Меню
StopGame  Обзоры игр Celeste Обзор

Самое актуальное

  • Обзор игры Aegis Defenders
  • «Инфакт» от 21.02.2018 — «Корсары 4», переиздание Burnout Paradise, релиз Fable Fortune, Phoenix Point от создателя X-COM…
  • Видеообзор игры Kingdom Come: Deliverance
  • Превью по бета-версии игры Pillars of Eternity 2: Deadfire
  • Fe. Лиса в лесах
  • Xenus: Boiling Point. Типичный отпуск
  • The Sims 3. Рандеву со знакомкой
  • Обзор игры Doki Doki Literature Club!
  • Обзор игры Dandara
  • «ММОдерн» №187 — Аватары в Crowfall, монстры Albion, рекорд Entropia Universe, обновление Warframe
  • Пользовательский обзор недели
  • Обзор игры Remothered: Tormented Fathers
  • Kingdom Come: Deliverance. Средневековые амбиции
  • Tropico 5. Отель «У расстрелянного партизана»
  • Dead Island: Riptide. Горячий тур из холодной Сибири
  • Ash of Gods. The Banner Saga по-нашему!
  • Трудности перевода. Portal и Portal 2
  • Обзор игры Wulverblade
  • Превью по бета-версии игры Age of Empires: Definitive Edition
  • Обзор игры Crossing Souls
  • 59-й выпуск ретро-дайджеста
  • Разум Фримана 2 — эпизод 6
  • Обзор игры Dissidia: Final Fantasy NT
  • Обзор игры Railway Empire
  • История компании Rockstar. Выпуск 12: GTA V
  • Рефанд?! — Iconoclasts, Tesla vs Lovecraft, Crossing Souls, Red Strings Club и другие
  • Middle-earth: Shadow of War — Blade of Galadriel. Эльфийская брань
  • Desolate. Деград-Отряд НЕ ВЫЖИВЕТ!
  • Badiya. Бадья Ибн Батута
  • Steam-понос. Свиньи, кувалда и грудь-убийца!

Celeste: Обзор

Celeste
Игра: Celeste
Платформа: Linux, Mac, NSW, PC, PS4, XONE
Жанр: arcade
Дата выхода: 25 января 2018 г.
Разработчик: Matt Makes Games Inc.
Издатель: Matt Makes Games Inc.
Выбор StopgameАктуально для платформы: PC

В этом году Super Meat Boy исполнится восемь лет, но до сих пор она оставалась для меня вершиной жанра хардкорных платформеров. Мало кто пытался повторить её успех, предпочитая заниматься либо «метроидваниями», которых на рынке уже сотни, либо приключенческими платформерами с необычной атмосферой и (иногда) сюжетом. Даже The End Is Nigh от создателя Мясного пацана Эдмунда Макмиллена (Edmund McMillen) оказалась чем-то не тем и не завоевала внимания аудитории. Но теперь всё изменилось — вышла Celeste, авторы которой всем показали, какой должна быть достойная наследница Super Meat Boy и как можно развить её идеи.

Celeste обзор игры
Впереди героиню ждёт много прыжков и смертей.

Трудный путь


Главная героиня по имени Мэдлин отправляется к высоченной горе, чтобы забраться на её вершину. Этого уже было бы достаточно для объяснения происходящего, но разработчики пошли дальше — на протяжении нескольких уровней они рассказывают правдоподобную историю о попытках побороть депрессию, о поисках себя, о стремлении победить свои страхи и добиться невозможного. Это не просто идеально сочетается с геймплеем, состоящим из прыжков по полным опасностей уровням, но и заставляет сопереживать персонажу, чего меньше всего ожидаешь от такого платформера.

Мэдлин встречает на своём пути нескольких второстепенных героев, но диалоги практически никогда не прерывают игровой процесс. Здесь не придётся вчитываться в текст, пытаясь одновременно прыгать по разрушающимся камням и скакать через ловушки с шипами. Обычно Мэдлин беседует с другими людьми в начале и конце глав, и каждого нового диалога ждёшь с нетерпением — очень уж интересно, чем закончится история. Ожидание того стоит — завершается приключение восхитительно, а финальные эпизоды прочно врезаются в память.

Но главное в Celeste — это, конечно, сложные уровни, которых в игре несколько сотен. В отличие от Super Meat Boy, здешние главы — не просто набор локаций, а огромные зоны, где комнаты друг с другом связаны. Поэтому всегда есть прямая дорога к финишу, но при желании можно сворачивать с пути и посещать дополнительные области.

Celeste наверняка понравится «спидраннерам», которые будут держать у себя в голове карту каждого эпизода, — в меню показано, за сколько минут вам удалось завершить тот или иной уровень. И уже сейчас любители проходить игры на время показывают впечатляющие результаты, которые дальше будут только улучшаться.

Celeste обзор игры
Некоторые клубнички достаются нелегко.

Набор умений у героини очень скудный: она лишь невысоко прыгает, совершает рывок в сторону и способна хвататься за стены и карабкаться по ним. Выносливость не бесконечна — если лезть дольше пары секунд, фигурка персонажа начнёт мигать, и тогда Мэдлин рухнет вниз. Немного отдохнув, она может снова цепляться и идти к цели. С рывком тоже не всё так просто — в воздухе он используется лишь один раз, а его перезарядка происходит, только если стоишь на земле. Чтобы игрок не путался, цвет волос героини меняется при активации рывка — вы всегда поймёте, можно ли добраться до нужной платформы.

Новые способности мы не получаем, зато имеющиеся используются в игре совершенно по-разному. Каждая сюжетная глава предлагает какие-то уникальные идеи, вроде летящих в заданном направлении шариков, разрушающихся платформ и многого другого. И знакомят со всем этим постепенно — сначала простейшие комнаты, затем зоны посложнее, а в конце уровня надо использовать все полученные знания на наиболее трудных участках. Не хочется портить впечатление спойлерами, но сюрпризов вплоть до титров будет немало, и за счёт этого интерес не угасает ни на минуту.

Нельзя сдаваться


Дизайн уровней впечатляет разнообразием. Путь от начала до конца всегда понятен, а вот каким образом пройти комнату — зачастую та ещё головоломка. Мэдлин моментально погибает от падения в пропасть и любого контакта с противниками, шипами и другими опасными объектами. Но в ту же секунду она воскресает в начале локации, поэтому драгоценное время почти не теряешь. Celeste сделана с расчётом на то, что вы будете погибать в ней постоянно, — до финальных титров я дошёл за семь часов и умер за это время полторы тысячи раз.

Но здесь никогда не возникает чувства, что разработчики сделали «сложность ради сложности» и накидали как можно больше ловушек и других неприятностей, чтобы тебя помучать. Не ругаешься и из-за управления: оно очень отзывчивое и кажется даже удобнее, чем в Super Meat Boy, — Мэдлин ощущается чуть более тяжёлой, нежели Мясной пацан.

Celeste обзор игры
Ромбы восстанавливают рывок — осталось лишь идеально пропрыгать.

Каждая смерть происходит лишь по вине пользователя, а не из-за того, что персонаж не отреагировал на нажатие. Вы можете путаться в кнопках, раз за разом погибать из-за спешки, но в какой-то момент обязательно всё сделаете идеально и одержите маленькую победу. Уровни здорово продуманы — на некоторых, к примеру, можно обнаружить висящие в воздухе ромбы, обновляющие рывок. Если в комнате таких ромбов несколько, от старта до финиша добираешься, ни разу не касаясь земли. Даже если какие-то новые механики никак не объясняются, достаточно поэкспериментировать пару раз — и всё станет понятно.

Но дойти от старта комнаты до финиша — это лишь половина дела. В основных и дополнительных зонах можно обнаружить клубнички, получение которых оказывается более трудным, чем обычное прохождение. Разработчики постоянно повторяют, что их сбор ни на что не влияет, да и вообще нужны они лишь для «ачивки» и хвастовства перед друзьями. Дескать, если не получается — просто забудьте, не думайте об этом и идите дальше. Но всё равно трудно устоять перед возможностью забрать ягоду, которая висит у противоположной стены, хоть она и окружена множеством шипов и вообще кажется недостижимой. Да, потратишь на это несколько минут и увеличишь счётчик смертей на пару десятков, зато не сдался. Кстати, клубнички не такие уж бесполезные, но до их истинного предназначения догадаетесь сами.

После прохождения каждой главы в меню появляется список пропущенных ягод с возможностью начать прохождение с определённой контрольной точки, что очень удобно для сбора всех коллекционных предметов. Но клубникой дело не ограничивается — на всех этапах спрятаны кассеты, разблокирующие «сторону B» у каждого уровня. Это новые комнаты с гораздо более трудными головоломками, требующими мастерства и идеального использования геймплейных механик. И из хардкорного, но доступного многим платформера Celeste превращается в зубодробительно сложную игру, с которой для наиболее полного прохождения предстоит провести ещё как минимум один десяток часов. И умереть ещё несколько тысяч раз, конечно.

Есть здесь и абсолютно противоположный описанному выше режим. Если игра кажется чересчур трудной и подобные платформеры вас лишь раздражают, но увидеть историю Мэдлин хочется, в меню в любой момент позволяют включить упрощённый режим и изменить его настройки — увеличить запас выносливости героини, уменьшить скорость или вовсе сделать персонажа бессмертным. Авторы не навязывают эти упрощения и рекомендуют проходить Celeste без них, но в то же время понимают, что все игроки разные и далеко не всем будет интересно раз за разом умирать и ничего в итоге не добиваться после сотни попыток. Фанатам такого жанра даже в голову не придёт залезать в это меню, а остальным предлагается рука помощи — все остаются в выигрыше.

Celeste обзор игры
С водой загадки почти не связаны.

***

Celeste получилась не только потрясающим хардкорным платформером, в который хочется возвращаться вновь и вновь, но и доступной всем игрой с сюжетом, затрагивающим необычные для жанра темы. Здесь очень удобное управление, множество секретов, отличные локации-головоломки и уютная атмосфера. А ещё работа с музыкой проделана фантастическая — то, как меняются громкость и насыщенность композиций, заставляет вспомнить NieR: Automata, где использовались похожие приёмы. Не пропускайте Celeste — это удивительная игра, которая за несколько вечеров стала одной из моих любимых.

Плюсы: хардкорность; великолепный дизайн уровней; очень удобное управление; шикарное музыкальное сопровождение; необычный для жанра сюжет, вызывающий неожиданные эмоции; большое количество бонусного контента за пределами сюжетной линии.

Минусы: не обнаружены.
Комментарии (26 шт.)
Спасибо за отличный обзор на отменную игру!
Не упомянуты еще остались side C, которые правда, лучше спокойно посмотреть на youtube)
Для меня единственным минусом оказалась изолированность механик разных глав друг от друга в 'базовой' части игры (в 8ой главе это встречается, но ее многие не увидят). По мне гораздо больше интересных решений могло бы получиться, если бы некоторые механики разных глав встречались на одном уровне. Но на оценку, разумеется, это не влияет.
Не упомянуты, потому что посчитал спойлером :)
Ну большинство игроков (как я, например :) ) вряд ли эти уровни откроют, а любителям хардкора их существование только подогреет интерес к прохождению всего остального. Вот способы получения сердец довольно спойлерные, хотя некоторые без внешней помощи уж совсем нереально добыть, по мне)
Отличная игра — вполне себе кандидат на инди года.
И пускай поздновато, но замечу, что, как по мне, игру всё-таки нельзя называть наследницей митбоя. Тут прохождение не заточено под скорость, отсутствуют заносы у непосредственного движения героини. Игра тебя никуда не торопит, а ощущается она захватывающей по несколько другим причинам. И это не считая целой кучи ньюансов, которые также возводят её в иной тип платформеров.
Ну вот же, вот! годный ПК — эксклюзив, а еще говорят ПК — гейминг умирает!
Если не считать PS4, Switch и Хуан, то вполне себе экз, да :)
Упс! ошибочка вышла) глянул на актуальную платформу.
Помянем ПК — гейминг
Зато там есть The Red Strings Club, например!
Да, ПК уже пора переименовать в инди платформу)
ПК уже пора переименовать в инди платформу)

И платформу для глобальных стратегий :)
Вот было бы их побольше.
Тут другая игра вышла. Не менее знаковая и хорошая — ICONOCLASTS. Легко в названиях запутаться, основа одна и та же — CLST. Плюс обе пиксели, с графикой снес, оба платформера с элементами метроидвании, в обоих гг женщина.

В стиме и в гуглплее столько игр, что кажется названия, стили и жанры заканчиваются.
Нет эта игра явно не в 16-битовом пиксель-арте. А вот Iconoclasts вполне да, там анимаций и окружения явно заморочились сильно. Тут сила вовсе не в пейзажах.
Никогда не понимал этой страсти обзорщиков лепить «изюмы» с наглым видом утверждая, что недостатков в игре нет. ТАК НЕ БЫВАЕТ! Ни с одной даже самой отличной игрой.

Вот и здесь, описав хорошие стороны игры, Алексей деликатно проигнорил графику. Нет, я не графодрочер, я знаю о стилистике и пиксель-арте, но одно дело делать такой пиксель арт в рядовом платформере, а другое дело в потенциально хардкорной игре, где очень сильно требуется как раз буквально высматривать каждый пиксель в игре, чтобы координировать движения героя. И вот от такого грауфония Celeste натурально болят глаза. Дело, даже не в скудности графики (которая впрочем тоже сомнительна, ибо находится на грани стилизации и банальной дешевизны игры), а количестве деталей на квадратным метр графики, их общего контраста и анимации, которые в сумме вызывают натуральную рябь (вангую, шуточки про то, что мне пора к окулисту, ага). Скриншоты к слову этого не передают. Например, большие кубы на героиней на втором скриншоте сами блестят периодически, есть блестящая анимация, когда героиня через них пролетает, плюс задний план уровня поблескивает периодически. И все это в пиксельной графике.
Или же третий скриншот, ЧЕРНЫМИ облачками на ЧЕРНОМ фоне, имеющими КРАСНЫЙ ОДНОПИКСЕЛЬНЫЙ КОНТУР (КАРЛ!), которые задолбаешься разглядывать. Да чертов хардкорный VVVVVV с самой беднейшей пиксель графикой в контраст умел лучше.
Ну, чувак, я как-то не замечал, чтобы кто-то высказывал такую претензию да и в моём личном опыте таких проблем не было. То есть это не особо распространённая проблема. Если выставлять минусы из таких категорий, то их просто все не перечислишь — у каждого найдётся своя проблема(люблю я тавтологию да :) ).
где очень сильно требуется как раз буквально высматривать каждый пиксель в игре, чтобы координировать движения героя.

Мы точно в одну игру играли? Что что, а пиксель — хантинга я как то в игре не обнаружил. Даже на бонусных уровнях.
Не скажу что полностью согласен, но пиксели тут довольно крупные. Хотя лично мне сложности этого не прибавило. Скорее легкая неприязнь — это очень много засветов и размытий. Местами это даже на руку, но постояно и на каждом объекте это напрягает. Хотя сделано это очевидно специально большие пиксели размыть и дать более комфортный вид.
А вот что реально меня напрягало дак это отсутствие музыки. Блин ни динамику почувствовать ни темп игры не задает. Вообще тишина. Да сами звуки эффектов некоторые совсем не очень хорошие. Не знаю не подковывают что ли, ни движения ни задают ни ассоциаций нормальных с такими звуками я не могу.
А вот что реально меня напрягало дак это отсутствие музыки.

Мы точно в одну игру играли?[2] Везде же она, кроме некоторых сюжетных моментов(хотя и тут не поручусь).
Это хорошо, что игру заметили и не обделили вниманием. Узнал о ней от Данки недели две назад, но вам тоже большое спасибо. Больше просвещения в массы, меньше симуляторов записок от Фена С:
Мне бы продало игру уже то, что это игра от создателя TowerFall, как я понял. Или я не правильно понял?
… не забывать перед добавлением текста, проверять его
Это не всегда помогает.
Судя по стиму у игр один издатель.
О, судя по сайту издательства, у игр всё таки один создатель — Matt Thorson. Просто у Celeste, в графах разработчик и издатель стоит Matt Makes Games Inc.
Я тоже в стиме заметил. Просто, играя в TowerFall с друзьями, у нас не возникало желания сравнивать ее с мясным пацаном, хотя аналогия очевидна. Здесь же, увидя первый скриншот, у меня уже появились некоторые подозрения, что говорит о собственном, в рамках пиксельных игр, стиле.
Для комментирования необходима регистрация.
Прямой эфир
Наверх ↑