4 августа 2023 4.08.23 14 3882

Игровая хроника жизни ч.2: первая эпоха SEGA (1995-1999)

+43

Игровая хроника жизни ч.1: эпоха Dendy (1993-1995)

В начале эпохи SEGA мне 7 лет, я пошел в первый класс.

На стыке эпох Dendy и SEGA происходит событие посеявшее первые семена будущих споров по поводу видеоигр — моему другу Илюхе покупают Super Nintendo Entertainment System. Это будет поводом для вечных баталий, что же круче, SNES или SEGA?

Но по началу, пока все вокруг продолжают играть в Dendy, Илюха чувствует свое превосходство над остальными и наслаждается этим. Я же, радуюсь, что я его лучший друг и вхожу в число избранных, кому выпала честь играть в SNES и офигиваю от того на сколько игры на SNES круче, чем на Dendy. Еще бы, там же 16 бит против 8. Двукратное преимущество!

Nintendo Entertainment System
Nintendo Entertainment System

Вместе с SNES Илюхе купили две игры — (45)  Stargate и (46)  Judge Dredd. Обе по фильмам, которые я на тот момент еще не видел. Обе восхищали своей графикой. Особенно придавали картинке натуральности движущиеся на фоне задники. Да и анимации персонажей тоже заметно были живее. Да что уж там, и игры сами были интереснее. Особенно мне понравилась Stargate. И если фильм про судью Дредда я вскоре посмотрел, то вот Звездные Врата никак не попадались мне на VHS кассетах. А фильм посмотреть очень хотелось. И лишь спустя годы, примерно в 2015 году, я вспомнил про не закрытый гештальт, скачал и посмотрел это кино. Которое оказалось намного хуже игры. Я был немного разочарован. Зато какие есть еще примеры игр по фильмам, чтобы игра оказалась лучше оригинала?

А потом мне на день рождения подарили SEGA MEGA DRIVE 2 и картридж (47)  Zero Tolerance. И я, так же как Илюха, начал чувствовать свое превосходство над остальными. Еще бы! Пока все ходят играть в SEGA в игровые залы за деньги, я играю в SEGA бесплатно дома! Правда снова в черно-белом цвете, но это не важно.

Ultimate Mortal Kombat 3. Мне нужна была Ultimate Mortal Kombat 3. Я не помню откуда я узнал о существовании Ultimate Mortal Kombat 3, но я хотел поиграть в нее больше, чем во все остальные игры.

Но с приставкой мне купили Zero Tolerance и знакомство с играми на SEGA началось именно с нее.

SEGA Mega Drive 2
SEGA Mega Drive 2

Zero Tolerance — первый шутер от первого лица в моей жизни.

Если вспомнить мой вывод из первой части, то Dendy сформировала у меня образ «стандартной игры» — вид с боку, передвижение слева направо, сражения с противниками. Все, что с этим образом не состыковывалось, считалось исключением, так как такие игры попадались не часто. Одной из таких игр на Dendy была The Punisher. С натяжкой можно сказать, что это был шутер от третьего лица. И он мне сильно нравился в первую очередь своим не стандартным геймплеем. А тут на SEGA с ходу я получаю шутер от первого лица, или как мы тогда говорили: «с видом из глаз». Один из популярнейших жанров сейчас. А тогда таких игр, тем более на SEGA, было наперечет. Естественно мне сильно нравилась эта игра. Она наглядно показывала техническое превосходство SEGA над Dendy. И, что тогда для меня было важнее, Zero Tolerance была однозначно круче чем Stargate и Judge Dredd на NES. То, что эти игры есть и на SEGA, в то время мы не знали.

И это снова была одна из игр, в которую мы играли с отцом. Обычного для игр того времени кооператива там не было, мы играли по очереди зачищая уровни. По воспоминаниям кажется, что мы убили кучу времени на эту игру, но в результате всё-таки прошли ее. Недавно играл в нее на эмуляторе, интересно играется даже сейчас.

А еще ходили легенды о том, что если взять два телевизора, две приставки, два картриджа с игрой и соединить это все при помощи специального кабеля, то в эту мегаигру можно вообще играть вдвоем! Только представлять, как это круто, уже было отвалом башки. А если бы мне довелось так поиграть? Я бы помер от счастья.

Zero Tolerance
Zero Tolerance

(48) Rock n' Roll Racing — всем нравилась, мне не очень.

Наигравшись в Zero Tolerance я столкнулся с проблемой, которой на Dendy не существовало — «где взять игры?». Dendy была у каждого второго, и пойти поменяться картриджами было не проблема, а SEGA ни у кого не было. И магазинов с картриджами на SEGA у нас в поселке, естественно, тоже не было. Был только игровой зал в доме быта, где в ряд стояло около пяти телевизоров с подключенными к ним приставками. Кстати, забавно там было организована остановка сессии, когда время игры выходило. В начале сессии админ просто выставлял таймер выключения телевизора.

И в этот зал я пошел, чтобы взять в прокат какую-нибудь игру. Помню, что взять игру можно было на сутки, но не помню сколько это стоило. Помню, что долго не мог выбрать, так как после Zero Tolerance обычные игры «с видом с боку» интереса уже не вызывали. Хотелось снова что-нибудь особенное. Но особенного не было и я, поддавшись общественному мнению (игру мне «помогали» выбирать мальчишки, которых в игровом зале всегда было много) я взял Rock n' Roll Racing.

Игра мне не особенно зашла. Не то чтобы мне совсем не понравилось, но я не испытал того восторга, который мне обещали те самые мальчишки, и даже близко не испытал того же удовольствия, с которым играл в Zero Tolerance.

В первую очередь на меня не подействовала киллер-фича данной игры — музыка. Мой отец большой поклонник такой музыки, и я, в буквальном смысле, с пеленок слушал ее. Я знал все эти песни как родные и услышав их в сотый раз не восхитился.

Во вторую очередь, знакомство с SEGA через Zero Tolerance сформировало у меня ложное представление о том, что на этой приставке все игры такие необычные и крутые. А оказалось, что не все. Поэтому, спустя сутки я возвращал картридж без особого сожаления.

Rock n' Roll Racing
Rock n' Roll Racing

(49) Evander Holyfield'Real Deal Boxing — первая игра, в которой я абьюзил игровую механику.

Помню, что взял эту игру на время, а где и у кого не помню.

Суть заключалась в том, чтобы победить всех боксеров по очереди, а в конце одолеть Холифилда.

Удар в живот, в лицо, в живот, в лицо… Таким образом без проблем побеждались все соперники. Холифилд с проблемами, но тоже побеждался.

Бате тоже нравилось. Правда ему больше нравилось болеть за меня, че играть самому.

Evander Holyfield's Real Deal Boxing
Evander Holyfield'Real Deal Boxing

(50) Comix Zone — снова всем нравилась, мне не очень.

Я пытался полюбить эту игру. Я много раз начинал в нее играть, потому что видел, как она нравится моим сверстникам. Но не проходил дальше первого уровня. Не нравился мне ее тягомотный геймплей. Картинка шикарная, задумка шикарная, игровые механики интересные, но мне не нравилось.

Comix Zone
Comix Zone

(51) WWF Wrestlemania Arcade — самый веселый файтинг.

Вот в эту игру я играл много и с большим удовольствием. И вдвоем, и один. На тот момент по рукам уже ходили каталоги с секретами из игр. И из одного такого каталога мы заучили абсолютно все возможные приемы и комбинации, что позволяло устраивать на ринге очень зрелищные драки. А компьютер был вообще не соперник.

Так как бойцов там было не много, по моему восемь, мыс друзьями договорились, что каждый из бойцов, это не боец на самом деле, а кто-то из нас. Распределились кто есть кто, и от этого играть стало только веселее.

И пару слов про каталоги с секретами игр. Я ни разу не видел нового каталога и ни разу не видел, чтобы его кто-то покупал. Откуда они брались? Кто первоисточник? Не ясно. Они просто существовали в изрядно потрёпанном виде и ходили по рукам. И про существующие игры на SEGA мы узнавали в основном из этих каталогов. Ну и еще с картинок с обратной стороны коробки от приставки.

Ultimate Mortal Kombat 3. Мне нужна была Ultimate Mortal Kombat 3.

WWF Wrestlemania Arcade
WWF Wrestlemania Arcade

(52) Streets of Rage 2 — игра, которую я купил наугад.

Zero Tolerance породило у меня ложное представление о том, что игры на SEGA все не стандартные по сравнению с играми на Dendy. И если посмотреть список игр выше, то там эти игры все такие. Даже Comix Zone не совсем стандартная игра по меркам Dendy. Даже WWF Wrestlemania Arcade не совсем стандартный файтинг. А все потому, что после Zero Tolerance, как я уже говорил, я искал что-то подобное по своей нестандартности. Но полноценного аналога так и не нашел. Поэтому решил, что пора бросить поиски не стандартного и поиграть в самое стандартное. И не ошибся.

Streets of Rage 2 в моем понимании была самой стандартной игрой. Вид с боку, перемещение слева на право, драки с противниками по пути. Все это присутствовало. Но 16 битная графика и анимации все равно делали свое дело и играть было интересно. Игра далась не с первого раза, но проходить ее я научился.

Streets of Rage 2
Streets of Rage 2

(53) X-Men 2 — Clone Wars — еще одна стандартная игра, где можно было лазить по стенам.

Кто такие X-Men на тот момент я понятия не имел. Для меня X-Men означало — загадочные люди. И они действительно такими были. Какой-то дядька кидающийся картами, какой-то дядька лазающий по стенам, какой-то здоровенный дядька, какая-то не понятная тётька. X-Men одним словом.

Больше всего мне нравилось лазать загадочным дядькой по стенам. Я, по началу, даже просто переигрывал первый уровень, так как там много места, где это можно делать.

Игра увлекла, проходил достаточно далеко, но до конца не доигрывал.

Ultimate Mortal Kombat 3. Мне нужна была Ultimate Mortal Kombat 3.

X-Men 2 - Clone Wars
X-Men 2 - Clone Wars

(54)  Mortal Kombat — первый Mortal Kombat в моей жизни.

Франшиза Mortal Kombat долгое время занимала особенное место в моем сердце. Как я рассказывал в главе про Саню, с данной вселенной я познакомился через первый фильм, который знал наизусть. Знал даже разные переводы и чем они отличаются. Откуда-то, не помню откуда, скорее всего из рассказов друзей, знал о существовании легендарной Ultimate Mortal Kombat 3, жаждал в нее поиграть, но долгое время не мог нигде ее раздобыть. Так же, долгое время, из рассказов я знал о существовании и второй части фильма, и сериала, но тоже не имел возможности их посмотреть. Зато у меня были карандаши, бумага и фантазия, которые позволяли мне придумывать собственные истории по вселенной Mortal Kombat и рисовать по ним комиксы. Со временем я сумел посмотреть несколько серий сериала, поиграть в разные части игры, но фантазировать и рисовать комиксы не останавливался. Помимо банальных историй о том, как Саб-Зиро подрался в очередной раз со Скорпионом, били отдельные приключения сабзиро младшего, где он побеждал Шао Кана, история о том, как Шан Цунг умертвил Скорпиона, чтобы переродить его в Суперскорпиона с четырьмя руками и жалом из попы, а потом этот Суперскорпион убил Шан Цунга. Кстати, в детстве мы говорили Сам Сунг.

У меня была огромная папка, набитая комиксами по Mortal Kombat. Однажды, когда я гостил летом у бабушки, я подумал, что будет прикольно, если я закопаю эту папку как клад, где ни будь, нарисую карту к которой ведет другая карта, а первую спрячу. Потом через год вернусь к бабушке и по карте найду папку. Ирония в том, что за год я потерял первую карту, с которой должен был начать свои поиски и не смог вспомнить где закопал папку, точнее там, где, по моим воспоминаниям она должна была быть, ее не оказалось. Возможно, она до сих пор покоиться где-нибудь, и археологи из будущего сильно удивятся ее найдя.

Но вернемся к игре. Как я говорил, в поселке, где я жил, не продавались картриджи к SEGA. Зато каждый год летом я на неделю ездил в гости к тете, которая жила в городе, где такие картриджи продавались. И обязательным пунктом в культурной программе пребывания у тети было: «Выпросить новый картридж». И одним из таких картриджей стал Mortal Kombat. Ultimate в магазине не было, но и первая часть, конечно же, подходила.

В игру играл много, бедный Шан Цунг погиб от моей руки не одну сотню раз.

Mortal Kombat
Mortal Kombat

(55) Super Battle Tank — очередное "доказательство" превосходства SEGA над денди.

Эта игра так же была куплена когда я был в гостях у тети. Она (не тетя, а игра) так же как и Zero Tolerance была с «видом из глаз» — отличительная черта более продвинутых игр по моему мнению на тот момент. А значит выбор был очевиден. То что подобная игра уже выходила на Dendy, я тогда не знал.

В данные танчики тоже прилично наиграл, но они оказались слишком сложными для меня, поэтому далеко я не продвинулся.

Кстати, раз уж речь снова зашла о том какие игры я считал крутыми, стоит упомянуть DOOM, которым мой друг Илюха в пух и прах уничтожил меня в споре о том, какая приставка круче.

Super Battle Tank
Super Battle Tank

(56)  DOOM (SNES) — игра, которая заставила меня думать, что SNES круче SEGA.

Конечно же Zero Tolerance никак не могла тягаться с DOOM. Там и графика была круче и стрельба круче и противники круче и оружия больше и секреты на уровнях и все там было круче. И аргумент о том, что этот DOOM вообще-то и на компьютерах есть, а значит SNES такая же крутая как компьютер, уничтожали SEGA в пыль. А то что этот самый DOOM так же и на SEGA выходил, пускай и в варианте 32Х, я был не в курсе и просто мирился с поражением.

Кстати, не помню как это произошло, но помню, что Илюхина SNES продолжительное время была у меня. И в течении этого времени мы с отцом много играли в DOOM поочереди проходя уровни.

DOOM
DOOM

(57) Tom & Jerry (SNES) — последняя игра в которую я играл на SNES.

Сразу закроем тему игр на SNES. Tom & Jerry тоже игра, в которую я играл у своего друга Илюхи на этой приставке. Нам нравилось, что графика там была «почти как настоящий мультик», а мультики про Тома и Джери я очень любил.

Tom & Jerry
Tom & Jerry

(58) Bubba Stix — первый "квест" в моей жизни.

Точно не помню, как у меня появилась данная игра, помню, что кто-то из друзей не спросив меня поменял на нее один из моих картриджей. Мне, как искателю не стандартного в играх, понравилось, что там были логические загадки, чего я прежде не встречал.

Ultimate Mortal Kombat 3. Мне нужна была Ultimate Mortal Kombat 3.

Bubba N Stix
Bubba Stix

(60) Bram Stoker'Dracula — игра, где меня обманул выбор сложности.

С самого детства я придерживался позиции, что игра должна развлекать, а не вызывать стресс. Поэтому, долгое время, везде, где можно было выбирать сложность, я выбирал минимальную. А в Дракуле как раз эту сложность выбирать можно было. И на минимальной сложности игра проходилась очень легко и быстро. Настолько быстро, что я таким макаром прошёл ее раз 25. И только во времена интернета я узнал, что оказывается, выбор сложности в этой игре влиял и на количество уровней. Получается, что, пройдя 25 раз игру, я ее по-настоящему ни разу не прошел. И тут хотелось бы остановиться и отдельно поговорить про сложность в играх.

Bram Stoker's Dracula
Bram Stoker'Dracula

Про сложность в играх

Во-первых, я до сих пор считаю, что игра не должна вызывать негативных эмоций. И искренне не понимаю людей, которые всегда стараются играть на высоких сложностях страдая и превозмогая. Типа: «Фу, лох, играешь на низкой сложности!» Страданий и превозмоганий мне в обычной жизни хватает, зачем они мне еще и в игре? Со временем, когда растет скил, конечно начинаешь выбирать сложность в игре повыше, чтобы не пропадал интерес. И скил этот растет у кого-то быстрее, у кого-то медленнее. Вот мой друг Илюха, например, всегда лучше меня играл в игры, хотя игровой опыт у нас был примерно одинаковый. Поэтому выбирать высокую сложность из принципа: «Только хардкооор!!!», я считаю странно.

Во-вторых, выбор сложности, это не всегда про сложность. Это еще про погружение в игру, про адекватность этой игры, про раскрытие механик игры и про тот игровой опыт, который ты ждешь от игры. Тут про каждый пункт отдельно.

Про погружение.

Я сильно люблю спортивные симуляторы. FIFA, F1, NHL, NBA и т. д. Всегда играю в таких играх в режим карьеры. Обычно режим карьеры предусматривает возможность прогресса команды от сезона к сезону. Соответственно хочется, чтобы этот прогресс чувствовался. А значит бессмысленно выбирать такую сложность, где ты будешь со старта всех побеждать. Тогда пропадает эффект от прогресса. А вот если ты несколько сезонов барахтался в середняках, но в результате планомерного прогресса начал побеждать — это уже намного интереснее. Но! Важно в таком случае проигрывать на начальных этапах понимая, почему ты проигрываешь. А не чувствовать свое бессилие.

Про адекватность.

Очень яркий пример — сложность в играх Bethesda. К примеру, Skyrim (хотя то же самое и в Fallout и в Oblivion). На высоких уровнях сложности враги умирают очень медленно. Какой интерес тысячу раз лупить топором в черепуху драугра, чтобы он ласты склеил? Да, если упороться, раскачать зачарование, алхимию, натереться и обмазаться всем чем можно натереться и обмазаться для повышения эффективности боя, можно и дракона на максимальной сложности ваншотнуть. Но как это влияет на адекватность происходящего? Почему избранный без мегабафов не способен справиться с разбойником?

Про раскрытие механик.

Ну, а бывает так, что низкая сложность позволяет пройти игру, не увидев игры целиком. Как это было у меня с Bram Stoker’s Dracula. Из современных игр, могу в пример привести третьего Ведьмака. На релизе, я как раз пробежал его на низкой сложности, где любого врага можно одолеть просто беспорядочно махая обычным мечом. В конце игры я понял, что совершил ошибку с выбором сложности, так и не встретив препятствий на пути. Спустя много лет я пере прошёл игру на высокой сложности. И чтобы одолеть противников, мне пришлось на полную использовать масла и эликсиры. Пришлось вдумчиво качаться. Пришлось использовать разные приемы в бою. И тут игра не требовала от меня большего скила, чем на низкой сложности. Игра требовала играть в нее во всю, а не пользоваться только одной десятой.

Отдельно надо вынести souls игры от FromSoftware. Эти игры как раз про страдания от сложности. Но это не страдания в стиле: «Да ёкарный бабай, да как тут победить, то?!!!», когда ты понимаешь, что противник просто во всем тебя превосходит, и по скорости, и по урону и по количеству ХП. А еще, как в том же Ultimate Mortal Kombat 3, на высокой сложности компьютер действует просто, отталкиваясь от твоих нажатий на кнопки геймпада и контрит все твои удары. Получается, что ты избиваешь сам себя персонажем противника. В играх от FromSoftware каждый раз погибая, ты понимаешь, что ты сделал неправильно. И это рождает азарт, желание пойти и в этот раз сделать все правильно.

Про ожидаемый игровой опыт

На это часто намекают сами названия уровней сложности в играх. Часто встречаются варианты «Расскажи мне историю» или «Ультранасилие».

Простой пример это S.T.A.L.K.E.R. Человек желающий поиграть в Сталкера как в шутан, выбрав высокую сложность, столкнется с тем, что первый же блокпост военных разделается с ним в два счета. Такое может запросто отпугнуть. То же самое с обратной стороны, если игрок ожидает, что Сталкер будет иммерсивным, то на низкой сложности, легко расправившись с тем же блокпостом, может сделать вывод, что Сталкер это простой шутан. А Сталкер на самом деле и для одних, и для других, просто нужно правильно выбрать сложность.

А не глядя выбирать каждый раз высокую сложность исходя из соображений, что так круче, я считаю странным.

(61) Dune — The Battle for Arrakis — игра, благодаря которой я полюбил RTS.

Не помню откуда взялся картридж и не помню первых впечатлений об игре. Зато хорошо помню последние впечатления.

Я проходил эту игру на протяжении нескольких месяцев. Главная сложность была в том, что мне часто не хватало времени, чтобы пройти очередную карту. Просто родители говорили, что я уже долго играю и пора возвращать им телевизор.

И последние карты в компании за дом Харконненов (прошел игру я только за них), пришлись на летние каникулы у бабушки. А у бабушкиного телевизора было строгое расписание. Я уже не помню это расписание конкретно, но помню, что мне на игру отводился промежуток в 1,5 часа. И никак я не укладывался в эти 1,5 часа с прохождением последней карты. Приходилось оптимизировать тактику победы, чтобы она занимала меньше времени. Но, в результате смог уложиться и игру прошел. Очень она мне понравилась. Даже больше чем Zero Tolerance.

Dune - The Battle for Arrakis
Dune - The Battle for Arrakis

(62) Ultimate Mortal Kombat 3 — лучшая игра на SEGA для десятилетнего меня.

Тем же летом я наконец-то заполучил вожделенную Ultimate Mortal Kombat 3. Так как приставка SEGA встречалась редко, то мое владение ей вызывало интерес и у моих друзей. Они тоже любили прийти ко мне в гости порубиться в Сегу. И так же как я хотели играть в разные игры и искали источники этих игр.

И вот однажды, не помню точно кто, но кто-то из моих друзей разузнал, что есть один «пацан», который готов поменять свой картридж Ultimate Mortal Kombat 3 на мой Streets of Rage 2. Конечно же я согласился! Я вообще считал того парня безумцем, чтобы добровольно отдать ШЕДЕВР за какую-то обычную игру.

Наконец-то столь желанная игра была у меня! И она полностью оправдала все мои ожидания. Бесконечные зарубы с друзьями и против компьютера. Изученные вдоль и поперек комбинации, супер удары, fatality, brutality, babality и все в этом духе. И когда я наигрался в нее, случилось странное — я потерял интерес к SEGA. Потому что, по моему мнению, я поиграл в самую лучшую игру на этой приставке. А раз она самая лучшая, значит остальные хуже. А раз они хуже, то зачем в них играть? Наверняка у этого явление есть какое-то название, но я его не знаю. Поэтому я придумал свое — «Попадание шедевра». Это когда какое-то произведение, книга, фильм, игра или тому подобное, настолько в тебя попадает, что после ты не представляешь, что еще может вызвать у тебя такие же сильные эмоции. Что приводит к временной потере интереса к аналогичным произведениям.

И с Ultimate Mortal Kombat 3 у меня было именно такое попадание шедевра. До конца летних каникул я потерял интерес к SEGA и развлекался иными способами.

Ultimate Mortal Kombat 3
Ultimate Mortal Kombat 3

(63) Aero the Acro-Bat 2 — игра, которая вернула интерес к SEGA.

Прошло достаточное количество времени, прежде чем я снова захотел играть в SEGA. Летние каникулы успели закончиться, и я вернулся домой. К тому моменту мы уже переехали из Казахстана в Россию и в новом населенном пункте, где мы жили, с покупкой картриджей на SEGA было проще. Там я и купил Aero the Acro-Bat 2. Считаю ее не признанным шедевром. Игра уровня игр про Соника. А в плане визуального повествования и того круче. Но не имеющая такой же популярности.

Крутой визуальный стиль мрачного цирка, большое количество различных игровых ситуаций. Не стандартная механика двойного прыжка. Разнообразие уровней. Каждая составляющая игры сделана отлично.

Aero the Acro-Bat 2
Aero the Acro-Bat 2

Пара слов про саму приставку

Приставка была не оригинальная, а китайская. И, как следствие, страдала от плохого качества сборки.

Первое, что часто ломалось — крестовины на геймпадах. У них была странная реализация. Наружная крестовина, на которую нужно было нажимать пальцами, соединялась штырем с внутренней, которая в свою очередь давила на контакты на плате. И одна из этих крестовин, наружная или внутренняя, часто от штыря отваливалась.

Более живучим, но тоже проблемным был шнур блока питания, который  отрывался внутри изоляции у основания штекера. Приходилось зачищать провода и припаивать их по новой. От этого небольшое расстояние от штекера всегда было с оголенными проводами, которые, при не аккуратном использовании, могли замкнуть.

Но больше всего проблем доставлял антенный кабель у которого со стороны приставки был какой-то проприетарный разъем. Вот он так и норовил развалиться при каждом прикосновении.

Зато, благодаря низкому качеству китайского клона, устраняя технические проблемы, отец научил меня паять. А еще, когда антенный кабель совсем развалился и нужно было его восстановить не зная распиновки, отец познакомил меня с методом «научного тыка», благодаря которому распиновка была выявлена.

На этом первая эпоха SEGA заканчивается.

Итог

Первое — мы до сих пор не знали про существование жанров.

Но не смотря на это делили игры на жанры интуитивно. Для нас существовали «стрелялки», «драки», игры «типа Марио», игры «с видом из глаз» и т. п. То, что на самом деле такое деление и есть деление на жанры, мы не понимали. Потому что не знали мы еще такого термина. Но то что на интуитивном уровне мы игры на жанры делили, говорит об одной важной вещи — жанр неотъемлемое и естественное свойство игры. В наше время все чаще встречаю мнения о том, что неправильно делить игры на жанры. Мол жанр, это ярлык, который рождает у геймера к игре определенные жанровые требования, которым игра, может быть, и не собиралась соответствовать. Но на самом деле игры, просто, вышли за рамки привычных жанров, породив новые. А мы до сих пор не можем определить эти новые жанры и дать им названия.

Второе — если Dendy была объединяющим фактором, то SEGA стала разъединяющим.

Dendy была практически у всех моих друзей. И даже если ты не владел собственной Dendy, это не значило, что ты будешь не в теме. Это видно по моему примеру. Не было проблем в Dendy поиграть даже не имея ее. Так же одна и та же приставка у всех друзей означала, что можно было свободно меняться картриджами, что тоже способствовало обобщению игрового опыта.

SEGA была у единиц, а SNES я вовсе встречал только у Илюхи. И не смотря на то, что мы так же с друзьями постоянно рубились в SEGA у меня дома, игровой опыт все равно был разный. Конечно же я имел возможность играть в SEGA больше. А этот фактор создавал между нами разницу, которая со временем повлияла на степень увлеченности видеоиграми и поделила нас на игроманов и не игроманов.

Третье — наличие у SEGA конкурента в виде NES.

А это наглядно показывало, что даже в ситуации, когда делить и доказывать нечего, при наличии двух вариантов, мы будем делить и доказывать. При чем, что иронично, факторы, которые мы приводили за и против в спорах какая же консоль круче, в равной степени относились к обеим сторонам, но мы на тот момент этого не знали. Объективные различия между SNES и SEGA конечно есть, но они на столько не значительны, что не способны определить явного лидера. И так, кстати, продолжается по сей день. Делить нечего, но мы делим.

Вспомнилось 19 игр. Значительно меньше, чем в эпоху Dendy, хотя период длился дольше. Это ярко иллюстрирует меньшую распространенность SEGA и меньшую доступность картриджей к ней. Что, в свою очередь, способствовало более глубокому погружению в каждую игру.

В конце первой эпохи SEGA мне 11 лет, мы переехали из Казахстана в Россию и я закончил 4 класс школы.


Bubba 'n' Stix

Платформы
Жанр
Дата выхода
1 января 1994
17
4.1
10 оценок
Моя оценка

Comix Zone

Платформы
PC | Mac | Linux | PS3 | X360 | XONE | XBOXSX | GBA | WII | NSW | iOS | Android | SMD
Жанр
Дата выхода
1 сентября 1995
889
4.5
605 оценок
Моя оценка

Bram Stoker's Dracula

Платформы
PC | NES | SNES | Amiga | SMS | SMD | SCD
Жанр
Дата выхода
сентябрь 1993
38
3.3
29 оценок
Моя оценка

Dune 2: The Building of a Dynasty

Платформы
PC | Amiga | SMD
Жанр
Дата выхода
31 декабря 1992
471
4.5
318 оценок
Моя оценка

Mortal Kombat

Платформы
PC | PS | PS3 | X360 | GB | SNES | N64 | Amiga | Arcade Cabinet | SMS | SMD | GG | SCD | SAT
Жанры
Дата выхода
2 августа 1992
829
4.2
533 оценки
Моя оценка

Mortal Kombat 2

Платформы
PC | PS | PS2 | PS3 | XBOX | X360 | GB | SNES | N64 | Amiga | Arcade Cabinet | SMS | SMD | GG | S32X | SAT
Жанры
Дата выхода
9 сентября 1994
828
4.3
542 оценки
Моя оценка

Doom

Платформы
PC | Mac | Linux | PS | PS3 | PS4 | PS5 | XBOX | X360 | XONE | XBOXSX | GBA | SNES | NSW | iOS | Android | Stadia | JAG | S32X | SAT | 3DO | WM
Жанр
Дата выхода
10 декабря 1993
2.3K
4.5
1 579 оценок
Моя оценка

Ultimate Mortal Kombat 3

Платформы
Жанр
Дата выхода
26 июня 1996
544
4.5
494 оценки
Моя оценка

Rock N' Roll Racing

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | GBA | SNES | NSW | SMD
Жанры
Дата выхода
4 июня 1993
233
4.5
197 оценок
Моя оценка

Aero the Acro-Bat 2

Платформы
SNES | WII | SMD
Жанр
Дата выхода
апрель 1994
23
3.8
9 оценок
Моя оценка

Zero Tolerance

Платформы
PC | NSW | SMD
Жанр
Дата выхода
1994
109
4.0
68 оценок
Моя оценка

Stargate

Платформы
GB | SNES | SMD | GG
Жанр
Дата выхода
декабрь 1994
24
3.6
13 оценок
Моя оценка

Streets of Rage 2

Платформы
PC | Mac | Linux | PS2 | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX | 3DS | GC | WII | NSW | iOS | Android | SMS | SMD | GG
Жанр
Дата выхода
20 декабря 1992
173
4.3
117 оценок
Моя оценка

WWF WrestleMania: The Arcade Game

Платформы
Жанр
Дата выхода
18 октября 1995
56
4.1
50 оценок
Моя оценка

Super Battletank

Платформы
GB | GBA | SNES | SMD
Жанр
Дата выхода
1992
12
2.8
8 оценок
Моя оценка

Judge Dredd (1995)

Платформы
PC | Linux | SNES | SMD
Жанр
Дата выхода
1995
34
3.6
20 оценок
Моя оценка

X-Men 2: Clone Wars

Платформа
SMD
Жанры
Дата выхода
15 мая 1995
43
4.0
30 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Весьма занимательный блог с различными отзывами на игры детсва.
У самого была сега и помню, как весело прводил время за хоть и небольшой, но всё же неплохой соброной библеотекой.

Вот и мне в детстве приставок не покупали. Считали фигнёй. Я конечно играл у друзей немного. А вообще мы в детстве часто по улице гоняли, без всяких приставок.

Комп купил уже после универа, когда уже работал, в 2005. До сих пор прохожу старые игры на эмуляторах. Часто от них получаешь больше фана, чем от современных красивых, но бездушных проектов.

Спасибо! Очень полезный для меня комментарий. Пока писал, не мог отделаться от мысли: «А будет ли кому-то интересно читать мои воспоминания?»

Играть в старые игры, это как смотреть старые фильмы. Классику знать нужно =)

Оригинальная SNES сейчас примерно столько же стоит. А то и дороже =)

Ну а родителей сложно винить. Я думаю, что побуждения у них были благие.

И когда начинаешь изучать старье, понимаешь что нытье по поводу «ничегоновогоконвеер» бессмысленное. Все уже придумана в времена 8-16битной эры

На самом деле процент хороших игр от общего числа и тогда был не очень большой. Просто плохие игры никто не вспоминает, так как они не отпечатались в голове.

Недавно скачал для эмулятора SEGA около 500 игр. Думал посмотрю игры в которые не довелось поиграть в детстве. И вот так запускаешь их все по порядку, а там ничего особенного. Даже много откровенно плохого. Тут еще влияет то, что многие игры плохо состарились. Но тем не менее чего-то нового я для себя не открыл. Вот которые игры я знаю, даже те в которые не играл, они и оказались хорошими, а все остальное так себе.

Но, я сейчас следующую часть пишу, и надо отметить, что на PC с 1995 по 1999 годы вышло действительно много отличных игр. Прям на их фоне 2000 год сильно сдает. Но это на PC, там уже не 8 и не 16 бит.

С нетерпением жду следующей части хроники! Пешы есчо!

Вот это капец как приятно. Спасибо! Конечно же пышу исчо=)

На самом деле процент хороших игр от общего числа и тогда был не очень большой. Просто плохие игры никто не вспоминает, так как они не отпечатались в голове.

С Этим не поспорю. Я Именно про уникальность говорил, а не про качество. Что когда играешь в старые игры, то понимаешь что в целом игры уже давно не уникальные и ныть по этому поводу нет смысла и решает все реализация, а не уникальность той или иной игры. С тем что +- даже 40% это не шедевр раньше был, я пожалуй соглашусь.

Вот которые игры я знаю, даже те в которые не играл, они и оказались хорошими, а все остальное так себе.

Я кстати нашел, Araiguma Rascal, прикольная аркадка на snes

«А потом мне на день рождения подарили SEGA MEGA DRIVE 2.» Я всегда немного злюсь на таких вот знакомых строчках.

Везде кто пишет про настольгические воспоминания и подарки от родителей.

Я всегда вспоминаю своё детсво, и что мне никогда и ничего не покупали.

Обсолютно все своим упорством и своим сбережениями.

В дестве я и скопил на денди от денег мытья машин, расклейку объявлений.

Сам 10 летний я покупал картриджи, чинил и паял приставку с жостиками.

Потом и сегу и snes также взял. После уже работа, деньги стали водится.

Рs1, ps2 и так далее, было полегче с покупкой. ПК себе купил аж в 2007. Родня с презрением относились к видео играм. Да они из той секты " Севшего кинескопа ".

Вроде и радуешься за человека, что вот так легко ему дарили, а потом думаешь, а чем я хуже был в дестве?!

Обзор хорош, молодец. Приятно тряхнуть стариной.

Чувак, SEGA в подарок на ДР была исключением. И то это был один большой подарок от всех родственников вместе. Тетя, дядя, бабушка и родители скинулись вместе чтобы эту Сегу купить. Dendy, как я писал в первой части, у меня не было, играл в чужие приставки. После SEGA не было ни PS1 ни PS2, был только списанный комп, который батя принес с работы. Так что не так все круто было.

То что ты сам себе зарабатывал на свои увлечения, за это уважуха. А то что родители тебе не покупали, я уверен, что это не от хорошей жизни. Или у них были деньги но они принципиально держали тебя в ежовых рукавицах?

Деньги на игры доступными нам способами мы тоже зарабатывали. В следующих частях планировал об этом рассказать.

Про рукавицы больше подходит.

Не бедовали, хоть нам как и многим тяжко было в 90х. Но бабки всегда водились. Мать с отцом работали на армию. Отец старший слесарь, заказы приходили со всей России на военной завод. Мать в военторге, короче пару лишних сотен всегда были.

Купили один раз велик, зачем-то потом батя его на даче оставил, и забыл запереть кладовку, его благополучно сперли.

Больше мне не покупали колесницу с двумя колёсами. Я был в шоке, словно это моя была вина.

И всегда злился, многим из моего окружения покупали ещё в 90х ПК, играл у них, а мне кукиш с маслом.

Млять думаю, чем я хуже.

Всё это херня и детские игрушки был ответ. Потом плюнул, и пошёл бабки сам зарабатывать. 10 лет мне, а я уже встаю по выходным в 6 утра, и иду на авто рынок мыть тачки, и продавать стыреные яблоки с соседнего участка.

Тв фотон чёрно-белый брал у деда и играл на нём. Потом купил раздолбанный цветный телевизор Шарп и уже на нём Сегу и snes гонял.

Snes кстати очень дорого стоила, 18000 р по нашим деньгам.

Копил и брал, а что блин делать, всем похер. Даже чуток обиду затаил на предков. Иногда даже приколываю им и напоминаю про это. Когда собираемся вместе на загородном доме. Такие дела.

Пиши тоже че и как, почитаю.

Своей Сеги не было, тоже ходил к друзьям. Началось всё с мозговыносящего Pitfall: Mayan adventure. Персонаж мог ползать! Карабкаться по лианам! И еще много всего. Потом «вертолетики» Urban Strike. Но больше всего зацепила та самая Contra: Hard corps. Нелинейный сюжет, четыре персонажа с разным оружием и взрывы, взрывы, взрывы! А потом было много всякого разного. Уже упомянутые Дюна и Бубба, Battletech, червяк Джим и Аладдин. А вот в SNES поиграть не довелось вообще.
С нетерпением жду следующей части хроники! Пешы есчо! А пока, пройду еще разок Shinobi 3)))

А мне кажется мы с отцом, так и прошли Zero Tolerance одним бойцом. Как мне помнится, в этом помогали коды уровней. Умирали, вводили код, продолжали. Хотя могу ошибаться, конечно.

Читай также