В конце прошлого года новый генеральный директор Telltale Games рассуждал на тему того, как сильно компания нуждается в инновациях и повышении качества продукции. Выпуском эпизодических приключений студия занималась на протяжении долгих лет, но увидеть разницу между старьём вроде Back to the Future: The Game 2010 года и завершающимся сезоном Batman практически невозможно. Не влияющие почти ни на что решения, примитивный геймплей, стилизованная, но посредственная графика — от всего этого устали не только многие игроки, но и разработчики. Жанр, в котором помимо Telltale выступают единицы, нуждается во встряске, в свежей крови. И с релизом первого эпизода The Council, дебютного проекта французской студии Big Bad Wolf, лёд, кажется, тронулся.
Привет, Наполеон!
Действие игры разворачивается в конце XVIII века. Главный герой, Луи де Рише, приглашён на частный остров некоего лорда Мортимера, где собралось несколько выдающихся личностей, в том числе Джордж Вашингтон (George Washington) и Наполеон Бонапарт (Napoleon Bonaparte). Луи отправляется на закрытый приём, но делает это не только ради знакомства с уважаемыми господами и дамами — он разыскивает исчезнувшую мать, которая прячется где-то на этом острове, однако до сих пор никому на глаза не попадалась.
Как это обычно бывает, в первом эпизоде игрока не забрасывают неожиданными сюжетными поворотами и зрелищными сценами. Его постепенно знакомят со всеми основными персонажами, чтобы позволить лучше их узнать, внести данные в журнал и использовать эти факты против них в разговорах. Люди, которых встречает Луи, различаются характерами и проявляют устойчивость или слабость к тем или иным попыткам выудить из них информацию, и при выборе реплик в диалогах важно обо всём этом помнить и иногда консультироваться с записями.
При этом и скучным эпизод тоже назвать нельзя — Луи будет раз за разом узнавать всё больше интересных деталей о прошлом своей матери. Под конец прохождения история становится настолько захватывающей, что начинаешь жалеть о необходимости ждать пару месяцев следующую главу. И две диаметрально противоположные концовки, скорее всего, приведут в итоге к разным последствиям.
С лицевой анимацией в The Council действительно есть большие проблемы, и с этим спорить трудно — в некоторых сценах этот факт может сильно отвлекать игрока, наблюдающего за переговорами двух «деревяшек». Зато особняк получился впечатляюще красивым и детализированным: мраморные стены и колонны, учтивые слуги в масках, огромные, забитые книгами шкафы, расставленные повсюду статуи и статуэтки. Стены многих комнат увешаны полотнами знаменитых художников — Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), Рембрандта (Rembrandt) и Жана-Батиста Реньо (Jean-Baptiste Regnault). Если анимацией и качеством моделей игра не удивит, то с дизайном и атмосферой у неё всё в порядке.
Непривычно много всего
Геймплейно The Council очень похожа на интерактивное «кинцо» от Telltale, но возможностей и тонкостей здесь куда больше. К примеру, у главного героя есть три небольших древа навыков, как в какой-нибудь RPG, и основную необходимо выбрать в самом начале эпизода. Навыки дипломата делают Луи более красноречивым и убедительным, позволяя ему разговаривать с другими гостями на дополнительные темы. Детектив замечает мельчайшие детали в поведении собеседников — он проницательный, ловкий, разбирается в психологии и умеет допрашивать других. Ну а оккультист отличается хитростью, эрудицией и любовью к науке. Когда класс выбран, все относящиеся к нему навыки повышаются до первого уровня и могут быть использованы в диалогах. Остальные способности тоже можно будет разблокировать, но для этого придётся тратить очки опыта, которые выдают после повышения уровня.
Первый эпизод поделён на четыре главы, после каждой из которых подводятся итоги. Игроку показывают, какие сцены увенчались успехом, какие были провалены, а также какие сюжетные развилки он пропустил, — отличный повод перепройти главу, если в списке есть что-то интересное. В зависимости от результатов протагонист получает очки опыта — здесь учитываются достигнутые цели, открытые черты персонажей, новые знакомства, использованные слабости и многое другое. Если спешили и бездумно нажимали на всё подряд, не исследуя локации, опыта получите очень мало и не сможете улучшить желаемые навыки. А если играли «по правилам» и обращали внимание на каждую мелочь, игра за это щедро наградит и позволит прокачать одну или две способности.
И от выбора навыков здесь зависит многое. Поскольку мой герой ни черта не смыслил в политике, обсудить её с Вашингтоном не удалось. А неумение взламывать замки привело к тому, что пару закрытых шкатулок пришлось оставить нетронутыми. В диалогах тоже становятся доступны или заблокированы некоторые реплики. Не способны надавить на оппонента, чтобы заставить его говорить, либо не обучены этикету — горюйте об упущенных возможностях и выбирайте другой вариант ответа. Обычно достичь цели можно несколькими способами, используя разные эмоции, поэтому независимо от активных навыков из непростой ситуации вам наверняка удастся выбраться. Но тут стоит помнить об очках действия, которых у Луи ограниченное количество.
Всё в твоих руках
Дело в том, что на все связанные со способностями действия затрачиваются очки. Если за взлом отбирают лишь одно из них, то в диалогах иногда используются сразу четыре. И когда в арсенале у героя всего семь очков, жертвовать ими приходится с умом. Ты уже не так уверен в необходимости читать написанную на латыни книгу, хоть и обучился языкознанию, — вдруг через пару минут придётся общаться с Бонапартом, а ты потратился?
Часть очков восстанавливается после каждой главы, одно возвращают при успешном использовании слабости собеседника, а заработать два из них можно, съев мёд, горшочки с которым разбросаны по всему особняку. Есть и другие коллекционные предметы, в том числе книги, одну из которых выбираешь в начале главы ради бесплатного повышения уровня конкретного навыка. А если найти несколько осколков янтаря, можно навсегда увеличить количество очков действия. Так что изучать локации здесь не менее важно, чем болтать с почтенными гостями.
Всё это может показаться нагромождением бессмысленных механик и окончательно запутать тех, кто мог заинтересоваться The Council, но на самом деле всё чрезвычайно просто. Описанное выше постепенно объясняют в процессе прохождения, и игрок всегда ощущает полный контроль над происходящим. Никаких QTE в духе Telltale здесь нет — только диалоги и необходимость периодически принимать решения, связанные с сюжетными развилками. Ещё здесь есть противостояния на манер тех, что добавили в Life is Strange: Before the Storm. Только Луи не такой язвительный, как Хлоя, и цепляться к словам не умеет — тут важнее использовать логику и помнить о слабостях людей, с которыми устраиваешь словесные дуэли.
По первому эпизоду делать выводы, конечно, нельзя — финал сезона мы наверняка увидим лишь ближе к концу года. Возможно, RPG-элементы очень скоро отойдут на второй план, так как у игрока будет достаточно очков для получения всех навыков. В то же время ограниченное количество очков действия может привести к тому, что в какие-то моменты станет труднее их восстановить, а в диалогах придётся чаще тратиться на «правильные» ответы. Пока что The Council кажется долгожданной эволюцией жанра, в котором придумать что-то новое то ли не могли, то ли не хотели. И общаться с персонажами интересно, и исследовать каждую комнату увлекательно, и за каждое действие здесь награждают, и история обещает быть захватывающей. Здесь сочетаются и диковинная для видеоигр эпоха, и необычный геймплей — с этими составляющими можно простить плохую анимацию.
Плюсы: необычная эпоха и отличный дизайн особняка; элементы RPG здорово вписались в приключенческую игру; от прокачки персонажа зависят опции в диалогах; локации усыпаны секретами и коллекционными предметами; интересное начало истории и две диаметрально противоположные концовки.
Минусы: дизайн некоторых персонажей может показаться отталкивающим; лицевая анимация оставляет желать лучшего.
Лучшие комментарии
Лично я в этом году куда как больше жду другого Биг Би Вулфа, если понимаете о чём я.
Единственный вопрос который у меня остался после рецензии: «Играл ли автор в Back to the future и если да, то как он не увидел отличий между квестом и интерактивным мультиком с qte»
Назад в будущее был квестом с местами очень годными задачами и больше относится к ранним играм телтейлов вроде Сэма и Макса. А уже после него появился walking dead и у телтейлов началось движении по наклонной в жанре «примитивный геймплей», где единственными светлыми пятнами промелькнули только Волк и Борда (продолжения которых спустя столько времени к сожалению не видно).
Прям вспомнились рецензии то ли «страны игр», то ли «game exe» начала нулевых ). настальжи
Тащемта, TWAU 2 выходит в конце этого года.
P.S. На PS4 есть русские субтитры, почему-то в PSN он не указан.
После прочтения решил купить попробовать и не пожалел. Очень привлекает а игре антураж, манера повествования и, довольно не привычная для жанра, РПГ составляющая.
Кароч жду следующих эпизодов))