25 июля 2020 25.07.20 3 1562

Grand Theft Ackers — эволюция денежного вопроса в серии GTA

+6

Серии Grand Theft Auto удаётся не одно десятилетие приковывать к себе внимание мирового сообщества игроков. Уже написаны книги, посвященные, как истории становления GTA, так и её влиянию на игровую индустрию. Уже давно отгремели скандалы вокруг очередных фирменных неполиткоректностей от Rockstar Games, наспех отрытых неустанными борцами за всё хорошее. А рукастые моддоделы по-прежнему выпускают различные модификации для нашумевшей классики нулевых. Здесь поле перепахано не раз. Но я бы хотел затронуть вопрос, лежащий в несколько иной плоскости.

Мы не без удовольствия проходим миссии, не уделяя особого внимания наградам за выполнения оных. Конечно, поощрения в виде редких автомобилей или недвижимости воспринимались куда ценнее, чем пачки виртуальной валюты. Sabre Turbo – маслкар родом из 70-ых, появляющийся в личном автосалоне Томми Версетти после угона ряда определённых автомобилей, придает статусности и осознания собственной важности на дорогах Vice City, пускай и виртуальных. Интереснее ситуация обстоит с миссией «The Holland Play» (в перев. «Голландская пьеса». Отсылка к трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет») в GTA:IV. Перед игроком ставится вопрос ребром: подчиниться воли наркодельца, убив его сломленного тюрьмою друга, или восстать и обратить оружие против? Отбрасывая в сторону вариант оставить обе стороны в живых, мы устраняем нашего заказчика и получаем в собственность его пентхаус. Дуейн, наш новоиспеченный друг, теперь в любой момент по нашему звонку пришлет вооруженную подмогу. Не зря его мы жизнь от верной гибели уберегли, когда коварный Плейбой Икс интриги плел за спиною его. В конце концов, вместо обещанных хрустящих банкнот, Нико Беллик получает то, что в игре за валюту и не достать: недурное жильё, да верного товарища. Несомненно, деньги в серии Grand Theft Auto играют не последнюю роль. Всё-таки, игры-то о жизни преступных элементов повествуют. Но каждая часть GTA немного по-своему освещает денежный вопрос, то добавляя, то отнимая возможности разбазаривания кроваво-кровных долларов. 

Как было замечено выше, функционал денежных средств переходил из игры в игру, не претерпевая кардинальных изменений. Тем не менее, некоторые сдвиги в серии на отрезке между номинальностью и практичностью виртуальных долларов всё же наблюдаются. Мы рассмотрим каждую эру серии Grand Theft Auto, само собой, начиная с её первых игр, и заканчивая её же самым последним, неоднозначным хитом.

Серию GTA принято делить на три периода: 2D, 3D и HD Вселенные, которые, в свою очередь, могут состоять из нескольких эр. К примеру, 2D Вселенная включает в себя две эры: GTA1 с аддонами и GTA2, в то время как 3D содержит лишь одну, но вместительную GTA3 эру. Ниже приведена таблица.

2D Вселенная – «Finding the right way around this map»
Вышедшие в конце 90-ых GTA и GTA2 не были прорывом в техническом плане, однако, давали разгуляться игроку не на шутку.  Террор виртуальных городов посредством различной криминальной деятельности способствовал начислению очков, представленных в виде долларов США. Для перехода в новый город или район, в случае с GTA2, требовалось определённое количество очков. Конечно, помимо своей основной задачи, деньги тратились и на обслуживание автомобиля. Мгновенный ремонт с покраской кузова стал визитной карточкой всей серии Grand Theft Auto. Тем не менее, возможность установки бортового вооружения на транспорт является только особенностью GTA2, как и сохранение между миссиями. Выполнил несколько заданий, приехал перевести дух, а тут условие высвечивается на экране: 250,000 $ и прогресс засчитан. Данное ноу-хау заставляло задуматься ни одного игрока о целесообразности вложения нажитого непосильным трудом капитала в столь недешевую сделку.

Помимо выполнения миссий, счётчик очков накручивают и за аннигиляцию все и вся на пути протагониста. Однако, есть промысел менее кровожадного толка – сбыт угнанного транспорта. Выбор, как видите, невелик. Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что деньги в 2D Вселенной располагают крайне ограниченным диапазоном применения. Фактически, он обеспечивает пропуск на другие уровни.

3D Вселенная – «Hit the wheel and double the stakes»
Наступил 21 век. Grand Theft Auto шагнула в ногу со временем, полностью перейдя в 3D. Затем подоспели новые части серии: Vice City, San Andreas, Liberty City Stories и Vice City Stories. Разные истории, города, эпохи, изредка переплетающиеся между собой. Игровой процесс знаком, но каждый раз всё чувствуется по-другому. Тем не менее, развитие внутриигровой экономики происходило едва заметными рывками.

В связи с наличием лишь одного бесшовного города Либерти Сити, разделенного на острова, GTA3 отказалась от платного перемещения между локациями. Теперь лицезрение экрана быстрой подзагрузки Стантон-Айленда или Шорсайд-Вейла зависит лишь от того, как быстро игрок продвигается по сюжету. И это касается всех последующих игр 3D Вселенной за исключением GTA: San Andreas, где игрокам предоставили целый штат, а подзагрузочные экраны и вовсе канули в Лету. Всё же, в миссиях GTA3: «Bomb Da Base: Act ll» и «The Exchange», протагониста вежливо попросят внести определённые суммы, иначе кина не будет. В Vice City и San Andreas всё куда прозаичнее – покупка недвижимости открывает новые порции миссий.

Творить беспредел стало ещё веселее, но менее прибыльно. Конечно, какой-никакой урожай валюты собирается с усеянного телами поля боя. Вместе с тем растёт и уровень розыска, сулящий некоторые затруднения в дальнейших действиях игрока. Автоугоном всё также можно подрабатывать, но после выполнения всех списков требуемых автомобилей, он завершается. Взять, к примеру, GTA3. В доках Портленда находится гараж, всегда принимающий инкассаторские фургоны, но этих редких птиц ещё надо отыскать среди серых улиц Либерти Сити.

И чем прикажете Вы промышлять, коль, что не дело, то мучение? И вот тут Rockstar являют игрокам великолепную четвёрку побочных миссий за пожарных, полицейских, парамедиков и такси. Практически без значительных изменений, эти второстепенные виды деятельности будут присутствовать в каждой последующей части. Помимо вышеописанного, на виртуальных просторах GTA3 эры ещё повстречается множество других неосновных миссий.

Сколотить первые хоть сколь-нибудь приличный капитал, не прибегая к хаотичной пальбе в местах скопления людей, становится вполне посильной задачей. Тем не менее, в GTA3, Liberty City Stories и Advance кроме покупки оружия особо тратиться не на что. Иначе ситуация обстоит с остальными представителями 3D Вселенной. Неоновый рай 80-ых предоставляет игроку возможность заняться различного рода бизнесом. Если в Vice City всё ограничивается покупкой недвижимости и прохождением миссий, то в Vice City Stories процесс дополняется захватом прибыльной точки, её развитием и дальнейшей охраной от посягательств конкурирующих группировок. В поэме Наума Коржавина «Наивность» есть следующие строчки: «Но их бедой была победа. За ней открылась – пустота.». И пустота открывается для игрока, когда все миссии пройдены, а развитие бизнеса достигло своего предела. Деньги уже поступают на счёт без особых усилий, но тратить их опять не на что. Разве что в Vice City Stories дают возможность купить билет на концерт Филла Коллинза, да редкий транспорт приобрести.

В GTA: San Andreas деньги начинают играть хоть какую-то важную роль. По крайней мере, так будет на первых порах гангстерского пути Карла Джонсона. Прохождение дополнительных миссий за дальнобойщика, курьера, работника парковки отеля, обеспечат нам долю в бизнесе. Дивиденды будут поступать и от автосалона с аэродромом. Суммы незначительные, но приятно. Есть, правда, способ разбогатеть в самом начале игры, делая ставки на скачках. Проиграл – откатись до последней записи, выиграл – беги что есть мочи сохраняться! Через определённое количество итераций, протагонист совершает стремительный скачок из грязи в князи, обеспечивая себе безбедное существование до конца времён. Впрочем, интерес к обогащению быстро угасает. Наличие проработанного тюнинга автомобилей, немалого списка продающейся недвижимости, походов за обновкой в местные бутики и прочее всё также быстро приедается. Единственный способ хоть как-то развлечься посреди слишком доступного изобилия роскоши – азартные игры. Ряд казино в Лас Вентурасе предоставляет спектр всевозможных способов обанкротиться с задором: рулетка, покер, блэкджек и так далее в бездну азарта.

3D вселенная значительно расширила границы применения денежных масс по сравнению с первыми играми серии. Конечно, в каких-то представителях GTA3 эры функционал швыряния деньгами снисходил сугубо до накопления, направляя всю активность игроков на миссий. Тем не менее, по своей сути, деньги всё ещё оставались декоративным аспектом игры.

HD Вселенная – «Turn the gold to chrome»

Серые улицы Liberty City образца 2008-го года манили игроков ещё невиданными возможностями движка RAGE. Новоиспеченное творение Rockstar обзавелось проработанной физикой не только транспорта, но и всего окружающего мира, включая персонажей. Чего только стоило изувечить автомобиль! Кропотливо воссозданная и переосмысленная копия Нью-Йорка поражала своими деталями и масштабом. Анимации персонажей потеряли свою изящную топорность, уступив место крайне реалистичным движениям. Мрачный сюжет, повествующий о несостоявшейся жизни с чистого листа, не раз будет наталкивать на размышления. Сплетение лжи и предательства стало основным лейтмотивом игры. Можно и дальше перечислять все появившиеся нововведения в GTA:IV, но за всем этим букетом улучшений скрывался один недочет, который проявлялся ближе к середине игры. Эдакий привет от 2D Вселенной: вновь некуда девать наличку. Вопреки всей реалистичности игрового процесса, не смотря на всю серьёзность сюжета, да и не говоря уже о мрачности повествования, «четвёрка» крайне бедна в разнообразии платных услуг. Походы в увеселительные заведения, свидания в кафешках и пополнение боезапаса у местных оружейных дельцов разбавляются обновлением гардероба протагониста. Да, ещё кое-какие финансы уйдут на приобретение рингтонов для мобильного телефона Нико, но это дело вкуса. Заработать на хлеб насущный позволяют, в основном, сюжетные миссии. Парамедиком теперь не потрудиться, а вот подработку за полицейского и таксиста отредактировали, убрав возможность перепрохождения заданий. Единственным способом постоянного заработка в GTA:IV станет автоугон, что практически бессмысленно при наличии узкого диапазона швыряния хрустящими банкнотами.

О GTA:Chinatown Wars особо много не расскажешь. Побочные миссии и ряд продаваемой недвижимости хоть как-то скрашивают деловые будни в Либерти Сити. В остальном, мы получаем всю ту же формулу: выполнил задание – получил очки (деньги).

От абсолютно всех предшествующих частей серии, принципиально другим подходом к финансовым вопросам отличается GTA:V. Местами урезанный, местами доработанный напильником движок RAGE теперь отрисовывал не хмурость интерпретации Большого Яблока, а солнечную пародию на сердце Калифорнии – Лос Сантос. Столица американского синематографа посещает серию Grand Theft Auto во второй раз со времён San Andreas. И тут деньги становятся чуть ли не основным лейтмотивом, пронизывающим, как одиночную, так и многопользовательскую игру. Приобретение и развитие бизнеса теперь занимают немалую долю игры. Бонусы, получаемые за работу над своими коммерческими проектами в виде гаражей транспорта и прочего, как всегда, в наличии. Учитывая, что основной темой данной части становится ограбления банков, размер дохода будет зависеть сугубо от мастерства и удачи налётчиков. Например, для покупки гольф-клуба понадобится внушительная сумма: 150,000,000 $. Доля азарта и тут нашла своё место. Биржевые манипуляции помогут увеличить капитал, не прибегая к вооруженному визиту в банк.

Мультиплеерная составляющая проекта получила небывалое внимание разработчиков. GTA Online вывела денежный вопрос из тени, заставив игроков в прямом смысле слова вкалывать. Виртуальные угонщики элитных автомобилей, наркоторговцы, оружейные бароны и контрабандисты неустанно погружаются в мир грязных денежных потоков. Теперь ограбление банка перестало быть пострелушками с ветерком. Сосредоточенность и согласованность – залог пополнения кошельков всех членов банды. Но зачем это всё? Прийти после работы, чтобы усесться за другую? Ответ крайне прост: есть куда тратиться. И есть чего ради двадцатый раз перепроходить надоевшую миссию. В GTA Online, по сути, игрок проживает маленькую сумасбродную жизнь, где, как и в реальности, мерилом всего являются дорогие вещи и деньги. «Пятёрка» всеми силами старается удержать внимание игроков, выплеснув на них тонны контента в виде разного пошиба транспорта, одежды, недвижимости и так далее по каталогу. Участие в разного рода соревнованиях развлекает первые пару часов, но затем это становится работой. Вдобавок ко всему, реализовано даже пополнение внутриигровой валюты посредством вполне реальной банковской карточки. Этот квази-мир забавляет. Этот квази-мир манит. И даже, когда игрок по горло насыщается пестрым потоком безделушек, новая порция контента всё равно его вернёт в «дивный новый мир».

«Welcome to the jungle, it gets worse here every day»

Деньги в серии Grand Theft Auto прошли долгий путь от сугубо условного аспекта GTA (1998)  до движущей силы игрового процесса в GTA:V. Это обусловлено, как развитием технологий, в частности игрового движка, так и сменой концепции проектов. В отличие от одиночной игры, где важнее пройти миссии и получить бонусные способности, мультиплеер не может позволить себе повсеместное награждение игроков огнестойкостью или бесконечным спринтом. Данная практика привела бы к стремительному угасанию интереса у игроков. Конечно, первопроходцами в актуализации денег в Grand Theft Auto стали мультиплеерные модификации Multi Theft Auto и San Andreas Multiplayer. Сверхвысокие цены на недвижимость и транспорт вынуждали игроков становится фермерами, дальнобойщиками и т. д. Процесс накопления желанной суммы занимал приличное количество времени. Всему есть предел. Рано или поздно надоест кататься на комбайне по полям. GTA Online решила эту проблему постоянным подливанием огнеопасной смеси контента с миссиями в костёр соревновательной суматохи. Проще говоря, Rockstar обратились к опыту других известных ММО проектов. Веселья хватает. Но тень сгибания спин ради миллионов  запустила гонку потребления. Деньги набрали небывалый вес в игровом процессе GTA, превратив развлечение в работу.


Grand Theft Auto: Vice City

Платформы
PC | Mac | PS2 | PS3 | PS4 | PS5 | XBOX | X360 | XONE | XBOXSX | iOS | Android | AmzKF
Жанры
Дата выхода
29 октября 2002
4K
4.5
3 010 оценок
Моя оценка

Grand Theft Auto II

Платформы
PC | PS | GBC | DC
Жанры
Дата выхода
30 сентября 1999
910
4.1
571 оценка
Моя оценка

Grand Theft Auto III

Платформы
PC | Mac | PS2 | PS3 | PS4 | PS5 | XBOX | X360 | XONE | XBOXSX | iOS | Android | AmzKF
Жанры
Дата выхода
22 октября 2001
2.5K
4.1
1 672 оценки
Моя оценка

Grand Theft Auto

Платформы
PC | PS | GBC
Жанры
Дата выхода
31 октября 1997
723
4.0
428 оценок
Моя оценка

Grand Theft Auto: San Andreas

Платформы
PC | Mac | PS2 | PS3 | PS4 | PS5 | XBOX | X360 | XONE | XBOXSX | iOS | Android | WinPhone | AmzKF | Oculus
Жанры
Дата выхода
26 октября 2004
4.6K
4.5
3 400 оценок
Моя оценка

Grand Theft Auto IV

Платформы
PC | PS3 | X360 | XONE | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
29 апреля 2008
4.8K
4.3
3 032 оценки
Моя оценка

Grand Theft Auto: Chinatown Wars

Платформы
PSP | PSV | NDS | iOS | Android | AmzKF
Жанр
Дата выхода
17 марта 2009
400
3.9
221 оценка
Моя оценка

Grand Theft Auto V

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
17 сентября 2013
7K
4.5
6 501 оценка
Моя оценка

Лучшие комментарии

Хороший блог, хорошая тема.

Хотя насчет пятерки не совсем согласен. Не знаю что там в Онлайне, но в сингле деньги играют примерно ту же роль что и в San-Andreas. Одежда бесполезна и стоит копейки. Кроме того, у всех персонажей изначально есть некоторый набор костюмов, между которыми они иногда рандомно переключаются. Покупка транспорта тоже не особо нужна — у каждого героя уже есть личный транспорт, а за покупным приходится таскаться до гаража через полгорода. Модификация транспорта одноразовая (прокачал любимую тачку и забыл). Покупка оружия не особо нужна тк оно ничем друг от друга не отличается и только загромождает инвентарь. Бизнесы поначалу слишком дорогие, а после завершения сюжетки слишком дешевые. Кроме того, окупаемость в хрен знает сколько игровых лет ставит под вопрос целесообразность покупки. Как и миссии по защите територии.
Вполне с Вами согласен. Эту «проблему» и решили в онлайне. Появилась мотивация для обогащения: козырнуть перед другими игроками. К сожалению, и по понятным причинам, весь мультиплеерный контент с новыми игровыми механиками не перекочевал в одиночную игру, что немного б скрасило достаточно аморфное существование протагонистов.
Предлагаю к ознаКомлению!
Читай также