«Ремастеры и переиздания модно поругивать. Я сам так делал, например, в рецензии на прошлогоднюю Twilight Princess HD. Но сегодня случай особенный…» — так я начинал совсем недавно рассказывать о переиздании отличной, но старой Final Fantasy. Почему бы не написать те же самые слова во второй раз и продать их StopGame? Ведь Square Enix продаёт нам свои RPG по несколько раз, иногда почти не притрагиваясь к ним. По крайней мере, очередное переиздание Final Fantasy IX не исправило проблемы предыдущих.
Цирк вернулся, и клоуны постарели
Семнадцать лет назад эта игра выходила как возвращение к истокам. После киберпанковских и технологичных «Фантазий» сериал снова стал сказочным, волшебным, добродушным. И одновременно — несколько безумным. Все герои этой истории, начиная от Зидана, воришки и бабника с пушистым хвостом, и заканчивая клоуноподобной Квиной с длиннющим языком, — странные в хорошем смысле этого слова.
Они с самого начала и почти безостановочно творят на экране настоящий цирк. Правда, при этом персонажи очень слабо меняются, оставаясь в пределах своих амплуа. Так, хотя бравый королевский гвардеец Штайнер по ходу действия столкнётся с конфликтом долга и чести, сменит парадигму мышления, он останется комичным, неуклюжим шутом.
В отличие от других частей того времени, в «девятке» не прослеживается одна основная линия — сюжет развивается как типичная JRPG про злодея, который хочет захватить мир. Но потом, после нескольких внезапных поворотов, даже сама планета Гея, где разворачиваются события, перестаёт быть основным местом действия, а главным противником становится совсем не тот, о ком можно было подумать. Подобные повороты уже были в четвёртой части, где мы попадали на Луну, или в восьмой, когда финальную битву в каком-то смысле высосали из пальца. Здесь все отсылки и повторы событий подаются именно как «пасхалки» для фанатов серии. Где-то они получились уместными, но кое-где выглядят очень искусственно.
Вытягивает неидеальный сюжет с не всегда логичными отсылками очень приятный и интересный мир. Что у тогда ещё Squaresoft получилось, так это создать такую атмосферу, что хочется исследовать и открывать новые города и деревни, пляжи и пещеры. Пожалуй, именно за это ощущение многие и признали Final Fantasy IX лучшей в сериале. Во многом очарование создаётся фантастическим саундтреком Нобуо Уэмацу (Nobuo Uematsu). В моих поездках в пятнадцатой части композиции из девятой занимали почётное второе место после любимой «семёрки» — это говорит о многом.
Переиздавали, переиздавали, да не выпереиздали…
А вот с картинкой так же хорошо не получилось. Взяв за основу прошлогодний ремастер для PC и мобильных платформ, Square Enix совсем ничего не подкручивала и не изменяла. Даже соотношение сторон осталось 4:3, как на ламповых телевизорах, сбоку добавлены серенькие «бэкграунды», словно намекая на общее качество работы. Модели персонажей и заставки переделаны замечательно — они выглядят современно (хотя на стабильные 60 кадров в секунду поскупились — в битвах на глобальной карте их явно меньше). Но вот когда переводишь взгляд с героев на задники, появляются слёзы.
То ли разработчики потеряли исходные картинки в высоком разрешении, то ли какая-то японская примета мешает заниматься декомпиляцией (или как это там называется?), но превосходные в версии для PlayStation One рисованные декорации здесь дико пострадали от растягивания. Весь тот волшебный мирок, что я расписывал два абзаца назад, предстаёт в своём худшем виде. Ведь на PS4 его даже в оконный режим не переведёшь. Вдобавок почему-то не поправили мелкий, но надоедливый баг с музыкой, которая перезапускается после каждой битвы, хотя в оригинале композиции продолжали звучать с того момента, где прервались.
Наконец, к ремастеру прикручены трофеи и читы. Первые особого внимания не заслуживают, потому как получились довольно скучными, а вот вторые могут быть очень полезны для новичков. Ведь с их помощью можно избавиться от случайных битв, усилить атаки до 9 999 очков и ускорить игру в два раза. Базовые читы даже не влияют на трофеи, их можно включать и отключать в любой момент. Есть ещё возможность «прокачать» героев, их способности и кошельки до максимума, но эти «перки» как раз отключают возможность выбить «платину».
В целом уровень переиздания не впечатляет. Да, с нас не просят полную цену, но учитывая, что это уже второй выход на сцену, можно было бы и напрячься, хотя бы в мелочах. Правда, фанаты Square Enix знают, что «напрячься и сделать хорошо» — не про сегодняшнее состояние компании.
Дух «старой школы» живёт в Александрии
Но уж испортить геймплей никто, конечно, не мог. Ведь Final Fantasy IX соткана из классических элементов жанра и сериала. Героям незаметно вернули профессии, хотя менять их нельзя, и партия получилась очень сбалансированной. Для путешествий по глобальной карте вовсю используются летающие корабли, в пошаговых сражениях участвуют сразу четверо, а пропуская атаки, персонажи копят шкалу транса, войдя в который могут использовать специальные приёмы. Всё как любят те, кто застал ролевые игры 90-х.
Разве что анимация боёв получилась чересчур долгой — камера облетает поле сражения, показывает подготовку к каждой атаке или заклинанию. Выкинь эти эпизоды, и сэкономишь полтора-два десятка часов. А «прокачиваться» здесь очень важно, ведь система умений выстроена вокруг экипированных предметов. Каждый меч или доспех позволяет использовать определённые способности, и чем больше битв с ним проведёшь, тем скорее герой научится использовать Fire или Cure даже без надетой вещи.
Есть в «девятке» и одна очень приятная современная деталь — нелинейный монтаж сцен. Иногда на экране возникает сообщение об Active Time Event, и мы можем выбрать, какую из параллельных сюжетных сценок хотим увидеть. Изменить события таким образом нельзя, но можно глубже понять происходящее и причины поведения тех или иных действующих лиц.
Другая беда в том, что семнадцать лет спустя «возвращение к истокам» не кажется такой крутой темой, потому что жанр серьёзно преобразился и живёт по новым стандартам. Более того, та же Dragon Quest VIII или даже серия Bravely не страдают от сюжетных и графических проблем, а предлагают примерно тот же опыт.
Девятая «финалка» — совсем не посредственная игра для своего времени. Но сейчас, после многих прекрасных JRPG, изменивших жанр, да ещё в таком виде, как на PS4, она выглядит своеобразным артефактом. Да, фанаты Зидана с Гарнет, почему-то пропустившие прошлые издания, или те, кто очень любит фэнтезийные японские ролёвки, просто обязаны вернуться в волшебный мир Геи. И они будут счастливы, ведь это всё ещё та самая сказка-путешествие, которую делали почти двадцать лет назад Хиронобу Сакагути (Hironobu Sakaguchi) и компания. Но всем остальным, пожалуй, стоит вспомнить, что на консоли есть переиздания седьмой, десятой и двенадцатой Final Fantasy.
Плюсы: дивный волшебный мир с эксцентричными персонажами; шикарный, завораживающий саундтрек; множество классических элементов сериала в одной упаковке; чит-коды для новичков.
Минусы: сюжетная логика не всегда обоснована, а герои слабо меняются; общее качество ремастера очень небрежное, декорации просто ужасны; анимация боёв затянута и быстро надоедает; игра несколько устарела в своей «старошкольности».
Лучшие комментарии
А что касается самоповторов… Ты в курсе, что 90% художественных произведений укладываются в концепцию мифа о герое?
Интересному персонажу нужно:
а) Уделить время в игре;
б) Развиваться.
Так вышло, что преодоление страданий — самый простой способ раскрыть персонажа. Мы видим как он сталкивается с проблемой, как он её преодолевает и как изменяется в процессе.
Ну вы, блин, даете, сейчас бы игру 2000 года выпуска мерить мерками 2017.
Так-то да, начало в 10-ке самая худшая часть в игре.
Про открытый мир соглашусь в целом, но я его в принципе не люблю как концепцию, ибо либо мы 30 минут плетемся до точки, либо мы могли сразу выбрать задание и оказаться в нужном месте. Я откровенно не понимаю, почему нынче мало кто жалует такой вариант работы с миром.
Но та же Legend of heroes так же страдает от своей монструозности. Я с содраганием вспоминаю предпоследнюю главу во второй части, где надо пару раз по кругу оббежать всю страну — две части игры в миниаютюре.
Я уже молчу про Trails of Cold steel, которые решили взять курс Persona со всей ее черепашьей болезнью. Когда реагировать персонажи начинают через несколько месяцев после хода противников, и когда у персонажей случаются внезапные озарения, которые были очевидны игроку еще на 30-ой минуте игры вроде Алисы Р. Trails in the sky как раз восходит к финалкам и Dragon quest, и потому ощущается гораздо лучше.
Стратегически — да, гемплей похожий, как и во всех рпг в принципе, ибо ну… потому они и объединены в один жанр. Но на тактическом уровне каждая часть делает что-то свое. А Chrono trigger наследует геймлейно Final Fantasy 4, их, собственно, и делали примерно одни и те же люди.
Я осознаю что все подобные игры вдохновлялись финалками, и осознаю что во многих финалках такое тоже было, но это не значит, что я обязан любить это только в финалках, а на остальные кричать «вот, слямзили из финалки, игра говно». То же действует и в обратную сторону, если мне понравилась Trails in The Sky или Tales of Xillia 2, не значит, что FF7 для меня полный слив и убожество. Потому я и не заявляю, что сюжеты финалок говно, они хорошие, даже очень. Если извините FFX смогла выдавить из меня слезу даже спустя 10 лет после первого прохождения, это о чем-то да говорит. Просто в других JRPG меня зацепило что-то, чем не смогли зацепить финалки, и это уже слишком субъективные вещи, которые кому-то понравятся, а кому-то нет. Даже если игра банальнее и шаблоннее любой финалки, мне она может понравиться чем-то, что другого может оттолкнуть.
Так что если кто-то думает, что если меня не цепляют финалки так же как раньше, то извините, не могу ничего поделать, что-то во мне поменялось.
P.S. Сорян за партянку, хотел высказаться. А если нужны прям конкретные примеры моих любимых игр
Trails of Cold Steel 1-2
Tales of Xillia 1-2
Persona 4 Golden
Valkyria Chronicles (хоть это формально и считается пошаговой тактикой, нотки JRPG в ней все же есть)
Серия Ys (хотя они мне больше геймплеем и атмосферой понравились, нежели конкретно сюжетом, который в серии всегда был так себе)
Эх, 80… У меня часов 700 ушло на полное прохождение школы монстров из десятки, плюс пару темных эонов зацепил, но они вообще кабздец какие. Даже где-то с тех времен валяется тетрадка 48 листов, исписанная всякими советами, рецептами, что из кого падает, что у кого воруется и все в таком духе.
Были времена)
У японцев вообще в принципе в обычаи такое делать, на каких бы серьезных щах все не было. Они называют это «разрядкой».
Во-первых, мне было не плевать. Во-вторых, твоя любимая 9-ая целиком построена на фундаменте ранних частей, особенно 4-ой. В этом, собственно, и ее проблема.
Однако… Я правильно понимаю, что персонаж должен страдать, чтобы ты счел его интересным и проработанным?
Тут есть девушка, которую хочет принести в жертву собственная мать.
Тут есть парень, которому осталось жить максимум год.
Тут есть маленькая девочка, чей народ уничтожили у неё на глазах и последнюю пару лет она жила сама в компании зверушек.
Тут есть рыцарь, которого за самоотдачу и выполнение своего долга объявляют предателем и вносят в список преступников, которых следует убивать на месте.
Также я полностью согласен с тезисом: «Но уж испортить геймплей никто, конечно, не мог. », ведь сложно сломать то, что мертво изначально. Это нудная, скучная и унылая часть по геймплею. Оригинальную FF 1987 проходить было в разы интереснее, чем эту часть. Боевая система поломана в корне.