Разбираемся, почему важно не прогуливать историю и литературу в школе
Данный материал стоит рассматривать исключительно в контексте анализируемой темы. Автор не имеет цели кого-либо оскорбить, а лишь делится теориями, найденными в сети.
Религия как основа лора
Друзья, привет! Сегодня я хочу поговорить о религии и мифологии в играх FromSoftware. Пока мы не начали, сразу скажу, что в этом ролике я не буду лишний раз объяснять лор вселенных Миядзаки. Если интересно, wiki вам в помощь. Вместо этого мы сосредоточимся на референсах, откуда японский гений (и речь сейчас не о Кодзиме) черпал вдохновение. Вы знаете, пока я собирал материалы для этого видео, то не нашел ни одной комплексной статьи, которая в достаточной мере раскрывала бы интересную мне тему. По крайней мере в русскоязычном сегменте интернета. Поэтому предлагаю не терять время, так как рассказ получился достаточно долгим. Открывайте вкусняшки и давайте начинать. Также хочу предупредить, что с некоторыми теориями наши с вами мнения могут разойтись. Если вам есть что добавить, обязательно пишите в комментариях.
Для начала несколько общих слов. Отсылки к мифологии и религии не являются чем-то уникальным для проектов FromSoftware. Например, в Dante’s Inferno герой отправляется в ад, где сражается с Люцифером и его приспешниками.
В той же God of War Кратос пачками выносил сначала богов из греческого пантеона, а затем скандинавского. Список игр, которые заигрывают с подобной тематикой достаточно обширен. Однако большинство из них идут по одной и той же дороге.
Сейчас объясню, что я имею в виду на примере уже упомянутого «Бога войны». Создатели экшена из Santa Monica старалась оставаться как можно ближе к исходному материалу, допуская при этом некую творческую свободу в рамках мифологии. У нас есть вымышленный Кратос, который сражается с реальными минотаврами (прежде, чем вы накидаете дизлайков, небольшая ремарка — под словом «реальными» я имею в виду то, что они упоминались в мифах и легендах Древней Греции), драуграми и различными божествами.
В то же время Хидэтаки Миядзаки, создатель Souls-жанра, пошел по иному пути. Он не стал включать в игру уже знакомых геймерам богов. Вместо этого он переключил внимание на концепции, предлагаемые различными мифами и религиями, а затем, вдохновившись ими, создал уникальные миры с собственным пантеоном божеств.
В интернете можно найти теории, авторы которых утверждают, что в основе Demon’s Souls преобладают христианские мотивы. Персонажи говорят о существовании единого истинного Бога, который создал все, даже демонов, наводняющих регионы мира. Частично это действительно так. Но гораздо чаще лор игры пересекается с косвенно упомянутой ранее «Божественной комедией» Данте, в которой греческий поэт Вергилий проводит главного героя через девять кругов ада.
В Demon’s Souls появляется свой «Вергилий». Его роль досталась Деве в черном, которая помогает протагонисту. Не забыл Миядзаки и про свой вариант Эдемского сада. По его задумке, роль дома Адама и Евы играет Болетария. Из-за людского искушения и тяги к познанию сильной магии жители пробудили Старейшего, а мир накрыл туман, из которого вышли демоны. Да, в оригинале все было несколько иначе. Но суть, надеюсь, вы уловили. А эдемский змей, которого в народе считают сатаной, как ни трудно догадаться и есть главный демон, порождающий всех других демонов, крадущих живые души до тех пор, пока никого и ничего не остается. Посчитайте, сколько раз за последнюю минуту я сказал слово демон. В общем, с фантазией у геймдизайнера все было в порядке.
Elden Ring
Общую тему и идею материала я объяснил, поэтому предлагаю поговорить более предметно. Начнем с последнего проекта японской студии — Elden Ring. Внимание вопрос — на какую культуру опирался японский геймдизайнер: a) христианскую; b) буддистскую; c) ирландскую; d) ни на какую.
Правильный ответ (c) — ирландскую. Культура страны является одной из самых древних на Европейском континенте. И нам очень повезло, что о ней сохранилось множество источников. Дело в том, что, когда в страну пришли католические миссионеры, то они изменили местные верования, чтобы те больше соответствовали христианской истории. Из-за чего отследить происхождение некоторых мотивов сейчас довольно трудно. Но давайте вернемся к игре. Сразу скажу, я люблю мифы и легенды различных стран, но при работе с этим материалом очень многое для меня было в новинку. К тому же источников на русском языке практически нет, поэтому прошу не судить строго за неправильное написание и неверно поставленное ударение.
Предлагаю начать с Элемера из Шипов, который имеет много общего с рыцарями Красной ветви из ирландской мифологии. Этим словосочетанием называли отряд выдающихся воинов, собравшихся при дворе Конхобара Мак Нессы. По некоторым данным, такое странное название появилось благодаря тому, что они собирались в красном зале дворца. В другом источники писали, что такое наименование отряду дал Росс Красный из Ольстера. Самой яркой отсылкой к рыцарям являются красные побеги шиповника, украшающие его доспехи и щит Элемера.
Кроме того, персонаж является игровым воплощением Кухулина — могучего воина, прослывшего самым свирепым бойцом страны, получившим благословение богини войны. Он был настолько могуч, что в одиночку справился с целой армией. В этом ему помогла особая сила «риастрад», превращающая его в чудовище. Однако, согласно преданию, в один момент герой теряет благословение богини Морриган, отвергнув ее любовь, и погибает, пронзенный собственным копьем. Существует предположение, что у персонажа был реальный исторический прототип. Однако со временем ему приписали магические черты. Узнать о герое чуть больше можно в книге «Похищение быка из Куальнге».
Даже меч Элемера напоминает знаменитый Hard-Headed Steeling — оружие Кухулина. У него есть и традиционное название, которое я, простите, не могу выговорить. Согласно ирландским мифам, меч мог отрубить человеку голову, не прикасаясь к нему, и ночью сиял, как свеча. Меч палача Марэ, похищенный Элемером и наделенный вором особой магией, действительно светится красным и способен резать врагов, даже если хозяин его не держит.
Ирландский писатель Шеймас Макманус в своей книге The Story of the Irish Race упоминает неких Туатов Де Дананн. Кто это такие точно сказать нельзя. По одной из теорий, так называли местных богов. По другой — это были обычные люди, которые пришли в Ирландию и правили ею в течение четырех тысяч лет.
Также писатель рассказывает о Фоморах — темных силах хаоса, с которыми приходилось сражаться народам страны. Связь между мифическими созданиями и игрой нашли, как ни странно, пользователи Reddit. По их словам, воплощением Туата Де Дананн является Королева Марика Вечная, а великаны — реинкарнация Фоморов.
Хотя правильно будет сказать, что Огненный великан — это реинкарнация лидера Фоморов — Балора. У него был один глаз (по другой версии 3), который, открывшись, сеял хаос. У глаза было семь век, которые он мог поднимать одно за другим. Как только последнее было убрано, глаз испускал разрушительный огонь. По легенде, в детстве Балор заглянул в окно дома своего отца, когда там готовилось зелье. Ядовитые пары попали ему в глаз, вследствие чего тот настолько пропитался отравой, что его взгляд стал смертоносным для окружающих.
В Elden Ring встречается щит с одним глазом. Его описание гласит, что на нем изображен «уродливый одноглазый бог», которому «когда-то поклонялись гиганты». Считается, что он был убит королевой Марикой. Балор из мифов погиб от руки его внука бога Луга. Да, с игрой в этом моменте есть некоторые расхождения, но думаю винить в этом Миядзаки лишнее.
Наконец, протагонист, которого еще называют Погасшим (хотя мне больше нравится «Запятнанный»), имеет много общего с Мелизианцами. Тут нужно рассказать, кто это такие. Этим словом называют гэлов, приплывших в Ирландию из Испании. По слухам, они провели сотни лет, скитаясь по различным землям. Добравшись до побережья новой страны, они вступили в схватку с Туатами Де Дананн, о которых я рассказывал чуть раньше. По итогам битвы сражавшиеся стороны решают поделить страну на две части. Милезианцам достается верхний мир, в то время как Туаты Де Дананн уходят в нижний мир, то есть потусторонний.
Разумеется, это далеко не все, но, пожалуй, самое значимое из всего, что так или иначе появляется в игре. Мне же остается только спросить вас, а какие вы знаете отсылки в Elden Ring?
Bloodborne
Я долго думал, какую же игру взять для второй части видео. Выбор был между Bloodborne и Sekiro: Shadows Die Twice. В итоге решил оставить японскую мифологию для следующего выпуска, а пока сосредоточиться на путешествии в Ярнам.
Происходящее в Bloodborne во многом вдохновлено двумя вещами — Христианством и произведениями Говарда Лавкрафта. Согласен, для геймдизайнера из Японии выбор весьма необычный. Но каким-то непостижимым образом симбиоз этих двух, казалось бы, несвязанных вещей дарит поклонникам жанра путешествие в один из самых мрачных и пугающих миров во всей игровой индустрии.
Искать все пересечения с книгами Говарда Лавкрафта я не очень хочу. Отсылок много, но с тематикой нашего разговора они не пересекаются или практически не пересекаются. В интернете полно материалов, которые сопоставляют тему безумия, исследуемого писателем в своих книгах, и историю, написанную Миядзаки. Если коротко, то герои Лавкрафта сходят с ума, не в силах выдержать реальность и постоянное присутствие потусторонних сил. И Bloodborne наполнена этим безумием с самой первой минуты геймплея. Мрачный город, где за каждым поворотом прячется смерть, сошедшие с ума жители, готовые рвать на куски любого, кто сунется на их территорию, постоянное чувство незащищенности перед опасностью и редкие минуты спокойствия на точках сохранения.
Самая старая и сильная эмоция человечества — это страх, а самый старый и самый сильный страх — это страх перед неизвестным.
А вот разобраться в том, как на впечатления игроков работают отсылки на религию все же стоит. Мифология Bloodborne основана на идеях Церкви Исцеления — организации, основанной одним из учеников Мастера Виллема — Лоуренсом — после обнаружения Древней крови. Субстанция эта была довольно необычной и обладала особыми свойствами. С ее помощью можно было исцелять любые болезни. Однако у чудодейственного лекарства был «небольшой» побочный эффект. Некоторые пациенты теряли рассудок и превращались в ужасных чудовищ. При этом цель Церкви была не помочь несчастным исцелиться от проказ, а выяснить всю силу крови и установить контакт с Великими. Люди для них — лишь расходный материал.
Вероятно, самая очевидная и, возможно, самая важная параллель, которую мы можем провести между Церковью Исцеления и ее реальными аналогами, — это Служение Крови или Blood Ministration в оригинале. В игре так называется акт, при котором желающие подвергаются переливанию этой субстанции. О самом ритуале известно не так много, но некоторые игроки предположили, что страждущим вливали разбавленную кровь Великого. Кстати, забавный факт, при использовании флаконов с кровью для исцеления персонаж будет вводить сыворотку ногу. При этом в самом начале нам показывают, что данная операция должна проводиться только специально обученными хирургами.
А еще в игре есть так называемая смесь едкой крови. В игре этот коктейль можно использовать, чтобы приманить чудовищ к одному месту. Но давайте заглянем в описание: «Ценный инструмент, который очень сложно достать. В Ярнаме производят больше крови, чем алкоголя, поскольку она опьяняет сильнее».
В интернете я наткнулся на интересную статью автор которой уверял, что таким образом Миядзаки выразил свою позицию о христианской религии и обрядам. Мол, процесс служения крови (собственно, само исцеление болезней) есть ни что иное как едкая пародия на причастие. Ведь, людям переливают чужую кровь, не предупреждая о побочных эффектах. Лично я пародии или высмеивания тут не увидел, но, по словам некоторых геймеров, параллель явно прослеживается. В то время как католическая церковь считает, что хлеб и вино становятся телом и кровью Христа, очищая их и делая святыми, Церковь исцеления в Ярнаме уверяет, что необходимо принять чужую кровь для собственного исцеления.
«Католическая церковь исповедует, что в праздновании Евхаристии хлеб и вино становятся Телом и Кровью Иисуса Христа благодаря силе Святого Духа и инструменту священника. Иисус сказал: „Я есмь живой хлеб, сшедший с небес; всякий, кто ест этот хлеб, будет жить вечно; и хлеб, который Я дам, — это моя плоть на мирскую жизнь… Ибо моя плоть — истинная пища, а моя кровь — истинный напиток“.
Продолжая тему «опьянения», можно найти еще одно пересечение с христианской традицией. Дело в том, что в религии есть такое понятие, как экстаз. Таким словом называют высшую форму молитвенного состояния и нравственного совершенства христианского подвижника. Это состояние не вызывается искусственно, а является следствием действия Божественной благодати. То есть, человек отрывается от мирского и полностью уходит в себя. В различных источниках можно найти описания людей в этом состоянии. Оно могло сопровождаться как эйфорией и трансом, так и более «чудесными» вещами, вроде неуязвимости, исцеления и даже левитацией.
Вот какое определение приводит Джеймс Стронг в своей книге со списком всех еврейских и греческих слов, используемых в Ветхом и Новом Заветах.
«Выбрасывание ума из его нормального состояния, отчуждение ума, будь то сумасшедший или человек, который по каким-то внезапным эмоциям переносится за его пределы. Так что в этом состоянии, он все еще не спит. Но его разум настолько оторван от всех окружающих объектов и полностью закреплен на божественных вещах, что он не видит ничего, кроме форм и образов, лежащих внутри. Ему кажется, что он воспринимает своими телесными глазами и ушами реальности, показанные ему Богом».
Архитектурные отсылки в Bloodborne
Напоследок немного про архитектуру Ярнама. Главный собор в Соборном округе имеет много общего с православным собором Трех Святителей, что стоит в румынском городе Тимишоаре. Согласен, что игровой вариант смотрится куда величественнее, монструознее что ли. Однако схожие детали, вроде убранства, бесспорно угадываются. Также здание несколько похоже на собор Святого Георгия, что расположен в том же городе.
В Старом Ярнаме стоит разрушенная церковь, где игроки сталкиваются с Чудовище-кровоглотом, похожа на аббатство Сан-Гальгано в Италии.
Место под названием Кошмар Менсиса явно вдохновлено чешским собором Святого Вита.
А вот часовня Яаар’гул чем-то напоминает Нотр Дам.
И прежде чем мы закончим разговор, нужно кое-что прояснить. Разумеется, Миядзаки вдохновлялся не только религиозными постройками. Весь Ярнам по своей сути — это искаженная мрачная версия чешской Праги. Если кто-то был, напишите в комментариях, скажите, так ли это или нет. Копать в тему архитектуры Souls-игр можно еще очень долго.
Я уже хотел было заканчивать, но, поставив жирную точку в сценарии, решил прочитать еще одну статью, которая чуть не стала причиной переписывания всего блока. Но вместо этого я решил разбить этот материал на несколько частей.
В следующем видео мы вновь поговорим о Bloodborne, я расскажу о пересечениях с философией Ницше, а также продолжу экскурсию по архитектурным объектам из реального мира, которые перенесены японской студией в свои проекты. Также вас будет ждать рассказ о других играх FromSoftware, поэтому подписывайтесь на канал, ставьте лайки и обязательно пишите комментарии. Каждое оставленное мнение помогает мне развивать блог!
Спасибо, что дочитали до конца! Предлагаю разбавить мрачность «Соулсов» яркой Барби от Alice cosplay.
Лучшие комментарии
Много где прослеживается индуизм во всех его формах.
Ведизм:
— Маска Золотой Маски это символ ведического бога Солнца — Сурья.
Вишнуизм:
— Марика как аватара Великой Воли, сосуд Бога на Земле.
— Концовка за Владыку Яростного Пламени. Самосожжение в индусов встречается среди вдов и женщин даже сейчас. Например, когда умирает муж, жена совершает этот обряд — Сати. Делает она это потому что теряет свою Дхарму — свой долг, путь, причину по которой она живет. С самого начала Индуизма у женищин не было прав от слова совсем. Ее долгом была поддержка своего мужа во всем. Если мужа нет — нет причин для жизни. В игре таким образом нам показывают, что боги потеряли свою Дхарму и лишь переродившись и начав все сначала люди обретут спасение.
Буддизм
— Золотая Маска это вылитый Будда. Жил при дворце, не знал ни боли, ни болезней, ни старости. Имел последователей, учеников, которые его сопровождали.
Шиваизм
— Внешний Бог Красной Гнили это Бхагавати, одна и из аспектов(аватаров) Амики, жены Шивы. На юге Индии даже был культ поклонения этой богине.
— Сущность Марики и Радагона это не что иное как Ардханаришвара, сущность которая содержит в себе мушскую половину Шивы и женскую половину Шакти.
По поводу последней части, об архитектуре, не согласен. Выглядит очень притянуто за уши. Например, вместо собора св. Вита можно поставить португальский монастырь Баталья и ничего не поменяется.
По официальной информации Мартин прописывал в основном генеалогическое древо Марики и инцест, так что в принципе всё в порядке ( ͡° ͜ʖ ͡°)
Друзья, делитесь своими мнениями в комментариях! Буду рад подискутировать)
Действительно, о частичной работе Мартина стоило упомянуть) Но Миядзаки сам рассказывал, что львиную долю лора студия придумала сама
Спасибо большое
Шикарный блог. И тема интересная и написано грамотно, потому и читать приятно. Спасибо!
Спасибо за комментарий! Если буду возвращаться в будущих видео к Elden Ring, то упомяну ваши наблюдения!
А что касается архитектуры, то я предупредил, что не все показанное может совпасть с тем, как игру видите вы. Но ведь это же и здорово, что «Фромы» сделали проект, в котором каждый может разглядеть что-то свое)
Хороший текст.
Но сюжет Elden Ring, в части отсылок к Ирландской мифологии и многим другим европейским мотивам, писал Мартин.
Автор забыл, что лор Elden Ring выработал Джордж Мартин, а не Миядзаки. Это фиаско, братан!
Про Bloodborne могу сказать так, FromSoftware зазвездился до то, что им лень прописывать сюжет, «парится» со сценарием. Студия «наперла» в игру соборов и монстриков в викторианском стиле и не только. Перекос в сложности. И по меньше точек сохранения. Японцы очень любят извращения на тему христианской религии (один Евангелион чего стоит). В Bloodborne религия вообще не главное, тем более что она здесь подана в виде культа поклонения древним и космосу. И зануда Лавкрафт с его нудятиной, тут больше «мимо проходил». Тут больше сработал принцип — натягивания совы на глобус! Снаружи — дорогущий проэк от известной студии! А внутри — помойка механик без внятного сюжета и его нормальной подачи, с тупыми, и запутанными локациями, и умопомрачительными концовками (придумай конец сам)! Bloodborne похож на полигон для тестирования механик, а не на конечный продукт! FromSoftware показало своё отношение к игрокам — нам пофиг! Вы, всё равно это говно купите!