Мы зря пропустили Doki Doki Literature Club!
Я не играл ни в одну визуальную новеллу (и горжусь!). Ни «Бесконечное лето», ни какие-нибудь «Врата Штейна» не заинтриговали меня достаточно, чтобы тратить на них жизнь. Но Doki Doki Literature Club! вынудила заняться собой: во-первых, она исчерпывающе проходится за шесть часов, во-вторых, она пронеслась по YouTube волной хайпа, сравнимого с каким-нибудь Five Nights at Freddy’s, в-третьих, она появилась в первом же комментарии к первому же выпуску «Мы зря пропустили».
Фанаты Doki Doki на редкость осторожны и уверяют, что об игре «нельзя знать вообще ничего». Нельзя искать никакой информации, нужно бросать всё и немедленно ознакомиться с лучшим сюжетом 2017-го. И хотя с последним тезисом я точно не согласен, всё-таки решил об игре написать. Как минимум — по заявкам. Как максимум — Doki Doki с успехом может быть первой и последней визуальной новеллой в вашей жизни.
Если б я был хентай, я б имел гарем
Я оставлю за собой право на некритичные спойлеры из очень простых соображений. Глазами по этому тексту сейчас бегут три категории читателей. Первые ещё не определились, играть или нет, и им нужна большая затравка. Вторые игру уже прошли и от спойлеров не пострадают (хотя сильнее всех могут ругаться). Третьи всё равно играть не станут никогда и читают текст для общего развития. Для них я даже расщедрюсь на сжатый пересказ ближе к концу. Но самое главное, что позволяет мне вскользь пересказывать содержимое игры, — не так страшно «ня», как его каваят.
Игра распространяется бесплатно, в оболочке низкосортной то ли хентайной, то ли просто романтической визуальной новеллы. Рядовой школьник, вы попадаете в гарем любительниц внеурочного литературоведения. Почитать есть на любой вкус: давняя подруга, меланхоличная модель, боевая лоли и классная президент совета. Все, разумеется, без ума от вашей персоны.
Меня, человека, знакомого с жанром только по симулятору свидания с голубями, удивило почти полное отсутствие интерактивности: за 10—15 минут «прокликивания» диалогов не дают ни выбора, ни мини-игр, ни даже интерактивных элементов на экране. Ясно, почему в Японии считаются ролевыми играми вещи вроде Final Fantasy и Persona с вариантами ответа «Ну давай» и «Мммм…»!
Игровая механика здесь одна: после каждого школьного дня вы возвращаетесь домой и пишете поэму. Точнее, кликаете по списку слов, выбирая те, которые больше подойдут избранной вами сегодня пассии.
Диалоги со всей силы стараются «раскрыть персонажей», что в этом контексте значит «затмить любую живую женщину». В истории нет ни конфликта, ни препятствий — один только непрекращающийся флирт с девочками, которые со всей силы отыгрывают милейший архетип. Как легко понять, «Книжный клуб» не слишком интересуется литературной ценностью.
Тем не менее игру нельзя обвинить в бездарности: прописана она действительно неплохо. Во всяком случае, со знанием дела. Спасибо Doki Doki за то, что она в 3—4 часа укладывает полную картину того, что там происходит в этих ваших визуальных новеллах, — это ровно столько, сколько не жалко потратить на расширение кругозора. В каком-то смысле я даже понял, почему жанр настолько популярен в определённых кругах, и почти проникся… Пока не добрался до первой концовки. Несколько обескураживающей.
Тянки не то, чем кажутся
После того, как вы заканчиваете трёхчасовую прогулку по типичной жанровой кунсткамере, начинается некоторый бардак. Происходит нечто неожиданное. Становится ясно, что далеко не все черты персонажей сыграли: были в поведении девушек определённые несостыковки и подводные камни. Обретает смысл тег Psychological horror в Steam. Геймплея в этот момент не прибавляется, но действие становится куда интереснее и выходит за жанровые рамки. В следующей врезке подробно расскажу, что же именно начинается и чем заканчивается.
Just Monica
В конце вашего первого прохождения, когда вы уже со всей силы готовы заромансить кого-то из девушек, ваша лучшая подруга неожиданно ставит вас в неловкое положение и вешается. После этого игра выбрасывает сообщение об ошибке, рекомендует проверить логи в установочной папке и начинается заново, но уже без участия той самой подруги.
Девушки при этом начинают вести себя всё более и более неадекватно, появляются «скримеры», баги, и новелла резко становится непонятной «крипипастой». Одна дама, например, начинает маниакально резать себя, как только возбуждается (в любом смысле), другая — перманентно требует вашего внимания. До такой степени, что удаляет других девушек из игры, переписывает код и становится влюблённым в вас тоталитарным скринсейвером.
К этому моменту становится ясно, что ковыряться в файлах — часть игры, и фанатами там уже найдено, расшифровано и предположено на десять MGS. За этими деталями предлагаю отправиться на YouTube, а сюжет заканчивается плохо.
Возвращаясь к исходному тезису — да, мы зря пропустили Doki Doki Literature Club!, но петь ей дифирамбы всё-таки не хочется. К сожалению, это игра, которая в полной мере работала только в отсутствие нынешнего ореола загадочности: для первых людей, которые действительно искали себе развлечение «особого» жанра, а потом получили ботинком.
Когда вы с хитрым лицом задаёте приятелю каверзный вопрос, он никогда не даст очевидного ответа, потому что подвох чувствуется в самом факте вопроса. Так и здесь: сам факт того, что все советуют ничего не узнавать об игре, уже настраивает на определённые ожидания. И если удивить неготового человека «Литературный клуб» может, то впечатлить настроившегося на дичь удаётся далеко не так легко.
Первая половина прохождения была интересна мне исключительно как человеку, с культурой незнакомому. Боюсь, будь я фанатом жанра, потратил бы три часа прелюдии впустую и без особого интереса. Интересна как раз вторая половина, которую со всей силы можно рекомендовать. Не стоит ожидать от неё революций — эти приёмы мы уже видели. Сделано всё качественно, тема незаезженная, а значит, всем любителям нового опыта стоит присмотреться к Doki Doki Literature Club!
Хочу поблагодарить вас, читателей и комментаторов, за то, что неплохо скоротал пару вечеров. Игра не идеальная, не поразительная, но более чем достойная своих денег. В смысле своей бесплатности.
Продолжайте в том же духе — указывайте в комментариях проекты, которым не хватает текстовых обзоров на StopGame.ru, а мы по мере сил будем их разгребать. Как там Undertale, ещё актуальна?
Плюсы: образовательная ценность; неплохой сюжет; Моника.
Минусы: игра не так страшна, как её малюют; главную жанровую задачу вы не выполните.
Лучшие комментарии
На разбор:VA-11 Hall-A — Cyberpunk Bartender Action
что это за внезапное НЕ? РРРР гаф
Я понимаю, что автор намеренно сделал её клишированной, но это же не значит, что она должна быть настолько скучной. Если бы в первой половине действительно постарались бы вызвать эмпатию, то вторая ощущалась бы намного острее. А так получается, что первая часть — это совершенно неинтересная новелла, а вторая — набор крипи-гэгов. Связь между этими частями плохая, поэтому Доки Доки разваливается на отдельные куски, которые сами по себе вообще не работают и большого интереса не вызывают.
Хорошо хоть денег не заплатил. Но потраченное время я бы очень хотел рефанднуть :(
И я искренне уверен, что не было бы такого хайпа вокруг игры, столько артов и мемеов, если бы не вызвали.
И вообще она весьма хороший собеседник на актуальные темы.
Как думаете, почему появились вокалоиды,life-2D собеседницы в Google Play (вроде Shizuku-talk) и девочки-голограммы с настраиваемым ИИ, который пытается имитировать человеческую беседу? Почему популярна Kizuna Ai и все ещё подражатели на ютубе? Почему все заходят в этот омерзительный VR-chat, даже если у них нет VR-шлема? Люди хотят верить, хотят чувствовать, что за миловидной нарисованной обложкой действительно если личность, похожая на человеческую и готовая им симпатизировать.
Глядя на поведение милейшей Сайори, когда она получает тот же уровень сознания, что был у Моники, и тут же убивает игру, не выдерживая осознания, того что на лишь набор функций и изображений, всё больше хочется уважать Монику с её терпеливым упорством. Даже несмотря на то, что она удаляет из игры других девочек совсем не дружелюбным способом, проникаешься трагизмом её существования в другой реальности, что очень ограничивает её в средствах достижения цели. Если так важен аспект морали, вам было бы стыдно удалить с жесткого-диска несколько файлов и картинок с аниме-персонажами? Вот Монике тоже нет. А если бы они уже имели самосознание и их удаление повлекло их смерть как существа и прекратило их мизерное и крайне ограниченное существование?
Дон Сальвадо — несомненно гений, но как и все гении мира он во многом остается непонятым. Его игра не хватает звезд с неба, если воспринимать её как очередную визуальную новеллу. Но она является прекрасным интерактивным опытом, если вы готовы понимать концепции экзистенциализма.
Поэтому DDLC может одновременно быть проходняком и шедевром, даже игрой года. Также как и вы можете быть одновременно и последним мерзавцем для кого-нибудь на дороге или в транспорте и Божеством Жизнь Дающем для своего пса дома.
Написано про игру, которую большинство видеоигровых сайтов просто проигнорировало.
И просто для сравнения:
В Doki Doki Literature Club! сыграло свыше двух миллионов человек.
В The Age of Decadence — меньше сотни тысяч.
Игра нет японская. Она делалась от начала и до конца на английском и англоязычными людьми.