Предисловие
Сегодня все, как минимум, слышали о Sony, Microsoft, Nintendo, Capcom, EA, Tencent, Take-Two - это крупные, влиятельные компании, которые могут ошибаться и быть ненавистными, но все еще имеют определенный вес на сегодняшним игровом рынке. Толковый менеджмент, осознание собственных действий и хоть какое-то понимание рынка дает им столь громкое звание.
Однако не всем это дано. И в погоне за прибылью или неизвестно чем, но чаще всего за прибылью, многие крупные игроки были преданы забвению, закрытию и обсмейванию со стороны всех.
Вспомним же про таких игроков, чтобы учиться на чужих ошибках, ведь история циклична. А может даже найдем сходства в ситуациях разных компаний.
Atari
Atari - компания-основательница игровой индустрии, главный популизатор видеоигр в период золотой эры и создательница первой коммерческой успешной домашней консоли Atari 2600. (Подробнее обязательно почитайте тут)
К началу 1982 года корпорация была на коне. Абсолютное лидерство на рынке консолей, видеоигр, отсутствие конкуренции и невероятные прибыли вскружили голову директорам Warner Communications, которые купили Atari еще в 1976 году.
Выпуск E.T. в конце 1982 года сокрушил титана игровой индустрии так, что он до сих пор не может оправиться от этого поражения. "Но как одна игра смогла уничтожить целую компанию?" - Спросите вы.
Дело в нескольких сложившихся факторах. Во-первых, все в том же 1982 году Atari разработала и издала очень много посредственных игр. Корпорация просто не следила за качеством выпускаемого продукта, что подкосило ее репутацию. Во-вторых, необходимо было выпускать более новую игровую систему. Как бы ни была хороша Atari 2600, она не могла жить вечно. К концу жизни консоли игры были довольно посредственны из-за технических ограничений консоли, а игрокам наскучило играть в одно и тоже. В-третьих, новая консоль, по идее нового консольного поколения, Atari 5200 была ужасна плохой дизайн, громоздкий и неудобный контроллер, малое количество игр и плохая рекламная компания похоронили ее. В-четвертых, количество копий E.T. на продажу было огромно (более 730 тысяч), компания хотела выиграть на известном бренде, однако игроки, попробовав игру, через несколько дней возвращали ее в магазин с возвратом средств, а значит Atari не получала денег. Ну и в-пятых, порт Pac-man на Atari 2600 оказался ни чуть провальнее релиза E.T.
Все эти факторы обрушились на студию почти одновременно из-за чего прибыль в 1983 году резко сократилась, а игровая индустрия погрузилась в кризис.
После такого провала Atari еще не раз пыталась вернуться на рынок под новым названием, но без успешно. Каждая новая консоль была хуже предыдущей, а как издатель запомнилась только за выпуск плохих игр за несколькими исключениями. Однако не смотря на все это, она все еще существует, но как говорится: "То, что мертво, умереть не может." Вот и ходит по планете смердящий зомби некогда великой студии.
THQ
THQ запомнилась многим игрокам за широкий список не похожих изданных игр, как хороших, так и плохих. Издатель стремился стать крупным игроком на рынке для чего необходимо было поменять политику разработки и выпуска игр.
Начиная с 2010 года компания начала издавать только большие игры для более взрослой аудитории, чем раньше. Однако из всех релизов последних трех лет существования успешным была только третья часть Saints Row. Добавьте к этому потраченные 50 миллионов долларов на отмененную MMO по Вархамеру 40.000 и выпуск провального uDraw. (Подробнее об этом рассказал Иван Лоев в третьей части Истории серии Saints Row)
В итоге у издателя попросту закончились деньги, после чего объявил себя банкротом. Большая часть серий и студий были куплены различными компаниями. А бренд "THQ" был выкуплен Nordic Games, которая переименовалась в THQ Nordic и стала в какой-то степени продолжать дело некогда именитой компании.
Konami
Когда-то Konami была компанией, выпускающая одни из лучших видеоигр: Castlevania, Metal Gear, Silent Hill, Contra, Suikoden и т.д.
Но в один прекрасный момент руководители, похоже, сошли с ума. После ссоры с Кодзимой в 2015 году перестали разрабатывать и издавать большие игры, закрыв несколько подразделений и дочерних студий. После чего объявили, что сосредоточатся на мобильном рынке видеоигр... И пачинко.
...Будущее игр — это мобильная индустрия. Эти устройства свяжут широкую аудиторию с миром видеоигр.
Спустя два года, успех Super Bomberman R на Nintendo Switch все же убедил их выпускать небольшие игры на портативку от большой N. Но никаких планов на большие консоли и ПК, не считая ремейка Silent Hill 2, у них нет.
Желание вкладывать мало и получать много - основная цель Konami. Для этого идеально подходит мобильный гейминг и пачинко автоматы, с которых можно поиметь не маленькие деньги. Пусть и путем очернения собственной репутации и отказа от каких-либо рисков.
Square Enix
Казалось, что после покупки Eidos Interactive в 2009 году Square Enix открыты двери на Западный рынок. Но начиная с этого момента компания начала творить откровенную херню.
Deus Ex: Mankind Divided стал настоящей трагедией. Разработчиков торопили, заставляли обрезать контент для продолжений и DLC, добавляем к этому отвратительный маркетинг и плохую техническую составляющую на релизе. В итоге плохие продажи и смешанные оценки игроков и критиков, что положило конец хорошему перезапуску серии. Примерно тоже самое произошло с перезапуском Thief. Стоит упомянуть, что перезапуск Tomb Raider издатель назвал провалом в финансовом плане при продажах в более чем восьми миллионов копий. Та же учесть постигла и Rise of the Tomb Raider.
Можно вспомнить и странные продолжения Hitman, которые плохо продались именно под издательством Square Enix, принимающих одно глупое решение за другим.
История Sleeping Dogs, печальная тем, что при хороших продажах более чем в три с половиной миллионов долларов стала такой же провальной, как и Tonb Raiders. Как итог: сиквел отменили, а студию распустили.
А недавно они объявили об интересе к NFT, что за ними будущее. И рассказали инвесторам о разработке 10 игр-сервисов.
И это только часть всего того, что происходило и происходит с одной из самых влиятельных и культовых студий, которая попросту не понимает, как работает современный рынок видеоигр, постоянно торопится и хочет получить прибыль здесь и сейчас.
Ubisoft
В 2000-ых Udisoft выпустила много интересных и не очень игр: серии Assassin’s Creed, Splinter Cell, Ghost Recon, Rainbow Six, Prince of Persia, продолжения Реймана и игр во вселенной Might & Magic.
Однако, после выпуска Assassin’s Creed 3 и Far Cry 3 в 2012 году все пошло куда-то не туда, куда хотелось бы игрокам. Сначала нас радовали любопытными проектами по типу Watch Dogs, The Crew и Division, но все они обманывали игроков своими рекламными компаниями, что ломало репутации компанию.
И ладно бы только это. Многие игры просто стали делаться по "формуле Ubisoft", добавьте в игру открытый мир, аванпосты, вышки и проходной сюжет. ВАУЛЯ! новая Assassin’s Creed/Far Cry/Watch Dogs готова!
Добавляем у этому огромную маркетинговую компанию к плохим играм, забивание болтов на поддержку и рекламу хороших проектов, ужасные сервера и не самый лучший лаунчер.
В итоге получаем компанию, которая на сегодняшний день делает только конвейерные Assassin’s Creed и Far Cry, рождает в муках желанное продолжение beyond good and evil или амбициозную Skull and Bones. А директора и вовсе объявляют о продаже студии крупному конгломерату Vivendi.
Activision
Углубляться в историю Activision я не хочу, есть люди, которые все рассказали до меня.
Студия выпускала неплохие проекты вплоть до начала 2010-ых (какое-то проклятое время, мне одному так кажется?)
Ощутив ошеломляющую прибыть от Call of Duty 4: Modern Warfare, и слившись с Blizzard в 2007 году компании, похоже снесло голову. После этого оригинальных игр становилось с каждым годом все меньше, а конвейер Call of Duty поглощал все больше студий. было закрыто много подразделений и начались скандалы, о которых вы возможно слышали. Blizzard же перестала делать оригинальные игры, сосредоточившись на онлайн-проектах и мобильном сегменте рынка.
А ведь когда-то Activision издала множество любимых игр детства огромного количества игроков, от Tony Hawk's Pro Skater до Prototype, продолжения которых ждут до сих пор.
И ничем, кроме как "Оплотом Калды" назвать Activision сегодня не возможно.
Послесловие
Продолжить этот список можно и дальше. Как минимум можно упомянуть провалы SEGA и EA, но не смотря на это, они все ще могут выпускать достойные игры и учиться на своих ошибках. Я же решил не рисковать и вспомнить только 100% случаи падения больших и известных компаний.
А у меня всё. Спасибо за внимание. Пишите, какие некогда влиятельные студии по-вашему стали посмешищем, что пропустил, что забыл и где допустил ошибки.
Лучшие комментарии
Telltale Games вспоминаются.
Для меня их банкротство стало неожиданностью.
Казалось со стороны, что они уверенно растут: начали с продолжений квестов Sam & Max, Monkey Island, нарастили прибыль и репутацию и добрались до лицензий на другие произведения, по которым игры делали.
Back to the Future: The Game отличный — хорошая возможность вернуться к любимому фильму.
И вот так у них много проектов было, продавали эпизоды и сезоны… думал, всё у них схвачено и прибыли хорошие. Видимо допустили ошибки в финансовой стратегии и погорели.
Ну да, в последний момент мы стали узнавать страшную правду.
А со стороны — и тем более без доступа к финансовым отчетам — могло казаться, что всё у них неплохо. Игр делали много, выпускали серий приключений много. Планы были — ого-го! Там после «Игры престолов» ещё и по «Очень странным делам» собирались проект делать…
Вот так оно бывает.
Были же новости во время их закрытия, что прибыль принесли только Ходячие мертвецы и Майнкрафт стори мод