…Капитан торгового судна Реймонд, перевозя таинственный груз, попадает под прицел военного судна Федерации. Не имея никакой возможности отбить атаку, он, вместе со своей командой, состоящей из навигатора Хлои и универсального продвинутого вергалдского андроида Елены, экстренно, с нарушением пакта о невторжении в неразвитые миры, эвакуируется на поверхность рядом расположенной планеты — Астер IV, где его встречают местные жители, которые не шибко-то далеко убежали в развитии от средних веков. Собрав остатки пожиток, что успела засунуть Елена в соседнюю спасательную капсулу и заручившись поддержкой аборигенов, Рей отправляется искать свою разбросанную по местности команду и выяснять, что заставило федератов дать фатальный залп по его ни в чем не повинному кораблю.
…Принцесса Летисия Аусериус, заручившись поддержкой кузена Тео, вместе со своим телохранителем Альбердом отравляется в путешествие в поисках мастера Мидаса — обладателя самых обширных знаний о технологиях и Символогии, чтобы убедить того продолжить работу над секретным проектом, который поможет в борьбе с соседней, враждебно настроенной империей Ве’ил. Стоило ей ступить на земли Ларкассии, как с неба падает звезда и ухает на землю в виде неведомой машины, из которой, внезапно, выходит человек. Он общается с невидимыми оппонентами, говорит о странных вещах, пользуется диковинными дощечками и отчаянно хочет найти своих пропавших спутников. Поняв, что цели Реймонда лежат в одной плоскости с ее целями, Летисия просит его составить ей компанию на взаимных началах: они с Альбердом помогают найти пропавший экипаж, а Реймонд — помогает Летисии найти Мидаса.
У The Divine Force одна история на двух героев: каждый из них, глазами игрока, увидит только свою половину рассказа. Чью судьбу вершить — мы вольны выбирать еще перед первыми сюжетными сценами.
Star Ocean для меня всегда была чем-то вроде « Tales of про космос», этаким Star Trek, точно сова на глобус, нанизанным на жанр AJRPG, с соответствующими атрибутикой и антуражем. Если пошерудить рукой в воспоминаниях об этой знаменитой космоопере, можно неоднократно наткнуться на серии, где героям доводится посещать планеты, на которых развитие человеческой цивилизации началось существенно позже Земного или застряло на каком-то историческом этапе. Эту идею, приправив элементами фэнтези (а, как известно, неведомая технология неотличима от магии), активно, с филигранной изящностью, эксплуатирует Star Ocean: из раза в раз бластер натыкается на меч и из раза в раз это оказывается обернуто в интересную историю с яркими персонажами.
The Divine Force верна всем заветам, забавляя прожженных фанатов отсылками и продуманными референсами: матерые поклонники Star Ocean будут рады очень приятному развитию подсюжетов предыдущих игр. Один из персонажей с Известной в Рамках Серии Фамилией порадовал своим наследием даже меня, кто проходил финальные три главы Star Ocean Integrity and Faithlessness на Youtube (из-за чудовищно корявого дизайна развития персонажей и совершенно диких скачков сложности — даже на easy, — после 8 главы).
Вообще, мое знакомство с серией всегда ломалось об устаревший или слишком требовательный к гринду гейм-дизайн: то «поди туда, не знаю куда» в The Last Hope, где я натурально лез на стену от попыток ориентироваться на местности и пытаться понять, что от меня хочет игра, то как в Integrity and Faithlessness — без гринда не получишь ни черта. Отсутствие у игрока желания гриндить все побочки, все предметы и искать все сценки, перед самым финалом возводит перед ним непроходимую стену из неубиваемых рядовых врагов, не говоря уже о железобетонных боссах. Либо идешь искать и проходить против желания вообще все, что пропустил в прежних локациях, чтобы получить необходимые навыки, либо дропаешь игру.
The Divine Force — не простой релиз. «Юбилейный выпуск», приуроченный к 25-летию Star Ocean, который, по-хорошему, должен задать новую планку качества знаменитых игр от Tri-Ace. И, хочу с радостью отметить, что прогресс налицо: уровень Quality of Life поднят до современных стандартов почти во всем, за исключением побочных квестов, где игрока снова встречает старый-добрый «иди и разбирайся сам, где что находится».
Игра, к моей огромной радости, не требует гринда, не требует проходить все побочные квесты, не требует выискивать и высматривать все побочные сцены, не вынуждает качать все подряд в поисках нужных подклассов. Напротив: заботливо указывает цель, оберегая от наматывания кругов по локациям, позволяет себя пройти идя только по основному сюжету и повышает требования к тактике, развитию и экипировке только на высоком уровне сложности. Например, на «easy», для любителей проходить игры ради истории, достаточно двух моментов: +/- понимать, как работает механика прокачки\боя и всегда держать под рукой актуальную экипировку.
История сразу же, с выбором героя, берет бодрый старт: в первые же минуты сталкивает лбом с противниками и, буквально, через полчаса знакомит с боссами. Вопрос «кем играть?» полностью отдан на откуп игроку, который не ограничен одними лишь двумя протагонистами: ему доступны все персонажи из имеющейся партии. Те, кто не влез в 4 ячейки активной группы — уходят в запас.
Механика боя в игре представляет собой типичную слэшерную AJRPG наподобие легендарной YS, приправленную возможностью полета на высокотехнологичном дроне D.U.M.A., на который завязаны новые механики сражения. Если ранние игры серии чем-то напоминали жестко-таргетированные RPG с необходимостью правильно чередовать атаки, то теперь бой больше похож на настоящий экшен, где взмах оружием может быть произведен в любую сторону, в том числе и мимо противника.
Как и в прежних Star Ocean, выученные в дереве талантов умения можно либо назначить на удержание той или иной кнопки, или объединить их в серию атак, нажимая эту же кнопку до трех раз подряд. С точки зрения комбинаторики это открывает немало возможностей к красивому разбиранию противников на запчасти разными сериями ударов, но может и сыграть против игрока, если каждая такая атака будет достаточно массивной, отнимая много времени и лишая возможности уклониться. Сами атаки\умения и их серии можно применять только тогда, когда есть неистраченные Action Points, которые либо восстанавливаются самостоятельно (для этого достаточно на две секунды перейти на медленный бег, прекратить уклоняться и не махать оружием), либо с помощью навыков\предметов самого персонажа или его союзников.
Максимальное количество AP здесь зависит от умения игрока пользоваться D.U.M.A.: дрон умеет не просто поднимать персонажа в небо, но и совершать стремительные атаки с резким уклонением в сторону. Если суметь попасть таким «стрейфом» в слепую зону противника — тот при ударе получит бонусный урон, а персонаж — дополнительные очки AP для построения комбо. Изначально доступно, максимум, 5 очков, а с маневрированием и нанесением критического урона это количество можно растянуть до 15, что критически важно в бою с местными боссами, которых лучше всего как можно чаще загонять в станлок из подходящих под их скорость движения ударов. И здесь вступает в дело система наказания: The Divine Force жестоко карает за входящий урон и непонимание паттернов противника, постепенно скидывая очки до 5, если персонаж получает удар за ударом. С пятью очками босс ковыряется с изрядной долей страданий и очень долго, поскольку та же атака с D.U.M.A. уже снимает одно очко для подъема в воздух. Вообще, здешняя боевая система — это качественный рывок вперед, и, на мой вкус, лучшая боевая система во франшизе, которую здорово поддерживает здешний ИИ, который, наконец-то, перестал быть искусственным идиотом и наконец-то начал помогать в бою.
Деревья талантов в The Divine Force здорово напоминают свои аналоги из Dragon Quest XI: Echoes of an Elusive Age: точно такие же гексы со статами и навыками, которые с развитием персонажа открывают доступ к умениям на соседних гексах. Важно также не забывать тратить копящиеся в бою очки навыков и на сами умения — активные и пассивные, которые прибавляют в эффективности. У D.U.M.A. прокачка отдельная и связана со сбором особых кристаллов аметистового цвета, которые можно найти в самых разных уголках здешнего большого мира — даже на крышах зданий. Это чуть ли не отдельное развлечение в рамках игры, покуда добираешься до очередного места развития событий — кристаллы нередко расположены так, что нужно немного пораскинуть серым веществом, чтобы прикинуть, как их достать. К слову, сбор кристаллов для прокачки D.U.M.A. навеял мне очень приятные воспоминания о дилогии Gravity Rush.
Для достижения максимальной эффективности в бою, особенно на сложности «средняя» и выше, крайне желательно освоить крафтинг, который позволит постепенно получить доступ к подпрофессиям типа алхимика, кузнеца, инженера, дающие возможность создавать предметы: аптечки, бусты, улучшения предметов, чертежи, изменение стат оружия и даже создание оружия и экипировки. Доступ открывается благодаря эксцентричному персонажу, которого в английской версии озвучивает тот же голос, что и Neptune из Hyperdimension Neptunia — ей как раз отлично даются чудачки. Причем, что любопытно, на низком уровне сложности эту механику можно спокойно проигнорировать и проходить с той экипировкой и теми предметами восстановления и буста, что продаются в магазинах.
И вот здесь мне хочется завести разговор о персонажах. Основной каст очень хорош, крепко сбит в уверенную команду и всячески располагает к себе, вызывая желание узнать побольше об их личностях и предысториях. А вот второстепенный, включая всех антагонистов, — изрядно хромает на обе ноги. Например, здешние «злодеи», на мой вкус, слишком театрально и слишком упорно верят в свои идеи о лучшем мире, что не добавляет им глубины и драматичности. При этом их словарный запас нередко сводится к умению проговаривать свою идеологию по нескольку раз за прохождение, что ставит их, на мой взгляд, в разряд «абсолютно картонных». Это, кстати, чуть ли не родовая особенность Star Ocean: в Integrity and Faithlessness ситуация была нисколько не лучше.
В противовес им, основные персонажи, включая тех побочных, что на их стороне — полны яркости и объема. Ты веришь в цундэрэ-натуру Альберда, в раздолбайское поведение Реймонда, в аккуратные и сдержанные манеры Летисии, в почти человечность Елены и в личные загоны Мидаса, который, по сути — повзрослевший до 40 лет мальчишка — слишком высокомерен и не умеет выражать чувства, но при этом слишком любит все новое и технологичное. Как и в жизнерадостность и целеустремленность местного лекаря, Нины, невзирая на ее грустное прошлое, а также в вечно сожалеющую о своих поступках грустную мину отца Летисии, короля Раймбота Аусериуса.
Однако, вся история, погружающая в личные драмы и глобальный конфликт, подается очень, крайне неровном темпе, постоянно бросая игрока в разные градации увлеченности и энтузиазма. То ты чуть ли не 15 часов подряд сидишь и не можешь отлипнуть от экрана, то через полчаса хочется отвлечься на что-нибудь другое, поскольку динамика резко просаживается, а персонажам нужно совершить какую-нибудь банальщину или поблуждать по немного затянутым коридорам. Я не хочу таким образом сказать, что история скучна, нет. Просто к финалу возникает такое ощущение, что ее писали не то в разном расположении духа, не то разные люди. Важно упомянуть, что на темп, похоже, повлияло и то, что игру разбили на два раздельных прохождения: по ходу основной истории можно встретить целый ряд больших сцен, где Рэй и Летисия подходят через совершенно разные, абсолютно не пересекающиеся между собой события и встречают друг друга только в финале каждого такого события, уже пережив что-то, что совершенно неведомо для нынешнего персонажа. Например, Летисия не будет знать, что произошло с Реем и Еленой, покуда Мидас помогал ее восстановить. Как и Реймонд не будет в курсе всего того, что происходило с Летисией в замке Ве’ил.
Не лучшим образом на рассказ влияет и камерность проекта. Во время прохождения меня не покидало ощущение, что игра пыжится выдать из себя больше, чем может дать: авторы замахиваются на масштаб, который не могут себе позволить из-за выделенного на проект бюджета, отчего, к примеру, масштабные средневековые батальные сцены содержат скромные 15-30 секунд пререндера, а сцены космических боев часто проходят в формате фильмов 60-х годов: несколько эффектных кадров с взрывами и маневрированием и, затем — очень много технической лексики с раздачей команд и наблюдением за интерфейсом корабля, которые перебиваются новыми лицами, неожиданными происшествиями или, вовсе, исходом боя. Ближе к самому концу события серьезно теряют в масштабе, сводясь почти к личной драме.
Tri-Ace, невзирая на свое название, показали себя далеко не асами в техническом плане: версию для XSX в твиттере не пнул разве что ленивый. Однако, им мало того, что пришлось возиться с двумя поколениями железа, так еще и колдовать с железом заморского «Экусубокусу Сериесу Иксу» и «Эсу», что вылилось в хорошую версию для PlayStation 5 и покусанную шакалами — для Xbox Series X, где программисты будто забыли про то, что XSX — консоль текущего поколения, заточенная под 4K и собрали для него версию с 1080p с кривым пиксельным апскейлингом с приветом от махрового пиксельного инди. Благо, я покупал версию для PS5, которая отлично работает в режиме производительности в стабильных 60fps с редчайшими просадками. А вот режим «качества» выглядит слишком «рубленым» из-за отсутствия хоть какого-то motion blur — играть совершенно некомфортно. Кому-то этот эффект не нравится, но в 30fps-режиме этот эффект позволяет добавить плавности изображению, чтобы оно не врезалось в глаз с каждым обновлением экрана. И, стоит отметить неплохую работу с HDR. С качественным ТВ или монитором, позволяющими точно передавать яркость отдельных участков экрана, картинка получит еще больше глубины — проверено.
А вот визуальный стиль располагает: он гипертрофировано-трехмерно-анимешный, с узнаваемым для серии почерком. Персонажи поголовно стилизованы, однако в них вложены масса полигонов и качественно собранных, физически верных материалов. Одежда той же принцессы Летисии нередко выглядит чуть ли не как качественный CGI из хорошего американского блокбастера. Анимации — смесь ручных и motion capture, причем лицевая анимация застряла где-то в прошлом, посылая приветы из JRPG конца шестого--седьмого поколения консолей. В сумме — ничего особо выдающегося.
При этом The Divine Force удивительно контрастна качеством: совершенно дубовые туман и вода находятся недалеко от очень красивых лесов и густых зарослей травы. Отдельные кадры чуть ли не фотореалистичны, а ряд других — заставляет вспомнить эпоху PS3. Это же можно сказать и о музыкальном аккомпанементе: композиции маститого Мотоя Сакурабы ничем особо не выделяются: они абсолютно классические для Star Ocean, насквозь функциональные, при этом чувствуется, что композитор был под впечатлением, оставшимся от написания саундтрека к Valkyrie Elysium: то и дело встречаются знакомые нотки и пассажи флейты во время путешествий по лесистой местности.
Star Ocean: The Divine Force сложно рекомендовать всем поклонникам JRPG: это необязательная, но хорошая игра, которая способна погрузить в себя и здорово развлечь боевой системой, путешествиями и персонажами, но умеет и завалить скукой, закидывая болванами-антагонистами, парой нелогичных загадок на уровнях и побочными квестами, которые совершенно не уважают личное время игрока, заставляя того пылесосить местность без единого маркера или подсказки и обязательно записывать, где можно найти того или иного врага ли предмет. Приятный визуальный стиль с почти фотореалистичной флорой контрастирует с низким качеством отдельных эффектов типа воды и тумана, благо персонажи плюс-минус едины в плане качества моделей и анимаций.
Игра уверенно тянет на условные 7.5 из 10, представляя собой некое подобие альтернативной Tales of «про космос» со своими эстетикой, заморочками и историей. Она куда более вылизана, чем ее предшественники, но при этом во всем уступает прошлогодней восхитительной Tales of Arise.
P. S. Текст сильно задержался из-за того, что я слег в больницу. Он должен был выйти еще в первых десятых числах ноября.
Лучшие комментарии
Передовые обзоры Космоопер в!.. блогах StopGame
Надо будет заставить себя пройти все Star Ocean, но всё никак времени нет. Сильно уж они напоминают мне цикл Полдень XXII век с их прогрессорами. Спасибо за блог, хорошо, что есть люди на Стопгейме, которые не забывают про jrpg.
После такого обзора руки сами тянутся к этой игре))
По JRPG (возможно повторюсь):
1. серия Xeno (Xenogears, Xenosaga I — III, Xenoblade Chronicles X, 1 DE, 2, 3) + до кучи Chrono Trigger и Chrono Cross (вселенные пересекаются)
2. серия Tails Of… (каждая игра хороша по-своему). Начиналась от разработчиков Final Fantasy, с желанием сделать по-другому. Серию люблю больше, чем FF.
3. серия The Legend Of Heroes, и Ys от тех же разработчиков. Очень душевные игры.
4. Игры от Vanillaware, неповторимый визуал.
5. No No Kuni 1 — 2. В 1-й помогала студия Ghibli (которая выпускает анимешки во главе с Хаяо Миядзаки). Неповторимый визуал.
6. Серия Atelier — на любителя, каждая хороша по-своему. Обычно (в целом) абсолютно не напрягающие игры.
7. Death end re;Quest 1-2, серия Neptunia, серия Mana (ремастеры).
8. не совсем JRPG, но тоже японская «дичь». Визуалки и игры со смешением жанров. Серия Danganronpa, Steins;Gate, Doki Doki Literature Club, серия Kingdom Hearts. Серии Yakuza, Oneechanbara, Senran Kagura, Dead Of Alive (это уже слешеры / файтинги).
9. серия Digimon — куча игр, в Японии не менее известна, чем Pokemon.
10. Persona (все), и основная серия / спин-офф Shin Megami Tensei. Последние — хардкор.
11. Monster Hunter, очень известная серия
12. «попсу» не рекомендую, или можно, если не проходили (Final Fantasy — хороши все до 12-й, дальше отборная «дичь»; The Legend Of Zelda, куда ж без них)
14. Много чего забыл. Например японские хорроры (серия Fatal Frame, Siren). Тактики — Valkyria Chronicles, серия Disgaea, Tactics Ogre (недавно вышел ремастер), Final Fantasy Tactics, серия Bravely Default и Fire Emblem. Серии Drakengard и Nier (в том числе Automata).
15. серия Dragon Quest, нет ни одного, начиная с самого первого, который был бы плох. Люблю его больше FF.
16. Малоизвестные (забытые) JRPG — шедевры. Blue Dragon (X360, работает на Xenia), Lost Odyssey (то же, там же), The Last Story (спокойно играется на Dolphin с HD-текстурами).
Фух. Устал писать. Известные всем Dark Souls, Metal Gear Solid, Silent Hill, Resident Evil также японские игры. Наверное если посчитать, то гораздо больше японских проектов прошёл, чем западных.
А, ещё серию Grandia забыл. Серии Devil May Cry, Bayonetta, Onimusha (тоже все делали японцы).
Навскидку, что вспомнил и встречал:
— 13 Sentinels: Aegis Rim в процессе, тестируется:
Видел готовые\тестирующиеся:
— Death end ReQuest (есть русификатор на ZoG)
— YS VIII: Lacrimosa of Dana (вроде был на ZoG, но не точно)
— Trials of Mana (не могу сказать процент готовности)
— The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel (серия огромная, перевели первую игру, вроде бы две разные команды приготовили два разных перевода)
— Dusk Diver (вторая часть лучше)
— Atelier Ryza вроде пытались перевести, тестируется
— Xenoblade Chronicles DE
— Catherine: Full Body
— Tokyo Mirage Sessions #FE
(жаль у 14й части русификатор очень кривой, а то бы смело всем советовал, а так без знания языка будет тяжело)
как человек наигравший примерно 1к часов в ФФ14 могу сказать что с нынешним руссификатором в виде отдельного приложения Татару Хелпер вполне можно жить и все понимать.
да, иногда происходят перлы, когда слово Bugger Татару переводит и как «жукер» и как «пед***аст», а Ascians переводит как «азиаты». из-за чего появляются явно неоодобряемые твиттером «убить всех пид***астов» или «убейте азиатов». или сосуд для души(spirit) переводит как сосуд для спирта, из-за чего драматическая сцена прощания с друзьями походит на вылазку бухих партизан.
но в целом играется все хорошо. я не силен в английском, а тем более в шейкспировском английском, который довольно активно используется в ФФ14, но сюжет игры я понял полностью. жаль только так ее и не прошел. остановился на патче 5.4. совсем немного осталось до Эндволкера, который я долго ждал… но я отвлекся на другие игры(в частности на Тейлз оф Арайз и Скарлет Нексус) и в итоге в ФФ так и не вернулся а подписка кончилась((
надо будет на новый год себе сделать подарок в виде полу года подписки) как раз зимой игр нет :D
после недавних патчей даже это не требуется. не помню во всех ли сюжетных данжах ввели механику Трастов из ШДБ, но в некоторых точно можно с ботами бегать, как в Шедоубрингерс и Эндволкере)
Ну кому как не тебе писать на СГ о хайповых (в наших узких кругах) JRPG релизах.
Первое что в голову пришло:
Tales of Vesperia / Berseria / Arise / Eternia / Symphonia / Legendia / Zestiria
Chrono Trigger / Cross
FF 3 remake / 4 remake / 6 / 8 / 9 / 10 (есть еще 10-2 и это сиквел, но она такая ссань что лучше просто десятку и всё) / 15
Ys Origin / The Oath in Felghana / IV: Mask of the Sun / VI: The Ark of Napishtim / Seven
Secret of Mana / Trials of Mana / Legend of Mana
Grandia 1 / 2
Dragoneer’s Aria
Crystar
Sakura Taisen 1 / 2
Xenogears
Там у игры очень многое круто, от графики и музыки до механики и сюжета.
Мое мнение тут:
Согласен со всем. Песня в титрах у меня вообще в плейлисте.
Да, фанперевод Crystar релизнули в этом году. А про сакуру я конечно говорил про оригинал… там же еще забавный факт в том что официальный русский перевод был на ПК еще в нулевых, а англоязычные фанаты получили перевод оригинала лишь в 2019 вроде и то фанатский.
ну у Crystar перевод фанатский и ПК-онли. Сам еще не купил и не играл, но в ближайших планах
Та мне и самому не то чтобы страшен английский, даже некоторые ВНки читаю, например лучший сюжет этого года Digimon Survive, но всё же удобнее на языках, которыми я лучше владею чем английским.
Спасибо, друже!))
Тут смотря, что именно ты хочешь от игры. Сам играю на английском, но предложенные игры более менее популярные, поэтому русификаторы должны быть
Если чисто геймплей — то можно не плохо кайфануть с SMT 3
Если примерно баланс сюжета и игры — то присоединяйся к моему марафону серии Trails
Если же доминирование сюжета над геймлпеем — то Persona 4 Golden отличный выбор (не уверен, что пятую уже успели перевести, да и для не подготовленного игрока она может через чур «анимешной» показаться )
Ну и всегда есть прям совсем «хайповые» проекты, по типу Final Fantasy (жаль у 14й части русификатор очень кривой, а то бы смело всем советовал, а так без знания языка будет тяжело), Tales of Arise или Scarlet nexus — но они уже больше в экшен геймплей ушли ( FF14 в базовой механике вообще ММО — но это большой обман. на самом деле это уже 5 хороших сюжетно ориентированных игр часов на 30-50 каждая с редкими забегами в подземельях с другими игроками)
«Плюс, ряд хороших игр не доступен на PC» — всегда можно поколдовать с эмуляторами. Я так пятую персону проходил с русификатором.
Спасибо. Только давеча прошёл The Last Hope 4K & Full HD Remaster, очень неплохая; Integrity & Faithlessness пробежал года 4 назад на PS4. Думаю пройти первые 3 (недавно вышел ремастер 1-й на Switch, 2-я на PSP и 3-я на PS2). После этого подожду «народной» версии на ПК.
Я прям ждал от тебя обзора!