Сегодня Activision это огромная компания. Мы не слышим ни об одном её выделяющемся сотруднике, как например Нил Дракман из Naughty Dog или Кори Барлог из Santa Monica Studio. Практически все её студии работают над Call of Duty. Но так было не всегда. Когда-то, Activision была компанией, основанной на творческой независимости. Компанией, в которой каждый отдельный человек — это творец, делающий игры с любовью и энтузиазмом. Она стала инкубатором для многих людей основавших свои собственные сутдии. Одними из них были Ларри Пробст, основатель EA, а также основатели Acclaim. Activision боролась с компанией, которая делала игры игнорируя своих сотрудников, выпуская их без упоминания создателя. Этой компанией была Atari.
Atari
В 1971 Нолан Бушнелл вместе с Тедом Дэбни выпускает первый игровой автомат Computer Space. Игра была точной копией самой первой игры Space war. Но большим плюсом со стороны новинки, от компании которая даже не имела своего названия, стала общая доступность. Пока в Space war могли играть только студенты и учителя университета Юты, в Computer Space мог играть кто угодно при наличии 25 центов. Computer Space не имела большого успеха. За все время было продано всего 1500 экземпляров. Но для двух человек, не имевших даже полноценной компании это был успех.
Через два года, в 1973 году, Нолан и Тед создают свою компанию Syzygy. Но от имени пришлось отказаться из-за того, что оно было уже занято. Свое же легендарное название компания, получила в честь одного из движений в любимой игре Бушнелла — GO.
После основания, друзья наняли Ала Элкорна сделать им копию Тэниса от Магнавокс Одиси. Порт решили назвать Pong. На выходе игра стала мега хитом. Что уж говорить, если у игровых автоматов с ней ломались монетоприемники.
На волне успеха Понга было выпущено множество разнообразных вариаций оной. Но компании этого было мало. Она решила создать себе конкурента в лице Kee games. Компания являлась ширмой для самой Atari. Под данным брэндом, продавались те же игры, только с измененным названием. Покупали же их те, кому не нравились условия Atari. Как пример Quadrapong, был переименован в Elimination.
Но в какой-то момент, компания решила продать игровые автоматы в каждый дом. Так на свет появилась домашняя версия Pong.
Все эти идеи привели к тому, что в 1975 году Atari начинает разработку первой игровой консоли под кодовым названием Stella. Идея была в том, чтобы консоль была компьютером, без встроенных в неё игр. Они поставлялись бы отдельно, на специальном картридже. Концепт был взят у компьютеров, использующих перфокарты для программ.
Но всё было не так хорошо, как хотелось бы. Разработка шла медленно и мучительно. В отчаянии Нолан Бушнелл, продает Atari за 28 миллионов (на сегодняшний день это 95 миллионов) Warner Bros, с обещанием скорейшего выпуска Стеллы. По окончанию разработки, консоль была названа Atari Video Computer System (VCS).
11 сентября 1977 года начались продажи новенькой консоли Atari VCS. Спустя 5 лет, её переименуют в Atari 2600. Цена консоли составляла 199 долларов, что при пересчете превращается в 881 доллар. На релизе, консоль имела 9 игр: Air-Sea Battle, Street Race и Combat были сделаны Ларри Капланом. Blackjackи и Star Ship разработал Боб Вайтхэд. Surround создана Аланом Миллером. А так же Basic Math, Indy 500 и Video Olympics имена создателей которых, для нашей истории неважны. Начнем с самого активного.
Ларри Каплан
Ларри родился в 1950 году в Баркли, штат Калифорния. После университета, он два года, проработал в компании Control Systems Industries. Но настоящим увлечением Ларри были видеоигры. Он мог часами играть в Breakout, Sprint или Tank.
В августе, 1976 увидев в газете вакансию в Atari, он тут же отправил своё резюме. Ларри стал одним из первых программистов, работавших в компании.
Первые игры не были шедевром, большая их часть была просто портами с игровых автоматов. Но они делали главное — продавали консоль.
После выпуска консоли Ларри сделал простенькую, в программных мерках, Brain games. Затем перенес на Atari боулинг.
Заметив талант Каплана, его, вместе с Дэвидом Крейном и Аланом Миллером, поставили разрабатывать операционную систему для Atari 400/800.
До них над операционкой работали свободные программисты. В первую очередь их наняли на производство игр, но они так и не начали ничего разрабатывать. Увидев, что они не работают, руководство Atari сделало самый логичный шаг. Они поставили этих парней делать операционную систему для Atari 400/800. Но спустя год, они так и не написали ни единой строчки кода. Увидев этот беспредел, на разработку поставили трех лучших программистов, чтобы они написали основу для ОС и несколько игр за 8 месяцев.
До появления ПАМЯТКИ, Ларри продолжал работать над операциионкой.
Боб Вайтхэд
Боб родился в 1953 году. После университета работал на контору, связанную с Депортаментом Обороны США. А в 1977 становится программистом Atari.
К релизу Atari VCS Боб сделал две игры: BlackJack и StarShip. После релиза он сделал ещё четыре игры: Home run, Football, Casino и Video chess. Остановимся подробнее на последней.
Шахматы были невероятным прорывом в техническом плане. В два спрайта игрока Боб смог уместить все 32 фигуры. Для этого Вайтхэд изобрёл особый способ рисования, под названием «Жалюзи». Про данный метод и в целом графику Atari 2600, нужно делать отдельную статью. Если вкратце, каждый раз, когда VCS отрисовывала линию толщиной в 1 пиксель для фигур на нечетных клетках, Боб менял расположения игроков, заставляя систему рисовать линию для четных клеток. И так, линия за линией, до тех пор, пока не была отрисованна каждая фигура. Также, он смог заставить консоль играть и перемещать фигуры. К сожалению, не всё одновременно, но на тот период это была революция.
Но зачем вообще надо было идти на подобную авантюру? На коробке, в которой продавалась Atari, была нарисована шахматная фигура. У руководства не было желания делать шахматы. Но по слухам, кто-то из фанатов увидел её и написал жалобу за ложную рекламу. Из-за этого пришлось приступить к разработке.
Закончив с шахматами Боб получает ПАМЯТКУ.
Алан Миллер
Закончив в 1973 Калифорнийский университет, Алан отправился в Силиконовую долину. Проработав 4 года в разных компания, в том числе и в НАСА, в феврале 1977 он присоединяется к Atari.
Первой игрой Алана для Atari была Surround. Но он признается это была не его идея, ему просто сказали её сделать. Настоящей игрой Алана был Висельник. В то время, как стандартные игры Atari умещались в 2к Байтный картридж, висельник использовал 4к. Дополнительное место использовалось для хранения слов. После это его отправили создавать операционную систему для Atari 400/800.
По окончанию работы над ОС Алан, вместе со всей компанией, получает ПАМЯТКУ.
Дэвид Крейн
Дэвид всегда любил технологии. Его постоянно интересовал вопрос: А как это работает? Так к 12 он знал все об электронике в его доме, начиная с радиоприемника до технологии работы кинескопа телевизора. В 13 он стал полноценным изобретателем, создавая из подручных материалов.
Дэвид учился, получил степень в Компьютерных науках. После колледжа отправился в Кремниевую долину. Проработав несколько лет в других кампаниях Дэвид познакомился с Аланом Миллером во время игры в теннис. Алан рассказал о поиске программистов в Atari и предложил прочитать статью для газеты. Дэвида заинтересовало эта возможность и осенью 1977 он присоединился к Atari, став последним присоединившимся к четверке.
В период работы в Atari он сделал Outlaw и Canyon Bomber, а так же Слот Машину для своей мамы.
Выпустив в свет Atari 400/800 Дэвид получает ПАМЯТКУ.
Activision
В районе 1979 года, менеджеры Atari раздавали по офису ПАМЯТКУ. В ней был список самых продаваемых игр. Первоначальной идеей была мотивация работников на создание похожих, успешных игр. Но получив данный лист, четверка не получила мотивацию. По подсчетам, они были ответственны за 60% прибыли Atari. Тогда почему при продаже их игр, многомиллионными тиражами, они продолжают получать, ту же зарплату, что и их менее талантливые коллеги? С данным вопросом, они обратились к руководству.
Дело в том, что в Atari присутствовали премии, но их было практически невозможно получить. Премированием заведовал Бюджетный Департамент Операционного Дохода (Departmental Budgeted Operating Income) (БДОД) или как его называли Брось Думать О Доплате. (Don’t Bet On It). Из-за чего, даже если твоя игра продалась многомиллионным тиражом, то — БДОД.
Это не устраивало нашу четверку. Но боссу Atari было всё равно. Он просто предложил им уволиться. На что наши герои и согласились, решив создать свою студию. Задумкой которой была абсолютная противоположность Atari.
Их идея не была полностью новой. В то время некоторые программисты уже уходили из Atari для того, чтобы работать по контракту. Они так же работали на Atari, но при этом получали в два раза больше денег. Идея же с созданием отдельной компании-издателя была уже в новинку.
С данной проблемой четверка обратилась к адвокату. Им было интересна легальная сторона вопроса. На тот момент никто даже и не думал о создании игр для других консолей. Если у тебя есть своя консоль, то ты делаешь игры только для неё. Через своего адвоката они познакомились с Джиммом Леви. Леви недавно уволился из компании по продаже лицензий на музыку и был заинтересован в новых отраслях бизнеса. Встретившись с фантастической четверкой, он моментально загорелся идеей и присоединился к команде.
По первоначальной задумке, команда хотела называться «VSYNC, Inc». Но эта идея не понравилась Леви. Тогда они решили назваться «Computervision». Но данное имя было уже занято. По итогу, Джим придумал соединить Действие и Видение (action и vision). Так на свет появилась Activision.
Практически сразу наши герои встали перед финансовой проблемой. Тогда они обратились к инвесторам, но и тут их ждала неудача. В то время люди относились к программам иначе. Считалось, что это — ничто. Если ты не производишь что-то физическое, значит ты не производишь вообще ничего. Из-за этого, инвестиций в данной сфере практически не было. Тогда четверка сообщила, что они будут делать картриджи для Atari VCS. На данные условия инвесторы были согласны и выделили 1 миллион. Спустя три года, компания будет стоить более 300 миллионов.
О своем появлении команда сообщила на CES (Consumer Electronics Show). Четверка работала над играми даже не имея собственного офиса. Первые четыре игры были сделаны к июлю 1980 года, в доме Дэвида Крэйна.
На выходе, обложки игр от Activision принципиально отличались от Atari. Atari делала коробки с рисунком, отдаленно связанным с самой игрой. Activision же, старались максимально приблизить обложку к самой игры. Так же в мануале было фото разработчика, его подпись и мнение об его творении. Таким способом компания старалась выделить своих работников, показывая, что это игра не от Activision. Эту игру от первого до последнего байта написал этот конкретный человек.
Но ещё до выхода игр, Atari чувствовала конкуренцию со стороны Activision — в компании понимали, что с продажи «левых» картриджей, они не получат никакой прямой прибыли. И, чтобы избавиться от соперника, в Atari решили подать в суд на конкурента и таким образом выбить его из индустрии. Поводом для иска стал тот факт, что четверка, якобы, украла и использовала наработки своего бывшего работодателя, одной из которых была технология «Жалюзи». В ответ Дэвид Крейн сделал игру с таким же названием. Вся суть игры была в том, что игрок мог стиком регулировать жалюзи. Когда к Activision пришли юристы Atari, Дэвид показал им эту игру и уточнил, то ли они имеют в виду.
Atari, понимая, что она проиграет в суде решила договориться с Activision вне суда. Они заключили договор, напоминающий сегодняшние отношения со студиями-разработчиками и издателями. Activision продолжает делать игры для Atari, а также платит процент с продаж.
После победы, четверка выпускала хит за хитом. Laser Blast, Freeway, Kaboom, Boxing, Stampede — этот список можно продолжать бесконечно. Но почему же их игры были так успешны? Как подмечают разработчики, с каждой новой игрой они старались сделать их всё красивее и интереснее. Каждый раз они старались делать что-то, что создатели чипа 2600 и представить не могли. Все игры Activision были технологическим чудом, сделанным любителями игр.
В 1982 году Дэвид Крейн выпускает свой главный хит, зародивший новый жанр — Pitfall. Ещё на этапе разработки команда понимала, что выходит нечто особенное. Некоторые работники даже размышляли о том, как данный концепт может эволюционировать. Но как говорил Дэвид: «Ему бы сперва закончить первую игру жанра».
В тот же год из компании уходит Ларри Каплан. Причиной же стало желание создать консоль конкурента Atari. Он присоединился к компании Hi-Toro. Позже она будет переименована в Amiga.
На момент 1983 года Activision достигла суммарных продаж в 60 миллионов долларов. Все хотели работать с ними, и каждый сотрудник выкладывался по полной. Но все хорошие истории когда-нибудь заканчиваются.
Закат Activision
В то время как Activision толкала технологии вперед, были компании, которые просто хотели заработать. К моменту 1983 года было более 30 компаний, создающих свои продукты на Atari VCS. Создавая кучу суррогатов или просто плохих игр, они перенасыщали рынок. В Activision считали, что эти компании просто умрут через год и никто про них не вспомнит. И зачастую так и случалось. Вот только сами игры никуда не исчезали. После банкротства, компании-пустышки продавали игры в магазины по 4 доллара, а там им поднимали цену до 5. Стандартная же цена за картридж от Atari или Activision была 40 долларов. Не разбирающиеся в вопросе родители просто не видели смысла в покупке одной игры за 40 и брали 8 игр за 5 долларов. Большим везением было, если хотя бы одна из них оказывалась играбельной. Зачастую игроки просто не хотели играть в подобный шлак. Из-за этого люди переставали покупать новые игры. Так произошёл крах игровой индустрии 1983 года.
К этому моменту Activision начали активно работать с ПК, а также перешли с Atari VCS на Intellivision и ColecoVision. Но это не помогло, выручка продолжала падать. В 1984 компанию покидают Алан Миллер и Боб Вайтхэд, для основания Accolade.
В 1985 году Activision начала все больше концентрироваться на ПК рынке. В этом году они приобретают Infocom, новаторов в текстовых приключенческих играх. Но хорошую покупку омрачила отставка директора Activision — Джима Леви. Сделано это было по решению совета директоров. Вставший на его замену Брюс Дэвис не был так же опытен. Его проблема была в отсутствии креативного мышления и навыков маркетинга. Многие сотрудники даже считали, что самой целью Брюса было не спасение Activision, а уничтожение Infocom. После покупки у Activision не осталось денег, из-за чего спустя несколько лет и пары неудачных игр, только что купленная студия была распущена. Последним релизом студии была коллекция лучших игр в двух дисках, вышедших в 1991 и 1992 годах.
По причине полного изменения курса компании, в 1986, из неё уходит последний основатель Activision, Дэвид Крэйн.
В попытках изменить свое направление и перестать концентрироваться на играх, в 1988 Activision переименовывается в Mediagenic. Под данным брендом начинают выходить программы не игрового формата. Так же компания продолжает выпускать игры под Брэндом Activision и Infocom. Но это так и не спасает положение. Посему, в 1991 году, компания понесла убытки в размере 26.8 миллионов при выручке в 28.8 миллионов.
В таком состоянии компанию покупает Бобби Котик, сменив предыдущего директора Activision — Брюса Дэвидсона. После приобретения Котик меняет название компании обратно на Activision. Как подмечает Дэвид Крейн, имя Activision всё ещё было на слуху и могло приносить доход само по себе — как брэнд. Так же Бобби переместил штаб квартиру из Сан Франциско в Лос Анджелис.
Именно так компания стала такой какой мы знаем её сейчас. После ее купит Вивенди и объединит с Близард, а те через несколько лет выкупят себя Её заклеймят самой злой и жадной компанией, но это уже совсем не те 4 парня, которые просто хотели делать самые лучшие игры из того, что у них было. Ну и получать хоть какое-то уважение за это. Именно Activision запустила моду на выделение конкретных людей участвовавших в создании игры. Без неё, мы бы возможно не услышали о Ниле Дракмане, Кори Барлоге, Сигеро Миамото, да о том же Кодзиме. Без них мы бы возможно просто видели название компании и обложку.
Что же стало с основателями компании?
Ларри Каплан так и не стало частью Amiga. В какой-то момент Ларри попросили позвонить Нолану Бушнелу, чтобы тот присоединился к совету директоров. Нолану это было не интересно, но он предложил Каплану присоединиться к его компании. Ларри согласился и ушел из Amiga. Нолан же не сдержал своё обещание. Тогда Каплан решил вернуться в Atari. Его приняли обратно на пост президента по разработке VCS. Но и в Atari он не успел долго проработать. Спустя 6 месяцев компания обанкротилась. После банкротства Лари учувствовал в нескольких разнообразных проектах, главной чертой которых было то, что они так и не вышли. На сегодняшний день Ларри Каплан отдыхает от индустрии последние 20 лет.
Боб Вайтхэд и Алан Миллер, основавшие Accolade, спокойно работали над играми для компьютеров. У компании, были свои взлеты и падения, но об этом, как-нибудь в другой раз. В 1999 их приобретает Infogrames, о судьбе которой можно узнать из истории смерти Driver. Вкратце, компания имела слишком большие амбиции и не понимала как работает игровой бизнес. По итогу, в 2013 году, компания стала банкротом, потопив за собой все накупленные компании.
Что же до Боба и Алана. Боб ушел из компании и игровой индустрии ещё до покупки в 1987, по завершении работы над второй игрой для Accolade. На сегодняшний день, он просто наслаждается пенсией и занимается благотворительностью.
Алан же проработал в компании до 1994 года. Уйдя оттуда он занялся программами для медицинского оборудования. Первый его стартап занимался технологией распознавания голоса, второй же производил обучающие игры для детей с астмой и диабетом. В 2011 он присоединяется к Skyworks, основанную выходцами из Activision - Гэри Китченом и Дэвидом Крейном. В ней Миллер становится вице-президентом по развитию бизнеса. После банкротства компании и по сегодняшний день Алан работает в своём собственном консалтинговом агентстве, специализирующемся на интерактивном образовании и онлайн издательстве.
Дэвид Крейн, после ухода из Activision присоединился к Absolute Entertainment. Компания была создана в 1986 году Гэри Китченом, как внешний контрактер для Activision. В 1988 компания не смогла заплатить Гэри за эксклюзивный контракт. Тогда он стал самостоятельно выпускать игры, как издатель. Но компания не продержалась долго. Уже спустя 9 лет после основания, в 1995, компания обанкротилась.
В тот же год Гэри и Дэвид создают Skyworks. Большая часть сотрудников обанкротившейся Absolute Entertainment перешла под крыло новой компании. Skyworks специализировалась на рекламных браузерных играх для больших компаний. Как утверждает Дэвид Крейн, именно Skyworks первые придумали идею заработка в интернете через рекламу. В декабре 2007, компанию выкупает Anedom Mobile. Спустя семь лет, компания обанкротилась.
Дэвид же, в 2012 начинает сбор денег на Jungle Adventure, духовного наследника Pitfall. Компания провалилась, собрав лишь 3.5 процента от требуемой суммы. Спустя ещё 8 лет, в ноябре 2020, Дэвид Крейн, Гери и его брат Дэн Китчен, создают Audacity Games. Основное направление компании - это создание физических игр для Atari 2600. Первая, и пока что единственная, игра компании - это Circus Convoy. Игра была выпущена в марте 2021. Так что на сегодняшний день Дэвид занимается тем, что он так любит уже на протяжении более 40 лет - созданием видео игр.
Лучшие комментарии
Смешная шутка) Особенно если учесть то, что на протяжении всего игрового процесса во всех играх от Activision на Atari 2600 ты всегда будешь знать, какой компанией разработана эта игра. Потому что название «Activision» постоянно было на экране. Насколько я знаю, никто больше так не делал.
Прошу Критиковать