10 октября 2017 10.10.17 82 82K

Final Fantasy IX: Обзор

Играли на Sony PlayStation 4

«Ремастеры и переиздания модно поругивать. Я сам так делал, например, в рецензии на прошлогоднюю Twilight Princess HD. Но сегодня случай особенный…» — так я начинал совсем недавно рассказывать о переиздании отличной, но старой Final Fantasy. Почему бы не написать те же самые слова во второй раз и продать их StopGame? Ведь Square Enix продаёт нам свои RPG по несколько раз, иногда почти не притрагиваясь к ним. По крайней мере, очередное переиздание Final Fantasy IX не исправило проблемы предыдущих.

Королева Александрии, Брана, очень точно выражает суть игры — это буффонада!
Королева Александрии, Брана, очень точно выражает суть игры — это буффонада!

Цирк вернулся, и клоуны постарели

Семнадцать лет назад эта игра выходила как возвращение к истокам. После киберпанковских и технологичных «Фантазий» сериал снова стал сказочным, волшебным, добродушным. И одновременно — несколько безумным. Все герои этой истории, начиная от Зидана, воришки и бабника с пушистым хвостом, и заканчивая клоуноподобной Квиной с длиннющим языком, — странные в хорошем смысле этого слова.

Они с самого начала и почти безостановочно творят на экране настоящий цирк. Правда, при этом персонажи очень слабо меняются, оставаясь в пределах своих амплуа. Так, хотя бравый королевский гвардеец Штайнер по ходу действия столкнётся с конфликтом долга и чести, сменит парадигму мышления, он останется комичным, неуклюжим шутом.

В отличие от других частей того времени, в «девятке» не прослеживается одна основная линия — сюжет развивается как типичная JRPG про злодея, который хочет захватить мир. Но потом, после нескольких внезапных поворотов, даже сама планета Гея, где разворачиваются события, перестаёт быть основным местом действия, а главным противником становится совсем не тот, о ком можно было подумать. Подобные повороты уже были в четвёртой части, где мы попадали на Луну, или в восьмой, когда финальную битву в каком-то смысле высосали из пальца. Здесь все отсылки и повторы событий подаются именно как «пасхалки» для фанатов серии. Где-то они получились уместными, но кое-где выглядят очень искусственно.

Здешние локации хочется открывать и обследовать, хотя выглядят они слишком размыто.
Здешние локации хочется открывать и обследовать, хотя выглядят они слишком размыто.

Вытягивает неидеальный сюжет с не всегда логичными отсылками очень приятный и интересный мир. Что у тогда ещё Squaresoft получилось, так это создать такую атмосферу, что хочется исследовать и открывать новые города и деревни, пляжи и пещеры. Пожалуй, именно за это ощущение многие и признали Final Fantasy IX лучшей в сериале. Во многом очарование создаётся фантастическим саундтреком Нобуо Уэмацу (Nobuo Uematsu). В моих поездках в пятнадцатой части композиции из девятой занимали почётное второе место после любимой «семёрки» — это говорит о многом.

Переиздавали, переиздавали, да не выпереиздали…

А вот с картинкой так же хорошо не получилось. Взяв за основу прошлогодний ремастер для PC и мобильных платформ, Square Enix совсем ничего не подкручивала и не изменяла. Даже соотношение сторон осталось 4:3, как на ламповых телевизорах, сбоку добавлены серенькие «бэкграунды», словно намекая на общее качество работы. Модели персонажей и заставки переделаны замечательно — они выглядят современно (хотя на стабильные 60 кадров в секунду поскупились — в битвах на глобальной карте их явно меньше). Но вот когда переводишь взгляд с героев на задники, появляются слёзы.

То ли разработчики потеряли исходные картинки в высоком разрешении, то ли какая-то японская примета мешает заниматься декомпиляцией (или как это там называется?), но превосходные в версии для PlayStation One рисованные декорации здесь дико пострадали от растягивания. Весь тот волшебный мирок, что я расписывал два абзаца назад, предстаёт в своём худшем виде. Ведь на PS4 его даже в оконный режим не переведёшь. Вдобавок почему-то не поправили мелкий, но надоедливый баг с музыкой, которая перезапускается после каждой битвы, хотя в оригинале композиции продолжали звучать с того момента, где прервались.

Пользовательский интерфейс осовременили. Но оригинальный, по-моему, был лучше.
Пользовательский интерфейс осовременили. Но оригинальный, по-моему, был лучше.

Наконец, к ремастеру прикручены трофеи и читы. Первые особого внимания не заслуживают, потому как получились довольно скучными, а вот вторые могут быть очень полезны для новичков. Ведь с их помощью можно избавиться от случайных битв, усилить атаки до 9 999 очков и ускорить игру в два раза. Базовые читы даже не влияют на трофеи, их можно включать и отключать в любой момент. Есть ещё возможность «прокачать» героев, их способности и кошельки до максимума, но эти «перки» как раз отключают возможность выбить «платину».

В целом уровень переиздания не впечатляет. Да, с нас не просят полную цену, но учитывая, что это уже второй выход на сцену, можно было бы и напрячься, хотя бы в мелочах. Правда, фанаты Square Enix знают, что «напрячься и сделать хорошо» — не про сегодняшнее состояние компании.

Дух «старой школы» живёт в Александрии

Но уж испортить геймплей никто, конечно, не мог. Ведь Final Fantasy IX соткана из классических элементов жанра и сериала. Героям незаметно вернули профессии, хотя менять их нельзя, и партия получилась очень сбалансированной. Для путешествий по глобальной карте вовсю используются летающие корабли, в пошаговых сражениях участвуют сразу четверо, а пропуская атаки, персонажи копят шкалу транса, войдя в который могут использовать специальные приёмы. Всё как любят те, кто застал ролевые игры 90-х.

Сражения проходят по схеме Active Time Battle, то есть все команды срабатывают только после заполнения линейки действия.
Сражения проходят по схеме Active Time Battle, то есть все команды срабатывают только после заполнения линейки действия.

Разве что анимация боёв получилась чересчур долгой — камера облетает поле сражения, показывает подготовку к каждой атаке или заклинанию. Выкинь эти эпизоды, и сэкономишь полтора-два десятка часов. А «прокачиваться» здесь очень важно, ведь система умений выстроена вокруг экипированных предметов. Каждый меч или доспех позволяет использовать определённые способности, и чем больше битв с ним проведёшь, тем скорее герой научится использовать Fire или Cure даже без надетой вещи.

Есть в «девятке» и одна очень приятная современная деталь — нелинейный монтаж сцен. Иногда на экране возникает сообщение об Active Time Event, и мы можем выбрать, какую из параллельных сюжетных сценок хотим увидеть. Изменить события таким образом нельзя, но можно глубже понять происходящее и причины поведения тех или иных действующих лиц.

Другая беда в том, что семнадцать лет спустя «возвращение к истокам» не кажется такой крутой темой, потому что жанр серьёзно преобразился и живёт по новым стандартам. Более того, та же Dragon Quest VIII или даже серия Bravely не страдают от сюжетных и графических проблем, а предлагают примерно тот же опыт.

Ещё FFIX можно пожурить за не лучшую любовную линию — но она не об этом.
Ещё FFIX можно пожурить за не лучшую любовную линию — но она не об этом.

Девятая «финалка» — совсем не посредственная игра для своего времени. Но сейчас, после многих прекрасных JRPG, изменивших жанр, да ещё в таком виде, как на PS4, она выглядит своеобразным артефактом. Да, фанаты Зидана с Гарнет, почему-то пропустившие прошлые издания, или те, кто очень любит фэнтезийные японские ролёвки, просто обязаны вернуться в волшебный мир Геи. И они будут счастливы, ведь это всё ещё та самая сказка-путешествие, которую делали почти двадцать лет назад Хиронобу Сакагути (Hironobu Sakaguchi) и компания. Но всем остальным, пожалуй, стоит вспомнить, что на консоли есть переиздания седьмой, десятой и двенадцатой Final Fantasy.

Плюсы: дивный волшебный мир с эксцентричными персонажами; шикарный, завораживающий саундтрек; множество классических элементов сериала в одной упаковке; чит-коды для новичков.

Минусы: сюжетная логика не всегда обоснована, а герои слабо меняются; общее качество ремастера очень небрежное, декорации просто ужасны; анимация боёв затянута и быстро надоедает; игра несколько устарела в своей «старошкольности».


Поддержи Стопгейм!

Final Fantasy IX

Платформы
PC | PS | PS3 | PS4 | PS5 | PSP | PSV | XONE | XBOXSX | NSW | iOS | Android
Жанр
Дата выхода
7 июля 2000
600
4.5
354 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

вспомнить один только эпизод из 10-й с Юной и Тидусом когда они ржать начали просто потому что.

Ты вообще за сюжетом следил? Диалог слушал. Тидус только что осознал, что вокруг писец, и дальше будет только хуже, в частности, выяснил истинную природу Сина. Юна всю жизнь живет с осознанием, что ей необходимо принести себя в жертву, но лучше все равно не станет. И ни один из них не может сказать, что у них на сердце. И тогда Юна говорит — когда плохо, начинай смеяться. И в итоге и получается этот натужный смех. Это вообще одна из самых крутых сцен в игровой истории в принципе.
И это
причем это делается зачастую на 2-3 часу игры

Ничего, что каждая часть часов на 80 игры, и все это с катсценами и прочим?
Финалки не идеальны, особенно в наши дни, когда серию последовательно отдают менеджерам вместо творцов. 9, в частности, особенно странная, с учетом того что только что была 8-ая с лихой сюжеткой, следом будет одна из лучших игр в истории — 10-ая, совсем недавно была прорывная 7-ая. И тут Сакагучи решил вспомнить, что он же геймдизайнер то же, а не только продюсер. И выпускает вот этот цирк.
Однако финалки как серия как раз тем и круты, что они очень сильно отличаются друг друга, но при этом остаются в рамках определенной традиции. В каждой части разная ролевая система, разная боевка, другой мир, другая центральная тема.
Не, я, конечно, понимаю, что на вкус и цвет фломастеры разные, но это прекрасная серия, которая внесла огромное влияние в жанр РПГ в целом, и среди которой есть как минимум 4 легендарных игры вне времени — 6, 7, 10 и 12. И которая порадила божественную Kingdom hearts и уникальную Xeno-серию. И как минимум за это признавать ее заслуги необходимо.

А ремейк ленивый, это да. Но блин, лучше так, чем как с 5 и 6-ой частью.
Я когда-то дико любил финалки, но в какой-то момент понял что они по сути своей все одинаковы и не настолько интересны. Меняются миры, герои и прочее, но в корне не меняется ничего. Персонажи могут быть запоминающимися, но в большинстве своем они какие-то невыразительные или просто унылые. История может тронуть, но в целом это абсолютно стандартная штука в стиле «вот ты короче спаситель мира, иди спасай», причем это делается зачастую на 2-3 часу игры. Диалоги тоже зачастую далеко не шедевральные, вспомнить один только эпизод из 10-й с Юной и Тидусом когда они ржать начали просто потому что.
Не могу сказать что финалки это слив, срань и приближаться к ним нельзя, но чем старше становлюсь, тем больше понимаю, что для меня в них нет чего-то такого, чтобы с пеной у рта бежать за новой частью. А вот этот вот ход Square Enix только доказывает, что они просто хотят наварить денег на фанатах. Выпускать абсолютно ту же игру с PS1 на PS4 без каких-либо существенных изменений и выдавать ее за цену какой-нибудь Dragon's Dogma, где хоть геймплей забавный есть, это просто невиданное свинство.
Вот поэтому лучше отдать деньги за какую-нибудь нишевую JRPG, если уж вы фанат жанра, и получить более дешевую, кривую и страшненьку, но более ламповую игру в которой будет просто приятно. А вот этой версии FFIX лучше остаться там, где она была.
В третьей и четвёртой части всем плевать на союзников. Только линия Эдварда вызвала хоть какие-то эмоции, кроме раздражения.

Предательство пятой части… Давай не будем вспоминать предателей, которые жертвуют своей жизнью для спасения группы?

В шестой части мир хоть и в руинах, но самые сильные в эмоциональном плане сцены тут с, опять таки, предательство и уходом за Сидом. Безумие Кефки шикарно, но его сложно назвать «глубоким» персонажем.

В седьмой части есть отличная сюжетная линия про Шинру, хорошая про Беррета и неплохая про Клауда. Остальные же персонажи отлично раскрываются в новелле и других произведениях, но в оригинальной игре им уделено мало внимания.

В восьмой… Давай не будем вспоминать _этот_ сюжет.

В девятой есть как минимум шикарные Виви и Фрея. Неплохая линия Зидана и Гарнет. А ещё есть множество приятных мелочей с другими персонажами. Прелесть этой части в том, что от глобальных проблем они перешли на личные, что было отличным выбором, который они попытались развить в 10 но…

Вся 10 часть построена на двух персонажах. Всем остальным уделено преступно мало внимания. Тут есть шикарные Лулу и Аурон, неплохие Кимари и Вакка. У всех есть неплохой задел для хороших историй, но развивают только историю Тидуса и Юны, остальные же остаются за бортом с сюжетными ветками с качеством «на отвали».

В 12 не играл, так что ничего сказать не могу.

Помимо вышеперечисленных я также играл в 1, 2, 4:TAY, 7:CC, 7:BC, 7:DoC, 10-2.
Перепроходил девятку на пятидюймовом смартфоне — вот там она смотрится прекрасно, на серые полосы не обращаешь внимания, вся «мелочность» кажется само собой разумеющейся (из-за маленького экрана телефона), а заставки смотрятся просто шикарно в «фул хд») Короче, чтобы не портить себе впечатление от первоплойковсой версии, играйте на смарте)
Я уже называл раньше. 6,7, 10 и 12. Ну и Final Fantasy tactics. Лучшее, что бы в серии. Если ты эти 5 игр называешь одинаковыми, то как должны выглядеть разные?
А что касается самоповторов… Ты в курсе, что 90% художественных произведений укладываются в концепцию мифа о герое?
Моя любимая FF9 построена на фундаменте всех предыдущих частей и

Интересному персонажу нужно:
а) Уделить время в игре;
б) Развиваться.

Так вышло, что преодоление страданий — самый простой способ раскрыть персонажа. Мы видим как он сталкивается с проблемой, как он её преодолевает и как изменяется в процессе.
Повторюсь, серия перестала быть особенной лично для меня. Что-то я может не понял, что-то не принял. Я не заявляю что финалки это слив, срань и др. Я абсолютно осознаю, что, возможно, если бы не они, JRPG не были бы такими как они есть сегодня. Но это не значит что я обязан их обожать. Ту же GTA я признаю и понимаю чем она крута, но мне на нее положить болт просто потому что ей нечем зацепить лично меня
Ничего, что каждая часть часов на 80 игры, и все это с катсценами и прочим?

Это не аргумент. Те же игры The Legend of Heroes вводят игрока в сюжет и происходящее более плавно и аккуратно, разъясняя что это за мир, как он работает, кто все эти люди, что они делают и т.д. А как происходит в той же FFX? Тидус попадает в новый мир, ему говорят «ну у нас тут короче громадная хрень которая уничтожит мир, так что мы пойдем с девчонкой по храмам чтобы спасти мир, го с нами». Я конечно дико утрирую, но как-то через чур резко все это сваливается. В мир конечно тоже потихоньку вводят, но многие куски информации просто вываливают на тебя сразу и сиди разбирайся.
Повторюсь еще раз, ничего не имею против сюжетов в целом, на той же десятке я в конце буквально рыдал, было действительно грустно. Но бывают дурацкие моменты, которые просто рукалицо.
А вот за что я серию однозначно ненавижу, и в особенности ее фанатов, это за открытый мир. Это абсолютно пустой, бесполезный мир, где нет ничего интересного и почему когда начинают кричать что в той же FFXIII дурацкий открытый мир мне непонятно, потому что он АБСОЛЮТНО такой же пустой и бесполезный как во всех частях. Он нужен просто для рандомных стычек и масштаба. И когда народ начинает визжать «вот раньше открытый мир был», это просто бред собачий, потому что он и раньше был тупым и не нужным и сейчас таким и остался, разве что чуть красивее стал.
Читаешь такой обзор, читаешь плюсы-минусы, читаешь итоговую оценку, а потом как приуныл…
Ну вы, блин, даете, сейчас бы игру 2000 года выпуска мерить мерками 2017.
Тьфу, я прочитал, что сюжет на 2-3 часа.
Так-то да, начало в 10-ке самая худшая часть в игре.
Про открытый мир соглашусь в целом, но я его в принципе не люблю как концепцию, ибо либо мы 30 минут плетемся до точки, либо мы могли сразу выбрать задание и оказаться в нужном месте. Я откровенно не понимаю, почему нынче мало кто жалует такой вариант работы с миром.
Но та же Legend of heroes так же страдает от своей монструозности. Я с содраганием вспоминаю предпоследнюю главу во второй части, где надо пару раз по кругу оббежать всю страну — две части игры в миниаютюре.
Я уже молчу про Trails of Cold steel, которые решили взять курс Persona со всей ее черепашьей болезнью. Когда реагировать персонажи начинают через несколько месяцев после хода противников, и когда у персонажей случаются внезапные озарения, которые были очевидны игроку еще на 30-ой минуте игры вроде Алисы Р. Trails in the sky как раз восходит к финалкам и Dragon quest, и потому ощущается гораздо лучше.
Эээ… ATB-система, ATB с лимитами, чистая пошаговая система с призывами и программирование — это одинаковый гемплей?
Стратегически — да, гемплей похожий, как и во всех рпг в принципе, ибо ну… потому они и объединены в один жанр. Но на тактическом уровне каждая часть делает что-то свое. А Chrono trigger наследует геймлейно Final Fantasy 4, их, собственно, и делали примерно одни и те же люди.
Отличные старые игры всегда вспоминаешь с теплотой, ностальгия берет свое, а душу греют приятные воспоминания. Но зачастую стоит запустить их сейчас, архаичный внешний вид и устаревшие геймлейные механики рушат все надежды на приятное времяпровождение. Я поэтому стараюсь не ворошить прошлое, на новые то игры времени не хватает, куда уж до финалок с пс1, на которые я по 80-90 часов на каждую (7,8,9) убивал.
Ну таки 3,4 ремейками были, их никто как ремастеры и не позицианировал.
Мне нравятся больше те игры, которые больше отдают предпочтение приключенческой части, не сильно надавливая на пафос, серьезность и безысходность. Яркими примерами могут служить не раз упомянутые игры серий The Legend of Heroes и Tales of. Они имеют достаточно серьезные и местами мрачные истории, но не давят всем этим сходу, а перемешивают это с какими-то спокойными моментами, где персонажи могут просто какое-то время страдать фигней. Мне нравятся сюжеты где персонажи не заявляются как «посланцы господни», а которые больше представляют из себя обычных людей, которые в свете некоторых обстоятельств попали в какую-то ситуацию, и при этом не сокрушаются без конца на тему «как же мы дошли до жизни такой», а пытаются выкрутиться, не забывая при этом о собственных увлечениях и прочем.
Я осознаю что все подобные игры вдохновлялись финалками, и осознаю что во многих финалках такое тоже было, но это не значит, что я обязан любить это только в финалках, а на остальные кричать «вот, слямзили из финалки, игра говно». То же действует и в обратную сторону, если мне понравилась Trails in The Sky или Tales of Xillia 2, не значит, что FF7 для меня полный слив и убожество. Потому я и не заявляю, что сюжеты финалок говно, они хорошие, даже очень. Если извините FFX смогла выдавить из меня слезу даже спустя 10 лет после первого прохождения, это о чем-то да говорит. Просто в других JRPG меня зацепило что-то, чем не смогли зацепить финалки, и это уже слишком субъективные вещи, которые кому-то понравятся, а кому-то нет. Даже если игра банальнее и шаблоннее любой финалки, мне она может понравиться чем-то, что другого может оттолкнуть.
Так что если кто-то думает, что если меня не цепляют финалки так же как раньше, то извините, не могу ничего поделать, что-то во мне поменялось.
P.S. Сорян за партянку, хотел высказаться. А если нужны прям конкретные примеры моих любимых игрTrails in The Sky 1-3
Trails of Cold Steel 1-2
Tales of Xillia 1-2
Persona 4 Golden
Valkyria Chronicles (хоть это формально и считается пошаговой тактикой, нотки JRPG в ней все же есть)
Серия Ys (хотя они мне больше геймплеем и атмосферой понравились, нежели конкретно сюжетом, который в серии всегда был так себе)
Это переиздание, не ремейк. Что впрочем не оправдывает день скворешников.
Увидев задники в этом ремастере, тоже прилично огорчился и это при неплохих то текстурках на персонажах. Да они даже простейшую текстуру пола и стен в боях не переделали! Но все же было приятно вернуться в давно полюбившиеся мир. Обзор неплох, правда так и не понял в чем заключалась «клоунада», автор это толком не пояснил… Занятость боев? Да эти облеты камеры можно настроить в опциях самой игры. Кроме того в ремастере частота энкаунтеров срезана раза в 3 (возможно это связано с 60фпс) То что «бюджетная логика не всегда обоснована» вот чет совсем не припомню такого, либо я не так понял автора… Не знаю, кто бы что не говорил играется прекрасно и сейчас, персонажи интересные со своими историями, переживаниями достаточно хорошо раскрыты. Много незаконных файловых квестов, некоторые в виде мини игр. Имхо 9 жемчужина серии, собравшая в себе самое лучшее что было в ней. Кстати а какие если не секрет современные дрпг которые перевернули жанр? Чет мне очень интересно стало с ними ознакомиться:)
С возрастом многое меняется, видимо просто ты вышел из «возраста финалок»
новичкам в старых играх зачастую ловить нечего, но вот старичкам вспомнить самое то. хотелось бы дисковое издание.
80-90 часов на каждую (7,8,9) убивал.

Эх, 80… У меня часов 700 ушло на полное прохождение школы монстров из десятки, плюс пару темных эонов зацепил, но они вообще кабздец какие. Даже где-то с тех времен валяется тетрадка 48 листов, исписанная всякими советами, рецептами, что из кого падает, что у кого воруется и все в таком духе.
Были времена)
Читай также