Новому сериалу от Amazon и Bethesda на игровом сайте вряд ли нужны долгие представления. Дано: первый сезон адаптации серии игр Fallout, состоящий из восьми часовых серий. И хоть сюжет «Фоллаут» не пересказывает события игровой франшизы, он с ними крепко связан и вообще вписан в официальный канон. Что, в свою очередь, уже после релиза вызвало негодование фанатов, обнаруживших несколько противоречий с играми, в частности с Fallout: New Vegas.
Ещё несколько вводных. Действие сериала происходит в 2296 году, через девять лет после событий Fallout 4, на которой игровая хронология пока заканчивается. Место событий — руины постапокалиптического Лос-Анджелеса, которые за весь сезон так ни разу и не были названы Могильником. Фанаты снова негодуют, а ведь, судя по килотонне отсылок, телесериал делался в расчёте именно на них. Или всё-таки целью его создателей, Лизы Джой (Lisa Joy) и Джонатана Нолана (Jonathan Nolan), был неподготовленный зритель? Давайте уже разбираться, как там дела на Пустоши от Amazon. И начнём с трёх главных героев, чьим приключениям и посвящён первый сезон.
С «Хорошим» всё сразу понятно — это героиня Эллы Пёрнелл (Ella Purnell) по имени Люси, образцовый выходец из убежища. Она выбирается на поверхность, чтобы спасти похищенного отца. Здесь сериал, конечно, можно поругать за этот сюжетный ход: дескать, вам что, Тодд Говард (Todd Howard) выдал завязку? Но мне этого делать не хочется. Происходящее гораздо приятнее считать отсылкой, сближающей «Фоллаут» с первоисточником, а для незнакомых с серией игр этот сюжетный ход будет просто спусковым крючком, чтобы выпустить Люси в дивный постапокалиптический мир, который она начнёт познавать вместе со зрителем.
Попав в новые для себя места, выросшая в тепличных условиях девушка продолжает мыслить по-старому, и это рождает массу комичных ситуаций. Большеглазая Люси — наивная и по всем канонам правильная, особенно на контрасте с остальными обитателями Пустоши. И важно отметить, что «правильность» эта сюжетно обоснована. Её речи во имя добра и справедливости без улыбки слушать невозможно. За восемь серий героиня повидала всякое, и её представления о мире изрядно поломались, но при этом она не озлобилась и даже в таких условиях продолжила поступать по совести.
С Ugly тоже всё, кажется, ясно. Безобразный и уродливый у нас тут Гуль. Об этом не заявляется с самого начала, но главный квест этого героя — выйти на руководство корпорации «Волт-Тек», чтобы узнать, где его семья. И к своей цели Гуль идёт не жалея никого. Охотник за головами — полная противоположность Люси. За две сотни лет скитаний по Пустоши он потерял не только человеческую внешность, но и душу. Через этого персонажа зрителям раскрывается предыстория мира. Гуль родился ещё до Великой войны, и в прошлом его звали Купер Говард — угадайте в чью честь. Он был актёром, рекламировал убежища корпорации, где работала его жена. Купер из 2077-го выглядит мужчиной на редкость порядочным (даром что шпионит за супругой): он сомневается в идеях «Волт-Тек» и души не чает в дочери. Историю превращения из дружелюбного семьянина в Гуля-отморозка, видимо, припасли для второго сезона.
Сказать по правде, третьего ключевого для сериала героя откровенно «Плохим» назвать тяжело, особенно если сравнивать его с большинством обитателей Пустоши. Он просто скучный. Максимус вступил в Братство Стали для того, чтобы причинить боль тем, кто его обидел. Став оруженосцем, он позволяет своему рыцарю погибнуть, надевает его доспехи и берёт чужое имя. Как рыцарь, он сперва пытается поступать правильно, но в итоге только попадает в нелепые ситуации. Из хорошего: у него нет желания творить насилие просто так, но вот если ради мести — другое дело. Максимус думает в первую очередь о себе. И если в начале сезона он убеждает всех, что верен Братству Стали и хочет принести ему пользу, то в финале он не отказался бы от комфортной жизни в убежище, когда ему её предложила большеглазая брюнетка. И к чёрту все идеалы и принципы!
Рано или поздно каждый из героев «возьмёт квест» на поиски сбежавшего из Анклава учёного, но будет решать задачу по-своему, тем более, что и пункт назначения у каждого свой. Этот квест тесно переплетёт истории всей троицы и откроет нового напарника — совершенно очаровательную Псину. Четвероногий друг будет переходить от одного хозяина к другому и выживать в самых неприятных ситуациях. А в них герои будут попадать ох как часто.
Каждой своей серией «Фоллаут» старается по максимуму оправдать рейтинг 18+: тут вам и расчленёнка, и внезапные хирургические вмешательства, и употребление сомнительного рода веществ. Смачные сцены побоищ обычно сопровождаются приятной музыкой, позаимствованной прямо из игр франшизы. Стычки, в которых участников если не убивают, то обязательно калечат, — важный элемент чёрного юмора, которым доверху наполнен сериал, и тут он опять же на одной волне с играми, где отстрелить противнику ногу или попасть по глазам было в порядке вещей.
Помимо историй Люси, Купера и Максимуса повествование периодически будет возвращаться в Убежище 33, из которого и выбралась главная героиня. Тут остался её брат, и он ведёт своё расследование, полное тайн и загадок. Здесь можно почувствовать дух прошлогоднего сериала «Укрытие»: и там и тут действие происходит в бункерах, где люди жили веками.
Все серии «Фоллаут» вышли разом, и я смотрела их запоем, одну за другой, настолько интересно было узнать, что же там будет дальше. С одной стороны, такой способ избавляет зрителя от мучительного ожидания, но, с другой, если бы серии выходили раз в неделю, то сколько ж теорий можно было бы построить!
Впрочем, без этого дела всё равно не обошлось, и виной тому ряд сюжетных ляпов. Взять, к примеру, тот самый прокол с Fallout: New Vegas, с которым за неделю всё-таки разобрались. Если коротко, героиня видит на школьной доске нарисованную мелом историю городка Шейди-Сэндс: основание, создание Новой Калифорнийской Республики и в финале некое «падение Шейди-Сэндс» в 2277-м, проиллюстрированное ядерным взрывом. Но с городом всё было в порядке в 2281-м, когда происходили события Fallout: New Vegas. Поклонники игры от Obsidian Entertainment заволновались, ведь это означало, что история Курьера вычеркнута из канона. Но, как оказалось, они зря переживали: создатели сериала (и Тодд Говард лично) заверили всех, что события игры всё ещё каноничны, а уничтожение Шейди-Сэндс произошло уже после событий New Vegas. Осталось только объяснить, почему было изменено месторасположение города — он был перенесён внутрь руин Лос-Анджелеса.
С хронологией вроде разобрались, но вопросы вызывает и поведение героев. Например, почему Гуль не победил Максимуса во время их первой встречи, если, как показывает нам финал сезона, долгие годы знал слабое место в броне рыцарей Братства Стали? И, как оказалось, тут тоже есть варианты. Скажем, Купер не ожидал встретить такого противника и потому не подготовил хорошие бронебойные патроны. А ещё в сериале неоднократно подчёркивается, что у Максимуса была модифицированная броня, а значит, её так просто не прострелишь.
Вообще, когда вымышленные герои совершают ошибки и ведут себя глупо, это очень сильно бросается в глаза, которые я, как зритель, начинаю сразу закатывать. Но если вдуматься, такое неидеальное поведение персонажей, наоборот, делает их живыми: каждый из нас тоже ошибается, боится или злится и, как следствие, поступает не лучшим образом. В эпизоде, где Максимус не помог своему рыцарю Титусу, поведение последнего меня очень возмутило: вместо того чтобы нормально просить о помощи, тот начал угрожать и огрызаться. Я смотрю и думаю: «Чел, что же творишь, ты в уязвимом положении, Максимус же просто плюнет на тебя, и ты помрёшь тут, в лесу». Так и вышло. Но мне было удобно рассуждать с комфортной позиции зрителя, а если представить себя на месте человека, которого только что чуть не загрыз яо-гай, то кто знает, как бы ты себя повёл. Я сейчас, конечно, не оправдываю все глупые поступки персонажей и их странную мотивацию, а, скорее, предлагаю отнестись к этому с чуть бо́льшим пониманием.
Но вот чего я совсем понять не в силах, так это новой роли «Волт-Тек». В сериале активно намекают, что апокалипсис спровоцировала сама корпорация, продававшая места в убежищах, чтобы потом проводить там эксперименты. Логика богатого руководства и мотивация злодеев-менеджеров, которым было мало их сытой земной жизни, в первом сезоне раскрыта слабо, если не сказать вообще никак. Теперь получается, что мир уничтожила не бессмысленная война, в ходе которой две сверхдержавы погубили друг друга, а просто суперзлодеи. Зачем?.. Неужели их привлекали перспективы жизни в бункерах под руинами уничтоженного мира?
Я вижу, что в сериале очень хотели показать предпосылки того, почему Америка превратилась в радиоактивную пустошь, и для того, чтобы объяснить бункеры с экспериментами, была возведена такая надстройка со злодейской ролью «Волт-Тек». Возможно, это во мне говорит поклонник оригинальных частей, но на изменившийся мир смотреть всё же интереснее, чем на попытки объяснить то, как этот самый мир дошёл до такого состояния.
А ещё в «Фоллаут», на мой взгляд, злоупотребляют приёмом «Бог из машины» — из любой трудной ситуации всегда найдётся неожиданный выход, а герой будет чудом спасён. Ну и если журить сериал до конца, то как не попинать его за то, что после весёлой пасхалки с поломанным водным чипом о нём больше не вспоминают и не ищут новый?
Пасхалки — это вообще отдельная тема для разговора. Их столько, что даже перечисление всех потребовало бы отдельного материала. Это и на первый взгляд незаметные детали вроде журналов, и оружие, и интерфейс пип-боя, и всякая живность вроде брамина и радтараканов, и Мистер Помощник, и звуки из игры, и места вроде заправочной станции Red Rocket, и поиски отца, и сломанный водный чип, и та самая фраза про неменяющуюся войну… «Фоллаут» — одна большая пасхалка. Причём отсылки есть не только к самим играм, но и к вещам, к которым отсылал оригинал. Например, фильм с Купером в главной роли называется «Человек и его пёс» — оммаж на киноленту 1974 года «Парень и его пёс», которой вдохновлялись при создании первой Fallout.
Несмотря на тщательную реконструкцию антуража, все отсылки лишь дополняют повествование, и для понимания происходящего не нужно быть знакомым с первоисточником. История зачастую подаётся через окружение, и тут можно только похвалить сериал за отличный дизайн и качественные декорации. Иногда даже чересчур качественные, как, например, интерьер заброшенного дома, где за 200 лет ни одна кружечка из чайного сервиза не пострадала. Хотя, может, это дань уважения к Fallout 3, где на полках супермаркетов можно найти съедобные довоенные припасы.
Создатели «Фоллаут» явно не хотели сужать свою аудиторию, поэтому на вопрос, для кого же всё-таки снят сериал, мне хочется ответить: для всех. При всех его сюжетных несостыковках и логических огрехах, «Фоллаут» всё равно интересно смотреть. Да, сериал есть за что ругать, но язык не повернётся назвать его очередной неудачной адаптацией видеоигр.
А ещё план был наверняка и в том, чтобы заинтригованный новый зритель захотел приобщиться к серии. И судя по цифрам, задумка сработала: на фоне выхода сериала в топ продаж Steam вернулись Fallout 4 и 76, а выручка Fallout Shelter подскочила до $80 тысяч в сутки. Тодд Говард снова продал нам игру.