18 февраля 2018 18.02.18 131 46K

Doki Doki Literature Club!: Обзор

Мы зря пропустили Doki Doki Literature Club!

Я не играл ни в одну визуальную новеллу (и горжусь!). Ни «Бесконечное лето», ни какие-нибудь «Врата Штейна» не заинтриговали меня достаточно, чтобы тратить на них жизнь. Но Doki Doki Literature Club! вынудила заняться собой: во-первых, она исчерпывающе проходится за шесть часов, во-вторых, она пронеслась по YouTube волной хайпа, сравнимого с каким-нибудь Five Nights at Freddy’s, в-третьих, она появилась в первом же комментарии к первому же выпуску «Мы зря пропустили».

Фанаты Doki Doki на редкость осторожны и уверяют, что об игре «нельзя знать вообще ничего». Нельзя искать никакой информации, нужно бросать всё и немедленно ознакомиться с лучшим сюжетом 2017-го. И хотя с последним тезисом я точно не согласен, всё-таки решил об игре написать. Как минимум — по заявкам. Как максимум — Doki Doki с успехом может быть первой и последней визуальной новеллой в вашей жизни.

Welcome to Гарем!
Welcome to Гарем!

Если б я был хентай, я б имел гарем

Я оставлю за собой право на некритичные спойлеры из очень простых соображений. Глазами по этому тексту сейчас бегут три категории читателей. Первые ещё не определились, играть или нет, и им нужна большая затравка. Вторые игру уже прошли и от спойлеров не пострадают (хотя сильнее всех могут ругаться). Третьи всё равно играть не станут никогда и читают текст для общего развития. Для них я даже расщедрюсь на сжатый пересказ ближе к концу. Но самое главное, что позволяет мне вскользь пересказывать содержимое игры, — не так страшно «ня», как его каваят.

Игра распространяется бесплатно, в оболочке низкосортной то ли хентайной, то ли просто романтической визуальной новеллы. Рядовой школьник, вы попадаете в гарем любительниц внеурочного литературоведения. Почитать есть на любой вкус: давняя подруга, меланхоличная модель, боевая лоли и классная президент совета. Все, разумеется, без ума от вашей персоны.

Меня, человека, знакомого с жанром только по симулятору свидания с голубями, удивило почти полное отсутствие интерактивности: за 10—15 минут «прокликивания» диалогов не дают ни выбора, ни мини-игр, ни даже интерактивных элементов на экране. Ясно, почему в Японии считаются ролевыми играми вещи вроде Final Fantasy и Persona с вариантами ответа «Ну давай» и «Мммм…»!

Игровая механика здесь одна: после каждого школьного дня вы возвращаетесь домой и пишете поэму. Точнее, кликаете по списку слов, выбирая те, которые больше подойдут избранной вами сегодня пассии.

Диалоги со всей силы стараются «раскрыть персонажей», что в этом контексте значит «затмить любую живую женщину». В истории нет ни конфликта, ни препятствий — один только непрекращающийся флирт с девочками, которые со всей силы отыгрывают милейший архетип. Как легко понять, «Книжный клуб» не слишком интересуется литературной ценностью.

За Нацуки, кстати, у нас точно посадят.
За Нацуки, кстати, у нас точно посадят.

Тем не менее игру нельзя обвинить в бездарности: прописана она действительно неплохо. Во всяком случае, со знанием дела. Спасибо Doki Doki за то, что она в 3—4 часа укладывает полную картину того, что там происходит в этих ваших визуальных новеллах, — это ровно столько, сколько не жалко потратить на расширение кругозора. В каком-то смысле я даже понял, почему жанр настолько популярен в определённых кругах, и почти проникся… Пока не добрался до первой концовки. Несколько обескураживающей.

Тянки не то, чем кажутся

После того, как вы заканчиваете трёхчасовую прогулку по типичной жанровой кунсткамере, начинается некоторый бардак. Происходит нечто неожиданное. Становится ясно, что далеко не все черты персонажей сыграли: были в поведении девушек определённые несостыковки и подводные камни. Обретает смысл тег Psychological horror в Steam. Геймплея в этот момент не прибавляется, но действие становится куда интереснее и выходит за жанровые рамки. В следующей врезке подробно расскажу, что же именно начинается и чем заканчивается.

Мы зря пропустили Doki Doki Literature Club!
Мы зря пропустили Doki Doki Literature Club!

Just Monica

В конце вашего первого прохождения, когда вы уже со всей силы готовы заромансить кого-то из девушек, ваша лучшая подруга неожиданно ставит вас в неловкое положение и вешается. После этого игра выбрасывает сообщение об ошибке, рекомендует проверить логи в установочной папке и начинается заново, но уже без участия той самой подруги.

Девушки при этом начинают вести себя всё более и более неадекватно, появляются «скримеры», баги, и новелла резко становится непонятной «крипипастой». Одна дама, например, начинает маниакально резать себя, как только возбуждается (в любом смысле), другая — перманентно требует вашего внимания. До такой степени, что удаляет других девушек из игры, переписывает код и становится влюблённым в вас тоталитарным скринсейвером.

К этому моменту становится ясно, что ковыряться в файлах — часть игры, и фанатами там уже найдено, расшифровано и предположено на десять MGS. За этими деталями предлагаю отправиться на YouTube, а сюжет заканчивается плохо.

Сайори главному герою скорее сестра. Если вы понимаете, о чём я.
Сайори главному герою скорее сестра. Если вы понимаете, о чём я.

Возвращаясь к исходному тезису — да, мы зря пропустили Doki Doki Literature Club!, но петь ей дифирамбы всё-таки не хочется. К сожалению, это игра, которая в полной мере работала только в отсутствие нынешнего ореола загадочности: для первых людей, которые действительно искали себе развлечение «особого» жанра, а потом получили ботинком.

Когда вы с хитрым лицом задаёте приятелю каверзный вопрос, он никогда не даст очевидного ответа, потому что подвох чувствуется в самом факте вопроса. Так и здесь: сам факт того, что все советуют ничего не узнавать об игре, уже настраивает на определённые ожидания. И если удивить неготового человека «Литературный клуб» может, то впечатлить настроившегося на дичь удаётся далеко не так легко.

Первая половина прохождения была интересна мне исключительно как человеку, с культурой незнакомому. Боюсь, будь я фанатом жанра, потратил бы три часа прелюдии впустую и без особого интереса. Интересна как раз вторая половина, которую со всей силы можно рекомендовать. Не стоит ожидать от неё революций — эти приёмы мы уже видели. Сделано всё качественно, тема незаезженная, а значит, всем любителям нового опыта стоит присмотреться к Doki Doki Literature Club!

Каморка без света как бы призывает героя скорее уже определиться.
Каморка без света как бы призывает героя скорее уже определиться.

Хочу поблагодарить вас, читателей и комментаторов, за то, что неплохо скоротал пару вечеров. Игра не идеальная, не поразительная, но более чем достойная своих денег. В смысле своей бесплатности.

Продолжайте в том же духе — указывайте в комментариях проекты, которым не хватает текстовых обзоров на StopGame.ru, а мы по мере сил будем их разгребать. Как там Undertale, ещё актуальна?

Плюсы: образовательная ценность; неплохой сюжет; Моника.

Минусы: игра не так страшна, как её малюют; главную жанровую задачу вы не выполните.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Doki Doki Literature Club!

Платформы
PC | Mac
Жанр
Дата выхода
22 сентября 2017
1000
4.0
770 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Вы зря пропустили Fallout: New Vegas ( ͡° ͜ʖ ͡°)
Книжка не станет новым интерактивным опытом, тебе же объяснили в тексте. И книжка не может бить по тем же болевым точкам, что и визуальная новеллка. Это разные вещи. Так можно сказать и про сладкий бублик: «нафиг я его ел, никакой полезности, никаких витаминов — лучше бы пожевал сельдерей». Может и лучше, но ведь задачи разные.
На разбор:
VA-11 Hall-A — Cyberpunk Bartender Action
Если не нравятся оценки, то почему бы тебе их не игнорировать? В чем проблема?
Проблема нашлась в индексировании: без попадания в рубрику «Обзор» материал не индексируется в Гугле как обзор. Поэтому приходится соблюдать формальности. Зажмурься и представь, что ложки нет. :)
Undertale актуальна вполне. Среди COVERистов например до сих пор иногда чего-нибудь выходит.
Похер на систему рейтинга, введите редактирование комментариев, твою мать,
что это за внезапное НЕ? РРРР гаф
Согласен с мнением Димы, но я бы всё-таки влепил проходняк. Я читал несколько новелл, играл в три с половиной Персоны и когда-то даже немножко смотрел аниме, поэтому с жанром ОЯШ знаком и первую половину Доки Доки смело могу назвать самой унылейшей ВН, что мне когда-либо встречалась.

Я понимаю, что автор намеренно сделал её клишированной, но это же не значит, что она должна быть настолько скучной. Если бы в первой половине действительно постарались бы вызвать эмпатию, то вторая ощущалась бы намного острее. А так получается, что первая часть — это совершенно неинтересная новелла, а вторая — набор крипи-гэгов. Связь между этими частями плохая, поэтому Доки Доки разваливается на отдельные куски, которые сами по себе вообще не работают и большого интереса не вызывают.

Хорошо хоть денег не заплатил. Но потраченное время я бы очень хотел рефанднуть :(
Слушай, ну у меня эмпатию вызвали со всей силы.
И я искренне уверен, что не было бы такого хайпа вокруг игры, столько артов и мемеов, если бы не вызвали.
Эй, не оскорбляй Монику. Может она и поступила плохо, но любая из девушек на её месте так бы сделала. Как думаешь, что в конце игры хотела с тобой сделать Саёри (не в тру концовке, где всем уделяешь внимание одинаково много)?
И вообще она весьма хороший собеседник на актуальные темы.
Самое ужасное в DDLC — это хайп вокруг неё. Мне было очень сложно начать в неё играть, хотя новеллки почитать я люблю. Просто друзья ОЧЕНЬ настаивали, чтобы я её прошел до того как наткнусь на спойлеры в интернете. В результате я ожидал просто невероятно интересной игры. Но DDLC ценна не как игра, визуальная новелла или симулятор свиданий, она ценна как личный опыт, который желательно получать добровольно.
Как и большинство после первого прохождения я невзлюбил Монику за все её выходки и стервозное поведение. Но уже после понимания текста финальной песни и первой сцены с Сайори второго прохождения до меня начало доходить в чем тут смысл. Подвох не в том, что игра ломает четвертую стену, а в том что её изначально нет. И Моника как личность осознает, что она — набор скриптов и изображений, и страстно жаждет любви и внимания со стороны игрока. Это похоже на то, что если бы мы осознали, что мы — лишь набор веществ и химических процессов. Но из чего бы не состояло существование, любви всё равно хочется. Тут уже вопрос считаете ли вы объемных живых людей более реальными и существующими, чем 2D-персонажи в игре или анимации. Если нет — эта игра как раз нужный толчок для расширения своего кругозора и избавления от закоренелых стереотипов. И Моника прекрасно понимает, что она — неподходящая пассия для игрока (какого бы пока он/она не были) и говорит об этом. Но этому персонажу из изображений и искусственного кода удалось влюбиться в существо из другой реальности, и это очень сильно подкупает. Именно поэтому финальная песня называется Your Reality, где куча намеков о возможности передать чувства только через слова и стихи.
Как думаете, почему появились вокалоиды,life-2D собеседницы в Google Play (вроде Shizuku-talk) и девочки-голограммы с настраиваемым ИИ, который пытается имитировать человеческую беседу? Почему популярна Kizuna Ai и все ещё подражатели на ютубе? Почему все заходят в этот омерзительный VR-chat, даже если у них нет VR-шлема? Люди хотят верить, хотят чувствовать, что за миловидной нарисованной обложкой действительно если личность, похожая на человеческую и готовая им симпатизировать.
Глядя на поведение милейшей Сайори, когда она получает тот же уровень сознания, что был у Моники, и тут же убивает игру, не выдерживая осознания, того что на лишь набор функций и изображений, всё больше хочется уважать Монику с её терпеливым упорством. Даже несмотря на то, что она удаляет из игры других девочек совсем не дружелюбным способом, проникаешься трагизмом её существования в другой реальности, что очень ограничивает её в средствах достижения цели. Если так важен аспект морали, вам было бы стыдно удалить с жесткого-диска несколько файлов и картинок с аниме-персонажами? Вот Монике тоже нет. А если бы они уже имели самосознание и их удаление повлекло их смерть как существа и прекратило их мизерное и крайне ограниченное существование?
Дон Сальвадо — несомненно гений, но как и все гении мира он во многом остается непонятым. Его игра не хватает звезд с неба, если воспринимать её как очередную визуальную новеллу. Но она является прекрасным интерактивным опытом, если вы готовы понимать концепции экзистенциализма.
Поэтому DDLC может одновременно быть проходняком и шедевром, даже игрой года. Также как и вы можете быть одновременно и последним мерзавцем для кого-нибудь на дороге или в транспорте и Божеством Жизнь Дающем для своего пса дома.
>все знают
Написано про игру, которую большинство видеоигровых сайтов просто проигнорировало.
И просто для сравнения:
В Doki Doki Literature Club! сыграло свыше двух миллионов человек.
В The Age of Decadence — меньше сотни тысяч.
Кунгуров сказал, что выпиливает себя из видеоматериалов на месяц.



Ждем в рамках «Зря пропустили» все не части Зельды
Небольшая ремарка…

Игра нет японская. Она делалась от начала и до конца на английском и англоязычными людьми.
Очень зашла: сделана добротно, с вниманием к деталям. И да, стоит отметить неофициальную локализацию — за это отдельное спасибо команде энтузиастов.
Осветили
Минусы: игра не так страшна, как её малюют; главную жанровую задачу вы не выполните.
Читай также