26 декабря 2017 26.12.17 35 27K

Okami HD: Обзор

Играли на Sony PlayStation 4

С одной стороны, рассказывать про Okami как будто не нужно. Игра издаётся уже в четвёртый раз, регулярно собирает оценки в районе 90 баллов из 100, все, кому надо, давно уже в курсе и прошли по десятку раз. С другой стороны, Okami — невероятной мощи произведение искусства, выходит на разных платформах уже почти двенадцать лет под летящие в воздух чепчики критиков, а в продажах выступает как недоевший допинга лыжник — три предыдущих релиза совместно не набрали полтора миллиона копий. И вот эту пропасть я сейчас попробую хотя бы осветить фонариком.

Техника рисования, под которую стилизована картинка, называется суми-ё — это японская живопись тушью родом из Китая.
Техника рисования, под которую стилизована картинка, называется суми-ё — это японская живопись тушью родом из Китая.

Старая сказка с новыми иероглифами

Как имя Гоши Рубчинского поднимает цену свитшота на пару сотен долларов, так и личность главного человека из числа когда-то подаривших миру это приключение вызывает священный трепет. Особенно сейчас. Хотя Хидеки Камия (Hideki Kamiya) был звездой и десятилетие назад — после руководства разработкой Resident Evil 2 и Devil May Cry. Забавно, что в первом кадре переиздания нет сакраментального Story: Hideki Kamiya. Распустив Clover в год выхода Okami, издательство Capcom с тех пор почему-то умаляет роль потрясающей команды и её лидера.

А Камия между тем написал очень сильную историю как сценарист и как режиссёр собрал не менее целостную игру. На базовом уровне это сказка. Волшебная история о том, как в древнюю страну Ниппон пришёл восьмиголовый демон-дракон Орочи и превратил почти все земли в ужасную тёмную зону с демонами и ядовитыми испарениями. А богиня солнца Аматэрасу, воплотившись в облике белого волка Ширануи, собрала силы всех богов и прогнала зло.

Но глянуть чуть глубже — и сказка начинает поднимать темы, из которых добрые молодцы должны извлечь много уроков. Вот потомок великого воина, Сусано, храбрящийся любитель сакэ. На деле он жалкий трус, постоянно сбегает с поля битвы, и даже меч у него деревянный. Но разные сюжетные ветки прямо и косвенно говорят нам, что от трудностей нельзя убегать, — и Сусано будет меняться.

К сожалению, русского языка нет, а без хорошего знания английского понять игру смыслов в диалогах не получится.
К сожалению, русского языка нет, а без хорошего знания английского понять игру смыслов в диалогах не получится.

Или вот сама героиня-волчица. Для жителей Ниппона она выглядит обычным белым волком, и лишь чистые сердцем да маленькие дети видят божественный ореол вокруг богини. Спутник Аматэрасу, жук-художник Иссун, печально констатирует, что люди перестали верить в высшие силы. После этого мы принимаемся помогать жителям окрестной деревушки — и они удивляются, как это вокруг происходит что-то хорошее.

Но Okami не всегда серьёзна. Комический Иссун постоянно попадает в нелепые ситуации и разряжает обстановку отличными репликами. Богиня Сакуя носит слишком обтягивающее кимоно, а старейшина деревни Камики выполняет священные ритуалы только после общения с бутылкой. Будут в сюжете и таинственные герои типа самурая Ваки, говорящего с французским акцентом, и смешные истории, и маленькие трагедии. Пожалуй, единственный минус в повествовательной части — озвучивание персонажей: вместо слов они монотонно бубнят, что во время длинных монологов начинает действовать на нервы.

Суми-ё моё

Зато картинка здорово успокоит. Стилизация под японское рисование тушью и сделала славу игре, но именно в HD-версии она выглядит лучше всего — красочнее, ярче, сочнее, что ли. Версия для PlayStation 4 Pro даже поддерживает разрешение 4K, и, поверьте, Okami заслуживает такого количества точек на экране. Это как раз та ситуация, когда надо один раз увидеть, как вслед за волчицей распускаются разноцветные цветы, как преображается природа, как под неспешную музыку мы кормим миленьких зверушек.

Даже без движущихся картинок получается красотища.
Даже без движущихся картинок получается красотища.

Суми-ё — не просто художественный приём. Это важная часть геймплея. По ходу действия Эмми (так Аматэрасу называет Иссун) встречает других богов и получает их волшебные силы. Кабан Бакугами позволит управлять волшебными фейерверками, змея Нурегами — струями воды. Все эти чудесные дела способны появиться в нашем мире только с помощью Небесной кисти. Нажатием одного из «шифтов» мы останавливаем время, открываем холст, делаем несколько росчерков — и вуаля, на небе появилось солнце, в воде распустилась лилия, враги получают удар мечом.

Да, рисование вставлено как в мирную, так и в боевую часть игры. И таким образом впечатление получается очень целостным — одни и те же приёмы мы используем как в битвах, так и для решения задач, помощи людям. Несмотря на то что сражения происходят на отдельном экране, а между большими локациями есть загрузки, вселенная Ниппона не выглядит разорванной на части.

Страна непуганых клеверов

Здесь есть чем заняться — с самого первого появления критики стали сравнивать Okami с The Legend of Zelda. Если посмотреть формально, то сходство одно — это открытый мир, в новые части которого попадаешь, получая свежую способность. Во всём остальном приключения Линка стоят далеко позади Аматэрасу. Здесь нет искусственного разделения на подземелья и открытые поля. Здесь общение с людьми и взаимопомощь, а не решение абстрактных пазлов выходит на первый план. Возможно, поэтому игра получилась довольно лёгкой. Хотя задачки, когда надо подумать, тоже есть.

Ещё одна мелочь из прошлого — точки сохранения. Тут они почему-то не бесят, а выглядят забавным ископаемым.
Ещё одна мелочь из прошлого — точки сохранения. Тут они почему-то не бесят, а выглядят забавным ископаемым.

Ниппон — страна очень большая по меркам консолей PlayStation 2 и Wii, и, хотя современные «песочницы» позволяют в разы больше, бегать за Эмми мне было всё так же интересно, как и шесть с лишним лет назад. Почему? Во-первых, тут огромное количество контента и всяческих мелочей, из которых создаётся совершенно особенное впечатление. И во-вторых — то самое впечатление умиротворённости и неспешности. Того, что процесс не менее важен, чем результат. Что откопанный на пригорке четырёхлистный клевер (он приносит немного баллов для развития способностей Эмми) так же значим, как битва с главным «боссом».

Самые внимательные уже поняли, к чему я клоню. У нас есть довольно серьёзная, неторопливая, долгая и необычно выглядящая игра, которую надо продавать аудитории подростков, детей и «кидалтов». И Okami настолько незыблема в этих своих качествах, что, если смотреть на неё как на обычный приключенческий боевик, пытаясь проматывать культурные контексты, не останавливаясь возле бамбуковых рощ, она будет выглядеть странно. Именно так — впопыхах, на YouTube (одиннадцать лет назад он уже существовал), между парой мессенджеров — люди и оценивают игры.

Отсюда и продажи в полтора миллиона копий за три издания на консолях тиражом триста миллионов. И поэтому надеяться на продажи в Steam довольно глупо, хотя и там есть как абсолютно восторженные отзывы, так и полные ненависти рецензии людей, не умеющих пропустить 20-минутную начальную заставку…

Для управления кистью на PC можно использовать даже графический планшет, а вот на PS4 рисование с помощью тачпада реализовано крайне плохо.
Для управления кистью на PC можно использовать даже графический планшет, а вот на PS4 рисование с помощью тачпада реализовано крайне плохо.

Главная проблема музыки в России, как известно, в тех, кто сделал группу «Грибы» самой популярной в 2K17-м (по крайней мере в iTunes). Примерно то же и с Okami — это вещь абсолютно гениальная, но и слишком «сложная» для аудитории Call of Whatever. Возможно, потому, что Clover Studio сделала приключение про созидание, а созидать всегда труднее, чем разрушать. Или потому, что тема веры как чего-то хорошего не слишком вписывается в современный контекст. Несомненно другое — теперь на PC и актуальных консолях есть лучшая игра в стиле Zelda.

Плюсы: гениальный арт-дирекшн — теперь в 4K; выдержанный в идеальном балансе между серьёзностью и юмором сюжет, где поднимаются довольно сложные по меркам медиа темы; атмосфера добра и теплоты в игре не для детей; геймплей в стиле Zelda, который превосходит любой выпуск сериала Nintendo; рисование кистью идеально встроено в битвы и мирные сцены; за одиннадцать лет игра отлично сохранилась.

Минусы: нужны прямые руки и мозги; управление тачпадом на PS4 можно было бы сделать лучше.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Okami HD

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
30 октября 2012
190
4.4
40 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Нужны прямые руки и мозги


И каким боком это в минусах? Это-же хорошо, когда игра не только развлекает, но и развивает!
Японские игры с PlayStation 2, это лучшее что случалось с индустрией.
Ну мне как человеку у которого руки из жопы это минус
Толсто, но думаю это сарказм

Вот так всегда, сидишь тратишь время чтоб сарказм был достаточно очевиден, а потом лишний раз убеждаешься, что есть люди которые в него совсем не могут.
О дааа, перепройти полностью в четвертый раз! :DD И на этот раз на японском ._.
В оригинале кстати все фразы гораздо короче и бубнёжки в разы меньше. А ведь я из-за этой кхм… озвучки (хотя меня она абсолютно устраивает) стольких людей не смогла сагитировать её пройти т.т Расписываешь человеку какая распрекрасная игра, а потом начинается это двадцатиминутное «ухи-хао-хиху-ми-хуху-ми-ха-хо-хуху» и сидишь такой «блинблинблин, ведь опять до геймплея не дойдет»
Рисовать мышью одно удовольствие.
Кажется пора сдуть пыль с цифровой версии для PS3. А может даже и купить коробочку для PS4, просто чтоб была. Единственное что меня действительно напрягло во всей игре, это «озвучка». Я конечно понимаю, что все это стилистика и прочее, но когда, например, начинает говорить Иссун у меня через 5 минут в ушах звенит и голова болеть начинает.
А эволюционировать не хочется?
Разумеется нет, это же стараться надо, накой нужен этот жалкий интересный геймплей, когда у нас такой боХатый выбор гриндилок в открытом мире!
Задонатить лутбокс и чувствовать себя папкой — бесценно!
А физику чертова улья поправили? XD Того, который надо было закатить на горку и выдать медведу. Это жесть какая-то, сволочной шарик укатывается быстрее, чем ты его закатываешь.

А вообще, если проходить только сюжет, а не стопицот необязательных мини-игр, в Оками прямые руки не нужны. Чтобы умереть в бою, нужно, пожалуй, отойти попить чайку. Большая часть сюжетных головоломок очень прямолинейна, и почти каждое твое действие тебе разжуют как трехлетнему ребенку. Это иногда раздражает. Рисовать можно даже со стиков, все формы простые. Ну иногда вместо солнца получается ветер. Игра для релаксации, а не для преодолевания. =)
Kallysta, меня эта бубнёжка ни разу не отпугнула. В некоторые моменты иногда хотелось бубнёж промотать, но прошёл всю игру почти что на одном дыхании. С работы вечером приходил, ужинал — и за Оками. Впечатления от игры остались только хорошие. ))
А есть уже игравшие в PC версию? Любопытно, на чем играть приятнее на геймпаде или клава/мышь?
Русский? Неофициальный патч для стимовской РС-версии? Опять боярам повезёт. На консоли PS4 не разрешают неофициальные переводы, а в стиме патчи выложены с предупреждением, что за последствия использования патча ответственности за корректную работу игры не несут. Но обычно патч нормально срабатывает. Та же седьмая финалка после неофициального патча нормально на русский перевелась и ни разу не сглючила. Теперь Оками на РС с переводом будет вообще обалденна, в игре столько интересной инфы…
Пожалуй, за 11 лет кто только не успел упомянуть неторопливость okami. Раз уж об игре, а не о переиздании речь в обзоре — точно в минусы должно было пойти.
Сам недавно открыл старое сохранение на ps2 и понял, что на самом интересном забросил.
Я потратил на неё 53 часа, много тупил не понимая что делать дальше, если бы не ютуб вообще вряд ли осилил. Но игра всё равно шикарная и оригинальная.
Я правильно понимаю, что игру переиздают уже в четвертый раз, но все еще не пришли к мысли привести «озвучку» диалогов (которая, судя по отзывам (тут в комментариях в том числе), чуть ли не единственный, но достаточно серьезный недостаток) в удобоваримую форму (хотя бы сделать её отключаемой)?
Читай также