Blacktail: Обзор

Кирилл Волошин 2022-12-22 16:38:12 20

Околославянский фольклор встречается в играх не то чтобы часто, но пользуется спросом. Вспомните хотя бы The Witcher и успешное дополнение про Бабу-ягу к Rise of the Tomb Rider. Да и Black Book, основанная на русских сказках, сорвала аплодисменты не только в России. А ещё есть отличная румынская RPG Yaga, о которой я когда-то рассказывал. Blacktail, дебютная работа поляков из The Parasight про то, как Баба-яга дошла до жизни такой, тоже получилась на удивление приличной.

Баба-яга против!

По версии авторов, до жизни такой Яга дошла классическим, известным многим психологам путём — тяжёлое детство, деревянные игрушки, жестокая среда, отсутствие родителей. Мы играем за сироту по имени Яга. Вместе с сестрой Зорой она жила в деревне, где к ней относились подозрительно и называли её чуть ли не ведьмой. Ведь девушка всегда носила маску, скрывая под ней странную метку.

Она всё же общалась со сверстниками. А особенно ей помогала Зора — только благодаря сестре Ягу терпели в деревне. Когда же сестра вместе с другими знакомыми подростками исчезла в лесу, наша героиня поняла, что здесь ей больше не место. Она отправилась на поиски сестры и теперь вынуждена выживать одна, слушая лишь странный, но приятный женский голос в голове.

С одной стороны, Blacktail — это действительно классическая смесь из выживания в дикой местности и сюжетного приключения. Собираем ресурсы, сражаемся, выполняем задания, потеем в боях с боссами, идём дальше. В основном бегаем с луком и собираем перья/палки/цветочки/кристаллы/мёд для изготовления разных видов стрел, противоядий, зелий и не только. Можно также охотиться на дичь и готовить мясо на костре. Разве что не надо мастерить экипировку и строить дома с заборами и верстаками.

Зато нужно изучать навыки. Некоторые получаем по сюжету (например, возможность телепортироваться к постаментам выстрелом из лука), другие открываем с помощью найденных рецептов и ресурсов — так научимся на ходу изготавливать липучие стрелы и варить некоторые зелья, а также быстрее натягивать тетиву. Есть ещё чары с разными пассивными эффектами — нужно выбрать, какие именно будут активны.

В гостях у сказки

С другой стороны, это действительно сказка. Здесь водяной, здесь леший бродит — водяные, кстати, не наносят урона, но могут замедлить или отравить. Избушка тут на курьих ножках — именно в ней у котла наша героиня использует рецепты и ресурсы для открытия/ изучения навыков. Здесь чёрный кот у алтарей сидит: на алтарях сохраняемся, а котяра служит для мгновенной телепортации обратно в избу. В сражениях Яга использует не только лук и ворожбу, но и метлу. Нет, не летает, а устанавливает её перед врагами, чтобы та их отвлекала.

Метла может спасти в сражениях.

Здесь можно встретить камень, который периодически преграждает путь и просит сделать что-нибудь для него (например, найти красную розу со злобным взглядом). А ещё можно пообщаться с говорящими грибами, обожающими хитрить. Так, они заманили в ловушку одного беса и сделали его шизофреником: одна его половина думает, что он на самом деле дракон, любящий мёд.

То, как мы разрешим эту ситуацию, повлияет на нрав Яги — сдвинет его в тёмную или светлую сторону. Есть и другие моральные дилеммы. Можно встретить малюсенькую, но злобную Королеву муравьёв, которая хочет уничтожить деревню и просит нас помочь в этом. А вот помогая маленькому говорящему сударю Червяку, который избавляет землю от трупов, мы совершаем добрые поступки. Плюс куча мелких ситуаций. Выстрелили в улей, чтобы добыть мёд, — злой поступок, сбили выстрелом яблоко для ёжика — добрый. А если убили его — совсем уж озверели…

Двигаясь по шкале в тёмную или светлую сторону, мы получаем новые звания и ранги в доброте или порочности и открываем за это новые варианты в диалогах. Кроме того, это даёт бонусы во время сражений и исследования мира. Славная Яга собирает больше ресурсов, её основное заклинание замедляет врагов и наносит им урон. В порочном варианте на противниках с определённой вероятностью остаются кровавые сферы, восстанавливающие здоровье Яги, а основное заклинание похищает жизнь у врагов и отдаёт её героине.

Новые приключения Бабки Ёжки

Как видите, в Blacktail есть и элементы выживания, и моральные дилеммы, и червяки в цилиндрах на пару с говорящими грибами. Причём, когда слышишь писклявый голос малюсенькой королевы муравьёв, требующей нашей помощи в уничтожении целой деревни, не знаешь, то ли плакать, то ли смеяться. У некоторых от всего этого может возникнуть диссонанс.

Но на самом деле главное свойство славянского фольклора — это колоритное сочетание серьёзного и смешного, юмора, мистики и трагедии. Вспомните «Ведьмака», где сочетались драма и незатейливые шутки Ивасика, или те же сказки про Бабу-ягу, которая ездила в избушке, летала на метле (та ещё сама убирается в доме) и при этом кушала детишек. И смешно, и жутко.

Чем дальше мы забредаем в тёмную чащу сюжета, тем больше той самой трагедии и жути. И тем сильнее мы переживаем за героиню. Становится уже не до шуток. Девушку посещают неуютные видения и воспоминания, мы больше узнаём о том, что с ней случилось, о пропавших детях. Причём в этих видениях и воспоминаниях игра вдруг может превратиться в мрачный платформер или в головоломку, позволяющую реконструировать страшную сцену из прошлого.

Именно сопереживание героине, желание узнать, чем история закончится, и сделать Ягу такой, какой вы хотите её видеть, увлекают. И конечно, интересно исследовать сказочный лес. Это не полноценный открытый мир с квестами и разными активностями, а выживать в нём не очень тяжело — практически все ресурсы постоянно восстанавливаются, дефицит возникает редко. Но мир всё равно яркий, оригинальный, красивый и непредсказуемый. Какое-то время тут бродишь буквально с открытым ртом, не зная, что ещё тебя ждёт.

Хотя можно и пожурить авторов. Боевой системе не хватает разнообразия — некоторые сражения с боссами сложные и интересные, но начинают повторяться. А самой игре не хватает вылизанности в техническом плане. Случаются баги, иногда у меня не срабатывали скрипты — приходилось загружать прошлые сохранения. Да и в целом оптимизация могла бы быть лучше.

Blacktail — одна из самых неожиданных, оригинальных и атмосферных игр не только декабря, но и всего уходящего года. Конечно, авторам ещё не хватает опыта и мастерства, зато к концепции приключения про молодую Бабу-ягу они подошли с душой и размахом.

Плюсы: оригинальная концепция; увлекательный сюжет, смешивающий юмор, мистику и трагедию; яркий и отлично проработанный сказочный мир, который интересно исследовать; разветвлённая система навыков и чар; затягивающий геймплей; красивая графика; всё хорошо с музыкой и озвучкой.

Минусы: не хватает разнообразия в сражениях; система выживания не доведена до ума; есть технические проблемы.

Другие новости

Комментарии

История и культура всегда будут меняться, тут уж ничего не поделаешь.
Не особо, сюжет не меняется! Меняются только способности
Из игр с околославянской мифологией ещё обязательно стоит Thea упомянуть. Не знаю, как там с этим во второй части, но в первой хватает.
Ну не у всех же так, вот у меня всего 4 игры в нем. Другое дело, где взять время поиграть в то, что скупил.
Интересно второй раз проходить за плохую? Я только начал играть, еще не решил, какая она будет у меня
Все комментарии