13 декабря 2020 13.12.20 46 17K

Апокалиптический мир Здзислава Бексиньского в играх

+105
Лучший блог недели
1000 ₽
Я нарисовал лицо, которое показалось мне нежным. Ко мне пришла знакомая журналистка из женской прессы и сказала: «Это жутко кожаное лицо». Я подумал: «Иисус Христос, я хочу нарисовать нежное лицо, а люди ассоциируют его с апокалипсисом» [из интервью 2005 года]

Странно, наверное, начинать с такой цитаты, но она довольно доступно дает понимание того, насколько сильно мы ошибаемся в своем толковании искусства. Мы можем увидеть мрачную картину, в тот момент когда автор, не единожды поменяв в ней сюжет, вложил туда юмористический посыл. Мы часто ищем тайные смыслы [«в поисках глубинного Кодзимы», например], там где они отсутствуют. 

«Многократно, после окончания картины, реакция и мнение зрителей убеждают меня, что они совершенно иначе воспринимают ее, чем я». Картины польского художника Здзислава Бексиньского [1929-2005] действительно не исключение. Его творчество воспринимается как нечто мистическое и мрачное. Оттого образы, передающиеся нам через игры, знакомят нас с местами, где ты будешь испытывать страх, либо отвращение. Но «вдохновение свойственно человеческой природе» и поэтому, нередко можно встретить либо образы, либо целые сюжеты с картин маэстро.

Возможно, многое надумано человеком. Так, например, присутствие влияния Бексиньского на игру Tormentum [по моему мнению, конечно же] отсутствует абсолютно. Да и не все же игры, созданные польскими разработчиками, должны брать в расчёт картины своего сородича [великолепных польских художников существует немалое количество, кстати]. А кто-то видит общую цветовую гамму и сразу же определяет сходство. Например, из последних таких примеров - дополнение Shadowlands к WOW, а именно новая локация Maldraxxus [пример ниже]. Наверное все очень просто: разработчики вдохновляются настроением картин художников и создают свой «темный» мир.

Не смотря на различные веяния повсюду, The Medium — психологический хоррор, разрабатываемый польской студией Bloober Team — смог действительно удивить меня своим сходством. Целое полотно можно увидеть на одной локации.

Что примечательно, мир реальности там довольно серый и пустой, но когда ГГ переносится в потусторонний мир — вот тогда то и раскрывается вся красота. Сами разработчики говорят, что именно «мир духов» вдохновлён картинами Бексиньского [иногда буду писать просто Б.]. Абстрактный с одной стороны, мистический и захватывающий с другой. Я не знаю будет ли это хорошей или плохой игрой [если такие определения можно применять к играм], но мне однозначно нравится ее перевоплощение. Уверена, что Акира Ямаока [все его знают по музыке к Silent Hill], в свою очередь, полноценно дополнит атмосферу «царства духов» [для материального мира музыку пишет композитор Аркадиуш Рейковский]. 

Я предпочитаю писать фантастические живописные руины, а не холодный силуэт современного здания, причем главным образом потому, что тогда я не скучаю.

Началось всё с самого первого трейлера, в котором при резком переходе в иной мир мы видим собор, который «расщепляется» в пыль и приобретает иную текстуру. В A Plague Tale: Innocence, кстати, в главе Коронация есть цель: добраться до собора. На концепт-артах за счет цветовой гаммы может быть и можно провести параллель, но.. это всего лишь собор и если честно, при прохождении игры я не отметила сходства совсем. Сам по себе собор является для многих местом исцеления, и в чумном мире A Plague Tale это место, как центральная фигура «болезненности». Выглядит противоречиво, но довольно забавно. Б. говорил, что если бы кто-то назвал его живописное видение болезненным, то он счел бы это комплиментом.

Центральным объектом на картинах Бексиньского довольно часто был именно собор. Недавно, когда произошел пожар собора Нотр-Дам, многие люди связывали картины Б. с этим событием, намекая на пророческие способности. Но сам Здзислав говорил, что таких способностей у него нет и это всё случайности. [китайский художник Гуанг Янг, например, закончил работу над инсталляцией «Гигер в гробу», а на следующий день Г. Гигер умер упав с лестницы, совпадение?]. 

У Бексиньского все работы безымянны, но некоторые имеют условные названия. Например, Катынь [или как называл ее сам автор «ребята в яме»]. Посвящена она Катынскому преступлению, когда в 1940-м году было расстреляно около 22 тысяч польских граждан. 

Символизм присущ картинам Здзислава и один из фигурирующих символов — это Т-образный крест [тау-крест], который в различных культурах читается по-разному, но чаще это символ распятия. И если провести параллель с игрой, то забавно подходит описание креста как «медиума, делающего возможной коммуникацию человека с высшими силами бытия и, прежде всего, богом» или как «символ, позволяющий человеку ориентироваться в мире» [Осташова Н.В.].

Много схожих структур и рельефов, сочетаний цветов, надгробий, земли, усыпанные костями и гротескные изображения людей — всё это есть в The Medium.

Я стану светом во тьме. Я сохраню веру в сомнении. Я буду хладнокровен в гневе. Я буду неумолим в возмездии. Я буду бесстрашен в битве. Я встречу смерть без сожалений.

Warhammer 40,000: Dawn Of War III [2017]. Никогда не являлась фанатом серии, но как же меня поразил трейлер. В нем использованы, мне кажется, все сочетания цветов, которые присущи картинам Бексиньского. Если сделать быструю перемотку ролика, то вы увидите как плавно переходит одна цветовая гамма в другую. Там есть и сине-фиолетовые тона из фантастического периода, и цвет песчаных бурь, переходящих в болотно-зеленые оттенки. 

Есть особенность у Б. изображать необычным образом кисти рук и многие художники пытаются заимствовать эту фишку. Но такие детали объяснять трудно. На статуе Императора Человечества они отображены как длинные костлявые пальцы, крепко сжимающиеся у него на груди.

Воющие банши, конечно, больше напоминают воительниц Майка Франчины [концепт-художник, иллюстратор], а вот «красноволосые» женщины прерогатива Бексиньского. И что-то есть в этом сочетании. [забавно, что Б. как-то назвал себя «воющим экспрессионистом»]. Но, насколько я поняла, ничего общего с самой игрой данный ролик не имеет. А жаль.

В игре Path of Exile в 3-м акте в Трущобах обитают Undying Outcast, или Бессмертные изгои, их образ копия персонажа одной из популярных картин маэстро.

Мне было ужасно стыдно, и я наложил шесть разных слоёв так, что стало довольно непросто расшифровать истинный смысл. Некоторые из работ я сделал только для себя. В них нет какой-либо художественной ценности, просто я хотел их сделать. Но вещи на выставки были сильно трансформированы и размыты, ибо мне было очень неловко раскрывать себя аудитории.

Давным-давно смотрела ролик о всех предстоящих играх, которые вдохновлялись произведениями Г. Лавкрафта и увидела трейлер психологического хоррора с элементами эротики Lust for Darkness. Образ с картины «Ноги на кресле» не могли не привлечь мое внимание. Пётр Дмоховский [арт-дилер и хороший знакомый Б.] сказал ему, что «Ноги нарисованы неаккуратно, как деревянные колышки», на что Здзислав ответил: «Господу Богу ноги не удались» [в процессе создания человека]. Рукам он придавал явно больше смысла и тратил на их прорисовку больше времени. 

Игры E.Y.E: Divine Cybermancy и DOOM [2016] тоже имеют крупицу влияния. И картина «Овраг со скрещенными костями» взята за основу создания локаций, таких как ад в DOOM.

Не является исключением игра Scorn, находящаяся в разработке сербской студией Ebb Software. Так, например, Кровавая голова. Пётр Дмоховский, упоминающийся выше, продал ее японцам, считая, что образа окровавленной головы было бы для картины достаточно, но Б. пририсовал к ней медальон. Ему казалось это лишним, поэтому он рад был «избавиться» от нее. Здзислав ненавидел пустое пространство, как писатели боятся чистого листа, и постоянно пытался заполнить его разными элементами.

В остальном влияние Б. здесь отражено именно через органику, а механика здесь конечно же Г. Гигера. В фильме «Война миров», с Томом Крузом, мне запомнились кровавые сосуды, расстилающиеся по всей земле и поверхностям зданий. Что-то подобное застилает полы и стены механического лабиринта из Scorn.

Наверняка я что-то упустила из виду, но выразила всё, что хотела. Как бы не хотелось писать Здзиславу Бексиньскому просто "красивые картины", все равно все выше перечисленные игры носят характер разрушения, апокалипсиса, страха и ужаса. Но наше восприятие не сравнится с восприятием художника. И в этом нет ничего плохого.

Напоследок оставлю вам то, что не нуждается в объяснении [ведь не нуждается да?]. И просто по фану. АААААААААААААААААААА!


Лучшие комментарии

Вот на уровне интуиции очень люблю трейлер Dawn of War III за оооооооооочень необычный подход и КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ. Очень визионерско (или как выразиться), и в сочетании с музлом и закадровым голосом — прям ОЧЕНЬ хорошо.И почитать было интересно и приятно, спасибо )

«Японский художник Гуанг Янг» не японец а китаец.

(в японском языке не существует закрытых слогов: все слова заканчиваются на гласные)

Очень давно увлекаюсь работами Здзислава. Рад, что нашёлся человек, который также, как и я, любит этого художника и который смог об этом написать прекрасную статью для просвещения неофитов. 

Всех тебе благ, Architheuthis.

А вы знакомы с такими художниками, как: Дариуш Завадски или Мариуш Левандовски? Очень рекомендую!
И спасибо, мне очень приятно! [добро пожаловать в клуб хехе]

Чёрт возьми! Да это прям хорошо! Прочитал на одном дыхании.

Я [древний фанат маэстро] думала никому не зайдёт и рада, что ошиблась! Спасибо!

Спасибо, очень интересно

Блин! Была убеждена, что японец! Это надо срочно исправлять, спасибо! [у него в ‘о себе’ только шеф-повар написано :D] 

Интересно то, что я буквально недавно (пару месяцев назад) увлекся его картинами, и тут такая статья, очень приятно удивлен. Работы Здислава, Гигера и некоторые работы Баркера, очень вдохновляют лично меня, как бы это странно ни звучало. Жестоко, непонятно, сюрреалистично, со стилем и (иногда) с глубоким смыслом.

Спасибо за статью!

Ищи себя в лучших, но из замечаний как всегда у меня — в блоге лучше иногда почаще используй разные функции редактора, такие как выделения и т.д.

   Благодарю вас за проделанную работу. 
   От себя могу добавить, что последняя картина, которую он изобразил провидческая — старик со множеством ран, лежащий на полу (свою смерть он предугадал удивительно точно).
    Надеюсь в будущем увидеть от вас статью об Саймоне Столенхаге: «Электрический Штат», «Байки из Петли», «Вещи из Потопа».

Возьму на заметку! И спасибо огромное! Юху!

Когда с интересом рассказывают — интересно и слушать )

Отличный блог и поздравляю с блогом недели! :D
Как же жаль что такая стилистика очень редко используется в играх(да и в других медиа тоже). Вместо этого мы даже в хоррорах практически всегда рассматриваем от лиц героев обычные города и комнатушки(

В японском есть один закрытый слог- "ん" Читается как н. 

К счастью, при всей его популярности, он еще не стал «попсой». Я до сих пор натыкаюсь на работы, которые не видела у него никогда, хотя это САМЫЙ любимый художник. Спасибо большое!

Читай также