Мне уже надоело раз за разом напоминать о своих сложностях с фильмами Marvel, надоело и самим фильмам давать шанс: ни третьего «Тора», ни «Чёрную пантеру» я не видел. Сегодня возвращаться к этому приходится ради того, чтобы обозначить точку отсчёта. Киноснобу, который Marvel особо никогда не любил, но как-то на автомате смотрел, «Война бесконечности» показалась лучшим фильмом сериала.
No More Resurrections…
…Говорит Танос голосом Джоша Бролина (Josh Brolin) после пятиминутного вступления. Это битва, к которой Marvel Studios, Кевин Файги (Kevin Feige) и братья Руссо (Anthony Russo, Joseph Russo) готовились целых десять лет. Десять лет ушло на то, чтобы стать мастерами супергеройского кино — исследовать каноны жанра, потом расширить их, а потом уйти в постиронию. Научиться правильно делать кроссоверы, монтировать сложные сюжетные линии, раскрывать потенциал каждого протагониста и создавать нормальных антагонистов.
С таким багажом смотреть «Мстителей» в кино — как будто добраться наконец-то до финала «Игры престолов». Структура фильма именно такая: десятка два персонажей, наполовину друг с другом даже не знакомых, в разных частях галактики занимаются вообще разными делами, продиктованными их сольными историями. Пятнадцать минут со Стражами, потом — на пятнадцать минут к Тору, а потом — проверить, как там дела у Вижена. И всё это — вокруг Таноса, давненько маячившего на горизонте.
У злодея экранного времени, кажется, больше, чем у всех остальных: Файги со товарищи прошерстили все методички и сделали образцового злодея — с эмоциональными привязанностями, с понятной и очень разумной мотивацией. Танос — классический такой сверхзлодей, жестокий и непобедимый настолько, что позволяет себе любить котят, уважать противников и вообще быть милашей. Меньшей угрозой его всё это не делает.
Но поскольку побеждать и доминировать хорошим парням всё-таки нужно, сценаристы очень ловко докручивают историю множеством таносовских прихвостней — серых, безымянных и незапоминающихся микронегодяев, которых удобно месить для поддержания общего настроения. И волки сыты, и Танос лица не теряет.
Это компенсирует и то, что герои находятся максимально далеко друг от друга и даже к концу фильма не познакомятся. А если и познакомятся, то сразу начнут соревноваться в остроумии и актёрских талантах: Камбербэтч (Benedict Cumberbatch) препирается с Дауни-младшим (Robert Downey Jr.), Хемсворт (Chris Hemsworth) — с Праттом (Chris Pratt), Холланд (Tom Holland) — со всеми сразу. У Marvel очень часто рождаются вымученные, натужные комедийные пассажи, вставленные по необходимости. Но в «Войне бесконечности» почти каждая шутка — в кассу.
Вообще, зарубежные критики ругают фильм за то, что он слишком быстро и часто прыгает от каламбуров к драме, а от трагедии — к пародии, но у меня проблем с этим не возникло. Напротив, вызвало уважение то, насколько ладно и стройно удалось выстроить ритмику в абсолютно неподъёмной махине, которая претендует на то, чтобы выдавить из зрителя весь спектр эмоций.
Выдавливать есть чем: будет пара невероятных камбэков, уморительно внезапных ролей, а кое-кто из героев не доживёт до финала. Авторы прекрасно знают, что вся рекламная кампания строится на игре «Угадайте, кто умрёт», а поэтому регулярно издеваются над зрительскими страхами, подвергая смертельной опасности одного героя за другим.
Главное лично для меня — фильм в целом наконец-то перестал выглядеть как театр говорящих голов. По сути-то он им остался, но, во всяком случае, во время бесед герои научились перемещаться по комнате. Да и сами диалоги стали настолько насыщены шутками и важной сюжетной информацией, что даже на жиденький пафос предсказуемых реплик времени почти не остаётся. Впрочем, это проблема совсем уж придирчивого зрителя.
Но есть и другая — глупый, бестолковый, плохо поставленный экшен, который сводится к неэстетичному маханию руками без интересных решений вообще. Но и это братьям Руссо удалось компенсировать: они заменили красивые и сложные кадры интересной ситуативностью.
Вместо того чтобы делать драку изобретательной постановочно, они делают её очень насыщенной сценарно. Теперь никто не машет руками — герои постоянно используют приёмы и суперкостюмы, так что требовать изяществ некогда: ты просто следишь за плотностью действия. А смонтировано и раскадровано всё блестяще — уж за десять лет тут научились делать читаемый экшен.
Хотя, конечно, можно поругать сеттинг за то, что он ушёл от присущей ему скромной приземлённости к галактическому эпику. Именно в «Войне» чувствуется, что «имбой» стали практически все: костюм Тони Старка — это вселенских масштабов убивалка, Алая Ведьма разве что планеты ворочать пока что не пробовала, а Танос вообще делает всё, что ему заблагорассудится, без малейшего контроля сценаристов. Возникает масса вопросов, над которыми позволяет себе шутить и сам фильм: и вы, мол, пускаете это в ход только сейчас?
Но это, пожалуй, одна из немногих претензий к фильму. Он правда удался — смешной, масштабный, безупречный технически, а после концовки вселенная Marvel действительно может никогда не стать прежней. Если авторам хватит мужества не объявлять этот финал сном собаки в сиквеле. Скрытые смыслы? Тьфу. Высокая художественность? Фе. Глупое, смешное, эпическое развлечение, суммирующее весь опыт, наработанный за десятилетие? Да.
Лучшие комментарии
Просто нам подвернулся случай и мы решили его разыграть в качестве эксперимента — посмотреть, что получится и как просмотрится. :)
Келебро понравился юмор. При посещении фильма приготовьте фейспалмы!
Так нет, ска, мультики свои обсуждают, ну е-мае, пацаны нормальные совсем переводятся!
Угу, это просто хайповая тема и как же на ней не навариться немного… Сайт не о том, мы такого никогда не делали, но раз есть такой инфоповод, то почему бы и нет…
Ты уж определись, мы их разбираем или нет.
gregorrushЧто бы уберечь себя от возможно каких то неясностей при просмотре Мстители 3, то решил за несколько часов перед этим посмотреть «Тор 3: Рагнарек» и как же я рад, что поступил так. Мало того, что смысл того, что происходит в Мстители 3 связано с Тором (с другими фильмами тоже, но к примеру если пропустили Черную пантеру или Человека Паука, то особо ничего не потеряли, если знаете сюжеты этих двух фильмов в двух предложениях то для Мстителей 3 этого считаю хватает), так еще и Тор 3 — отличный фильм, не ожидал никак увидеть Тора в таком формате в которым показал его Тайка Вайтити, самый колоритный фильм линии Marvel. Мстители 3 и так можно понять, но если в багаже у вас будет Тор 3 то линия происходящего будет более стройной.
Не смотрел никаких трейлеров Мстители 3, поэтому ожиданий чего то увидеть не было, но сейчас, после просмотра фильма — картинка на которую указал Дмитрий удивила, но скорее всего, братья Руссо сняли несколько дополнительных сцен для трейлеров и для того что бы запутать сценарий для съемочной группы, что бы впоследствии избежать сливов и спойлеров, что для Мстителей 3 невероятно критично в плане количества впечатлений. Да и связана эта линия сильно с остальными, поэтому думаю вряд ли вносились какие то изменения ведь тогда была бы заметна какая то просадка в фильме по одному из параметров, но просадок я не заметил. Спасибо авторам фильма (и автору обзора конечно же)
А вот разговор Гаморы с Лордом, думаю нужен скорее для того что бы уже в 4-х мстителях вспомнить этот момент и провести параллель между Таносом и Лордом, мол они оба любили Гамору но оба готовы были ей пожертвовать. (да-да, мы прекрасно понимаем что Квил вернётся как и все растворившиеся, так как анонсировано куча сиквелов для сих персонажей)