13 марта 2020 13.03.20 9 2692

Что такое киберпанк? Пошерстим киберпространство в поисках ответов!

+9

Всем привет, пацаны! Впереди много текста, но для дорогих сердцу ленивчиков есть и видеоверсия с годным видеорядом. Так что вливайтесь кому как удобнее и давайте выяснять за киберпанк! В конце всех ждём в комментариях! Погнали!

 

На форумах и в комментах на ютубе народ частенько ругает будущую игру от CD-Project. Мол Киберпанк 2077 вовсе не киберпанк: там нет неона, ночи, нуара, а значит, это просто фантастика и нельзя эту игру называть киберпанком. Стало интересно, есть ли киберпанк в Киберпанке, и я решил разобраться в вопросе.

Когда прочитал что Cyberpunk 2077 не киберпанк

Технологическая революция 20-го века принесла много возможностей, и катком проехалась по жизням миллионов людей. Возрастала автоматизация производств, ускорился темп жизни, увеличилось количество информации. Машины, ракеты, роботы, искусственные материалы, алгоритмы и сети начали стремительно проникать в повседневность. Искусство реагировало на изменения научной фантастикой, антиутопией и киберпанком.

И хотя четкого жанрового определения у киберпанка нет, давайте разберемся, откуда ноги растут. Киберпанк появился из научной фантастики. Всю научную фантастику можно грубо разделить на два течения: hard science-fiction и soft science-fiction.

Фантастическая основа для «твердой» фантастики – это научные и технические открытия, например в космонавтике или атомной энергетике. Мягкая же фантастика высказывается на тему гуманитарных наук, например истории, как это делается в книгах про попаданцев. Степень мягкости и жесткости произведения иногда определить довольно трудно. Например, Назад в будущее: там намешана и альтернативная история и открытия в физике и куча чего еще и поэтому отнести к какому-то течению это кино трудно.

Мягкая фантастика курильщика

Так что классический киберпанк – это хард сайнс-фикшн, основанный на открытиях в кибернетике. Суть творческого метода писателей-киберпанкеров – это сращение технологий с живым миром и демонстрация радикальных изменений в обществе будущего. Отсюда появляются импланты, аугментации, гибрид живого и неживого.

Так, еще в 1920 году появилось слово Робот, благодаря Карелу Чапеку и его немножко киберпанковой пьесе – РУР. Она про эксплуатацию механизированных людей. А в пятидесятом Айзек Азимов опубликовал сборник рассказов «Я, Робот» в котором затрагиваются вопросы искусственного интеллекта. Не совсем Бегущий по лезвию, конечно, но уже близко!

А вот и первый «робот»

Ближе остальных к киберпанковским стандартам литературных экспертов из продленки подошел роман «Звезды – моя цель» американского писателя Альфред Бестера. Опубликован в 1956 году. В нем было все, что нужно для киберпанка: маргинальный главный герой, технологически развитое общество, импланты и алчные коварные корпорации. Разве что комплюктеров, неона, хакеров и сетей не завезли.

В 1968 году вышла книга Филипа Дика – Мечтают ли андроиды об электроовцах. Но позднее на волне популярности фильма была переименована в Бегущий по лезвию бритвы. Это постапокалиптическая антиутопия про охотника на андроидов. И хотя книгу не получается отнести к чистым представителям жанра, наверняка вы знаете о ее киберпанковой экранизации.

А вот и оригинальная обложка этого культового произведения

Впервые слово «киберпанк» появилось в рассказе Брюса Бетке 1983-го года. Рассказ так и назывался – Киберпанк. Само произведение к жанру киберпанка не относится, как ни странно. Киберпанк – это была просто кличка главного героя, потому что он носил ирокез и тусил в киберпространстве.

Писатели-фантасты Уильям Гибсон и Брюс Стерлинг первые догадались спаять воедино луддистские настроения общества, опыт путешествий по технологически развитым странам, вроде Японии, и литературные находки предшественников. Так у Гибсона родился Нейромант, а у Стерлинга – Схизматрица. Писатели были друганами, кстати.

По сути эти двое и изобрели ваш любимый поджанр научной фантастики. Благодаря Гибсону и Стерлингу киберпанк ассоциируется с человечеством, которое обязательно прозябает в упадке, торчит в интернетах, упарывается синтетической наркотой и трахается с роботессами а власть обязательно захватили алчные корпорации. Расклад в классической киберпанк-литературе такой: сейчас все хреново и в будущем будет еще хреновее.

Хай тек, лоу лайф

Гибсон и Стерлинг — по сути первые кто сформулировал один из ключевых законов жанра High Tech Low Life. Кстати, угадаете? Это рендер или реальное фото из Китая?

Как правило, главный герой классического Киберпанка – это персонаж, который мимикрирует под окружающую среду и не борется с ней. Предприимчивый смышленый и циничный парень, который не пытается сломать систему, а просто ищет лазейки, решает свои проблемы и выживает а агрессивной среде. По сути, классический киберпанк, который обожают любители неона – это тупо страшилки о вреде компьютеров, родом из тех времен, когда технологии были чем-то неведомым и пугающим. Это ни в коем случае не делает книги плохими, но читать их в современном мире может быть довольно странно, о чем расскажем ниже.

Если вам хочется почитать что-то из классики, советуем вам трилогию «Киберпространство» Гибсона, «Схизматрицу» Стерлинга, «Оголенный нерв» Уолтера Уильямса и «Музыку, звучащую в крови» Грега Бира.

Да. Как видите, чтобы работать киберпанковедом на филфаке, вам придется потратить не так много времени. Это потому что киберпанк изжил себя за каких-то десять лет, но не потому, что авторы такие тупые. Просто сам киберпанк стал частью обыденной реальности слишком быстро.

В 1981 году появились IBM-PC – первые персональные компьютеры от IBM. Стоили они полторы штуки баксов. Можете умножить эту сумму на три, чтобы прикинуть, сколько это сегодня. Мало какой писатель мог себе позволить такую печатную машинку. А в девяностом уже появилась винда, относительно доступная электроника и киберпанк, собственно наступил. Особенно для тех, кто из-за автоматизации производства потерял работу.

Первый очень очень относительно доступный пека, только для истинных бояр

Поэтому в девяностые фантазии авторов-фантастов из восьмидесятых про сети и хакеров уже стали выглядеть довольно наивно. Гибсон и Стерлинг знали о компьютерах примерно ничего, другие авторы знали еще меньше и опирались в своих познаниях только на другие киберпанк-романы.

Например, в Нейроманте, одном из лучших произведений в жанре, герой не может подключаться к интернетам, потому что ему поломали нейроны. В книге это описано так: они повредили его нервную систему русским боевым микотоксином (Русские хакеры до того как это стало мейнстримом). И все в таком духе. Поэтому сегодня читать классический киберпанк довольно трудно. Мы знаем о киберпанке намного больше Стерлинга, разбираемся в кибепространствах намного лучше нейроманта и увязли в матрице куда глубже Нео.

Поэтому от безысходности Брюс Бетке, автор слова «Киберпанк», в девяностые начал читать унылые лекции о вреде компьютеров. Остальные авторы либо положили болт на кибер, либо сконцентрировались на панке и бытовухе. Так началась эпоха пост-киберпанка с героями-избранными, которые должны спасти мир. Но если вам будет интересно, о пост-киберпанке мы расскажем как-нибудь в другой раз.

Киану был избранным задолго до того как стал захватывающим

И раз мы всё поняли о киберпанк-литературе, давайте перейдем к не менее важной теме: киберпанк-кино!

Многие говорят, что первым в истории кино в жанре киберпанка был «Метрополис» Фрица Ланга. Появился он на экранах немых кинотеатров в 1926 году. События Метрополиса разворачиваются в футуристическом городе, люди там стали придатками машин и страдают, а богатеи пожинают плоды чужого труда и живут в раю.

Но нам кажется, что Метрополис – это все же софт-сайнсфикшн. Хотя в фильме есть роботы и мотив сращения живого с неживым, авторы не затрагивают проблемы кибернетики и скорее размышляют о социальной справедливости и классовой борьбе. Можно сказать, что научной основой для фантастики в Метрополисе стал Марксизм, но никак не кибернетика, про которую тогда никто и не слышал, и первый тру-киберпанк-фильм появился намного позднее.

А вот и один из первых роботов в кинематографе. А какие спецэффекты!

А именно – 25 июня 1982 года. В этот день в прокат вышла экранизация романа Филипа Дика «Бегущий по лезвию бритвы», напомним: книга написана в 1968 году. Именно фильм Ридли Скотта стал ориентиром и визуальным эталоном того, что сегодня мы называем киберпанком, и сделал это за год до изобретения слова киберпанк и за два до появления первых литературных произведений в этом жанре. Картинка получилась такой сочной, что фильм сразу стал стандартом того, как мы представляем себе киберпанк. И вполне заслуженно, на наш взгляд.

Я видел такое, что вам, людям, и не снилось...

Кстати, многие киберпанк-блокбастеры становились вехой в развитии спецэффектов. Например, Tron того же 1982 года был первым фильмом, в котором трехмерную графику впервые использовали для создания спецэффектов. Пост-киберпанковские Терминатор 2 и Матрица – получили оскары за лучшие визуальные эффекты.

Хороших фильмов в жанре классического киберпанка еще меньше, чем хороших книг. На ум кроме Блейдраннера приходят разве что экранизация «Джонни Мнемоника» Гибсона и «Отель „Новая Роза“» – тоже Гибсона. Но в последнем маловато неона и технологий – поэтому фанаты киберпанка забросали его какахами. Но хакеры и корпорации – на месте, так что кому-то может понравиться.

Киану был мнемоником задоооолго до того как стал захватывающим

Японский киберпанк – тема для бесконечных интернет-срачей. Мрачная эстетика киберпанка наложилась на мрачную депрессивную японскую культуру и появилось что-то совершенно непохожее ни на нейроманта ни на Бегущего по лезвию. Дело в том, что для Японцев уже в восьмидесятые проблематика и сеттинг романов Гибсона и Стерлинга кажутся неактуальными. Япония, страна победившего киберпанка, в 80-е была самой футуристичной и технически продвинутой страной на планете. Как правило, в японском киберпанке нет этих скучных надоевших всем японцам компьютеров и хакеров. Проблемы японского киберпанка – это одиночество в индустриальном обществе, сращение человека и машины, поиск своего я. Про это рассказывает и каноничный Ghost in a Shell и неканоничный Akira.

Напомни ка, кто тут неканоничный?

В отличие от масштабного трона и блейдраннера, японский кинокиберпанк – это что-то андеграундное и малобюджетное. Например, хрестоматийный японский киберпанк – «Тэцуо — железный человек» 1989 года рассказывает про пацана, который хотел увеличить ногу имплантом, но что-то пошло не так: все стали мутантами.

Как правило, герои японского киберпанка проходят через жуткие и малопонятные метаморфозы, мутации и сексуальные отклонения. Яркий пример – аниме-сериал эрго-прокси 2006 года. Да, в отличие от классических киберпанк-романов и фильмов, киберпанк, сделанный в Японии не устаревает с годами и не выглядит тупо. Возможно, потому что смотрит не на внешние проявления технологической революции и не страдает от луддизма, а говорит о месте человека в изменяющемся мире. В Японии киберпанк никогда не терял актуальность и с восьмидесятых по десятые годы нового века не переставала выходить достойная киберпанковая манга и аниме.

А это рендер или реальный Токио?

Если кино и литература подарили классическому киберпанку жизнь, то видеоигры не дали исчезнуть жанру с горизонта. Эстетика и идеология киберпанка отлично спаивается с игровыми механиками шутеров, имерсив симов и RPG. Хороших игр в жанре киберпанка больше, чем всех фильмов и книг вместе взятых и выходили они до конца девяностых. Рассказать о всех в этом видосе мы не можем, да и не хотим. Если эта тема вам интересна – пишите, сделаем видос про киберпанковые игоры подробнее, а пока – несколько слов о ключевых произведениях этого жанра.

Одной из первых игр по классическому киберпанку стала ролевая тактика студии Bullfrog – Syndicate, 1993 года выпуска. Ракурс сюжета в синдикейт выбран довольно необычным для киберпанкового сенттинга. Играть нужно было не за героя, который выживает в мире, поделенного корпорациями, а за одну из корпораций-синдикатов и воевать с другими синдикатами. То есть это была игра за плохих. В синдикейт нужно было нагибать горожан, конкурентов, воровать и убивать, строить свою империю и завоевывать мир.

Графен конечно же нынче не впечатляет, но игра все равно вполне себе годная

В том же 1993 году на SNES вышла Shadowrun, в которой было намешано куча всего: и хакеры и корпорации и магия и квестовые головоломки и диалоги. Кому-то может не понравиться, что в игре есть магия, кто-то скажет, что это не киберпанк, но, пожалуй, Shadowrun – это одна из немногих игр, где магия и технологии сплетены так гармонично. Если вы играли в старые фоллауты, вам понравилось и вы любите киберпанк – попробуйте Shadowrun.

А в 1994 году Looking Glass Studios выпустила первый System Shock. По сюжету игрока оставляют запертым на инопланетной научной базе наедине со взбесившимся искусственным интеллектом. Цифровая сучка с назойливым голосом превратила всех обитателей станции в механизированных мутантов и вам нужно было с этим жесточайше разобраться. Игрока ждали темные коридоры, забитые криповатыми уродцами, куча оружия, отличная по тем временам графика и звук. В 1999 Irrational Games выпустила вторую часть Систем Шока, в которой к шутеровой части прикрутили RPG-элементы. Получилось не хуже первой части, но издатель остался недоволен продажами и серия умерла. Но обещала вернуться в ремейке первой части и полноценном триквеле. Вроде бы… Будущее туманно…

Ну что, соскучилась?

Самый известный представитель игр в киберпанке — наш любимый Deus Ex. Его создали выходцы из Looking Glass и те же люди, которые делали систем шоки. Деус екс довел геймплейную форму систем шока до идеала. В новом сеттинге мрачного будущего с упором на зловещие корпорации, заговоры и аугментации нам показали тот самый high tech — low life. Грязный нищий народ, умирающий от чумы будущего в контрасте с высоким уровнем жизни владельцев корпораций.

Игра была сплавом RPG и Immersive sim с достаточно большой свободой: ты мог подкрасться к кому-то, взломать турель или робота, или, например, взять ракетницу и показать кто тут главный Сюжетные решения, вели к разным концовкам, смертям или спасению некоторых ключевых персонажей и прочим радостям нелинейного повествования.

Laputan Machine mutafucka

После мегауспеха первой части вышла вторая — Invisible War. В ней авторы хотели максимально все упростить, сделать более доступным для новых игроков. В результате игра потеряла многие ключевые элементы предшественницы.

После Invisible War серия успешно заморозилась вплоть до 2011 года и релиза Human Revolution. Игре вернули глубокий и свободный геймплей, упор сделали на социальную составляющую и то, как люди принимают перемены в обществе или в себе самих.

Знакомьтесь, если еще кто-то не знает — Адам (I never asked for this) Дженсен

Игра была крайне успешной. В 2016 году последовало довольно странное продолжение — Mankind Divided, которое казалось скорее DLC к предыдущей части. Это не делало игру автоматически плохой, но народ такого поворота вещей не понял.

Плюс конечно же микротранзакции в сингловой игре, что довольно смешно: в игру про жадные корпорации жадные корпорации вводят символ своей жадности. Киберпанк как он есть. Продажи не были великолепными что поставило жирный вопрос на будущем всей серии.

Искренне надеемся что все у них будет хорошо, игры довольно годные и даже Mankind Divided вполне доставляет, особенно пока ждешь киберпанк от CD Projek RED… Кстати о нем.

Самый известный представитель ролевых настолок в жанре киберпанка – это игра, под внезапным названием Киберпанк 2013, вышла в 1988 году. Большинству игроков знакома ее вторая редакция – Кибепанк 2020. Сеттинг у игры классический, киберпанковый: алчные корпорации правят неоновыми городами. За пределами городов – разруха, бандиты, мародеры насилие и грязь. И игроки в этом мире выживают: ввязываются в перестрелки футуристическими пушками, умирают от болевого шока, ампутируют поврежденные конечности и осваивают новые навыки и профессии. Сегодня игра почти забыта и фанаты надеются, что серию возродит CD-прожект со своей Киберпанк 2077.

Самурай, я ждал тебя в апреле, но подожду и еще — главное приди

Третья волна киберпанка накрыла мир в 2010-x: спустя почти тридцать лет после выхода бегущего по лезвию. Такие фильмы, как Драйв и такие игры, как Hotline Miami, сделали эстетику восьмидесятых снова популярной. А вместе с ней вернулась мода и на киберпанк. Вышли сиквелы и Трона и Бегущего лезвию и продолжения Deus-Ex. Возродившийся пост-пост-киберпанк сложно назвать киберпанком в полной мере. Теперь это скорее ироничный комментарий на тему того, как нам виделось будущее в прошлом. Симптоматичный представитель пост-пост-киберпанка – это сделанный за деньги кикстартера Кунг фьюри. Кстати если по какой-либо причине его пропустили — то настоятельно советуем посмотреть. Довольно занятная вещь.

Кто же еще так крут что может взломать пространственно-временной континуум?

Технологии развиваются стремительно. Во многих домах в США стоят умные ассистенты, которые вполне вероятно в скором времени станут полноценными домашними роботами-помощниками. Международные корпорации типа Google, Facebook* или Apple активно влияют на жизнь всей планеты. Технологии дополненной реальности позволяют превратить буквально любой телефон или google glass в полноценный интерфейс как в видеоигре, фитнес-браслеты, автомобили на автопилотах, умные рекламы и их переизбыток в нашей жизни да и в конце концов знаменитое “одиночество в сети”. Так киберпанк окончательно стал “обыденностью”.

«Здесь должна была быть очередная картинка из разряда (Угадайте рендер или нет), но третий раз одно и то же делать это моветон»

Поэтому в отличие от экзистенциального японского киберпанка, западному киберпанку нечего предложить современности, кроме визуальной оболочки, неона и аугментаций. Мы не представляем жизнь без сетей и светящихся экранов и нам остается лишь иронизировать над тем, как мы боялись наступления этих времен в прошлом.

Возвращаясь к Киберпанк 2077, хочется сказать: мы рады, что CD-прожект отбросили архаичные и неуместные жанровые клише классического киберпанка и решили сделать что-то свое. Если нам захочется поиграть в постмодернистскую иронию, которая будет стебать саму себя – мы поиграем в Saints Row. А от игры CDPR мы ждем интересного сюжета, ярких персонажей и интересного высказывания. А все это несовместимо с идеями, на которых строился классический киберпанк.

И вот спустя столько лет, после такого путешествия по киберпанковским мирам, Киану наконец стал ЗАХВАТЫВАЮЩИМ

Спасибо что дочитали до конца. Да, знаю, очень и очень многие вещи затронуты крайне поверхностно, поверьте, самого коробило когда пришлось написать о моем любимом Deus Ex всего пару абзацев. Но мы готовы сделать что-то более глубокое и классное, пройтись по любым произведениям которые здесь упомянуты. Оставляйте свои комментарии здесь или под роликом на Youtube. Подписывайтесь, клацайте колокольчик, кидайте лакрицу и высказывайте свое мнение о чем бы вы хотели еще услышать и что посмотреть.

* Деятельность родительской организации «Meta» признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации


Deus Ex

Платформы
PC | Mac | PS2 | PS3 | OnLive
Жанры
Дата выхода
26 июня 2000
1.9K
4.5
982 оценки
Моя оценка

Syndicate (1993)

Платформы
PC | Mac | SNES | Amiga | JAG | SMD | SCD | 3DO
Жанр
Дата выхода
6 июня 1993
162
4.1
91 оценка
Моя оценка

System Shock (1994)

Платформы
PC | Mac | Linux | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
26 марта 1994
373
4.4
176 оценок
Моя оценка

System Shock 2

Платформы
PC | Mac | Linux
Жанры
Дата выхода
11 августа 1999
736
4.5
376 оценок
Моя оценка

Deus Ex: Human Revolution

Платформы
PC | Mac | PS3 | X360 | XONE | XBOXSX | Wii U | OnLive
Жанры
Дата выхода
23 августа 2011
6.6K
4.5
4 497 оценок
Моя оценка

Cyberpunk 2077

Платформы
PC | Mac | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | Stadia
Жанры
Дата выхода
10 декабря 2020
8.8K
4.4
5 581 оценка
Моя оценка

Deus Ex: Mankind Divided

Платформы
PC | Mac | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
23 августа 2016
3.5K
4.2
2 122 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Многие говорят, что первым в истории кино в жанре киберпанка был «Метрополис» Фрица Ланга.

Простите конечно, но кто именно так говорит?
«Метрополис» Ланга — одно из основных произведений, повлиявших на формирование киберпанка, как литературного и художественного стиля и, первое, поднявшее фирменную проблематику киберпанка — социальное неравенство.
А с точки зрения ретрофутуризма — это эталонный дизельпанк, практически из палаты мер и весов.
Иван, привет! Спасибо за справедливое замечание! Возможно, тему первого произведения действительно стоило раскрыть более подробно. Когда говорил «многие» — имел ввиду то, что провел рисерч материалов по теме и обнаружил консенсус авторов на тубе, профильных пабликах и Reddit.
Визуальная же составляющая, пар и фентифлюшки в этом кино до сих пор доставляют всем неравнодушным.
Ужасная работа с материалом. Чёрт побери, я для того, чтобы просто поговорить об одном понравившемся мне фильме, во вступлении к рассказу про него описал суть киберпанка лучше.
«По сути, классический киберпанк, который обожают любители неона – это тупо страшилки о вреде компьютеров, родом из тех времен, когда технологии были чем-то неведомым и пугающим.» — Просто великолепное, блин, исследование темы, прям раскрыл всю подноготную жанра.
Это предложение, кстати, в такой же формулировке приводится в статье о киберпанке на лурке, что наводит на определённые мысли о том, как он делал видео :/
Привет!
Да, действительно, предложение похоже на лурку, ведь я и писал его на ресурсе (наравне с некоторыми другими частями) Убеждён, что именно ощущение «испуга» характерно для восприятия того времени, красивое слово. Что касается материала в целом — он ориентирован на общую канву киберпанка, и невозможно одновременно быть невероятно глубоким и охватить 100 лет эволюции за 19 минут.
Спасибо за отзыв!
Предлагаю к ознаКомлению, хакеры!
Читай также