Серия Far Cry известна запоминающимися антагонистами, и вряд ли это можно назвать везением. Ubisoft долгое время шла к формуле «идеального злодея»: путь к её пониманию начался ещё со времён Far Cry 2, когда игрокам был представлен Шакал, прагматичный торговец оружием, но обрела окончательную форму с появлением Вааса, которого до сих пор считают одним из самых харизматичных игровых антагонистов. Скооперировавшись с Майклом Мэндо (Michael Mando), сценаристы смогли добавить глубину в образ безумного наёмника. Следующий злодей, Пэйган Мин, стал не менее устрашающим, воплотив амбициозного и властного человека, который по-своему заботился о главном герое, и это вызывало оторопь.
Я осознал, что злодеи видеоигр всегда врут игроку, или игрок предполагает, что они врут, и мы подумали: «Что если злодей говорит вам правду?»
Алекс Хатчинсон (Alex Hutchinson), креативный директор Far Cry 4
Но по-настоящему большой прорыв Ubisoft совершила представив миру Иосифа Сида, антагониста Far Cry 5. Сценаристы больше не могли использовать устаревший образ злодея, который запугивает игрока оружием или насилием. Far Cry 5 — это первый шаг на пути к тому, чтобы очеловечить зло, и тем самым Ubisoft вывела образ своих злодеев на совершенно новый уровень. Так в популярной серии игр впервые появился антагонист, который способен вызывать трепет благодаря абсолютному спокойствию и непоколебимой вере.
Это отразилось на продажах, сделав Far Cry 5 одной из самых успешных игр Ubisoft, а её антагониста — любимейшим злодеем серии, который по харизме не уступает ни Ваасу, ни Пэйгану. Неудивительно, что игроков вскоре ожидал сиквел. Far Cry New Dawn позволила ненадолго вернуться в маленький округ Хоуп, снова повидаться с Иосифом и погрузиться в разрозненный мир, переживший ядерную войну. И теперь, спустя три года, большое путешествие завершается: 8 февраля заключительная часть трилогии вышла в виде DLC для Far Cry 6.
Joseph: Collapse — это лучший подарок, который Ubisoft могла сделать поклонникам вселенной Far Cry 5, и сегодня мы поговорим о том, как же закончилось невероятное приключение длительностью в четыре года.
Нарративным дизайнером и сценаристом всех трёх DLC, посвящённых злодеям, стала Никки Фой (Nikky Foy), в портфолио которой значатся такие проекты Ubisoft, как Far Cry 6 и Watch Dogs: Legion. В интервью она рассказала, что к написанию сценариев подходила ответственно: снова и снова пересматривала кат-сцены со злодеями, обращалась за консультацией к ведущему сценаристу Far Cry 5 Дрю Холмсу (Drew Holmes), нарративному дизайнеру Far Cry 3 и сценаристу Far Cry 3: Blood Dragon и Far Cry 4 Люсьену Соулбану (Lucien Soulban). Помогла и поддержка нарративного директора Far Cry 6 Навида Хавари (Navid Khavari), который также работал над Far Cry 4 и Far Cry 5. Помимо этого Никки Фой тщательно изучила Reddit и даже фанатскую Wiki, посвящённую играм, чтобы быть в курсе теорий и вопросов игроков. Затем дошла очередь до встречи с актёрами, которые знали своих персонажей, как никто другой, и помогли всей команде.
Сценаристке предстояло продолжить чужую историю, поэтому игроки сомневались, что DLC будет соответствовать их ожиданиям. Недоверие усилилось после «ретконов» в Far Cry New Dawn, отмены ядерной войны в Far Cry 6, «оживления» Вааса и спорных моментов из комиксов, которые раскрывали подробности о биографии давно знакомых антагонистов. (Желая развеять страхи, Навид Хавари объяснил, что каждая игра серии находится в собственной вселенной. Разработчики могут оставлять отсылки и «пасхалки», но не стоит воспринимать игры серии Far Cry как части единого мира.)
Несмотря на все опасения, DLC про Иосифа Сида оказалось в надёжных руках, и команда сценаристов отнеслась к дополнению так же, как и обещала: как к любимым детям, которым хочет отдать должное.
Когда коллектив определился с протагонистами DLC, появился вопрос: в каких локациях будет развиваться история? Разработчики решили использовать концепцию погружения в разум злодеев, ведь это избавило дополнения от лудонарративного диссонанса и в то же время дало творческую свободу. Вымышленный мир, который одновременно является частью персонажа, позволил показать его внутреннее состояние, страхи и мечты.
Joseph: Collapse стала уникальной вещью для Ubisoft, так как хронологически расположилась между двумя другими проектами. Это дало возможность рассказать новую историю, поработать над гранями личностей антагонистов, ответить на вопросы фанатов и в то же время зацепить сюжеты соседних игр.
Действие дополнения разворачивается между началом ядерной войны в Far Cry 5 и цветущим апокалипсисом Far Cry New Dawn. В ходе противостояния с помощником шерифа Иосиф потерял всю семью и был вынужден делить бункер с ненавистным ему человеком. Отец одновременно был прав и не прав, ведь выполнил священную миссию (которую поручил ему Голос) ценой жизни самых близких ему людей.
Подобный исход полностью изменил мировоззрение Сида, и в DLC он предстаёт перед игроком человеком, желающим исправить собственные ошибки и получить искупление. Загадочный Голос, предсказавший начало ядерной войны, сопровождает Отца на протяжении всего пути, и примечательно, что сущность озвучивает тот же актёр, который подарил внешность и голос антагонисту, Грег Брик (Greg Bryk).
Голос: Исследуй своё сознание и найди части моего креста, вспомни, что я сделал для тебя. Тогда я позволю тебе уйти.
Иосиф: Я пойду своим путём! Найду собственное искупление! Без тебя!
Коллапс веры, сомнения в правоте Голоса и собственном предназначении — причина этого путешествия по задворкам разума. В ходе изучения мира Отец пытается обрести собственное искупление, а Голос хочет доказать, что сопротивление — это бессмысленная трата времени. И урок, который извлёк Сид из своей попытки сбежать, оказался жестоким и болезненным.
Как бы избито это ни звучало, но одна из ключевых тем всех игр серии Far Cry — семья. Размышляя о людях, близких антагонисту, можно изучить персонажа с разных сторон и проникнуть в смысл поступков. И Иосиф, и Пэйган, и Ваас в какой-то момент самоотверженно посвятили себя семье, и это привело их к переломному моменту жизни.
Описывая Сида, Никки Фой называет его наиболее самоотверженным антагонистом серии, хоть семья и оказала сильное действие не только на него. Ваас подвергся влиянию своей сестры Цитры и был вынужден следовать пути ракьят, что в итоге и сломило его. Пэйган был опустошён из-за смерти Ишвари и Лакшманы, пытался быть самоотверженным в отношениях с Аджаем, но потерпел неудачу. Иосиф же взвалил на свои плечи непосильную ношу, взяв ответственность не только за своих братьев и сестру, но и за всех прихожан. Он стал для них Отцом, которому можно довериться, якорем, за который можно уцепиться в шторм.
В финале Far Cry 5 Сид теряет не только кровных родственников, но и всех последователей, которые остались на поверхности без единого шанса на спасение. И он чувствует, что предал их, отравил своим учением и бросил умирать.
Поэтому рядовые противники Иосифа в этом DLC — его собственная паства, заражённая скверной, которая символизирует учения Отца. Эта же скверна использовалась ранее в Far Cry New Dawn, но в ином контексте: съев плод со священной яблони, в похожих монстров превращались люди, нечистые душой и обременённые грехами.
Паства — не единственная, перед кем Отец чувствует вину. Иосиф также раскаивается перед своими братьями и Верой, которые умерли во имя его праведной цели. Проповедник задаётся вопросами веры и размышляет, что бы изменилось, поступи он иначе. И Голос с удовольствием показывает будущее.
Семья — болезненная тема для Иосифа, подробнее о ней можно узнать из книги The Book of Joseph. Выросшие в неблагополучной семье, братья Сид были разлучены и отправлены в детский дом. Иаков затем отправился на войну, Иоанн был усыновлён, а Иосиф до совершеннолетия пробыл в системе. Голос, который он впервые услышал в детстве, приказал ему разыскать братьев и с их помощью спасти людей от надвигающегося конца света. В процессе создания проекта «Врата Эдема» к ним присоединилась Вера, и вчетвером они стали столпами маленькой общины.
Иосиф нашёл своих братьев сломленными. Иаков оказался перемолот беспощадной войной, и только идея прореживания стада, превосходства сильных над слабыми помогла воскресить в нём тягу к жизни. Иоанн, терзаемый внутренней тьмой, в конце концов убил собственную любовницу, но Иосиф смог вложить в его голову идею о спасении и убедил присоединиться к проекту. Вера, названая сестра, пришла к Отцу на пороге самоубийства, и он спас её, подарив новую жизнь и шанс всё исправить.
Эти люди доверились ему и были убиты, поэтому во время своих странствий Иосиф получает возможность извиниться и попрощаться. Встречи с семьёй постепенно раскрывают моменты их прошлого, а Голос показывает видения ужасного будущего.
Оказавшись в бункере, Вера сталкивается с ломкой от Блажи и перестаёт быть скромным символом веры. Иоанн, не сумев преодолеть садистские порывы, угрожает разделаться с сестрой, а Иаков, лишённый возможности воевать, сходит с ума и пытается покончить с собой. А когда Отец пытается пресечь попытку брата, тот убивает его в приступе ярости. Иосиф отказывается верить в подобное будущее, но Голос неумолим.
Иоанн: Тебе было наплевать на нас. Тебе просто была нужна наша помощь. Тебе просто нужно было управлять.
Иосиф: Только потому, что вы сами собой не управляли.
Вестники встречаются Отцу и в виде противников. Заражённые его учениями, они рассказывают страшные подробности о прошлом со своей точки зрения. И так как действие игры разворачивается в голове Иосифа, семья раскрывает страхи, таящиеся в глубинах его собственного подсознания.
Образы погибших Вестников преследуют Отца постоянно. Ему приходится их убивать, они возникают в воспоминаниях мёртвыми или умоляющими о защите, а в один момент Иосиф видит и собственный труп.
Ища искупления, Иосиф встречает остальную часть своей семьи. Новорождённую дочь, которую убил, повинуясь Голосу, сына Итана, погибшего в Far Cry New Dawn, и Судью (новая роль младшего помощника шерифа, протагониста Far Cry 5). Каждая такая встреча подталкивает Иосифа к осознанию собственных ошибок и снова напоминает о зле, которое Отец причинил невинным людям.
Но история не оканчивается искуплением, потому что на внутренний мир Иосифа обрушивается ядерная война.
Пока мир горит, Отцу предстоит быстро вернуться в церковь, где его ждут долгожданные «Врата в Эдем». Иосиф надеется на искупление, но путь к райскому саду оказывается заперт. И игроку предстоит последняя схватка, в ходе которой ему нужно убить Вестников Отца снова. Иосиф должен сделать это, чтобы доказать преданность Голосу и вырваться из замкнутого круга, но по воле игрока может отказаться, и тогда он навечно застрянет в мире, вынужденный убивать снова и снова.
Голос: Люди — овцы. Им нужен был лидер, за которого они хотели умереть. И ты дал им это. Радуйся! Мы попадём в Эдем, где нас будут ждать новые овцы. Им нужен пастырь, чтобы выжить. Как и всегда.
Единственная возможность выбраться — принять Голос и покориться ему, осознать собственную жажду власти. Это особенно болезненный выбор для Иосифа, который всю игру твердит о неправильности собственных поступков, больше не хочет причинять никому боль и пытается уйти с пути, который для него выбрал Голос. Неожиданной версии раскаявшегося человека не суждено появиться на свет, ведь в Far Cry New Dawn из бункера вместе с Судьёй выходит Отец, принявший собственную судьбу.
Сценаристы оставили на суд игрокам множество интересных тем для обсуждения. Что бы случилось с миром, не арестуй главный герой Иосифа Сида? Кем была начата ядерная война? Кто такой Отец — пророк или антихрист?
А самое главное, какова истинная природа Голоса? Что это — больное воображение или Бог, поведавший избранному о конце света?
Финал Far Cry 5 — смелый сценарный ход, перевернувший мир игроков с ног на голову. Ubisoft осмелилась рассказать историю, в которой грань добра и зла смазана, герой не всегда прав, а антагонист необязательно злодей. Принявшая знамя Никки Фой продолжила традицию и поставила перед собой цель не оправдать персонажей, а помочь нам их понять, и путешествие в чужой разум оказалось отличным повествовательным инструментом. С дополнением Joseph: Collapse путь Отца завершился, но навсегда останется в памяти благодаря отличной истории, проработанному миру, реалистичным антагонистам и уникальной трилогии, подаренной Ubisoft.