произошедшим в годы детства, в ходе которого её младший брат Дилан пропал. Однако, помимо этих особенностей и пары метких фраз она мне ничем особо-то и не запомнилась. Безусловно, образ у неё получился забавный – пришла в непонятное место, подняла пистолет, стала директором и начала крушить всех Иисов своими способностями, при этом говоря всем, что директором она быть не хочет и вообще она тут ради того, чтобы найти брата.

Найдется в игре и парочка костюмов для протагонистки. Можно даже раздобыть для неё кошачьи ушки, только на это придётся потратить не один час!
Найдется в игре и парочка костюмов для протагонистки. Можно даже раздобыть для неё кошачьи ушки, только на это придётся потратить не один час!

Другие герои запоминаются только на небольшой промежуток и играют в основном функцию информаторов, не более. Лично мне запомнилась сотрудница, а позже и глава исследовательского отдела Эмили Поуп из-за своей безумной увлечённости исследованиями и простым отношением ко всему творящемуся вокруг. Ещё стоит вспомнить Фредерика Лэнгстона, который измотал меня своими длинными монологами по интеркому о своих котах и личной жизни в дополнении про Алана Уэйка. Есть тут и увлечённая учёная с британским акцентом, которой вообще нет дела ни до чего, кроме Плесени в её секторе. Ну и конечно же, я не могу не упомянуть доктора Каспера Дарлинга – его презентации и игра Мэттью Порретты просто потрясающие. И это притом, что этот персонаж не появляется нигде, кроме этих видеопрезентаций.

Шизанутость и харизматичность - вот в чём заключается успех главы отдела исследований!
Шизанутость и харизматичность - вот в чём заключается успех главы отдела исследований!

Связь с Alan Wake II

И здесь мы подходим к самому главному: Remedy, ранее делавшие независимые друг от друга проекты, решили объединить их в одну вселенную. Это крайне дерзкий эксперимент, за которым все наблюдают с большим интересом. Дополнение   Control:AWE рассказало нам, как агенты ФБК отреагировали на события игры  Alan Wake, произошедшие в 2010 году, и напрямую подготовила нас к событиям Alan Wake II, который уже вышел. Как это произошло? ВНИМАНИЕ: дальше вас ждут спойлеры к играм Alan Wake и дополнению Control: AWE.

Давайте по порядку: в конце событий Alan Wake наш писатель остался в Тёмной Обители ради спасения своей жены Элис. Там он начал бороться за своё выход на свободу, начав писать роман «Возвращение». Спустя какое-то время судьба забросила его в сюжет собственного сценария для шоу «Night Springs». Пересказывать сюжет данного проекта я не вижу смысла, так как он довольно-таки прост. Важно лишь отметить то, что здесь Алан Уйэк столкнулся со своим злым двойником, т.н. мистером Скрэтчем, которого ему удалось победить.

«Мистер Скрэтч – это извращённая пародия на меня, могущественная и опасная, но я знаю, что могу справиться с ним. Я не думаю, что кто-либо ещё может сделать это. Остальные не понимают, что он такое, что он представляет собой, и что все ужасные вещи, которые он творит, почти ничего не значат в сравнении с тем, что он устроит на Земле, если дать ему шанс.»
«Мистер Скрэтч – это извращённая пародия на меня, могущественная и опасная, но я знаю, что могу справиться с ним. Я не думаю, что кто-либо ещё может сделать это. Остальные не понимают, что он такое, что он представляет собой, и что все ужасные вещи, которые он творит, почти ничего не значат в сравнении с тем, что он устроит на Земле, если дать ему шанс.»
Мы как будто живем в комнате, где на стене висит плакат. Мы пялимся на это и думаем, что весь мир — это и есть комната и плакат. На плакате что-то симпатичное: пейзаж или, может, известный артист. Совсем как в фильме про тюрьму... Как же он назывался? Комната — это тюремная камера. Картинку каждый из нас видит по-своему. Картинка может быть разной, но все мы к ней прикованы. Но это все неправда. Это лишь ширма, скрывающая правду. Они врут нам. Мы врем сами себе. Комната — это не весь мир. Наш мир намного больше и удивительнее. Плакат на стене лишь скрывает проход, ведущий в реальный мир. В комнате мы в безопасности. Но иногда... Иногда нечто выползает из-за плаката. А тот, кто становится этому свидетелем, от потрясения пытается забыть обо всем, что видел.
Джесси Фейден, Control

Одолев мистера Скрэтча, Алан надолго исчезает из нашего поля зрения, оказавшись в Тёмной Обители (ориентировочно на 10 лет), появляясь в следующий раз лишь в дополнении Control: AWE. События дополнения начинаются с того, что Джесси Фейден получает сигнал о помощи от писателя по телефону прямой связи, ведущий её в Отдел Расследований. Именно в нём пройдут все события дополнения, которые мы сейчас и разберём.

Отдел Расследований выглядит куда мрачнее остальных отделов ФБК, и ведь неспроста! 
Отдел Расследований выглядит куда мрачнее остальных отделов ФБК, и ведь неспроста! 

Изучив материалы в отделе расследований, мы быстро приходим к выводу, что все события в Брайт-Фоллс из игры Alan Wake представляли из себя очередное Альтернативное Мировое Событие. Также мы узнаём и о судьбе персонажей после событий основной игры.

Ещё здесь есть забавные финские игровые автоматы, которые позволяют перепройти некоторые интересные уровни из основной игры.
Ещё здесь есть забавные финские игровые автоматы, которые позволяют перепройти некоторые интересные уровни из основной игры.

Доктор Хартман был задержан после попытки побега из Брайт-Фоллс, после чего был лишён врачебной лицензии по обвинению в эксплуатации параестественных сил в своих интересах, так как он использовал людей творчества в своём пансионате в попытках обуздатьТёмную Сущность. Обвиняемый попытался предложить сотрудничество Бюро, но это ни к чему не привело. Однако доктор не отчаялся, и, вернувшись в Брайт-Фоллс, он посчитал, что всё знает о Тёмной Сущности и предпринял безумную попытку покорить её, прыгнув в озеро Колдрон. В результате произошло обратное: Эмиль Хартман превратился в очередного одержимого Тьмой, после чего был задержан агентом ФБК Эстевез и доставлен в особую камеру содержания Старейшего Дома.

В мутировавший Хартмане практически невозможно разглядеть прежние черты помешанного врача-психиатра, которым он когда-то был. 
В мутировавший Хартмане практически невозможно разглядеть прежние черты помешанного врача-психиатра, которым он когда-то был. 

Но и после этого опасность не была ликвидирована. Элис Уэйк, жена пропавшего писателя, пришла сообщить о преследовавшем её злом двойнике её мужа, том самом мистере Скрэтче. Ей даже удалось заснять на камеру своего преследователя. С прибытием Элис в Старейший Дом одержимый доктор, для контроля над которым был построен целый макет его дома, вышел из-под контроля и сбежал из места своего содержания. Агенты ФБК были вынуждены изолировать большую часть отдела расследований, отдав его под полный контроль обезумевшего Хартмана, где он хозяйничает и по сей день.

Мистер Скрэтч, попавший на камеру, установленную Элис Уэйк.
Мистер Скрэтч, попавший на камеру, установленную Элис Уэйк.

Тем временем в самом отделе расследований не всё так гладко: глава отдела Кирклунд замечает странности в поведении директора Тренча и доктора Дарлинга, из-за чего между ними и главным расследователем Бюро разгорается конфликт. В итоге Кирклунд покидает Бюро незадолго до событий Control, таким образом спасаясь от столкновения с Иисами.

Вторжение Иисов сказалось и на Хартмане, вызвав в нём ещё одну мутацию и превратив его в огромного монстра. Теперь доктор, как и любой одержимый тьмой по-прежнему боится света, однако его физические возможности сильно возросли, и его ликвидация становится для директора Фейден настоящим испытанием в несколько этапов.

Не стоит забывать и о первопричине кошмаров писателя: Сгустки Тьмы не раз встречаются нам в Разделе Расследования, а любой источник света становится отличным инструментом борьбы с ними.
Не стоит забывать и о первопричине кошмаров писателя: Сгустки Тьмы не раз встречаются нам в Разделе Расследования, а любой источник света становится отличным инструментом борьбы с ними.

Копаясь в документах отдела расследований, мы обнаруживаем весьма интересную информацию: агент ФБР по имени Алекс Кейси запрашивал у ФБК информацию по делу Алана Уэйка. Да, у него такое же имя, как и у главного героя книг писателя, принесших ему огромную популярность, и ведь это только начало!

Среди различных записок в том же отделе расследований мы находим четырехстраничный документ «Сценарий «Найт Спрингс»», написанный Аланом в молодости к одноимённому сериалу. По сюжету сценария, из-за самодурства директора, которого учёный был не в силах остановить, ужасная сущность вселяется в начальника, после чего тот пускает себе пулю в голову. Ничего не напоминает?

Помимо всего этого, оказавшись в уже знакомом нам отеле Oceanview и открыв одну из дверей, Джесси становится свидетельницей диалога между знакомым нам Аланом Уэйком и его двойником, представившимся собеседнику, как режиссёр Томас Зейн

Разговор Алана Уэйка со своим двойником проходит в крайне напряжённой атмосфере.
Разговор Алана Уэйка со своим двойником проходит в крайне напряжённой атмосфере.

Зейн сообщает Алану, что несмотря на другую внешность и голос, он является тем, за кого себя выдаёт. Также он сообщил, что поэт, которого встречал писатель в Брайт-Фоллс был «персонажем», которого Зейн играл в «фильме», будучи его «режиссёром». После такой вводной Зейн сообщает запутавшемуся Уэйку, что способ сбежать из Тёмной Обители через написание произведения о побеге существует, и что он его нашёл. На вопрос Алана о мистере Скрэтче Томас отвечает, что он не является проблемой, что злит писателя и тот бросает на пол стеклянный стакан. Наблюдая за Уэйком в последний раз, Джесси видит, что тот опасается появления кого-то (Скорее всего, мистера Скрэтча) и заявляет о намерении выбраться отсюда. В качестве подтверждения его слов в конце дополнения мы видим уведомление на компьютере о грядущем АМС в Брайт-Фоллс, которое случится в будущем, через два года после событий игры, в 2021 году.

Компьютер сообщает об активности в зоне озера Колдрон.
Компьютер сообщает об активности в зоне озера Колдрон.

На основании всей этой информации, сообщений Алана по телефону прямой связи, в которых он в третьем лице описывал, что делает Джесси Фейден, становится ясно, что скорее всего, события Control были созданы писателем. Пытаясь выбрать из Тёмной Обители, используя свои старые идеи и персонажей из своих прошлых работ, он написал огромную историю, свидетелями которой мы стали, после чего направил её героев на своё спасение, тем самым запустив события Control: AWE и Alan Wake II.

Сценаристы Remedy создали сложнейший сюжет, где переплетено множество событий, меняются и раскрываются имеющиеся персонажи с неожиданных сторон. Помимо этого, они часто развлекают нас отсылками на самих себя, из которых и вырос весь общий сюжет Вселенной Remedy.Будем надеяться, что Alan Wake II не задаст нам тонну новых вопросов, как это в своё время сделал третий сезон Твин Пикса, а разберётся во всех этих сюжетных хитросплетениях и мы наконец-то сможем найти ответы на все, или хотя бы большинство интересующих нас вопросов.


Control

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
27 августа 2019
4.4K
4.2
2 610 оценок
Моя оценка

Control: AWE

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанры
Дата выхода
27 августа 2020
739
4.1
475 оценок
Моя оценка

Alan Wake II

Платформы
PC | PS5 | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
27 октября 2023
3.1K
4.4
1 221 оценка
Моя оценка

Лучшие комментарии

из-за того, что у них одинаковые голоса

Стоп, чего? Полярис в игре разве говорит?

Мы ж вроде не слышим еë голос, слышит только Джесси

Очень интересный блог, лайк.

Кстати можно вскользь упомянуть Quantum Break, где главный герой заявлял, что читал книги Алана Вейка, а в начале игры так вообще крутят тизер-трейлер «второй» части Алана.

Хотя теперь не получится связать Control и QB, т.к и там и там есть персонаж Куртни Хоуп. Но думаю, если Ремеди получат права на QB обратно, они что-нибудь придумают. Может залезут в мультивёрс что бы это логически обьяснить.

На счёт среднестатистического игрока — за всех не скажу конечно, но для меня всё было аналогично ситуации автора. Очень было интересно читать все записки и документы. Да и в принципе, игры от Ремеди требуют погружения в лор, иначе остаётся только геймплей, а он не то чтобы прям гениальный у них. А вот вместе с историей это уже совсем другие игры.

Я наоборот после АВ2 уверился в том, что Квантум Брейк очень тесно связан с остальными играми студии. На это просто оттакенный вагон намёков. А то, что актриса одна и та же, так и Тим Брейкер — это буквально воплощение Джека Джойса (напомню, он фактически стал шифтером, как и Бет Уайлдер, т.е. живёт во всех мирах одновременно), не понимая, почему «рыжеволосая женщина» ака Джесси Фейден выглядит знакомой.
С Шифтерами сложная тема, их что в игре, что в сериале в конце показали и то ничего не обьясняли, но твоя теория прям интересная.

Энивей ждём движухи с правами на QB.

Сам Алан уточняет правила изменения реальности во второй части. Он не может создавать что-то из ничего. Вероятней всего, FBC реально существовало, Джесси реально существовала и реально имеет Полярис в голове. Вторжение Хисс тоже было реальным. Так что, предположу, Алан подстроил именно что столкновение Джесси с Хартманом чтобы ввязать ее в свою историю.Один интересный момент как в DLC, так и в событиях самой Alan Wake 2 — это то, что есть определенный «сдвиг» во времени. Приходит информация, что на озере происходит AWE, но приходит оно на пару лет раньше. Сама Джесси видит диалог Зейна и Алана, но сам диалог тоже происходит на несколько лет позже (я на 95% уверен что это тот же диалог, что мы видим в Alan Wake 2; визуально немного отличается, но смысл абсолютно тот же, так что разницу я спишу на смену дизайна и подхода к режиссуре). При этом всём, мы пока не видели чтобы Алан писал рассказ именно о Бюро и событиях Control в самом Alan Wake или второй части. Также нам показали, что способность менять реальность может работать «ретроактивно» (Сага призывает Алана в один день, но в итоге он призывается в предыдущий день; сама история Алана изменяет прошлое Саги).
Исходя из всего этого, я могу сделать вывод, что в основной хронологии Алан еще не начал писать версию «Инициации» и «Возвращения», которые бы ввязывали в происходящее Бюро и Джесси. И это может произойти либо в ДЛЦ, либо в следующей части AW, либо влиять на события Control 2.

Лор в играх Remedy интересный. Сейчас заканчиваются Alan Wake 2, очень достойная игра. Хотя конечно игры выходит через большие промежутки, можно забыть что было в прошлых.

И все же первые часы игры в Control были просто превосходные!

И скрин из дополнения)

Читай также