7 октября 2023 7.10.23 25 4686

Хроники RPG Maker — Yume Nikki

+40
Лучший блог недели
2000 ₽
Обладая мрачной атмосферой, эта игра позволяет вам исследовать мир внутри сна (отсюда и его сеттинг). В ней нет определенной истории или цели. Это просто игра для изучения.
© Кикияма

RPG Maker — движок, что пользуется особой популярностью среди людей, яро желающих сделать свою игру. Уже только название говорит само за себя и позволяет понять, какому жанру принадлежат эти игры, стоит только добавить одну букву и перед вами идеальный инструмент для сотворения JRPG. Особенно пристально на него смотрят новички, ведь движок представляет собой конструктор, на котором можно создать игру, по факту, не обладая навыками программирования.

Впрочем, к чему я это всё рассказываю… Речь сегодня пойдёт явно не о подробностях работы с движком, и втюхивать вам RPG Мейкер как панацею для всех, кто хочет в геймдев, но не мочь в код, я не собираюсь. Однако вот забавный парадокс: конструктор, что буквально кричит, для какого жанра он создан, чаще всего вспоминают именно за те игры, которые связаны с RPG в последнюю очередь, а иногда и не связаны вовсе!

Однако это не говорит о чём-то плохом, ведь в результате мы имеем множество довольно занимательных инди-проектов, в которые я предлагаю вам окунуться вместе со мной под флагом рубрики «Хроники RPG Maker’а», где мы попытаемся вспомнить и рассмотреть наиболее известные игры, созданные на этом движке, а начать я решил с « Yume Nikki».

Конечно, это не первая игра, что додумалась до такой концепции, но она точно входит в список «Одна ИЗ». Да и это ни сколько не отменяет её культовости, ну, а о более первых играх на движке мы ещё успеем поговорить в другой раз. Потому прошу всех устроиться поудобнее и подготовить что-нибудь вкусное, ведь в этом блоге вы узнаете:

Кто такой Кикияма и как он, под маской полной анонимности, смог создать одну из самых известных игр на движке? ; Почему сюжет игры так и остался для многих загадкой? ; Являются ли ремейки и другие дополнения к игре каноном и как обстоят дела с фанатским творчеством?

Всем приятного прочтения!

Родилась игра в 2004 году, будучи опубликованной на одном крупном японском анонимном форуме. Она была создана одним человеком, чьё имя неизвестно, однако вы можете знать его псевдоним — Кикияма. Какое-то время он продолжал работать над игрой, исправляя её и дорабатывая. Но проблема в том, что о человеке этом никто и ничего толком не знает, да и сам он почти не светился, вскоре и вовсе куда-то пропав, как только была выпущена последняя версия игры. А после, в 2018 году, «Yume Nikki» появилась и в «STEAM». Многие любят говорить об этой игре как о чём-то удивительном, что позволяет окунуться с головой в чужой разум и погрузиться в самый психоделичный мир снов, принадлежащий либо человеку с кучей психических расстройств, либо наркоману.

Хотя что это я, как-то не свойственно мне сразу говорить о проекте, перед этим не давая достаточно подробной биографии человека, что породил игру. В конце концов, ну не может же быть с поиском информации всё так плохо? Если покопаться, то определённо получится нарыть хоть что-нибудь на этого вашего Кикияму! Спойлер — нет. И даже до того, как он пропал, разработчик был явно не из самых общительных людей, не давая толком никаких ответах в своих постах и просто молча дорабатывая игру.

Откровенно говоря, неизвестен ни пол Кикиямы, ни возраст, да и непонятно, один ли это человек. Кто-то обращается к разработчику во множественном числе, из-за чего и возникли мысли, что на деле это может быть небольшая команда разработчиков. Некоторые даже не были уверены в том, жив ли вообще Кикияма, потому что в какой-то момент, перед пропажей, его видели в сети незадолго до землетрясения в Японии. Это был 2011 год, регион Тохоку. Но многие могут возразить, ведь оказывается, что признаки жизни он-таки подаёт, принимая участие в разработке ремейка его игры, по крайней мере, если верить словам издательств, но прямых доказательств этому нет. И всё же опасения на счёт судьбы Кикиямы были развеяны! Ну… Наверное?

Кикияма не сидит в соц. сетях, толком никогда не выходит на связь. Но при этом, в феврале 2023 года, одному счастливчику удалось провести единственное интервью с ним, чего ранее никогда не случалось и возможно, вы будете удивлены, но этим человеком стал Тоби Фокс, инди-разработчик, известный за создание « UNDERTALE», « DELTARUNE», а также музыкальное сопровождение во многих других проектах.

Кикияма, пусть и будучи полностью анонимным, иногда соглашался на официальные коллаборации, благодаря чему на сайте «Fangamer» можно увидеть мерч по «Yume Nikki», поскольку было получено косвенное одобрение. И в этот момент Тоби и увидел возможность взять у Кикиямы интервью. Но если вы думаете, что это хоть немного сбавило завесу тайн, то можете сразу занизить свои ожидания, ведь условия были таковы: никаких вопросов о содержании игры; ответ может быть лишь в форме да/нет; Кикияма сам решает, на сколько вопросов отвечать.

Благодаря этому интервью удалось узнать не так много, например о том, что Кикияма играл в «Dream Emulator LSD», которая, возможно, стала источником вдохновения для его игры (но это не точно, потому что Тоби, по сути, задал 2 вопроса: играл ли Кикияма и вдохновлялся ли он. Ответ — да, но на какую именно часть он ответил? Чёрт его знает!) Ну и как забавный факт: некоторые концепты из игры были созданы ещё до того, как он взялся за разработку.

Это единственная связь с Кикиямой, что не вызывает вопросов из разряда «А точно ли это Кикияма?» Ведь не будет же старина Тоби врать на счёт чего-то подобного? И всё же крайне жаль, что это единственная возможность хоть что-то узнать о разработчике.

Во всяком случае, давайте приступим к основному. С первых же секунд название косвенно выдаёт суть, ведь «Yume Nikki» с японского переводится как «Дневник Сновидений» и в игре вы управляете маленькой девочкой — Мадоцуки. Точкой вашего «спавна» становится совершенно обычная и ничем не примечательная комната с выходом на балкон, но при этом, при попытке выйти (через дверь, ЧЕРЕЗ ДВЕРЬ!), девочка отказывается покидать своё укромное жилище, либо… Она просто не может? Запомним этот момент и оставим вопросы на потом, когда всё станет чуточку яснее.

— Я не могу выйти из комнаты.
— Используй кровать для сна.
© Ответ Кикиямы на форуме

Ещё вы можете контактировать с дневником на вашем столе, чтобы сохраниться, но делать в реальном мире больше толком и нечего. Если вы действительно хотите увидеть контент, то путь вам светит лишь один — в постель. И пока вы уже придумываете какую-то шутку, героиня засыпает, оказываясь в точно такой же комнате, но она претерпела минимальные изменения, НО! Деверь, через которую персонаж ранее не хотел проходить — теперь открыта. И стоит только поддаться соблазну, пройдя внутрь, как вы оказываетесь в каком-то странном пространстве. Очевидно, вы спите. Это место заполнено дверьми с разными мирами за ними и на первый взгляд их чересчур много, целых 12, глаза так и разбегаются и ты не знаешь, куда пойти, но не падайте духом! Ведь миров на самом деле намного больше! В какую же сначала пойти? Ну, это те ответы, на которые Кикияма всё-таки не поскупился на форуме.

Многие ещё любят называть это место "Нексус".
Многие ещё любят называть это место "Нексус".
— Куда мне пойти?
— Ты можешь пойти куда угодно.
© Ответ Кикиямы на форуме

Каждый мир, в котором вы побываете, выглядит странно. Они большие и крайне запутанны, даже в одном из них можно случайно потеряться. Связано это не только с тем, что иногда уровни могут представлять собой лабиринты, но и с закольцованностью. То есть, доходя до конца карты, — вы не упрётесь в стену или другую преграду, вы просто выйдете с другой стороны локации, что делает приключения здесь довольно сложной задачей. Более того в некоторых мирах есть СВОИ, не менее тревожные миры, а порой они ещё и переплетены между собой. Однако именно в этом и кроется суть игры — изучать, исследовать и бродить по самым безумным местам.

И это я ещё мало рассказал о психоделе, что может твориться на локациях. Порой это могут быть как обычные безобидные предметы, которые кажутся лишними, так и нечто похуже, вроде странных искажённых существ, сбивающих игрока с толку и заполняющих местность. Все приведённые выше факты, в сочетании с напрягающим, зачастую монотонным звуковым сопровождением заставляют чувствовать некий дискомфорт. В игре почти нет скримеров, а на те, что есть, нужно ещё как-то умудриться нарваться, да и враждебные враги пусть и есть, но они не убивают героиню, а лишь запирают в комнате, из которой нет выхода, да и попадаетесь вы на них отнюдь не часто. Ну, а коли попались — всегда можно проснуться, просто ущипнув себя за щеку.

Музыка будет сопровождать вас на протяжении почти всей игры и не редко она звучит довольно успокаивающе, хоть и состоит из пары зацикленных звуков. Она расслабляет, вводит в транс и помогает сосредоточиться.

 

Но есть и обратная сторона медали, ведь ещё чаще вы будете слышать более давящие на мозг мотивы, в которых зацикленность звуков становится настоящим нагнетающим оружием, что вызывает неприятные ощущения.

 

Со временем играть в «Yume Nikki» становится некомфортно, что, в целом, для подобного рода штук, которые пытаются продемонстрировать безумие, показатель более чем хороший. Однако не является ли это фишкой снов? Не редко во снах могут происходить самые разные события, что даже близко не схожи с реальностью, однако до момента, пока мы не проснёмся, всё это безумие мы воспринимаем за чистую монету. И «Yume Nikki» будто бы вобрала в себя наиболее давящие и тревожные сны своего автора, наполняя местность вещами, причём будто совершенно несвязанными и не переплетёнными между собой. Ну вот о чём может говорить локация, что переполнена кучей фонарных столбов? Но в этом и смысл, что никого смысла нет, а творения искореженного разума не прекращают играть с вашим восприятием ни на секунду.

Вы полностью свободны в этом мире и можете прийти туда, куда даже изначально и не планировали, что делает это приключение лишь ещё более психоделичнее и непредсказуемее, как в самом настоящем сне. Yume Nikki — это игра без слов. В ней нет текста, в ней нельзя ни с кем поговорить и о вашей цели или сюжете никто и чихом не обмолвится. И от того эффект только усиливается. Вы не знаете контекста, кроме того, что вы спите. Вы без понятия зачем здесь находитесь, какая у вас цель и чего вы должны достигнуть, бродя по этим жутким локациям. Да есть ли здесь сюжет вообще? И что всё это значит? Непонимание происходящего также определённым образом давит, но все эти вопросы тоже стоит запомнить на потом.

Цель у вас всё-таки имеется. О ней кратко обмолвятся в небольшом мануале, что есть у вас в инвентаре, а заключается она в сборе так называемых «эффектов». Я бы назвал это… Силами, которые как-либо изменяют вас. И условия их получения зачастую завязаны на клике того или иного подозрительного объекта. После вы сможете использовать эти эффекты, чтобы, например, превратить Мадоцуки в лягушку или прокатиться на велосипеде. Кататься лягушкой на велосипеде нельзя! Только один эффект за раз. Действуя под покемоновским слоганом «Поймай их всех», вы должны собрать свою мини-коллекцию из 24 эффектов. Какая-то их часть буквально бесполезна и нужна либо для того, чтобы посмеяться, либо… Не знаю, тут буквально есть эффект, который делает Мадоцуки толстой и заставляет её живот урчать. Вот только не надо мне вешать лапшу на уши, что у этого действительно могло бы быть какое-то практическое применение!

Есть эффект, что превратит Мадоцуки в неко, ня!

— Что мне делать?
— Ты можешь делать всё. Если бы мне пришлось что-то сказать, я бы порекомендовал собирать эффекты.
— Эффекты?
— Собирать их приятнее, чем просто ходить!
© Ответ Кикиямы на форуме

С другой стороны, остальные способности как раз могут быть очень полезны, например, велосипед, что помогает вам передвигаться намного быстрее. Или зонтик, который вызывает дождь и позволяет потушить огонь на некоторых локациях, что даёт возможность попасть в другие миры и продолжить свои исследования. Получить некоторые эффекты довольно трудно, ведь найти их в этом бесконечном карнавале безумия — та ещё задачка. Хотя многие рекомендуют находить велосипед в первую очередь, ведь это может намного сократить время поисков благодаря ускоренному передвижению.

— Кажется, я не могу их найти.
— Продолжай пытаться.
© Ответ Кикиямы на форуме

И если вы каким-то образом сможете собрать все эффекты и оставите их в комнате с кучей дверей (да, их можно там оставить), то вам открывается финал этой странной игры. Проснувшись и вновь выйдя на балкон, вы можете заметить у перил небольшую лестницу, забравшись по которой, Мадоцуки просто прыгает вниз… Дальше экран темнеет, а единственной, что вы слышите — глухой звук удара чего-то об землю. Начинает играть меланхоличная мелодия, а на тёмном экране постепенно вырисовывается пятно крови и титры.

Казалось бы, бред полнейший, ведь вы буквально стремитесь к исследованию лишь ради того, чтобы привести героиню к роскомнадзору, так и не получив долгожданных ответов. Однако не стоит расценивать прогулку по разным мирам как что-то однотипное, ведь просторы, которыми вы будете любоваться — действительно могут похвастаться разнообразием. Лес, канализации, абсолютно чёрно-белый мир. Да, это всё та же шиза, но которая может жахнуть вас по-разному. А ведь есть миры, что просто сами по себе забавны или вовсе не так упороты, как остальные. Например, очень выделяется мир, в котором абсолютно всё окружение приобретает вид старой игры на NES. Ну или просто заснеженная локация, покопавшись в которой, вы можете наткнуться на вполне обычную милую комнатку. Разгуляться действительно есть куда.

И музыка точно так же меняется из локации в локацию, подстраиваясь и выдавая что-то подходящее. Так, например, в том же милом домике музыка будет играть не менее славная и расслабляющая, но в остальном же возникает чувство, будто бы вот-вот какая-то хрень случится! Ну вот щас появится какая-нибудь тварь! И даже если ты отдаёшь себе отчёт, что в игре почти нет скримеров и намеренных пугалок, эмбиент заставляет напрячься и ждать чего-то. Звук и картинка не работают порознь, они действуют сообща и сговор их страшен!

Слов не хватит, чтобы всё это описать, но мне кажется, что мы слишком отошли от темы. В конце концов, так и не ясно, а зачем мы всё это делали и что это вообще за странное приключение такое?

Так вот… Теперь давайте перейдём к сюжету. Почему Мадоцуки не хочет или не может выходить из своей комнаты? Какой по итогу в игре сюжет? Есть ли за всем этим трипом хоть какой-то намёк на то, что происходит с главной героиней? Неужели в игре не проскользнёт хоть толика здравого смысла? Все эти вопросы я попросил вас запомнить и оставить на потом, да и они, возможно, могли возникнуть у вас сами… Но я не обещал, что отвечу на них.

Единственное, что мы можем понять из игры: Мадоцуки не выходит из комнаты —> Мадоцуки засыпает и путешествует по своим снам, собирая эффекты —> Мадоцуки спрыгивает с крыши, как только собирает все эффекты. Это единственные моменты, что хоть каплю понятны рядовому игроку, но на этом всё. И тут на сцену выходят теоретики. Кто-то из вас уже может негодовать, ведь не редко именно эти ребята любят приплетать самые не приплетаемые вещи, чтобы сюжет хоть как-то, но держался. Однако что если так всё изначально и задумывалось?

«Yume Nikki» — игра максимально абстрактная, а значит преподнести её можно абсолютно как угодно. И при прохождении игры, соединяя эти разные и случайные детальки, вы можете своими силами собрать тот сюжет, который вы увидели при прохождении. И если вы боитесь, что не дай бог ваша версия будет отличаться от того, что придумал автор оригинальной истории, то стоит задуматься… А пытался ли Кикияма в самом деле что-то сказать? И в результате у нас имеется целый конструктор! И уж поверьте, несмотря на то, что все теоретики говорят об одной и той же игре, это не отменяет того, что трактовки сюжета могут кардинально отличаться друг от друга.

Некоторые считают, что Мадоцуки — жертва изнасилования, потому что во снах не редко встречаются разного рода продолговатые и около-фаллические образы и объекты. Более того, в игре есть секретный проход, который выглядит как ширинка штанов и если у вас есть эффект ножа, то вы можете силой прорубить себе вход в новую локацию, где будет находиться лестница и монстр, такой же продолговатый и жуткий.

Другие же считают, что Мадоцуки — жертва аварии, после чего психике был нанесён непоправимый ущерб, в результате она и видит все эти странные сны. Указывает на это труп, что лежит на одной из локаций и при прикосновении к нему, героиня получит новый эффект, что будет превращать её в светофор.

Кто-то считает, что главная героиня боится прикосновений, поскольку в игре очень часто попадаются различные существа или предметы, что напоминают руки, либо делают на них какой-то особый акцент.

И таких теорий множество. Какие-то из них перекликаются с другими творениями по Yume Nikki, кто-то же наоборот эти творения не воспринимает, но факт остаётся фактом — каждый в праве вертеть эту историю как хочет и видеть в ней то, что ему кажется верным.

В этой главе я хотел бы подробнее разобрать некоторые аспекты игры, такие как, например, мифология Японии, которая мелькает очень часто и порой вы можете заметить её даже там, где не ожидаете. Просто приведу парочку примеров:

Торининген (Буквально переводится как Люди-птицы). Очевидно, почему они так называются, ведь на пиксельных спрайтах можно заметить, что морды у них чуть вытянутые, похожие на клюв. У них часто разные причёски и одежда, и есть как мирные представители этих существ, так и не очень. Например, вы иногда будете натыкаться на обезумевших Торининген, — они будут гнаться за вами и при контакте запирать в комнате, откуда нет выхода и из которой можно только проснуться. Возможно, является отсылкой на японскую мифологию, представляя собой здешних Тэнгу — существ, похожих на человека с птичьими крыльями и чертами.

Ведьмы Нопперабо — существа, что встречаются на одной из локаций. Как и почти все мобы, они не враждебны. У всех тёмные волосы, тёмно-голубые платья, красные туфли и бледно-фиолетовая кожа. Буквально представляют собой отсылку на Ноппэрапон, йокай из японской мифологии, что днём похож на человека, но ночью теряет своё лицо: он начинает быть похожим на гладкий шар без глаз, носа и рта. По легенде, когда человек встречал этого йокая — он в страхе убегал, вскоре натыкаясь на обычного человека и рассказывая ему о том, что видел страшное нечто без лица. После, услышавший историю проходимец, спрашивает у рассказчика — Слушай, а лицо у этого человека было вот такое? —, после чего, при следующем взгляде на незнакомца, его лицо также пропадало.

Юки-Онна — в игре есть трансформация, что делая Мадоцуки похожей на Юки-Онну: волосы, одежда и всё остальное приобретают голубые оттенки. Это тоже отсылка на японскую мифологию, ведь Юки-Онна — йокай, что представляет собой олицетворение зимы и снежных бурь.

И это я капнул лишь самую малость. Уверен, что если углубиться в эту тему куда более подробно, то можно ещё множество других отсылок найти и не только на японскую культуру. Так, например, в игре нередко появляются и разного рода ацтекские узоры, но это настолько сильно бросается в глаза и так часто упоминается всеми и вся, что я умалчивал об этом до последнего.

Но, думаю, вы будете удивлены, когда спустя пару часов брождения по мирам, вы наткнётесь не на очередного монстра или странный объект, а на вполне себе осмысленный человеческий образ. И да, люди в игре тоже есть, хотя и поговорить с ними нельзя, — опять же, никаких диалогов. Тем не менее, мы всё же можем рассмотреть их чуть более подробно.

Моноко — девочка, что изображена в чёрно-белой цветовой палитре и обитает на одной из локаций игры, в туннеле. Внешне выглядит обычно, однако если вы примените рядом с ней эффект светофора — её моделька тут же станет иной. Она будет искажена, у неё появится несколько дополнительных рук, рот с глазом начинают будто бы плавиться, а в груди появляется дыра, да и в целом, станет выглядеть уродливо. Многие любят привязывать сюда теорию с аварией, именно описывая все повреждения и дефекты Моноко. Возможно, Мадоцуки знала кого-то при жизни, кто пострадал в аварии и её образ был перенесён в мир снов? Кто знает…

Понико — на удивление, представляет собой не какого-то монстра, а человека, что живёт в домике, в одном из миров. Это девочка с жёлтыми волосами, завязанными в конский хвост. Правда, поговорить или как-то повзаимодействовать с ней нельзя. Один из немногих представителей человеческого вида, но известна она и по другой причине. Если выключать в её комнате свет, то есть определённый шанс, что вместо Понико в центре комнаты появится Убоа — существо, что знает, пожалуй, каждый теоретик и любитель жутких пасхалок.

Убоа напоминает скорее тёмную кляксу с белым овалом на ней, на котором и изображено некое подобие лица. Как и многие другие изображения в игре, он крайне абстрактен, с его появлением, звуковое сопровождение становится куда тревожнее, а выход из комнаты теперь невозможен. Остаётся только прикоснуться к монстру, в итоге оказавшись в заточении его ловушки, что представляет собой странный и ещё более психоделичный мир, а выхода из него нет.

 

Разумеется, есть ещё несколько персонажей, например Моноэ, Мафурако, Марс-сан, однако чтобы в лишний раз не делать блог ещё затянутее, умолчим про них, зато вот про Убоа вспомним ещё раз, поскольку он связан с ещё одной фишкой, что имеется в игре, а именно — случайные ивенты.

В игре есть самые разные способы взаимодействия с миром, однако, как и в случае с Убоа, некоторые из них происходят по воле рандома. Например, на локации с белой пустыней, может пролететь странное бледное существо, что будет издавать какие-то непонятные звуки и вскоре уйдёт. Вероятность появления 1/3600 каждые 0,5 секунд, что вы находитесь на локации.

 

И таких ивентов, на самом деле, довольно много, которые могут сделать похождения каждого игрока несколько уникальнее и схожесть со сном только усилится. Не настолько, конечно, чтобы восхвалять игру и говорить о том, что каждое новое приключение не похоже на прошлое, но даже так, думаю, каждый из вас, при попытке рассказать о своей игре, заприметит что-то необычное.

На этом, казалось бы, рассказ об игре можно и закончить, однако многие из вас могут вспомнить, что в 2018 году, 23 февраля, примерно в то же время, когда оригинальная «Yume Nikki» была добавлена в «STEAM», выходит новое творение с приставкой «DREAM DIARY», на этот раз представляя собой уже 3D игру со всё теми же похождениями Мадоцуки по миру снов. И основная фишка в том, что разработчики, по их словам, тесно сотрудничали с самим Кикиямой, а значит и мои слова о неизвестности дальнейшей судьбы автора не так уж и правдивы.

Однако многие фанаты уверены, что эти слова — лишь маркетинговый ход и Кикияма никакого участия не принимал, что, на самом деле, звучит как-то более убедительно. Во-первых, чересчур уж резкая смена атмосферы игры не позволяет поверить в подобного рода заверения. Во-вторых, нелюдимость и пропажа Кикиямы тоже вставляет палки в колёса. Может, он и правда бы задумался о том, чтобы пересмотреть его творение, но откуда нам знать? Мы даже приблизительно не можем понять, что у него в голове, потому как просто не можем следить за ним как за разработчиком. Потому и звучит это всё скорее как байка.

Игра немного сменила жанр и обладает более внятным сюжетом, даже появились головоломки, чего, в привычном понимании, не было у оригинала. Концовок теперь стало несколько, одна из них является секретной. И всё же особой любви у самых ярых фанатов она не завоевала. Нет, не из-за того, что игра теперь… стала чуть больше похожа на игру? Тьфу, не в этом было дело. Дело в том, что она, вместо того, чтобы давать ту же свободу, что и оригинал, сделал рамки куда более чёткими.

Нетрудно догадаться, что раз уж игра теперь выполнена не в стилистике пиксельного 2D, то движок у неё другой, а потому, пожалуй, на этом и главу можно заканчивать, ведь рубрика не даром называется хрониками RPG Мейкера, не так ли? Однако я считаю, что вещи, которые тесно связаны с обсуждаемой нами темой, тоже стоит упомянуть и обо всём рассказать.

Для начала, что стоит сразу отметить, собираемых эффектов в игре намного меньше, всего лишь 7, да и миров явно поубавилось. Но что-то остаётся неизменным, например Мадоцуки всё так же наотрез отказывается покидать свою комнату. Дневник же, через который раньше можно было сохранить прогресс, потерял свою основную функцию, но там теперь можно посмотреть зарисовки самой героини, что как-то связаны с её снами, а ещё, помимо этого, там можно полюбоваться концепт-артами.

Так в чём же соль? Неужели игру так невзлюбили лишь из-за того, что она пытается дать немного иную интерпретацию сюжета? Как ни странно, но по большей части — да. Она просто стала другой, и не зря многие сравнивают новую «Yume Nikki» с каким-нибудь « LIMBO», поскольку теперь ты не исследуешь уровни, а проходишь их, преодолевая те или иные испытания, вроде «Проберись через всех монстров, пока они тебя не заметят», «Собери несколько кусков фотографии аки паззл, чтобы пройти дальше» ну и так далее. Причём происходить эти испытания будут, по большей части, на совершенно новых локациях, которые уже не выглядят столь же упорото и странно, а скорее куда более приземлённо.

Помимо этого теперь за Мадоцуки будет гнаться некий преследователь и некоторые подкрепляют им теорию о насилии, говоря, что существо, гоняющееся за героиней — это образ насильника, оставившего в героине душевную травму. Если раньше это был сюреалистичный бред, то теперь это история о преодолении героиней своих страхов.

И всё же, справедливости ради, есть и много людей, которые говорят, что это, безусловно, не та «Yume Nikki», но игра, тем не менее, хороша, а все те помои, что на неё изливают, не более чем недовольное кряхтение взрослых уток. На какую сторону становиться? Решать вам, если вдруг захотите погрузиться в это дело глубже.

Я считаю, что в контексте темы о «Yume Nikki» вполне можно рассказать и о фанатских проектах, которых за всё время успело выйти очень много. Вы вполне резонно можете возразить — а нафига нам об этом знать? Возможно, слово «фанатское» вызывает у некоторых какое-то недоверие, ну или я просто не смог за весь свой блог вызвать достаточно интереса к миру дневников сновидений, чтобы пробудить острое желание пошариться и по другим творениям. Но это и так предпоследняя часть блога, так что вам ничего не мешает пролистать чуть ниже, дабы перейти к итогам.

Однако начать я хочу вовсе не с какой-нибудь игры, а с полноценной манги!

Правда, не ожидайте слишком многого. Я не смогу рассказать её историю достаточно внятно, поскольку даже перечитав её 2 раза, я толком ничего не понял. По началу, правда, начинается рассказ бодренько, я бы сказал, что как довольно хорошее дополнение к игре, ведь манга может и не даёт тех же эмоций, что и оригинал, но послушать комментарии героини по поводу того, что происходит у неё в башке, — довольно забавно.

Правда, уже потом история начинает приобретать куда более странные детали, стоит только появиться на сцене Убоа, после чего, как бы я ни пытался вдолбить в свою голову диалоги, так и не понял, в чём основной замес. Могу только строить догадки, что 6-рых детей, включая Мадоцуки, заперли в своих снах и чтобы выбраться, как раз и нужно собрать все эффекты.

Но под финал истории, когда героиня это делает, она сомневается, а точно ли она проснулась, вскоре выходя на балкон, пока манга заканчивается на кадре, где Мадоцуки стоит на краю. Ну, а что произошло дальше, думаю, вам и так должно быть понятно. Если что-то не так рассудил — уж извините, НО! Если вы тоже ни черта не поняли — пофиг! Многие говорят что манга «типа» официальная, но нигде этому подтверждение я не нашёл, да и учитывая то, что даже вопреки сюжету манги, люди продолжают строить СВОИ теории, опираясь на игру, становится очевидно, что где-то кто-то и что-то напутал, выдав фанатское творение за что-то официальное. Потому и запихнул я её именно в эту главу. Тем не менее, я также часто слышу, что Кикияма ко всему этому может и не причастен, но давал добро на создание подобных вещей по его игре. Сами же авторы признавались, что это просто их видение, которое не факт, что совпадает с идеями Кикиямы. И уже в это, на самом деле, я бы уже поверил более охотно.

Ещё манга отлично демонстрирует, что «Yume Nikki», к сожалению или счастью, нельзя адаптировать в точности на бумагу или экран и лучше ей и дальше оставаться именно что игрой. Фанаты попытались придать истории более внятный характер, они нарисовали своё видение сюжета и это определённо не плохо. Однако если в поиске ответов полезете в мангу — знайте, так делать не стоит. А ведь есть ещё и ранобе, но тут ситуация, впрочем, та же. Ну, а теперь давайте приступим к играм. Поверьте, игры продолжают выходить и по сей день, но как оно обычно и бывает, качество многих из них оставляет желать лучшего. Так что я просто выбрал 2 наиболее популярных из всего списка.

Yume 2kki — Вышла в 2007 году, 26-го мая. Смысл в том, что фан-игра представляет собой всё ту же попытку повторить атмосферу оригинала, однако игру делала целая группа энтузиастов и каждый из них сделал по своему уровню, что могли похвастаться своими отличительными атрибутами и стилистикой. И это бросается сразу, потому что вы можете бродить всё по тем же психоделичным и странным локациям, где абстракция творит непредсказуемые штуки с вашим мозгом, а можете неожиданно для себя выйти в местность с наикрасивейшим пиксель-артом, будто бы это уже совершенно другая игра. Некоторые, правда, подмечали, что многие из миров будто стали менее странными и бессмысленными.

Тем не менее, плохо ли это? В конце концов, сделано это было скорее намеренно, чем потому, что команда разработчиков не смогла поровну разделить между собой грибы. Многие подмечали, что сны Мадоцуки в оригинале крайне абстрактные, но именно из-за вычурной абстракции и не верится, что всё это могло присниться маленькой девочке, разве что если та правда имеет какие-то психические отклонения. И «Yume 2kki» старается работать над этой проблемой, не лишая себя удовольствия показать что-то странное, но в это же время пытаясь окунуть вас в то, что куда больше походило бы на сон.

Эффектов теперь в разы больше, 35 вместо 24. Локации также могут похвастаться количеством — 450 штук или даже больше (кто-то насчитывает 1.740). И вот тут уже вопрос, хорошо это или плохо, который решит каждый сам для себя. С одной стороны, чем больше, тем лучше, не так ли? Но порой ответвления СЛИШКОМ запутаны и мне кажется, что даже если вы будете играть в «Yume 2kki» каждый день, то спустя неделю у вас ещё останется множество неизведанных мест.

Разного рода взаимодействий с миром и механик, кто бы мог подумать, тоже стало в разы больше и даже концовка теперь не одна. В одной из них главная героиня, вместо того, чтобы спрыгнуть с балкона, как это было в оригинале, выбрасывает к чертям лестницу, которая помогала забраться и сделать последний прыжок. Но дело даже не в том, что в игре теперь всего больше, ведь и бродить по миру теперь, благодаря большим развилкам и возможностям, интереснее, — по крайней мере, первое время. Потому, если после этого блога вы действительно заинтересовались дневниками снов, то эту игру я рекомендую настоятельно.

.flow — эту игру уже можно назвать какой-то противоположностью оригинала и «Yume 2kki». Я уже говорил, почему оригинальная игра могла заставить игрока чувствовать себя некомфортно, однако она нечасто демонстрировала, к примеру, кровь и убийства. Многие образы жуткие потому, что они абстрактны и уже ваше сознание самостоятельно дорисовывает им образ, даёт какой-то контекст и смысл, но…

.flow же будто бы пытается погрузить вас именно что в кошмар, отчего она и пытается точно так же забросить вас в некомфортные условия, но более прямыми методами, из-за чего вы будете встречать именно что монстров, которые… Выглядят монструозно, но не потому, что они абстрактны, а потому что на них видны пятна крови; вместо рожи зубастая пасть; тело героини может претерпеть изменения, что буквально выглядят как кровоточащие физические ранения. Зато концовок где-то около 4-х.

Однако плохо ли это? Не совсем. Теряется шарм оригинала, но эта игра привносит нечто иное. Она буквально строится на ужасе персонажа и каждый раз, когда вы в своих снах будете сталкиваться с чем-то ужасающим — комната героини в реальном мире будет меняться. Она будет становиться более ржавой, в разных местах будут появляться пятна крови и всё это со временем будет только нарастать.

По всем этим причинам, .flow точно так же хочется посоветовать к прохождению, тем более, что для многих она может быть намного понятнее, ведь сюжет там куда более конкретный и со временем, проходя всё дальше и познавая всё больше ужасов, вы в скором времени столкнётесь с чем-то уникальным, ведь игра, как и комната, гг тоже начнёт меняться.

 

Вот и конец блога и какие же итоги можно подчеркнуть? «Yume Nikki» — это странная, но чертовски уникальная игра, которую, тем не менее, каждому не посоветуешь. Многим могут наскучить путешествия по снам, что, несмотря на свою уникальность и случайные ивенты, со временем всё же могут наскучить. Кому-то может не понравиться, что сюжет приходиться выдумывать самому, чтобы игра сияла новыми красками. И всё же, если прочитав этот блог, я всё же смог пробудить хоть в ком-то из вас интерес… На самом деле, я был бы очень рад!

В этом блоге не было как таковых попыток разъяснить сюжет и попытаться понять, в чём же соль на самом деле. Многие подают за истину события манги, ранобе или ремейка игры, ведь к ним причастен сам Кикияма, а значит это всё — канон. Однако на деле всё стало так запутано, что тут чёрт ногу сломит. На 1 человека, считающего мангу каноном, найдётся 20, которые скажут, что это неправда. На 10 человек, что упомянут об участии Кикиямы в ремейке игры, найдётся 50, что скажут, что это просто маркетинговый ход. И даже когда я разбирался с интервью Кикиямы и Тоби, то находил людей, которые на полном серьёзе считают, будто бы у Кикиямы уже давно украли личность и теперь делают с ней что хотят (это просто вброс, не нужно воспринимать сказанное всерьёз).

Что я понял, пока разбирался в вопросе более детально — «Yume Nikki» это не игра про сюжет. Это игра про хедканоны и теории, где каждый волен видеть что хочет. И даже вопреки тому, что есть повод сомневаться в участии разработчика, когда дело касается манги и других игр, это всё ещё можно воспринимать как авторское видение фанатов, а значит нет абсолютно ничего плохого в том, что вы преверженец событий, показанных там.

Вполне очевидно, что на крупные проекты от больших студий YN не повлияла, да и никогда этого, вероятно, не сделает. ОДНАКО! Нельзя отрицать её вклад в инди. И речь сейчас не только об играх, созданных на RPG Мейкере и фан-играх. Например, её влияние прослеживается в « LISA: THE FIRST», игра, создатель которой вскоре создаст « Lisa: The Painful», что уже может быть куда больше известна вам. Помимо этого, я абсолютно уверен, что частично « OMORI» точно так же был вдохновлён «Yume Nikki» и сам Тоби Фокс говорил, что игра внесла некоторый вклад и в « UNDERTALE». И я нисколько не сомневаюсь, что таких игр, что черпали вдохновение из обычной бродилки без сюжета, намного больше, но, вероятно, о них мы поговорим уже в других блогах этой небольшой рубрики.

Ну, а на этом, пожалуй, мы и закончим. Был рад стараться и узнавать что-то новое вместе с вами! Не болейте!

 

Yume Nikki

Платформы
Жанры
Дата выхода
26 июня 2004
41
3.9
17 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Отличный блог: и сам материал интересный, и текст хорошо написан и грамотно структурирован. Жду следующих ваших работ, а зная перечень различной степени «культовости» игр сделанных на RPG Maker ( от широко известных вроде To the Moon, до нишевых, но тоже по своему известных вроде Fear and Hunger ) — поговорить точно есть о чем )

Премного благодарен! Подписываюсь под каждым словом, тема очень большая и интересная. Ещё только с первых секунд в голову лезет как минимум десяток игр для обсуждения, хотя хотелось бы верить, что я больше никогда не наткнусь на ситуацию с абсолютной анонимностью, как это было с Кикиямой. Всё-таки выискивать информацию и собирать её по крупицам, конечно, сложно (хоть и интересно), но вот отличать правдивые строки от дезинформации — самое лютое испытание для меня, учитывая нелюдимость разработчика.

Какие алмазы таит в себе, казалось бы, обычный конструктор игр? Всё же верно утверждение: нет ограничений в ресурсах, и даже в пейнте можно сотворить шедевр.
Спасибо автору. Побудил меня ознакомиться с ней. А то у меня одни игры на RPG Maker сомнительного содержания.

Как приятно видеть, что yume nikki наконец-то получила должное внимание здесь :) Отличная рубрика, продвигать игры с рпг мейкера в массы — святое дело!

от чёрт! Если я не ошибаюсь, это «Meltys Quest». Прости меня, Господь, ибо я шалун.

Приятно слышать, что я действительно смог пробудить в ком-то интерес! Ну и про сомнительного содержания игры забывать тоже не стоит, я считаю, что это как обратная сторона медали, без которой RPG Maker был бы уже не RPG Maker'ом )

Нравится стиль написания. Есть и структура, и красиво звучащие формулировки, без приторности, и баланс подробности и ёмкости неплохо соблюдён. Но особенно подмечу то, что текст всегда поддерживает со мной, читателем, контакт. Это необычное чувство, будто мне кто-то в живую рассказывает занимательную историю. Из-за чего прочитал на одном дыхании не отрываясь.

Отдельно спасибо за ост. Под него я рассматривал изображения и читал сюжет, что существенно добавляло атмосферы.

Буду ждать следующих статей в блоге ГВИНТЕРА)

ТС, ухх вот это ты ультанул! Мне всегда нравится, когда кто-то сильно вдохновляется игрой и укладывает идеи в большой материал. Жаль я жертва клипового мышления и не внесу конструктива по статье, которую я не осилю прочитать, по крайней мере, в 12ч ночи. Поэтому просто жму руку и говорю ДЕРЗАЙ!

было очень интересно поитать. жду следующего блога

Спасибо за похвалу! На самом деле, по началу не был уверен, что эта рубрика получит какое-то внимание, но очень приятно читать комментарии людей, которых этот блог прям побудил ознакомиться с темой (ну или просто пожелания продолжать в том же духе). Рад, что реакция всё-таки есть и очень даже положительная!

Поднимаю пустую чашечку чая за автора блога. Скажу сразу, не моё. Не прельщает мне размышлять над абстракцией. Помню проходил Dear Esther пару раз, с дневником и без от разработчиков — интерпретаций вагон и маленькая тележка. Что по канонам вселенной блога, то первая игра. Остальное уже рубикон дискуссий.

Мне не трудно поверить в ужастик с пиксельной графикой, но меня до сих пор забавит с того факта, что RPG Maker изначально и не создавался для хорроров. Во всяком случае, я бы сказал, что подобные игры вывозят именно что на атмосфере, которая, зачастую, обязана быть выкручена на возможный максимум, ибо скримеры, по очевидным причинам, в таких проектах либо будут работать не так хорошо, либо не будут работать вовсе. По крайней мере, я так считаю.
Спасибо за похвалу!

Я вообще был удивлен, что в жанре ужасов, где в первую очередь атмосфера строится на графическом визуале, игры с хорошей и мрачной картинкой. От первого лица делает игру жуткой и погружает в повествование сильнее. Но игры на RPG мейкер так же заняли плотно свою нишу. Хоррор с пикселями и видом сверху с маленькими человечками, оказывается может пугать не хуже большой игры про чудищ и ебак.

Как сейчас помню играл в 2009 Ao oni. Писец она меня пугала.

Так же как mad father, IB, corpse party. Такие небольшие проекты тоже могут увлечь и пугнуть пару тройку раз.

Пасибо за статью, интересно было почитать про такую вот игру ужастик.

Читай также