21 апреля 2021 21.04.21 42 12K

Гигер: Цикл рождения, сексуальности и смерти

+81
Лучший блог недели
1000 ₽

Продолжу знакомить вас с «мрачной» стороной художественного мира. Мрачной в плане атмосферы и настроения, которыми наполнены произведения. Ну и, конечно же, чтобы узнать какой отклик она находит в игровом мире. Ганс Рудольф Гигер, настало Ваше время!

Это третий художник, о котором я здесь пишу и забавно то, что они все как-то связаны между собой. И не только тем, что их творчество любят объединять, дабы добиться более устрашающего эффекта в дизайне локаций или монстров.

«Мне близка манера письма Гигера, но не его тематика, все эти демоны». Ганс Гигер всегда восхищался польским художником Здзиславом Бексиньским и считал его своим учителем. Бексиньский, в свою очередь, рассказывал, что ознакомился с творчеством Ганса гораздо раньше. Он даже пытался работать аэрографом [которым Гигер, к слову, орудовал профессионально], но компрессор купить при коммунистах было нельзя, а самодельный чуть не взорвался.

«Дали, никто не может игнорировать Дали!». Сальвадор Дали был знаком с Гигером лично, а объединил их не вышедший фильм Ходоровского «Дюна», в котором Гигеру, само собой, доверили разработку визуала. [Сальвадор Дали увёл тогда его девушку, но Ганс не особо то и расстроился, кажется].

Все они работали по принципу свободных ассоциаций и рисовали свои самые невероятные сны, подпитываясь либо литературой, либо музыкой. Они были близки к миру, который пугает каждого — к нашему внутреннему. И Гигеру этот «темный мир» был гораздо ближе, чем тот обыденный, в котором все привыкли жить, ощущая себя в безопасности [хотя бы поэтому уместно говорить «Чужой среди своих»].

Обитель страха

Хоть и звучит немного неприятно, но Гигер смог не только обнажить человеческий организм, но и показать через свои картины многие наши страхи. Вы бы никогда, наверное, и не подумали, что тема клаустрофобии в его творчестве гораздо сильнее эротики. В игре  Dead Space, кстати, заложены подобные моменты. Команда обсуждала собственные страхи: низкие потолки, узкие дверные проёмы, кабинеты стоматологов. Таким образом, например, была спроектирована Ишимура.

Основным методом «исцеления» от кошмаров и фобий для художника было, конечно же, рисование. Он создал целую серию картин Passagen [прохождение]. Это помогло побороть сны, которые запирали его в тесных комнатах, где не хватало воздуха; сны, которые мешали ему работать и сильно беспокоили.

Где, интересно, они думали, я это сфотографировал, в аду?

При жизни Гигер успел лично посотрудничать с разработчиками игр. В 90-х он дал разрешение студии Cyberdreams использовать его работы и на их основании были созданы игры Dark Seed и Dark Seed II [к сожалению, в базе SG данных игр нет]. Вряд ли в этом есть какая-то ценность, ведь использовались уже известные картины, заполняющие фон, чтобы добавить необычность игре. В те времена и не было возможностей, особенно в техническом плане, сделать что-то очень крутое. По сюжету писателю снится кошмар, в котором странная машина «вкладывает» ему в мозг инопланетный эмбрион — Тёмное семя, которое уничтожит человечество при рождении. Не от подобного ли рода игр берут своё начало фишки с делением игрового мира на реальный и «темный»? А путешествия в эти миры через зеркала?

Игры от студии Wormwood Studios —  Primordia и  Strangeland, чем-то даже напоминают мне Dark Seed. В них очень своеобразная атмосфера. События в Primordia, например, по ощущениям, происходят где-нибудь на Арракисе. И даже есть локация, символизирующая один из концепт-артов Гигера к фильму Дюна.

Две истории: история о роботе в пост-апокалиптическом мире и история о человеке, который очнулся в кошмаре. Связывает этих двоих то, что они оба не помнят о своем происхождении.

Не только персонажи выше названных игр через познание окружающего мира пытаются вспомнить себя. Да и Dark Seed влияла не только на создание этих игр. Вспомним мрачную атмосферу  Tormentum: Dark Sorrow. Бесспорно ужасно-красивая игра. Слово Tormentum с латинского означает — «мучать». По словам создателей игры, данное слово отлично описывает ощущения главного героя, а так же усилия по работе над игрой.

Сочетание механизмов и человеческой анатомии, которое, конечно же, является визитной карточкой Гигера, не является основным посылом его творчества. Студия Ebb Software это осознаёт и хочет в своём детище  Scorn раскрыть важные аспекты слияния людей и технологий. Тот самый «биомеханический» стиль Гигера нашел здесь и визуальное отражение: начиная с главного персонажа и его «живого» оружия, заканчивая, выплевывающими из себя различных тварей, локациями.

Туннели и коридоры появились у Гигера неспроста. Вы удивитесь, но с ними тесно переплетена тема рождения. А если точнее, то тот самый физиологический процесс — роды. На его картинах вы не найдете ни одного пустого места, пространство заполнено деталями вплотную друг к другу. Роды матери Гигера проходили очень тяжело [художник совсем не хотел явить себя миру] и Станислав Гроф, психолог и друг художника, рассказывал, что посредством рисования подобных сюжетов, Гигер избавлялся от некой родовой травмы. Теперь на его картинах мы можем наблюдать что-то вроде биологического воспоминания о месте откуда мы пришли.

Сексуальность смерти

Разработчики в Ebb Software шутят о том, что сексуальной составляющей в Scorn будет не больше, чем в Марио. Но многие связывают два факта: влияние Гигера и некоторые «провокационные» кадры из трейлера к игре. Поэтому вопросов к ним, пока что, меньше не становится.

Сексуальность — часть нашей человеческой жизни, иногда она становится и частью моих работ. Во всяком случае, я не возражаю против умело сделанных порнографических фильмов. Но то, что нам каждый день показывают по телевизору, возможно, гораздо более непристойно, чем-то, что обычно принято называть порнографией.

А вот студии Movie Games Lunarium было точно не до смеха. В их проектах получился симбиоз Лавкрафта, Гигера и Бексиньского [представляете себе, что творится в их вселенной?]. Я об играх  Lust For Darkness и  Lust From Beyond. Они взяли на себя еще и эротическую составляющую творчества Гигера. Локации наполнены различными извращенными формами и слияниями. Здесь можно начать с бесконечных наслаждений и закончить мучительной смертью.

Отец Ганса Гигера был фармацевтом: то человеческий череп подарит, то развозить пиявок врачам заставит. Одним словом, неплохо так сыграл на будущих увлечениях сына и это объясняет страсть художника к костям, червям, змеям и так далее. Во многих играх со штампом «влияние Гигера» вещи будто «собраны по косточкам», либо множество линий образуют змееобразное месиво.

Вы до сих пор не понимаете, с чем имеете дело, не так ли? Это идеальный организм.

Знаете, мне не хочется, чтобы художник воспринимался только как создатель Чужого. Трудился он над его созданием, конечно, с полной отдачей и даже получил премию Оскар за лучшие визуальные эффекты. Но будем честны, выглядел бы Чужой совсем иначе, если бы Гансу Гигеру дали полную свободу.

Первоначальный вариант Чужого. Действительно, страшно!
Первоначальный вариант Чужого. Действительно, страшно!

Игр, где фигурирует Чужой сейчас предостаточно, довольно попсовый образ в культуре, не смотря на свою уникальность.

Даже в игре  StarCraft есть существа — Гидралиски, напоминающие Чужих. И тот факт, что Гидралиски — инсектоиды, делает их чуть ближе. Ведь в образ Чужого были вложены некоторые черты и повадки общественных насекомых [муравьев, термитов]. Боладжи Бадеджо, который и был тем самым Чужим, посещал инсектарии Лондонского зоопарка, наблюдая за богомолами и срисовывая их поведение, чтобы отлично вписаться в роль.

Конечно, самым простым сейчас было бы привести в пример игру  Alien: Isolation. Она построена на вселенной Чужих и сам товарищ ксеноморф преследует игрока на гигантской космической станции. Но очень уж захотелось мне вспомнить что-то из довольно стареньких игр, например, Aliens: Infestation, которая выходила для Nintendo в 2011 году. Да, нам по прежнему рассказывают типичную историю морпехов, которые встречают неведомое, но сейчас поясню почему я выбрала именно ее.

По воспоминаниям Гигера, который родился в 1940-м году в Куре [Швейцария], лампы в родительском доме всегда были приглушены и отдавали мрачно-голубоватым светом, чтобы самолёты не начинали бомбежку. Сочетания этих цветов, вместе с тем диким детским страхом, нашли своё место в его творчестве. И зона размножения ксеноморфов, заполненная мрачными тенями, в Aliens: Infestation будто напоминает мне об этом.

Так же здесь встречается зона с космическим жокеем, над которым очень долго трудился Ганс. Существо, у которого даже не было предыстории. Гигеру просто сказали, что «есть некое существо, есть космический корабль». Так и родился он, сперва на бумаге, а потом из глины.

Ты сделал меня уродливой!

Ехидно улыбаясь, Гигер говорил о желании проявить больше женского начала в Чужом. И женщины являются главными героинями многих картин художника. Забавно то, что в реальной жизни сами женщины не одобряли подобные изображения. И даже его муза, однажды, устроила ему скандал, с последующей попыткой уничтожения картины с ее изображением.

При взгляде на Русалок из  Axiom Verge вспоминаются знаменитые женские образы. Rusalki являются разумными боевыми машинами с биомеханическими телами и женскими лицами. Они исполнены всё в тех же серо-синих тонах, что очень соответствует стилистике художника.

В  System Shock 2 тоже есть прекрасный, но дьявольский образ искусственного интеллекта SHODAN.

Ты думал, что я забыла тебя, насекомое?
Ты думал, что я забыла тебя, насекомое?
«Мне кажется, что-то в него вселялось. Хотя я в подобное не верю. Это идёт из какого-то другого мира, а Гигер — посредник, через которого тот мир знакомится с нами».

Его фанатам хотелось, чтобы их кумир скончался как-то мистически, не как простой смертный. Но смерть Руди была обычной и, я бы даже сказала, нелепой. В фильме «Темная звезда» уже старенький Ганс Гигер рассуждает о жизни после смерти, и очень не хочет, чтобы она существовала, ведь он уже всё видел и сделал в этой. И как-то стало мне ужасно тоскливо, от полного осознания утраты миром такого потрясающего творца. Но который раз убеждаюсь что наследие его — вечно и многогранно!


Лучшие комментарии

А как же знаменитая история про «мне запретили делать разрез в виде вагины, тогда я сделала крест с двух вагин»?)

Позравлямба! Заслуженный косарь!

Не думал, что художество может быть таким интересным. Спасибо за статью!

Надо будет запомнить) И да, отличный блог, Арчи, много интересных фактиков и примеров, ты молодец)

Мне очень приятно, что кому-то пришлось по душе, спасибо!

Не многие художники оставили такой след и повлияли/влияют до сих пор на игровую индустрию. Я уже написала о Бексиньском и Дали, а дальше подумаем ;)

Крайне приятный для чтения блог, спасибо и поздравляю с косарем)

Крутой блог, жаль что я его только сейчас заметил — сразу не вдуплился в название и пролистал. А сейчас вот вспомнил кто такой Гигер и прочел. Спасибо)

Это потрясающе! Благодарю за приобщение к жутко притягательному художественному стилю Гигера. 

bleeeeeeeeeegh! \m/ 

Спасибо! Названия точно не мой конёк :D

Такое зеркало было ещё и в первом System shock в виде импланта. Казалось глупым, но в бесконечных лабиринтах иногда помогало)

Читай также