2 октября 2022 2.10.22 3 1300

Atari, Konami, THQ и другие. Как великие стали посмешищем

+10

Предисловие

Сегодня все, как минимум, слышали о Sony, Microsoft, Nintendo, Capcom, EA, Tencent, Take-Two - это крупные, влиятельные компании, которые могут ошибаться и быть ненавистными, но все еще имеют определенный вес на сегодняшним игровом рынке. Толковый менеджмент, осознание собственных действий и хоть какое-то понимание рынка дает им столь громкое звание.

Однако не всем это дано. И в погоне за прибылью или неизвестно чем, но чаще всего за прибылью, многие крупные игроки были преданы забвению, закрытию и обсмейванию со стороны всех.

Вспомним же про таких игроков, чтобы учиться на чужих ошибках, ведь история циклична. А может даже найдем сходства в ситуациях разных компаний.

Atari

Atari - компания-основательница игровой индустрии, главный популизатор видеоигр в период золотой эры и создательница первой коммерческой успешной домашней консоли Atari 2600. (Подробнее обязательно почитайте тут)

К началу 1982 года корпорация была на коне. Абсолютное лидерство на рынке консолей, видеоигр, отсутствие конкуренции и невероятные прибыли вскружили голову директорам Warner Communications, которые купили Atari еще в 1976 году.

Выпуск E.T. в конце 1982 года сокрушил титана игровой индустрии так, что он до сих пор не может оправиться от этого поражения. "Но как одна игра смогла уничтожить целую компанию?" - Спросите вы.

Дело в нескольких сложившихся факторах. Во-первых, все в том же 1982 году Atari разработала и издала очень много посредственных игр. Корпорация просто не следила за качеством выпускаемого продукта, что подкосило ее репутацию. Во-вторых, необходимо было выпускать более новую игровую систему. Как бы ни была хороша Atari 2600, она не могла жить вечно. К концу жизни консоли игры были довольно посредственны из-за технических ограничений консоли, а игрокам наскучило играть в одно и тоже. В-третьих, новая консоль, по идее нового консольного поколения, Atari 5200 была ужасна плохой дизайн, громоздкий и неудобный контроллер, малое количество игр и плохая рекламная компания похоронили ее. В-четвертых, количество копий E.T. на продажу было огромно (более 730 тысяч), компания хотела выиграть на известном бренде, однако игроки, попробовав игру, через несколько дней возвращали ее в магазин с возвратом средств, а значит Atari не получала денег. Ну и в-пятых, порт Pac-man на Atari 2600 оказался ни чуть провальнее релиза E.T.

Все эти факторы обрушились на студию почти одновременно из-за чего прибыль в 1983 году резко сократилась, а игровая индустрия погрузилась в кризис.

После такого провала Atari еще не раз пыталась вернуться на рынок под новым названием, но без успешно. Каждая новая консоль была хуже предыдущей, а как издатель запомнилась только за выпуск плохих игр за несколькими исключениями. Однако не смотря на все это, она все еще существует, но как говорится: "То, что мертво, умереть не может." Вот и ходит по планете смердящий зомби некогда великой студии.

THQ

Всегда любил этот логотип
Всегда любил этот логотип

THQ запомнилась многим игрокам за широкий список не похожих изданных игр, как хороших, так и плохих. Издатель стремился стать крупным игроком на рынке для чего необходимо было поменять политику разработки и выпуска игр.

Начиная с 2010 года компания начала издавать только большие игры для более взрослой аудитории, чем раньше. Однако из всех релизов последних трех лет существования успешным была только  третья часть Saints Row. Добавьте к этому потраченные 50 миллионов долларов на отмененную MMO по Вархамеру 40.000 и выпуск провального uDraw. (Подробнее об этом рассказал Иван Лоев в третьей части Истории серии Saints Row)

В итоге у издателя попросту закончились деньги, после чего объявил себя банкротом. Большая часть серий и студий были куплены различными компаниями. А бренд "THQ" был выкуплен Nordic Games, которая переименовалась в THQ Nordic и стала в какой-то степени продолжать дело некогда именитой компании.

Konami

Когда-то Konami была компанией, выпускающая одни из лучших видеоигр: Castlevania, Metal Gear, Silent Hill, Contra, Suikoden и т.д.

Но в один прекрасный момент руководители, похоже, сошли с ума. После ссоры с Кодзимой в 2015 году перестали разрабатывать и издавать большие игры, закрыв несколько подразделений и дочерних студий. После чего объявили, что сосредоточатся на мобильном рынке видеоигр... И пачинко.

...Будущее игр — это мобильная индустрия. Эти устройства свяжут широкую аудиторию с миром видеоигр.

Официальный представитель Konami

Спустя два года, успех Super Bomberman R на Nintendo Switch все же убедил их выпускать небольшие игры на портативку от большой N. Но никаких планов на большие консоли и ПК, не считая ремейка Silent Hill 2, у них нет.

Желание вкладывать мало и получать много - основная цель Konami. Для этого идеально подходит мобильный гейминг и пачинко автоматы, с которых можно поиметь не маленькие деньги. Пусть и путем очернения собственной репутации и отказа от каких-либо рисков.

Square Enix

Казалось, что после покупки Eidos Interactive в 2009 году Square Enix открыты двери на Западный рынок. Но начиная с этого момента компания начала творить откровенную херню.

 Deus Ex: Mankind Divided стал настоящей трагедией. Разработчиков торопили, заставляли обрезать контент для продолжений и DLC, добавляем к этому отвратительный маркетинг и плохую техническую составляющую на релизе. В итоге плохие продажи и смешанные оценки игроков и критиков, что положило конец хорошему перезапуску серии. Примерно тоже самое произошло с перезапуском  Thief. Стоит упомянуть, что перезапуск  Tomb Raider издатель назвал провалом в финансовом плане при продажах в более чем восьми миллионов копий. Та же учесть постигла и  Rise of the Tomb Raider.

Можно вспомнить и странные продолжения Hitman, которые плохо продались именно под издательством Square Enix, принимающих одно глупое решение за другим.

История Sleeping Dogs, печальная тем, что при хороших продажах более чем в три с половиной миллионов долларов стала такой же провальной, как и Tonb Raiders. Как итог: сиквел отменили, а студию распустили.

А недавно они объявили об интересе к NFT, что за ними будущее. И рассказали инвесторам о разработке 10 игр-сервисов.

И это только часть всего того, что происходило и происходит с одной из самых влиятельных и культовых студий, которая попросту не понимает, как работает современный рынок видеоигр, постоянно торопится и хочет получить прибыль здесь и сейчас.

Ubisoft

В 2000-ых Udisoft выпустила много интересных и не очень игр: серии Assassin’s Creed, Splinter Cell, Ghost Recon, Rainbow Six, Prince of Persia, продолжения Реймана и игр во вселенной Might & Magic.

Однако, после выпуска Assassin’s Creed 3 и Far Cry 3 в 2012 году все пошло куда-то не туда, куда хотелось бы игрокам. Сначала нас радовали любопытными проектами по типу Watch Dogs, The Crew и Division, но все они обманывали игроков своими рекламными компаниями, что ломало репутации компанию.

И ладно бы только это. Многие игры просто стали делаться по "формуле Ubisoft", добавьте в игру открытый мир, аванпосты, вышки и проходной сюжет. ВАУЛЯ! новая Assassin’s Creed/Far Cry/Watch Dogs готова!

Добавляем у этому огромную маркетинговую компанию к плохим играм, забивание болтов на поддержку и рекламу хороших проектов, ужасные сервера и не самый лучший лаунчер.

В итоге получаем компанию, которая на сегодняшний день делает только конвейерные Assassin’s Creed и Far Cry, рождает в муках желанное продолжение  beyond good and evil или амбициозную  Skull and Bones. А директора и вовсе объявляют о продаже студии крупному конгломерату Vivendi.

Activision

Углубляться в историю Activision я не хочу, есть люди, которые все рассказали до меня.

Студия выпускала неплохие проекты вплоть до начала 2010-ых (какое-то проклятое время, мне одному так кажется?)

Ощутив ошеломляющую прибыть от Call of Duty 4: Modern Warfare, и слившись с Blizzard в 2007 году компании, похоже снесло голову. После этого оригинальных игр становилось с каждым годом все меньше, а конвейер Call of Duty поглощал все больше студий. было закрыто много подразделений и начались скандалы, о которых вы возможно слышали. Blizzard же перестала делать оригинальные игры, сосредоточившись на онлайн-проектах и мобильном сегменте рынка.

А ведь когда-то Activision издала множество любимых игр детства огромного количества игроков, от Tony Hawk's Pro Skater до Prototype, продолжения которых ждут до сих пор.

И ничем, кроме как "Оплотом Калды" назвать Activision сегодня не возможно.

Послесловие

Продолжить этот список можно и дальше. Как минимум можно упомянуть провалы SEGA и EA, но не смотря на это, они все ще могут выпускать достойные игры и учиться на своих ошибках. Я же решил не рисковать и вспомнить только 100% случаи падения больших и известных компаний.

А у меня всё. Спасибо за внимание. Пишите, какие некогда влиятельные студии по-вашему стали посмешищем, что пропустил, что забыл и где допустил ошибки.


Лучшие комментарии

Telltale Games вспоминаются.
Для меня их банкротство стало неожиданностью.
Казалось со стороны, что они уверенно растут: начали с продолжений квестов Sam & Max, Monkey Island, нарастили прибыль и репутацию и добрались до лицензий на другие произведения, по которым игры делали.
Back to the Future: The Game отличный — хорошая возможность вернуться к любимому фильму.
И вот так у них много проектов было, продавали эпизоды и сезоны… думал, всё у них схвачено и прибыли хорошие. Видимо допустили ошибки в финансовой стратегии и погорели.

Ну да, в последний момент мы стали узнавать страшную правду.
А со стороны — и тем более без доступа к финансовым отчетам — могло казаться, что всё у них неплохо. Игр делали много, выпускали серий приключений много. Планы были — ого-го! Там после «Игры престолов» ещё и по «Очень странным делам» собирались проект делать…
Вот так оно бывает.

Были же новости во время их закрытия, что прибыль принесли только Ходячие мертвецы и Майнкрафт стори мод

Читай также